Научная статья на тему 'Управленческая самостоятельность менеджеров как условие экономического успеха современных организаций'

Управленческая самостоятельность менеджеров как условие экономического успеха современных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
583
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УСПЕХ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ МЕНЕДЖЕРОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перевозова Ольга Владимировна

Развитие современных организаций требуют от управленческого состава оперативности, гибкости, полифункциональности. Управленческая самостоятельность это одна из новых и актуальных тем в вопросе организационно-управленческой эффективности организации и всей системы менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управленческая самостоятельность менеджеров как условие экономического успеха современных организаций»

• используется для расчета влияния факторов во всех типах детерминированных факторных моделей

• позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного показате на фактическую в отчетном периоде

• Алгебраическая сумма влияния факторов обязательно должна быть равна общему приросту результативного показателя: Отсутствие такого равенства свидетельствует о допущенных ошибках в расчетах.

Проведя анализ сильных и слабых сторон методов анализа, можно сделать вывод, что самым оптимальным из классических методов является метод контрольных вопросов и коллективного блокнота, т.к. позволяет сочетать независимое выдвижение идей каждым членом рабочей группы с коллективной их оценкой и процессом выработки решения и вообще имеет наибольшее количество положительных сторон. А самой проигрышным методом является метод «Теории игр», т.к. у каждой из сторон имеется своя цель и используется некоторая стратегия, которая может вести к выигрышу или проигрышу.

Как показывает таблица 2, наилучшими методами являются нормативный метод и метод «Функционально-стоимостной анализ (ФСА)».

Нормативный метод имеет множество плюсов таких как: прогрессивности применяемых норм, периодического их обновления при совершенствовании технологии производства, позволяет,

используя точные инженерные и экономические расчеты, формировать реальный, напряженный, но выполнимый производственный план, выполнение трудовыми коллективами плановых заданий при минимальных затратах всех видов ресурсов и т.д.

Но при отклонении от нормативных показателей в сторону увеличения затрат причинами могут быть случаи отклонения от технологического процесса, использование некачественного сырья и материалов, неверная организация труда или неправильное использование оборудования, нарушения в финансовой политике.

Следует также отметить то, что есть метод, имеющий больше всех отрицательных сторон - это Метод «Дюпон» имеющий самый существенный минус, заключающийся в том, что в России не соблюдается принцип постоянства положений учетной политики, то есть, сменив учетную политику, компании не корректируют отчетность предыдущих лет в соответствии с вновь принятыми положениями, что может приводить к весьма забавным аберрациям при попытке провести анализ по методу «Дюпон».

Приведенный выше анализ дает достаточные основания утверждать, что современные методы анализа имеют преимущество над классическими, т.к. развитие общества не стоит на месте и, следовательно, некоторые методы устаревают. Но, тем не менее, некоторые классические методы проверены годами и безотказно работают и в настоящее время.

© А.В. Махова, Ю.А. Троянова 2015

УДК 338

Перевозова Ольга Владимировна

канд. пед. наук, доцент Челябинского филиала Финуниверситета,

г. Челябинск, РФ E-mail: o-v-perevozova@mail.ru

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ МЕНЕДЖЕРОВ КАК УСЛОВИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УСПЕХА СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация

Развитие современных организаций требуют от управленческого состава оперативности, гибкости,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

полифункциональности. Управленческая самостоятельность - это одна из новых и актуальных тем в вопросе организационно-управленческой эффективности организации и всей системы менеджмента.

Ключевые слова

Управленческая самостоятельность, экономический успех, самостоятельность менеджеров

