Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕПРЕССИВНЫХ ТЕРРИТОРИЙ НА ПРИМЕРЕ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА'

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕПРЕССИВНЫХ ТЕРРИТОРИЙ НА ПРИМЕРЕ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
36
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ БЕДНОСТИ / НЕРАЗВИТЫЕ ДЕПРЕССИВНЫЕ ЗОНЫ / ПРОБЛЕМНЫЕ ОБЩИНЫ / СЕКТОРНАЯ ПОМОЩЬ / СТИМУЛЫ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ / POVERTY RATE / UNDEVELOPED DEPRIVED AREAS / DYSFUNCTIONAL COMMUNITIES / SECTORAL ASSISTANCE / STIMULUS FOR DEVELOPMENT OF THE TERRITORY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Игнатенко Валентина Александровна

Статья посвящена обобщению опыта функционирования специальных агентств и учреждений по вопросам выявления и идентификации депрессивных территорий ведущих мировых держав, организации процессов управления их экономическим развитием, а также формулировке предложений относительно использования существующих наработок в деятельности отечественных органов государственного и местного управления. В работе использован механизм имплементации опыта для отечественных регионов арктического пояса с целью расширения сотрудничества между регионами и формирования устойчивого развития. В качестве объектов исследования были применены механизмы анализа итогов программ по развитию регионов. Определено, что для изучения эффективности межрегионального сотрудничества регионов Арктики необходимо изучить ключевые социально-экономические показатели (уровень безработицы, заработной платы, ВВП). Также в работе установлены критерии, которые используются для социально-экономической эффективности регионов Арктики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Игнатенко Валентина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT DECISIONS ON DEVELOPMENT OF SOCIAL POTENTIAL OF DEPRIVED AREAS USING THE EXAMPLE OF ARCTIC REGION

The article is devoted to experience generalisation of operating of special agencies and institutions on detection and identification of deprived area of leading world powers, organisation of management of their economic development and suggestions regarding using existing developments in activity of domestic state and local governments. In the work, the mechanism of implementation of experience for the domestic regions of the Arctic belt was used in order to expand cooperation between the regions and to form the sustainable development. As objects of research, mechanisms to analyze the results of regional development programs were applied.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕПРЕССИВНЫХ ТЕРРИТОРИЙ НА ПРИМЕРЕ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА»

УДК 316.334.52(985)

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ДЕПРЕССИВНЫХ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА

РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТЕРРИТОРИЙ НА ПРИМЕРЕ

Валентина Александровна Игнатенко1

1 Кафедра сервисного инжиниринга и правового обеспечения в ЖКиСК, Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Российская Федерация

Аннотация. Статья посвящена обобщению опыта функционирования специальных агентств и учреждений по вопросам выявления и идентификации депрессивных территорий ведущих мировых держав, организации процессов управления их экономическим развитием, а также формулировке предложений относительно использования существующих наработок в деятельности отечественных органов государственного и местного управления. В работе использован механизм имплементации опыта для отечественных регионов арктического пояса с целью расширения сотрудничества между регионами и формирования устойчивого развития. В качестве объектов исследования были применены механизмы анализа итогов программ по развитию регионов. Определено, что для изучения эффективности межрегионального сотрудничества регионов Арктики необходимо изучить ключевые социально-экономические показатели (уровень безработицы, заработной платы, ВВП). Также в работе установлены критерии, которые используются для социально-экономической эффективности регионов Арктики.

Ключевые слова: уровень бедности, неразвитые депрессивные зоны, проблемные общины, секторная помощь, стимулы развития территории.

Management Decisions on Development of Social Potential of Deprived Areas Using the Example of Arctic Region

Valentina A. Ignatenko1

department of Servis Engineering and Legal Support in Building Maintenance and Construction Sector, Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russian Federation

Abstract. The article is devoted to experience generalisation of operating of special agencies and institutions on detection and identification of deprived area of leading world powers, organisation of management of their economic development and suggestions regarding using existing developments in activity of domestic state and local governments. In the work, the mechanism of implementation of experience for the domestic regions of the Arctic belt was used in order to expand cooperation between the regions and to form the sustainable development. As objects of research, mechanisms to analyze the results of regional development programs were applied.

