Научная статья на тему 'Управленческие реформы в металлургическом комплексе Урала во второй половине XX века'

Управленческие реформы в металлургическом комплексе Урала во второй половине XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
122
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Запарий В. В., Говырина Е. В.

В статье дается характеристика изменения системы управления в металлургическом комплексе СССР и РФ во второй половине XX века. Рассмотрены этапы трансформации в управления отраслью в условиях кардинальных реформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management reforms in the metallurgical complex of the Urals in the second half of the 20th century

The article describes changes in the management of the metallurgical complex of the USSR and Russia in the second half of the twentieth century. The stages of transformation in the management of the industry are considered in a radical reform.

Текст научной работы на тему «Управленческие реформы в металлургическом комплексе Урала во второй половине XX века»

ОБЩЕСТВО

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ УРАЛА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА Запарий В.В., Говырина Е.В.

В статье дается характеристика изменения системы управления в металлургическом комплексе СССР и РФ во второй половине XX века. Рассмотрены этапы трансформации в управления отраслью в условиях кардинальных реформ.

MANAGEMENT REFORMS IN THE METALLURGICAL COMPLEX OF THE URALS IN THE SECOND HALF OF THE 20TH CENTURY

Zapary V.V., Govyrina E.V.

The article describes changes in the management of the metallurgical complex of the USSR and Russia in the second half of the twentieth century. The stages of transformation in the management of the industry are considered in a radical reform.

Управление предприятиями черной металлургии являлось составной частью организации и функционирования производства, обеспечивающее слаженность и ритмичность работы всех участков и звеньев обширного и сложного производственного процесса. Управление складывалось параллельно с созданием системы хозяйственного руководства народным хозяйством в целом. Его формы и методы неоднократно менялись в зависимости от условий, особенностей и задач функционирования металлургического комплекса на различных этапах развития страны. Перестройки вызывались поиском более совершенных форм и методов руководства. Опыт работы отрасли подтверждает, что чем выше уровень производства, тем более усложняется задача руководства. Говоря о системе управления отраслью в 50 - 90-е гг. XX в., следует иметь в виду, что она многократно перестраивалась. И здесь прослеживаются ряд этапов. Первый - во второй половине 50-е гг., когда отраслевая система была заменена со-внархозовской, со второй половины 60-х гг., когда было восстановлено министерское управление, 70 - 80-е гг., когда отрасль развивалась на рельсах централизованного управления в условиях командно-админист-

ративной системы и в 90-е гг., когда государство в связи с переходом к рыночной экономике, дистанцировалось от управления металлургическим комплексом, а он сам уже престал существовать, как единый механизм, управляемый из единого центра.

Для понимания основных путей реформации отрасли в 70 - 90-е гг. необходимо иметь в виду попытки ее реформирования в предшествующее время. Как известно, в системе управления государством и промышленностью во второй половине 50-х гг. произошли существенные изменения. Ее реформирование проходило под знаком критики сталинизма и возвращения к "ленинским принципам". Реформа, предпринятая

Н.С.Хрущевым, предусматривала отказ от созданной в 30-е гг. отраслевой системы управления через министерства, и переход к территориальной, возрождению Советов народного хозяйства, существовавших с 1917 г. до 1932 г. Считалось, что эта реформа приблизит управление к производству, покончит с чрезмерной централизацией, позволит сократить бюрократический аппарат. На территории Уральского региона в 1957 г. были созданы Пермский, Свердловский, Оренбургский, Курганский, Челябинский, Тюменский, Удмуртский и Башкирс-

ОБЩЕСТВО

кий совнархозы. Однако жизнь показала, что такое дробное управление нарушило экономические связи в регионе. В 1962 г. было проведено новое экономическое районирование страны, создан Уральский экономический район (УЭР), в который вошли Курганская, Оренбургская, Пермская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области, Башкирская и Удмуртская автономные республики. Совнархозы укрупнялись. На Урале их осталось только 4: Западноуральский (Пермская область и Удмуртия), Средне-уральский (Свердловская и Тюменская области), Южноуральский (Курганская, Оренбургская и Челябинская области) и Башкирский. В 1963 г. Башкирия была выделена из УЭР и вошла в состав Поволжского района. Тюменская область с 1966 г. стала составной частью Западной Сибири, а в 1982 г. Башкирия вновь вернулась в состав Уральского региона.

