Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ИМИДЖ ЭТОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ИМИДЖ ЭТОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
183
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИМИДЖ ОРГАНИЗАЦИИ / ПОЛИЦИЯ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Передня Д. Г.

В статье с опорой на результаты эмпирического исследования рассматривается управленческая культура, как фактор, влияющий на имидж органов внутренних дел. Имидж полиции интерпретируется как трехуровневая система, включающая мифологическую, виртуально-стереотипную и предметную составляющие. Описывается факторная модель формирования имиджа организации. Обоснован тезис о том, что процессы, происходящие внутри организации, сказываются на ее имидже. Дается характеристика вклада управленческой культуры в имидж современных органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT CULTURE OF THE INTERNAL AFFAIRS AS A FACTOR INFLUENCING THE IMAGE OF THIS ORGANIZATION

Based on the results of empirical research, the article examines managerial culture as a factor influencing the image of the internal affairs bodies. The image of the police is interpreted as a three-level system including mythological, virtual-stereotyped, and subject components. The factorial model of the organization’s image formation is described. The thesis is substantiated that the processes occurring within the organization affect its image. The characteristic of the contribution of managerial culture to the image of modern internal affairs bodies is given.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ИМИДЖ ЭТОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Научная статья УДК 316.4.063.36

DOI 10.52070/2500-347X_2021_3_844_230

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ИМИДЖ ЭТОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Д. Г. Передня

Академия управления МВД России, Москва, Россия, 2975829@mail.ru

Аннотация. В статье с опорой на результаты эмпирического исследования рассматривается управленческая культура, как фактор, влияющий на имидж органов внутренних дел. Имидж полиции интерпретируется как трехуровневая система, включающая мифологическую, виртуально-стереотипную и предметную составляющие. Описывается факторная модель формирования имиджа организации. Обоснован тезис о том, что процессы, происходящие внутри организации, сказываются на ее имидже. Дается характеристика вклада управленческой культуры в имидж современных органов внутренних дел.

Ключевые слова: управленческая культура, имидж организации, полиция, органы внутренних дел

Для цитирования: Передня Д. Г. Управленческая культура органов внутренних дел как фактор, влияющий на имидж этой организации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2021. Вып. 3 (844). С. 230-241. DOI: 10.52070/2500-347X_2021_3_844_230

Original article

MANAGEMENT CULTURE OF THE INTERNAL AFFAIRS AS A FACTOR INFLUENCING THE IMAGE OF THIS ORGANIZATION

D. G. Perednya

Academy of Management of the Ministry of the Interior of Russia, Moscow, Russia, 2975829@mail.ru

Abstract. Based on the results of empirical research, the article examines managerial culture as a factor influencing the image of the internal affairs bodies. The image of the police is interpreted as a three-level system including mythological, virtual-stereotyped, and subject components. The factorial model of the organization's image formation is described. The thesis is substantiated that the processes occurring within

230

@ 0

the organization affect its image. The characteristic of the contribution of managerial culture to the image of modern internal affairs bodies is given.

Key words: management culture, the image of the organization, police, internal affairs bodies

For citation: Perednya, D. G. (2021). Management culture of the internal affairs as a factor influencing the image of this organization. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Social Sciences, 3(844), 230-241. DOI: 10.52070/2500-347X_2021_3_844_230

Введение

Во все времена управлению уделяли особое внимание. Если попросить вспомнить привлекательную компанию, организацию, команду, в которой довелось кому-либо поработать и выяснить в доверительном разговоре, какие факторы делали ее успешной, привлекательной, выдающейся, часто выясняется, что одним из таких факторов является управленческая культура. Оказывается преобладающие способы управленческих взаимодействий в организации, вносят вклад в ее имидж.

Многие исследователи в фокус своих научных интересов помещают управленческую культуру [Васьков, 2011; Шаврукова, 2019; Еро-хин, 2019; Коневская, 2014]. Все авторы стараются придерживаться современных научных взглядов на социальное управление, при этом как правило не уделяют должного внимания управленческой культуре с точки зрения ее влияния на имидж организации.

Цель исследования: рассмотреть управленческую культуру органов внутренних дел (ОВД), как фактор влияющий на имидж организации.

Управленческая культура предстанет перед нами как отдельный, самостоятельный фактор, от которого не очевидным образом зависит впечатление о полиции, не о ее деятельности, а о ней самой. При этом дополнительно будет актуализирована значимость и важность оптимизации управленческой культуры. Будет показано определяющее влияние управленческой культуры на имидж органов внутренних дел России.

