Научная статья на тему 'Управленческая культура в образовательных учреждениях'

Управленческая культура в образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
672
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / УПРАВЛЕНИЕ / РУКОВОДСТВО / MANAGEMENT / ОЦЕНКА / EVALUATION / КУЛЬТУРА / CULTURE / МОДЕЛЬ / MODEL / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / EDUCATIONAL INSTITUTION QUALIFICATION / КАДРЫ / STAFF / КВАЛИФИКАЦИЯ / РЕЗУЛЬТАТ / RESULT / LEADERSHIPL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Третьякова Татьяна Олеговна

Статья посвящена исследованию особенностей формирования и развития управленческой культуры в образовательных учреждениях. В процессе исследования установлено, что в работах теоретического и методического характера термин «управленческая культура руководителя» трактуется достаточно широко и многоаспектно. С учетом полученных результатов в статье предложено авторское видение дефиниции «управленческая культура руководителя образовательного заведения». Кроме того, в ходе исследования особое внимание уделено особенностям формирования управленческой культуры руководителей учреждений образования, что позволило выделить и подробно рассмотреть основе компоненты этого процесса. Также отдельный акцент сделан на путях развития управленческой культуры. С целью формализации данного процесса разработана модель развития управленческой культуры руководителя образовательного заведения, приведена классификация процедуры оценки управленческой культуры, а также перечень традиционных и перспективных методов оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Третьякова Татьяна Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINICTRATIVE CULTURE IN EDUCATION INSTITUTIONS

The article is devoted to the study of the features of the formation and development of administrative culture in educational institutions. In the process of research it was established that in the works of theoretical and methodical nature the term "managerial management culture" is treated quite widely and multidimensional. Taking into account the obtained results, the article proposes the author's vision of the definition of "managerial culture of the head of an educational institution", his advantages and main features are given. In addition, during the study, special attention is paid to the peculiarities of the formation of the managerial culture of the heads of educational institutions, which made it possible to single out and thoroughly consider the components of this process. Also, a special emphasis is placed on the ways of developing managerial culture, including in the process of professional development. In order to formalize this process, the structure of the managerial culture development model of the head of the educational institution has been developed, the classification of the managerial culture evaluation procedure of the head of the educational institution, as well as a list of traditional and perspective methods of evaluation are given.

Текст научной работы на тему «Управленческая культура в образовательных учреждениях»

pedagogical sciences

УДК 377.35

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

© 2017

Третьякова Татьяна Олеговна, кандидат социологических наук, доцент, преподаватель Забайкальский государственный университет (672039, Россия, Чита, улица Александро-Заводская, 30, е-mail: tretyakova-t@mail.ru)

Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей формирования и развития управленческой культуры в образовательных учреждениях. В процессе исследования установлено, что в работах теоретического и методического характера термин «управленческая культура руководителя» трактуется достаточно широко и многоаспектно. С учетом полученных результатов в статье предложено авторское видение дефиниции «управленческая культура руководителя образовательного заведения». Кроме того, в ходе исследования особое внимание уделено особенностям формирования управленческой культуры руководителей учреждений образования, что позволило выделить и подробно рассмотреть основе компоненты этого процесса. Также отдельный акцент сделан на путях развития управленческой культуры. С целью формализации данного процесса разработана модель развития управленческой культуры руководителя образовательного заведения, приведена классификация процедуры оценки управленческой культуры, а также перечень традиционных и перспективных методов оценки.

Ключевые слова: образование, управление, оценка, культура, модель, руководство, образовательное заведение, кадры, квалификация, результат.

