Употребление алкоголя среди молодежи в Москве: социально-демографические, количественные и частотные характеристики в период взросления
Киржанова В. В.
д.м.н., зав. отделением эпидемиологии1, e-mail: [email protected] Тейлор А. У.
адьюнкт-профессор, доктор философии, Отделение популяционных исследований и анализа. Медицинские дисциплины2, e-mail: [email protected]
Бевик Б. М.
доцент, доктор философии3, e-mail: [email protected] Бобков Е. Н.
научный сотрудник, отделение эпидемиологии1, e-mail: [email protected] Смирновская М. С.
научный сотрудник, отделение мониторинга наркологической ситуации4, e-mail: Msmirnovskaya@mail. ru
1 Национальный научный центр наркологии - филиал ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России, Российская Федерация, Москва
2 Университет Аделаиды, Южная Австралия, Австралия
3 Школа медицины Института медицинских наук Лидса, Университет Лидса, Лидс, Великобритания
4 ГБУЗ «Московский научно-практический центр наркологии Департамент здравоохранения города Москвы», Российская Федерация, Москва
Абстракт
Актуальность. Проблема распространенности злоупотребления алкоголем в Российской Федерации чрезвычайно актуальна. В настоящее время в стране на государственном уровне проводится активная антиалкогольная политика, направленная на снижение потребления алкоголя, в том числе и среди молодого населения. Однако в стране не проводилось репрезентативных исследований, посвященных употреблению алкоголя среди молодых людей в возрасте 18-34 года в контексте оценки количественных показателей потребления алкоголя в зависимости от социально-демографических и культурных особенностей. Цель и задачи. Изучить распространенность, количественные характеристики употребления алкоголя, виды алкогольных напитков, возраст начала употребления алкоголя, влияния основных демографических характеристик в период перехода от молодого возраста к зрелости среди молодых людей в возрасте 18-34 лет в Москве. Методология. На основе многоэтапной стратифицированной выборки молодежи в возрасте 18-34 года проведен опрос специально обученными интервьюерами. Результаты. Распространенность употребления алкоголя в течение последних 12 месяцев для мужчин и женщин в целом составил 77,1%, для мужчин - 80,7%, для женщин - 73,4%. Самым распространенным алкогольным напитком было пиво - его употребляли 57,2% респондентов, вино - 52,6%, крепкий алкоголь - 47,8% и слабоалкогольные энергетические напитки - 11,3%. Средний возраст первого в жизни опыта употребления алкоголя - 16,4 года (у мужчин - 16,1 года, у женщин - 16,8 лет). Средний возраст при первом в жизни опьянении 17,2 года (у мужчин - 16,1 года, у женщин - 17,6 лет). Частота употребления алкоголя в течение последних 12 месяцев у мужчин в среднем 72 дня в году, у женщин - 25 дней. Среди всех респондентов за последние 12 месяцев 23,6% не употребляли алкоголь («трезвенники»), 68,7% - отнесены к категории «мало пьющих», 4,2% - к категории «умеренно пьющих», 3,5% - к категории «много пьющих». В среднем на
одного употребляющего алкоголь респондента приходится 14,9 г чистого алкоголя в сутки, мужчину - 24,1 г, женщину - 5,1 г. Количество употребляемого алкоголя с возрастом увеличивается. Снижение потребления алкоголя можно отметить после 27 лет у мужчин и после 31 года - у женщин. Выводы. Потребление алкоголя в Москве, несмотря на предпринятые государством меры, остается высоким. Установлена часть молодежи, которая отнесена к категориям «умеренно пьющих» (4,2%) и «много пьющих» (3,5%), в отношении которых необходима разработка профилактических вмешательств.
Ключевые слова: алкоголь, пол, возраст, Москва
Введение
Результаты эпидемиологических и социологических исследований, проведенных как в России, так и во всем мире, свидетельствуют о том, что проблема распространенности злоупотребления алкоголем и алкоголизма чрезвычайно актуальна.
По данным ВОЗ в среднем в мире 38,3% населения в возрасте старше 15 лет употребляли алкоголь в течение последних 12 месяцев. Доля такого населения наиболее высока на американском континенте и в Европе - соответственно 61,5% и 66,4%.
Наряду с этим, 61,7% населения мира не употребляли алкоголь в течение последних 12 месяцев (то есть, они потребляли алкоголь на более ранних этапах жизни, но не в течение последних 12 месяцев), при этом 13,7% вообще не употребляли алкоголь в течение жизни. Таким образом, почти половина взрослого населения мира (48,0%) никогда не употребляла алкоголь [10].
Распространённость лиц, эпизодически употребляющих алкоголь в больших количествах, среди населения старше 15 лет во всем мире оценивается в 7,5%. Наиболее высокий уровень такого употребления наблюдается в Европе и Америке (соответственно 16,5% и 13,7% населения в возрасте 15 лет и старше), а наиболее низкий - в Восточном Средиземноморье (0,1%) [10].
Во всех странах распространенность потребления алкоголя среди мужчин и женщин различается: так, если среди мужчин старше 15 лет удельный вес лиц, эпизодически употребляющих алкоголь в больших количествах, составлял в 2010 г. 12,3% то среди женщин - 2,9% [10].
Одним из ведущих индикаторов алкогольной ситуации, как в нашей стране, так и во всем мире, считается уровень потребления алкоголя на душу населения. Наиболее наглядным показателем является среднедушевое потребление алкоголя в год. По данным эпидемиологического исследования (Lipid Research Clinics) мужчины, употребляющие более 168 г этанола в неделю, имеют продолжительность жизни на 5,6 года меньше, чем пьющие мало или умеренно. Для женщин пороговое значение составило более 84 г этанола в неделю, при этом продолжительность жизни у них была на 23,8 лет меньше,
чем у пьющих мало или умеренно. Наряду с этим, никогда не употреблявшие алкоголь мужчины живут на 5,6 года меньше, а женщины на 3,2 года меньше, чем мало или умеренно пьющие [6,11].
В 2010 г. на душу населения в мире приходилось в среднем 6,2 л чистого алкоголя1 (далее а.а.), или 13,5 граммов чистого алкоголя в день на душу мирового населения. В разных регионах мира потребление алкоголя различается. Наиболее высокий уровень потребления наблюдается в европейском регионе и в регионах Америки - соответственно 10,9 и 8,4 чистого алкоголя на душу населения, наименьший - в странах Восточного Средиземноморья [10].
По данным ВОЗ [4] в России в 2008 г. уровень потребления алкоголя среди населения в возрасте 15 лет и старше составлял 16 литров чистого алкоголя на душу населения. Уровень этого показателя в 2008 г. соответствовал уровню в таких странах, как Румыния (16,2), Ирландия (14,9), Литва (16,3), Эстония (17,2).
В последние годы в России на государственном уровне проводится активная антиалкогольная политика, направленная на снижение употребления алкоголя. Целевой группой антиалкогольных мер являются подрастающее поколение и молодежь. С целью изучения результативности осуществляемых мер целесообразно проводить оценку их влияния на качественные и количественные показатели употребления алкоголя, особенно на лиц молодого возраста.
Цель исследования
Изучение распространенности употребления алкоголя, основных количественных характеристик употребления алкоголя, видов алкогольных напитков, возраста начала употребления алкоголя, влияния основных демографических характеристик в период перехода от молодого возраста к зрелости среди молодых людей в возрасте 18-34 лет в контексте употребления спиртных напитков.
