2018, том 20 [7]
УДК 378.147
УПОТРЕБЛЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО И СОВЕРШЕННОГО ВИДА В ФОРМЕ БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ (УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ)
Молчанова И.И., Чехонина И.Е., Яхно М.Д.
Российский университет дружбы народов, г. Москва, Российская Федерация
Аннотация. Данная статья является частью учебного пособия «Виды глагола. Корректировочный курс», адресованного иностранным студентам второго курса медицинского института, изучающим русский язык. Цель пособия - научить иностранных студентов правильно употреблять виды русских глаголов в рамках базовой программы. В статье представлены тренировочные упражнения для активизации изучаемого материала, а также речевые задания для введения изучаемого материала в речь. Определить степень эффективности данных учебных материалов при повторении видов глагола позволил эксперимент, проведённый нами в двух группах второго курса третьего семестра обучения. В одной из групп (12 человек) на занятиях использовались тренировочные упражнения из корректировочного курса, о котором идёт речь. Студенты были из разных стран: Индия, Иран, Ирак, Сирия, Бразилия. В другой группе было также 12 человек. Контрольное тестирование показало, что в группе, работающей с использованием данных учебных материалов, хороших и отличных результатов было на 20% больше. Собранный материал можно использовать для создания учебного пособия, посвященного видам глагола, а также при написании методических разработок, при обмене педагогическим опытом.
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-7-12-17
PERFECTIVE AND IMPERFEC-TIVE VERB USAGE IN FUTUTRE TENSE (EDUCATIONAL MATERIALS)
Molchanova I.I., Chekhonina I.E., Yakhno M.D.
R UDN University, Moscow, Russian Federation
Annotation. The article is a part of the educational manual «Verb aspects. Corrective course» addressed to foreign students of the senior courses studying the Russian language. The purpose of the educational manual is to teach foreign students to use correctly the Russian verb aspects within the framework of the basic program. The article presents training exercises for activating the studied material, as well as speech tasks for introducing the material into speech.
The experiment conducted by us in two groups of the second-year course of the third term of education allowed to define the degree of the effectiveness of the given educational materials in the repetition of verb aspects. In one of the groups (12 people) the training exercises from the correction course, which we are talking about, were used. The students were from different countries: India, Iran, Iraq, Syria, Brazil. In the other group there were also 12 people.
Control testing showed that in the group using these training materials, good and excellent results were 20% more. The collected material can be used to make an educational manual on the verb aspects, as well as writing methodological developments, in the exchange of pedagogical experience.
~ 12 ~
e-ISSN 2226-7417
On line scientific & educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2018. Vol. 20. No 7
—--
Ключевые слова: виды глагола, русский язык как иностранный, грамматика, иностранные студенты, тренировочные упражнения.
Key words: verb aspect, Russian language as a foreign language, grammar, foreign students, training exercises.
Грамотность является необходимым условием для овладения русским языком как средством общения и приобретения умений, необходимых студентам - иностранцам для плодотворной работы с большим количеством учебной литературы, включая электронные образовательные ресурсы.
В разных языках большинства иностранных студентов, изучающих русский язык, категории вида глагола нет. Поэтому, наряду с изучением падежей, морфологическая категория вид глагола вызывает большие трудности у студентов. Знакомство с видом глагола происходит уже на подготовительном факультете (элементарный уровень). По нашему мнению, вводить категорию вид глагола в иноязычной аудитории нужно как можно раньше, поскольку этого требует языковая практика. Как правило, студенты длительный период времени изучают глаголы НСВ. Начиная общаться, читать на русском языке, они сталкиваются с разными видами глаголов, что часто приводит их в недоумение (разве есть другие глаголы?).
Имея многолетнюю практику работы с иностранными студентами на начальном этапе, мы обратили внимание на то, что студенты, освоив программу подготовительного факультета, изучив основные значения глаголов совершенного и несовершенного вида и умея образовывать видовые пары, часто делают ошибки не только в выборе, но и в спряжении глаголов. Особенно это касается форм будущего времени СВ. Кроме этого, следует заметить, что усвоение значений глаголов совершенного вида происходит сложнее, чем значений НСВ. В связи с этим на продвинутом этапе возникает необходимость правильно организовывать грамматический материал для целенаправленного решения проблемы - правильного выбора не только глагола, но и его грамматической формы.