ADMINICTRATIVE CULTURE IN EDUCATION INSTITUTIONS

© 2017

Tretyakova Tatiana Olegovna, candidate of sociological sciences, associate professor, teacher

Transbaikal State University (672039,Russia, Chita, Aleksandro-Zavodskaya Street, 30, е-mail: tretyakova-t@mail.ru)

Abstract. The article is devoted to the study of the features of the formation and development of administrative culture in educational institutions. In the process of research it was established that in the works of theoretical and methodical nature the term "managerial management culture" is treated quite widely and multidimensional. Taking into account the obtained results, the article proposes the author's vision of the definition of "managerial culture of the head of an educational institution", his advantages and main features are given. In addition, during the study, special attention is paid to the peculiarities of the formation of the managerial culture of the heads of educational institutions, which made it possible to single out and thoroughly consider the components of this process. Also, a special emphasis is placed on the ways of developing managerial culture, including in the process of professional development. In order to formalize this process, the structure of the managerial culture development model of the head of the educational institution has been developed, the classification of the managerial culture evaluation procedure of the head of the educational institution, as well as a list of traditional and perspective methods of evaluation are given.

Keywords: education, management, evaluation, culture, model, leadershipl, educational institution qualification, staff, result.

Сегодняшние реалии, а также актуальные задачи развития общества требуют нового уровня понимания теории и практики управления образовательными системами. Демократизация социума в целом определяет необходимость формирования и разработки новых подходов к управлению, способных обеспечивать формирование единого управленческого контура, который включал бы в себя всех участников учебного процесса [1, С. 108].

Особенности управления образовательными заведениями, отличающие их от других предприятий, обуславливают специфику ключевой задачи формирования их управленческой культуры : воспитание и развитие личностных и профессиональных качеств менеджеров образовательного заведения, расширение возможностей этого процесса за счет усиления его целостности, педагогического анализа функций и особенностей профессионального становления руководителей [2, С. 45]. В современных турбулентных условиях образование должно учитывать требования рыночной перестройки всех сфер социальной жизни государства, прежде всего, трансформируя роль руководителя образовательного заведения, как важной фигуры в организации учебно-воспитательного процесса.

Вместе с тем, руководители учреждений образования, особенно в развивающихся странах, недостаточно подготовлены к активной управленческой деятельности. Наблюдается низкий уровень их мировоззренческой, нравственной, политической, правовой, производственной, экономической и управленческой культуры. Поэтому необходимость подготовки высокопрофессиональных руководителей, способных осуществлять квалифицированное управление в сфере образования превращается сегодня в острую государственную проблему.

В то же время, в целостном виде данная проблема не нашла своего теоретического обоснования и экспериментальной проверки в условиях работы учебных заве-

дений разного уровня и в сфере последипломного педагогического образования, что обозначило актуальность темы данной статьи, а также сущность и особенности исследования проблемы управленческой культуры в образовательных учреждениях.

Научно-теоретическим основанием для решения проблемы развития управленческой культуры руководителя образовательного заведения может служить наследие ученых, проводивших исследования в области образовательного менеджмента (В. Бондарь, А. Глузман, Г. Дмитренко), управления развитием учебных заведений (Д. Алфимов, Л. Даниленко, Б. Кобзарь и др.).

Кроме того, проблема организационно-управленческой культуры руководителя образовательного заведения нашла свое отражение в диссертационных работах в отрасли: педагогики (В. Виноградова, М. Гедиева), психологии (В. Воронин, С. Липатов), социологии (Н. Зубрева, А. Капитонов и др.).

Особое внимание зарубежными учеными, такими как, Т. Дил, А. Кеннеди, У. Оучи, Т. Питерс, В. Сате, Р. Уотерман, Е. Шейн, К. Шольц и др. уделено психологическим аспектам управления в образовательных заведениях.

Однако, несмотря на широкое освещение управленческих аспектов в деятельности образовательных заведений, вопрос обусловленности результативности педагогической деятельности уровнем управленческой культуры в учебном заведении требует дальнейших углубленных исследований.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, цель статьи заключается в исследовании содержания и особенностей управленческой культуры в образовательных заведениях, определении особенностей ее формирования, развития и оценки.

