Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА И ЕЕ ОПТИМИЗАЦИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОЕКТАХ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ ЕВРАЗИИ'

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА И ЕЕ ОПТИМИЗАЦИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОЕКТАХ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ ЕВРАЗИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
27
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / ЩАДЯЩЕЕ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ГЛОБАЛЬ МАГИК

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Журавлев Валерий Георгиевич

Изложена попытка оптимизации инфраструктуры в крупных региональных проектах развития райо- нов с большой долей потенциально-пригодных гидроресурсов. Сформулирована концепция построения экологичных схем использования реки в каскаде однотипных низконапорных гидроузлов комплекс- ного назначения. Сформулирован принцип дискретного регулирования мощности ГЭС, значительно удешевляющий гидроагрегаты и повышающий надежность их работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT INFRASTRUCTURE AND ITS OPTIMIZATION IN THE INTERNATIONAL PROJECTS OF REGIONAL DEVELOPMENT IN EURASIA

The article presents the way to optimize the infrastructure in large projects of regional development with large share of potentially usable hydro resources. The paper also defines the concept of building ecologically friendly ways of using rivers in the cascade of homogeneous low-pressure hydroschemes of all-inclusive use. The paper formulates the principle of discrete management of hydroplant capacity, which makes the hydroelectric generators cheaper and makes them more reliable.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА И ЕЕ ОПТИМИЗАЦИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОЕКТАХ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ ЕВРАЗИИ»

УДК 625.11+627.8 (4/5) В.Г. Журавлев1

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА И ЕЕ ОПТИМИЗАЦИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОЕКТАХ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ ЕВРАЗИИ

«Все усилия государства должны быть направлены на экономический рост, на создание экономики процветания. Суды, налоги, законы, ипотечные банки - все должно создавать условия для зажиточной жизни граждан. И главное, что правительство должно

делать - давать возможность людям честно зарабатывать деньги».

Д. Норт, лауреат Нобелевский премии

Изложена попытка оптимизации инфраструктуры в крупных региональных проектах развития районов с большой долей потенциально-пригодных гидроресурсов. Сформулирована концепция построения экологичных схем использования реки в каскаде однотипных низконапорных гидроузлов комплексного назначения. Сформулирован принцип дискретного регулирования мощности ГЭС, значительно удешевляющий гидроагрегаты и повышающий надежность их работы.

Ключевые слова: инфраструктура, капсульные гидроагрегаты, щадящее водопользование, Глобаль магик.

При разработке эффективных стратегических планов произносится много красивых слов и озвучивается много интереснейших гипотез. Но редко кто задумывается о главном, о том, что после реализации этих эффективных планов должен повыситься уровень жизни населения осваиваемого района. И не только этого региона, но и всей страны.

Повышение жизненного уровня населения зависит от инфраструктуры осваиваемого региона. И ее, в новых районах, надо тщательно и любовно проектировать.

Инфраструктура

Есть много определений этого понятия. Возьмем самое простое: инфраструктура - отрасли экономики, научно-технических знаний, социальной жизни, которые непосредственно обеспечивают производственные процессы и условия жизнедеятельности общества.2 Чуть грубее: инфраструктура - все то, что обеспечивает нормальную (но удобную и зажиточную!) жизнедеятельность человека на данной территории.

Инфраструктура как нечто целое, обычно, не выступала как объект оптимального про-

ектирования. При составлении схем развития инфраструктура «все то, что обеспечивает...» задается проектировщиком достаточно интуитивно в виде некоторого набора условий (сценариев или допущений), учитывающих особенности развития региона и имеющиеся в распоряжении некоторые инвестиционные ресурсы. Для структурирования этого понятия свяжем возможную «структуру инфраструктуры (!)» с конкуренцией: рост благосостояния, успешен лишь при успешной конкуренции. Используем некоторые идеи И. Юргенса (РСПП). Он считает, что для успешной конкуренции надо учитывать три составляющих проекта: социальную, промышленную и коммуникационную. Их и положим в основу трех главных составляющих инфраструктуры (см. рис. 1).