Материалы и методы
Исследование проведено в апреле-мае 2015 года среди жителей Москвы в возрасте от 18 до 34 года. Опрашивалось взрослое население 10 административных округов Москвы на основе репрезентативной выборки населения в возрасте 18-35 лет, проживающих в Москве не менее 6 месяцев. Всего опрошено 1604 респондента. Исследование проведено на основе многоступенчатой случайной выборки. В качестве первичной единицы отбора
1 Показатель рассчитывается с учетом учтенного и неучтенного алкоголя.
(ПЕО) использовались избирательные участки. Для каждого административного округа (АО) было определено количество ПЕО, которые должны быть отобраны в выборку; требуемое количество избирательных участков отбиралось случайным образом из списка всех избирательных участков в каждом АО.
Далее отбор домохозяйств в каждой ПЕО проводился с использованием случайного маршрутного метода. Начиная с предустановленной точки старта, интервьюер опрашивал каждое 17-е домохозяйство из списка всех домохозяйств избирательного участка.
Респонденты в домохозяйствах отбирались по методу ближайшего дня рождения. Для того чтобы опросить отобранного респондента, интервьюер совершал до 3 посещений по каждому адресу в разные дни недели и в разное время.
Анкета и опрос
В данном исследовании использована модифицированная версия анкеты, которая ранее применялась в сравнительном исследовании в США и Канаде (Kairouz & Greenfield, 2007). Окончательный вопросник, содержащий около 62 вопросов, включал сведения о потреблении алкоголя в течение жизни и в течение последних 12 месяцев, привычках употребления алкоголя в течение последних 12 месяцев (количество и частота), качество жизни (здоровье статус, удовлетворенность жизнью), отношение к употреблению алкоголя и социально-демографической информации. С целью валидизации вопросник
у— и W и W
был переведен с английского на русский язык и обратно на английский язык.
Перед основным сбором данных было проведено пилотное исследование, включавшее опрос 25 человек для оценки понимания вопросов и продолжительности интервью. Сбор данных проводился в формате «лицом к лицу», анкета заполнялась интервьюерами с помощью бумаги и карандаша. Интервьюеры зачитывали вопросы и, если было необходимо, демонстрировали карты с вариантами ответов. Интервью проводились в условиях, в которых респонденты чувствовали себя наиболее комфортно. Соблюдалась конфиденциальность их ответов. Средняя продолжительность интервью составила 15-20 минут. Интервьюер задавал вопросы и собственноручно вносил их в бланк анкеты. Участникам исследования предлагалось ответить на вопросы о здоровье, об отношении к алкоголю и об их поведении, включая употребление алкоголя. Участникам предлагалось отвечать на вопросы максимально честно, при этом гарантировалось соблюдение конфиденциальности ответов. Респонденты могли прекратить интервью в любое время или не отвечать на любой вопрос.
Одобрение Комитета по этике
Местный комитет по этике (далее именуемый «МКЭ») Ассоциации наркологов России, руководствуясь законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность МКЭ, а также положениями Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации (этическими принципами проведения биомедицинских исследований на людях») и надлежащей клинической практикой, рассмотрел вопрос о целесообразности проведения исследования по теме «Исследование распространенности и характеристик моделей потребления различных алкогольных напитков среди репрезентативной выборки молодых взрослых, постоянно проживающих в Москве» (опрос о потреблении алкоголя, моделях пития, контекстах и мотивациях среди репрезентативной выборки молодых людей, проживающих в городе Москве). МКЭ одобрил исследование в соответствии с его протоколом как не нарушающего права граждан на защиту их здоровья и соблюдающего соответствующие общепризнанные нормы морали, требования о соблюдении прав, интересов и личного достоинства лиц, участвующих в исследовании (Заключение МКЭ №. 181/1 - АНР от 22/12/2015).
Статистическая обработка и расчеты
Для статистической обработки базы данных использовался статистический пакет SPSS.
Для уменьшения возможных систематических ошибок и точного отражения изучаемого населения, данные взвешивались. Весовые коэффициенты для г. Москвы рассчитаны на основе результатов из переписи 2010 года, что позволило устранить деформации выборки по полу и возрасту. Веса респондентов распределились в диапазоне от 0,569 до 1,475.
При расчете показателей годовой распространенности употребления алкогольных напитков применялся стандартный метод определения 95% доверительного интервала для доли (95% ДИ) [2]. При сравнении средних применялся t-критерий, при сравнительном анализе двух независимых выборок использовались непараметрический критерий х2.
Для оценки алкогольного статуса респондентов была проведена перекодировка переменной «В течение последних 12 месяцев, как часто вы пили пиво, вино, спиртные напитки (например, водка, джин, виски, коньяк) или любой другой алкогольный напиток, даже в небольших количествах?» следующим образом: вариант ответа 25 или более порций - кодировался 25, от 19 до 24 порций - 21,5, от 16 до 18 порций - 17, от 12 до 15 порций - 13,5, от 9 до 11 порций - 10, от 7 до 8 порций - 7,5, от 5 до 6 порций - 5,5, от 3 до 4 порций - 3.5), 2 порции - 2, 1 порция - 1, менее 1 полной порции - 0,5. На основе перекодированной переменной и с учетом частоты употребления любых видов алкоголя
за последние 12 месяцев была получена новая переменная «Выпито порций любых алкогольных напитков за последние 12 месяцев», отражающая алкогольный статус респондентов в течение последних 12 месяцев. Данная переменная рассчитана для 1603 респондентов. В среднем респонденты употребляли по 131,8±8,1 порции в год, показатель варьировал от 0 до 4927,5 порций в год. Медиана составляла 29,75 порций в год.
Расчет количественных показателей употребления чистого алкоголя в граммах осуществлялся на основании исчисления частотно-количественных показателей употребления алкогольных напитков каждым респондентом в зависимости от усредненного процентного содержания в них алкоголя.
Социально-демографическая характеристика респондентов (П=1604)
Среди изученного контингента преобладали респонденты в возрасте 18-24 лет, на долю которых пришлось 38,1% респондентов, в возрасте 25-29лет - 31,8%, 30-34 лет - 31,3%. По полу респонденты распределились практически поровну и составили 50,7% мужчин и 49,3% женщин. Среди опрошенных респондентов никогда не состояли в браке 56,5%, состояли в браке - 38,3%, разведены - 4,9%. Указали на наличие детей 33% респондентов; не имели детей 67%. По уровню образования респонденты распределились следующим образом: 39,2% имели законченное высшее образование, 15,4% незаконченное высшее, 26,4% законченное среднее профессиональное и специальное образование, 14,2% незаконченное среднее, 4,6% незаконченное среднее специальное. Из числа опрошенных респондентов 27,4% продолжали учиться. Среди работающих преобладали квалифицированные специалисты - 28,6%, офисные работники - 18,5%, работники сферы услуг - 11,7%, рабочие - 8,5%, технические работники - 7,6%, никогда не работали -20,7%.
Анализ занятости респондентов показал, что 61,4% имеют полную занятость, 20,4% студенты, 8,8% имеют частичную занятость, 5,8% домохозяйки и 2,4% безработные, 1,2% другое.
Среди опрошенных респондентов преобладали представители православия 76,9%, атеисты составили 13,3%, остальные 9,8 % относились к различным другим конфессиям.
Национальный состав респондентов однороден: преобладали русские - 88,5%, по 2,6% составили белорусы и украинцы, к различным другим национальностям принадлежали 6,3% опрошенных.
Изученная репрезентативная группа населения имела следующие особенности: большая часть респондентов никогда не состояли в браке и не имели детей, что связано с возрастными характеристиками данной выборки; респонденты имели высокий уровень образования (при этом 1/4 респондентов продолжала учиться); высокий уровень занятости (почти 82% опрошенных имели постоянную работу или учились); среди работающих преобладали специалисты с высоким уровнем квалификации.
