УДК 330.322.54
Козловская Э. А., Яковлева Е. А., Бучаев Я.Г., Г аджиев М.М.
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЕ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ И СТОИМОСТЬ ИННОВАЦИЙ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ
Козловская Э.А., д.э.н., профессор зав.кафедрой финансы и денежное обращение
СПбГПУ,
Яковлева Е.А., д.э.н., профессор кафедры финансы и денежное обращение СПбГПУ,
Бучаев Я.Г., д.э.н., профессор, ректор ГАОУ ВПО ДГИНХ, Гаджиев М.М., к.э.н., доцент кафедры менеджмент
ГАОУ ВПО ДГИНХ
Аннотация
Влияние научно-исследовательской деятельности на социально-экономическую эффективность инновационной деятельности неоднозначно. Известное положение о существовании взаимосвязи и взаимовлиянии между повышением эффективности инновационной деятельности предприятия и объемом выручки от продаж инновационного продукта в отрасли потребительской электроники неоднозначно: данное утверждение во многом обусловлено существенными затратами на НИОКР и наличием цепочки поставок, которое занимает та или иная фирма, наличием трансферта технологий. Рассмотрены цепочка создания стоимости организации, глобальная цепочка создания стоимости конечного продукта. Потребительская стоимость инновационного продукта имеет огромное значение для оценки эффективности инновационной деятельности, однако исследования в области измерения потребительской стоимости инновационной продукции не популярны1 .
Ключевые слова: Потребительская стоимость инновационного продукта,
коммерциализация ОИС, НИОКР, экономическая эффективность.
Kozlovsky E. А, Jakovleva E. A, Buchaev J.G., Gadzhiev of M. M. ADMINISTRATIVE DECISIONS IN INDUSTRIAL SPHERE: ECONOMIC
EFFICIENCY AND COST OF INNOVATIONS FOR THE CONSUMER
E.A. Kozlovskaja, the Doctor of Economics, the professor managing chair the finance and monetary circulation, the St.-Petersburg state polytechnical university.
E.A. Jakovleva, the Doctor of Economics, the professor of chair the finance and monetary
circulation, the St.-Petersburg state polytechnical university.
Buchaev J.G., the Doctor of Economics, the professor, the rector, GAOU VPO the
Dagestan state institute of a national economy.
Gadzhiev M. M, the senior lecturer of chair management GAOU VPO the Dagestan state
institute of a national economy
Annotation. Influence of research activity on social and economic efficiency of innovative activity is ambiguous. Known position about existence of interrelation and
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ впроекта проведения научных исследований («Управление и оценка эффективности инновационного развития социально-экономических систем»»), проект № 12-02-00247
interference between increase of efficiency of innovative activity of the enterprise and volume of a gain from sales of an innovative product in branch of consumer electronics ambiguously: the given statement in many respects is caused by essential expenses for research and development and presence of a chain of deliveries which is occupied with this or that firm, with presence of a transfer of technologies. The chain of creation of cost of the organization, a global chain of creation of cost of an end-product are considered. Consumer cost of an innovative product has huge value for an estimation of efficiency of innovative activity, however researches in the field of measurement of consumer cost of innovative production aren't popular.
Keywords: Consumer cost of an innovative product, commercialization OHC, research and development, economic efficiency.
Введение
Анализ текущего состояния проблемы управления эффективностью позволил выявить, что в результате того, что не все компании проводят анализ факторов, создающих потребительские стоимости и не создающие таковые в процессе своей инновационной деятельности, вследствие чего уменьшается экономическая эффективность деятельности этих компаний в целом, что подтверждается рядом статистических исследований.
Социальноэкономическая эффективность APV, AEVA -»max
Факторы, определяющие социальноэкономическую эффективность и доп.эк. прибыль для фирмы и для потребителя
Коммерциализация
ОИС
Трансфері НИОКР_и лххно.іоi ий источники
Идея
тэо,
выббр проекта
Потребительская стоимость и цена инновационного продукта: цена, ценность, полезность
Инновационная деятельность: формирование выручки и затрат
Рис. 1. Влияние потребительской стоимости инновации на эффективность инновационной деятельности предприятия
Инновации играют первостепенную роль в современной экономике, являются объективным элементом её успешного функционирования. Без нововведений невозможно обеспечивать рост уровня производительных сил, создавать условия для эффективного развития наукоемкого производства.