Имидж полиции

Имидж полиции - это образ-представление общественного сознания, методом ассоциаций, наделяющий объект - полицию - дополнительными свойствами - социальными, психологическими,

эстетическими и так далее, которые не всегда имеют основания в реальных свойствах самой организации, но обладают социальной значимостью для индивидов, воспринимающих такой образ и переносящих указанные свойства на всех сотрудников ОВД.

Имидж ограничивает рациональное познание полиции и в тоже время своим внушающим воздействием создает специфическую социально-психологическую установку действия, тем самым способствуя или препятствуя эффективному функционированию важной части правоохранительной системы, которой являются органы внутренних дел, многие из которых - это сотрудники полиции.

Имидж имеет особую значимость для представителей молодого поколения. Молодые люди современного общества наиболее чувствительны ко всему нематериальному, в том числе к имиджу. Внешняя общественность не оставляет без внимания имидж ОВД в целом как организации, и имидж отдельного ее представителя. Причины этого заключаются в том, что имидж, так же как престиж, авторитет, репутация являются социальными ресурсами. Власть, богатство, образование, имидж - это социальные ресурсы и чем этих ресурсов в организации больше, тем она сильнее, эффективнее, успешнее, тем больше желающих приобрести членство в такой организации. В последующем это позитивно отражается на результатах работы правоохранительной структуры. Ее положительный имидж увеличивает общий вклад в солидаризацию общества.

Факторы, определяющие имидж организации

Авторы в своих исследованиях выделяют различные факторы, которые, по их мнению, определяют имидж той или иной организации. Не вступая в полемику по поводу оснований их выделения, отметим, что, на наш взгляд среди основных факторов стоит обратить внимание на историю организации, ее финансовое положение, фирменный стиль, личность руководителя. Это важная группа факторов, но есть и другая, которая включает:

- паблисити, т. е. известность, популярность, упоминаемость организации в связи с конкретными событиями, созданная множеством прямых и косвенных сообщений в средствах массовой коммуникации, от высказываний гостей телепередач, до комментариев пользователей социальных сетей;

- традиции, которые сложились в организации;

- репутация, общественное признание ее деятельности, социальная ответственность перед государством и обществом;

- забота о персонале;

- управление организацией.

Авторские исследования, проведенные в течение последних пяти лет, посвященные имиджу органов внутренних дел [Передня, Захаров, 2018] вынудили обратить внимание на то, что конкретные проявления впечатлений о полиции, обусловленные факторами второй группы есть не что иное как проявление управленческой культуры, ее отражения в сознании общественности. Оказалось, что в современных условиях для хорошего имиджа недостаточно эффективно выполнять свои обязанности по противодействию преступности и поддержанию общественного порядка, иметь привлекательную символьную атрибутику и прочее. Важно то как управляется организация, с точки зрения всех участников управленческого процесса, насколько комфортно в ней работать, что происходит с сотрудниками после того, как членство в организации заканчивается, в какой степени она современна и соответствует представлениям и ожиданиям большинства общественности.

Методика исследования

Представления о полиции «подпитываются» архаическими мифологическими постулатами, контентом генерируемым средствами массовой коммуникации, конкретными наблюдениями за полицией и опытом взаимодействия с органами правопорядка. Как показало исследование, общественное сознание способно вычленять на всех этих уровнях представления о том, как организовано управление в этой организации, насколько оно эффективно, современно, адекватно социальным ожиданиям граждан.

Несколько слов о методике исследования, связанного с имиджем полиции и факторами его определяющими. Основная часть анкеты, включала два вопроса. Всего было два варианта анкеты. Первый вариант содержал вопросы:

Как Вы относитесь к профессии полицейский?

С каким словом у Вас ассоциируется деятельность Российской полиции?

Во втором варианте опросного листа акцент был сделан не на профессию, а на людей, выбравших данное направление деятельности. Вопрос представлен следующим образом: «Как Вы относитесь к сотрудникам полиции?» Использовались открытые вопросы. Это было продиктовано желанием предоставить респондентам возможность свободно и максимально полно выразить свое мнение, руководствуясь исключительно собственными представлениями о российской полиции. Исходя из параметров рассчитанной и обоснованной выборки каждый вариант анкеты предлагался двум случайным подвы-боркам. Выборочную совокупность составили представители молодежи среднего и старшего подросткового возраста от 14 до 19 лет. Респондентами были жители южных регионов России, Ставропольского и Краснодарского краев, Республики Крым, Ростовской области общей численностью 360 человек.