Экономический успех современных организаций обеспечивается сегодня многими факторами, в числе которых особое место занимает человеческий ресурс. Управление организацией требует от современных менеджеров не только применения базовых управленческих знаний, владения набором обязательного функционала и управленческих компетенций, но и управленческой самостоятельности в вопросах, касающихся тактических шагов в деятельности компании. Множество фундаментальных исследований в педагогике и экономике практически не рассматривают данный феномен как условие экономического успеха современных организаций. Однако влияние экономических перемен на динамику развития компаний требует от менеджеров не только реализации их профессиональной компетентности и мобильности, но и более высокого уровня самостоятельности в принятии и реализации управленческих решений [2]. Сегодня для бизнеса характерна такая проблема, как слишком «вертикальная вертикаль», которая обязывает менеджеров согласовывать свои шаги и действия по любому вопросу и заставляет топ-менеджмент сдерживать интенсивность развития многих процессов. В первую очередь, от этого страдает формирование кадрового потенциала таких компаний, так как менеджеры работают «шаблонно» и «рамочно»[1]. Управленческая самостоятельность менеджеров практически отсутствует, что наиболее ярко проявляется в реализации бизнес-проектов и проектных мероприятий организаций, так как в этот момент у менеджеров не формируется и не реализуется проектная компетентность [3]. В этом случае возникает некоторое противоречие между запросом современных организаций и возможностью вузов в формировании такой компетентности, которая наиболее активно способствовала бы управленческой самостоятельности менеджера [2]. Наука и образование как элементы стратегии экономического роста России, к сожалению, очень автономны по отношению к рынку труда профессиональных менеджеров и, как следствие, вузы учат по стандартам, а организации загоняют в профессиональные «шаблоны» и алгоритмы профессиональной деятельности [3]. В этой связи, даже незначительные отклонения от поставленных задач зачастую ставят менеджеров в тупик и вызывают затруднение в самостоятельном выборе альтернативного решения. В вузах практически не формируют такую компетентность как «управленческая самостоятельность», которая, по мнению большинства работодателей, и является наиболее ценной. Оперативный характер деятельности менеджеров по факту превращается в стагнационный процесс «согласований» самых простых управленческих действий. При опросе самих менеджеров, в чем заключается у них проблема «профессиональной самостоятельности», многие отвечают, что еще на этапе обучения в вузе задачей профильных дисциплин и кафедр становится выработка минимальных навыков и умений, адаптированных к условному характеру профессиональной деятельности, а интерактивные форматы занятий в рамках «проектных мастерских» или «проектных недель» также носят псевдо профессиональный характер и вызывают чувство условной защищенности и права на ошибку. В реальном же формате управления право на профессиональную ошибку у менеджера отсутствует и он для «подстраховки» выбирает шаблоны и алгоритмы, которые уже заточены на известный положительный результат. В то время как управленческая самостоятельность несет больше профессиональных рисков и непредсказуемых откликов в долгосрочных последствиях для компании. Получается, что управленческая самостоятельность менеджеров рассматривается ими не как условие экономического успеха своей организации, а как фактор повышенного риска и ответственности. Именно поэтому многие менеджеры избегают осознанного выбора управленческой самостоятельности, заменяя ее шаблонами организационного поведения.

Список использованной литературы:

1. Ерохина Е.В. Проблемы формирования нового кадрового потенциала для инновационной региональной экономики / Е.В. Ерохина // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 1. С. 23-33.

2. Перевозова О.В. Роль экономических перемен в системе профессиональной подготовки менеджеров // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 2. С. 144 -150.

3. Перевозова О.В. Проектная компетентность менеджеров как фактор кадрового потенциала современных компаний в условиях инновационного развития региона // Организационно-экономические аспекты управления инновационным потенциалом региона: сборник статей и тезисов докладов XVII международной научно-практической конференции (12 апреля 2013 года) / Челябинский филиал Финансового университета при Правительстве РФ. Челябинск, 2013. - 316.

© О.В. Перевозова, 2015

УДК 339.92

Побирченко Виктория Викторовна

канд. геогр. наук, доцент Шутаева Елена Алексеевна канд. экон. наук, доцент Киричкова Евгений Владимировна

магистрант

КФУ им. В.И. Вернадского, г. Симферополь, РФ e-mail: viktoriya_crimea@list.ru

ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРАН

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы обеспечения региональной конкурентоспособности как основы формирования конкурентного преимущества нового порядка в условиях повышения международной конкурентоспособности стран в глобальной экономической среде.

Ключевые слова

Конкурентоспособность, регион, международная конкурентоспособность, конкурентное преимущество.

Национальная конкурентоспособность является многоаспектным понятием и формируется на основе различных факторов. Следовательно, целесообразно рассматривать конкурентоспособность отдельных регионов как одну из составляющих национальной конкурентоспособности государства.

Обеспечение условий для цивилизованного и динамично развивающегося рынка, создание (формирование) конкурентоспособности — ключевой элемент в числе национальных и региональных приоритетов в любой стране, важнейшая функция государственного регулирования экономики. Однако многие проблемы определения и формирования конкурентоспособности региона и роли государства в этом процессе остаются нерешенными.

В условиях глобализации национальные регионы приобретают статус стратегических участников мирового рынка, становятся активными автономными субъектами международной системы конкурентного взаимодействия. В связи с чем, особо значимы и актуальны в современных условиях вопросы обеспечения конкурентоспособности регионов как их способности отвечать глобальным вызовам, определяя, создавая и развивая локальные конкурентные преимущества.

Региональная конкурентоспособность оказывает значительное влияние на национальную конкурентоспособность, укрепляя ее. К факторам, определяющим региональную конкурентоспособность, относят: 1) стоимость рабочей силы; 2) процентные ставки; 2) курсы валют; 4) уровень развития региональной экономики и др.

Конкурентоспособность региона — это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.