Научная статья на тему ' Управленческие аспекты обеспечения экономической безопасности промышленного комплекса региона'

Управленческие аспекты обеспечения экономической безопасности промышленного комплекса региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
722
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регион / промышленный комплекс / экономическая безопасность / управленческие решения / region / industrial complex / economic security / management decisions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н. С. Зиядуллаев, Т. И. Саматов

В статье рассматриваются вопросы обеспечения экономической безопасности промышленных комплексов регионов и составляющих их предприятий. Обосновано, что экономическая безопасность промышленного предприятия зависит от качества управленческих решений, направленных на снижение уровня угроз безопасности или на их устранение. Рассмотрены управленческие аспекты обеспечения экономической безопасности промышленного комплекса региона, предполагающие оценку качества стратегически важных управленческих решений, принятых на уровне руководства предприятия, оформленных в виде организационно-распорядительных документов и направленных на локализацию угроз экономической безопасности промышленного предприятия. Сформулированы предложения по разработке и реализации мер в сфере управления процессом обеспечения экономической безопасности промышленного комплекса Республики Татарстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Н. С. Зиядуллаев, Т. И. Саматов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT ASPECTS OF ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE INDUSTRIAL COMPLEX OF THE REGION REGION

The article discusses issues of ensuring the economic security of industrial complexes of the regions and their constituent enterprises. It is substantiated that the economic security of an industrial enterprise depends on the quality of management decisions, aimed at reducing the level of security threats or at eliminating them. The management aspects of ensuring the economic security of the industrial complex of the region are considered, involving the assessment of the quality of strategically important management decisions made at the enterprise management level, drawn up in the form of organizational and administrative documents and aimed at localizing threats to the economic security of an industrial enterprise. Proposals were formulated for the development and implementation of measures in the field of process management to ensure the economic security of the industrial complex of the Republic of Tatarstan.

Текст научной работы на тему « Управленческие аспекты обеспечения экономической безопасности промышленного комплекса региона»

Вестник Института экономики Российской академии наук

2/2019

Н.С. ЗИЯДУЛЛАЕВ

доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБУН Институт проблем рынка Российской академии наук

Т.И. САМАТОВ

соискатель ФГБУН Институт проблем рынка Российской академии наук

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА

В статье рассматриваются вопросы обеспечения экономической безопасности промышленных комплексов регионов и составляющих их предприятий. Обосновано, что экономическая безопасность промышленного предприятия зависит от качества управленческих решений, направленных на снижение уровня угроз безопасности или на их устранение. Рассмотрены управленческие аспекты обеспечения экономической безопасности промышленного комплекса региона, предполагающие оценку качества стратегически важных управленческих решений, принятых на уровне руководства предприятия, оформленных в виде организационно-распорядительных документов и направленных на локализацию угроз экономической безопасности промышленного предприятия. Сформулированы предложения по разработке и реализации мер в сфере управления процессом обеспечения экономической безопасности промышленного комплекса Республики Татарстан.

Ключевые слова: регион, промышленный комплекс, экономическая безопасность, управленческие решения.

1БЬ: Н56.

Э01: 10.24411/2073-6487-2019-10016.

Экономическая безопасность страны всегда была важнейшим вопросом государственной политики, а в условиях современных вызовов она выходит в России на первый план. С учетом изменившихся реалий, а также в развитие принятых в 2010 и в 2014 г. федеральных зако-нов1 о безопасности и о стратегическом планировании в Российской Федерации, в мае 2017 г. вышел Указ Президента РФ N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период

1 См.: Федеральные законы: от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» и от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

до 2030 года»2. С этого времени Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях. Основными направлениями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности являются: развитие системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики. Поэтому в экономической науке исследования разноаспектных проблем обеспечения экономической безопасности занимают важное место [5; 7].