Отметим, что в теории современные войны начинаются с уничтожения инфраструктуры вокруг городов, заводов, узлов связи, дорог, мостов, трубопроводов, линий электропередач. Это мы видим сегодня на Украине, где жители восточных районов лишены света, воды, подвоза продуктов питания. Там идет война, намеренно разрушается инфраструктура.

1 Валерий Георгиевич Журавлев - д.т.н., профессор, Международная академия бизнеса и управления, e-mail: vl930g@mail.ru

2 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.

л

1. СОЦИАЛЬНАЯ ОСНОВА

Выбор проекта, его цепь, главная задача, инвестиции, направленные на рост материального благо состояния населения региона и всей России Четыре ценности:

1. Семья

2. Рабочее место

3. Свободное время

4. Дешевая эффективная и надежная безопасность: коллективная, государственная и личная

ИНФРАСТРУКТУРА,

обеспечивающая комфортную и зажиточную жизнь населения

2. ПРОМЫШЛЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Выбор главного направления проекта и пионерной технологии для формирования будущих центров развития региона. Инновационные решения. Щадящие схемы использования реки.

Печать на 3В-принтерах быстровозводимых плотин, шлюзов, многофункциональных гидроузло , массового жилья и др.

3. КОММУНИКАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Политическая координация:

Интернациональные проекты, требующие координации управления на самых высоких этажах управления. Глобаль магик -трансконтинентальная железная дорога на магнитной подвеске. Глобаль топливо продукт -продуктопровод. Глобаль информ - кросс-континентальный интернет-кабель Системные атомные (термоядерные) электростанции вдоль трассы ЖД - как начало и основа структуры глобальной энергосистемы. Глобаль электро - как межконтинентальное энергорезервирование и основной источник энергии на зрелых стадиях развития экономики региона

А 1 л.

МЕТОДИЧЕСКАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Главные технологические инновации, рекомендуемые для проекта развития региона

Рис. 1. Возможные и продуктивные составляющие инфраструктуры для разработки стратегии Пример регионального проекта

Выстраивается такая иерархия аксиоматики: цель - повышение жизненного уровня населения региона. Выбирают и утверждают некий перспективный региональный проект, реальную схему инвестиций для этого проекта.

Примером такого проекта для региона Дальнего Востока может служить интернациональный проект «Туманган»: создание международной экономической зоны, располагающейся на территории 10 тыс. км2. Границы описаны треугольником - порт Чончжин (КНДР), г. Яньцзи (КНР) и Владивосток (Россия). Проект рассчитан на 20 лет (начиная с 1995 г.) с объемом предполагаемых инвестиций в 30 млрд долларов.

Целью программы «Туманган» является:

• развитие района Туманган - скоординированная стратегия развития транспорта, инфраструктуры, торговли, промышленности, туризма;

• развитие организационных и законодательных форм, человеческих и природных ресурсов;

• защита окружающей среды.

Страны-участницы проекта направят свои

усилия на создание благоприятных экономических условий для программы «Туманган» и достижения ее целей, а также на создание организационных структур для согласования своей экономической, финансовой и иной политик в

рамках программы. Страны-участницы будут воздерживаться от любых односторонних действий, которые могут помешать ее достижению.

Под районом развития Туманган, предложенным в проекте ООН «Договора о сотрудничестве по программе развития зоны Туман-ган», понимается территория КНДР, КНР и России, прилегающая к бассейну реки Туманная (Туманган, Тумыньцзян) и включающая часть провинции Северный Хамген КНДР, корейского автономного национального района провинции Цзилинь и южной части Приморского края - от Хасана до порта Восточный. На карте границы экономической зоны «Ту-манган» (ориентировочно) обозначены синим треугольником (рис. 2).

Источник: tumangan.narod.ru

Рис. 2. Район развития «Туманган»

Проектирование оптимальной инфраструктуры

Ускоренное формирование прогрессивной для населения и для самого проекта (оптимальной!) современной инфраструктуры (ИНФС).

Проектировать гидроузлы (ГУ) комплексного назначения как пионерную градообразующую основу для будущего развития социальной составляющей инфраструктуры - рекреационная и градообразующая роль реки в городе.

