Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА'

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА / ПЛАНИРОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УСЛОВИЯ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / MANAGEMENT THEORY / MANAGERIAL ASPECTS OF EDUCATIONAL ACTIVITIES OF A UNIVERSITY TEACHER / PLANNING / ORGANIZATION OF ACTIVITIES / CONDITIONS FOR SETTING GOALS AND OBJECTIVES OF EDUCATIONAL ACTIVITIES / DECISION MAKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапыко Татьяна Петровна, Тонких Александр Павлович, Данилова Татьяна Васильевна

Природа многих информационных, мотивационных, личностно обусловленных воздействий и взаимодействий участников образовательного процесса уже исследована в педагогической науке, однако в условиях обязательного применения дистанционных, сетевых информационно-коммуникативных технологий в образовании, ведущими субъектами реализации которых являются педагоги, в том числе в системе высшего образования, необходимо актуализировать исследования, посвященные управлению образовательной деятельностью, учебной информацией, поиск и анализ которой не всегда согласуется обучающимися с преподавателем, например, при организации образовательного процесса в дистанционном формате. Как правило, увеличивается объем самостоятельной работы обучающихся, но не качество принятых решений. В связи с этим необходимо обратить внимание на управленческие аспекты образовательной деятельности преподавателя вуза, благодаря которым качество высшего образования останется высоким, у обучающихся будет сформирован личностно значимы опыт принятия адекватных профессиональных решений. Авторы статьи рассматривают базовые управленческие подходы, функции, методы, принципы, средства, которые преподаватель должен реализовывать в образовательной деятельности в процессе постановки целей и задач формирования универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов, при разработке программ и проектов с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, организации различных форм деятельности обучаемых, применении образовательных технологий. Представлены любопытные данные эмпирического исследования способности обучаемых осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач, которые ценны для преподавателя вуза в контексте повышения качества управления образовательной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапыко Татьяна Петровна, Тонких Александр Павлович, Данилова Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT ASPECTS OF EDUCATIONAL ACTIVITIES OF A UNIVERSITY TEACHER

The nature of many informational, motivational, personality-based influences and interactions of participants in the educational process has already been studied in pedagogical science, however, in the conditions of the mandatory use of distance, network information and communication technologies in education, the leading subjects of implementation of which are teachers, including in the higher education system, it is necessary to update the research devoted to the management of educational activities, educational information, the search and analysis of which is not always consistent between students and the teacher, for example, when organizing the educational process in a distance format. As a rule, the volume of independent work of students increases, but not the quality of decisions made. In this regard, it is necessary to pay attention to the managerial aspects of the educational activities of a university teacher, thanks to which the quality of higher education will remain high, students will have personally significant experience in making adequate professional decisions. The authors of the article consider the basic management approaches, functions, methods, principles, means that a teacher must implement in educational activities in the process of setting goals and objectives for the formation of universal, general professional and professional competencies of students, in developing programs and projects taking into account the requirements of the Federal State Educational Standards of Higher education, organization of various forms of trainees' activities, the use of educational technologies. The article presents curious data from an empirical study of the ability of students to search, critical analysis and synthesis of information, to apply a systematic approach to solving the tasks that are valuable for a university teacher in the context of improving the quality of management of educational activities.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА»

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

Управленческие аспекты образовательной деятельности преподавателя вуза

1111

Лапыко Татьяна Петровна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского, Брянск, Россия lap_tanya@mail.ru 0000-0002-3097-408X

Тонких Александр Павлович

Кандидат физико-математических наук, профессор кафедры теории и методики начального общего и музыкального образования ф Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского,

Брянск, Россия

ta_tonkih@mail.ru 0000-0002-2140-8334

1111

Данилова Татьяна Васильевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского, Брянск, Россия danilova@mail.ru 0000-0002-6213-9564