Keywords: poverty rate, undeveloped deprived areas, dysfunctional communities, sectoral assistance, stimulus for development of the territory.

Введение

Широко распространенными механизмами, которые реализуются специально созданными для преодоления последствий функционирования проблемных территорий организационными структурами, признаны гранты; субсидии; доступ к государственным контрактам; снижение уровня налогообложения; уменьшение процентов по кредиту; микрокредитование; гарантии; новый механизм инновационного развития; секторная поддержка; комплексное развитие инфраструктуры и отраслей производства; организация промышленных парков, бизнес-зон; поддержка малого и среднего бизнеса; развитие кластеров [1].

Особого внимания заслуживают территории, где негативные процессы проявляют себя наиболее остро и болезненно. Результатом нарастания региональных диспропорций является образование депрессивных районов со стабильной отрицательной динамикой социально-экономических показателей [2]. В таких регионах кризисные явления продуцируют мультипликативный эффект, блокируя возможности регионального воспроизводственного процесса в целом и его отдельных элементов в частности. Негативные процессы в них приобретают затяжной характер. При этом внутренние региональные дисбалансы накладываются на общие проблемы — инфляцию, спад производства, социальное расслоение, рост безработицы. При учете довольно значительного количества отечественных регионов, находящихся в кризисном состоянии, исследования зарубежного опыта решения комплекса проблем, связанных с преодолением депрессивности, довольно актуальны [3-5].

В зарубежной теории и практике накоплен значительный опыт разработки программ регионального развития. Значительный интерес вызывает программа развития долины реки Теннесси (США), которая имеет ареал влияния 12 штатов. Деятельность по ее реализации предусматривает создание энергетической системы региона, современного сельского хозяйства, развитие городов и населенных пунктов, улучшение качества окружающей среды [6]. Этот пример опровергает ложную идею о возможности самоорганизации больших экономических систем в рыночной среде без вмешательства государства, что особенно важно в ходе исследования теоретических и методических проблем регулирования регионального развития в условиях кризиса [3].

В работе проведено обобщение опыта функционирования специальных агентств и учреждений развития по выделению и идентификации депрессивных территорий США, Канады и стран ЕС, организации процессов управления их экономическим развитием, а также представлены формулировки предложений по распространению существующего опыта в деятельности отечественных органов государственного и местного управления Арктики [7].

Особенности социально-экономических теорий капитала

Первые попытки регулятивного вмешательства государства в региональное развитие Канады было начато в связи с мировым экономическим кризисом 1929-1933 гг. Массовый характер такое вмешательство приобрело с целью устранить экономические последствия Второй мировой войны для отдельных регионов США, Британии, Германии, Франции, Италии, Японии. В России же актуально развитие межрегионального сотрудничества в арктическом макрорегионе [8].

Социальный капитал — совокупность структурированных социально-экономических отношений, реализация которых осуществляется через систему сетевых связей. Их использование приносит выгоду субъектам отношений в виде доступа к ресурсам производства, социальной поддержки участников процесса, а также социальной ренты, что выражает размер экономии средств от реструктуризации институциональных учреждений и организаций на основе четкой спецификации прав собственности, создания организационных структур, обеспечивающих их эффективный обмен, сравнение и экономию затрат, возникающих в ходе процесса развития депрессивных регионов [3; 9-11].

