Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управленческая культура / профессиональное образование / педагог-руководитель / системный подход / профессионально-педагогическое взаимодействие / management culture / professional education / teacher-leader / systematic approach / professional-pedagogical interaction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Спиридонова Диана Александровна, Зайцева Ольга Юрьевна

В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования управленческой культуры педагога в системе профессионального образования. Обоснованы организационные основы системы управления в образовательном процессе. Выделены специфические особенности системы профессионального образования. Проанализирован комплекс функциональных обязанностей педагога-руководителя. Обоснована значимость системного подхода в формировании управленческой культуры педагога в вузе. Обозначена структура системы управления педагогической деятельностью в вузе. Рассмотрены основные компоненты культуры управления, способствующие применению нововведений в образовательном процессе. Предложены рекомендации по использованию инновационных технологий в управленческой деятельности педагога. Выделено поэтапное формирование управленческо-педагогической компетентности в контексте профессиональной культуры педагога. Обозначена взаимосвязь уровня управленческой культуры педагога и повышение качества профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Спиридонова Диана Александровна, Зайцева Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses current issues of forming a teacher’s management culture in the system of vocational education. The organizational foundations of the management system in the educational process are substantiated. The specific features of the vocational education system are highlighted. The complex of functional responsibilities of a teacher-supervisor is analyzed. The importance of a systematic approach in the formation of a teacher’s managerial culture at a university is substantiated. The structure of the management system for teaching activities at the university is outlined. The main components of management culture that contribute to the application of innovations in the educational process are considered. Recommendations are offered for the use of innovative technologies in the management activities of teachers. The phased formation of managerial and pedagogical competence in the context of the professional culture of a teacher is highlighted. The relationship between the level of teacher management culture and improving the quality of professional education is indicated.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

При подготовки будущего специалиста экономической сферы, формирование выше указанных умений и компетентностей возможно в рамках профильных дисциплин, учебных практик при соблюдении ряда условий [2]:

1. Тщательный выбор формата проведения занятий, с учетом поставленных целей.

2. Подбор форм организации образовательной деятельности, в рамках каждого занятия.

3. Создание позитивной атмосферы на занятиях.

4. Включение каждого обучающегося в образовательный процесс в целом, и в ту форму взаимодействия, которая выбрана для конкретного занятия.

5. Включение мотивационного компонента.

6. Оптимальное распределение аудиторной, внеаудиторной и самостоятельной работы, в рамках дисциплины.

7. Осуществление мониторинга, с целью корректировки форм и методов обучения.

В качестве форм организации образовательной деятельности, направленной на формирование и развития коммуникативных компетентностей в целом и делового общения в частности, целесообразно использовать следующие формы.

1. Деловая игра. Чаще всего сочетает в себе совокупность таких активных методов обучения как: мозговой штурм, дискуссия, анализ конкретной ситуации, и применение всех этих методов и приемов, в рамках игры, направлено на решение конкретной деловой проблемы или делового вопроса, за ограниченный промежуток времени.

2. Ролевая игра. Позволяет создать условия реального общения, за счет включения участников игры в реальную воспроизведенную практическую, профессиональную деятельность людей.

3. Проблемно-поисковые диалоги. Таким диалогом характерны следующие особенности: активная мыслительная деятельность; креативный и творческий подход к поиску решения выделенной проблемы; умение анализировать полученную научную информацию, делать выводы; принимать обоснованные решения и все эти действия осуществляются в рамках конструктивного диалога.

4. Дискуссии. Возможны несколько форматов организации дискуссии: семинар-дискуссия, который организуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит не только анализ, рассмотрение и решение выделенных теоретических и практических проблем, но и формирование практического опыта выстраивания конструктивного диалога.

5. Эвристические беседы. Характерной особенностью таких бесед, является то, что при выстраивании таких бесед, вопросы рассматриваются во взаимосвязи, и каждый последующий вопрос следует из предыдущего ответа [3].

6. Диспут. В рамках диспута осуществляется обсуждение какой-либо одной проблемы или вопроса, при этом обсуждение этого вопроса или проблемы должно быть построено на столкновении различных, чаще всего противоположных, точек зрения.

