Научная статья на тему 'Управленческие решения как основа преодоления ограничений развития в инвестиционных проектах'

Управленческие решения как основа преодоления ограничений развития в инвестиционных проектах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ / УПРАВЛЕНИЕ / СИТУАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ФАКТОРЫ / SYSTEM FUNCTIONING / MANAGEMENT / SITUATION / EFFICIENCY / FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тронин Сергей Александрович

Для устранения препятствий в функционировании системы управления инновационной деятельностью, которые были выявлены в ходе проведения анализа состояния этой системы управления, применяют различного рода регулирующие решения. Изучение научной литературы дает возможность сформировать такие признаки регулирующих решений: направленность на преодоление выявленной проблемы или определенных отклонений фактических значений показателей от ожидаемых значений; наличие анализа информационного массива; наличие документального оформления; определение исполнителей данных решений; принятие субъектом управления регулирующих решений в пределах его компетенции. Регулирующее решение имеет важное значение в функционировании системы управления инновационной деятельностью предприятия. Оно состоит из таких элементов: цель воздействия, методы и средства достижения цели, исполнители регулирующего воздействия, установление сроков выполнения заданий, средства контроля выполнения регулирующего решения. В основном, необходимость в принятии регулирующего решения возникает тогда, когда нужно решение проблемной ситуации, которая является причиной отсутствия развития системы управления инновационной деятельностью или является тормозом реализации плана совершенствования этой системы. Проблемная (неопределенная) ситуация не что иное как совокупность обстоятельств (условий), возникающих под влиянием внутренних и внешних действий, которые сдвигают заданное функционирование системы, требуют перевода ее в новое состояние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT DECISIONS AS A BASIS FOR OVERCOMING DEVELOPMENT CONSTRAINTS IN INVESTMENT PROJECTS

In order to eliminate obstacles in the functioning of the innovation management system, which were identified during the analysis of the state of this management system, various regulatory solutions are used. The study of scientific literature makes it possible to form the following features of regulatory decisions: the focus on overcoming the identified problem or certain deviations of the actual values of the indicators from the expected values; the presence of the analysis of the information array; the presence of documentation; the definition of the performers of these decisions; adoption of regulatory decisions by the subject of management within its competence. Regulatory decision is important in the functioning of the innovation management system of the enterprise. It consists of the following elements: the purpose of the impact, methods and means of achieving the goal, the performers of the regulatory impact, the establishment of deadlines, means of monitoring the implementation of the regulatory decision. Basically, the need for a regulatory decision arises when it is necessary to solve the problem situation, which is the reason for the lack of development of the innovation management system or is a brake on the implementation of the plan to improve this system. The problem (uncertain) situation is nothing but a set of circumstances (conditions) that arise under the influence of internal and external actions that shift the specified functioning of the system, require its transfer to a new state.

Текст научной работы на тему «Управленческие решения как основа преодоления ограничений развития в инвестиционных проектах»

экономические науки

Тронин Сергей Александрович УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ...

УДК 330

DOI: 10.26140/anie-2019-0801-0078

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ КАК ОСНОВА ПРЕОДОЛЕНИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ РАЗВИТИЯ В ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТАХ

© 2019

Тронин Сергей Александрович, кандидат экономических наук, доцент департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансовый университет (125993, Россия, Москва, Ленинградский проспект, 49, e-mail: [email protected])

Аннотация. Для устранения препятствий в функционировании системы управления инновационной деятельностью, которые были выявлены в ходе проведения анализа состояния этой системы управления, применяют различного рода регулирующие решения. Изучение научной литературы дает возможность сформировать такие признаки регулирующих решений: направленность на преодоление выявленной проблемы или определенных отклонений фактических значений показателей от ожидаемых значений; наличие анализа информационного массива; наличие документального оформления; определение исполнителей данных решений; принятие субъектом управления регулирующих решений в пределах его компетенции. Регулирующее решение имеет важное значение в функционировании системы управления инновационной деятельностью предприятия. Оно состоит из таких элементов: цель воздействия, методы и средства достижения цели, исполнители регулирующего воздействия, установление сроков выполнения заданий, средства контроля выполнения регулирующего решения. В основном, необходимость в принятии регулирующего решения возникает тогда, когда нужно решение проблемной ситуации, которая является причиной отсутствия развития системы управления инновационной деятельностью или является тормозом реализации плана совершенствования этой системы. Проблемная (неопределенная) ситуация не что иное как совокупность обстоятельств (условий), возникающих под влиянием внутренних и внешних действий, которые сдвигают заданное функционирование системы, требуют перевода ее в новое состояние.