Лучше всего в качестве носителя информации по проблеме исследования подходила молодежь. Молодежь - будущее России, демографическая группа до 30 лет, во многом определяющая ближайшие перспективы страны. Представители этой общности уже задают тон общественной и государственной жизни и при этом период активности этой возрастной группы таков, что последствия их деятельности могут в значительной степени сказаться на всех сферах жизни общества: экономической, политической, духовной, социальной. От мнений и умонастроений этой социальной общности зависит многое. Преимущественно из этой категории людей сейчас комплектуются органы внутренних дел, они являются индикаторами общественного доверия сотрудникам полиции, по их мнениям можно в значительной степени судить об имидже правоохранительных органов, и о том, как на нем сказывается управленческая культура полиции. В скором времени от решений этого поколения будет зависеть какой проект развития той или иной социальной системы будет утвержден.

Результаты исследования

Для иллюстрации того, как управление учитывается общественным сознанием при формировании мнений об имидже полиции, приведем ряд характерных высказываний участников исследования:

«У меня брат служит в полиции. Он всегда на работе из-за этого у него

проблемы в семье. Это плохо».

«Глядя на то, как организована служба в полиции думаю, что это не то, как бы я хотел прожить свою жизнь».

«Полиция дает низкий КПД, наверно поэтому в ней много случайных людей».

«Нет доверия и надежды. Если ты нормальный человек и пошел работать в полицию, то тебя «сожрут» или посадят».

«Те, кто работают с людьми - часто молодцы, но все решают те, кто сидит в кабинетах. А среди них очень мало нормальных людей».

«Денег платят мало, требуют много, рабочий день ненормированный».

«Работа сложная, зарплата маленькая, проблем от такой работы больше, чем отдачи».

«Никто из моих друзей и знакомых, выбравших эту работу, не счастлив и не доволен своей жизнью».

«Такая работа мне не по душе, и мне стыдно оттого, что в моей стране так работают правоохранительные органы».

«Полицейский - ужасное слово, как ругательство, я хочу гордиться российской полицией, но то, что я вижу расстраивает меня».

«Эта профессия ломает даже самых светлых людей, система не правильная».

«Полиция - это элита наоборот».

Стоит заметить, что участники исследования отнеслись серьезно и взвешенно к предложению ответить на вопросы о полиции, демонстрировали разносторонние взгляды, высказывали нетривиальные мысли, отражающие их общую заинтересованность и небезразличие к одному из ключевых государственных институтов.

В группе положительных характеристик профессии полицейский не было высказываний, отражающих то, как организовано управление в органах внутренних дел. В количественном плане положительных оценок было примерно в три раза меньше, чем нейтральных и отрицательных. Все они были, преимущественно, декларативного плана. Например, такие:

«эта профессия жизненно необходима в каждом обществе и в каждой стране»; «нужная и важная работа»; «врачи, пожарные и полиция - это отважные и самоотверженные люди»; «важная и нужная работа, без

полиции в обществе наступил бы хаос»; «мне кажется это не профессия,

это призвание служить Родине».

Таким образом, участники исследования довольно рельефно и всесторонне охарактеризовали полицию. С точки зрения управленческой культуры многие подметили неочевидные моменты, которые могли остаться незамеченными для тех, кто находится вне пределов организации. Но они смогли обратить на них внимание и чаще всего вклад особенностей управления полицией в ее имидж был негативным.

Каким бы ни был целенаправленно конструируемый образ органов внутренних дел, он обязательно соотносится с непосредственным восприятием и корректируется, в зависимости от жизненных реалий, ожиданий и впечатлений. Именно от взаимодействия с конкретными представителями полиции, юстиции и внутренней службы, с результатами их служебной деятельности в итоге, зависит результат восприятия всей организации. Будем учитывать, что личный опыт медленно накапливается и может содержать противоречивую информацию, но при этом имеет свойство влиять как на молодежь, так и на людей более старших поколений.

Представления о том, что процессы, происходящие внутри организации никак, не сказываются на ее имидже обманчивы. Современное общество открыто и во многих отношениях прозрачно. Его члены имеют информацию о том, как следует осуществлять управление, пусть не в деталях, но в основных посылах и установках. Отсылка к традициям и указаниям на специфику организации не действуют. Эпоха поздней современности имеет устойчивый запрос на антропо-центричность и снижение насильственных методов в решении различных вопросов. Полиция воспринимается как отдельная организация, которая должна меняться, чтобы сохранять адекватность окружающему миру, и постоянно сравнивается с другими организациями. Уровень комфорта морального и материального для ее сотрудников оценивается общественностью, как с точки зрения выбора потенциального места работы, так и с позиций взаимодействия с полицией по различным вопросам. Архаичные формы управления органами внутренних дел приводят к не хорошим впечатлениям от взаимодействия с сотрудниками полиции, неудовлетворенностью от общения с ними. Неприемлемый уровень организации труда быстро приводит к росту

социального недовольства как внутри организации, так и за ее пределами. Еще хуже, если такое недовольство впоследствии оказывается взаимным.