Для того, чтобы превратить языковой навык в речевое умение, необходимо выполнить большое количество тренировочных упражнений, которые
позволят студентам правильно оперировать глаголами совершенного и несовершенного вида. Именно этим обосновывается появление в будущем пособия «Виды глагола. Корректировочный курс», которое предназначено для студентов второго курса.
Цель данной статьи - показать эффективность коррекционных тренировочных упражнений при повторении видов глагола на практических занятиях по русскому языку как иностранному.
Материалы. Поскольку, при работе с видами глагола в иноязычной аудитории следует соблюдать принцип поэтапного изучения материала, вначале студентам предлагается проверить себя с помощью текста, выполнив специальные задания.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
Задание 1.
а) Напишите видовые пары следующих глаголов:
ложиться -, садиться -, ставить -, провожать -, вешать -, спасать -, обсуждать -, прятать -, спускаться -, произносить -, исправлять -, привыкать -, запрещать -, удивляться -, отказываться -, добиваться -, есть -, радоваться -, платить -, жаловаться -, одеваться -, встречать -, начинать -, брать -.
б) Проспрягайте глаголы по образцу:
писать - написать
писать - я пишу, ты пишешь, они пишут (наст. вр.)
написать - я напишу, ты напишешь, они напишут (буд. вр.)
Задание 2.
Прочитайте текст.
По рассказу Ю. Яковлева
Серёжа.
В шестом классе к нам пришёл новый учитель русского языка Феликс Петрович. В нашем классе учился Серёжа Сорокин.
Когда учитель хотел стереть с доски глаголы или местоимения, Серёжа Сорокин вставал и
~ 13 ~
—--
стирал всё сам. Однажды после контрольной работы он решил помочь учителю. Он встал, взял тетради и пошёл вместе с учителем.
Потом он всегда брал тетради после контрольной и нёс их в дом, где жил учитель. Когда была зима, Серёжа помогал ему надеть пальто.
У Серёжи Сорокина было плохо с грамматикой. Слово «корова» он писал через «а», не мог запомнить, что глаголы второго спряжения оканчиваются на -ить. Многие ребята думали, что Серёжа старается помочь учителю, потому что не хочет больше получать плохие отметки. Но учитель решительно ставил двойку, если в диктанте было много ошибок.
Учитель сказал Сергею, что он опять не выучил новые глаголы, поэтому он поставил ему плохую оценку. Он посоветовал ему лучше учить грамматику. Мальчик отвечал, что он старается, что они с бабушкой каждый вечер пишут диктанты. Вчера они написали даже два диктанта. Только ошибок бабушка не видит. Феликс Петрович не раз предлагал Серёже помощь, он отказывался. Когда закончились занятия в школе, учитель снова предложил Серёже помощь, но мальчик отказался.
Я сам... Я постараюсь .... Я добьюсь ..., - говорил Серёжа. - А Вам надо лечиться, Вам больно носить тетради. Учитель очень удивился. Этот Серёжа Сорокин смог заметить то, чего не замечали другие.
«Я был альпинистом», —неожиданно сказал Феликс Петрович. - Мы спасали товарищей, попавших в беду. Я тогда упал и сломал правую руку. Альпинисты часто падают и ломают себе конечности. Я очень рад, что мы спасли наших товарищей.
- Мне трудно ставить тебе двойки.
- Вам больше не придётся.
- Ты уйдёшь в другую школу?
- Кто же тогда будет Вам помогать?
- Скоро я буду здоров и пойду в горы. Хочешь, я возьму тебя с собой.
Задание 3. Определите вид выделенных глаголов и объясните их употребление.
Задание 4. Ответьте на вопрос: «В каком времени употребляются глаголы совершенного и несовершенного вида?».
Задание 5. Напишите видовые пары выделенных глаголов. Составьте предложения с данными глаголами, употребляя их в прошедшем и будущем времени.
Следующий этап работы направлен на формирование лексико-грамматических навыков и умений употребления глаголов НСВ и СВ в будущем времени. Предложенные студентам упражнения вызвали у них интерес, поскольку предполагали творческое решение задачи в конкретных речевых ситуациях. Студенты с удовольствием составляли диалоги, писали микротексты, отвечали на поставленные вопросы, что еще раз убедило нас в правильном подборе упражнений. Большое количество упражнений на заданную тему выполнялось быстро, это позволило нам повторить данный раздел за небольшой период времени. Для отработки материала нами были собраны наиболее употребительные глаголы лексического минимума для студентов второго курса медицинского института. Работа в аудитории проводилась поэтапно: 1) упражнения на спряжение глаголов СВ и НСВ в словосочетаниях; 2) упражнения на употребление глаголов СВ и НСВ в различных речевых ситуациях; 3) составление диалогов, микротекстов.