Ключевые слова: функционирование системы, управление, ситуация, эффективность, факторы.

MANAGEMENT DECISIONS AS A BASIS FOR OVERCOMING DEVELOPMENT CONSTRAINTS IN INVESTMENT PROJECTS

© 2019

Tronin Sergey Aleksandrovich, Ph.D. (Econ.), Associate professor at the Department of Corporate Finance and Corporate Governance

Financial University

(125993, Russia, Moscow, Leningradsky Avenue, 49, e-mail: [email protected])

Abstract. In order to eliminate obstacles in the functioning of the innovation management system, which were identified during the analysis of the state of this management system, various regulatory solutions are used. The study of scientific literature makes it possible to form the following features of regulatory decisions: the focus on overcoming the identified problem or certain deviations of the actual values of the indicators from the expected values; the presence of the analysis of the information array; the presence of documentation; the definition of the performers of these decisions; adoption of regulatory decisions by the subject of management within its competence. Regulatory decision is important in the functioning of the innovation management system of the enterprise. It consists of the following elements: the purpose of the impact, methods and means of achieving the goal, the performers of the regulatory impact, the establishment of deadlines, means of monitoring the implementation of the regulatory decision. Basically, the need for a regulatory decision arises when it is necessary to solve the problem situation, which is the reason for the lack of development of the innovation management system or is a brake on the implementation of the plan to improve this system. The problem (uncertain) situation is nothing but a set of circumstances (conditions) that arise under the influence of internal and external actions that shift the specified functioning of the system, require its transfer to a new state.

Keywords: system functioning, management, situation, efficiency, factors.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Проблемные ситуации системы управления могут проявляться при анализе ее деятельности и оценивание факторов влияния на нее. То есть, проблемы могут возникнуть и через негативное влияние определенных факторов, так и из-за низкой эффективности функционирования действующей системы управления инновационной деятельностью. Также, одной из причин возникновения помех в функционировании является профессиональная деятельность менеджеров всех уровней управления, что является причиной принятия нерациональных управленческих решений [2].

Проведенные исследования аналитических материалов исследуемых предприятий показали, что регулирующие решения, которые приводят к совершенствованию системы управления инновационной деятельностью, должны быть направлена на:

- уменьшения влияния негативных факторов;

- соответствующее увеличение влияния положительных факторов;

- повышения значения показателей, которые положительно характеризуют систему управления инновационной деятельностью;

- управленческий персонал;

- организационную структуру управления;_

- организационные коммуникации.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Результативность, в частности качество регулирующих решений определяется четкостью постановки цели их принятия, наличием средств и адекватностью последовательности действий по их реализации [4]. Формулируется и уточняется проблема и оценивается ее актуальность; определяются цели; определяются критерии для оценки; определяются элементы, которые препятствуют функционированию системы, и оценивается значение величины их влияния на систему; определяется набор регулирующих решений и выбирается наиболее целесообразное (несколько или одно) для реализации; выбранное решение согласуется с методами его реализации; оцениваются полученные результаты. Выделены этапы выработки и реализации регулирующих решений в системе управления инновационной деятельностью предприятия [6]. Приведенные этапы являются взаимосвязанными. Они принадлежат к одному из следующих трех блоков:

- подготовка регулирующих решений (сбор и анализ информации о выявленную проблемную ситуацию, формирование всех возможных решений, которые способны решить проблему);

Tronin Sergey Aleksandrovich

MANAGEMENT DECISIONS .

economic sceinces

- принятие регулирующего решения (проведение оценки выбранных регулирующих решений и выбор оптимального из них);

- реализация регулирующего решения (внедрение решения и контроль за его выполнением).