Результаты
Употребление алкоголя в течение жизни. Распространенность употребления алкоголя в течение жизни в Москве среди населения в возрасте 18-34 года в 2015 г. составила 86,1% (95% ДИ 84,4-87,8). Различия в уровне показателей у мужчин и женщин невелики: в течение жизни употребляли алкоголь 88,3% мужчин и 84,0% женщин (табл. 1).
Таблица 1. Употребление алкоголя в течение жизни среди мужчин и женщин
Категория Употребляли Всего респондентов Распространенность (в %) 95% ДИ
Мужчины 693 785 88,3 86,0-90,5
Женщины 683 813 84,0 81,5-86,5
Всего 1376 1598 86,1 84,4-87,8
Доля лиц, употреблявших в течение жизни алкоголь, зависит от возраста: с увеличением возраста респондентов доля употреблявших алкоголь увеличивается как у мужчин, так и у женщин (табл. 2).
Наименьшая доля потребителей алкоголя наблюдалась в возрасте 18-24 года: 79,9% у мужчин и 72,6% - у женщин. В возрастных группах 25-29 лет и 30-34 года отмечались минимальные гендерные различия (табл. 2).
Таблица 2. Употребление алкоголя в течение жизни в зависимости от пола и возраста
Категория Употребляли алкоголь Всего респондентов Распространенность (в %) 95% ДИ
Мужчины и женщины
18-24 лет 463 608 76,2 72,8-79,5
25-29 лет 466 507 91,9 89,5-94,3
30-34 лет 447 484 92,4 90,0-94,7
Мужчины
18-24 лет 239 299 79,9 75,4-84,5
25-29 лет 230 248 92,7 89,5-96,0
30-34 лет 225 240 93,8 90,7-96,8
Женщины
18-24 лет 225 310 72,6 67,6-77,5
25-29 лет 236 259 91,1 87,7-94,6
30-34 лет 222 244 91,0 87,4-94,6
Употребление алкоголя в течение последних 12 месяцев (годовая распространенность).
Показатель распространенности употребления алкоголя в течение последних 12 месяцев (табл. 3) для мужчин и женщин в целом составил 77,1% (95% ДИ 75,0-79,1). Для мужчин этот показатель был несколько выше - 80,7% (95% ДИ 78,0-83,5) по сравнению с женщинами - 73,4% (95% ДИ 70,4-76,5).
Таблица 3. Употребление алкоголя в течение последних 12 месяцев в зависимости от пола и возраста
Категория Употребляли алкоголь Всего респондентов Годовая распространенность (%) 95% ДИ
Мужчины и женщины
18-24 лет 403 610 66,1 62,3-69,8
25-29 лет 433 508 85,2 82,2-88,3
30-34 лет 397 482 82,4 79,0-85,8
Итого 1233 1600 77,1 75,0-79,1
Мужчины
18-24 лет 214 299 71,6* 66,5-76,7
25-29 лет 221 249 88,8* 84,8-92,7
30-34 лет 201 240 83,8 79,1-88,4
Итого 636 788 80,7* 78,0-83,5
Женщины
18-24 лет 188 310 60,6* 55,2-66,1
25-29 лет 212 259 81,9* 77,2-86,5
30-34 лет 197 244 80,7 75,8-85,7
Итого 597 813 73,4* 70,4-76,5
*) Статистические значимые гендерные различия для возрастных групп 18-34 года Х2 р=0,001), 18-24 года (х2 р=0,004) и 25-29 лет (х2 р=0,028).
Самый низкий уровень годовой распространенности наблюдается в возрасте 18-24 года -66,1% (для мужчин 71,6%, для женщин - 60,6%), самый высокий - в возрасте 25-29 лет -85,2% (для мужчин - 88,8%, для женщин - 81,9%).
Статистические значимые гендерные различия отмечаются как для группы в целом (все возраста) - х2 р=0,001, так и для возрастных групп 18-24 года (х2 р=0,004) и 25-29 лет (х2 р=0,028). В возрастной группе 30-34 года гендерные различия статистически незначимы (х2 р=0,386).
Возрастные различия распространенности употребления алкоголя в течение последних 12 месяцев среди мужчин и женщин представлены на рис.1. Если в возрасте 18-19 лет гендерные различия наиболее выражены, то в более старших возрастах эти различия в
значительном степени нивелируются, при этом наименьшие отличия между мужчинами и женщинами наблюдаются в возрасте 33-34 года.
Рисунок 1. Доля респондентов, употреблявших алкоголь в течение последних 12 месяцев, в зависимости от пола и возраста (%)
Гендерные различия распространенности употребления алкоголя в молодых возрастных группах, по-видимому, связаны с более поздним возрастом первых проб у женщин: так, в среднем, у мужчин первые пробы алкоголя начинаются в возрасте 16,1 года, у женщин - в 16,8 лет, или на 0,7 года позже (Ь-критерий р = 0.045); медианы соответственно составляли 16 и 17 лет (табл. 4).
Таблица 4. Возраст начала употребления алкоголя (годы) (описательная статистика)
Категория Мужчины и женщины Мужчины Женщины
N (валидные) 1325 671 654
Среднее 16,4 16,1 16,8
Медиана 16 16 17
Стд. отклонение 1,99 1,9 2,0
Диапазон 6-29 6-26 7-29
Социально-демографические характеристики различных по отношению к потреблению алкоголя групп респондентов. Для сравнительного анализа все респонденты были разделены на 3 группы: «трезвенники» - никогда не употреблявшие алкоголь; группа «воздерживающихся», то есть не употреблявших алкоголь в течение последних 12 месяцев и группа «потребителей» - употреблявших алкоголь в течение последних 12 месяцев (табл. 5).