Главными достижениями в ходе разработки качественных и количественных процедур измерения социального капитала являются методики, ныне широко применяемые международными и национальными институтами:

• инструментарий измерения социального капитала Всемирного банка;

• показатели измерения социального капитала группы социальной статистики Сиена;

• показатели измерения социального капитала по концепции статистической службы Австралии;

• показатели измерения социального капитала в рамках концептуального подхода РЫ;

• показатели измерения уровня социальной изолированности;

• методика измерения личностных и коммуникационных навыков;

• адаптированная версия общего обзора социальных сетей США;

• классическая версия Генератора положений Лина;

• канадская версия Бозе и Веллмана методики Маккарти;

• показатели социального капитала Оникса и Бюллена;

• индикаторы, используемые в ходе проведения осмотра компонентов социальных сетей;

• измерения вклада социального капитала.

Например, в зависимости от фокуса изучения, осуществим различия объектов, показателей, приемов измерения социального капитала (таблица 1).

Таблица 1. Социальный капитал как совокупность активов в социальных сетях

Фокус Измерение Показатели

Объект, ядро социального капитала Приемы

Встроенные ресурсы Сетевые ресурсы 1. Исследование насыщенности для комплексного картирования сети 2. Генерирования имен для настройки содержательных областей, эгоцентричное картирование сети 3. Генерирование позиции для проведения исследований независимо от содержания связей, установление иерархических позиций, картирование по мультиресурсам, прямого и косвенного доступа Уровень ресурсов, лучшие ресурсы, вариации ресурсов, композиция (усредненные ресурсы), ресурсы контактов

Статус контактов Занятость контактов, владельцы, сектора

Локализация сети Легкость доступа к возможностям Структурные недостатки и структурные ограничения

Сила связей Сетевые мосты, интенсивность, взаимодействие, взаимность

Результативные подходы к процессу гармонизации процедур измерения и оценивания последствий взаимодействия бизнеса и гражданского общества могут быть реализованы на основе идей проекта Протокола социального капитала [12]. Методологический подход, удовлетворяющий большинство требований к организации процесса измерения социального капитала на уровне регионов Арктики, хотя и разработан для уровня отдельного предприятия, может быть проиллюстрирован на таком примере (таблица 2).

Наиболее привлекательно с точки зрения достижения инструментально обеспеченного результата исследования выглядит концептуальный подход к количественному измерению социального капитала, который разработан рабочей группой канадского правительства, под названием Policy Research Initiative (PRI). Измерению показателей, которые проявляются на мезоэкономическом уровне функционирования, посвящено обстоятельное исследование с детально описанной моделью социального капитала. Прикладные расчеты показателей социального капитала регионального уровня для Австралии, Италии, Нидерландов также способны вооружить исследователей подробным перечнем индикаторов измерения степени сопряженности социальных связей с политикой и общественными институтами [13].

Есть основания утверждать, что господствующими механизмами к измерению социального капитала являются подход, основанный на сетевом доступе к его

формированию (network — based approach to social capital), и методологическая стратегия изучения социального капитала в контексте публичной политики (studying social capital in a public policy context).

Таблица 2. Последовательность измерения эффекта привлечения компонентов социального капитала микроуровня

Вход

Деятельность

Выход

Результаты

Влияние

Общее описание

Ресурсы, которые необходимы для осуществления деятельности

Активность, влияние которой на

социальный капитал следует

проанализировать и измерить_

Результаты деятельности заданном направлении

Изменения в жизни целевой категории населения

Цель — изменения в уровне жизни целевой категории населения (будущих поколений)

Показатели

Поскольку преобладающая часть ресурсов оценивается в финансовых показателях, то наиболее универсальным показателем являются денежные затраты_

Качественные

показатели,

например, продажи

продукции/услуг,

обеспечение

подготовки,

соблюдение

стандартов/политики

Объемы продаж, количество причастных работников

Численность и удельный вес

людей, что усвоили поведение, получили доступ к продуктам/услугам

Изменения в уровне образования, состоянии здоровья, уровне доходов

Пример показателей

Первичные внутренние данные управленческого учета, отчеты о проекте, отчеты о выплатах и численности работников, данные проверок об исследовании жизненного цикла, аудита