Поступила в редакцию 22.06.2020

Принята 11.07.2020

Опубликована 30.09.2020

Аннотация

Природа многих информационных, мотивационных, личностно обусловленных воздействий и взаимодействий участников образовательного процесса уже исследована в педагогической науке, однако в условиях обязательного применения дистанционных, сетевых информационно-коммуникативных технологий в образовании, ведущими субъектами реализации которых являются педагоги, в том числе в системе высшего образования, необходимо актуализировать исследования, посвященные управлению образовательной деятельностью, учебной информацией, поиск и анализ которой не всегда согласуется обучающимися с преподавателем, например, при организации образовательного процесса в дистанционном формате. Как правило, увеличивается объем самостоятельной работы обучающихся, но не качество принятых решений. В связи с этим необходимо обратить внимание на управленческие аспекты образовательной деятельности преподавателя вуза, благодаря которым качество высшего образования останется высоким, у обучающихся будет сформирован личностно значимы опыт принятия адекватных профессиональных решений. Авторы статьи рассматривают базовые управленческие

подходы, функции, методы, принципы, средства, которые преподаватель должен реализовывать в образовательной деятельности в процессе постановки целей и задач формирования универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов, при разработке программ и проектов с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, организации различных форм деятельности обучаемых, применении образовательных технологий. Представлены любопытные данные эмпирического исследования способности обучаемых осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач, которые ценны для преподавателя вуза в контексте повышения качества управления образовательной деятельностью.

Ключевые слова

Теория управления; управленческие аспекты образовательной деятельности преподавателя вуза; планирование; организация деятельности; условия постановки целей и задач образовательной деятельности; принятие решений.

Введение

Современный мир переполнен различными противоречиями (экономическими, политическими, социальными, психологическими), возникающими в результате воздействия на людей новых внешних и внутренних сложно прогнозируемых факторов. Вероятно, поэтому вопросы управления такими воздействия являются предметом активного обсуждения в различных науках. Природа многих факторов, информационных, мотивационных, личностно обусловленных воздействий и взаимодействий участников образовательного процесса уже исследована в педагогической науке, однако в условиях обязательного применения дистанционных, сетевых информационно-коммуникативных технологий в образовании, ведущими субъектами реализации которых являются педагоги, в том числе в системе высшего образования, необходимо выяснить, как преподавателю нужно управлять образовательной деятельностью обучающихся, какие особенности их индивидуальной, групповой самостоятельной работы (в дистанционном формате) снижают качество решенных учебных и профессиональных задач, не обеспечивают формирование у обучающихся соответствующих компетенций, организационно-управленческого опыта.

А.М. Новиков [9], Н.В. Парахина [11] акцентируют внимание на таком признаке управления как обеспечение сохранности структурной целостности оргсистем, их целесообразного функционирования. Соответственно ведущими научными подходами в изучении феномена управления считаются функциональный, системный, проектный [15]; междисциплинарный (основан на использовании методов разных наук для анализа и принятия решений), сетевой [7]; процессный [6]. Эффективность управленческих процессов может рассматриваться в контексте достижений антропологии и аксиологии [2].

Представляют интерес исследования, в которых изучаются особенности управляющей и управляемой частей системы управления, ее субъекты и объекты [11]; внешние и внутренние условия ее функционирования, например, мотивационные, кадровые, организационные, нормативно-правовые, информационные [10], другие составляющие управления (цели, принципы, уровни, функции, виды, типы, методы, формы, средства, критерии эффективности).

Базовыми функциями управления являются планирование, организация, мотивация и контроль; в их числе могут быть и такие функции как координирование и регулирование [1]. Например, реализация функции планирования включает анализ значимой информации, формулирование целей и задач (основы для принятия решений), которые требуют достижения за определенный промежуток времени конкретными субъектами деятельности. Далее определяется последовательность мероприятий по достижению поставленных целей. Кроме того, важной составляющей планирования является поиск эффективных способов деятельности, уточнение ресурсов, включая применение современных технологий, время исполнения работ. Изменение условий деятельности требует корректировки планов, например, уточнения целей, задач, сроков выполнения работ, содержания мероприятий. Особое внимание в контексте планирования уделяется подбору специалистов. Учитываются особенности, виды управленческих целей [1], в числе которых долгосрочные, краткосрочные; простые, сложные (требуют выделения подцелей); стратегические, тактические,

оперативные. Рекомендуется следовать при формулировании управленческих целей критериям, которые представлены в SMART-технологии [15]: (specific) четкость, точность, конкретность; (measurable) измеримость; (action-oriented) ориентированные на действия (постановка целей с использованием фраз, которые содержат глаголы, побуждающие к действию); (realistic) реалистичность и (relatable) - соответствие культуре, политике организации, ценностями ее сотрудников.