Российским гражданам свойственно неоднозначное восприятие полиции. Прежде всего, такое отношение проявляется на эмоциональном уровне. В процессе формирования рациональных оценок общественность пытается адекватно оценить работу ОВД и разместить на субъективной шкале в диапазоне от привлекательно до не привлекательно. Особенно остро и быстро общественность откликается на условия службы рядовых сотрудников органов внутренних дел. В общественном сознании уже давно исчезло представление о монолитности полиции и единстве всех ее управленческих звеньев - нижних, средних, верхних.

Накопилось множество претензий со стороны граждан к практикуемым способам управления полицейского начальства. От того, как население воспринимает руководящее звено органов правопорядка, то есть субъектов управления, определяется результат взаимодействия между силами полиции и той или иной социальной общностью, включая те из них, которые обладают протестным потенциалом. Особенно этому способствуют резонансные случаи с участием старшего и высшего начальствующего состава, которые оказались растиражированными в прессе. СМИ часто повторяют одни и те же фамилии и должности в зависимости от актуальных на тот момент информационных поводов. Таким образом, создается иллюзия массовости событий, о которых упоминалось в публикациях.

Еще раз отметим, речь не идет о полной объективности общественных представлений о деятельности полиции, о ее эффективности. Если говорить в целом, то граждане оценивают полицию по многим параметрам - отношение, манера общения, организацию службы и условий ее несения. Например, с точки зрения индивидов здания и оборудование служебных помещений полиции не современны, не удобны, не эргономичны, часто производят впечатление временных строений. При посещении отделений полиции граждане обращают внимание на изношенность мебели, оборудования. В случае, если речь идет о новых помещениях, то принимается в расчет качество предметов, выбранных для обустройства интерьера служебных помещений. Протоптанный линолеум на входе, теснота, мрачная атмосфера, неприятные запахи,

неудобное расположение окна в дежурной части - всё это воспринимается гражданами негативно. А многим из них есть с чем сравнивать, для них нормальная обстановка современных офисных помещений стала привычной. Отклонения от усвоенных ими норм воспринимается как неуважение со стороны руководства к своим сотрудникам, пренебрежительное отношение к ним.

Результаты другого исследования подтверждают наши. Имиджевой характеристикой профессии полицейский является состояние рабочего кабинета. Самым популярным стал ответ: «Помещение требует ремонта, не слишком чисто, стол перегружен бумагами, рабочие документы сложены хаотично (66,2 %)» [Петракова, 2021, с. 80]. По мнению общественности, нельзя заниматься важной для общества миссией, связанной с защитой граждан от преступности в таких условиях.

Другая сторона этого вопроса: сотрудники полиции следуя на работу, к месту службы начинают чувствовать себя людьми второго сорта. Молодые люди, выбрав работу в полиции невольно сравнивают себя с теми, кто пошел работать в финансовые, коммерческие структуры, и сравнение оказывается не в их пользу. Открытость, освещенность, современный дизайн как правило не свойственены тем местам, где проходят службу сотрудники органов внутренних дел. Пренебрежительное отношение руководства, выражающееся в обустройстве мест службы, действует подавляюще на сотрудников и остается не замеченными как обычными прохожими, так и теми, кто обращается за получением полицейских услуг. Подобная ситуация формирует негативный имидж по сравнению с другими организациями и создает предпосылки для проигрыша в конкурентной борьбе за кадровый ресурс. Хорошие кадры не приходят в плохие условия труда с высоким потенциалом конфликтогенности [Вахнина и др., 2020]. Выполнение своих обязанностей в условиях относительной депривации постепенно приводит к росту недовольства своим положением со стороны сотрудников, статусом в обществе, которое вымещается на гражданах и еще больше ухудшает имидж полиции.

Заключение

Преобладающие способы управления в органах внутренних дел не остаются не замеченными для внешней аудитории. Контент средств массовой коммуникации, каналы непосредственного общения

транслируют совокупность впечатлений о самой полиции и о взаимодействии с ней. В сознании граждан сотрудники ОВД начинают ассоциироваться определенным образом. Они становятся носителями действительных и приписанных свойств, которые находят выражение в социальных, психологических, эстетических и других атрибутах.