Формирование целей статьи (постановка задания). На первом этапе выработки регулирующих решений выявляются проблемы в функционировании и развитии системы управления инновационной деятельностью. Основной задачей данного этапа является глубокое изучение проблемной ситуации, оценка причины ее возникновения и представление возможных последствий того или иного регулирующего решения [8]. Получаемая информация о проблеме должна быть достоверной и полной. При других условиях получаемая информация может привести к принятию ошибочных и неэффективных решений. Целесообразным при получении и обработке информации является подготовка аналитического материала, отражающего основные особенности и тенденции развития рассматриваемой ситуации. Следующим этапом является определение целей регулирующих решений для решения проблемы. От этого этапа зависит эффективность всей дальнейшей работы [10].

Для разработки регулирующих решений необходимо определить критерии его эффективности, которые должны использоваться для сопоставления различных вариантов решений и выбора наилучшего из них. Некорректно выбранный критерий может привести к выбору ошибочного регулирующего решения. Во время избрание этих критериев необходимо придерживаться определенных рекомендаций:

- критерием может быть как один, так и несколько показателей;

- в качестве критериев могут применяться не только максимальные или минимальные значения показателей, но и границы допустимости;

- в случае невозможности определения количественного критерия эффективности управленческого решения можно прибегнуть к использованию качественных критериев;

- если количество критериев достаточно велико, их следует сгруппировать и из более важной группы выбрать основной критерий;

- критерий должен позволять количественно оценивать эффективность регулирующего решения и при этом быть достаточно простым, чтобы его исчисления и накопления исходных данных не оказались дороже возможен эффект от решения проблемы [12].

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов

Чаще всего такие критерии являются функцией, которая содержит:

- полное достижение цели управления (оптимальным считается решение, которое в наиболее полном объеме обеспечивает достижение поставленной цели);

- минимум рисков и потерь в результате реализации определенного решения;

- минимальные затраты ресурсов (материальных, финансовых, человеческих и др.);

- соблюдение запланированных сроков реализации программы.

На следующем этапе определяется наиболее полная совокупность вариантов решения проблемы. При большем наборе вариантов регулирующих решений появляется гарантия, что среди них есть те, которые наилучшим образом могут решить проблемную ситуацию. На основании идентификации нескольких вариантов происходит разработка альтернативных регулирующих решений. На данном этапе отсеиваются те альтернативы, которые предприятие не имеет возможности реализовать. При возникновении ситуации, когда выбранные регулирующие решения не способны решить проблему, менеджеры выбирают

альтернативу, которая была отсеяна и ищут пути ее реализации (дополнительные финансовые привлечения и дополнительное кадровое обеспечение) [14].

После предварительного выбора тех регулирующих решений, которые предприятие имеет возможность реализовать, необходимо провести их оценивание и выбрать один или несколько оптимальных вариантов. Основными характеристиками регулирующих решений являются затраты на внедрение отдельного решения, ожидаемый эффект от его внедрения, размер средств на внедрение всех регулирующих решений (фонд развития системы). В то же время, для каждого регулирующего решения необходимо установить минимальный промежуток времени, в течение которого это решение может быть внедрено [1].

После выбора оптимального регулирующего решения определяются сроки его реализации. Не менее важным является выбор исполнителей регулирующих решений, обеспечение их всем необходимым для эффективной деятельности. Исполнителями должны быть менеджеры и работники, которые имеют все необходимые профессиональные качества для выполнения данного решения.

Следующим этапом является исполнение решения, то есть достижения цели в установленный срок и в пределах имеющихся ресурсов [3]. После завершения процесса выработки и реализации регулирующего решения осуществляется контроль и оценка решаемой проблемной ситуации. В результате такого контроля может возникнуть необходимость внесения в принятое решение определенных корректив, а иногда и принятия нового решения. Если проблема после реализации решения развязана, то обеспечивается совершенствование системы управления инновационной деятельностью. Но, если после внедрения регулирующего решения проблема не решается, то осуществляется возврат к предыдущим этапам приведенной схемы.