После упразднения в 1957 г. Министерства черной металлургии (МЧМ) СССР руководство предприятиями отрасли было передано совнархозам экономических районов и союзных республик. В декабре 1961 г. ответственность за осуществление единой технической политики в черной металлургии была возложена на Государственный комитет по черной и цветной металлургии при Госплане СССР В 1961 г. был создан новый государственный орган - Уральский совет по координации и планированию работы совнархозов (Уралплан). Он рассматривал основные проблемы комплексного развития промышленности, строительства, транспорта, разрабатывал рекомендации и предложения по наиболее эффективному использованию производственных фондов, природных и трудовых ресурсов Урала. Подготовительные рекомендации после детального обсуждения в обкомах партии, облисполкомах, совнархозах передавались на рассмотрение в Госплан, Советы Министров СССР и РСФСР. Уралплан был единым хозяйственным органом управления регионом. Первое организационное заседание

Совета состоялось 2 февраля 1961 г. в Свердловске.

В 1963 - 1964 гг. в стране готовилась экономическая реформа. Урал находился накануне межотраслевого хозрасчета. В рамках Среднеуральского совнархоза проводился эксперимент по переходу ряда предприятий на хозрасчет. В период деятельности совнархозов была проведена большая работа по повышению технического уровня производства, его концентрации, созданию специализированных заводов и цехов по изготовлению метизов, отливок и поковок, ремонту оборудования, более полному и эффективному использованию основных производственных фондов, изысканию резервов производства. Обособление научно-технического и хозяйственного руководства привело к тому, что в 1963 г. часть научноисследовательских и проектных институтов была передана в ведение отраслевых государственных комитетов. На Урале, с усилением территориального принципа в организации общественного производства, стали возможны кооперирование предприятий различных отраслей на одной территории, координация их развития, более комплексное использование сырьевых ресурсов региона. Именно в эти годы появились в крае первые межотраслевые производства - инструментальные и литейные, общие водозаборные сооружения, энергетические станции, линии электропередач и др.

В начале 60-х гг. в организационной деятельности совнархозов стали очевидны не только положительные, но и отрицательные стороны этой системы. Проявились негативные тенденций к местничеству. Горизонтальная система управления (совнархозы), привела к утрате единой научно-технической политики. Территориальная система не могла решить общих, стоящих перед страной задач. Не удались и попытки сокращения бюрократического аппарата, ибо бюрократия возрождалась на местном уровне и выросла численно. Структура управления совнархозов фактически дублировала струк-

Запарий В.В., Говырина Е.В.

туру отраслевых министерств. Создание сильных местных органов управления плохо увязывалось с принципами командноприказного руководства Центра. Кстати, и сама реформа Н.С.Хрущева проводилась привычными административными методами. Поэтому вводимый в обществе демократизм носил декларативный характер. К 1965 г. в руководстве страны сложилось мнение о необходимости возвращения от территориального к отраслевому (централизованному) принципу управления народным хозяйством.

В соответствии с решениями Сентябрьского (1965 г.) пленума ЦК КПСС были разработаны меры по улучшению управления промышленностью, совершенствованию планирования и усилению роли экономических стимулов в народном хозяйстве. Постановлением СМ СССР от 30 сентября 1965 г. №728 "Об улучшении управления промышленностью", на основе Закона СССР от 2 октября 1965 г. была воссоздана министерская система управления промышленностью и восстановлено союзнореспубликанское Министерство черной металлургии СССР (МЧМ СССР). Постановлением СМ СССР от 23 октября 1965 г. №815 была утверждена структура МЧМ СССР, которой было предусмотрено образование 8 главных производственных управлений.

Борьба за сокращение административного аппарата велась на плановой основе во всех министерствах и ведомствах. Нами обнаружена статистика таких усилий по МЧМ СССР. С 1966 по 1980 гг. официально было сокращено 113,8 тыс. чел. аппарата управления, и это дало экономию 257 млн руб. Но эффективность мероприятий от года к году сокращалась.

При проведении реформы 1965 г. учитывался опыт совнархозов и, руководствуясь им был организован ряд территориальных объединений в системе ГУМПа (Главного управления металлургической промышленностью) - Уральское территориальное про-

изводственное объединение металлургических предприятий и организаций в составе 9 предприятий (приказ МЧМ СССР от 29 ноября 1965 г. №10.) в составе Алапаевско-го, Чусовского металлургических комбинатов, ВИЗа, Лысьвенского, Салдинского, Ашинского, Нижнесергинского, Омутнинс-кого и Саткинского металлургических заводов. В системе Главруды приказом МЧМ СССР от 29 ноября 1965 г. №3 был образован Уральский производственный горнорудный трест Уралруда в составе Качканарского ГОКа, Бакальского, Златоустовского, Первоуральского, Тургоякского рудоуправлений, Сарановской шахты "Рудная" и Билимбаев-ского карьероуправления.