7. Анализ конкретных ситуаций. Позволяет организовать конструктивный диалог, направленный на выявления, отбор и поиск решения конкретной ситуации.

Выводы. Будущим специалистам экономической сферы деятельности, стремящимися быть востребованными на рынке труда, успешными в своей профессии, необходимо не только разбираться во всех вопросах, относящихся к их профессиональной деятельности, но и уметь выстраивать коммуникации, эффективно взаимодействовать в трудовом коллективе. При выстраивании диалога с партнерами по работе, применять стратегии поведения таким образом, чтобы достичь оптимального компромисса и гармоничного сотрудничества.

Литература:

1. Котова, Н.С. Формирование деловой коммуникации будущего экономиста: от философии образования к рынку труда / Н.С. Котова, Л.А. Томашевская, Н.А. Колесникова, Е.А. Гельпей // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. - 2022. - № 4. - С. 297-302

2. Мусихина, Е.А. Формирование коммуникативных компетенций обучающихся СПО, ОДПО в рамках экономических дисциплин / Е.А. Мусихина, С.Ю. Ланина // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2019. - № 86. - С. 95-98

3. Салманова, Д.А. Эвристическая беседа как форма организации педагогического процесса в вузе / Д.А. Салманова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. -2019. - Т. 13, №2.-С. 132-136

4. Фатеева, Е. Деловые коммуникации в экономике / Е. Фатеева, Д. Шаркова // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. -2022. -№ 18. - С. 172-175

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Спиридонова Диана Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Зайцева Ольга Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования управленческой культуры педагога в системе профессионального образования. Обоснованы организационные основы системы управления в образовательном процессе. Выделены специфические особенности системы профессионального образования. Проанализирован комплекс функциональных обязанностей педагога-руководителя. Обоснована значимость системного подхода в формировании управленческой культуры педагога в вузе. Обозначена структура системы управления педагогической деятельностью в вузе. Рассмотрены основные компоненты культуры управления, способствующие применению нововведений в образовательном процессе. Предложены рекомендации по использованию инновационных технологий в управленческой деятельности педагога. Выделено поэтапное формирование управленческо-педагогической компетентности в контексте

профессиональной культуры педагога. Обозначена взаимосвязь уровня управленческой культуры педагога и повышение качества профессионального образования.

Ключевые слова: управленческая культура, профессиональное образование, педагог-руководитель, системный подход, профессионально-педагогическое взаимодействие.

Annotation. The article discusses current issues of forming a teacher's management culture in the system of vocational education. The organizational foundations of the management system in the educational process are substantiated. The specific features of the vocational education system are highlighted. The complex of functional responsibilities of a teacher-supervisor is analyzed. The importance of a systematic approach in the formation of a teacher's managerial culture at a university is substantiated. The structure of the management system for teaching activities at the university is outlined. The main components of management culture that contribute to the application of innovations in the educational process are considered. Recommendations are offered for the use of innovative technologies in the management activities of teachers. The phased formation of managerial and pedagogical competence in the context of the professional culture of a teacher is highlighted. The relationship between the level of teacher management culture and improving the quality of professional education is indicated.

Key words: management culture, professional education, teacher-leader, systematic approach, professional-pedagogical interaction.

Введение. Проблема управленческо-организационного компонента в системе профессионального образования является личностно-значимой для каждого современного преподавателя. Профессиональное образование - это образование, призванное готовить квалифицированных специалистов и работников различных профилей, где основным фактором формирования профессионализма становится овладение организационной и управленческой составляющей.

Актуальность системы управления в образовательном процессе приобрела в связи с реальными потребностями в организации учебно-воспитательного процесса, необходимости контроля взаимодействия субъектов педагогического процесса. На функциональном уровне управленческий компонент педагогической деятельности реализуется через саморегуляцию эмоций, конфликтов, отношений, знаний.

Особое значение приобретает структура управления в педагогической системе, обеспечивающая эффективность компонентов педагогической деятельности и взаимосвязь между ними. Грамотное профессиональное управление предполагает высокой уровень личностно значимых смыслов собственной педагогической деятельности.

