Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ'

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
534
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ / ЛИЧНОСТНО-ТВОРЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТЫ / MANAGEMENT CULTURE / PROFESSIONAL CULTURE / FUNCTIONS OF MANAGEMENT CULTURE / AXIOLOGICAL COMPONENT / TECHNOLOGICAL / PERSONAL AND CREATIVE COMPONENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фалей Марина Владимировна

В настоящей статье показано, что уровень успешности профессиональной деятельности руководителя образовательного учреждения зависит от уровня сформированности управленческой культуры. Автор работы исходит из положения, что управленческая культура как многофакторное явление включает такие компоненты, как аксиологический, технологический и личностно-творческий компоненты. Аксиологический компонент управленческой деятельности рассматривается как нацеленность специалиста на приоритетность цели руководства, психологического комфорта во взаимоотношениях между участниками образовательного процесса, качества производимой деятельности. Технологический компонент, в свою очередь, направлен на владение основными методами и приемами организации управленческой деятельности в условиях образовательного учреждения. Автор статьи обращает особое внимание на личностно-творческие характеристики руководителя, поскольку именно данный компонент сочетает в себе индивидуальные и профессиональные цели личности, актуализирует ее постоянное саморазвитие. Аккумулируя накопленный в научных исследованиях опыт описания управленческой культуры глав и участников образовательного процесса, автор данной статьи приходит к выводу о том, что только при условии компиляции всех рассмотренных в работе компонентов управленческой деятельности, культура руководителя может быть охарактеризована как высокая. В связи с этим автор статьи показывает необходимость реформирования системы подготовки будущих специалистов управленческой области на основе эффективных технологий повышения культуры будущих руководителей образовательных организаций РФ. В процессе их подготовки особое внимание должно быть обращено на раскрытие профессионально-значимых качеств личности управленца, психологические аспекты взаимодействия с подчиненными, положительное влияние на уровень мотивационной сферы специалиста, нацеленного на свое профессиональное и личностное развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT CULTURE OF A MODERN HEAD OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION

This article shows that the success of the professional activity of the head of an educational institution depends on the level of management culture formation. The author of the work proceeds from the position that managerial culture as a multifactorial phenomenon includes such components as axiological, technological and personal-creative components. The axiological component of management activity is considered as the focus of a specialist on the priority of the goal of leadership, psychological comfort in the relationship between participants in the educational process, and the quality of the activities performed. The technological component, in turn, is aimed at mastering the basic methods and techniques of organizing management activities in an educational institution. The author of the article pays special attention to the personal and creative characteristics of the leader, since it is this component that combines the individual and professional goals of the individual, actualizes his constant self-development. Accumulating the experience accumulated in scientific research in describing the managerial culture of the heads and participants of the educational process, the author of this article comes to the conclusion that only if all the components of managerial activity considered in the work are compiled, the culture of the leader can be characterized as high. In this regard, the author of the article shows the need to reform the system of training future specialists in the management field on the basis of effective technologies for improving the culture of future leaders of educational organizations in the Russian Federation. In the process of their preparation, special attention should be paid to the disclosure of the professionally significant qualities of the manager's personality, the psychological aspects of interaction with subordinates, a positive impact on the level of the motivational sphere of a specialist aimed at his professional and personal development.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

Управленческая культура современного руководителя образовательного учреждения

Фалей Марина Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики обучения и воспитания, Сахалинский государственный университет E-mail: faley-marina@mail.ru

В настоящей статье показано, что уровень успешности профессиональной деятельности руководителя образовательного учреждения зависит от уровня сформированности управленческой культуры. Автор работы исходит из положения, что управленческая культура как многофакторное явление включает такие компоненты, как аксиологический, технологический и личностно-творческий компоненты. Аксиологический компонент управленческой деятельности рассматривается как нацеленность специалиста на приоритетность цели руководства, психологического комфорта во взаимоотношениях между участниками образовательного процесса, качества производимой деятельности. Технологический компонент, в свою очередь, направлен на владение основными методами и приемами организации управленческой деятельности в условиях образовательного учреждения. Автор статьи обращает особое внимание на личностно-творческие характеристики руководителя, поскольку именно данный компонент сочетает в себе индивидуальные и профессиональные цели личности, актуализирует ее постоянное саморазвитие. Аккумулируя накопленный в научных исследованиях опыт описания управленческой культуры глав и участников образовательного процесса, автор данной статьи приходит к выводу о том, что только при условии компиляции всех рассмотренных в работе компонентов управленческой деятельности, культура руководителя может быть охарактеризована как высокая. В связи с этим автор статьи показывает необходимость реформирования системы подготовки будущих специалистов управленческой области на основе эффективных технологий повышения культуры будущих руководителей образовательных организаций РФ. В процессе их подготовки особое внимание должно быть обращено на раскрытие профессионально-значимых качеств личности управленца, психологические аспекты взаимодействия с подчиненными, положительное влияние на уровень мотивационной сферы специалиста, нацеленного на свое профессиональное и личностное развитие.