Инновации могли бы поднять экономику и промышленность на новый уровень, и это очень важно для рынка потребительской электроники. Продуктовые инновации возникают вследствие внедрения новых материалов и возникновения новых потребностей общества. Их внедрение является эффективным методом освоения новых видов продукции, установления выгодных цен, усиления рыночных преимуществ компании.
Продуктовая инновация есть внедрение товара или услуги, являющихся новыми или значительно улучшенными по части их свойств или способов использования. Сюда включаются значительные усовершенствования в технических характеристиках, компонентах и материалах, во встроенном программном обеспечении, в степени дружественности по отношению к пользователю или в других функциональных характеристиках. Изменения в дизайне, не влекущие значительного изменения в функциональных характеристиках продукта или способах его предполагаемого использования, не считаются продуктовыми инновациями.
Анализ влияния затрат на НИОКР на экономическую эффективность
Рассматривая глобальное исследование 2G1G года американской консалтинговой фирмы booz&co«TheGlobalInnovation 1GGG», нацеленное на выявление ключевых тенденций среди участников рынка исследовательских разработок, инвестирующих более других в инновации, можно подчеркнуть, что больше всех в коммерческом секторе на инновациях зарабатывают отнюдь не те, кто много вкладывает, а те инновационные фирмы, которые разумно расходуют свои бюджеты на исследования и разработки. Отсутствует прямая корреляция затрат на научно-исследовательскую деятельность c показателями рентабельности (ROE, ROA). Однако в результате другого статистического исследования Нью-Йоркского Университета Pace, опубликованного в журнале «Industry and Innovation» в июне 2GG9, - есть четкая взаимосвязь между ростом прибыли от продаж и местом компании, осуществляющей научно-исследовательские и опытноконструкторские разработки в глобальной цепочке создания стоимости индустрии потребительской электроники.
На рисунке показана цепочка поставок электроники в обобщенном виде:
Поставщики с известным именем, брендирующне фирмы
* Уровень продуктовойн мар кеп шго в он і ино вацни, дизайн
Рис. 2.Обобщенная цепочка поставок в секторе электроники
Это позволило сделать следующий вывод. Фирмы, которые по своему положению в стоимостной цепочке находятся ближе к конечному потребителю, могут получать сверхприбыли посредством маркетинговых методов, а именно путем дифференциации,
3
создания и продвижения бренда, поиска целевой ниши, сегментации и так далее. Компания Арр1е1пс., выбранная в качестве предмета исследования, является хорошим примером еще и потому, что она прочувствовала ту зависимость. И занялась продвижением своих инновационных продуктов через брендированный интернет-канал iTunes. Далее приводится обоснование выбора предмета исследования.
Неотъемлемой стороной любого инновационного продукта, как товара, является стоимость, то есть его оцененная на рынке потребительская стоимость. Последняя может быть выявлена только тогда, когда продукт, созданный на его основе, получит признание на рынке конечной продукции. Однако исследования в области измерения потребительской стоимости инновационной продукции не популярны.
В то время как авторы книги «Власть дизайна. Ключ к сердцу потребителей» подчеркивают: «Неважно, что именно мы создаем -фильм, стакан, механический инструмент или текстовый процессор, - нам необходимы адекватные методы определения того, удовлетворены ли пожелания и нужды потребителей»2.Анкетирование, фокус группы, исследование рынка могут дать ответ на этот вопрос. Но шкала удовлетворенности потребителей, интересующая коммерческий сектор должна коррелировать с финансовыми результатами, иначе какой смысл в удовлетворении нужд, при больших тратах, если рентабельность вашей фирмы не растет или хотя бы, не остается на приемлемом уровне. Важно всё: ёмкость рынка, на который выводится инновация, ведь если рынок не большой, то не получится выиграть на эффекте масштаба; и социальный класс предполагаемой продукции, ограничивающий или не ограничивающий вас при установлении цен, ведь понятно, что как бы ни ценна была вещь для покупателя, если у него нет денег, он не станет вашим клиентом и не сможет совершить с вами взаимовыгодный обмен. Социальный класс определяет и тип рынка: масс маркет или премиум сегмент, где возможны к реализации ценовые премии за бренд, за торговую марку.