Проведенные исследования показали, что для совершенствования системы управления инновационной деятельностью важным является реализация мероприятий, которые повышают ее экономическую эффективность, что связано с постоянными изменениями условий внутренней и внешней сред системы управления инновационной деятельностью предприятия, что неуклонно приводит к увеличение расходов на управленческую деятельность [5].

Повышение экономической эффективности (экономическая эффективность - достижение наибольших результатов при наименьших затратах живого и овеществленного труда) системы управления инновационной деятельностью обеспечивается в том случае, когда адекватно осуществлен выбор наиболее эффективных мероприятий по совершенствованию управления [7]. Уровень организации работы по совершенствованию управления в значительной степени зависит от квалификационных характеристик управленческого персонала, рационального размещения кадров. Чем выше уровень специальной подготовки работников аппарата управления в системе управления инновационной деятельностью, а также их использования в соответствии с полученным образованием, тем выше эффективность системы управления инновационной деятельностью предприятия. Соответственно, одним из методов совершенствования системы управления инновационной деятельностью является повышение квалификации управленцев системы управления инновационной деятельностью. Реализация мероприятий по улучшению одних структурных элементов без взаимосвязи с другими, не позволяет решить проблему перехода системы управления инновационной деятельностью на качественно новый, более высокий, уровень. Необходимым является планомерная, комплексная рационализация управления, всесторонне

экономические науки

Тронин Сергей Александрович УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ...

обоснованный выбор наиболее эффективных мероприятий с последующим учетом их в текущих и будущих планах совершенствования управления [9].

Работники системы управления инновационной деятельностью, которые занимаются исследованиями по совершенствованию управления в системе, должны осуществлять: методическое и информационное обеспечение руководителей и специалистов системы управления в области решения проблем повышения научной обоснованности осуществляемых форм и методов правления; консультирование по вопросам структурных и функциональных преобразований; разработка проектов по комплексной рационализации управления и повышения эффективности системы. Необходимость выполнения функции обеспечения информацией о создании прогрессивных структур аппарата управления, оптимальном соотношении численности персонала, занятого непосредственно в производстве и в сфере управления, увеличивается с каждым годом. Достоверное и качественное информационное обеспечение дает возможность идти в ногу со временем, и тем самым избежать определенных трудностей в управлении. Управленческое консультирование, как особый вид профессиональной деятельности, выполняет важную функцию в реализации работ по повышению эффективности управления в системе.

Реализация определенных решений, или их совокупность, обусловливают определенные изменения в системе управления инновационной деятельностью, которые влияют на величину численности аппарата управления. Это позволяет определить уровень реализации резервов по сокращению аппарата управления в системе. В случае наиболее полной реализации данного резерва экономическая эффективность системы управления инновационной деятельностью предприятия может увеличиваться. Перестройка организационных структур, использование новых форм и методов управления, повышения технического оснащения труда и квалификационного уровня управленческих кадров обеспечивают получение положительных экономических эффектов [11].

Итак, процесс выработки и реализации управленческих решений - это процесс решения проблемных ситуаций и совершенствование системы управления инновационной деятельностью предприятия, а совершенствование системы управления является необходимым условием повышения конкурентоспособности предприятий как социально-экономической системы.

Исследование аналитических материалов машиностроительных предприятий показало, что принятие регулирующих решений, в системах управления инновационной деятельностью происходит исключительно коллективно. Причина заключается в высоком уровне ответственности руководителей за реализацию рисковых проектов. Характерными признаками этих решений является их интеллектоемкость, особенно это касается решений, требующих глубокого инженерно-технологического анализа, а также прогнозирования изменения рыночных тенденций. В связи с тем, что регулирующие решения принимаются коллективно, то актуальной проблемой является научно-обоснованный выбор одного решения из ряда альтернативных.