Функция организации управленческой деятельности является основой внутренней упорядоченности, согласованности, взаимодействия элементов системы управления, в том числе «объединения людей» [4], совместно реализующих некоторую программу, цель, действующих на основе определенных правил и процедур.

Данная функция закреплена в базовых нормативных документах, на основании которых осуществляется управление образовательными организациями, например, в ФЗ №125 (ред. от 03.12.2011) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [10]. Кроме того, согласно статье 12 данного закона, устав высшего учебного заведения принимается общим собранием (конференцией) педагогических работников, научных работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся. На этом основании будем считать, что педагогические работники, далее - преподаватели являются субъектами управления образовательной деятельностью вуза.

Кроме того, в современной педагогике активно исследуются проблемы субъектности [5], различные условия взаимодействия, сотрудничества обучающего и обучающегося как основы формирования способности к саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию [9], самоуправлению.

Материалы и методы исследования

Сформулированные нами гипотезы проверялись посредством применения следующих методов исследования: анализ научной литературы в сфере управления, педагогики и образования; анализ, синтез, обобщение и экстраполяция признаков педагогических и управленческих категорий; констатирующий эксперимент по апробации комплекса учебных задач по практике, стандартизированное наблюдение (фиксация в журнале знаком «+» обратной связи со студентом в день выполнения задания; координация его действий, значимых для повышения качества решений). В состав экспериментальных групп вошли студенты 2-4 курсов факультета педагогики и психологии Брянского госуниверситета. Исследование проводилось с марта по июнь 2020 года, в дистанционном формате. Приведем примеры учебных задач (заданий по практике), которые необходимы было выполнить студентам:

Задание 1. Характеристика дошкольного образовательного учреждения. Составляется на основе изучения информации на официальном сайте образовательной организации по плану:

- Официальное название, юридический адрес, сайт, электронная почта.

- Ф.И.О руководителя учреждения, телефон.

- Количественный (общее число) и качественный (уровень квалификации по категориям: воспитатели, психологи, другие специалисты) анализ педагогического коллектива.

- Достижения учреждения, отдельных специалистов (участие в конкурсах, олимпиадах, проектах и др.).

- Цель, основные задачи учреждения, особенности педагогической, психологической работы.

- Реализуемые образовательные программы(перечень).

- Нормативно-правовые документы, на основании которых осуществляется образовательная деятельность(перечень).

- Взаимодействие с другими учреждениями.

- Фотография здания, описание помещений, участка.

Задание 2. Изучение требований к профессионально-педагогической деятельности педагога-воспитателя.

1. Познакомьтесь с вариантами должностных инструкций педагога-воспитателя (https://dou.su/node/58 и др.)

2. Составьте план-перечень личностных и профессионально значимых характеристики воспитателя, используя должностные инструкции.

Задание 3. Наблюдение. Составление психологической характеристики ребенка.

План выполнения задания:

1. Изучение плана наблюдения.

2. Просмотр видеофрагмента. Наблюдение за ребенком дошкольного возраста.

3. Составление психологической характеристики ребенка.

Ссылка на видео https://youtu.be/GqLiav3b31Q

Результаты выполнения каждого задания оформлялись студентами в виде отдельного текстового файла и прикреплялись в ЭСО БГУ по ходу практики к «Заданиям», соответственно их номерам и датам. Файлы называли следующим образом: «ФИО студента. Задание 1» и т.д. Текстовый редактор Micrsoft Word. Поля: сверху и снизу - 2 см, слева - 3,5 см, справа - 1,5 см. Основной текст: шрифт - Times New Roman. Размер - 12. Межстрочный интервал одинарный. Абзац (красная строка) -1,5 см. Выравнивание по ширине. Заголовки: шрифт - Times New Roman. Размер - 14, полужирный. Межстрочный интервал одинарный. Без абзаца и табуляции. Выравнивание по ширине.