При выполнении данных упражнений, с нашей точки зрения, часть их следует закрепить графически, то есть записать. Это может быть домашнее задание или самостоятельная работа студентов.
ТЕМА 1. БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ на образование форм будущего времени от глаголов несовершенного и совершенного вида:
1) строить (НСВ) - я буду строить, ты будешь строить, он будет строить, мы будем строить, вы будете строить, они будут строить(состав-ное);
2) построить (СВ) - я построю, ты построишь, он построит, мы построим, вы построите, они построят (простое).
—--—
~ 14 ~
—--
Задание 1. Проспрягайте глаголы (будущее время) в данных словосочетаниях.
Образец: встречать отца на вокзале - встретить отца на вокзале.
я буду встречать отца на вокзале; я встречу отца на вокзале;
ты будешь встречать отца на вокзале; ты встретишь отца на вокзале;
он будет встречать отца на вокзале; он встретит отца на вокзале;
мы будем встречать отца на вокзале; мы встретим отца на вокзале;
вы будете встречать отца на вокзале; вы встретите отца на вокзале;
они будут встречать отца на вокзале; они встретят отца на вокзале.
жаловаться на головную боль - пожаловаться на головную боль;
вызывать врача на дом - вызвать врача на дом; говорить правду другу - сказать правду другу; брать рецепт у врача - взять рецепт у врача; чистить зубы - почистить зубы. Задание 2. Употребляя слова, данные в скобках, ответьте на вопросы: «Что будут делать эти люди? Что они сделают?»
Образец: Студент пришёл в университет. (сдавать - сдать экзамен)
В университете студент будет сдавать экзамен.
Студент сдаст экзамен.
1. Врач вошёл в операционную. (делать - сделать операцию)
2. Её ребёнку сделали укол. (успокаивать - успокоить ребёнка)
3. Маргарита пришла к стоматологу. (лечить -вылечить зуб)
4. Врач пришёл к больному. (назначать - назначить лечение)
5. Студентка пришла в магазин. (покупать - купить продукты)
Задание 3. Используя слова для справок, ответьте на вопросы: «Что ваш друг сделает завтра? Что Вы сделаете завтра?» Слова для справок; вернуть книгу преподавателю; принять лекарство перед обедом;
послать сообщение брату; заплатить за учёбу; вызвать врача. Задание 4.
Напишите предложения, используя глаголы СВ в будущем времени.
Образец: Он плохо выучил правило. Он не (писать - написать) тест. Он не напишет тест.
1. Студенты не подготовили доклады. Они не (принимать участие - принять участие) в конференции.
2. Вы не выполняете рекомендации врача. Врач не (лечить - вылечить) Вас.
3. Ты не принимаешь лекарства. Ты не (выздоравливать - выздороветь).
4. У Вас сломана нога. Вы не (садиться - сесть) на этот диван
5. У этой девочки серьёзное заболевание. Её (класть - положить) в больницу на обследование.
Задание 5. Ответьте на просьбу.
а) Вы сделаете это обязательно.
Образец. - Я прошу Вас приготовить ужин сегодня вечером.
- Хорошо, я приготовлю ужин сегодня вечером.
Вас просили:
- помочь этой старой женщине;
- спуститься вниз;
- подождать друга;
- поздравить Таню с днём рождения;
- спрятать записную книжку в стол.
б) Это обязательно сделает ваш друг. Образец. - Я прошу Вас приготовить ужин сегодня вечером.
- Я не смогу, но мой друг приготовит ужин сегодня вечером.
в) Это обязательно сделают ваши друзья. Образец. - Я прошу Вас приготовить ужин сегодня вечером.
- Я не смогу, но мои друзья, приготовят ужин сегодня вечером.
Задание 6. Используя данные ниже словосочетания, создайте диалоги по образцу:
~ 15 ~
—--
Образец: - Как ты думаешь, она выучит новое правило?
- Думаю, что она будет учить, но не знаю, выучит или нет.
Привыкнуть к холодной зиме, поступить в институт, рано лечь спать, вернуть мне книгу. Задание 7.
а) Ответьте письменно на вопрос: «Что сделают молодые музыканты в следующем году?».