Таблица 5. Основные социально-демографические характеристики трех групп респондентов
Категории «Трезвенники» «Воздерживающиеся» «Потребители» Итого Х-квадрат Пирсона, значимость
Возрастные группы
18-24 лет 145 65,0 % 62 42,8 % 403 32,7 % 610 38,1 % 0,000
25-29 лет 41 18,4 % 35 24,1 % 433 35,1 % 509 31,8 %
30-34 лет 37 16,6 % 48 33,1 % 397 32,2 % 482 30,1 %
итого 223 100 % 145 100 % 1233 100 % 1601 100 %
средний возраст 23,09 26,08 26,78 26,2
Пол
мужской 92 41,4 60 41,4 636 51,6 788 49,25 0,003
женский 130 58,6 85 58,6 597 48,4 812 50,75
итого 222 100,0 145 100 1233 100 1600 100
Семейное положение
женат / замужем 52 23,4 % 69 47,6 % 491 39,9 % 612 38,3 % 0,000
разведен или не проживают вместе 3 1,4 % 6 4,1 % 70 5,7 % 79 4,9 %
вдовец / вдова 1 0,5 % 1 0,7 % 3 0,2 % 5 0,3 %
никогда не состоял(а) в браке 166 74,8 % 69 47,6 % 668 54,2 % 903 56,5 %
итого 222 100 % 145 100 % 1232 100 % 1599 100 %
Наличие детей
да 36 16,3 % 62 42,8 % 429 34,8 % 527 33,0 % 0,000
нет 185 83,7 % 83 57,2 % 804 65,2 % 1072 67,0 %
итого 221 100 % 145 100 % 1233 100 % 1599 100 %
Образование
9 (8) классов средней школы и менее 0 0 % «0 0 % 4 0,3 % 4 0,3 % 0,000
11 (10) классов средней школы 77 34,7 % 31 21,4 % 119 9,7 % 227 14,2 %
незаконченное среднее профессиональное или специальное 18 8,1 % 4 2,8 % 51 4,1 % 73 4,6 %
законченное среднее профессиональное или специальное 28 12,6 % 37 25,5 % 357 29,0 % 422 26,4 %
незаконченное высшее 46 20,7 % 16 11,0 % 184 14,9 % 246 15,4 %
законченное высшее 53 23,9 % 57 39,3 % 517 42,0 % 627 39,2 %
Итого 222 100 % 145 100 % 1232 100 % 1599 100 %
Учеба
да 133 59,6 % 42 29,0 % 264 21,4 % 439 27,4 % 0,000
Нет 90 40,4 % 103 71,0 % 970 78,6 % 1163 72,6 %
Итого 223 100 % 145 100 % 1234 100 % 1602 100 %
Род занятий (профессия)
военнослужащий 3 1,4 % 2 1,4 % 12 1,0 % 17 1,1 % 0,000
депутат законодательного органа / управленец / менеджер 2 0,9 % 2 1,4 % 16 1,3 % 20 1,3 %
квалифицированный специалист 35 16,4 % 33 23,1 % 377 31,4 % 445 28,6 %
технический работник / вспомогательный персонал 7 3,3 % 6 4,2 % 106 8,8 % 119 7,6 %
офисный работник 28 13,1 % 27 18,9 % 234 19,5 % 289 18,5 %
работник сферы услуг / продавец в магазине или на рынке 10 4,7 % 24 16,8 % 149 12,4 % 183 11,7 %
квалифицированный работник сельского или рыбного хозяйства 2 0,9 % 0 0,0 % 9 0,7 % 11 0,7 %
ремесленник 1 0,5 % 1 0,7 % 6 0,5 % 8 0,5 %
рабочий / оператор оборудования на заводе/ в строительстве / на транспорте 12 5,6 % 9 6,3 % 93 7,7 % 114 7,3 %
неквалифицированный рабочий 1 0,5 % 0 0,0 % 18 1,5 % 19 1,2 %
другое 1 0,5 % 1 0,7 % 8 0,7 % 10 0,6 %
никогда не работал 112 52,3 % 38 26,6 % 173 14,4 % 323 20,7 %
Итого 214 100 % 143 100 % 1201 100 % 1558 100 %
Занятость в настоящее время
полная занятость (40 и более часов в неделю) 70 31,7 % 70 47,9 % 840 68,3 % 980 61,4 % 0,000
частичная занятость (менее 40 часов в неделю) 21 9,5 % 6 4,1 % 113 9,2 % 140 8,8 %
безработный(-ая) 3 1,4 % 3 2,1 % 32 2,6 % 38 2,4 %
домохозяйка 10 4,5 % 26 17,8 % 57 4,6 % 93 5,8 %
нетрудоспособен(-на) / инвалид 1 0,5 % 1 0,7 % 5 0,4 % 7 0,4 %
студент(-ка) 113 51,1 % 34 23,3 % 178 14,5 % 325 20,4 %
другое 3 1,4 % 6 4,1 % 5 0,4 % 14 0,9 %
итого 221 100 % 146 100 % 1230 100 % 1597 100 %
Религия
неверующий / атеист 22 10,4 % 19 13,8 % 164 13,8 % 205 13,3 % 0,000
буддизм 1 0,5 % 0 0,0 % 5 0,4 % 6 0,4 %
ислам 33 15,6 % 3 2,2 % 32 2,7 % 68 4,4 %
иудаизм 4 1,9 % 1 0,7 % 2 0,2 % 7 0,5 %
православие 138 65,1 % 99 71,7 % 947 79,6 % 1184 76,9 %
христианство (другая конфессия) 13 6,1 % 16 11,6 % 38 3,2 % 67 4,4 %
язычество 0 0,0 % 0 0,0 % 1 0,1 % 1 0,1 %
другое 1 0,5 % 0 0,0 % 1 0,1 % 2 0,1 %
итого 212 100 % 138 100 % 1190 100 % 1540 100 %
Национальность
русские 164 75,2 % 131 91,0 % 1090 90,6 % 1385 88,5 % 0,000
украинцы 4 1,8 % 4 2,8 % 33 2,7 % 41 2,6 %
белорусы 0 0,0 % 0 0,0 % 17 1,4 % 17 1,1 %
татары 16 7,3 % 2 1,4 % 23 1,9 % 41 2,6 %
башкиры 0 0,0 % 0 0,0 % 2 0,2 % 2 0,1 %
евреи 4 1,8 % 3 2,1 % 5 0,4 % 12 0,8 %
мордва,чуваши,марийцы 0 0,0 % 0 0,0 % 3 0,2 % 3 0,2 %
национальности Кавказа 18 8,3 % 4 2,8 % 25 2,1 % 47 3,0 %
Национальности Средней Азии 12 5,5 % 0 0 % 5 0,4 % 17 1,1 %
итого 218 100 % 144 100 % 1203 100 % 1565 100 %
Группы «Трезвенники», «Воздерживающиеся» и «Потребители», а также итоговые значения представлены в виде числа респондентов и удельного веса (%).
Среди «трезвенников» выше доля лиц в возрасте 18-24 года (65%), женщин (58,6%), не имеющих детей (83,7%), имеющих законченное общее среднее образование (10-11 классов средней школы) и обучающихся в настоящее время (59,6%), 51,1% -являлись студентами. 52,9% «трезвенников» никогда не работали, наряду с этим 16,4% позиционировали себя как «квалифицированный специалист» и 31,7% работали полную рабочую неделю («полная занятость» по анкете). В группе «трезвенников», как и в остальных группах, большая часть респондентов относили себя к православным, по сравнению с двумя другими группами, среди них выше доля исповедующих ислам (15,6%), татар, кавказцев и выходцев из Средней Азии (соответственно 7,3, 8,3 и 5,5%).
Группа «воздерживающихся» (табл. 5) характеризуется более высокой долей лиц в возрасте 18-24 года (42,8%) по сравнению с группой «потребителей», более высокой долей женщин (58,6%), женатых/замужних (47,6%), имеющих детей (42,8%). Среди них высока доля образованных людей - 39,3% имеют законченное высшее образование, 25,5% - законченное среднее специальное профессиональное образование, 29% респондентов этой группы учатся, в силу этого 26,6% никогда не работали. По роду занятий большинство относятся к «квалифицированным специалистам» (23,1%), офисным работникам (18,9%) и работникам сферы услуг (16,8%). Большая часть респондентов имеют полную занятость (47,9%), к студентам себя относят 23,3%, занимаются домашним хозяйством - 17,8% респондентов. Подавляющее большинство респондентов этой группы русские (91,0%), по религиозной принадлежности большинство православные (71,7%), христиане других конфессий (11,6%) или атеисты (13,8%).
В группе «потребителей» на каждую из возрастных групп приходится приблизительно по 1/3 респондентов (табл. 5). Соотношение мужчин и женщин примерно одинаковое с небольшим преобладанием мужчин (51,6%). Большинство, несмотря на сдвиг в более старшие возраста по сравнению с двумя другими группами, никогда не состояли в браке (54,2%) и не имели детей (65,2%). При этом 60% респондентов этой группы имели законченное или незаконченное высшее образование, 29% - законченное среднее и профессиональное образование. Большинство респондентов завершили свое образование (78,6% - не учатся), однако 21,4% - продолжают повышать свой образовательный уровень. Большинство респондентов этой группы работают полную рабочую неделю (68,3%), 9,2% имеют частичную занятость, 14,5% являются студентами. По отношению к религии 79,6% считают себя православными, 13,8% - атеистами; по национальной принадлежности большинство - русские - 90,6%.