Первичные или дополнительные внешние данные — таблицы «Затраты — выпуск», данные правительства или национальной статистической службы, исследования уровня занятости, результаты опроса стейкхолдеров_

Иллюстрации

Влияние на трудоустройство

Затраты ресурсов,

способствующих

деятельности

компании

Деятельность на определенной территории и по всей цепочке

поставок

Занятость

сгенерирована или устранена

Изменение в

доходах, вызванное этим создание новых (или

исчезновение старых) рабочих мест

Рост уровня

благосостояния

сотрудников

Влияние на формирование навыков

Затраты ресурсов на деятельность, связанную с

формированием навыков

Учебные или

образовательные

мероприятия

Обучение персонала

Изменения в

потенциале, уровне производительности и доходов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изменения в уровне доходов, объемов экономического вклада

Влияние на безопасность

Расходы ресурсов на деятельность, связанную с

безопасностью

Оперативная деятельность или измерение уровня и обучения безопасной деятельности

Реализованы меры безопасности или обучения работников

Изменение количества случаев, связанных с

безопасной деятельностью

Изменения в уровне благосостояния, производительности работников, расходов на сотрудников_

в

В случае их реализации речь идет о системном подходе к изучению:

• входных параметров формирования социального капитала (сетей индивидуального и коллективного сотрудничества); параметров «входа — выхода» (уровня доверия к местным институтам, а также соблюдение ими правил, норм деятельности); результатов функционирования социального капитала (коллективного сотрудничества) — в рамках реализации подхода Social Capital Assessment Toolkit (SOCAT) Всемирного банка;

• уровня социального партнерства, социальной поддержки, распространения социальных сетей и гражданского партнерства — в рамках реализации подхода OECD (Organization of Economic Co-operation and Development), что уделяет особое внимание вопросам исследования качества жизни, условиям старения населения, человеческого капитала, человеческой безопасности, интеграции мигрантов, условиям устойчивых положительных преобразований в депрессивных регионах;

• социальной активности, целеустремленности, социального взаимодействия, социальных сетей, социальной поддержки, уровня доверия, взаимности, социальной сплоченности по модели Национального офиса статистики Великобритании;

• проявлений ограниченного влияния социального капитала на социально-экономическое развитие и уровень здоровья нации — в рамках подхода службы статистики Канады;

• взаимного влияния и соотношения четырех основных видов капитала (финансового, физического, человеческого и социального) по методологии изучения траектории развития проекта, который последовательно проходит стадии зарождения, консолидации, зрелости, кризиса и завершения, с постепенным сокращением размера капитала социального.

Подходы к определению интеграционного потенциала депрессивного региона

Обобщенные расчеты прямого, косвенного и индуцированного влияния структурных элементов социального капитала депрессивного региона или монорегиона, куда отнесена Арктика, могут быть существенно расширены. Это возможно в случае введения специальных вычислительных процедур с привлечением инструментария системы национальных счетов, сателлитных субсчетов, инверсионных матриц Леонтьева и тому подобное. Для Арктического региона существует возможность в формировании межрегиональных комплексов, которые будут отвечать задачам развития объектов.

Место межрегионального сотрудничества (МРС) в развитии Арктического региона определяется его способностью к мобилизации и эффективном использовании имеющегося потенциала регионов Арктики, а также оптимального сочетания их возможностей и ресурсов для решения общих проблем и решения задач регионального развития. В то же время, как показывает практика МРС регионов Арктики, использование европейских форм и механизмов его реализации в отечественных условиях оказалось малоэффективным. Не последнюю роль в этом сыграло отсутствие научно обоснованной методики оценки эффективности МРС регионов Арктики, использование которой может помочь определить реальное состояние, проблемные стороны и приоритетные направления для его активизации [14].

Авторами проведена комплексная оценка интеграционного потенциала арктического региона с инвестиционной, инновационной, инфраструктурной, социальной, экологической, предпринимательской составляющими [15].

