Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ / РУКОВОДИТЕЛЬ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / MANAGERIAL CULTURE / MANAGERIAL COMPONENTS / MANAGER / MANAGERIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миннуллина Розалия Фаизовна, Нуриева Алеся Радиевна, Митрошина Яна Ивановна

Статья посвящена анализу значения управленческой культуры руководителя для развития образовательной организации. А также анализу управленческих компонентов руководителя дошкольной образовательной организации, а именно, каким образом они влияют на развитие дошкольной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миннуллина Розалия Фаизовна, Нуриева Алеся Радиевна, Митрошина Яна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT CULTURE AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article is devoted to the analysis of the importance of the managerial culture of a leader for the development of an educational organization. And also the analysis of the managerial components of the head of a preschool educational organization, namely, how they affect the development of a preschool educational organization.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

По результатам сравнительного анализа мы видим, что профессиональные компетенции у большинства педагогов существенно развились, педагоги стали стремиться к саморазвитию, овладению педагогическими компетенциями.

Но в ЭГ группе также остались педагоги и с низким уровнем профессиональной компетентности, по проведенному анализу выяснили, что все педагоги, показавшие низкий уровень, это педагоги с большим опытом работы, которые отрицательно относятся к нововведениям.

Такие педагоги негативно влияют на целостную картину развития профессиональной компетентности педагогов ДОО.

Выводы. В целом, можно утверждать, что разработанный нами комплекс управления развитием профессиональных компетенций у педагогов посредством нетрадиционных форм методической работы ДОО, эффективно работает, и существенно повышает педагогическую компетентность в области дошкольного образования.

В данном исследовании профессиональная компетентность, знания, ценности, опыт и склонность рассматриваются как важные характеристики педагога, который помогает в решении профессиональных проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в результате профессиональной деятельности.

Выявлено, что понятие профессиональной компетентности педагога бывает разных типов. Однако современный педагог должен обладать разными навыками для решения профессиональных задач.

Доказано, что профессиональная компетентность может быть объяснена как характеристика специалиста, способного решать профессиональные задачи.

В ходе изучения научной литературы мы рассмотрели систему профессиональных компетенций дошкольников и выявили компетенции, составляющие ее.

По результатам сравнительного анализа мы обнаружили, что профессиональные навыки большинства педагогов значительно улучшились, и они начали развивать собственные педагогические навыки. Кроме того, в группе ЭГ остались педагоги низкого уровня, и анализ показал, что все педагоги низкого уровня были с большим опытом работы и имели негативное отношение для инноваций.

Однако результаты обновленного опроса показали, что большинство педагогов, более 80%, удовлетворены организацией методической работы с нетрадиционными формами методической работы.

Таким образом, можно утверждать, что разработанный нами комплекс для управления развитием профессиональных компетенций у воспитателей через нетрадиционные методические формы работы в детском саду работает эффективно и существенно повышает педагогическую компетенцию в сфере детского сада.

Литература:

1. Асмолов А.О. О новых российских программах для дошкольных организаций // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 4. - С. 23-26

2. Белая К.Ю. Ежедневник старшего воспитателя детского сада. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 80 с.

3. Белая К.Ю. Методическое обеспечение системы дошкольного образования в Москве // Дошкольное воспитание. - 2018. - №2. - С. 25-31.

4. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 96 с.

5. Волобуева Л.М., Газина О.М., Фокина В.Г. Организация работы методиста детского. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 80 с.

6. Драганова О.А., Климова И.В. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС. Липецк, 2018. - 39 с.

7. Дубцова М.В. Методическое сопровождение педагога в условиях современного дошкольного учреждения // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: международная заочная научно-практическая конференция. - 2015 г. - С. 55-58.

8. Елжова Н.В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. - Изд. 4-е. - Ростов н/Д.: Феникс, - 2016.

9. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование: Учеб. пособие / под ред. Л.Н. Захарова [и др.]. - Н. Новгород: НГЦ, - 2018. - 134 с.

Педагогика

УДК 377

кандидат педагогических наук, доцент Миннуллина Розалия Фаизовна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); студент магистратуры Митрошина Яна Ивановна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. Статья посвящена анализу значения управленческой культуры руководителя для развития образовательной организации. А также анализу управленческих компонентов руководителя дошкольной образовательной организации, а именно, каким образом они влияют на развитие дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: управленческая культура, управленческие компоненты, руководитель, управленческая деятельность, образовательное учреждение, профессиональная культура.