Ключевые слова: управленческая культура, профессиональная культура, функции управленческой культуры, аксиологический компонент, технологический, личностно-творческий компоненты.

о с

U

сэ см о см см

Современные условия ставят перед руководителями образовательных организаций задачи, заключающиеся в самосовершенствовании себя как управленца. Работа специалиста в связи с этим должна строится не только на базе прочных профессиональных знаний, но и посредством творчества, как основы успешности управления учреждением образования. Новый тип руководителя должен обладать высоким уровнем управленческой культуры, которая непременно включает в себя свободное владение технологиями менеджмента и маркетинга в сфере образования, способность вовлекать в текущие дела организации всего корпуса участников педагогического коллектива, налаживать тесное сотрудничество с родителями, а также теми организациями, которые осуществляют общественную деятельность.

Из вышесказанного следует, что руководитель должен обращать пристальное внимание на развитие определённого перечня профессионально и личностно важных качеств, т.е. постоянно стремиться к совершенствованию собственной ценностной системы, обогащению личности, расширению собственных возможностей по налаживанию комфортных отношений внутри педагогического коллектива, а также с руководителями сторонних организаций.

Таким образом, управленческая культура не отождествляется лишь с умением взаимодействовать со своими подчинёнными внутри конкретного педагогического коллектива, но и распространяется на внешние факторы: связи непосредственно с обучающимися, а также с их семьями.

«Управленческая культура» - многомерная структура. Это объясняется, в частности, объёмностью значения субстантивного компонента термина «культура», входящего в состав целостного понятия.

В общем понимании культура рассматривается как система традиций, ценностей, норм, смысловых идей, знаковых систем, характерных для определенной социальной общности и которые выполняют функции социальной ориентации. Так, Д.С. Лихачев рассматривает понятие «культура» через единство религии, науки, образования народа, присовокупляя к ним те нравственные и моральные нормы, которые определяют модель поведения людей и государства [5, с. 3].

Профессиональная культура - это та область общей культуры человека, которая сопряжена с профессиональной деятельностью. Уровень ее сформированности напрямую зависит от способ-

ности самого человека решать поставленные перед профессиональные задачи. И в данном отношении именно профессионально-ориентированное сознание и мышление, степень владения теми приемами и способами, которые помогают приводят к разрешению проблемных вопросов.

В широком смысле управление есть совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном состоянии или перевод ее в новое, более жизненное состояние организации путем разработки и реализации целенаправленных воздействий. П. Друкер очень точно и одновременно образно характеризует указанный термин. Исследователь исходит из положения о том, что главным объединяющим признаком в коллективе оказывается единство цели, к которой стремиться каждый из членов группы. Именно данный фактор позволяет переформировать «неорганизованную толпу» в «организованную группу людей». По его убеждению, «управление - это стимулирующий элемент социальных изменений и социальных перемен». Он называет управление самым значимым феноменом, взрывом образования [3, с. 21].

По справедливому мнению Г.М. Клочевой, «управленческая культура представляет собой обобщающую характеристику управленческого труда, отражающая его качественные черты и особенности. Это позволяет говорить о том, что зависимость между управленческой деятельностью и сформированной культурой - явление объективное, измеряемое. В узком значении культура управленческого труда может трактоваться как служебная этика, случающая совокупность типических для менеджера ценностей, норм, точек зрения и идей, которые сознательно формируют образец его поведения».

А.М. Борлаков представляет термин «управленческая культура» в качестве суммы деловых, профессионально-личностных качеств личности, а также ее индивидуальных характеристик. Иными словами, исследователь подчёркивает приоритетность профессионально значимых знаний в той или иной области; наличие ярко выраженных организаторских способностей; осведомлённость в вопросах, лежащих в проблемном поле психолого-педагогических основ управления; чёткое следованием нормам речевого общения; обладание развитой общей культурой личности [2, с. 232].

Всё вышеперечисленное доказывает многоу-ровневость понятия «управленческая культура» и одновременно с этим свидетельствует о многофакторность формирования управленческой культуры.

Таким образом, управленческую культуру представляется возможным представить в качестве способа профессиональной деятельности, где в центре формирования оказывается богатый социальный опыт, навыки управленческой деятельности, осознание управленческой деятельности как ценности, а также те этические нормы, которые присущи руководителю как личности.