Управление образовательным заведением - постоянно функционирующий, динамический процесс, который

действует по определенному алгоритму, начиная со сбора, учета и обработки информации и до планового осуществления задач внутреннего контроля, а также внесения оперативных изменений в ранее намеченные планы и программы [3, С. 162]. В соответствии с этим культура процесса управления должна включать целый ряд профессиональных требований, совокупность которых свидетельствует об умении руководителя применять в своей практической деятельности теоретические положения, составляющие основу его профессиональной пригодности.

В общем понимании управленческая культура это разновидность профессиональной культуры, которая состоит из политической, правовой, административной, менеджерской, организационной, социально-психологической, информационной, коммуникативной и экономической культур и является интегральным образованием системы знаний и умений, личностных качеств, мотивов и ценностей, которые реализуются в процессе управления [4, С. 163].

В свою очередь следует отметить, что содержание управленческой культуры руководителя образовательного заведения детерминировано как общекультурным развитием личности, так и требованиями профессиональной деятельности. Так, например, Маури А.А. и Поздняков А.В. считают, что управленческая культура людей, занятых в сфере образования является частью их профессионально-педагогической культуры [5, С. 15].

В свою очередь, Банников В. управленческую культуру учебного заведения рассматривает, как составляющую профессиональной компетентности его руководителя, которая определяется совокупностью знаний, необходимых для соответствующей должности; умений и навыков, требуемых для успешного выполнения должностных обязанностей; профессиональных, деловых и личностных качеств; общей культуры, позволяющей сформировать гуманистическое мировоззрение, духовно-ценностных ориентиров, нравственных и этических принципов [6, С. 99].

Итак, по мнению автора, управленческая культура руководителя образовательного заведения - это сложное системное образование, представляющее собой упорядоченную совокупность общечеловеческих идей, профессионально-ценностных ориентаций и качеств личности, а также универсальных способов познания и гуманистической технологии педагогической деятельности.

Представляется, что такой подход позволяет: во-первых, рассматривать управленческую культуру руководителя учебного заведения как систему личностного образования и образования в структуре профессионализма руководителя; во-вторых, исследовать ее содержание и условия формирования в контексте профессионального становления личности будущего руководителя; в-третьих, предусмотреть задействование в этом процессе педагогических методик и технологий.

Формирование управленческой культуры руководителей учебных учреждений обеспечивается внедрением в различных звеньях непрерывного педагогического образования (университетского, последипломного, самообразования) целостной, многоуровневой системы, состоящей из взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов. Рассмотрим их более подробно.

Целепрогностический - он определяет иерархию стратегических, промежуточных и тактических целей на каждом этапе формирования управленческой культуры.

Содержательно-контекстный - освещает особенности формирования содержания управленческой культуры в процессе университетского образования и в условиях последипломного педагогического образования в рамках курсовой подготовки руководителей образовательных заведений и через различные формы самообразования.

Операционно-деятельностный, связанный с поэтап-

ным внедрением технологии педагогического менеджмента на основе интерактивного обучения.

Рефлексивно-оценочный - направлен на определение результативности сформированной управленческой культуры руководителей образовательных заведений, а также степень их привлечения к профессиональной рефлексии.

Очевидно, что в данном контексте логично возникает вопрос о путях развития управленческой культуры, в том числе, в процессе повышения квалификации. По мнению автора, повышение культурного уровня руководителей должно осуществляться через повышение культуры принятия решений, применение контроля и делегирование полномочий в процессе выполнении управленческих функций, а также благодаря росту культуры собственного общения и поведения; анализу и учету совместимости работников и их индивидуальных особенностей; улучшению стиля руководства коллективом.

С целью формализации указанных этапов и требований, а также существующих механизмов и инструментов подготовки управленческих кадров для образовательных заведений на рис. 1 представлена разработанная автором модель развития управленческой культуры руководителя образовательного учреждения, целью которой является обоснование и обобщение структуры управленческой культуры руководства, описание ее составляющих элементов и взаимосвязей между ними.