Annotation. The article is devoted to the analysis of the importance of the managerial culture of a leader for the development of an educational organization. And also the analysis of the managerial components of the head of a

preschool educational organization, namely, how they affect the development of a preschool educational organization.

Keywords: managerial culture, managerial components, manager, managerial.

Введение. Руководитель образовательного учреждения является вершиной довольно сложного устройства, стилю управления, а также решению, которого подчиняется как внутреннее устройство образовательного учреждения, так и внешнее, в числе прочего престиж непосредственно самого образовательного учреждения, его рейтинг на рынке образовательных услуг. Термин управленческая культура руководителя образовательного учреждения включает приёмы и методы самореализации личности управленца образовательной организации в разнообразных видах управленческой деятельности, ориентированной на освоение, передачу и создание ценностей и технологий в управлении образовательной организацией. Руководителю образовательной организации приходится сталкиваться с массой задач, самыми известными из которых являются, во-первых, вовлечение молодых работников, старение опытных специалистов, недостаток мотивирования в работе на рынке образовательных услуг, сохранение квалифицированных специалистов, низкий порог финансовой поддержки с позиции государства. Все перечисленные вопросы становятся задачей управленца, который должен находить пути их решения [8, с. 30-31].

Руководитель образовательного учреждения с высоким управленческим потенциалом, умеет, прежде всего, качественно выстраивать работу с коллективом внутри организации, умеет делегировать свои полномочия. Все эти действия приводят к сплоченности коллектива, происходит формирование коллективной ответственности, естественно это приводит к появлению корпоративной культуры образовательной организации [8, с. 31].

Организаторские способности характеризуют профессиональную управленческую деятельность руководителя и его основные управленческие функции, в которые входят:

1. Общеуправленческие способности, которые состоят в гибкости ума, психологической избирательности, психологическом такте, требовательности к себе и коллективу, способность к организаторской деятельности.

2. Специальные особенности, которые включают перцептивные, мыслительные, мнемические.

3. Общие способности (креативность, интеллект, обучаемость, самореализация, а также активность).

4. Локальные способности (способность к прогнозированию, целеполаганию, планированию, принятию управленческих решений, способность к мотивации, коммуникативные способности, способность к контролю, а также профессиональная компетентность руководителя) [8, с. 32].

Термин управленческая культура вызывает бурный интерес у многих исследователей. В структуре управленческой культуры выделяют такие компоненты как:

1. Технологический компонент, состоит в способности и умении реализации управленческих функций, таких как планирование, анализ, контроль.

2. Личностно-творческий компонент, заключается в высоком уровне развитости управленческих характеристик и особенностей, способности к творческому мышлению, которое характеризуется способностью самостоятельно интерпретировать усвоенные технологии управления. Умение правильно организовать учебно-воспитательную деятельность в образовательном учреждении.

3. Аксиологический компонент определяется комплексом управленческо-педагогических ценностей [8, с. 32].

Нынешним управленцам образовательных учреждений надлежит быть компетентными в разного рода направлениях, таких как профессиональном, информационном, коммуникативном, а также правовом. Компетентностью сотрудников образования называют знания, а также навык работать, комплекс конструктивных, коммуникативных, организаторских умений, умение и желание применять свои умения на практике [9, с. 281].

Нынешнему заведующему ДОУ нужно владеть высокой культурой управленческой деятельности, которая определяется социальными, профессиональными, личностными, а также профессионально-значимыми компетенциями [6, с. 38].

Понятие управленческая культура руководителя образовательного учреждения понимается как комплексное качество личности, прогрессирующее в ходе деятельности. Также это качество отличается установленным уровнем теоретического осмысления и совокупностью практических умений и навыков по воплощению важнейших подходов к управленческой деятельности в новейшей практике на основании обязательного следования нормам, принципам морали и нравственности [7, с. 350].

Основываясь на анализе и обобщении, разнообразных подходов к обозначению компонентов управленческой культуры руководителя образовательного учреждения в её структуре подчёркнуты: личностно- творческий, организационно-управленческий, рефлексивный, коммуникативный компоненты.

Личностно творческий компонент содержит в себе разумную самооценку, уравновешенность, использование творческого подхода к управлению образовательной организацией, прогнозирование, а также проектирование.