Средний возраст первого в жизни опыта употребления алкоголя - 16,4 года (медиана -16 лет). Мужчины начинают употребление несколько раньше (средний - 16,1 года, медиана - 16 лет) по сравнению с женщинами (средний - 16,8 лет, медиана - 17 лет).
Средний возраст и медиана при первом в жизни опьянении у мужчин также несколько больше (табл. 6), однако расхождения у мужчин и женщин статистически незначимы (^ критерий р = 0.167).
Таблица 6. Возраст при первом опьянении (годы) (описательная статистика)
Категория Мужчины и женщины Мужчины Женщины
N (валидные) 774 671 290
Среднее 17,2 16,1 17,6
Медиана 17 16 17
Стд. отклонение 2,1 1,9 2,1
Диапазон 11-29 6-26 14-29
Существенные различия между мужчинами и женщинами наблюдаются также по частоте употребления алкоголя в течение последних 12 месяцев (табл. 7). Так, мужчины употребляют спиртные напитки в среднем 72 дня в году, тогда как женщины - 25 дней, или почти в 3 раза реже. Следует также отметить, что у мужчин с возрастом частота употребления алкоголя увеличивается (в группе 18-24 года в среднем 40 дней в году, в группах 25-29 и 30-34 года - 81 день). У женщин частота употребления алкоголя увеличивается не столь значительно - соответственно с 23 до 24-27 дней. При этом медиана этой переменной у мужчин увеличивается с 30 до 78 дней, а у женщин остается неизменной во всех возрастных группах - 12 дней (табл. 7).
Таблица 7. Частота употребления любых алкогольных напитков за последние 12 месяцев (дней в году)(описательная статистика)
Категория N Среднее Стд. отклонение Минимум /максимум Медиана
Мужчины и женщины
18-24 лет 403 40,1 62,4 1-365 12
25-29 лет 433 53,3 71,0 1-365 30
30-34 лет 397 54,1 65,5 1-365 30
Итого 1233 49,3 66,8 1-365 30
Мужчины
18-24 лет 214 55,3 76,8 1-365 30
25-29 лет 221 81,1 86,5 1-365 78
30-34 лет 201 80,9 77,4 3,5-365 78
Итого 636 72,3 81,3 1-365 30
Женщины
18-24 лет 188 22,9 32,8 1-286 12
25-29 лет 212 24,4 29,1 1-182 12
30-34 лет 197 26,9 33,0 1-286 12
Итого 597 24,7 31,6 1-286 12
Распространенность употребления различных алкогольных напитков. Пиво было самым распространенным алкогольным напитком - его употребляли 57,2% респондентов, вино -52,6%, крепкий алкоголь - 47,8% и слабоалкогольные энергетические напитки - 11,3%.
Алкогольный статус респондентов. На основе расчетной переменной «Выпито порций любых алкогольных напитков за последние 12 месяцев» выделено четыре группы респондентов, различающиеся по статусу употребления алкоголя: 0 порций -трезвенники; более 0 но меньше 365 порций в год - мало пьющие, 365-729 порций в год -умеренно пьющие, 730 или более порций в год - много пьющие.
Анализ полученных результатов показал, что среди всех респондентов за последние 12 месяцев 23,6% не употребляли алкоголь и были отнесены к категории «трезвенники», 68,7% - к категории «мало пьющих», 4,2% - к категории «умеренно пьющих», 3,5% - к категории «много пьющих» (табл. 8).
Таблица 8. Алкогольный статус респондентов в зависимости от пола
Категория Число респондентов Валидный процент (%) 95% ДИ
Мужчины и женщины
трезвенники 379 23,6 21,6-25,7
мало пьющие 1101 68,7 66,4-71,0
умеренно пьющие 67 4,2 3,2-5,2
много пьющие 56 3,5 2,6-4,4
итого 1603 100
Мужчины
трезвенники 157 19,8 17,1-22,7
мало пьющие 521 66,1 62,7-69,3
умеренно пьющие 58 7,4 5,5-9,2
много пьющие 53 6,7 5,0-8,5
итого 789 100
Женщины
трезвенники 222 27,2 24,2-30,3
мало пьющие 580 71,2 68,1-74,4
умеренно пьющие 9 1,0 0,4-1,8
много пьющие * 3 0,4
итого 814 100
*) Менее 5 наблюдений
Среди мужчин меньше доля «трезвенников» (19,8%) и «мало пьющих», но больше доля «умеренно пьющих» (7,4%) и «много пьющих» (6,7%). Среди женщин, напротив, выше доля «трезвенников» (27,2%) и «мало пьющих» (71,2%), и, соответственно, меньше доли «умеренно пьющих» и «много пьющих».
С увеличением возраста меняется распределение респондентов по алкогольному статусу (табл. 9): уменьшается доля «трезвенников» (с 34,5% в группе 18-24 года до 18,8% в группе 30-34 года) и увеличивается доля употребляющих алкоголь.
Таблица 9. Алкогольный статус респондентов в зависимости от возраста
Категория Трезвенники Мало пьющие Умеренно пьющие Много пьющие
n % n % n % n %
18-24 лет 211 34,5 375 61,4 11 1,8 14 2,3
25-29 лет 77 15,1 382 75,0 27 5,3 23 4,5
30-34 лет 91 18,8 345 71,3 29 6,0 19 3,9
Особенно заметно с увеличением возраста возрастает доля «мало пьющих» (соответственно с 61,4 до 71,3%) и «умеренно пьющих» (соответственно с 1,8 до 6%). Доля «много пьющих» также увеличивается, но не столь значительно (соответственно с 2,3 до 3,9%). Изменения алкогольного статуса с увеличением возраста в группе статистически значимы (х2 р = 0,000).
Количественные показатели употребления чистого алкоголя. В среднем на одного употребляющего алкоголь респондента приходится 14,9 г алкоголя в день, 105 г в неделю, 454 г - в месяц, 5449 г в год (табл. 10, 11).