Комплексная оценка интеграционного потенциала (ИП) арктического региона рассчитывалась по формуле (1):

1PMPC j

M (1)

/ = 1, т

где Т1J — составляющие интеграционного потенциала арктического региона (инвестиционная, инновационная, инфраструктурная, социальная, экологическая, предпринимательская).

Каждая составляющая интеграционного потенциала также включает в себя по три-четыре показателя. Таким образом, общее количество показателей для каждого региона достигло отметки 20. Методом весовых коэффициентов (на основе балльной оценки показателей) была определена весомость составляющих интеграционного потенциала.

Авторами сделан вывод, что комплексная методика, которая учитывает (для оценки потенциала МРС регионов Арктики) внешнеторговый, инвестиционный аспекты, международную грантовую помощь, является достаточно сложной для практического использования. В частности, сомнительной представляется перспектива сбора двадцати рядов данных для каждого региона. Для их вычисления нужны, во-первых, показатели удельного веса (дополнительные ряды данных), а, во-вторых, достоверные статистические данные. Субъективной является также балльная оценка весомости каждого показателя (инвестиционная составляющая 0,3; инновационная составляющая 0,3; социальная составляющая 0,25; экологическая составляющая 0,15), а также механизм получения коэффициентов «интеграционного потенциала регионов» и их интерпретация.

Анализ социально-экономической эффективности МРС регионов Арктики показал, что целесообразно учитывать следующие критерии:

• Межрегиональную конвергенцию. Сближение показателей уровня жизни населения и уровня развития экономики регионов, образующих макрорегион Арктики, имеет большое влияние на процессы активизации МРС регионов Арктики. Для исследования межрегиональной конвергенции авторами было предложено использовать такие показатели:

1) валовой региональный продукт;

2) размер средней заработной платы;

3) уровень зарегистрированной безработицы.

• Региональное развитие. Современная региональная политика в основном должна ориентироваться не на межрегиональное распределение, а на мобилизацию местного потенциала и ресурсов, и тогда роль МРС в региональном развитии заключается в его способности к активизации и эффективном использовании имеющегося потенциала регионов. МРС регионов Арктики, по сути, является фактором, который способствует общественному диалогу и достижению социального равенства, инструментом для развития всех секторов в арктических регионах:

1) грантовые ресурсы;

2) прямые иностранные инвестиции в регионы Арктики;

3) внешнеторговый оборот.

Поэтому авторами были охарактеризованы основные показатели для оценки социально-экономической эффективности МРС регионов Арктики. Установлено, что для адекватной оценки МРС регионов Арктики предлагается исследовать его комплексно. При этом необходимо учитывать влияние МРС регионов Арктики на региональное развитие (эффективность использования ресурсов МРС регионов Арктики), а также интеграционный аспект (конвергенция социально-экономических показателей) (таблицы 3, 4). Авторы считают, что исследование влияния привлеченных грантовых средств на региональное развитие, а также трансформации региональной экономики следует осуществлять путем регрессионного исследования.

Таблица 3. Методология оценки социально-экономической эффективности МРС

Цель МРС Межрегиональное сотрудничество Региональное развитие

Интерпретация цели Усиление связей, сближение уровней социально-экономического развития Структурная трансформация, влияние на экономические и социальные показатели

Способ исследования Детерминация показателей социально-экономического развития соседних регионов Регрессионное исследование эффективности грантов для структурной трансформации региональной экономики

Показатели 1. Межрегиональная конвергенция валового регионального продукта ОЯР1=С(1)+С(2) х ОЯР2 1. «Вход»: гранты в регион на развитие МРС; ПИИ из соседней страны; внешнеторговый оборот с соседним регионом; «выход»: валовой региональный продукт ОЯР=С(1)+С(2) х ОЯАЫТ8 + С(3) х ТМБЕ+С(4) х

2. Межрегиональная конвергенция уровней безработицы ЦЖЕМР1=С(1)+С(2) х ПЫЕМР2 2. «Вход»: гранты в регион на развитие МРС; «выход»: внешнеторговый оборот TRАDE=C(1)+C(2) х GRАNTS