Объяснять инновационную пользу для населения от использования ресурсов реки.

Проектировать щадящую экологию схему использования рек: сокращение затопления, низконапорные гидроузлы, проектная проработка диспетчерских схем сработки водохранилища при пропуске паводка с использованием прогнозов и автоматически собираемой информации с водомерных постов.

К миру регион привязывается современной сетью дорог внутрирегиональных и межконтинентальных.

Во всех блоках инфраструктуры используется передовые технологии.

Щадящая стратегия использования ресурсов реки

Россия не строит гидростанции уже много лет. А предыдущая концепция - строительство гигантских ГЭС на больших реках с огромными водохранилищами, вызывающих большие затопления зачастую очень ценной территории, переселения людей и многолетнюю работу по подготовке ложа водохранилища (вырубка лесов, перенос жилья и др.), и законное беспокойство экологов.

Само строительство ГЭС рассматривается экологами как недопустимое вторжение в экос-реду. А учитывая яростный напор «зеленых», на который лица, принимающие решения, не всегда решаются ответить, плотины на реках строятся все реже. Как ответ на это - наводнения, приводящие к огромным материальным потерям. А наводнения - это экологическая катастрофа. Она имеет огромный материальный ущерб и людские потери.

Все это требует разработки новой концепции схем использования рек по принципу щадящего инженерного вмешательства в русловые процессы.

Необходимо разбивать участок реки на примерно равные по перепаду участки с сомкнутыми (подпертыми) бьефами и строить похожие по параметрам однотипные (модульные) гидростанции с напором 10-20 м, однотипными горизонтальными капсульными гидроагрегатами, полностью собираемыми на заводе, дешевыми и простыми в управлении.

Самые великие реки бесполезно текут на Север. Поворот северных рек сейчас более реален и его можно осуществить, но только «по просьбе трудящихся» - потребителей (точнее покупателей) этой воды.

Но нужно ли это? Есть ли они - потребители? И как решился вопрос о продаже воды по Крымскому каналу. Как прецедент - как определялась цена? Не была ли чрезмерной? И не засох ли весь урожай, а стороны так и не договорились.

Район Дальнего Востока богат гидроресурсами. Использование их не превышает 5%. Стратегию первоначального пионерного развития Восточной Евразии можно ориентировать на строительство опорных ГЭС - точнее на гидроузлы комплексного назначения.

Комплексное использование гидроузлов

Плотина на реке может выполнять много функций (опций):

• организация пропуска паводка и срезка пиков паводковых сбросов;

• судоходство в верхнем и нижнем бьефе;

• водоснабжение городов и поселений;

• рыбоводство;

• выработка дешевой энергии;

• выдача активной мощности для регулирования частоты и участие в оптимизации режима в энергосистеме;

• участие в регулировании напряжения в узлах;

• ГЭС может работать в обратимом режиме и осуществлять функции гидроакко-мулирования, но при этом гидроагрегат должен работать в обратимом режиме

и как турбогенератор в режиме сработки водохранилища, и как электронасос при подаче воды из нижнего бьефа в верхний в ночные часы.

Стратегические сценарии развития должны опираться на самую современную технологию. Если говорить о гидроузлах, то они должны быть в высшей степени унифицированными, иметь модульную структуру, высокую степень заводской сборки, высокоавтоматизированными (например, с дежурством на дому). Мы сегодня все больше говорим об «умной» технологии. И пусть она «умнеет». Но ее «ум» - это жесткие схемы автоматизации соответствующие марковскому определению алгоритма.

По принципу Геделя - ни одна самая «умная» система не может быть самодостаточной. В каких-то контрольных точках ее работы ей потребуется консультация человека-оператора. А если она не будет получена (например, машиниста скоростного поезда отвлек звонок по мобильному телефону, и он не обратил внимание на знак снижения скорости), ее «ума» должно хватить на немедленный перевод локомотива в запасное, неопасное функционирование, состояние. Самая «умная» система должна быть хотя бы немного эргатической (человеко-машиной) системой...

