Научная статья на тему 'Управленческая культура руководителя в административно-командной системе (социологический анализ).'

Управленческая культура руководителя в административно-командной системе (социологический анализ). Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1657
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА РУКОВОДИТЕЛЯ / АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ СИСТЕМА / DIRECTOR'S CULTURE / MANAGERIAL CULTURE / ADMINISTRATIVE COMMAND SYSTEM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Данилов А. В.

В статье предпринята попытка уточнения сущности, содержания, функций, типологии, места и роли управленческой культуры руководителя в административно-командной системе управления с социологической точки зрения, а также выделения общих критериев ее оценки. Представлена концептуальная модель управленческой культуры руководителя в административно-командной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Director's managerial culture in the administrative command system (sociologic analysis)

The author of the article makes an attempt to specify the essence, contents, functions, typology, place and role of a director's managerial culture in the administrative command system from the sociologic point of view and also to define general criteria of its estimation. The conceptual model of a director's managerial culture in the administrative command system is presented.

Текст научной работы на тему «Управленческая культура руководителя в административно-командной системе (социологический анализ).»

А. В. Данилов

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РУКОВОДИТЕЛЯ В АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОЙ СИСТЕМЕ (социологический анализ)

Работа представлена кафедрой социологии Военного университета.

Научный руководитель - доктор социологических наук, профессор А. М. Беляев

В статье предпринята попытка уточнения сущности, содержания, функций, типологии, места и роли управленческой культуры руководителя в административно-командной системе управления с социологической точки зрения, а также выделения общих критериев ее оценки. Представлена концептуальная модель управленческой культуры руководителя в административно-командной системе.

Ключевые слова: управленческая культура, культура руководителя, административнокомандная система.

The author of the article makes an attempt to specify the essence, contents, functions, typology, place and role of a director’s managerial culture in the administrative command system from the sociologic point of view and also to define general criteria of its estimation. The conceptual model of a director’s managerial culture in the administrative command system is presented.

Key words: managerial culture, director’s culture, administrative command system.

Объективные условия развития современной России требуют повышения качества подготовки высококвалифицированных управленческих кадров в различных сферах общественной жизни, необходимость чего неоднократно подчеркивалась первыми лицами страны в средствах масс-медиа.

Интегральным показателем состояния системы общественного управления выступает уровень управленческой культуры, присущей социальным субъектам (объектам) управления. Теоретико-методологическая база изучения данного явления еще недостаточно развита, в справочных и

14 1

энциклопедических источниках этот вопрос все еще не упоминается. Информация по проблеме содержится лишь в узком кругу социологических научных и учебных источников.

Отдельные российские ученые считают административную систему рудиментом в нашем обществе [3, с. 5], несмотря на тот факт, что многоуровневая система государственного и муниципального управления, по сути, является таковой. Недостаточная изученность управленческой культуры руководителя в административно-командной системе управления, на наш взгляд, объясняется следующими причинами:

• во-первых, сложностью выделения предмета изучения, обусловленной тесным переплетением социального, культурного и управленческого компонентов в общественной жизни;

• во-вторых, особенностями современного этапа развития нашего общества, предпринимаемой попыткой реализации рыночного сценария управления на всех уровнях системы общественных отношений;

• в-третьих, новизной в отечественной практике социологического подхода к проблемам управления в целом и к управленческой культуре в частности.

В современной отечественной научной социологической литературе проблемы управленческой культуры в прямой постанов -ке освещены только в работах А. Р. Галля-мовой, А. В. Лазарева, Г. Н. Левченко, Н. С. Речкина, О. В. Ходоренко, В. П. Хрен-кова.

Таким образом, изучение управленческой культуры с социологической точки зрения, по нашему мнению, актуально и ново для российской социологической науки. Интерес к ее изучению сформирован лишь в последние годы. Базовый формат в изучении проблем управленческой культуры мы видим в рассмотрении данного вопроса применительно к руководителю в административно-командной системе организации.

Корни изучения систем административно-командного типа заложены еще в нача-

ле XX в. в административной теории управления французского инженера и предпринимателя А. Файоля, который сформулировал функции и принципы управления, положив начало структурно-функциональному подходу к управленческой проблематике в целом, став родоначальником самой распространенной системы, линейно-штабной организационной структуры.

Административно-командная система является своего рода классическим вариантом системы управления, имеющей многовековую историю, наиболее ярко была реализована в Советском Союзе. Суть ее концентрируется во внеэкономическом стимулировании деятельности, являющимся основным во всех государственных структурах управления (бюрократическом аппарате власти). В настоящее время система государственного управления России также воспроизводит по сути бюрократическую, а не административно-командную управленческую культуру, от которой страдает население страны, как и в царское время.

