Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ В ИСТОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА'

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ В ИСТОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1553
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ / ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ / HISTORY / MANAGEMENT / MANAGERIAL REVOLUTIONS / STAGES OF DEVELOPMENT / MANAGEMENT SCHOOLS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крылова Е.А.

В статье говорится об истории управления как социального института и смене типов управления. Выбраны только ключевые, самые важные моменты, когда менеджмент изменился настолько радикально, что пора говорить о революциях менеджмента. Таким образом, под революцией в управлении будет пониматься переход от одного качественного состояния управления к другому.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE REVOLUTIONS IN THE HISTORY OF MANAGEMENT

In this article we turn to the history of management as a social institution and the change of management types. We will select only the key, the most important moments when the management has changed so radically that it is time to talk about management revolutions. Thus, by the management revolution we will understand the transition from one qualitative state of management to another.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ В ИСТОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА»

УДК 006

Крылова Е.А. студент 3 курса

направление подготовки: «Земельно-имущественные отношения»

профиль подготовки: «технический» научный руководитель: Мугаева Е.В.,

доцент

Академия маркетинга и социально-информационных технологий

ИМСИТ Россия, г. Краснодар

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ В ИСТОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА

Аннотация: в статье говорится об истории управления как социального института и смене типов управления. Выбраны только ключевые, самые важные моменты, когда менеджмент изменился настолько радикально, что пора говорить о революциях менеджмента. Таким образом, под революцией в управлении будет пониматься переход от одного качественного состояния управления к другому.

Ключевые слова: история, менеджмент, управленческие революции, этапы развития, школы управления

Krylova E.A.

Student of the 3nd year, the direction of training:

"Land and property relations» training profile: "technical» Academy of marketing and social information technologies

IMSIT Russia (Krasnodar) Scientific adviser Mugaeva E. V.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Academy of marketing and social information technologies

IMSIT of Russia (Krasnodar) ADMINISTRATIVE REVOLUTIONS IN THE HISTORY OF

MANAGEMENT

Annotation: in this article we turn to the history of management as a social institution and the change of management types. We will select only the key, the most important moments when the management has changed so radically that it is time to talk about management revolutions. Thus, by the management revolution we will understand the transition from one qualitative state of management to another.

Keywords: history, management, managerial revolutions, stages of development, management schools

История менеджмента начинается с «предыстории» (от древних цивилизаций до новой истории) зарождения менеджмента как особого научного знания и вида деятельности [4].

Если посмотреть на хронологическую последовательность событий двадцатого века, можно заметить одну особенность: менеджмент как тип управления перешло к основному направлению социальной мысли.

Прежде чем подняться на такие высоты, наука управления и менеджмента претерпела многовековую эволюцию в рамках различных социально-экономических формаций. Уже в древних обществах - Шумер и Египет - происходит любопытное превращение высшей касты священников в религиозных управляющих. Это стало возможным благодаря тому, что они успешно переформулировали религиозные принципы. Если раньше боги требовали человеческих жертв, то позже, как утверждали священники, им нужна была не человеческая кровь, а символическая жертва -жертвоприношение скота у деньги, ремесла [1].

По сути, мы имеем дело с первой революцией в истории человеческого общества, в результате которой появился принципиально новый тип деловых людей - еще не торговцы, но и не чисто религиозные деятели.

В результате первой революции управление сформировалось как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, со временем превращающийся в профессиональную деятельность.

Вторая управленческая революция создала административное управление и произошла примерно через тысячу лет после первой и связана с именем вавилонского правителя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Выдающийся политик и полководец, он покорил Мессопотамию и Ассирию. Чтобы управлять обширными владениями, требовалось эффективное управление, и впервые он начал управлять на основе письменных законов. Знаменитый «свод законов» Хаммурапи содержит 285 законов о государственном управлении - важный шаг в истории управления. Он сделал больше: он разработал оригинальный стиль руководства, постоянно поддерживая представление о себе как о защитнике людей.

Всего через тысячу лет после смерти Хаммурапи Вавилон возрождает былую славу и вновь заявляет о себе как центр развития менеджмента. Царь Новоходонсор II (605-562 гг. До н.э.) был автором проектов не только Вавилонской башни и висячих садов, но и системы управления производством. Новые технологические идеи распространяются через торговлю, путешествия, войну. Бумажные деньги появились в Китае, ткачество в Италии, банковская система в Англии. Способствовал развитию науки управления философ Сократ, его ученик Платон. Разработаны различные методы управления. Все это характеризует третью управленческую революцию в управлении. В Древнем Риме можно найти большое количество административных нововведений: система территориального управления Диоклетиана, административная организация Римско-католической церкви.