После упразднения совнархозов, управление экономикой областей и республик стало осуществляться непосредственно из центра - через соответствующие министерства и ведомства. Наряду с этим, был взят курс на экономические реформы в рамках министерств. Расширялись права предприятий в проведении технической политики, выборе рациональных путей выполнения народно-хозяйственных планов. Появлялась возможность шире использовать систему материального стимулирования. Главной задачей реформы называлось улучшение руководства экономикой страны на основе оптимального сочетания централизованного руководства с развитием хозяйственной инициативы и самостоятельности предприятий, усиления экономического стимулирования, повышения материальной заинтересованности работников. С 1967 г. на Урале развернулся массовый переход на новые условия хозяйствования. Большинство предприятий, переведенных на новую систему планирования и экономического стимулирования, ускорили темпы роста производства и производительности труда. Однако уже в 1968 г. реформа стала тормозиться, потому что летом 1967 г. был принят ряд документов Совмина СССР ("Общее положение о Министерствах СССР", "О дополнительном расширении прав Мини-

стерства СССР"), которые позволили постепенно ликвидировать самостоятельность предприятий и хозрасчетные права, предоставленные в начале реформы.

С введением централизованного управления в конце 1968 г. был упразднен Урал-план, что было ошибкой. Правда, при Госплане РСФСР и Центральном экономическом научно-исследовательском институте (ЦЭНИИ) был создан сектор по развитию производительных сил Урала. В последующий период практика регионального планирования, контроля комплексного развития региона в условиях планового хозяйства показала, что координационный орган на Урале был необходим. В связи с этим, в 1983 г. в г. Свердловске был создан аппарат уполномоченного Госплана СССР по УЭР. Его возглавил Н.Талалаев. К сожалению, теми правами, которыми располагал Уралплан, аппарат уполномоченного не обладал. В условиях отраслевого принципа управления он не мог стать координирующим органом экономической жизни региона. Ведомства отвергали, посягающую на их права, форму управления по территориям

Ликвидированная горизонтальная система управления - стихийно восстанавливала себя через другие формы управления -обкомы партии и облисполкомы. Переход от территориального к отраслевому принципу управления, объективно повысил роль их роль в координации вопросов регионального развития предприятий, подчинявшихся многочисленным центральным ведомствам. Все возраставшее влияние оказывали на организацию территориальной системы планирования и управления региональным хозяйством первые секретари обкомов партии. Для этого позднее были созданы советы секретарей обкомов, которые координировали развитие хозяйства областей. Тогда первыми секретарями уральских обкомов партии были: Свердловского - К.К.Николаев, ЯП. Рябов, Б.Н.Ель-цин, Челябинского - Н.Н.Родионов, В.ГВо-ропаев, Курганского - Ф.К.Князев; Оренбур-

гского - А.В.Коваленко, А.Н.Балдин, Пермского - Б.Ф.Коротков, Б.В.Коноплев, Удмуртского - В.К.Марисов и др.

Выступая на XXVII съезде КПСС (1985 г.), секретарь ЦК Б.Н.Ельцин, долгое время работавший первым секретарем Свердловского обкома КПСС, отметил, что сила, которая не давала "растащить" общее дело по своим ведомственным квартирам - это партийные органы. Замечание справедливо, так как с ликвидацией совнархозов к местным партийным и советским органам автоматически перешли их управленческие функции. Партийные органы координировали развитие как экономики в целом, так и важнейших секторов промышленности, в т.ч. металлургии - в частности.

Хозяйственная реформа на Урале осуществлялась под постоянным контролем со стороны Совмина СССР, Госплана, местных партийных и советских органов. В этих условиях областные партийные организации взяли на себя координацию внедрения научных достижений в производство. Так, на заседании 15 Пермской областной партконференции 4 - 5 февраля 1971 г. говорилось о необходимости дальнейшего повышения эффективности производства, увеличения объемов и улучшении качества промышленной продукции. Подчеркивалось, что новая система планирования и экономического стимулирования должна сыграть свою роль . Так же обстояло дело и в других областях Урала .

Большую роль в организации перевода предприятий на новые условия хозяйствования сыграла первая в стране межотраслевая экономическая конференция, созванная в январе 1966 г. в Свердловске Госкомитетом Совмина СССР по вопросам труда и заработной платы и Госпланом СССР совместно со Свердловским обкомом партии. В результате, в Свердловске стали регулярными областные научно-практические конференции, на которых обсуждались перспективы НТП в промышленности области. Рекомендации, которые вырабатывались на конференциях, были направлены на

Запарий В.В., Говырина Е.В.