Организационно-управленческий компонент выражает управленческое мышление, профессионализм, организацию труда, культуру принятия управленческого решения.

Рефлексивный компонент выражается в осознании собственных профессиональных, а также личностных умений, самоанализе и самокоррекции.

Коммуникативный компонент включает способности к деловому общению, благоприятный социально-психологический климат, коммуникативные способности [7, с. 351].

Управленческая культура определяется как метод обозначения взглядов руководителей в различных видах управленческой деятельности [4, с. 81]. Разумно обрисовать управленческую культуру как комплекс разнообразных форм, например как правовая, информационная, экономическая, коммуникативная культура и прочие, обладание которыми у руководителей гарантирует целостность их мировоззрения и системность управления. Разберем детальнее разнообразие этих форм.

Правовая культура личности заключается в понимании законов и мастерстве использовать их на практике (в работе), а также в уважительном отношении к правовым нормам, и обязательном соблюдении этих норм. Руководителю как никому другому нужно знать обо всех изменениях законодательства в отрасли

образования для необходимой разработки и обновления базы локальных нормативных актов образовательной организации, ровно как для контроля их исполнения [4, с. 82].

Информационную культуру определяют как образцовые способы обращения со знаками, данными, а также с информацией и предъявление этих способов выражающему интерес потребителю для решения теоретических и практических задач. Механизмы модернизации технических средств производства, хранения, а также передачи информации. Усовершенствование системы обучения, подготовка человека (работников) к результативному использованию информации и информационных средств [3].

Информационная культура руководителя образовательного учреждения состоит в эффективном использовании информационных технологий, навык работы с документами, умение искать и подвергать обработке и анализировать информационный материал. Умение создавать действенную систему документооборота в образовательной организации, также, что немаловажно электронного документооборота [4, с. 82].

Экономическая культура руководителя определяется как система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, комплекс социальных институтов, которые обеспечивают воспроизводство экономической жизни общества. Экономическая культура выражает характерность трудовой, а также предпринимательской деятельности, создаёт модели экономического поведения разного рода субъектов. Экономическая культура охватывает экономическую грамотность, которая включает в себя знание основных категорий, а также закономерностей, способность производить анализ информационного материала о процессах, происходящих в народном хозяйстве страны, умение ориентироваться в современной экономической ситуации, в тоже время понимать вероятные результаты принятых решений в условиях недостаточности ресурсов, потребность в их продуктивном использовании. Используя экономические знания можно узнать мотивы и потребности всевозможных сторон экономических отношений, таких как сотрудников образовательных организаций, а также партнёров, и что немаловажно конкурентов. Экономическая культура упорядочивает понимание свободы как допустимости выбора в комбинировании с ответственностью человека за результат принятого решения, что служит основой важного принципа менеджмента, который определяется как власть в соединении с ответственностью [4, с. 82].

Важным компонентом для руководителя образовательной организации имеет степень развитости его коммуникативной культуры. Она существенным образом влияет на стиль общения руководителя с подчинёнными, выражает продуктивность взаимодействия между управленцем и другими работниками образовательной организации, ровно, как и представителями других организаций, а также органов власти. По уровню его коммуникативной культуры можно судить, как оценивают его окружающие, смягчая или обостряя его отношения с окружающими.

Культура организации труда руководителя образовательной организации охватывает соблюдение норм, а также правил, составляющих структуру и порядок деятельности образовательной организации, разделение обязанностей и полномочий между функциональными подразделениями, а также работниками. Осуществление кадровой политики, контроль исполнения решений, постановка задач, а впоследствии и решение этих задач причисляются к организационным умениям. Немаловажную роль составляет способность управленца продуктивно организовывать свою деятельность, проектировать личную работу, выработать систему самоконтроля. Если у руководителя сформированы названные навыки, то ему удаётся эффективнее использовать собственный потенциал, а также даёт возможность больше времени отдавать своим функциональным обязанностям. Форма обращения к подчинённым, внешний вид, уровень квалификации, этические нормы, стиль управления все эти компоненты определяют личную культуру управленца [4, с. 82].

В настоящее время намного чаще среди руководителей образовательных организаций преобладает инновационный тип управленческой культуры, направленный на восприятие и введение нововведений, осознание важности социальной роли организации, экономическую эффективность, формирование условий для совершенствования и самореализации работников образовательной организации в рамках структурированной управленческой системы [2].