Капсульные гидроагрегаты

Первый прямоточный горизонтальный кап-сульный агрегат (ПГКА) в СССР проектировали в 1951-1953 гг. для Камской ГЭС. Автор этой статьи, будучи еще студентом 4-го курса МЭИ, выполнял курсовой проект такого гидроагрегата под руководством чл.-корр. АН СССР Б.К. Александрова.

Он сказал мне:

- Металл для новых проектов использовать только там, где без него никак нельзя. Иное -запрещено.

- А почему?

- Металл только для армии! Все для фронта, все для победы!

- Но война-то закончилась!?

- Жди другую.

- Вопросы есть?

Вопросов у меня не было.

Но мой «горизонтальный» я вынужденно поместил не в металлическую, а в толстую бетонную оболочку. Метра полтора-два толщиной. Она сильно искривила поток воды через турбину. Она на чертеже выглядела совсем не элегантно и полностью исключала заводскую сборку агрегата.

24-й, экспериментальный горизонтальный капсульный гидроагрегат Камской ГЭС был демонтирован в 1992 году. На 2014 г. запланировано начало проектных работ по его замене Я никогда не видел в натуре этот агрегат. Он воплощался в жизнь, наверняка, не по моему проекту. Но все-таки к «капсульным», к этому новому направлению, я имел отношение на самых первых эскизных стадиях.

Генератор горизонтального гидроагрегата располагается в капсуле со стороны верхнего бьефа. Это обеспечивает наиболее благоприятные гидравлические условия в проточном тракте. Капсула опирается на железобетонный «бычок» и полые статорные колонны, через которые проходят масло- и шинопроводы. Регулирующее кольцо конического направляющего аппарата и сервомоторы расположены снаружи капсулы. Вход в капсулу из машинного зала предусмотрен по вертикальной герметизированной металлической шахте.

В капсульных агрегатах поток воды имеет минимальные искривления и прямоосное движение без поворота в отсасывающей трубе. Это приводит к снижению гидравлических потерь и увеличению КПД турбины, особенно при больших расходах.

Турбины развивают на 20-35% большую мощность, чем вертикальные того же размера.

Принципы дискретного регулирования мощности ГЭС. На низконапорных ГЭС предлагается использовать самые дешевые нерегулируемые пропеллерные гидротурбины Каплана, приспособленные к работе только в одной режимной точке - в точке максимальной мощности. Изменение мощности всей электростанции производится изменением числа включенных агрегатов. Такое регулирование мощности было названо и предложено еще в 1987 г.3, но интереса у проектантов оно не вызвало.

Включение в работу очередного агрегата производится подъемом автоматизированного

3 Журавлев В.Г. Дискретное регулирование мощности в энергетике // Электричество. № 5, 1987.

быстропадающего щита, его полное открытие и включение блока в сеть методом самосинхронизации.

Пропеллерная турбина имеет меньшую толщину втулки рабочего колеса. У турбины нет направляющего аппарата. В работу они запускаются подъемом быстропадающего щита, который фиксируется в положении полного открытия. Радикальное решение - у турбины нет и регулятора скорости - генератор турбины работает синхронно с ведущей частотой системы.

Но у турбины есть очень большой «недостаток» - ее исключительно низкая стоимость. Она не нужна проектанту: дешевый типовой проект - много не заработаешь. Не нужна изготовителю: вместо одной большой и «правильной» турбины надо изготовить несколько «простеньких и дешевых агрегатов». Она не нужна монтажнику: какой тут монтаж - привезли, на место сбросили и включили в сеть. Не нужна эксплуатационнику: много рабочих мест потеряли. Правда, очень эффективна, если инвестиционные денежные средства получены в кредит.