В рамках общих концептуальных положений по обеспечению безопасности страны особое значение имеет безопасность образующих ее регионов, четко выраженная специфика которой обусловлена совокупностью уникальных региональных условий, в том числе степенью обеспеченности природными ресурсами, численностью населения, развитостью инфраструктуры, географическим положением, климатом и пр. [2; 4; 6; 8; 9].

Более того, «индикаторы экономической безопасности регионов России представляют собой целый комплекс показателей, характеризующих не только уровень устойчивости региональной экономики, но и экономическую систему региона в целом» [10, с. 34].

В условиях современной экономики способность обеспечить экономическую безопасность региона от воздействия внутренних и внешних угроз во многом определяется устойчивостью развития такой сложной социально-экономической системы, как промышленный комплекс региона3, и всегда связана с безопасностью и защитой от экономического ущерба всех участников данной системы, с оптимизацией производственно-торговых и сбытовых процессов в ее структуре. Для этого, например, могут быть использованы такие методы обеспечения экономической безопасности промышленного комплекса региона в целом и отдельных, входящих в него предприятий, как методы разграничения полномочий и зон ответственности между ними. Вне зависимости от применяемых методов основной задачей по обеспечению экономической безопасности промышленного комплекса региона является локализация угроз, влияющих на устойчивость входящих в него предприятий.

2 Этим же Указом признается утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. N 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)». См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 18. Ст. 2117.

3 Устойчивость региона определяется с помощью методов моделирования [3] и прогнозирования динамики развития региональных экономических систем [1].

Под угрозами экономической безопасности промышленного комплекса региона нами понимаются факторы, которые препятствуют удовлетворению инвестиционных и инновационных потребностей промышленных предприятий, повышают вероятность сокращения их производственного потенциала, приводят к нерациональному и нецелевому использованию трудовых, финансовых и иных ресурсов.

Главные причины снижения экономической безопасности промышленных комплексов регионов России связаны с инерцией сложившейся структуры промышленного производства, с технологической отсталостью производства и с физическим износом основных производственных фондов.

Теоретические и методологические исследования проблем экономической безопасности промышленного комплекса, существующие на сегодняшний день, посвящены лишь отдельным их аспектам, главным образом, решению задач снижения уровня экономического ущерба или предотвращению различных типов угроз. При этом мало внимания уделяется исследованию собственно управленческих аспектов обеспечения экономической безопасности промышленного комплекса региона с учетом преимущественного повышения того вида безопасности, который обладает наибольшим потенциалом для повышения устойчивости функционирования промышленных предприятий.

В современных условиях обеспечение экономической безопасности - важное условие сохранения материально-технической базы промышленного предприятия в целом. Промышленные предприятия обладают безусловной экономической самостоятельностью, действуют, как правило, в рамках экономической политики субъектов РФ и образуют промышленный комплекс региона. Поскольку факторы обеспечения экономической безопасности пересекаются сложным образом между собой, целесообразно выделить три основные типа экономической безопасности промышленного комплекса региона, разделяемые по видам средств производства, а именно: производственно-торговая (ПБ), технико-технологическая (ТБ) и ресурсная безопасность (РБ), которые, в свою очередь, подразделяются на составляющие (см. рис. 1).

Производственно-торговая безопасность включает в себя: производственную безопасность, характеризующую защищенность производственного потенциала при его регулировании и оптимизации; транспортную безопасность, характеризующую защищенность объектов инфраструктуры транспорта и средств транспорта; торговую безопасность, определяющую надежность и защищенность взаимодействий с партнерами по вопросам поставки и реализации продукции и комплектующих. Технико - технологическая безопасность включает в себя: инновационную безопасность, которая характеризует соответствие

Источник: [составлено авторами].

Рис. 1. Основные типы экономической безопасности промышленного комплекса региона.