Таблица 10. Количественные характеристики употребления абсолютного алкоголя (г/ в сутки)
Категория Число наблюдений Среднее Медиана Мода Стд. отклонение Минимум Максимум
Пиво 905 11,6 3,2 1,3 25,6 0,05 262,8
Вино 769 2,8 1,0 0,3 8,7 0,04 125,4
Крепкий алкоголь 735 4,5 1,3 1,8 12,8 0,04 213,0
Иные слабоалкогольные напитки 208 7,9 0,8 0,2 35,2 0,03 285,7
Любые виды алкоголя 1176 14,9 4,4 0,3 35,0 0,04 409,5
Таблица 11. Описательная статистика употребления чистого алкоголя в год, месяц и день в различных возрастных группах и гендерных группах (граммов в год, месяц, день)
18-24 лет 25-29 лет 30-34 лет Все возраста
сред. ледиана стд.откл сред. чедиана стд.откл сред. ледиана стд.откл сред. ледиана стд.откл
Мужчины и женщины
п=384 п=415 п=376 п=1176
В год 4562,2 1204,1 13299,4 6011,6 1538,6 14060,2 5732,6 2265,8 10558,2 5448,6 1608,9 12783,0
В месяц 380,2 100,3 1108,3 501,0 128,2 1171,7 477,7 188,8 879,9 454,1 134,1 1065,3
5 неделю 87,7 23,2 255,8 115,6 29,6 270,4 110,2 43,6 203,0 104,8 30,9 245,8
В день 12,5 3,3 36,4 16,5 4,2 38,5 15,7 6,2 28,9 14,9 4,4 35,0
Мужчины
п=204 п=214 п=192 п=610
В год 7333,5 2181,3 17508,4 10160,8 4452,3 18542,9 8802,2 5049,4 13000,4 8786,2 3735,7 16639,6
В месяц 611,1 181,8 1459,0 846,7 371,0 1545,2 733,5 420,8 1083,4 732,2 311,3 1386,6
5 неделю 141,0 42,0 336,7 195,4 85,6 356,6 169,3 97,1 250,0 169,0 71,8 320,0
В день 20,1 6,0 48,0 27,8 12,2 50,8 24,1 13,8 35,6 24,1 10,2 45,6
Женщины
п=180 п=201 п=185 п=655
В год 1412,5 539,2 3411,3 1606,3 789,0 2363,8 2549,4 943,0 5691,5 1852,7 725,0 4055,2
В месяц 117,7 44,9 284,3 133,9 65,8 197,0 212,5 78,6 474,3 154,4 60,4 337,9
5 неделю 27,2 10,4 65,6 30,9 15,2 45,5 49,0 18,1 109,5 35,6 13,9 78,0
В день 3,9 1,5 9,3 4,4 2,2 6,5 7,0 2,6 15,6 5,1 2,0 11,1
Средние показатели употребления алкоголя по видам напитков (табл. 12) свидетельствуют о том, что наибольшее количество алкоголя употребляется с пивом (в среднем 11,6 г чистого алкоголя в сутки), при этом именно пиво употребляет наибольшее число респондентов (905 человек). Употребление вина дает 2,8 г. в сутки (769
респондентов); крепких алкогольных напитков - 4,5 г в сутки (735 респондентов); слабоалкогольных энергетических напитков - в среднем 7,9 г в сутки (208 респондентов).
В зависимости от пола и возраста потребление алкоголя среди респондентов различается (табл. 12). Так, мужчины употребляют в среднем 24,1 г чистого алкоголя в сутки, тогда как женщины - лишь 5,1 г. Самые низкие показатели употребления отмечаются в возрастной группе 18-24 года - 12,5 г (среди мужчин - 20,1 г, среди женщин - 2,9 г.). Наиболее высокий уровень употребления среди мужчин имеет место в возрасте 25-29 лет - 27,8 г, среди женщин в возрасте 30-34 г - 7,0 г чистого алкоголя в сутки.
Таблица 12. Структура выпитого алкоголя в соответствии с видом алкогольного напитка (%)
Категория Пиво Вино Крепкие напитки Иные слабоалкогольные напитки Всего
Всего 59,6 12,2 18,9 9,3 100
18-24 года 56,4 11,4 14,7 17,6 100
28-29 лет 59,8 11,6 18,5 10,1 100
30-34 года 61,9 13,5 22,9 1,7 100
Мужчины 62,0 7,9 19,3 10,8 100
18-24 года 55,7 8,2 16,0 20,1 100
28-29 лет 60,7 9,1 18,9 11,3 100
30-34 года 69,3 6,0 22,7 1,9 100
Женщины 47,2 34,2 16,9 1,7 100
18-24 года 60,1 30,0 7,1 2,7 100
28-29 лет 54,1 28,6 15,2 2,0 100
30-34 года 35,5 40,3 23,4 0,8 100
На рис. 2 представлены средние показатели употребления чистого алкоголя в сутки в
зависимости от возраста и пола респондентов. Так, у мужчин «пиковые» значения употребления алкоголя наблюдаются в 23 и 27 лет, у женщин - в 20 и 31 год. Снижение потребления алкоголя можно отметить после 27 лет у мужчин и после 31 года - у женщин.
В целом наибольшее количество алкоголя респонденты употребляли с пивом - 59,6% чистого алкоголя; второе ранговое место занимали крепкие алкогольные напитки - 18,9%; на вино пришлось 12,2% употребленного чистого алкоголя, на иные слабоалкогольные напитки - 9,3%.
Эти соотношения различались у мужчин и женщин (табл. 10). Так, у мужчин наибольшая часть употребленного чистого алкоголя пришлась на пиво - 62%, на крепкие алкогольные напитки - 19,3%, на иные слабоалкогольные напитки - 10,8%, на вино - 7,9%. По сравнению с мужчинами женщины употребляли меньше алкоголя с пивом - 47,2% и
больше с вином - 34,2%; на крепкие алкогольные напитки пришлось 16,9% чистого алкоголя; на иные слабоалкогольные напитки - лишь 1,7%.
С увеличением возраста структура употребления алкоголя изменяется и у мужчин, и у женщин. У мужчин растет доля чистого алкоголя, получаемого из пива и крепких алкогольных напитков, сокращается доля алкоголя, получаемого из вина и иных слабоалкогольных напитков. У женщин сокращается доля чистого алкоголя, употребленного с пивом и иными слабоалкогольными напитками, и увеличивается доля алкоголя, употребленного с вином и крепкими алкогольными напитками.
Рис.2. Среднесуточное употребление чистого алкоголя в течение последних 12 месяцев, в зависимости от пола и возраста (граммов в день)
40.0
возрас т 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
- - - - оба пола 4,8 5.7 9,4 17.4 13.1 20,4 13,0 10,6 9,9 22,7 18.7 20,4 17,6 18,6 13,0 13,5 15,8
7,3 8,5 11.0 28.7 19,8 35,0 24.5 17,2 17,3 37.8 31.6 32,7 29,2 23,7 18.4 20,8 25,0
— — женщины 1,2 2,4 8,0 1.3 2.8 3.9 4,4 3,6 5.1 4,2 2.8 6,3 5.4 12,5 7,2 6.2 6,9
Обсуждение
Алкогольная политика в России, проводимая на государственном уровне, включает ограничительные меры по продаже алкогольных напитков на основе Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Закон включает нормы, запрещающие использование для производства алкогольной продукции этилового спирта из непищевого сырья; производство и реализацию алкогольной продукции без соответствующей лицензии, специальной и акцизной маркировки; розничную реализацию питьевого и вообще этилового спирта; реализацию алкогольной продукции лицам, не достигшим 18 лет; реализацию алкогольной продукции (за
исключением пива) физическими лицами; реализацию любой алкогольной продукции в детских, учебных, культовых, лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях; реализацию алкогольной продукции крепостью свыше 16,5% об. спирта в местах массового скопления граждан, местах повышенной опасности и т.п.; реализацию алкогольной продукции вне мест, определенных для этого органами местного самоуправления; продажу алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов утра по местному времени.
По данным Росстата [9] рост продаж абсолютного алкоголя на душу населения в год продолжался до 2008 года, когда его величина составила почти 9,8 л а.а. на душу населения. В дальнейшем отмечалось снижение этого показателя и в 2014 г. он составил до 7,6 л а.а. на душу населения.
Отдельные исследователи [5] отмечают, что уровень потребления алкогольных напитков на душу населения в России значительно выше и составляет от 13 до 18 литров за счёт неучтенного алкоголя. При этом оценки последних лет, хотя и остаются на высоком уровне, также свидетельствуют о снижении потребления алкоголя на душу всего населения с 15,1 л а.а. в 2000 г до 11,5 в 2012 г. Для населения в возрасте 15 лет и старше этот показатель снизился за тот же период с 18,8 до 13,9 л а.а.