Как видим, приведенные методы определения коллективного упорядочения на основе индивидуальных упорядочений, являются не универсальными и могут давать отличные результаты. Это вызвано неопределенностью субъектов управления относительно весомости отдельных альтернатив. Метод «большинства голосов» и метод Ж.Борда наделены существенным преимуществом - простота в применении, однако на практике могут характеризоваться сомнительностью результатов, при условии не однозначной уверенно-

сти субъектов управления в отношении индивидуальных упорядочений [13].

Как можно объективнее коллективное упорядочение может быть найдено только тогда, когда результаты опроса будут проанализированы за всеми существующими методами. Если преобладание одной из альтернатив, является четко выраженным, тогда это будет «видно» на основе использования каждого из приведенных методов. Если же субъекты управления имеют сомнения, тогда все методы покажут отличные результаты, на основе которых все же можно будет создать наиболее рациональное коллективное упорядочение [15]. Однако, когда субъекты управления имеют сомнения, с целью получения правильного ответа о преобладании исследуемых альтернатив, стоит изменить критерии отбора специалистов в группу лиц, которые привлечены к процессу выработки и принятия регулирующего решения, увеличить их количество, пригласить субъектов управления, которые являются специалистами из других отраслей и тому подобное.

Аргументировано, что инновационная деятельность на предприятиях может развиваться тремя альтернативными методами. Первый предусматривает создание подсистемы управления инновационной деятельностью, второй - формирование временной рабочей группы для принятия креативных решений и реализации инновационных проектов, третий - сочетание первой и второй альтернативы. Доказано, что при любом варианте развития инновационная деятельность должна контролироваться, поскольку от полноты и качества текущей информации зависят возможности руководителей по корректировке процесса развития.

Одним из условий обеспечения эффективности системы управления инновационной деятельностью предприятия является перманентный мониторинг параметров, которые характеризуют эффективность этой системы. Выполнения мониторинга этих параметров предполагает их оценки и трактовки по признакам, которые наиболее адекватно отражают оцениваемые параметры. Результативность мониторинга характеризует его информативность, которая зависит от учета многочисленных связей между факторными и результативными показателями, отражающими эффективность системы управления инновационной деятельностью предприятия. Предложенная аналитико-процессная модель позволит руководителям машиностроительных предприятий оперативно оценивать текущее состояние системы управления инновационной деятельностью предприятия и аргументированно принимать регулирующие решения по ее совершенствованию

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Доказано, что решение руководителей предприятий относительно внедрения продуктовых, технологических или управленческих инноваций практически всегда нуждаются в корректировке. Причинами этого является то, что инновации требуют применения нестандартных подходов к решению проблемных ситуаций. Через высокую рисковость инновационной деятельности, ее капиталоемкость и интеллектуал-вместимость разработка и внедрение регулирующих решений в системах управления инновационной деятельностью происходит коллегиально (коллективно). Исследования показали, что ключевой проблемой технологического процесса принятия коллегиального регулирующего решения является выбор наилучшего решения из ряда альтернативных. Критический анализ известных методов коллективного упорядочения возможных альтернатив показал, что каждый из этих методов имеет определенные недостатки, однако выходом из ситуации является применение кумулятивного подхода к обобщению результатов анализа существующих

Tronin Sergey Aleksandrovich

MANAGEMENT DECISIONS .

economic sceinces

альтернатив. Предложенный подход делает возможным адекватное упорядочение возможных вариантов принятия регулирующего решения с учетом предпочтений каждого из субъектов управления, который принимает участие в разработке и реализации регулирующего решения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. "Health and Disease Management 'will Prove to Be an Innovative Way of Improving the Quality of Care." 2000. PharmacoEconomics & Outcomes News 255(1): 2. https://doi.org/10.1007/BF03275374.

2. Shaw, Kathryn. 2006. "The Value of Innovative Human Resource Management Practices." In America at Work: Choices and Challenges, eds. Edward E Lawler and James O'Toole. New York: Palgrave Macmillan US, 227-39. https://doi.org/10.1007/978-1-4039-8359-6_13.

3. Sobh, Tarek, and Sarosh Patel. 2008. "On-Line Virtual Real-Time E-Collaboration: An Innovative Case Study on Engineering Research Teleconferencing Management." In Innovative Techniques in Instruction Technology, E-Learning, E-Assessment, and Education, ed. Magued Iskander. Dordrecht: Springer Netherlands, 586-91.