Инновационная деятельность в руководстве образовательным учреждением положительно влияет на работу педагогов, оказывает влияние на рост уровня образованности, а также что очень важно профессионально-педагогической компетентности [8, с. 32].

Развитие различных составляющих управленческой культуры и управленческих компетенций служит результатом совместного воздействия разнообразных видов, методов работы, форм, включая, в том числе общественную деятельность, проведение научных конференций, и непосредственное получение практического опыта управленческой деятельности. Применение на практике компетентностного подхода помогает перейти от теоретических основ менеджмента к готовности применить на практике полученные знания в области управления персоналом, эффективных коммуникаций, правового и экономического обеспечения деятельности образовательной организации [4, с. 83].

Экспериментальная часть.

Так как компонентами управленческой культуры руководителя являются коммуникативный и организационно-управленческий компоненты, то для выявления уровня управленческой культуры руководителя была выбрана методика В.В.Синявского и Б.А. Федоришина «Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей («КОС-2»)» [5].

Методика по определению коммуникативных и организаторских способностей содержит 40 вопросов. На каждый из вопросов следует ответить «Да» или «Нет». В том случае если руководитель дошкольной образовательной организации затрудняется с выбором ответа, можно выбрать соответствующую альтернативу («+») или («-»). Время выполнения диагностики составляет 10-15 минут [1].

Целью данного исследования является, выявление актуального уровня развития управленческой культуры у руководителя дошкольной образовательной организации.

В исследовании приняли участие 10 руководителей дошкольного образовательного учреждения. Выраженность коммуникативных и организаторских способностей определяется количеством совпадений ответов испытуемого с «ключом».

Определяются уровни коммуникативных и организаторских способностей в зависимости от набранных баллов. Максимальное количество баллов отдельно по каждому параметру является 20 баллов. Идёт подсчёт баллов отдельно по коммуникативным и организаторским способностям с помощью «ключа» для обработки данных «КОС-2».

За каждый ответ «да» или «нет» для высказываний, которые совпадают с прописанными в ключе отдельно по соответствующим способностям, даётся 1 балл. Экспериментально установлено 5 уровней коммуникативных и организаторских способностей.

Испытуемые, получившие 1-4 балла, характеризуются низким уровнем проявления организаторских и коммуникативных способностей.

Испытуемые, получившие 5-8 баллов, характеризуются уровнем развития организаторских и коммуникативных способностей на уровне ниже среднего. Такие руководители не стремятся к общению с коллегами. В новом коллективе чувствуют себя скованно. Открещиваются от принятия собственного решения, редко проявляют инициативу.

Испытуемые, которые получили 9-12 баллов, имеют средний уровень развития коммуникативных и организаторских способностей. Стремятся к общению с коллективом, придерживаются своего мнения, но всё же не отличаются высокой устойчивостью к отстаиванию своего мнения.

Для испытуемых, которые набрали 13-16 баллов, характерен высокий уровень проявления коммуникативных и организаторских способностей. Быстро осваиваются в новом трудовом коллективе, расширяют круг своих знакомых, проявляют инициативу в общении, способны быстро принимать управленческие решения.

Если испытуемый набрал 17-20 баллов, то испытуемый имеет высший уровень коммуникативных и организаторских способностей. Быстро ориентируются в трудных ситуациях, естественно ведут себя в новом коллективе, берут инициативу на себя, самостоятельно принимают управленческие решения, отстаивают своё мнение в коллективе. Проявляют инициативу в своей профессиональной деятельности.

Основные результаты исследования:

Руководитель «Н», руководитель «К» по результатам диагностики набрали 16 баллов по коммуникативным способностям, а также 10 и 12 баллов по организаторским способностям, что утверждает о наличии высокого уровня развития коммуникативных компонентов управленческой культуры у руководителей и соответственно о среднем уровне развития организаторских компонентов управленческой культуры у данных руководителей.

Руководитель «И» по результатам диагностики набрал 15 баллов по коммуникативным способностям, что характерно для высокого уровня развития коммуникативных компонентов управленческой культуры руководителя, и 11 баллов по организаторским способностям, что относится к среднему уровню развития организаторских компонентов управленческой культуры руководителя.

Руководитель «А» и руководитель «Л» по результатам диагностики набрали 14 баллов по коммуникативным способностям, а также 14 и 16 баллов по организаторским способностям, что утверждает о наличии высокого уровня развития коммуникативных компонентов управленческой культуры у руководителей и соответственно о высоком уровне развития организаторских компонентов управленческой культуры у данных руководителей.