Четвертая революция в управлении буквально совпадает с большой промышленной революцией семнадцатых и восемнадцатых веков, которая провоцировала формирование европейского капитализма. Она проявила

огромное воздействие на теорию и практику управления. Развилась современная концепция акционерного капитала. Собственники капитала тем более отстранены от бизнеса. Управляющий, собственник, в таком случае есть капиталист, со временем сменился сотнями акционеров. Возникла новейшая, рассеянная модель собственности - есть несколько собственников одной столицы. Взамен одного менеджера - собственника возникло несколько нанятых менеджеров - не собственников. Случилось отделение управления от производства, управление обрело независимую экономическую власть. Объем производства увеличился, банковские операции расширились, возник маркетинг. Управление никак не могло оставаться областью использования здравого смысла в одиночку. Менеджмент стал настаивать на специальных навыках, знаниях и умениях.

Управление распадается на многочисленные подфункции -планирование, организация, контроль, закупки и продажи. Любой производственный процесс был выделен в независимую функцию и область работы менеджера. Проблема координации работы стала наиболее острой. Как это урегулировать? Ключевые функции были оставлены для менеджера, и персонал был назначен для каждой функции - возникли плановые отделы, отделы кадров, отделы главного технолога и т. д. [2].

Последняя, пятая, революция управления называется революцией менеджерской. Встречается в XX-XXI веках. Монополистический капитализм привел к созданию первых школ управления. Также зародилась система профессиональной подготовки менеджеров. Первым результатом революции стало отделение класса менеджеров от класса капиталистов и, самое главное, появление группы профессиональных менеджеров. Вторым, но не менее важным результатом пятой революции является формирование школ управления, которые помогли глубже изучить различные аспекты управления и определить новые направления для анализа и развития.

Школы менеджмента, возникшие во время пятой управленческой революции, подняли развитие менеджмента на новый уровень. Есть новые исследования, множество направлений и мнений. Есть четыре основные школы, которые были разработаны в первой половине XX века [5].

Основатель школы научного менеджмента Ф. Тейлор попытался найти ответ на вопрос: как заставить работника работать как машина? Представители этой школы создали научные основы управления производством и трудом. В 1920-х гг. Отдельные науки отличались от этого научного направления: научная организация труда, теория организации производства и т. д.

Целью классической (административной) школы было создание универсальных принципов и методов успешного управления организацией. Основатели этой школы, А. Файоль и М. Вебер, разработали принципы и методы управления организацией и хотели, чтобы вся организация работала как машина.

Школа человеческих отношений ориентирована на коллектив, на

повышение внимания к социальным потребностям работников. Школа Поведенческих Наук была сосредоточена на методах построения межличностных отношений, мотивации, лидерства и изучения индивидуальных способностей отдельных сотрудников.

Ключевой характеристикой школы количественных методов является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями. Он основан на достижениях таких наук, как математика, кибернетика, статистика; Об использовании математических методов и моделей при подготовке управленческих решений [3].

Прежде чем стать независимой наукой, менеджмент испытал большое количество улучшений, объединил учения и отобрал самые важные и необходимые факты. Ряд ученых, исследователей и профессоров внесли значительный вклад в развитие управления и менеджмента. Все детали были собраны в одну головоломку, создавая сложную богатую структуру знаний.

Современная наука управления зарекомендовала себя как отдельная специальная область знаний. Она стала предметом изучения в высшем образовании. Дальнейшее развитие и успех менеджмента, а также его использование в жизни, прямо пропорционально знанию и изучению его истории [5].

Использованные источники:

1. Афанасьев В. Я. Теория менеджмента: учебник и практикум для акад. бакалавриата / под ред. В. Я. Афанасьева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2016. - 665 с.

2. История концепции развития менеджмента. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.aup.ru

3. Основные школы управления и их характеристика. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.grandars .ru

4. Управленческие революции. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //referatwork.ru

5. Формирование и развитие менеджмента. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: //cyberleninka.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.