Оценки самостоятельности осуществления поиска, критического анализа и синтеза информации, применения системного подхода для решения поставленных перед студентами задач осуществлялась по уровням, каждый из которых соответствовал оценке: «отлично» - высокий уровень (оригинальные суждениях, примеры, логика рассуждений); «хорошо» - средний уровень (типичные суждения, примеры, логика рассуждений); «удовлетворительно» - низкий уровень (констатация фактов, отсутствие примеров, имеет место алогичность рассуждений, высказываний).

Результаты и обсуждение

По нашему мнению, базовыми характеристиками управления образовательной деятельностью преподавателя вуза с точки зрения междисциплинарного подхода в управлении, являются:

1. Цели образовательной деятельности, которые являются разновидностью целей управления. Они заключаются в создании условий для достижения требуемых результатов деятельности обучающимися (разного уровня), формировании компетенций, представленных в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования посредством решения задач разного типа [7; 14].

2. Эффективность преподавания с точки зрения управления обеспечивается результативностью педагогического воздействия на обучающихся, взаимодействия с ними в процессе реализации программ учебных дисциплин.

3. Преподаватель может использовать в образовательной деятельности следующие методы управления [9] обучающимися: институциональные (административные, командные, ограничивающие, принуждающие); мотивационные (побуждение обучающихся к совершению требуемых действий); информационные (основанные на сообщении информации, формировании убеждений, представлений).

4. Возможные типы управления [6; 9] образовательной деятельностью: проектное управление (соответствует формированию у обучающихся проектной компетенции); процессное управление (управление регулярной, повторяющейся деятельностью обучающихся в течение всего периода обучения); рефлекторное (ситуативное) и опережающее управление(связано с прогнозированием условий и требований к обучающимся по мере их личностного развития).

5. Функция планирования реализуются преподавателем вуза в процессе составления рабочих программ дисциплин, планов ведения занятий (лекций или других форм учебной и внеучебной работы). Цели и задачи, в том числе педагогические, формулируются в контексте представленной выше классификации целей управления и с учетом SMART-критериев, обеспечивая адекватность принимаемых решений.

6. В зависимости от числа участников, формы управления образовательной деятельностью в вузе могут быть индивидуальными (управление одним субъектом), коллективными (управление группой студентов, коллег-педагогов). Адекватная реализация организационной функции управления в работе преподавателя является основой формирования молодежных объединений, будущих трудовых коллективов, способных достигать совместными усилиями поставленных целей.

7. В высших учебных заведениях активно применяются такие нормативные средства управления как законы (федеральные, региональные), стандарты, приказы, распоряжения, указания которыми педагог руководствуется в своей профессиональной деятельности.

8. Педагог, с учетом уровня сформированности компетентности в области управления, может руководствоваться следующими принципами [3; 11] управления: иерархии (например, определяет приоритетные задачи деятельности), целенаправленности, эффективности, ответственности, регламентации (обучающиеся должны быть своевременно информированы о правилах и нормах поведения на занятиях и после них, критериях оценки их деятельности), неопределенности(изменение ситуации), обратной связи, стандартизации(формирование компетенции, представленных в образовательных стандартах), согласованность (принятие важных решений осуществляется с участием руководства факультета, вуза), адаптивность (формы, технологии, средства реализации образовательных задач как разновидности управленческих решений должны своевременно пересматриваться в соответствии с изменениями условий функционирования организации).

Современный преподаватель, выполняя свои профессиональные обязанности, не должен быть носителем готового знания, иначе он не сможет обеспечить формирование таких компетенций обучающихся вуза как способность «осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач», способность «управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития» [14]. Только эффективный опыт взаимодействия преподавателя и студента в контексте современных достижений в области управления может стать условием формирования готовности последних к решению организационно-управленческих и других задач. Поэтому высшее образование является основополагающим фактором создания рабочей силы высокой квалификации [13].