Вопрос о сущности управленческой культуры педагога не раз становился фокусом научного интереса исследователей. Так, в центре внимания Л.Д. Андреевой оказался образ молодого педагога. Исследователь рассматривала уровень готовности данной категории педагогического коллектива к осуществлению управленческой деятельности. На основе проведённого анализа Л.Д. Андреева сделала плодотворный вывод о том, что для успешности осуществления руководства образовательной организацией требуется сочетание нескольких компонентов, составляющих систему управленческой культуры: аксиологического, информационного и операционального [1, с. 64].

По мнению И.А. Чугуновой, управленческая культура суть основной показатель общей компетентности педагога. Концептуально важным в наблюдениях исследователя оказывается признание одной из ведущих ролей за творческим началом в деятельности руководителя, которое автор научной работы именует «педагогической креативностью». Более конкретно педагогическая креативность реализуется в тех ситуациях, где важно проявить инициативность в принятии нестандартных решений, оперативно вносить корректировки в итоговые решения, уместно сымпровизировать [6, с. 463].

Основными критериями высокого уровня сфор-мированности управленческой культуры руководителя оказывается личностное стремление к творчеству в профессиональной деятельности. Креативная направленность во всех сферах управленческой деятельности подразумевает создание, внедрение, передачу и контроль за усвоением ценностей и технологий в управлении образовательной организацией. Для более глубокого обоснования данного феномена очень важно определить компоненты, к которым относятся: аксиологический, технологический и личностно-творческий компоненты.

Аксиологический компонент включает управленческо-педагогические ценности, которые имеют значение в руководстве современной образовательной организацией. К таким ценностям относятся, прежде всего:

- ценность-цель управления целостным педагогическим процессом на разных уровня (управление организацией, управление педагогическим коллективом и коллективом обучающихся);

- ценность-знания, которые раскрывают значение и смысл знаний основ управления для внутреннего менеджмента;

- ценность-отношения, раскрывающие фактор значимости взаимных контактов между участниками педагогического процесса, а также отношение к производимой профессиональной деятельности;

- ценность-качества содержит разнообразные индивидуальные качества руководителя (способность к прогнозированию результатов деятельности, алгоритмичности действий, умение

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

см см

развивать командный дух в среде подшефного коллектива).

Совокупность всех методов, способов, форм и приемов работы, обнаруживающих свою эффективность при реализации управленческой деятельности в педагогическом процессе, представляют собой технологический компонент управленческой культуры. Данный компонент обеспечивает решение конкретных педагогических задач, которые подпадают, во-первых, под необходимость проведения грамотного педагогического анализа, во-вторых, соответствующего планирования результатов деятельности и постоянного контроля за осуществлением педпроцесса.

Личностно-творческий компонент управленческой культуры определяет процесс управления организацией через понятие творческого акта. Несмотря на такую важную характеристику управленческого процесса, как строгая алгоритмич-ность, деятельность руководителя, несомненно, требует определенного творческого подхода к делу. Реализуя ценности управленческой культуры, руководитель исходит от особенностей объекта управления, и от личностных особенностей самого руководителя. Иными словами, данный компонент сочетает в себе индивидуальные и профессиональные цели личности, актуализирует ее постоянное саморазвитие.

Следовательно, можно утверждать, что управленческая культура оказывается той органически взаимосвязывающей системой, которая включает обширный перечень деловых, профессиональных и личностных качеств руководителя.

Принимая во внимание факт многомерности феномена культуры управления, можно выделить структурные взаимосвязанные компоненты культура управления руководителя образовательного учреждения, к которым относятся:

- информационная культура - определение цели сбора информации; анализ информации для определения приоритетных направлений развития образования, а также создание системы внутришкольной информации;

- культура принятия управленческого решения, которая раскрывается в своевременности и четкость постановки проблемы, определении алгоритма решения проблемы, выделении и оценивании возможных альтернатив, делегирование полномочий при выработке решений (здесь особенно актуальным становится способность руководителя к конкретизированному выявлению проблемы, определению ее характеристик и основных вопросов, полное включение членов педагогического коллектива в решение возникающих проблем, четкой формулировке сроков принятия решений, ограничений и критериев проблемы, осуществлению контроля над достижением промежуточных и итоговых решений);

- культура внедрения инноваций, которая включает генерирование перспективных концепций, нацеленных на модернизацию образовательно-

го процесса; развитие мотивационной сферы педагогического коллектива в области освоения инноваций; поощрение инициативы учителей, оказание необходимой квалифицированной помощи членам педагогического коллектива, сопричастным к процессу освоения и внедрения инноваций;

- профессионально-педагогическая культура руководителя, складывающаяся из суммы умений грамотно сформулировать нормы и правила осуществления педагогической деятельности, оттачивания собственного педмастерства с учётом достижений современной науки; профессионально подходить к выбору наиболее перспективных концепции и образовательных технологий, внедрение которых благоприятно скажется на образовательном процессе в целом.