Главным катализатором, способствующим ускорению разработок новых и инновационных технологий в сфере потребительской электроники, является повышение спроса на цифровую информацию, а также потребность в портативных устройствах.
Под влиянием этих тенденций формируются новые бизнес-модели и бизнес-возможности для всех компаний, задействованных в производственной цепочке. Конечно, сами по себе технологии не могут быть “прорывными”, речь идет об умении дальновидных компаний использовать такие технологии в разработке новейших клиента ориентированных решений. Поскольку потребительские электронные устройства получают все большее распространение, их дальнейшее развитие определяет поиск новых способов взаимодействия между человеком и устройствами, а также устройств - друг с другом.
Так на основе выявленной статистической закономерности, получается, что так называемые «лидирующие» фирмы, которые находятся во главе цепочки и наиболее приближенны к конечному потребителю имеют более высокие показатели эффективности, нежели фирмы-поставщики материалов и компонентов. Таким образом вывод, что именно на стадии коммерциализации инновационного продукта фирма-носитель того или иного бренда может прибавить в стоимости столько, чтобы компенсировать затраты на исследования и разработки (НИОКР).
2
Источник: публикация на www.4p.ru ГревцовПаблишер. Власть дизайна. Ключ к сердцу потребителей. Автор: Майк Пресс, Рейчел Купер
Анализ факторов, создающих стоимость для потребителей
Выявлению факторов, создающих стоимость для потребителей, в секторе потребительской электроники автор уделил особое внимание в этой статье. Рассмотрены цепочка создания стоимости организации, глобальная цепочка создания стоимости конечного продукта. Ключевые факторы стоимости не статичны, и их необходимо время от времени пересматривать. Выявление ключевых факторов стоимости - это также творческий процесс, в котором приходится действовать методом проб и ошибок. С помощью механических приемов, основанных на имеющейся информации, и чисто финансовых подходов редко удается выявить ключевые факторы стоимости. Увязка факторов стоимости с деловыми решениями позволяет сформировать “дерево” факторов стоимости, которое в свою очередь облегчает принятие правильных решений. Факторы стоимости и сценарии придают управлению стоимостью реалистичность, поскольку связывают действия менеджеров с их последствиями для стоимости компании. Все вместе эти элементы составляют стоимостное мышление, без которого невозможно подлинное управление стоимостью.
Известно, что в экономической литературе авторы определяют товар, как продукт труда, удовлетворяющий ту или иную общественную потребность посредством купли-продажи. Различают повседневные товары, товары предварительного выбора, особого спроса и пассивного спроса. Любой из них имеет свой жизненный цикл, который состоит из нескольких стадий (в разных источниках их количество варьируется), но наиболее полный перечень стоит из шести: разработка товара, выведение товара на рынок, увеличение числа продаж, зрелость, насыщение, спад. На рисунке ниже проиллюстрирован жизненный цикл инноваций и на каждой стадии можно выделить основные факторы, которые влияют на потребительскую стоимость и эффективность инноваций.
Рис. 3. Кривая жизненного цикла инновации
Такой вывод по индустрии потребительской электроники, подтвержденный статистическим исследованием и качественным анализом booz&co привел к обоснованию необходимости совершенствования управления эффективностью экономической деятельности на основе построения цепочек создания стоимости, построения дерева решений и анализа различных сценариев. Последние относятся к методам стратегического менеджмента.
Потребительская стоимость - полезность продукта, его способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность. Окружающий нас мир представляет множество потребительских стоимостей, многообразие которых растет с развитием потребностей и производства, с прогрессом науки, техники и технологии.
Рост потребностей, повышение уровня и качества жизни в развитых странах ведут к тому, что в мире потребительских стоимостей повышается удельный вес потребительских стоимостей более высокого порядка.
Стоимость товара определяется его полезностью.
Полезность -субъективная оценка единицы определенной продукции, которая зависит от желаний и потребностей определенного потребителя, а также от его характеристик, а также от обстоятельств, в которых находится потребитель. Полезность меняется с увеличением количества потребляемой продукции. Различают общую и предельную полезность. Стоимость товара определяется его предельной полезностью. Чем большим объемом какого-либо блага обладает человек, тем меньше будет цена, которую он готов за него платить.