Могут представлять интерес с точки зрения управления результаты эмпирического исследования по изучению способности обучающихся самостоятельно «осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач», которые были получены в процессе анализа и оценки выполнения студентами разных курсов заданий по практике [6] при одинаковых условиях доступа к информации, координации их действий преподавателем, значимых для принятия качественных решений. Полученные данные представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1. Распределение студентов по уровням самостоятельности в работе с информацией при решении поставленных задач

Курс / Уровень самостоятельности Низкий Средний Высокий

2 8, 3% 41,6% 50,3%

3 43, 75 50% 6,25%

4 54% 33,33% 12,12%

Согласно данным, представленным в таблице 1, в ходе выполнения всех практических заданий среди обучающихся 2 курса 50,2% - проявили высокий уровень самостоятельности при выполнении поставленных перед ними задач; 41,6% - проявили средний уровень самостоятельности и 8,2% - низкий уровень самостоятельности. Все это нашло отражение в оригинальных суждениях, примерах, а также логике рассуждений, полученных отметках. Среди обучающихся 3 курса только 6,25% проявили высокий уровень самостоятельности, 50% - средний уровень и 43,75% - низкий уровень самостоятельности в работе с информацией, значимой для выполнения всех заданий. На 4 курсе, выполняя все практические задания, требующие поиска, критического анализа и синтеза информации, 12,13% обучающихся проявили высокий уровень самостоятельности, 33,33% - средний и 54, 54% - низкий.

Могут представлять интерес данные о наличии-отсутствии обратной связи между обучаемым и преподавателем в день выполнения 1 задания практики, которые представлены в таблице 2.

Из таблицы 2 видно, что студенты 2 курса в большей степени заинтересованы в качестве выполнения заданий практики в сравнении со студентами старших курсов.

Таким образом, управление является обязательной функциональной характеристикой любой в той или иной степени организованной системы, которая позволяет ее субъектам сохранить и(или) усовершенствовать ее структуру, связи, отношения, обеспечить качественную реализацию целей, программ и проектов.

Таблица 2. Распределение студентов на группы по наличию обратной связи с преподавателем при выполнении 1 задания

Курс / Уровень самостоятельности Отсутствует Присутствует

2 - 100%

3 50% 50%

4 52% 48%

Преподаватель является активным субъектом системы управления высшим учебным заведением, поскольку участвует в принятии нормативных документов, в которых представлены важнейшие условия управления образовательной организацией, в данном контексте формулирует образовательные задачи, реализует образовательные программ, применяет различные формы организации деятельности обучающихся, осуществляет контроль и оценку их достижений.

Считаем, что полученные в ходе эмпирического исследования данные о способности обучаемых разных курсов к самостоятельной работе с информацией могут быть использованы при разработке новых методов и средств управления образовательной деятельностью. Только эффективный опыт взаимодействия преподавателя и студента посредством применения актуальных методов и технологий управления следует рассматривать как необходимое условие формирования готовности последних к решению организационно-управленческих и других задач.

Заключение

Таким образом, управление является обязательной функциональной характеристикой любой в той или иной степени организованной системы, которая позволяет ее субъектам сохранить и(или) усовершенствовать ее структуру, связи, отношения, обеспечить качественную реализацию целей, программ и проектов.

Преподаватель является активным субъектом системы управления высшим учебным заведением, поскольку участвует в принятии нормативных документов, в которых представлены важнейшие условия управления образовательной организацией, в данном контексте формулирует образовательные задачи, реализует образовательные программ, применяет различные формы организации деятельности обучающихся, осуществляет контроль и оценку их достижений.

Считаем, что полученные в ходе эмпирического исследования данные о способности обучаемых разных курсов к самостоятельной работе с информацией могут быть использованы при разработке новых методов и средств управления образовательной деятельностью. Только эффективный опыт взаимодействия преподавателя и студента посредством применения актуальных методов и технологий управления следует рассматривать как необходимое условие формирования готовности последних к решению организационно-управленческих и других задач.

Список литературы

1. Айдынов Р.Э. Функции управления // Бизнес-образование в экономике знаний. 2017. №1(6). C. 4-10.

2. Арутюнян К.С. Теоретико-методологические подходы к исследованию управления в контексте научных школ менеджмента: философский анализ // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2019. №2. С. 86-93.