На Украине горизонтальные капсульные гидротурбины изготавливались на ОАО «Турбо-атом». Эти турбины установлены:

- на Киевской ГЭС - 20 агрегатов единичной мощностью 21 МВт при напоре 7,7;

- Каневской ГЭС (24 агрегата) - единичной мощностью 23 МВт при напоре 8,4 м;

- Еникидской ГЭС в Азербайджане - единичной мощностью 38,7 МВт при напоре 16 м (4 агрегата),

- ГЭС «Пурнари-2» в Греции;

- ГЭС «Клостерфос» в Норвегии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Капсульные гидротурбины, изготовленные

в России на ОАО «Силовые машины - ЛМЗ», установлены:

- на Саратовской ГЭС (2 агрегата) мощностью 47,3 МВт, напор - 10,6 м, диаметр рабочего колеса D = 7,5 м;

- ГЭС «Дженмег» в Канаде - 6 агрегатов мощностью 29 МВт, напор 7,3 м, D = 7,5 м;

- ГЭС «Джердап» в Сербии - 8 агрегатов мощностью 29 МВт, напор 7,45 м, D = 7,5 м и др.

Наиболее крупные капсульные агрегаты установлены на ГЭС «Таёаш1» в Японии мощностью 65,8 МВт, напор 20,7 м, D = 6,7 м; ГЭС «На^_да^» в Китае мощностью 48,2 МВт, напор 27,3 м, D = 5,46 м.

В Бразилии на р. Мадейра строятся ГЭС «Санто Антонио» установленной мощностью 3,15 млн кВт и ГЭС «Джирау» установленной мощностью 3,3 млн кВт, где предусматривается установка капсульных агрегатов единичной мощностью 73,5 и 76,5 МВт при напоре 13,9 и 15,1 м, D = 8,17 и 7,94 м соответственно.

Рис. 3. Капсульный генератор

Рис. 4. Гидростанция с капсульными агрегатами на реке Роне в Женеве (Швейцария)

Коммуникационные связи межконтинетальной инфраструктуры

Для освоения огромных северных территорий или малонаселенных районов Дальнего Востока подходит вариант современной сверхскоростной межконтинентальной железной дороги на магнитной подвеске - Глобаль Магик.

Это комплексная коммуникационная магистраль - становой хребет евразийского социально-энергетического кластера. При полном развитии охватывает всю обжитую территорию мира, кроме Австралии.

Такая схема была предложена и опубликована нами в 2011 году4.

«Совместно с Японией, Китаем, Индией (а возможно, и с другими государствами) начать проектирование сверхскоростной всемирной железной дороги на магнитной подушке ««Глобаль магик» по трассе Лондон - Берлин - Москва - Ямал - Берингов пролив - Аляска и далее по всему американскому континенту с ответвлением на Пекин, Токио, Индию. Дорога соединит практически все обжитые континенты, заменит (скорее, потеснит) самолет и удешевит

перемещение населения. Она соберет и объединит Россию, вовлечет в экономический оборот наши северные территории».

Договориться, чтобы 35% акций дороги на нашей территории финансировались за счет Японии в обмен на возврат ее «северных территорий», 50% - за счет Китая и Индии и только 15% - за счет России. Россия сегодня - бедная страна.

Такая дорога может быть построена только всем миром как открытое акционерное общество. А это, волей-неволей, принудит к миру и к более аккуратной внешней политике.

Там же ветряки на опорах эстакады, полно -стью автоматизированные и телеуправляемые.

Предполагается установка вдоль евразийской ветки Глобаль магик крупных атомных, а позднее и термоядерных электростанций. С учетом безопасности населения, их можно строить сегодня только в необжитых районах планеты. Планируется прокладка продуктопроводов (на безопасном расстоянии от трассы). Вдоль самой трассы дороги планируется проложить межконтинентальный оптоволоконный кабель связи очень большой пропускной способности.

4 Журавлев В.Г., Журавлев Г.В., Гурнина Д.А. Государственное управление в условиях рынка. Менеджерские проблемы / под общ. ред. В.Г. Журавлева, изд. 4-е, допол. и перераб. М.: ИПК Госслужбы. 2011. С. 480.

1-1-1-1 - главная широтная связь: Лондон - Россия -Берингов пролив - Аляска -Восточная Канада.

2-3 - Канада - США -Южная Америка.

4-5 - Гибралтар - Африка.

- Южная, Северная Кореи - система Евраз. 11-8 - Япония - Евразия. Г-Г - Скандинавия -Черное море.