возможностей инновационного развития предприятий внешней инновационной среде; технологическую безопасность, характеризующую защищенность технологического потенциала предприятий от ошибок, связанных с технологическим обновлением и реконструкцией производства; образовательную безопасность, определяющую способность защиты достигнутого образовательного потенциала работников предприятий. Ресурсная безопасность включает в себя: сырьевую безопасность, которая характеризует защищенность сырьевого потенциала предприятий; энергетическую безопасность, характеризующую бесперебойные и безопасные поставки энергоресурсов по приемлемым ценам; финансово-инвестиционную безопасность, определяющую защиту финансового потенциала на фоне сохранения и расширения инвестиционных возможностей предприятий. Предлагаемая классификация позволила определить направления исследования проблем обеспечения экономической безопасности промышленного комплекса региона и входящих в его состав предприятий.

Характеристика угроз экономической безопасности промышленного комплекса региона должна устанавливать главные их признаки. Все возможные факторы угроз могут быть систематизированы по разным признакам для последующего анализа. Предлагается выделять угрозы по природе их возникновения: экономические, социальные, инфраструктурные и экологические, в соответствии с представленной ранее классификацией видов экономической безопасности (см. табл. 1).

СП

о

Таблица 1

Виды основных угроз для экономической безопасности промышленного комплекса региона

ЭБ Угрозы

экономические социальные инфраструктурные экологические

ПБ Износ средств производства; снижение конкурентоспособности продукции; потери внешних и внутренних рынков сбыта Низкое качество выпускаемой продукции; неисполнение контрактных обязательств; обострение ценовых диспропорций Потери основных производственных фондов; неразвитость транспортно-логистической инфраструктуры; чрезмерная открытость регионального рынка для импорта Аварийные ситуации на производстве и транспорте; неэффективность природоохранных мероприятий

ТБ Неопределенность инновационной политики и свертывание проектов НИОКР; несбалансированность технико-технологических связей; снижение производительности труда Снижение уровня изобретательской активности, доли научных кадров и ИТР; отставание технико-техно-логических параметров от зарубежных аналогов; потеря квалифицированных кадров Ограниченность трансфера инноваций; недостаточность объектов технико-техноло-гической инфраструктуры; отсутствие возможностей повышения квалификации Отсутствие инноваций, направленных на защиту окружающей среды; неэффективность использования технологий бережливого производства; низкая экологическая грамотность

РБ Высокий уровень материалоемкости и энергоемкости производства; необоснованный рост себестоимости; потеря финансовой независимости, низкий уровень инвестиционной активности Низкий уровень качества сырья; дисбаланс при производстве и потреблении энергоресурсов; низкая эффективность и коррупционность управленческих решений Ухудшение (истощение) сырьевой базы; недостаточное число малых и средних предприятий на рынке генерации энергии и рынке энергоресурсов; снижение доступности финансовых и страховых услуг Отсутствие технологий рационального природопользования и энергосбережения; недофинансирование природоохранных мероприятий

Результаты функционирования промышленного комплекса региона

Снижение экономического потенциала промышленного комплекса и валового регионального продукта Снижение качества жизни работников предприятий комплекса и в целом населения региона Снижение объемов и качества инфраструктурного обслуживания промышленных предприятий Ухудшение экологического состояния промышленного комплекса региона

Источник: [10, с.94].

Таким образом, отрицательная динамика экономического потенциала является основной экономической угрозой, падение уровня жизни работников промышленного комплекса - социальной угрозой, ослабление зависимости развития инфраструктуры от динамики промышленного производства - инфраструктурной угрозой, а ухудшение экологических параметров производства - экологической угрозой экономической безопасности промышленного комплекса. Взаимосвязь вероятности реализации угроз и качества управленческих решений по обеспечению экономической безопасности промышленного комплекса региона имеет следующую логику: чем выше вероятность угроз, тем ниже экономическая безопасность, а чтобы снизить вероятность реализации угроз, необходимо повысить качество управленческих решений по обеспечению экономической безопасности.

Проведенный нами сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта обеспечения экономической безопасности промышленного комплекса региона, и в частности Республики Татарстан, свидетельствует о необходимости создания условий устойчивого развития промышленного комплекса республики и поддержания непрерывного стабильного роста ее экономики. Предлагаемый подход к обеспечению экономической безопасности промышленного комплекса региона раскрывает взаимосвязь видов безопасности и угроз причинения экономического ущерба предприятиям через систему методов и показателей обеспечения безопасности.