4. Межрегиональная конвергенция уровней заработной платы WАGE1=C(1) + С(2) х WАGE2 3. «Вход»: гранты в регион на развитие МРС; «выход»: прямые иностранные инвестиции из соседнего региона 1ЫУЕ8Т=С(1)+С(2) х GRАNTS

Таблица 4. Значение показателей

С(1) базовое значение зависимой переменной без влияния других факторов;

С(п) изменение зависимой переменной при увеличении показателя п на единицу;

ОЯР валовой региональный продукт региона;

прямые иностранные инвестиции в регион из соседней страны;

GRАNTS привлеченные регионом гранты на развитие МРС;

TRАDE внешнеторговый оборот региона с соседней страной;

ОЯР(1; 2) валовой региональный продукт в регионах 1 и 2 (в пределах макрорегиона);

ПЫЕМР(1; 2) уровень зарегистрированной безработицы в регионах 1 и 2 (в пределах макрорегиона);

WАGE (1; 2) среднемесячная заработная плата в регионах 1 и 2 (в пределах макрорегиона).

Для изучения эффективности МРС регионов Арктики стоит исследовать межрегиональную конвергенцию таких ключевых социально-экономических показателей, как ВРП, уровней безработицы и заработной платы. Это основные показатели, которые позволяют утверждать о конвергенции уровней социально-экономического развития арктических регионов. Исследования необходимо проводить методом парной регрессии (детерминации) динамических рядов.

Анализ теоретических наработок ведущих специалистов показывает, что не существует единого подхода к определению эффективности МРС регионов Арктики. Большинство показателей оценки не поддается традиционной статистике. Приобретает актуальность создание комплексной модели оценки эффективности МРС регионов Арктики, которая бы позволила определять ее для разных регионов без применения условных или теоретических эндогенных показателей, и которая учитывала бы как показатели межрегиональной конвергенции, так и эффективность использования ресурсов МРС регионов Арктики.

Авторами установлено, что определение эффективности МРС регионов Арктики можно проводить на основе реализации его целей регионального развития и межрегиональной конвергенции. Для исследования эффективности регионального развития следует определять влияние привлеченных грантовых средств на региональное развитие путем регрессионного исследования (показатели грантов; ПИИ; внешнеторгового оборота; ВРП). Для исследования межрегиональной конвергенции могут применяться показатели взаимозависимости таких

социально-экономических показателей, как ВРП, уровней безработицы и заработной платы. Это основные показатели, которые позволяют утверждать о конвергенции уровней социально-экономического развития арктических регионов.

Выводы

Следует отметить, что фактический мониторинг состояния развития арктического региона осуществляется по методике рейтингового оценивания Министерством регионального развития, практически не позволяет на основе использования существующих показателей осуществить реальное оценивание развития отдельных регионов. Для существенного улучшения деятельности по идентификации состояния и преодоления региональной дифференциации регионов Арктики рекомендовано:

• органам местного самоуправления ввести разработку мероприятий по реализации задач региональных стратегий развития и ежегодных планов деятельности с учетом последних тенденций социально-экономического развития регионов и ожидаемого влияния внешних факторов;

• проводить конкурсные отборы инвестиционных программ и проектов регионального развития, которые могут реализовываться за счет средств государственного фонда регионального развития;

• рассматривать проекты, направленные на улучшение ситуации в том направлении, где регион занял последние места по результатам рейтинговой оценки;

• министерствам, другим центральным органам исполнительной власти ввести оценки социально-экономического развития регионов, обеспечить подготовку предложений в отношении конкретных мер, которые необходимо принять для решения проблемных вопросов развития регионов для рассмотрения на заседании Межведомственной координационной комиссии по вопросам регионального развития (в разрезе регионов);

• Министерству финансов ввести практику финансирования отраслевых программ и проектов, направленных на повышение конкурентоспособности регионов, производительности их экономики, доходности бизнеса и доходов населения, создание условий для общего повышения социальных стандартов, качества жизни и развития бизнес-среды.