Методологические подходы к оценке потребительской стоимости инновации на основе маркетинга и положений стратегического менеджмента
Для определения системной концепции определения потребительской стоимости инновации, обеспечивающей повышение эффективности деятельности предприятия, следует обратиться к теоретическим положениям стратегического, так как именно этатеория раскрывает и располагает понятными метриками для определения тех или иных предположений о потребительских предпочтениях, а в практике, департамент маркетинга в большинстве фирм занимается изучением поведения потребителя. При этом необходимо учитывать неявные инвестиции - это затраты на нерутинный маркетинг, обучение, программное обеспечение и некоторые другие подобные вещи в дополнение к текущим затратам на исследования и разработки инноваций.
В современных рыночных условиях финансовые отношения имеют определяющее значение, занимают привилегированное положение во многих отраслях экономики, так как в этих условиях денежная форма «Д-Т-Д’» доминируют над товарной формой «Т-Д-Т» функционирования капитала, следовательно, основой экономического анализа потребительской стоимости являютсяне только маркетинговые исследования, но и принцип формирования рыночной стоимости предприятия (РСП) - конвертации хозяйственного результата деятельности в РСП по формуле: «Экономический результат деятельности ^ финансовый результат ^ формирование/приращение РСП». Финансовый результат или экономическую эффективность продуктовых инноваций можно измерить,используя маржинальный анализ процентного изменения объема продаж новых или усовершенствованных продуктов в зависимости от фактора полезности для конечного потребителя. Т.е. в анализе будет использоваться объектный подход, который подразумевает получение какого-то объема описательных - количественных и
качественных - сведений об отдельной инновации (полезность) и одновременно интересующей обследователя информации о самой фирме.
Полезность - это некоторая степень удовлетворения от покупки / потребления товара, воспринимаемая самим потребителем, она может быть. Если избрать кардиналистский подход к полезности, принимая возможность количественного измерения полезности, то можно ввести шкалу относительных величин, не ютилей, а, допустим, процентов. Товар (инновационный продукт) рассматривается как набор определенных полезностей, призванных удовлетворить потребности покупателя. Что касается потребности, то пользователь измеряет ее в относительных величинах в рамках собственной индивидуальной системы ценностей.
Рис. 4. Схема формирования спроса по Джеймсу Ф. Энджелу.
Потребитель сам расставляет критерии выбора. Чаще всего потребитель заранее знает, что он хочет приобрести: шампунь, одежду, автомобиль, квартиру, книгу, высшее образование и другое. Высокие издержки владения уменьшают полезность товара, низкие издержки - повышают привлекательность предложения.
Далее происходит товарно-видовая конкуренция, в рамках которой и подсчитывают полезности. Следует принять во внимание и тот факт, что человеку неудобно одновременно сравнивать 50 товаров, чаще всего он склонен сравнивать не более трех-пяти позиций, обращая внимание то на одну, то на другую полезность. Поведение потребителя на рынке определяется предпочтением полезности и ограниченным бюджетом (за исключением очень обеспеченных слоев населения, у которых появляются другие факторы, влияющие на покупку).
Предпочтения множеств потребительских наборов означают перечень, внутри которого они расположены по степени важности. Таким образом, покупая товар, мы удовлетворяем две составляющие своего «я»: рациональность и эмоциональность (у разных людей они существуют в разных пропорциях). Покупка состоится в том случае, если будет выполнено равенство потребности (суммы рационального и эмоционального удовлетворения) и товара (суммы рациональных и эмоциональных составляющих). Шкала потребностей покупателя состоит из тех же составляющих, которыми руководствуется производитель товара, но успех и производителя, и покупателя зависит от совмещения в товаре оптимального набора полезностей. Исходя из распространенной системы анализа товара, можно составить таблицу базовых вопросов по выявлению полезностей товара (табл.1). Последовательность тех или иных факторов зависит от товара и потребителя. Основным моментом является то, что прохождение первого уровня дает основание
анализировать второй (логично, что, если товар не удовлетворяет базовую потребность, то потребитель его и не рассматривает).Второй уровень содержит в себе основной комплекс маркетинга (product - товар, price - цена,р1асе - место, promotion - продвижение, people-общество). Третий уровень включает в себя критерии, которые характерны для специфических рынков.