Методы обеспечения производственной безопасности направлены на выявление и устранение периодически возникающих угроз путем защиты участников производственных процессов и их адаптацию к технико-технологическим особенностям среды путем прогнозирования угроз, профессионального отбора, инструктажа, обучения и использования индивидуальных средств защиты; транспортной безопасности -на определение угроз для транспортных процессов и оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, средств и процессов; разработку и внедрение стандартов и применение программно-целевого метода для обеспечения транспортной безопасности и проведение ее мониторинга; торговой безопасности - на проведение экспресс-диагностики торговых процессов, исследование рынка и продвижения на нем продукции, правовое обеспечение и гармонизацию торговых и производственных процессов.

Методы обеспечения инновационной безопасности направлены на обеспечение соответствия показателей инновационной деятельности заданным критериям, снижение возможности организационных и межличностных конфликтов при внедрении инноваций, правовую защиту внедрения инноваций; технологической безопасности - на анализ рынка технологий и технологических процессов, поиск неисполь-

зуемых внутренних ресурсов для улучшения технологий, разработки технологической стратегии развития предприятий и планирования комплекса перспективных технологий, ресурсной поддержки планов по технологическому развитию; образовательной безопасности - на планирование численности, структуры и квалификационных характеристик работников, набор работников, необходимых для реализации проектов развития предприятий и периодическое повышение их квалификации.

Методы обеспечения сырьевой безопасности направлены на снижение уровня издержек производства; поиск и использование альтернативных источников сырья; заключения долгосрочных договоров на поставку сырья; энергетической безопасности - на модернизацию и инновационное развитие энергетической инфраструктуры предприятий, повышение энергетической эффективности и уровня самообеспечения предприятий энергетическими ресурсами, улучшение пропускной способности энергетических коммуникаций; финансово-инвестиционной безопасности - на повышение надежности финансово-инвестиционных операций и процессов на предприятии, снижение последствий финансово-инвестиционных сбоев, реструктуризацию и обеспечение транспарентности финансово-инвестиционных отношений и мониторинг финансовых операций; страхование финансово-инвестиционных и снижение денежно-валютных рисков.

Методы и показатели обеспечения экономической безопасности предприятий в составе промышленного комплекса региона, представленные в табл. 2, позволяют в наиболее полной мере выявить угрозы и определить пути повышения экономической безопасности, ориентируясь на показатели устойчивости предприятий, - позитивную динамику роста рентабельности, повышение качества жизни работников, улучшение экологической обстановки.

Анализ показателей (см. табл.2), характеризующих виды экономической безопасности предприятий, показал их разную природу и разные единицы измерения. Для расчета интегрального показателя экономической безопасности необходимо выявить тот признак, на основе которого можно модифицировать и далее интегрировать показатели по всем видам экономической безопасности. Таким признаком, по нашему мнению, является управленческий - качество стратегически важных управленческих решений, принятых на уровне руководства предприятия, направленных на локализацию угроз экономической безопасности предприятия и на снижение экономического ущерба.

Основные показатели промышленного комплекса региона, на примере Республики Татарстан (см. табл. 3), демонстрируют тенденцию к росту. Наблюдается определенная инерционность, а также сокра-

Таблица 2

Показатели обеспечения экономической безопасности

Тип ЭБ Показатель

ПБ производственная Объем ресурсов, направленных на снижение угроз производственной деятельности; уровень безопасности производственных процессов; производственный травматизм; обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты; оптимальность режимов труда и отдыха на производстве

транспортная Надежность и качество работы объектов транспортно-логи-стической инфраструктуры; безопасность перевозок; защищенность транспортных средств и объектов инфраструктуры

торговая Рентабельность торговых операций и надежность каналов сбыта продукции; число нарушений в организации торговых процессов; финансовые потери в сфере торговли; наличие наград органов власти и общественных структур за повышение эффективности торговых процессов