Библиографический список

[1] Zaikov K., Tamitskiy A., Zadorin M. Legal and political framework of the federal and regional legislation on national ethnic policy in the Russian // Polar Journal. - 2017. - Vol. 7, Iss.1. -P.125-142

[2] Марченков М.Л. Показатели устойчивого развития стран, входящих в баренцевевро-арктический регион // Синергия Наук. - 2019. - № 32. - С. 1430-1435.

[3] Жаров В.С. Оценка диспропорций инновационного промышленного развития регионов-субъектов федерации арктической зоны России // В сборнике: Север и Арктика в новой парадигме мирового развития. - Апатиты: Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина, 2016. - С. 404-406.

[4] Бондарева А.В., Федорова А.Н., Иуков Е.А. Глобализация: миф или реальность // В сборнике: Инновационный конвент "Кузбасс: образование, наука, инновации" Материалы Инновационного конвента. Департамент молодежной политики и спорта Кемеровской области. - Новокузнецк: Сибирский государственный индустриальный университет, 2019. - С. 656-658.

[5] Омшанова Э.А., Чалова А.Ю. Бюджет стимулирования экономического роста, или как не выйти за рамки бюджетного правила // Федерализм. - 2018. - № 4(92). - С. 115-133.

[6] Фоменко П.А., Фоменко М.А. Арктические российские регионы: устойчивое развитие и его измерение // В сборнике: Экология и управление природопользованием. Стратегия использования природного капитала в интересах устойчивого развития Арктики и регионов сборник научных трудов Второй всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Москва: Наука, 2018. - С. 97-102.

[7] Конахина Н.А. Характеристика региона как открытой экономической системы инновационно-технологического развития (на примере регионов арктической зоны РФ) // Проблемы современной экономики. - 2015. - Вып. 4, № 56. - С. 239-243.

[8] Дудорова Д.А. Причины возникновения интереса транснациональных корпораций (ТНК) к арктическому региону // В сборнике: Комплексная научно-образовательная экспедиция "Арктический плавучий университет - 2018" Материалы научной сессии студентов и аспирантов. - Архангельск: САФУ, 2018. - С. 81-84.

[9] Иуков Е.А. Альтернативные идеологии // Политические институты и процессы. - 2015. -№ 1. - С. 14-17.

[10] Gorokhov A.M., Zaikov K.S., Kondratov N.A., Kuprikov M.Y., Kuprikov N.M., Tamickij A.M. Analysis of scientific and educational space of the Arctic zone of the Russian Federation and its contribution to social and economic development // European Journal of Contemporary Education. - 2018. Vol. 7, Iss. 3. - P. 485-497

[11] Зайков К.С., Калинина М.Р., Кондратов Н.А., Тамицкий А.М. Стратегические приоритеты научных исследований в России и зарубежных странах Арктического региона // Арктика: экология и экономика. - 2016. - Вып. 3. - С. 29-37.

[12] Olofsson A., Ohman S., Nygren K.G. An intersectional risk approach for environmental sociology // Environmental Sociology. - 2016. - Vol. 2, Iss. 4. - P. 346-354

[13] Тетерина Т.Е. Арктический регион как базисный элемент национальной экономики // Молодой ученый. - 2018. - Вып. 12, № 198. - С. 93-95.

[14] Соловьева Н.В., Соловьев Н.П., Парфенов С.В. Разработка предложений по совершенствованию системы управления арктическим регионом // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. - 2018. - Вып. 4, № 26. -С.157-166.

[15] Баранов С.В., Яковчук А.А. Построение инструментария моделирования ВРП для использования в практике управления регионами арктической зоны Российской Федерации // Север и Арктика в новой парадигме мирового развития. Лузинские чтения - 2018 Материалы IX международной научно-практической конференции / Под редакцией Р.В. Бадылевича, Л.О. Залкинд. - Апатиты: Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина, 2018. - С. 96.