решение крупных комплексных проблем в модернизации производства. Партийные органы рекомендовали Госкомитету по науке и технике и ведомствам включать наиболее значимые предложения в государственные отраслевые планы. В других областях использовали сходные методы.

Областные партийные организации в условиях отсутствия регионального органа управления хозяйством взяли на себя функцию координации. Свердловский обком партии провел ряд областных научно-практических конференций, на которых обсудил перспективы научно-технического прогресса в промышленности, строительстве, на транспорте и определил задачи на 9-ю пятилетку (1971-1975), предложил перспективы научно-технического прогресса и пути его ускорения на 10-ю пятилетку (1976-1980) . Рекомендации, выработанные на конференциях, были нацелены на решение крупных проблем. Обком рекомендовал Госкомитету по науке и технике, министерствам и ведомствам наиболее весомые предложения включать в государственные, отраслевые и заводские планы.

Таким образом, пятилетние научно-практические конференции стали специфической территориальной формой управления научно-техническим прогрессом. Эта общественная форма не была порождена организационно-хозяйственным механизмом, а действовала зачастую вопреки ему, так как рекомендации конференций не были обяза-

тельными для центральных ведомств и часто игнорировались ими.

Разрабатывались целевые комплексные программы, должные стимулировать внедрение НТП в производство. В Свердловской области была разработана "Целевая комплексная программа рационального использования и экономии черных металлов в народном хозяйстве Свердловской области на 1981 - 1985 гг." . Определенные попытки координации на региональном уровне предпринимались на систематически проводившихся совещаниях секретарей обкомов компартии. Однако эти решения носили рекомендательный характер, а совещания секретарей выполняли роль скорее политического координатора, чем коллективного экономического руководителя региона.

Определяющую роль в этом играл Секретариат ЦК КПСС, который занимался организационной работой. Интересны данные, почерпнутые автором в бывшем текущем архиве ЦК КПСС. Из материалов фонда Секретариата ЦК КПСС за 1961-1980 гг. видно, что за это время вопросы, связанные с черной металлургией, рассматривались 374 раза, однако по существу вопроса только - 37 раз. Все остальное - о награждении или присвоении почетных званий. Причем в 60-е гг. вопросов, касавшихся отрасли было рассмотрено 188, в 70-е гг. - 186. Наибольшее количество вопросов зафиксировано в 1974 г. - 48, наименьшее в 1971 -

3. Данная ситуация представлена в табл.98.

Табл.

Вопросы, касающиеся МЧМ СССР, рассмотренные на Секретариате ЦК КПСС (число вопросов) .

1961 1962 19Ю 1964 1965 1966 1968 1969 1970

27 40 33 17 15 15 и И 6 §

1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980

3 18 20 48 41 19 9 6 11 11

Таблица составлена по: РГАНИ. Ф. 4. Оп.15, 17,19, 22, 23, 27, 29,32, 33. Подсчитано нами.

Продолжение следует

ЛИТЕРАТУРА

1. Восемь главных управлений: Главное управление металлургической промышленности (ГУМП), Главное управление промышленности качественных сталей, сплавов и ферросплавов (Главспецсталь), Главное управление трубной промышленности (Главтрубсталь), Главное управление коксохимической промышленности (Глакокс), Главное управление горнорудной промышленности (Главруда), Главное управление промышленности огнеупорных материалов (Главогнеупор), Главное управление энергетической служб и предприятий (Главэнерго).

2. РГАСПИ. Ф.17. Оп. 139. Д 949. Л.12.

3. Там же. Д.893. Л.12; Д.1099. Л.13; Д.1390. Л.37.

4. См. например: ЦДООСО. Ф.4. Оп.89. Д.111. Л. 1 и сл.

5. ЦДООСО Ф.4. Оп.100. Д.100. Л. 2 и сл.

6. Запарий В.В. Структурные изменения в системе управления черной металлургией СССР в 1959 - 1991 гг. Депонировано в ИНИИОН РАН № 48724 от 13.12.1993. С.9.

7. Всесоюзное производственное объединение металлургических предприятий (Со-юзметаллургпром), Всесоюзное производственное объединение специальных сталей (Со-юзспецсталь), Всесоюзное производственное объединение ферросплавов (Союзферроос-плав), Всесоюзное производственное объединение трубной промышленности (Союзт-рубсталь), Всесоюзное производственное объединение метизной промышленности (Со-юзметиз), Всесоюзное производственное объединение рудной промышленности (Союз-руда), Всесоюзное производственное объединение огнеупорной промышленности (Союз огнеупор), Всесоюзное производственное объединение по заготовке, переработке и сбыту вторичных черных металлов (Союзвторчермет).