ТБ инновационная Удельный вес расходов НИОКР в общем объеме расходов; доля доходов от продаж инновационной продукции; адаптивность к инновациям; степень отставания от конкурентов по объемам производства инновационной продукции; уровень рационализаторской и изобретательской активности

технологическая Объем затрат на модернизацию и обновление производства; аварийность на производстве из-за несвоевременного технологического обновления; нарушения технологической дисциплины; своевременность выявления морально устаревших технологий и оборудования

образо-ватель-ная Текучесть высококвалифицированных работников; удельный вес высококвалифицированных работников; степень соответствия оплаты и результатов труда; эффективность охраны труда

РБ сырьевая Доступность и запасы сырья и материалов; регулярность поставок ресурсов; взаимозаменяемость ресурсов в производственных процессах; широта номенклатуры используемых ресурсов; материалоемкость

энергетическая Износ энергетического оборудования; уровень энергопотребления производственных объектов; доля собственной генерации и использования вторичных источников энергоресурсов; число энергетических аварий, нерационального энергопотребления и ценового давления со стороны поставщиков энергии

финан-сово-инвес-тиционная Платежеспособность; финансовая устойчивость; деловая активность и рентабельность финансово-инвестиционных активов; эффективность инвестиций в развитие производства и объектов инфраструктуры

Источник: составлено авторами.

щение активности в деятельности предприятий, что в среднесрочной перспективе может повысить вероятность возникновения угроз и расширения их спектра, а также понизить эффективность действий по обеспечению экономической безопасности комплекса. В то же время динамика доли убыточных предприятий в промышленности имеет тенденцию к снижению, что оказывает позитивное влияние на уровень экономической безопасности (см. рис. 2).

Таблица 3

Динамика основных показателей промышленного комплекса Республики Татарстан

Показатели 2013 2014 2015 2016

Индекс промышленного производства, в % к предыдущему году 101,7 101,3 101,5 103,6

в том числе по видам деятельности:

добыча полезных ископаемых 100,5 100,7 102,7 104,3

обрабатывающие производства 103,3 101,9 101,1 102,9

производство и распределение электроэнергии газа и воды 94,9 100,2 97,2 105,8

Численность работников на промышленных предприятиях (в среднем за год), тыс. человек 347 350 348 342

Источник: составлено авторами на основе данный: Республика Татарстан, 2017: Стат. справ. Казань: Татарстан, 2017.

18,0

17,0 И2013 И2014 И2015 2016 201

16,5 16,0

15,0

Источник: составлено авторами на основе данных «Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 2014-2020 годы». mert.tatarstan.ru/gosudarstvennaya-programma-ekonomicheskoe.htm. Рис. 2. Доля убыточных предприятий в промышленности Республики Татарстан, %.

Все вышесказанное в отношении угроз подчеркивает важность разработки схемы обеспечения экономической безопасности промышленного комплекса Республики Татарстан (см. рис. 3). При этом главной целью является создание институциональной и инфраструктурной среды, препятствующей возникновению угроз для всех составляющих экономической безопасности.

Цели, задачи, принципы

Инструменты

обеспечения

экономической

безопасности:

концепция,

политика,

стратегия

и программа

Л

У

Методический подход к оценке экономической безопасности

Механизм обеспечения экономической безопасности

и методы обеспечения экономической безопасности

Источник: составлено авторами.

Рис. 3. Схема обеспечения экономической безопасности промышленного комплекса Республики Татарстан.

Основными инструментами обеспечения экономической безопасности промышленного комплекса выступают: концепция, политика, стратегия и программа обеспечения экономической безопасности. Положения стратегии конкретизируются в программе обеспечения экономической безопасности.