В рамках разработанной модели особого внимания заслуживает диагностико-коррекционный элемент, поскольку эффективная оценка и мониторинг, которые должны проводиться в его рамках, имеют очень большое значение, представляя собой основу для многих процедур, таких как: прием на работу, внутреннее перемещение, выдвижение на повышение, моральное стимулирование и т.д.

Рис. 1 - Модель развития управленческой культуры руководителя образовательного заведения

Процедуру оценки и мониторинга управленческой культуры руководителя образовательного заведения можно классифицировать по нескольким признакам: по источникам данных, на которых базируется оценка, по объекту, по способам выполнения процедур оценки, по оценочным критериям, по субъектам и.д.

Наряду с этим следует отметить, что в последнее время на смену жестких критериев оценки управленческой культуры руководителя образовательного заведения приходит более гибкая, ориентированная на объективность, нормативность, качественную определенность оценка управленческой деятельности. Это обусловлено все большей зависимостью материального и социально-психологического статуса менеджера образования от оценки результатов его труда [7, С. 507]. Итак, в отличие от субъективной оценки эксперта, вооруженного различными памятками с перечнем вопросов для проверки, все чаще в образовании используется квалиметрический подход к оценке качества управленческой культуры и соответственно деятельности.

Таким образом, подводя итоги проведенному исследованию, можно сделать следующие выводы. Анализ проблемы формирования управленческой культуры руководителя образовательного заведения помог выявить,

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3(20)

269

pedagogical sciences

что за последнее десятилетие заметно возрос интерес ученых, педагогов-практиков к изучению данного вопроса, что свидетельствует о его важности и социальной значимости. В то же время, в работах теоретического и методического характера термин «управленческая культура руководителя» трактуется достаточно широко и многоаспектно. С учетом полученных результатов анализа в статье предложено авторское видение дефиниции «управленческая культура руководителя образовательного заведения».

Кроме того, в ходе исследования особое внимание уделено особенностям формирования управленческой культуры руководителей учреждений образования, что позволило выделить и подробно рассмотреть основе компоненты этого процесса. Также отдельный акцент сделан на путях развития управленческой культуры, в том числе в процессе повышения квалификации. С целью формализации данного процесса разработана модель развития управленческой культуры руководителя образовательного заведения. Учитывая критическую значимость корректного и достоверного оценивания управленческой культуры руководителя учебного заведения, в статье предложена классификация этой процедуры по различным признакам, а также приведены традиционные и перспективные методы оценки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Тихонова М., Щеголева Э. Кадровое обеспечение устойчивого развития муниципальных образований // Научное обозрение. - 2017. - №2. - С. 107-110.

2. Загорулько Е.С. Феномен управленческой культуры в рамках образовательного учреждения // Вестник магистратуры. - 2017. - №1. С. - 45-46.

3. Халяпина Л.П., Руднева Е.Л. Формирование ключевых компетенций руководителя образовательной организации // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. - 2015. - №4(232). - С. 160-167.

4. Качалов Д.В. Модель формирования управленческой культуры будущих менеджеров // Дискуссия. -2015. - №9(61). - С. 135-140.

5. Маури А.А., Поздняков А.В. Закономерности и принципы формирования управленческой культуры менеджеров в системе дополнительного образования // Педагогика. Общество. Право. - 2015. - №3. - С. 11-24.

6. Банников В.А. Уровни, критерии и показатели профессионально-управленческой культуры будущих педагогов // Казанская наука. - 2016. - №2. - С. 99-103.

7. Бердова Ю.С. Управленческая культура: сущность, содержание, направленность // Экономика и предпринимательство. - 2015. - №9-2. - С. 505-510.

Статья поступила в редакцию 25.07.2017.

Статья принята к публикации 25.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.