Кроме анализа объёмов потребляемого алкоголя, также важна структура, которая складывается из 3-х основных компонентов: крепкие спиртные напитки (водка и т.п.), вино и пиво. При этом наибольшая доля рынка алкогольной продукции в нашей стране приходится на продажу крепких спиртных напитков и пива. В 2005-2014 гг. отмечается значительное снижение уровня продаж водки и ликероводочных изделий (с 203,5 млн. дкл. в 2005 г. до 112,4 в 2014 г.), и к 2014 г. этот показатель снизился на 55%. Наряду с этим в тот же период наблюдалось увеличение продаж вина, шампанских и игристых вин, коньяка и коньячных изделий. При этом потребление пива, несмотря на некоторое снижение, в 2014 гг. остается на высоком уровне - 895,9 млн. дкл в год [9].
В последние годы данные федерального статистического наблюдения свидетельствуют об улучшении алкогольной ситуации в стране. Так, за период с 2004 по 2014 гг. наблюдалась отчетливо выраженная тенденция к снижению первичной заболеваемости алкогольными психозами - по сравнению с уровнем 2004 года показатель снизился в два раза. Аналогичная динамика наблюдается в отношении первичной заболеваемости алкоголизмом. В этот же период наблюдается снижение числа госпитализаций пациентов с алкогольными психозами и зависимостью от алкоголя. Отмечается снижение смертности от острых отравлений алкоголем: по сравнению с 2003 годом этот показатель снизился в два раза - с 31,4 в 2003 г. до 15,0 на 100 тыс. населения [3].
Социологические исследования указывают на увеличение доли населения не употребляющей алкоголь, причем это происходит во всех возрастных группах. Также отмечается уменьшение частоты употребления алкоголя, увеличение доли лиц,
употребляющих пиво за счет сокращения потребления водки и самогона, снижение объема потребляемого а.а. алкоголя в граммах [7]. На улучшение алкогольной ситуации также указывают результаты интернет-опросов [1].
В Российской Федерации не проводилось репрезентативных исследований, посвященных употреблению алкоголя среди молодых людей в возрасте 18-34 года в контексте оценки количественных показателей потребления алкоголя в зависимости от социально-демографических и культурных особенностей.
Проведенное исследование свидетельствует о высоком уровне распространенности употребления алкоголя в течение последних 12 месяцев, как среди мужчин, так и среди женщин. Самым распространенным алкогольным напитком было пиво - его употребляли 57,2% респондентов, вино - 52,6%, крепкий алкоголь - 47,8% и слабоалкогольные энергетические напитки - 11,3%. Средний возраст первого в жизни опыта употребления алкоголя - 16,4 года (у мужчин - 16,1 года, у женщин - 16,8 лет). Средний возраст при первом в жизни опьянении 17,2 года (у мужчин - 16,1 года, у женщин - 17,6лет). Частота употребления алкоголя в течение последних 12 месяцев у мужчин в среднем 72 дня в году, у женщин - 25 дней.
По возрасту «потребители алкоголя» (т.е. употреблявшие алкоголь в течение года) характеризовались примерно равным соотношением респондентов всех возрастных групп: по 1/3 респондентов. Соотношение мужчин и женщин примерно одинаковое с небольшим преобладанием мужчин (51,6%). Большинство таких респондентов никогда не состояли в браке и не имели детей. При этом 89% респондентов этой группы имели законченное или незаконченное высшее образование или законченное среднее и профессиональное образование. Значительная часть «потребителей» завершили свое образование (78,6%), однако 21,4% продолжают повышать свой образовательный уровень. Респонденты этой группы остаются социально-адаптированными: работают полную рабочую неделю - 68,3%, 9,2% имеют частичную занятость, 14,5% - являются студентами.
По алкогольному статусу респонденты были разделены на 4 группы: среди всех респондентов за последние 12 месяцев 23,6% не употребляли алкоголь и были отнесены к категории «трезвенники», 68,7% - к категории «мало пьющих», 4,2% - к категории «умеренно пьющих», 3,5% - к категории «много пьющих». В исследовании показано, что с увеличением возраста меняется распределение респондентов по алкогольному статусу: уменьшается доля «трезвенников» и увеличивается доля употребляющих алкоголь. При этом доля «мало пьющих» увеличивается с 61,4 до 71,3%, «умеренно пьющих» -соответственно с 1,8 до 6%. Доля «много пьющих» также увеличивается, но не столь значительно (соответственно с 2,3 до 3,9%). Изменения алкогольного статуса с увеличением возраста в группе статистически значимы (х2 р = 0,000).
В среднем на одного употребляющего алкоголь респондента приходится 14,9 г чистого алкоголя в сутки, мужчину - 24,1 г, женщину - 5,1 г. Количество употребляемого алкоголя с возрастом увеличивается. Снижение потребления алкоголя можно отметить после 27 лет у мужчин и после 31 года - у женщин.
Результаты данного исследования показывают, что количество абсолютного алкоголя, употребленное респондентами в возрасте 18-34 года в течение года (включая всех опрошенных респондентов, n=1604) составило 4001 граммов. Эти показатели невозможно корректно сопоставить с оценочными показателями, приводимыми Немцовым А.В. и Шелыгиным К.В. [5] в силу различия возрастных групп и единиц измерения. Вместе с тем оценки, полученные в данном исследовании, можно считать близким к оценкам, приводимым Рощиной Я.М. [7] - 2,46 л абсолютного алкоголя в год на 1 жителя России в возрасте старше 16 лет. В то же время оба варианта расчета (данного исследования и Рощиной Я.М.) значительно ниже данных, приводимых Росстатом - 7,6 л а.а. на одного жителя Российской Федерации в 2014 году. Причины такого несоответствия отражены в работах В.Тапилиной [8], в частности, ею было отмечено желание людей при опросе не показывать высокий уровень потребления алкоголя, а также возможном смещении выборки из-за вероятного выпадения из выборки сильно пьющих людей (как правило, маргинальных слоев населения).
Заключение
Проведенное исследование показало, что годовая распространенность употребления алкоголя для населения в возрасте 18-34 года в Москве составила 77,1%, для мужчин -80,7%, для женщин - 73,4%, т.е. на период проведения исследования употребляли алкоголи примерно % мужчин и женщин в возрасте 18-34 года. Соотношение мужчин и женщин в группе «потребителей» примерно 1:1. Средний возраст начала употребления алкоголя у мужчин - 16 лет, у женщин - 17 лет. Самым распространенным алкогольным напитком является пиво - его употребляли 57,2% респондентов, вино - 52,6%, крепкий алкоголь - 47,8% и слабоалкогольные энергетические напитки - 11,3%. По алкогольному статусу все респонденты распределились: 23,6% - «трезвенники», 68,7% - категория «мало пьющих», 4,2% - категория «умеренно пьющих», 3,5% - категория «много пьющих». На одного употребляющего алкоголь респондента приходится 14,9 г алкоголя в день, на мужчину - 24,1 г чистого алкоголя в сутки, на женщину - 5,1 г. Наибольшее количество алкоголя респонденты употребляли с пивом - 59,6% чистого алкоголя; с крепкими алкогольными напитками - 18,9%; с вином - 12,2%, с иными слабоалкогольными напитками - 9,3%. С увеличением возраста структура употребления алкоголя изменяется и у мужчин, и у женщин. У мужчин растет доля чистого алкоголя, получаемого из пива и крепких алкогольных напитков, сокращается доля алкоголя, получаемого из вина и иных слабоалкогольных напитков. У женщин сокращается доля чистого алкоголя, употребленного с пивом и иными слабоалкогольными напитками, и
увеличивается доля алкоголя, употребленного с вином и крепкими алкогольными напитками. Потребление алкоголя в Москве, несмотря на предпринимаемые профилактические меры, остается высоким. Для разработки эффективных профилактических антиалкогольных программ целесообразно учитывать факторы, влияющие на потребление алкоголя: возраст, пол, национальность, род занятий, религиозную принадлежность, социальное и семейное положение, тип потребляемого алкоголя.