Второй информационно-смысловой блок темы раскрывается понятием управленческая культура, которая в отдельных работах представляется как единство управленческих знаний, чувств, ценностей, управленческих и организационных отношений на данном этапе и творческой управленческой деятельности [2, с. 256]. Некоторые исследователи видят суть управленческой культуры в философии и идеологии управления, предположениях, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях и нормах, лежащих в основах отношений и взаимодействий внутри и за пределами социальных организаций. Другие исследователи управленческой культуры усматривают суть в наборе наиболее важных предположений, принимаемых управленцами и получающих выражение в ценностных ориентациях, передаваемых через духовные и материальные средства управления.

С нашей точки зрения, исходным в социологическом понимании сути культуры является тезис П. А. Сорокина, согласно

которому культура личности руководителя рассматривается нами как совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица [5, с. 218]. При этом значения классифицируются:

1) когнитивные значения в узком смысле;

2) значимые ценности; 3) нормы, на которые ссылаются как на стандарт.

Любое значение в узком смысле слова является ценностью (когнитивной или иной). Любая ценность предполагает норму по ее реализации или отвержению... С другой стороны, любая норма непреложно является значением, позитивной или негативной ценностью [5, с. 200].

Следовательно, социологическое изучение управленческой культуры должно концентрироваться на вскрытии системы значений (символов), ценностей и норм управления, которыми владеют включенные в иерархию управления должностные лица. Это так называемый идеальный уровень управленческой культуры. Вместе с тем на материальном же уровне необходимо определение носителей значений управленческой культуры, которые их объективируют, социализируют и раскрывают.

Таким образом, с социологической точки зрения управленческая культура руководителя в административно-командной системе, по сути, представляет собой устойчивую систему управленчески значимых качеств личности, включенного в определенную иерархию должностного лица, ориентирующегося на внеэкономические методы стимулирования деятельности подчиненных. К числу таких качеств, например, можно отнести: властность, ответственность, инициативность, управленческую эрудированность и др.

По содержанию управленческая культура руководителя в административно-командной системе представляет собой систему усвоенных в процессе управленческой социализации личности значений (символов), ценностей и норм организационного поведения. То есть формирование и развитие управленческой культуры администра-

тивно-командного типа подразумевает не только процесс обучения в специализированных центрах подготовки, но и получение практического опыта руководства в организации.

Следует также определить функции уп -равленческой культуры, которые, по нашему мнению, в системе общей культуры связаны с деятельностью субъекта управления людьми [4, с. 19] и могут представлять следующий перечень:

• гностическая функция, реализуемая в значениях, нормах и ценностях познания человека, группы, организации, конкретной ситуации;

• прогностическая функция - определения динамики развития управленческой ситуации;

• проектировочная функция - определения целей и задач, планирования деятельности;

• коммуникативно-информационная функция - формирования, структурирования и сохранения коммуникационных сетей, сбора, преобразования и направления в них необходимой для управления информации;

• мотивационная функция - воздействия на совокупность внешних и внутренних условий руководителя и объекта управления, определяющих направленность деятельности;

• функция руководства - ответственности руководителя за принятие решений и конкретные результаты деятельности;

• функция организации - обеспечения реализации целей и задач управления;

• функция обучения - передачи знаний, навыков и умений объекту управления;

• функция воспитания - формирования личности и коллектива;

• функция контроля - определения соответствия состояния, поведения и деятельности программе управления;

• функция оценки - отражения степени рассогласования между актуальными и потребными параметрами управленческой ситуации;

• функция коррекции - внесения изменений в цели и программу управления.

В общей структуре интегральных характеристик руководителя управленческая культура играет важнейшую роль. Ее место, по нашему мнению, наглядно можно представить, опираясь на круги Эйлера (рис. 1), где:

• ядром (топосом) управленческой и, соответственно, общей культуры руководителя выступает методологическая культура (МК) личности как совокупность значений, норм и ценностей целеполагания и целедос-тижения, как основа миропонимания, сегментирование начинается уже с этого уровня;

• далее следует управленческая культура руководителя, в системе которой выде-

Рис. 1. Место управленческой культуры в системе общей культуры личности руководителя

ляются основные сегменты: а) политикоуправленческая культура; б) экономико-управленческая; в) интеллектуально-управленческая; г) профессионально-управленческая; д) психолого-педагогическая управленческая; е) эколого-управленческая; ж) организационно-управленческая и другие виды культуры;

• общая культура включает в себя все вышеперечисленное.

Данный подход в целом не противоречит мнению авторитетных исследователей, считающих управленческую культуру частью организационной, профессиональной или любой иной, однако это справедливо лишь в случае рассмотрения сегмента как целого. Управленческая культура действи-тельно будет выглядеть их органичной частью, но это лишь часть общей картины.

Важной нам представляется и попытка выделения основных типов управленческой культуры. Многогранность понятия требует и определения основных критериев типологии, к числу которых можно отнести: функции управления, стиль управления, сферу применения, способ формирования, способ реализации.