Методический подход к оценке экономической безопасности промышленного комплекса Республики Татарстан предполагает, что экономическая безопасность р-го типа на г-ом предприятии Ер определяется как удельный вес управленческих решений, имеющих позитивное воздействие на локализацию угроз по отношению к общему числу управленческих решений по локализации угроз р-го типа экономической безопасности на предприятии, в %. Отсюда можно оценить экономическую безопасность по р-му типу Ер по промышленному комплексу и в целом экономическую безопасность по комплексу Е соответственно по формулам:

где: п - число анализируемых предприятий комплекса; т -число типов экономической безопасности; а - коэффициент качества управления экономической безопасностью промышленного комплекса региона, который характеризует деятельность регионального органа исполнительной власти. а = [0;1] с интервалом позитивных значений [0,9; 1,0]. Интервалы значений в процентах Ер Ер, Е = [0,100], а интервал позитивных значений [90; 100]. Позитивность воздействия управленческих решений на локализацию угроз определяется методами наблюдения и экспертным путем.

Коэффициент а определяется двумя методами: - на основе целевых (или плановых) и фактических показателей, характеризующих качество управления экономической безопас-

ностью промышленного комплекса региона. Коэффициент а рассчитывается как средняя арифметическая суммы отношений фактического значения показателя к целевому, причем принимается, что фактическое значение показателя всегда меньше или равно целевому. Перечень показателей определяется экспертами по конкретному региону, в нашем случае - экспертами из Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан - как удельный вес управленческих решений, имеющих позитивное воздействие на локализацию угроз, в общем числе управленческих решений по локализации угроз экономической безопасности промышленном комплексе региона. Показатели определяются в зависимости от качества стратегически важных управленческих решений, принятых на уровне регионального органа исполнительной власти, обеспечивающего экономическую безопасность региона, запротоколированных или оформленных в виде организационно-распорядительных документов и направленных на локализацию угроз экономической безопасности и на снижение экономического ущерба.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Механизм обеспечения экономической безопасности промышленного комплекса Республики Татарстан приведен на рис. 4 и состоит из ряда элементов.

Механизм обеспечения экономической безопасности

Методический блок:

- методы оценки и обеспечения экономической безопасности промышленного комплекса

- методы оценки зависимости экономической безопасности промышленных предприятий от показателей

их рентабельности

Группа обеспечения экономической безопасности: организуется в составе отдела по технике безопасности предприятия

Группа управления обеспечением экономической безопасности: оорганизуется в составе аналитического отдела Министерства промышленности и торговли

Блок мониторинга показателей экономической безопасности

Источник: составлено авторами.

Рис. 4. Механизм обеспечения экономической безопасности промышленного комплекса Республики Татарстан.

Методический блок. Для оценки экономической безопасности промышленного комплекса Республики Татарстан сегодня применяются традиционные оценки, которые основаны на мониторинге ключевых макроэкономических показателей, на сравнении этих показателей с установленными пороговыми значениями, на экономической оценке последствий угроз экономической безопасности предприятий посредством количественного определения размера материального ущерба.

Группа обеспечения экономической безопасности промышленных предприятий. В составе отдела по технике безопасности предприятий рекомендуется создать группу обеспечения экономической безопасности, в которой должны работать инженеры по экономической безопасности. При необходимости функции группы могут быть переданы на аутсорсинг.

Группа управления обеспечением экономической безопасности промышленного комплекса Республики Татарстан формируется в составе подразделений стратегического планирования Министерства промышленности и торговли. Ее основными задачами являются: подготовка предложений по совершенствованию методов и нормативных правовых актов по обеспечению экономической безопасности предприятий, разработка мероприятий планирования и повышения уровня экономической безопасности предприятий; информационно-аналитическая поддержка деятельности Министерства промышленности и торговли в сфере обеспечения экономической безопасности и др.

Блок мониторинга показателей экономической безопасности. Целями мониторинга выступают: установление источников, причин и характера возникновения угроз для экономической безопасности предприятий; подготовка аналитической базы для прогнозирования возможных последствий от реализации угроз; проведение аналитических исследований в области обеспечения экономической безопасности и выработка рекомендаций по локализации угроз. Мониторинг проводится группой обеспечения экономической безопасности предприятий и группой управления обеспечением экономической безопасности промышленного комплекса.