3. Балабан В.А. В защиту менеджмента: принципы и методы управления // Вестник ТГЭУ. 1999. №2. С. 95-101.

4. Богданов А.А. Тектология: Всеобщая организационная наука: в 2 кн. М.: Экономика, 1989. 304+351 с.

5. Данилова Т.В., Лапыко Т.П., Тонких А.П. Взаимодействие субъектов педагогического процесса в образовательной среде вуза: учебно-методическое пособие. New York.: National Research, 2020. 13б с

6. Кардапольцев К.В., Усольцев С.В. Особенности процессного подхода к управлению организацией // Economics. 2016. №5(14). С. 21-25.

7. Лапыко Т.П. Задачная технология подготовки студента будущего-педагога // Материалы VIII международной научной конференции «Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества» / отв. ред. М.И. Морозова. СПб.: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, 2018. С. 84-89.

8. Лапыко Т.П., Голенкова О.В., Кочергина В.Н. Сетевой подход в управлении образовательным процессом // Modern humanities success. 2019. №6. C. 191-196.

9. Новиков А.М. Основания педагогики: пособие для авторов учебников и преподавателей. М.: Издательство «Эгвес», 2010. 208 с.

10. О высшем и послевузовском профессиональном образовании [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 22.08.1996 №125-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11446/8ef1 aa4f5c2f9354ebd5aa6a462e80e11146e961 (дата обращения: 20.05.2020).

11.Парахина Н.В., Федосенко Т.М., Шацкая Е.Ю. Теория организации: учебник. М.: КНОРУС, 2014. 360 с.

12. Практика в подготовке бакалавров дошкольного образования: учебно-методическое пособие для бакалавров по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, направленность программы «Дошкольное образование» / Т.В. Данилова, Л.Г., Курачева Т.П. Лапыко, Г.А. Свердлова, Н.А. Фандина. Брянск: РИО БГУ; Изд-во «Полиграм-Плюс», 2020. 168 с.

13.Свиридова Е.В., Шендо М.В. Тенденции системы высшего профессионального образования с позиции применения маркетингового подхода в управлении вузом // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. №08(74). С. 63-66.

14.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования -бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования: [портал]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf (дата обращения: 20.05.2020).

15. Фунтов В.Н. Основы управления проектами в компании. 2-е изд., доп. СПб.: Питер. 2008. 336 с.

Management aspects of educational activities of a university teacher

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Lapy'koTatyana Petrovna

Candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of pedagogy and psychology of childhood Bryansk State University named after acad. I.G. Petrovsky, Bryansk, Russia lap_tanya@mail.ru 0000-0002-3097-408X

Tonkix Aleksandr Pavlovich

Candidate of physical and mathematical sciences, rofessor of the Department of theory and methodology of primary general and music education Bryansk State University named after acad. I.G. Petrovsky, Bryansk, Russia a_tonkih@mail.ru 0000-0002-2140-8334

Danilova Tatyana Vasilevna

Candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of pedagogy and psychology of childhood Bryansk State University named after acad. I.G. Petrovsky, Bryansk, Russia danilova@mail.ru 0000-0002-6213-9564

Received 22.06.2020

Accepted 11.07.2020

Published 30.09.2020

Abstract

The nature of many informational, motivational, personality-based influences and interactions of participants in the educational process has already been studied in pedagogical science, however, in the conditions of the mandatory use of distance, network information and communication technologies in education, the leading subjects of implementation of which are teachers, including in the higher education system, it is necessary to update the research devoted to the management of educational activities, educational information, the search and analysis of which is not always consistent between students and the teacher, for example, when organizing the educational process in a distance format. As a rule, the volume of independent work of students increases, but not the quality of decisions made. In this regard, it is necessary to pay attention to the managerial aspects of the educational activities of a university teacher, thanks to which the quality of higher education will remain high, students will have personally significant experience in making adequate professional decisions. The authors of the article consider the basic management approaches, functions, methods, principles, means that a teacher must implement in educational activities in the process of setting goals and objectives for the formation of

universal, general professional and professional competencies of students, in developing programs and projects taking into account the requirements of the Federal State Educational Standards of Higher education, organization of various forms of trainees' activities, the use of educational technologies. The article presents curious data from an empirical study of the ability of students to search, critical analysis and synthesis of information, to apply a systematic approach to solving the tasks that are valuable for a university teacher in the context of improving the quality of management of educational activities.