На наш взгляд, управленческую культуру руководителя можно типологизировать следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Типология управленческой культуры руководителя

Основания типологии Типы

По функциям управления Культуры изучения (познания), прогнозирования, планирования, коммуникации, мотивации, руководства, организации, обучения, воспитания, контроля, оценки, коррекции

По стилю управления Эксплуататорски-авторитарная, благосклонно-авторитарная [1, с. 371], единолично-демократическая, псевдодемократическая (попустительская)

По сегменту применения Политико-управленческая, экономико-управленческая, интеллектуальноуправленческая, профессионально-управленческая, психологопедагогическая управленческая, эколого-управленческая, организационно-управленче-ская и др.

По способу формирования Личная, штабная, организационная (корпоративная)

По способу реализации Культуры мышления, деятельности, общения и поведения

Определив основные типы управленческой культуры, мы считаем необходимым уточнение места управленческой культуры руководителя в административно-командной системе путем представления ее в виде

концептуальной модели логико-семантического вида (рис. 2).

Объективно уровень развития управленческой культуры руководителя находит свое отражение в его культуре деятельное-

.......»— •■■••■ячячари 1111 или....... . . ..

ЛЛМИИИГЛаТиЫ1Ш11Л_Ч СОЦИАЛЬНАЯ СИИТПМЛ.

ДЬт ДДм

ЕВЯГГГП1

. JJ.LM.4l..г

■им щ: н г.ц ь

ГуСи! ||"П |ЫЧ11 М-11

.ШЧЧУЕ НЛ1 II 17П

ГЫ+йВД 1^1(УЧт1р

Ь I rM4.lL 41 II МГ ■ к\ Л кТЛЪТУР-ц гнннжм.змг.чч

111ЛЧ-111Ш ||-кП.П0.ТЪ1| '10*4*1 И ■ 1:Н1МЧ.' II

4.ЧШ ШиПШ шиз:[ р 1 .■ .11: :р'ин -с-:-с-г-:ь:Iк-н тцпы :А хнь

СП1 ННГПГГЬТИ ^ш44рм>н

тлщ-и. г.-. г^1К>-Ч ^рНг ШЧЫ1. ст-ш -фдеи |цдМ - ф

Рис. 2. Управленческая культура руководителя в административно-командной социальной системе

ти, поведения, общения и мышления. На основе своей управленческой культуры руководитель формирует комплекс целей управления объектами управления. Разумеется, управленческая культура личности руководителя является продуктом управленческой культуры социальных систем различного уровня, которые, выступая в роли институтов управленческой социализации индивида, обеспечивают его бесконфликтное включение в уже существующие иерар-хии управления.

На уровне социальных систем управленческая культура фактически являет собой сознательно формируемую среду управления как совокупность знаково-символиче-

ских, нормативно-ценностных и функционально-поведенческих подсистем социального субъекта (объекта).

Возвращаясь к индивидуальному уровню, мы считаем, что общими критериями оценки конкретной управленческой культуры руководителя в административно-командной системе выступают:

• степень осознания себя и своего места в управленческой иерархии (идентификации);

• степень формализации деятельности, общения и мышления;

• степень освоения принципов, ценностей и норм административно-командного стиля управления;

• диапазон методов, применяемых в управлении;

• приоритетный вид коммуникации и языка управленческого общения;

• креативность и способность к саморазвитию;

• управленческая этика;

• имидж руководителя;

• осознание времени, отношение к нему и его использование.

Изучение управленческой культуры по данным критериям проводится на основе анкетирования конкретных ее носителей, которое необходимо дополнять анализом документов и наблюдением за их управленческой деятельностью в повседневной практике.

Таким образом, с социологической точки зрения в административно-командной системе управленческая культура руководи -теля представляет собой систему усвоенных в процессе его управленческой социализа-ции значений, ценностей и норм управления, реализующихся в его жизнедеятельности посредством управленческого мышления, деятельности, общения и поведения на основе саморегуляции, самоконтроля, самооценки и самосознания.

Изучение управленческой культуры руководителя в административно-командной социальной системе является актуальной в условиях нашей страны и с достаточной степенью новизны проблемой, требующей своего научного разрешения.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Гибсон Дж. Л., Иванцевич Д. М., Донелли Д. Х.-мл. Организации: поведение, структуры, процессы / Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2000.

2 Иванов В. Н., Патрушев В. И. Социальные технологии: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Муниципальный мир, 2004.

3 Кравченко А. И., Тюрина И. О. Социология управления фундаментальный курс: Учеб. пособие для студентов вузов. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академический проект, 2006.

4 Саморуков В. И. Системно-ситуативная модель психолого-педагогической подготовки офицерских кадров: Дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. СПб., 2006.

5 Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / Пер. с англ.; Под общ. ред. А. Ю. Согомоно-ва. М.: Политиздат, 1992.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.