Управленческая культура является фактором, влияющим на другие явления и процессы, в частности, она непосредственным образом определяет имидж органов внутренних дел России. Это происходит посредством: паблисити; традиций, которые сложились в полиции; ее репутации; заботе о сотрудниках; особенностей управления организацией. Имидж полиции существует на нескольких уровнях: мифологическом или абстрактном; виртуально-стереотипном; предметном или конкретном. Управленческая культура как фактор оказывает влияние на всех трех уровнях. Представителям современного общества важно то, как управляется организация с точки зрения всех участников управленческого процесса, насколько комфортно в ней работать, что происходит с сотрудниками после того как членство в организации заканчивается, в какой степени она современна и соответствует представлениям и ожиданиям большинства. В текущих условиях вклад управленческой культуры в имидж организации скорее негативный.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Васьков М. А. Трансформация управленческой культуры крупных коммерческих организаций юга России: автореф. дис. ... д-ра. социол. наук. Ростов-на-Дону, 2011.

2. Шаврукова М. Р. Управленческая культура театральных учреждений: социологический аспект: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2019.

3. Ерохин Е. Г. Управленческая культура офицера в воинском подразделении Вооруженных сил Российской Федерации: дис. .канд. социол. наук. М.: Военный университет, 2020.

4. Коневская О. Ю. Современное состояние управленческой культуры в органах внутренних дел // Труды Академии управления МВД России, 2014. № 1. С. 77-81.

5. Передня Д. Г., Захаров Д. В. Имидж сотрудников полиции сквозь призму социальных ожиданий граждан // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 2. С. 141-149.

6. Вахнина В. В. [и др.] Виды конфликтов и их урегулирование в органах внутренних дел Российской Федерации / В. В. Вахнина, Т. В. Мальцева, О. А. Ульянина, Т. В. Михайлова. М., 2020.

7. Петракова А. С. Ключевые характеристики актуального имиджа сотрудника правоохранительных органов: проблемы формирования и восприятия // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 8. С. 78-85.

REFERENCES

1. Vas'kov, M. A. (2011). Transformatsiya upravlencheskoy kul'tury krupnykh kommercheskikh organizatsiy yuga Rossii = Transformation of the management culture of large commercial organizations in the south of Russia: аbstract of PhD in sociological. Rostov-on-Don. (In Russ.)

2. Shavrukova, M. R. (2019). Upravlencheskaya kul'tura teatral'nykh uchrezh-deniy: sotsiologicheskiy aspect = Management culture of theatrical institutions: sociological aspect): аbstract of PhD in sociological. Moscow. (In Russ.)

3. Yerokhin, Ye. G. (2020). Upravlencheskaya kul'tura ofitsera v voinskom po-drazdelenii Vooruzhennykh sil Rossiyskoy Federatsii = Administrative culture of an officer in a military unit of the Armed Forces of the Russian Federation): thesis of PhD in sociological. M: Voyennyy universitet. (In Russ.)

4. Konevskaya, O. Yu. (2014). Sovremennoye sostoyaniye upravlencheskoy kul'tury v organakh vnutrennikh del = The current state of management culture in the internal affairs bodies). Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii, 1, 77-81. (In Russ.)

5. Perednya, D. G., Zakharov, D. V (2018). Imidzh sotrudnikov politsii skvoz' prizmu sotsial'nykh ozhidaniy grazhdan = The image of police officers through the prism of social expectations of citizens. Sotsial'no-gumanitarnyye znani-ya, 2, 141-149. (In Russ.)

6. Vakhnina, V. V., et al. (2020). Vidy konfliktov i ikh uregulirovaniye v orga-nakh vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii = Types of conflicts and their settlement in the internal affairs bodies of the Russian Federation. Moscow. (In Russ.)

7. Petrakova, A. S. (2021). Klyuchevyye kharakteristiki aktual'nogo imidzha sotrudnika pravookhranitel'nykh organov: problemy formirovaniya i vospriy-atiya = Key characteristics of the current image of a law enforcement officer: problems of formation and perception). Alma mater (Higher school bulletin), 8, 78-85. (In Russ.)

Информация об авторах

Передня Д. Г. - кандидат социологических наук, доцент,

профессор кафедры теории и методологии государственного управления

Академии управления МВД России

Information about the authors

Perednya D. G. - PhD in Sociology, Associate Professor,

Professor of the Department of Theory and Methodology of Public Administration of the Academy of Management of the Ministry of the Interior of Russia

Статья поступила в редакцию 08.10.2021; одобрена после рецензирования 03.11.2021; принята к публикации 08.11.2021.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article was submitted 08.10.2021; approved after reviewing 03.11.2021; accepted for publication 08.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.