Keywords

Management theory; managerial aspects of educational activities of a university teacher; planning; organization of activities; conditions for setting goals and objectives of educational activities; decision making.

Reference

1. Ajdy'nov R.E\ Funkcii upravleniya // Biznes-obrazovanie v e'konomike znanij. 2017. №1(6). C. 4-10.

2. Arutyunyan K.S. Teoretiko-metodologicheskie podxody' k issledovaniyu upravleniya v kontekste nauchny'x shkol menedzhmenta: filosofskij analiz // Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Seriya: Gumanitarny'e i social'ny'e nauki. 2019. №2. S. 86-93.

3. Balaban V.A. V zashhitu menedzhmenta: principy' i metody' upravleniya // Vestnik TGE'U. 1999. №2. S. 95-101.

4. Bogdanov A.A. Tektologiya: Vseobshhaya organizacionnaya nauka: v 2 kn. M.: E'konomika, 1989. 304+351 s.

5. Danilova T.V., Lapy'ko T.P., Tonkix A.P. Vzaimodejstvie sub''ektov pedagogicheskogo processa v obrazovatel'noj srede vuza: uchebno-metodicheskoe posobie. New York.: National Research, 2020. 136 s

6. Kardapol'cev K.V., Usol'cev S.V. Osobennosti processnogo podxoda k upravleniyu organizaciej // Economics. 2016. №5(14). S. 21-25.

7. Lapy'ko T.P. Zadachnaya texnologiya podgotovki studenta budushhego-pedagoga // Materialy' VIII mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Obrazovanie kak faktor razvitiya intellektual'no-nravstvennogo potenciala lichnosti i sovremennogo obshhestva» / otv. red. M.I. Morozova. SPb.: Leningradskij gosudarstvenny'j universitet imeni A.S. Pushkina, 2018. S. 84-89.

8. Lapy'ko T.P., Golenkova O.V., Kochergina V.N. Setevoj podxod v upravlenii obrazovatel'ny'm processom // Modern humanities success. 2019. №6. C. 191-196.

9. Novikov A.M. Osnovaniya pedagogiki: posobie dlya avtorov uchebnikov i prepodavatelej. M.: Izdatel'stvo «E'gves», 2010. 208 s.

10. O vy'sshem i poslevuzovskom professional'nom obrazovanii [E'lektronny'j resurs]: Federal'ny'j zakon ot 22.08.1996 №125-FZ // Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus»: [sajt]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11446/8ef1 aa4f5c2f9354ebd5aa6a462e80e11146e961 (data obrashheniya: 20.05.2020).

11.Paraxina N.V., Fedosenko T.M., Shackaya E.Yu. Teoriya organizacii: uchebnik. M.: KNORUS, 2014. 360 s.

12.Praktika v podgotovke bakalavrov doshkol'nogo obrazovaniya: uchebno-metodicheskoe posobie dlya bakalavrov po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie, napravlennost' programmy' «Doshkol'noe obrazovanie» / T.V. Danilova, L.G., Kuracheva T.P. Lapy'ko, G.A. Sverdlova, N.A. Fandina. Bryansk: RIO BGU; Izd-vo «Poligram-Plyus», 2020. 168 s.

13.1 Sviridova E.V., Shendo M.V. Tendencii sistemy' vy'sshego professional'nogo obrazovaniya s pozicii primeneniya marketingovogo podxoda v upravlenii vuzom // Mezhdunarodny'j nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2018. №08(74). S. 63-66.

14.Federal'ny'j gosudarstvenny'j obrazovatel'ny'j standart vy'sshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie [E'lektronny'j resurs] // Portal Federal'ny'x gosudarstvenny'x obrazovatel'ny'x standartov vy'sshego obrazovaniya: [portal]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf (data obrashheniya: 20.05.2020).

15.Funtov V.N. Osnovy' upravleniya proektami v kompanii. 2-e izd., dop. SPb.: Piter. 2008. 336 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.