Руководитель «Ш», руководитель «М», руководитель «Д» по результатам диагностики набрали 13 баллов по коммуникативным способностям, а также 9 и 11, и соответственно 11 баллов по организаторским способностям. Это указывает о наличии высокого уровня развития коммуникативных компонентов управленческой культуры у руководителей, а также соответственно о среднем уровне развития организаторских компонентов управленческой культуры у данных руководителей.

Руководитель «Р», руководитель «П» по результатам диагностики набрали 16 баллов по коммуникативным способностям, а также 11 и 15 баллов по организаторским способностям, что утверждает о наличии высокого уровня развития коммуникативных компонентов управленческой культуры у руководителей и соответственно о среднем и высоком уровне развития организаторских компонентов управленческой культуры у данных руководителей.

По результатам проведения диагностики, можно сделать вывод, что 30% руководителей обладают коммуникативными и организаторскими способностями на высоком уровне, 70% руководителей обладают коммуникативными и организаторскими способностями на среднем уровне.

Выводы. Из чего можно заключить, что управленческая культура руководителей образовательных организаций являет собой комплекс различных форм, которые являются составными элементами мировоззрения управленца. Управленческая культура постоянно развивающийся феномен. Она развивается под воздействием преобразований внешней и внутренней среды образовательных организаций, а также вод воздействием инноваций в области образования [4, с. 84].

Система образования видоизменяется, также происходят существенные обновления. Очень важно найти оптимальные решения по управлению образовательными учреждениями, и найти профессиональных руководителей образовательных учреждений . Реформирование требований к дошкольным образовательным организациям увеличивает значение управленческой культуры их руководителей.

Литература:

1. Батаршев А.В. Психодиагностика в управлении: практическое руководство. - М.: Дело, 2005. - 496 с.

2. Васьков М.А. Эволюция и современное состояние управленческой культуры российского менеджмента [Электронный ресурс] / М.А. Васьков // Современный менеджмент: опыт прошлого и перспективы будущего: моногорафия / [авт. Кол.: Васьков М.А., Фадеева И.Г., Сапицкая И.К. и др.]. -URL:http://www.sworЫxom.ua/simpoz4/138.pdf (дата обращения 27.09.2020).

3. Взгляд в информационное общество [Электронный ресурс]. - иВЬ^йр// http://www.fio.vm.rU/2005/6/4/htm (дата обращения: 29.09.2020).

4. Гузакова О.Л. Управленческая культура руководителей как условие повышения эффективности деятельности образовательных организаций // Вестник Вологодского государственного университета. Серия: Гуманитарные, общественные, педагогические науки. - 2017. - №1(4). - С. 81-84.

5. Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. -М., 2002. С. 263-265.

6. Казакова С.С. Профессионально-управленческая культура руководителя дошкольного образовательного учреждения // Челябинский гуманитарий. - 2014. - №2(27). - С. 36-42.

7. Мазурок И.А. Модель развития управленческой культуры руководителя учреждения образования // В сборнике: философско-педагогические проблемы непрерывного образования. сборник научных статей. -2016. - С. 349-353.

8. Окуловская А.Г., Филиппов И.Е Личность руководителя образовательного учреждения // В сборнике: наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее. Сборник статей IX Международной научно-практической конференции: в 3 частях. - 2017. - С. 30-33.

9. Черных О.М. К проблеме формирования профессиональной компетентности заведующего ДОУ // Сборники конференций НИЦ Социосфера. -2011. -№8. - С. 280-283.

Педагогика

УДК 376.3

доктор педагогических наук, доцент Моргачёва Елена Николаевна

Московский городской педагогический университет (г. Москва)

ТИФЛОКОММЕНТИРОВАНИЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ВКЛЮЧЕНИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация. В статье раскрывается история и современное состояние тифлокомментирования в отдельных зарубежных странах (США, Германии, Франции, Великобритании) и в России, его значение в процессе воспитания и социализации людей с нарушением зрения; рассматриваются основные термины и понятия, предлагается краткая характеристика видов и содержания тифлокомментирования, а также основных принципов и правил реализации данного процесса.