Системный подход в формировании управленческой культуры педагога становится необходимой составляющей для осуществления процесса управления: собственно управление, соуправление, самоуправление. Выделенные уровни системы управления раскрывают нам многогранные управленческие действия, обеспечивающие в свою очередь эффективность профессионально-педагогической деятельности преподавателя.

Изложение основного материала статьи. Исследовательскими вопросами управленческой культуры занимались многие авторы (B.C. Гершутский, Г.С. Трофимова, Н.В. Тамарская и др.), определяющие основные тенденции и перспективы управления современным образовательным процессом. Культурный компонент в системе управления педагогической деятельностью в интерпретации ученых предполагает проявление наивысшего уровня профессионально-управленческой компетентности, т.е. грамотность в образовании через культурную компетентность.

В нашем исследовании мы определяет термин «управленческая культура педагога» как феномен системно-структурированных индивидуально-личностных актуализированных качеств личности преподавателя, обеспечивающие ценностно-управленческие ориентации в контексте профессионально-педагогической профессии.

Управленческая культура формируется в процессе управленческо-педагогической деятельности, поэтому использование инновационных интерактивных форм и методов обучения обязательно. Управленческий характер взаимодействия с обучающимися способствует положительному и качественному педагогическому воздействию. Такой подход обеспечивает установлению взаимопониманию и регулированию педагогических отношений в процессе обучения.

Управленческая культура педагога некоторыми авторами современности рассматривается как новаторское явление. Применение и распространение нововведений в систему управления образовательным процессом реализуется через компоненты культуры управления:

• Познавательно-целевой компонент направлен на профессиональное эмоционально-мотивированное использование управленческих процедур в профессионально-педагогической деятельности педагога.

• Когнитивно-аксиологический компонент направлен на представление целого комплекса педагогических ценностей в условиях профессионально-организованной и управленческо-педагогической деятельности.

• Операционально-технологический компонент направлен применение инновационных методов, техник и приемов педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса в культуре коммуникации.

Следует отметить, что формирование управленческой культуры педагога в системе профессионального образования рассматривается как структурированный содержательный процесс, осуществляющийся через взаимосвязь и взаимодействие основных элементов педагогической деятельности.

Структура системы управления педагогической деятельностью включает в себя следующие составляющие:

■S мотивационно-психологическая - обеспечивается наличием готовности и интереса к самообразованию и саморазвитию преподавателя; профессионально-педагогического мышления; способов личностно-творческой самореализации педагога. Основными факторами являются индивидуально-личностная заинтересованность, позиционная активность, личностно-профессиональный опыт;

■S организационно-прогностическая - реализуется через подготовленность к поставленному управлению в педагогическом взаимодействии; создание необходимых условий и предпосылок для выполнения управленческих задач; овладение специальными профессионально-педагогическими техниками управления; осмысление собственных личностно-педагогических возможностей; прогнозирование успешности управленческих решений;

■S контрольно-управленческая - осуществляет координирование навыков управленческой деятельности педагога; рефлексивно результатов профессионально-педагогической деятельности и их корректировка; овладение управленческой компетентностью.

Культура как явление в педагогической деятельности обозначает нравственное отражение личности преподавателя его профессионально-культурную направленность. Кроме того, управленческая культура педагога является несомненным атрибутом профессионализма педагога и формирует основные навыки управления педагогической деятельностью: профессиональное мастерство, профессиональное межличностное взаимодействие и профессиональное самоуправление и самоорганизация.

Управленческая деятельность педагога-руководителя определяется как способ реализации достижений культурных отношений в межличностной коммуникации. Культурные педагогические традиции оказывают регулирующие воздействие

на качество профессиональных образовательных услуг, также обеспечивают ценностно-нормативный выбор в системе управления.

Рациональная внутриорганизационная управленческая деятельность педагога обеспечивает социально-психологическое самочувствие, удовлетворённость профессионально-педагогической деятельностью и благоприятную атмосферу взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Управленческая деятельность педагога профессионального обучения отвечает за повышение качества образовательных услуг в вузе. Поэтому должна соответствовать специфическим требованиям. В данном случае эти требования зависят от видов управления и определяются научно обоснованные количественные и качественные параметры образовательного процесса в вузе.