8. Большая заслуга в развитии отрасли принадлежит проектным институтам, которые не только разрабатывали агрегаты и механизмы для предприятий, но и схемы развития отрасли как в стране так и по регионам. Ведущая роль здесь принадлежала Гипромезу. В первые послевоенные годы по проектам Уралгипромеза были реконструированы цехи Алапаевского и Бе-лорецкого комбинатов, Лысьвенского, Чусовского и других заводов. Построены блюминг, крупносортный и мелкосортный станы на ЧМЗ. В 50-е гг. специалисты Уралгипромеза принимали активное участие в авторском надзоре за строительством блюминга на Аньшанском металлургическом заводе в КНР. Позже по проектам института на заводе "Сибэлектросталь" и на Узбекском металлургическом заводе были построены установки непрерывной разливки стали. За период 1960 - 1975 гг. на предприятиях генпроектирования института был достигнут рост выпуска металла: чугуна, стали, проката - в 1,6 раза, стальных труб - в 2,9 раза, всей товарной продукции - в 2,2 раза. По проектам Уралгипромеза построено 6 доменных печей, в том числе доменная печь №6 НТМК объемом 2700 куб.м, и реконструировано 8 печей, что дало прирост выпуска чугуна почти на 5 млн т в год. В 1968 г., впервые в СССР по проекту Уралгипромеза была построена на ММК двухванная мартеновская печь и внедрена технология производства высококачественной стали с применением внепечных методов. Совместно с Уралмашем была спроектирована и построена на НТМК в 1968 г. первая в СССР машина непрерывного литья для отливки слябов. На металлургическом заводе им.Серова была построена печь для выплавке синтетических шлаков, что позволило производить шарикоподшипниковую сталь высокого качества в основных мартеновских печах. В августе 1975 г., в связи с 50-летием, за успехи в проектировании новых и реконструкции действующих металлургических предприятий и большой вклад в развитие отечественной черной металлургии Уралгип-ромез был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Запарий В.В., Говырина Е.В.

В 1976 - 2000 гг. институт продолжил интенсивную работу по развитию и модернизации металлургических и трубных заводов, будучи генеральным проектировщиком 15 предприятий. Наряду с наращиванием мощностей по выпуску металлопродукции, важнейшей задачей становится расширение ее сортамента, создание производств для выпуска новых видов изделий, коренное улучшение качества. Уралгипромез активно сотрудничал со многими научно-исследовательскими институтами, конструкторскими организациями и машиностроительными заводами, специализированными проектными институтами. Расширились деловые контакты с ведущими иностранными фирмами, специализирующимися на разработке и изготовлении современного металлургического оборудования. Ряд новых цехов был спроектирован и строился с использованием импортного оборудования, поставляемого иностранными фирмами. По проекту технологической части, разработанному Уралгипромезом на базе принципиально новой технологии УралНИИЧМ, построен крупный новый цех для производства рулонного биметалла методом холодного плакирования на Нытвенском метзаводе. В современных условиях институт стремится придать своей деятельности более универсальный характер .

9. Главное научно-техническое и технологическое управление, Главное экономическое управление, Главчерметукс, Главное управление по проектированию предприятий черной металлургии, Главчерметремонт, Главэнергочермет, главное управление материально-технического обеспечение, Главное транспортное управление, Главное управление кадров учебных заведений и социального развития, Главметаллургпром, Главруда, Главспецсталь, Главтрубпром, Главвторчермет и др. Управления: механизации, автоматизации, вычислительной техники и информации, хозяйственное и др.

10. ГАРФ. Ф.10062. Оп.1. Д.938. Л.8.

11. Там же.

12. Там же. Л.9,10.

13. Основные функции Департамента:

• Разработка концепций и генеральной схемы развития и размещения металлургии РФ, отраслевых и межотраслевых программ.

• Анализ текущей экономической деятельности и осуществления прогнозирования развития отрасли.

• Подготовка предложений по созданию, реорганизации и ликвидации госпредприятий и организаций отрасли, совершенствовании организационной структуры предприятий отрасли.

• Организации учета и регистрации предприятий и их уставов.

• Формирование отраслевых заказов на разработки научно-технической продукции и финансирования ее за счет госбюджета.

• Подготовка нормативных документов.( см.: ГАРФ. Ф. 10062. Оп.1. Д. 938. Л. 9,10.)

24. Шевелев Л.Н. Переход к рынку: некоторые итоги в 1991 году //Сталь. 1992. №3. С. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.