Ключевые слова: аудиодескрипция, тифлокомментирование, тифлокомментарий, звуковой ряд.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Annotation. The article reveals the history and current state of audio commentary in certain foreign countries (USA, Germany, France, Great Britain) and in Russia, its significance in the process of educating and socializing people with visual impairments; discusses the main terms and concepts, offers a brief description of the types and content of audio commentary, as well as the basic principles and rules for implementing this process.

Keywords: audio description, typhlocommentirovanie typhlocommentary, sound sequence.

Введение. До недавнего времени незрячий человек в любом зрительном зале воспринимался бы окружающими с большей долей удивления. Еще большее удивление вызвала бы фраза «Я вчера побывал в музее изобразительного искусства. Выставка художника N - это шедевр»! Однако в наши дни практически во всех странах, в том числе - в России - присутствие зрителя, лишенного зрения, на любом зрелищном мероприятии становится обычным явлением. Все это стало возможным благодаря тифлокомментированию. В зарубежных странах используется термин «аудиодескрипция» (от английского «аudio description» -далее АД).

Изложение основного материала статьи. История тифлокомментирования (далее - ТК), как и многие мероприятия в отношении людей с особыми образовательными потребностями, традиционно связана с деятельностью отдельных энтузиастов. Людям, имевшим незрячих родственников или друзей, было свойственно естественное желание - сделать для своих близких мир «видимого» более доступным [1, 31.

Но интрига ТК прочно связана с американской киноиндустрией, а его родоначальником по праву считают профессора Университета Искусств Сан-Франциско Грегори Фрейзера. История гласит, что в 1971 г. по просьбе незрячей знакомой во время показа по телевидению вестерна «Ровно в полдень» Грегори Фрейзер подробно пересказывал происходящее на экране. Увидев, насколько сильно его описание влияет на восприятие фильма, он серьезно задумался о том, как сделать фильмы доступными для просмотра людьми, лишенными зрения. По воспоминаниям Фрейзера, в какой-то момент в его голове как будто лампочка вспыхнула, и он подумал о том, что миру нужна специальная методика, которая помогла бы слепым людям приобщиться к миру кино.

Это подвигло его на создание в 1972 г. некоммерческой организации «Audio Vision» («Звуковидение») с целью популяризации ТК фильмов и театральных представлений. Вторым участником компании стал Огюст Коппола, брат известного режиссёра. Это обстоятельство во многом повлияло на выбор первого фильма, который вышел с ТК «Такер: человек и его мечта» (1988) (режиссер - Ф. Коппола), сценарий ТК написал лично Фрейзер. В 1990 г. фильм был удостоен специальной премии Эмми за прорывную технологию, делающую искусство более доступным. В следующем году были выпущены ТК к фильмам «Индиана Джонс» и «Последний Крестовый поход» режиссёра Стивен Спилберга. Фрагменты этих фильмов демонстрировались на Каннском кинофестивале.

Следует отметить, что аудиодескрипция в США постепенно охватывает все области зрелищных мероприятий. В 1981 г. специально созданная радиостанция для незрячих «Вашингтонское ухо» начала трансляции сначала наиболее популярных спектаклей, затем телепередач с ТК. Следует отметить, что первый спектакль с ТК в США был показан в 1981 г. на сцене сценического театра Арена в г. Вашингтон, округ Колумбия. Авторами идеи стали Маргарет и Коди Фанстайхл.

Уже упомянутой выше радиостанции принадлежит мировой приоритет в выпуске магнитофонных кассет для музеев и выставок.

С 1988 г. запускается выпуск видеокассет развлекательных шоу и фильмов для домашнего просмотра, с 1989 г. организована телевизионная сеть для аудиодескрипции фильмов, транслирующихся по кабельному телевидению. Премьерная демонстрация фильмов с АД в отдельных кинотеатрах страны начинается 1992 г. В 1998 г. Конгрессом США принимается закон («Реабилитационный Акт», статья № 508), согласно которому вся видеопродукция страны с 2001 г. обязана выходить с АД. [1, 31.

Развитие аудиодескрипции в европейских странах, несомненно, впитало основные идеи киноиндустрии США, но имело свою специфику. Знакомство широкой публики с ТК в Европе осуществлялось либо с помощью фильмов, либо через театральные постановки.

В частности, в Германии все началось с ТК фильмов. Увиденные на каннском фестивале ленты воодушевили нескольких немецких сценаристов, один из которых был незрячим. Они заручились финансовой поддержкой компаний «Три стар» и «Компания XX век» и сделали ТК к нескольким фильмам,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.