Требования в сфере управления качеством профессионального образования:

• управленческо-технологический аспект - осуществляется регуляция практических действий, операций; обозначается совокупность алгоритмов выполнения функционально-профессиональных обязанностей педагога-руководителя; фиксация специфических целевых функций.

• управленческо-экономический аспект - выражается во взаимосвязях с социально-экономической средой и общественной жизни педагогических кадров.

• управленческо-личностный аспект - реализация через организационное управление человеческими ресурсами; т.е. воплощение функций социального управления. Такое управление должно учитывать внутренние и внешние факторы развития трудового коллектива: сформированные социально-бытовые качества сотрудников, их уровень культуры. Объем общих и профессиональных знаний, потребности, интересы, ценности, взаимодействие с окружающей средой.

Систематическая управленческая деятельность педагога в вузе развивается в контексте локальной образовательной системы, способствующей качественной подготовке будущих образованных специалистов.

Управленческая культура педагога в системе профессионального образования включает в себя организационно-содержательное управление обучающихся; управленческую деятельность педагога по решению нестандартных ситуаций; сформированную управленческо-профессиональную компетентность преподавателя вуза, обеспечивающая создание социально-психологического комфорта в коллективе.

Главным нормативно-правовым и социально-личностным регулятором являются оценивание и контролирование эффективности управленческой деятельности.

Критерии эффективности системы управления в профессиональном образовании:

- успешное реализация организационно-целевых установок образовательной деятельности;

- повышение качества образовательного процесса и уровня образованности обучающихся;

- сформированные навыки самоконтроля и самоуправления для роста профессионально-управленческой компетентности;

- готовность к реализации управленческий решений и ситуаций.

Выводы. В нашем исследовании мы представили управленческую культуру педагога в системе профессионального образования как единое организованное комплексное явление.

Для эффективного формирования управленческой культуры педагога нами были выделены следующие задачи:

- повышение уровня профессионально-управленческой активности педагогов через профессиональное самосовершенствование;

- овладение новейшими инновационными и информационными технологиями работы с педагогическим коллективом и обучающимися;

- стимулирование и мотивированность к приобретению навыков постоянного саморазвития личности педагога;

- саморегуляция и контроль психоэмоционального состояния, отношений, позиций и мотивов поведения.

Поэтапное решение поставленных задач в той или иной мере гарантирует профессиональное совершенствование

личности педагога и формирование его управленческой культуры.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что управленческая культура педагога в системе профессионального образования является вариативно-личностным качеством, зависящая от авторитета, статуса личности преподавателя в контексте его педагогической деятельности, а также от позиционной динамики развития профессионально важных качеств.

Опираясь на эту мысль, можно предположить, что управленческо-педагогическая компетентность обеспечивает преподавателю высокую результативность профессионально-педагогической деятельности и наличие эстетики педагогического имиджа, являющегося частью профессиональной культуры педагога-руководителя.

Литература:

1. Андреева, Л.Д. Управленческая культура как фактор развития творческого потенциала молодого педагога / Л.Д. Андреева // Актуальные проблемы современной науки. - 2016. - № 2 (28). - С. 64-65

2. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, A.B. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 1. -https://doi. org/10.26795/2307-1281-2022-10-2

3. Фролова, C.B. Социокультурные факторы формирования профессионального мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования / C.B. Фролова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 2. -https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-2-3

4. Эгамова, С.Т. Проблемы управления воспитательным процессом в учреждениях среднего профессионального образования / С.Т. Эгамова, Т.А. Султанова // Молодой ученый. - 2021. - № 44 (386). - С. 292-294. - URL: https://moluch.ru/archive/386/84988/

5. Юденкова, И.В. Формирование управленческой культуры педагога образовательной организации / И.В. Юденкова, E.H. Дёрова // Молодой ученый. -2017. - № 48 (182). - С. 216-219. - URL: https://moluch.ru/archive/182/46724/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.