Согласно теории кардиналистов можно принять следующий принцип выбора товара: потребитель предпочтет тот набор товаров, в котором будет выполнено равенство соотношений полезности продукта «А» к его цене и соотношение полезности продукта «В» к его цене. Например, если взять за основу таблицу и провести анализ двух планшетных компьютеров, на американском рынке потребительской электроники, то мы получим результаты, представленные в таблице.
Полезность - термин, выражающий предполагаемое удовлетворение потребностей в результате использования или владения товарами или услугами. Материальные товары различаются по конструкции, обеспечивающей их эффективную эксплуатацию, и достижение необходимых параметров товаров, таких как:
• Эксплуатационные показатели - уровень основных рабочих характеристик. Особенности, дополняющие основные рабочие показатели.
• Надежность - минимизация проблем, связанных с использованием товара.
• Долговечности - срока службы товара.
• Соответствие ожиданиям покупателя в дизайне и рабочих характеристиках, соответствие спецификации и техническим условиям.
• Операционным издержкам - затратам, связанным с эксплуатацией товара в течение всего срока его службы и утилизации после него.
• Удобство обслуживания - доступность обслуживания и ремонта товара. Ценность товара для покупателей - это полезность или удовлетворение, которое они получают при использовании товара, сопоставленное с издержками, которые они при этом несут. Причем интерес для покупателя представляют долгосрочные издержки: не только цена приобретения, но и операционные издержки в течение всего срока службы продукта. Следовательно, компания-поставщик должна изучить факторы, составляющие функцию предполагаемой полезности, ценовую эластичность, а также оценку потребителями основных операционных издержек. Компания создает ценность для потребителей, увеличивая полезность товара (предлагая товары, по характеристикам превосходящие продукты конкурентов), уменьшая цену или сокращая другие издержки владения. Высокие издержки владения, определенные конструкцией товара, часто рассматриваются как составляющая его полезности. Однако следует учитывать, что покупателю важны конкретные полезные свойства товара, отвечающие его текущим потребностям, а не невостребованные возможности за которые ему предлагается заплатить.
В этом как раз-таки и заключается ключевая проблема категории потребительская стоимость и сложность ее измерения, исследования. Все дело в том, что такая наука, как товароведение, призванная по Марксу заниматься изучение потребительской стоимости, может дать ответ лишь об одном измерении потребительской стоимости - естественной, натуральной, материальной ценности. Квалиметрия может оценить качество. Но вот полезность, являющаяся составляющей потребительской стоимостью, но понятием не совсем тождественным, а более узким, уже может быть измерена лишь субъективно. В зависимости от того, кто будет конечным потребителем этой полезности, какие у него критерии. Психологический и социологический аспекты сильно затрудняют исследования в данной области. Да, можно охватить большой объем субъективных стоимостей и с помощью методов статистики прийти к определенным значениям. И все же исходы будут разниться для каждой из общественных групп, и для каждого индивида. Что необходимо учитывать при анализе уровня потребительской стоимости. С точки зрения экономики и
8
финансов, к проблеме нужно подходить с позиций стоимостного подхода. Отметим, что именно маркетинговые методы анализа, подразумевающие статистический анализ, менеджмент отношений с клиентом, понимание психологии клиента и социальную направленность, той составляющей, без которой оценка уровня потребительской стоимости нового инновационного продукта не сможет состояться.
Если на каждом из этапов анализа, фирма, продукт и бренд показывают достойный результат, то можно говорить о достаточном уровне потребительской стоимости продуктовой инновации.
Эффективность инновационной деятельности можно измерить показателем экономической добавленной стоимости. Критерий оценки: прирост экономической добавленной стоимости ДEVA>0 при заданной отдаче на вложенный капитал.
Источником данных для выявления потребительской стоимости инновации должны стать собственные маркетинговые исследования фирмы и ее финансовая отчетность.
Сведения о затратах на инновации обычно не специфицируются в финансовых документах организаций; это затрудняет для фирм-респондентов их подсчет. Хотя данное обстоятельство не является непреодолимым препятствием для измерения инновационных затрат, следует учитывать эту трудность как при проектировании обследований, так и при последующем анализе их результатов.