4. Tonini, Maria Clara, and Paola Chesi. 2018. "Narrative Medicine, an Innovative Approach to Migraine Management." Neurological Sciences 39(1): 137-38. https://doi.org/10.1007/s10072-018-3377-3.

5. Ulrich, Clara, and Douglas Clyde Wilson. 2009. "Rights-Based Management and Participatory Governance in Southwest Nova Scotia." In Comparative Evaluations of Innovative Fisheries Management: Global Experiences and European Prospects, eds. Kjellrun Hiis Hauge and Douglas Clyde Wilson. Dordrecht: Springer Netherlands, 43-68. https:// doi.org/10.1007/978-90-481-2663-7_3.

6. Valente, Giulio, and Alessandro Rigallo. 2003. "An Innovative Approach for Managing Competence: An Operational Knowledge Management Framework." In Knowledge-Based Intelligent Information and Engineering Systems, eds. Vasile Palade, Robert J Howlett, and Lakhmi Jain. Berlin, Heidelberg: Springer Berlin Heidelberg, 1023-29.

7. van der Voort, Haiko et al. 2011. "Competing Values in the Management of Innovative Projects: The Case ofthe RandstadRail Project." In Innovation in the Public Sector: Linking Capacity and Leadership, eds. Victor Bekkers, Jurian Edelenbos, and Bram Steijn. London: Palgrave Macmillan UK, 134-54. https://doi.org/10.1057/9780230307520_7.

8. Volker, L, M Altamirano, P Herder, and T van der Lei. 2014. "The Impact of Innovative Contracting on Asset Management of Public Infrastructure Networks." In Engineering Asset Management 2011, eds. Jay Lee, Jun Ni, Jagnathan Sarangapani, and Joseph Mathew. London: Springer London, 665-76.

9. Wang, Ming-Tang, Rain Chen, and Sin-Hung Lin. 2013. "The Innovative Management of Mobile Phone Design." In Proceedings of 2012 3rd International Asia Conference on Industrial Engineering and Management Innovation (IEMI2012), ed. Runliang Dou. Berlin, Heidelberg: Springer Berlin Heidelberg, 647-53.

10. Weise, Martina, Thomas Arnold, Volker Ambrosius, and Heiko Neukirchner. 2017. "Innovative Thermal Management." MTZ worldwide 78(10): 48-53. https://doi.org/10.1007/s38313-017-0108-8.

11. Wellbrock, Wanja. 2015. "Theoretische Grundlagen Der Innovationsforschung." In Innovative Supply-Chain-Management-Konzepte: Branchenübergreifende Bedarfsanalyse Sowie Konzipierung Eines Entwicklungsprozessmodells, Wiesbaden: Springer Fachmedien Wiesbaden, 161-92. https://doi.org/10.1007/978-3-658-09181-1_3.

12. Wu, Hanbin, and Gao Wu. 2014. "Strategy to Address Innovative Off-Label Medication Use in China: Grading Management." European Journal of Clinical Pharmacology 70(10): 1271-73. https://doi. org/10.1007/s00228-014-1729-3.

13. Yong, Peng, and Teng Kunyue. 2012. "Research on the Monopoly Management in Clothing Brand Communications and Innovative Ideas Construction." In Soft Computing in Information Communication Technology, ed. Jia Luo. Berlin, Heidelberg: Springer Berlin Heidelberg, 263-67.

14. Young, Corinne B, and Velma E McCuiston. 2000. "Knowledge Management: Innovative Strategies for the Twenty-First Century." In Innovatives Management, ed. Ralph Berndt. Berlin, Heidelberg: Springer Berlin Heidelberg, 313-25. https://doi.org/10.1007/978-3-642-57009-4_18.

15. Yuan, Deng. 2018. "Intelligent Innovative Knowledge Management Integration Method Based on User Generated Content." Cluster Computing. https://doi.org/10.1007/s10586-018-2389-3.

Статья поступила в редакцию 25.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.