References

[1] Zaikov, K., Tamitskiy, A., & Zadorin, M. (2017). Legal and political framework of the federal and regional legislation on national ethnic policy in the Russian. Polar Journal, 7(1), 125-142

[2] Marchenkov, M.L. (2019). Sustainable development indicators for the countries of the Barents Euro-Arctic region. Synergy of Sciences, 32, 1430-1435.

[3] Zharov, V.S. (2016). Evaluation of the imbalances in innovative industrial development of the regions-subjects of the Federation of the Arctic zone of Russia. In The North and the Arctic in a new paradigm of world development (pp. 404-406). Apatity: Luzin Institute for Economic Studies.

[4] Bondareva, A.V., Fedorova, A.N., & Iukov, E.A. (2019). Globalization: Myth or Reality. In Innovative Convention "Kuzbass: Education, Science, Innovation" Materials of the Innovation Convention. Department of Youth Policy and Sports of the Kemerovo Region (pp. 656-658). Novokuznetsk: Siberian State Industrial University.

[5] Omshanova, E.A., & Chalova, A.Yu. (2018). Budget stimulation of economic growth, or how not to go beyond the budget rule. Federalism, 4(92), 115-133.

[6] Fomenko, P.A., & Fomenko, M.A. (2018). Arctic Russian regions: sustainable development and its measurement. In Ecology and environmental management. The strategy of using natural capital for the sustainable development of the Arctic and the regions collection of scientific papers of the Second All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation (pp. 97-102). Moscow: Nauka.

[7] Konahina, N.A. (2015). The characteristic of the region as an open economic system of innovative technological development (on the example of the regions of the Arctic zone of the Russian Federation). Problems of the Modern Economy, 4(56), 239-243.

[8] Dudorova, D.A. (2018). Reasons for the interest of transnational corporations (TNCs) in the Arctic region. In Comprehensive scientific and educational expedition "Arctic Floating University - 2018" Materials of the scientific session of students and graduate students (pp. 81-84). Arkhangelsk: NArFU.

[9] Iukov, E.A. (2015). Alternative ideologies. Political Institutions and Processes, 1, 14-17.

[10] Gorokhov, A.M., Zaikov, K.S., Kondratov, N.A., Kuprikov, M.Y., & Kuprikov, N.M., Tamickij, A.M. (2018). Analysis of scientific and educational space of the Arctic zone of the Russian Federation and its contribution to social and economic development. European Journal of Contemporary Education, 7(3), 485-497

[11] Zajkov, K.S., Kalinina, M.R., Kondratov, N.A., & Tamitskij, A.M. (2016). Strategic priorities of scientific research in Russia and foreign countries in the Arctic region. Arctic: Ecology and Economics, 3,29-37.

[12] Olofsson, A., Ohman, S., & Nygren, K.G. (2016). An intersectional risk approach for environmental sociology. Environmental Sociology, 2(4), 346-354.

[13] Teterina, T.E. (2018). The Arctic region as a basic element of the national economy. Young Scientist, 12(198), 93-95.

[14] Soloviev, N.V., Soloviev, N.P., & Parfenov, S.V. (2018). Development of proposals for improving the management system of the Arctic region. GosReg: state regulation of public relations, 4(26), 157-166.

[15] Baranov, S.V., & Yakovchuk, A.A. (2018). Building GRP modeling tools for use in the practice of managing regions of the Arctic zone of the Russian Federation. In R.V. Badylevich, L.O. Zalkind (Eds.). The North and the Arctic in a new paradigm of world development. Luzin Readings - 2018 Materials of the IXInternational Scientific and Practical Conference (p. 96). Apatity: Luzin Institute for Economic Studies.

Получена / Submitted: 03/07/2019

Доработана / Revised: 14/08/2019

Принята к публикации / Accepted: 23/08/2019

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.