При обследованиях так же трудно фиксировать время - точно датировать осуществления инноваций и проявления их воздействия. Расходы на инновационную деятельность производятся в надежде на потенциальные будущие прибыли. Однако отдача от разработки и осуществления инновации в виде увеличения инновационной способности фирмы и повышения ее эффективности часто не успевает проявиться за время обследования.
Инновационные обследования способны давать и качественные, и количественные сведения о результатах инноваций. В дополнение к этому данные таких обследований могут быть очень полезным фактическим материалом для последующего эмпирического анализа всевозможных воздействий инноваций.
Отдачу от продуктовых инноваций можно измерить процентом от продаж новых или усовершенствованных продуктов.
В анализе будет использоваться объектный подход. Этот подход подразумевает получение какого-то объема описательных - количественных и качественных - сведений об отдельной инновации и одновременно интересующей обследователя информации о самой фирме.
Неявные инвестиции включают в себя затраты на нерутинный маркетинг, обучение, программное обеспечение и некоторые другие подобные вещи в дополнение к текущим затратам на исследования и разработки.
Расчет полезности можно произвести на основе сравнительного анализ набора полезностей двух аналогичных товаров компаний. За 100 ютилей принимается полное удовлетворение (на 100%), меньшее количество ютилей - неполное (фактор присутствует, но имеет какие-либо ограничения), 0 - фактора вовсе нет, либо он не имеет значения при выборе. Аналогия между процентами и ютилями является прямой и обратной, если рассматриваемый фактор требует большего количества ресурсов потребителя. Пример представлен в таблице.
Таблица. Сравнительный анализ набора полезностей двух аналогичных товаров компаний Арр1е1пс. и другой Компании
Критерий анализа / Фактор AppleIpad/полезность, ютилей Другой планшет/ полезность, ютилей
Product - Товар / услуга
Чтение 1ОО 1ОО
Интернет 1ОО 9О
Игры 1ОО 1ОО
Планшет для демонстрации 1ОО 9О
Просмотр фото 1ОО 1ОО
Просмотр видео 1ОО 9О
Интеграция в бизнес 1ОО 1ОО
Экран Multi-Touch 1ОО 1ОО
Email 1ОО 1ОО
Органайзер 1ОО 9О
Офисные приложения 1ОО 9О
Образовательные приложения 1ОО 5О
Музыкальный инструмент и студия звукозаписи 1ОО 1О
Карты 1ОО 1ОО
Г арантия 1ОО 9О
Упаковка 1ОО 8О
Ассортимент О 1О
Place- Рынок
Розничные точки продаж собственные AppleStores + стандартные розничные точки стандартные розничные точки
Интернет-магазин собственныйiTunes + стандартные каналы интернет-продаж стандартные каналы интернет-продаж
Promotion - Продвижение
Наружная реклама О О
Реклама на радио О О
Реклама в интернет 1ОО 1ОО
Реклама в печатных СМИ 1ОО 1ОО
Другие виды рекламы 1ОО О
Price- Цена
Рпсе/Цена, вдолл 499 499
Рпсе/Цена, в ютилях 1900 1590 >
Итого полезности для любого потребителя 3.8О761523 3.186372745
Разница 16%
На рынке потребительской электроники, на предмете американской корпорации Apple.Inc., рассчитывалась потребительская стоимость для инновационного товара iPad. Он был оценен в 1900 ютилей, что превосходит конкурентов минимум на 16% в полезности, за счет чего товару удается держать лидирующее положение на рынке планшетов и приносить экономическую добавленную стоимость компании в 1 436 млн. долл. США за первый неполный год продаж.
Создание ценности базируется на тщательном изучении и прогнозировании потребностей потребителей. Важно знать структуру ценности потребителя и тенденции изменения этой структуры:
• Материальные характеристики продуктов (услуг)
• Нематериальные характеристики
• Наличие эксклюзивных характеристик
• Степень адаптации (кастомизации) товара
Заключение
Проводя анализ от обратного, от конечных финансовых результатов хозяйственной деятельности до определения уровня потребительской ценности, которого удалось достичь инновационному продукту, аналитикам будет проще сформулировать методы оценки ЭЭ и построить модель, с помощью которой, можно было бы заранее просчитывать потребительскую ценность, а значит, и иметь возможность повлиять на эффективность инновационной деятельности еще до финальной стадии коммерциализации товара.