Проведенный анализ свидетельствует о необходимости повышения уровня и качества управления экономической безопасностью, особенно в части обеспечения технологической и ресурсной безопасности, что подчеркивает важность и актуальность реализации в 2017-2020 гг. приведенных ниже основных мероприятий по четырем разделам программы обеспечения экономической безопасности промышленного комплекса Республики Татарстан.

Обеспечение производственно-торговой безопасности. Производственная безопасность: создание и развитие объектов производственной инфраструктуры; стимулирование обновления основных производственных фондов; стимулирование применения технологий береж-

ливого производства; поддержка экспорта продукции. Транспортная безопасность: реинжиниринг транспортных систем; обеспечение транспортной доступности для предприятий; строительство системы скоростных автодорог и железных дорог; строительство стратегических крупных мостовых переходов; соединение всех населенных сельских пунктов автодорогами, имеющими круглогодичное сообщение; повышение уровня безопасности перевозок пассажиров и грузов. Торговая безопасность: создание новых и развитие действующих предприятий несырьевого экспорта продукции республики; развитие торговых отношений между предприятиями и зарубежными партнерами; мониторинг эффективности реализации заключенных торговых соглашений и договоров предприятий.

Обеспечение технико-технологической безопасности. Инновационная безопасность: кадровое обеспечение инновационной деятельности; улучшение инновационной инфраструктуры; обеспечение активных взаимодействий с внешними рынками инновационных товаров и технологий; экономическое стимулирование инноваций и обеспечение высокого уровня востребованности и конкурентоспособности инноваций на внешних и внутренних рынках; мониторинг процессов инновационного развития предприятий. Технологическая безопасность: развитие действующих и создание новых объектов инфраструктуры обеспечения технологической безопасности, включая инжиниринговые специализированные центры; поддержка генераторов - лидеров кластерного развития; оптимизация технологических процессов ключевых предприятий кластеров. Образовательная безопасность: развитие и эффективная реализация сетевых форм обучения; формирование системы бизнес-инкубаторов; расширение спектра программ по бизнес-образованию.

Обеспечение ресурсной безопасности. Сырьевая безопасность: развитие инфраструктуры поставок сырья; стимулирование процессов бережливого производства и внедрения передового опыта управления ресурсами и использования альтернативных видов сырья. Энергетическая безопасность: повышение привлекательности и мониторинг эффективности работы системы энергоснабжения; исследование и актуализация угроз энергоснабжения; развитие системы энергоснабжения предприятий; устранение всех возможных административных барьеров на рынке энергоснабжения. Финансово-инвестиционная безопасность: рациональное привлечение инвестиционных средств; стимулирование инвестиционных предпринимательских инициатив и развития инвестиционных механизмов государственно-частного партнерства; привлечение инвестиций в программы по развитию базовых подкомплексов республики; учреждение специализированного органа в сфере сопровождения инвестиций для работе в режиме «единого окна».

Управление обеспечением экономической безопасности промышленного комплекса региона. Ядром для реализации мероприятий по управлению обеспечением экономической безопасности промышленного комплекса Республики Татарстан в целом будет Министерство промышленности и торговли, где необходимо создать группу по управлению обеспечением экономической безопасности, которая будет проводить анализ хода реализации Стратегии и программ по обеспечению экономической безопасности промышленного комплекса; подготовку профильных докладов для заседаний Правительства Республики Татарстан, содействовать продвижению отдельных проектов по обеспечению экономической безопасности промышленного комплекса.

Итак, использование средств производства в качестве критерия классификации типов экономической безопасности промышленного комплекса позволило выделить типы производственно-торговой безопасности, включающие производственную, транспортную и торговую; технико-технологическую безопасность, объединяющую инновационную, технологическую и образовательную; а также ресурсную безопасность, состоящую из сырьевой, энергетической и финансово-инвестиционной.