- социально-психологическая культура руководителя, которая направлена на обеспечение сплоченности и единства коллектива, что достигается путем использования передовых идей и концепций развития командного духа в педагогическом коллективе, формируют комфортный психологический климат во взаимоотношения пары «руководитель-подчиненный»;

- культура общения руководителя, которая обращена к навыкам грамотно и тактично вести диалог, способностям устанавливать необходимые профессиональные контакты, готовности проявления собственной инициативы в делах, требующих активного вмешательства руководства; умению внимательно слушать собеседника, располагать к откровенности; создавать в диалоге с подчиненными атмосферу взаимного уважения и сотрудничества.

Таким образом, на основании вышесказанного представляется возможным высказать предположение о необходимости разностороннего и глубокого осмысления сущности управленческой культуры руководителя, что в свою очередь позволит выработать надёжные и эффективные технологии формирования специалистов, способных осуществлять руководящие функции в образовательных организациях.

Литература

1. Андреева, Л.Д. Управленческая культура как фактор развития творческого потенциала молодого педагога / Л.Д. Андреева // Актуальные проблемы современной науки. - 2016. - № 2 (28). - С. 64-65.

2. Борлаков А.М. Управленческая культура как слагаемая профессиональной культуры / А.М. Борлаков // Современные тенденции в науке и образовании: сб. матер. конф. - М.: Олимп, 2017. - С. 232-234.

3. Друкер, П. Задачи менеджмента в XXI веке / П. Друкер. - М.: Вильямс, 2014. - 282с.

4. Клочева, Г.М. Управление образовательными системами: учебно- методическое пособие для

студентов педагогических вузов по общепрофессиональной подготовке / Г.М. Клочева. -Челябинск: Цицеро, 2014. - 109с.

5. Лихачев Д.С. Русская культура в современном мире// Новый мир. - 1991. № 1. - С. 3-9

6. Чугунова, И.А. Педагогическая креативность в управленческой культуре педагога / И.А. Чугунова // Молодой ученый. -2016. - № 18 (122). - С. 463-465.

MANAGEMENT CULTURE OF A MODERN HEAD OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION

Faley M.V.

Sakhalin State University

This article shows that the success of the professional activity of the head of an educational institution depends on the level of management culture formation. The author of the work proceeds from the position that managerial culture as a multifactorial phenomenon includes such components as axiological, technological and personal-creative components. The axiological component of management activity is considered as the focus of a specialist on the priority of the goal of leadership, psychological comfort in the relationship between participants in the educational process, and the quality of the activities performed. The technological component, in turn, is aimed at mastering the basic methods and techniques of organizing management activities in an educational institution. The author of the article pays special attention to the personal and creative characteristics of the leader, since it is this component that combines the individual and professional goals of the individual, actualizes his constant self-development. Accumulating the experience accumulated in scientific research in describing the managerial culture of the heads and participants of the educational process, the author of this article comes to the conclusion that only if all the components

of managerial activity considered in the work are compiled, the culture of the leader can be characterized as high. In this regard, the author of the article shows the need to reform the system of training future specialists in the management field on the basis of effective technologies for improving the culture of future leaders of educational organizations in the Russian Federation. In the process of their preparation, special attention should be paid to the disclosure of the professionally significant qualities of the manager's personality, the psychological aspects of interaction with subordinates, a positive impact on the level of the motivational sphere of a specialist aimed at his professional and personal development.

Keywords: management culture, professional culture, functions of management culture, axiological component, technological, personal and creative components.

References

1. Andreeva, L.D. Management culture as a factor in the development of the creative potential of a young teacher / L.D. Andreeva // Actual problems of modern science. - 2016. - No. 2 (28). -pp. 64-65. (in Russ.).

2. Borlakov, A.M. Management culture as a component of professional culture / A.M. Borlakov // Modern trends in science and education: collection of articles. mater. conf. - M.: Olymp, 2017. - pp. 232-234. (in Russ.).

3. Drucker, P. Tasks of management in the XXI century / P. Drucker. - M.: Williams, 2014. - 282 p. (in Russ.).

4. Klocheva, G.M. Management of educational systems: educational and methodological manual for students of pedagogical universities on general professional training / G.M. Klocheva. -Chelyabinsk: Tsitsero, 2014. - 109 p. (in Russ.).

5. Likhachev, D.S. Russian culture in the modern world / D.S. Likhachev // New world. - 1991. - No. 1. - pp. 3-9. (in Russ.).

6. Chugunova, I.A. Pedagogical creativity in the managerial culture of the teacher / I.A. Chugunova // Young Scientist. - 2016. -No. 18 (122). - pp. 463-465. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.