Показатель относительной потребительской ценности (полезности, ютили) должен стать ключевым в оценке эффективности функционирования фирмы и рассматриваться как стратегический показатель, который должен нормироваться при планировании роста фирмы. Этот же показатель может служить обоснованием снижения или повышения цены фирмы по сравнению с ценами конкурентов.
Требования, основываясь на концепции потребительской стоимости, выполнив которые можно добиться эффективности инновационной деятельности:
■ Создание востребованных полезных свойств товара.
■ Поддержание приемлемых издержек производства товара.
■ Поддержание приемлемых издержек продвижения товара.
■ Снижение операционных издержек в течение срока службы товара.
■ Сокращение издержек потребителя на процедуры приобретения товара.
При обследованиях так же трудно фиксировать время - точно датировать осуществления инноваций и проявления их воздействия. Расходы на инновационную деятельность производятся в надежде на потенциальные будущие прибыли. Однако отдача от разработки и осуществления инновации в виде увеличения инновационной способности фирмы и повышения ее эффективности часто не успевает проявиться за время обследования.
Инновационные обследования способны давать и качественные, и количественные сведения о результатах инноваций. В дополнение к этому данные таких обследований могут быть очень полезным фактическим материалом для последующего эмпирического анализа всевозможных воздействий инноваций.
Список литературы:
1. Герасимова Г.Н. Анализ товаров для рынков b-2-c. первые шаги в определении позиционирования и рынка присутствия. -
2. Дамордан, А. «Оценка фирм, оказывающих финансовые услуги.» В Оценка. Инструменты и методы оценки любых активов, создатель А. Дамордан, переводчик Липинский, 766-806. Аальпина Бизнес Букс, 2004.
3. Демиденко Д.С., Яковлева Е.А., Гаджиев М.М. Стоимостной подход к управлению
инновационным процессом на предприятии. Ростов-на-Дону: Федеральное
государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Южный федеральный университет», 2008.
4. Демиденко Д.С., Козловская Э.А., Яковлева Е.А. Оценка и управление стоимостью предприятия: монограф.- СПб. :Изд-воПолитехн. ун-та, 2008 .- 442 с.
5. Милгром П., Робертс Д. Экономика, организация и менеджмент: В 2-х т./Пер. с англ. под редакцией Елисеевой И.И., Тамбовцева В.Л. - Спб.: "Экономическая школа", 2004. - Т.1. 468 с.
6. Berkowitz E.N., Kerin R.A., Hartley S.W., Rudelius W. (2007). Marketing. Chicago, IL, Richard D. Irwin.
7. Campos, Antonietta (1987). «marginalist economics», The New Palgrave: A Dictionary of Economics, v. 3, p. 320
8. Dedrick, J. and Kraemer, K. L. (2007) Globalization of innovation: the personal computing industry. Working Paper, University of California, Irvine.
9. Dedrick, J., Kraemer, K. L. and Linden, G. (2008) Who profits from innovation in global value chains? A study of the iPod and notebook PCs. Sloan Industry Studies Working Papers, No. WP-2008-15
10. Gregory T., Fraker. «Using Economic Value Added (EVA) to measure and improve bank performance.» Arizona: Paper Writing Contest RMA-Arizona Chapter, 2006.
11. Jaruzelski, B., Dehoff, K.. (2010) How the Top Innovators Keep Winning: the global innovation 1000. Research report, Booze Allen Hamilton.
12. Kafouros, M. I. and Wang, C. (2008) The role of time in assessing the economic effects of R&D, Industry and Innovation, 15, pp. 233-251.
13. Linden, G., Kraemer, K. L. and Dedrick(2007) Who captures value in a global innovation system? The case of Apple’s iPod. Working Paper, University of California, Irvine.
14. Kraemer, K. L., Shin N. and Dedrick, J. (June 2009) R&D, Value Chain Location and Firm Performance in the Global Electronics Industry, University of California, Irvine, USA.
15. Rappaport, A. Creating Shareholder Value: The New Standard/or Business Performance. - New York: Free Press, 1986.
16. Teece, D. J. (1986) Profiting from technological innovation: implications for integration, collaboration, licensing and public policy, Research Policy, 15, pp. 285-305.
13