Предлагаемый авторами алгоритм обеспечения экономической безопасности промышленного комплекса Республики Татарстан направлен на актуализацию угроз в зависимости от условий развития региона и является основой для разработки концепции, политики, стратегии и программы обеспечения экономической безопасности комплекса с учетом результатов объективной оценки угроз и мер по минимизации ущерба для входящих в его состав предприятий.

Механизм обеспечения экономической безопасности промышленного комплекса региона способствует рациональному использованию методического, кадрового и информационного потенциала входящих в его состав предприятий за счет мониторинга угроз и их снижения с учетом преимущественного повышения того вида безопасности, который обладает наибольшим потенциалом минимизации ущерба.

Основные мероприятия программы обеспечения экономической безопасности для промышленного комплекса Республики Татарстан должны быть распределены по конкретным видам производственно-торговой, технологической и ресурсной безопасности, а также учтены в сфере управления безопасностью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акаев А.А., Зиядуллаев Н.С., Сарыгулов А.И., Соколов В.Н. Среднесрочный прогноз динамики развития экономики России // Проблемы прогнозирования. 2016. № 5.

С. 37-46.

2. Афанасьева Л.В. Экономическая безопасность региона: теория и методология: монография. Курск: ЮЗГУ, 2015.

3. Зиядуллаев Н.С. Моделирование региональных экономических систем / Отв. ред. акад. С.С. Шаталин. М.: Наука, 1983.

4. Каранина Е.В., Палкина М.В. Экономическая безопасность территории: критерии и индикаторы: монография. Киров: Вятский гос. ун-т, 2016.

5. Клейнер Г.Б., Беченов А.Г., Петросян Д.С. Национальная безопасность России (экономические и управленческие аспекты) / Под ред. Д.С. Львова. М.: Издательство «Прима-Пресс-М», 2005.

6. Лавренчук Е.Н., Руденко М.Н. Экономическая безопасность (региональный аспект): учеб. пособие. Пермь: Пермский гос. нац. исслед. ун-т, 2015.

7. Модернизация и экономическая безопасность Российской Федерации. Т. 6 / Отв. ред. В.А. Цветков. М.-СПб.: Нестор-История, 2016.

8. Риски реального сектора экономики в контексте экономической безопасности региона: монография / И.Н. Санникова [и др.]. Алтайский гос. ун-т. Барнаул: АГУ, 2015.

9. Хакимов А.Х. Экономическое неравенство и безопасное развитие регионов России: межрегиональные сопоставления. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2016.

10. Саматов Т.И. Методы и показатели обеспечения экономической безопасности промышленного комплекса региона // Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2018. 26 (1). С. 89-100.

ABOUT THE AUTHORS

Nabi Saidkarimovich Ziyadullaev - Doctor of Economic Sciences, Professor, Chief Scientific Associate of the Federal State Budgetary Institution of Science - Market Economy Institute of the Russian Academy of Sciences (the RAS), Moscow, Russia. nabi926@mail.ru

Timur Ilgizovich Samatov - Applicant t of the Federal State Budgetary Institution of Science, Market Economy Institute of the Russian Academy of Sciences (the RAS), Moscow, Russia.

timsa07@gmail.com

MANAGEMENT ASPECTS OF ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE INDUSTRIAL COMPLEX OF THE REGION REGION

The article discusses issues of ensuring the economic security of industrial complexes of the regions and their constituent enterprises. It is substantiated that the economic security of an industrial enterprise depends on the quality of management decisions, aimed at reducing the level of security threats or at eliminating them. The management aspects of ensuring the economic security of the industrial complex of the region are considered, involving the assessment of the quality of strategically important management decisions made at the enterprise management level, drawn up in the form of organizational and administrative documents and aimed at localizing threats to the economic security of an industrial enterprise. Proposals were formulated for the development and implementation of measures in the field of process management to ensure the economic security of the industrial complex of the Republic of Tatarstan.

Keywords: region, industrial complex, economic security, management decisions.

JEL: H56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.