Б, В, А - Скоростные связи Индийский - Северный Ледовитый океан

Примечания:

1. Прохождение трасс через конкретный континент показано условно из-за масштаба карты. Реальное трассирование должно проходить на стадии проектирования и «по месту».

2. Билет на ККМ может служить въездной визой в любую страну, имеющую связь с ККМ.

Рис. 5. Схема глобальной межконтинентальной сверхскоростной железной дороги на магнитной подушке - Глобаль континент магик5

Рис. 6. Вариант РЖД продолжения трассы БАМ с выходом на Берингов пролив

5 Там же.

В 2012 г. ОАО «РЖД» опубликовало проект строительства железной дороги - продолжения трасы БАМа к Беринговому проливу, с переходом через туннель и выходом в Аляску, Канаду США и Мексику (рис. 6). Такое решение внешне похоже на Глобаль магик в ее евразийской части и представляется разумным. Но эта дорога средней скорости, совершенно неподходящей для наших российских расстояний. Нам нужна сверхскоростная и глобальная железная дорога, учитывая серединное, связующее глобальное положение России.

У глобалистов есть понятие центр мира. И тот, кто владеет центром мира, владеет якобы всем миром. Может это и есть новый центр мира? А сама Глобаль магик - объединяющая мир связь, дорога дружбы, дорога коммуникационных сетей широкого спектра для всего мира?

Китай тоже планирует строительство скоростной железной дороги со своей территории в США через Россию (рис. 7).

Протяженность - 13 тыс. км (на 3 тыс. км больше, чем Транссибирская магистраль). Средняя скорость поезда - 350 км/ч. Среднее время в пути - два дня.

Линия пройдет из Северо-Западного Китая в Сибирь, по тоннелю под Тихим океаном на

Аляску, затем в Канаду, а оттуда в континентальную часть США. Разработчик проекта -известный китайский инженер-железнодорожник Ван Мэншу.

Может быть Китай и Россия смогут объединить усилия и планы и делать свои части проекта совместно. Тем более что в Китае дорога на магнитной подушке (Маглев) успешно работает. А у нас ее, увы, нет.

Но в таких проектах нужна координация на уровне политической инфаструктуры - на самом высоком уровне политического руководства странами. Это трудный переговорный процесс, но и эффект от такой политической координации может быть очень высок.

Хочется обратить внимание читателей на разницу китайского и российского подхода к появлению инженерно-пригодной новации. Китайские исследователи «прочесывают» мир в поисках перспективной новации. И если она кажется им интересной и обещающей, то сразу начинается ее проверка в условиях относительно небольшого коллектива и с привлечением малых средств. В теории это называют «ранние реципиенты». В нашей стране прошли дискуссии по использованию поезда на магнитной подушке. Эта идея рассматривалась тщательно. Но при обсуждении ее применения в Санкт-

Рис. 7. Проект скоростной железной дороги Китай - Россия - Канада - США

Петербурге больше говорилось о том, что такая дорога испортит историческую перспективу города. Хотя, как неизведанное и новое может испортить? Новое и старое - это всегда контраст. А контраст - мощный архитектурный прием, обязательно подчеркивающий в первую очередь прелесть и грустную красоту любимой старины, которая обязательно еще покажет себя рядом с чуточку нахальным новым. И отложили до лучших времен...

А в Китае - сразу нашли консультантов-немцев, которые уже имели аналогичный опыт работы, и сразу принялись строить небольшую по длине, но настоящую дорогу на магнитной подушке. И Шанхай не побоялись испортить. А теперь она лихо катает восхищенных туристов, которые, глядя на спидометр, восхищаются: «какая скорость!».

Аналогично и про использование 3D-принтеров. Рассуждали, как и где применить их. А их почти везде можно использовать. Говорили - нельзя напряженную арматуру применять. А как без нее строить? Архитекторы говорили - какие мы закругления и витиеватость дома напечатать можем?

А в Китае сразу принялись печатать жилые дома. И без выкрутас. Простые, прямоугольные. И выходит, новый дом напечатаешь быстрее, чем отремонтируешь русскую печь.