План действий на следующий год:
1) дать концерт в Ярославле;
2) выучить итальянский язык;
3) найти одноклассников на сайте;
4) создать свой блог в интернете;
б) Представьте, что это ваш план. Скажите, что Вы сделаете в следующем году?
в) Перепишите предложения ещё раз, заменив глагол СВ глаголом НСВ в будущем времени. Объясните разницу в употреблении глаголов СВ и НСВ.
Образец: нарисовать портрет друга. Они нарисуют портрет друга. Они будут рисовать портрет друга.
Задание 8. Составьте диалоги по образцу:
- Во вторник они будут сдавать экзамен по русскому языку.
- Как ты думаешь, они сдадут экзамен?
- Думаю, что сдадут.
1. Завтра они будут принимать эти таблетки.
2. На следующей неделе ему будут удалять зуб.
3. Сегодня вечером он будет бросать курить.
4. Вечером она будет вызывать врача.
5. Врач будет назначать этому больному новые лекарства.
Задание 9. Ответьте на вопросы по образцу:
- Почему он не убирает комнату?
- Сейчас уберёт.
1. Почему он не показывает нам свои картины?
2. Почему ты не выключаешь компьютер?
3. Почему она не садится ужинать?
4. Почему вы не исправляете свои ошибки?
5. Почему она не выполняет рекомендации врача?
Задание 10. Ответьте на вопрос:
«Что они сделают в следующих ситуациях?»
1. У Карлоса заболел друг. (вызвать врача, дать горячий чай с лимоном, измерить температуру, позвонить преподавателю и сказать о болезни друга).
2. Андрей в кафе. (взять меню, заказать рыбу, салат, подождать несколько минут, поужинать, заплатить деньги).
3. Ваша подруга в магазине. (попросить продавца, выбрать сыр, купить сыр, заплатить деньги за сыр, взять чек).
4. Врач на приёме. (осмотреть больного, задать вопросы, сделать запись в карточке, выписать рецепт, дать рекомендации).
5. Друг у вас дома. (повесить его пальто, положить его вещи на полку, предложить кофе, узнать новости, рассказать о себе).
Задание 11. Напишите предложения, правильно употребив глагол совершенного вида в будущем времени.
Врач обязательно (принимать - принять) этого больного.
Она (жалеть - пожалеть) о проведённом здесь времени.
Он (просыпаться - проснуться) в 7 часов утра. Машина (останавливаться - остановиться) около моего дома.
В этом санатории она (худеть - похудеть). Задание 12. Напишите предложения. Вместо точек вставьте нужный глагол в настоящем, прошедшем или будущем времени. помогать - помочь
Я думаю, что завтра он ... своему другу, потому что раньше он всегда .ему.
Он уже . ему и в следующий раз обязательно
____Я знаю, что сейчас он тоже. ему.
вызывать - вызвать
Вчера он почувствовал себя плохо и . врача. Когда ему плохо, он всегда ... врача.
Завтра он тоже ... врача. Думаю, что он ... врача при первом появлении боли. принимать - принять
Если у неё начнётся приступ, она ... лекарство. При болях в сердце она всегда ... лекарство.
Она ... лекарство ещё три месяца. Вчера вечером она не ... лекарство и ей стало плохо.
—--—
~ 16 ~
—--
Задание 13. Напишите микротексты с глаголами рассказывать - рассказать, ждать - подождать, искать - найти по аналогии.
Результаты. Контрольное тестирование должно было показать уровень сформированно-сти речевых умений студентов. Группа, выполнившая данные тренировочные упражнения, получила очень хороший результат (хороших и отличных оценок было на 20% больше, чем в другой группе). В результате проведённого нами эксперимента, мы выяснили, что для успешного закрепления темы «Виды глагола» подобные упражнения являются эффективными и способствуют формированию грамматической и лексической компетенций, а также речевых умений у
студентов при изучении русского языка как иностранного.
Выводы. Для преподавателей, обучающих иностранных студентов русскому языку, очень важно иметь под рукой материалы, имеющие практическое применение. Нам кажется, что разные методы обучения русскому языку как иностранному не исключают возможности выбора данных упражнений для занятий. Каждый преподаватель может отобрать отдельные упражнения в зависимости от целей и задач конкретного урока. Кроме этого, данный вид упражнений в будущем может стать частью электронного образовательного ресурса и будучи интерактивным средством обучения способствовать достижению лучших результатов.
~ 17 ~