И при создании новой инфраструктуры -тоже 3D-принтеры. Они и бетонную плотину могут напечатать с ее оптимальным оголовком, они же наплавят на колесо гидроагрегата металл при его ремонте от последствий коррозии.

Рассмотрим еще один китайский проект Трансазиатской магистрали. 23 августа 2010 г. министры Китая, Вьетнама, Таиланда, Камбоджи, Лаоса и Бирмы подписали соглашение о соединении своих железнодорожных сетей. Новая железнодорожная система соединит более 300 млн человек, живущих в бассейне одной из крупнейших рек мира - Меконга, сообщает Taiwan News. Сейчас железные дороги этих стран не связаны друг с другом, за исключением ветки, проходящей по территории Китая и Вьетнама. В Лаосе железнодорожной сети нет вообще.

Предусмотрено четыре варианта развития сети, но наиболее реальной считается железная дорога, которая пойдет от Бангкока к Пномпеню, затем до Хошимина, а оттуда до Ханоя

и южно-китайских городов Куньмин и Нань-нин. По большей части этого маршрута железные дороги или уже проложены, или строятся. Пока нет сообщения между Хошимином и Пномпенем.

Создание ветки оценивается в 1,09 млрд долл., еще 7 млрд долл. потребует усовершенствование существующих линий. К 2025 г. объединенная сеть будет перевозить 3,2 млрд пассажиров и 23 млн т грузов ежегодно.

Министр обороны России Сергей Шойгу предложил связать Туву и Красноярский край железной дорогой Кызыл - Курагино протяженностью 401 км. Она нужна для освоения Элегет-ского угольного месторождения, лицензией на разработку которого владеет Енисейская промышленная компания (ЕПК). Общая стоимость проекта освоения месторождения - 150 млрд руб., в том числе 130 млрд руб. - вложения в железную дорогу.

Глава российского правительства Дмитрий Медведев поручил проработать это предложение с возможностью продления железнодорожной ветки Кызыл - Курагино в Китай, Пакистан и Индию.

Проработать, конечно, можно. Но денег на дорогу нет. Может быть договориться с Китаем и делать дорогу пополам? Может это и послужит началом глобального сотрудничества. Но это уже политическая часть инфраструктуры.

Выводы

Показана возможность оптимального проектирования инфраструктуры развивающегося региона с опорой на передовые социальные, промышленные и коммуникационные технологии. За основу инфраструктуры принято создание пионерных гидроузлов защищающих население от наводнений и обеспечивающих комфортную среду обитания, а также создание глобальной сверхскоростной железной дороги.

Предложено использовать прямоточные, дискретно регулируемые, горизонтальные капсуль-ные агрегаты полностью заводской сборки с пропеллерным рабочим колесом максимального диаметра, работающие без регулятора скорости в одной рабочей крейсерской точке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.

2. Журавлев В.Г. Дискретное регулирование мощности в энергетике // Электричество. № 5. 1987.

3. Журавлев В.Г., Журавлев Г.В., Гурнина Д.А. Государственное управление в условиях рынка. Менеджерские проблемы / под общ. ред. В.Г. Журавлева, изд. 4-е, допол. и перераб. М.: ИПК Госслужбы. 2011.

Поступила в редакцию 24.06.2014 г.

V. Zhuravlev6

MANAGEMENT INFRASTRUCTURE AND ITS OPTIMIZATION IN THE INTERNATIONAL PROJECTS OF REGIONAL DEVELOPMENT IN EURASIA

The article presents the way to optimize the infrastructure in large projects of regional development with large share of potentially usable hydro resources. The paper also defines the concept of building ecologically friendly ways of using rivers in the cascade of homogeneous low-pressure hydroschemes of all-inclusive use. The paper formulates the principle of discrete management of hydroplant capacity, which makes the hydroelectric generators cheaper and makes them more reliable.

Key words: infrastructure, capsular hydroelectric generators, part(ial) load mode of water usage, Global magic.

6 Valery G. Zhuravlev - Doctor of Engineering, Professor, International Academy of Business and Management, e-mail: v1930g@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.