Выражение признательности
Финансирование для поддержки этой работы было предоставлено Международным союзом по ответственному потреблению алкоголя (!ЛКЭ). Доноры не участвовали в анализе, интерпретации данных и написании статьи. Авторский коллектив имел полный доступ к данным и несет конечную ответственность за решение о представлении для публикации.
Конфликт интересов
Авторы заявляют, что у них нет конкурирующих интересов.
Вклад авторов
Дизайн исследования был согласован со всеми авторами. В.В. Киржанова и А.У. Тейлор проанализировали данные. В.В. Киржанова подготовила оригинальный текст, а все авторы рассмотрели и редактировали проект.
Литература
1. Глас Рунета - Пить или не пить? Вот в чем вопрос! Онлайн опрос от 2013 г. URL: http://subscribe.ru/archive/media.vox/201310/24114238.html
2. Зайцев В. М., Лифляндский В.Г., Маринкин В.И. Прикладная медицинская статистика. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. СПб.: Фолиант, 2003. 428 с.
3. Кошкина Е.А., Киржанова В.В., Вышинский К.В. Эпидемиология алкоголизма. Наркология: национальное руководство (под ред. Иванца Н.Н., Анохиной И.П., Винниковой М.А.). 2-е изд., перераб. и доп. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. 944 с.
4. Мировая статистика здравоохранения 2013. ВОЗ: 2014. URL:http://www.who.int/gho/publications/world_health_statistics/2013/ru/
5. Немцов А.В., Шелыгин К.В. Потребление алкоголя в России: 1956-2012 гг. Вопросы наркологии 2014; (5): 312.
6. Попович М.В., Глазунов И.С., Потемкина Р.А., Деев А.Д., Старовойтов М.Л., Соколова Л.А., Лукичева Л.А. Потребление алкоголя в России. Демоскоп Weekly 2004; 143-144. URL: http://demoscope.ru/weekly/2004/0143/analit02.php
7. Рощина Я.М. Динамика и структура потребления алкоголя в современной России. Вестник Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ М.: НИУ «Высшая школа экономики», 2012. 238-257.
8. Тапилина В.С. Сколько пьет Россия? Объем, динамика и дифференциация потребления алкоголя. Социологические исследования 2006; (2): 85-94.
9. Торговля в России 2015. Статистический сборник. M.: Росстат, 2015. 243 с.
10. Global status report on alcohol and health - 2014 ed. World Health Organization 2014. 86 c.
11. The Lipid Research Clinics. Population Studies Data Book. Volume III. The USSR First Prevalence Study. NIH Publication No. 87-2727, 1986; (3): 47.
Survey of Alcohol Consumption and Drinking Patterns Among Young Adults Residing in Moscow in Transition into Adulthood: Socio-Demography, Quantity, Frequency, Context
Kirzhanova V. V.
DM, PhD, Head, Department of Epidemiology1, e-mail: [email protected] Taylor A. W.
PhD, Adjunct Professor, Population Research & Outcome Studies, Discipline of Medicine2, e-mail: [email protected]
Bewick B. M.
PhD, Associate Professor, School of Medicine, Leeds Institute of Health Sciences3, e-mail: [email protected]
Bobkov E. N.
Researcher, Department of Epidemiology1, e-mail: [email protected] Smirnovskaya M. S.
Researcher, Department of Monitoring of Drug Situation4, e-mail: [email protected]
1 National Research Center on Addictions - branch V. Serbsky National Medical Research Centre for Psychiatry and Narcology, Ministry of Health of the Russian Federation
2 The University of Adelaide, South Australia, Australia
3 University of Leeds, Leeds, United Kingdom
4 Moscow Research and Practical Center on Addiction, Moscow Department of Healthcare, Russian Federation
Abstract
Relevance. The prevalence of alcohol abuse in the Russian Federation is extremely relevant. An active alcohol policy aimed at reducing alcohol consumption among the population including young people is currently implemented in the country at the state level. However, there were no representative studies devoted to alcohol consumption among young people aged 18-34 in the context of assessing the quantitative indices of alcohol consumption depending on socio-demographic and cultural features. Aim and targets. To study the prevalence, the quantitative characteristics of alcohol consumption, the types of alcoholic beverages, the age of first experience of alcohol use, the influence of the main demographic characteristics in transition into adulthood among young people aged 18-34 in Moscow. Methodology. Questioning by specially trained interviewers of young people aged 18-34 sampled on the basis of a multi-stage stratification. Results. The prevalence of alcohol use during the last 12 months for men and women as a whole was 77.1%, for men - 80.7%, for women - 73.4%. The most common alcoholic beverage was beer - it was consumed by 57.2% of respondents, wine - 52.6%, strong alcohol - 47.8% and low-alcohol energy drinks - 11.3%. The average age of the first experience in drinking alcohol is 16.4 years (for men 16.1 years, for women 16.8 years). The average age of the first intoxication in life is 17.2 years (for men 16.1 years, for women 17.6 years). The frequency of alcohol use during the last 12 months among men is on average 72 days per year, for women - 25 days. Among all respondents for the last 12 months 23.6% did not drink alcohol ("abstainers"), 68.7% - classified as "low drinkers", 4.2% - "moderate drinkers", 3.5% were attributed to the category of "heavy drinkers." On average, one respondent using alcohol consumes 14.9 grams of pure alcohol per day, a male 24.1 grams, and a female 5.1 grams. The amount of alcohol consumed increases with growing up. Reduction of alcohol consumption was observed after 27 years in men and after 31 years in women. Conclusions. Consumption of alcohol in Moscow remains high despite the measures taken by the government. It was revealed a cohort of young people identified as "moderate drinkers (4.2%) and" heavy drinkers "(3.5%). for whom the development of preventive interventions is necessary.
Key words: alcohol, gender, age, Moscow
Acknowledgments
Financial support for the study was provided by International Alliance for Responsible Drinking (IARD). Donors did not participate in the analysis, interpretation of the data and writing of the article. The author team had full access to the data and was ultimately responsible for the decision to submit for publication.
Conflict of interest
The authors state that they have no competing interests.
Authors contribution
The design of the study was agreed with all authors. V.V. Kirzhanova and A.U. Taylor analyzed the data. V.V. Kirzhanova prepared the original text, and all authors reviewed and edited the draft.
References
1. "Glas Runeta - Pit' ili ne pit'? Vot v chem vopros! Onlajn opros ot 2013 g. [Voice of Runet - To Drink or not to Drink? That is the Question! Online survey of 2013]." http://subscribe.ru/archive/media.vox/201310/24114238.html.
2. Zajcev, V. M., V. G. Liflyandskij, and V. I. Marinkin. Prikladnaya medicinskaya statistika. Uchebnoe posobie dlya studentov medicinskih vuzov [Applied medical statistics. Textbook for students of medical schools]. St. Petersburg: Foliant, 2003.
3. Koshkina, E. A., V. V. Kirzhanova, and K. V. Vyshinskij. "Epidemiologiya alkogolizma [Epidemiology of alcoholism]." In Narkologiya: nacionalnoe rukovodstvo [Narcology: national guidelines. 2-nd edition], edited by N. N. Ivanec, I. P. Anohina, and M. A. Vinnikova. Moscow: GEHOTAR-Media, 2016.
4. World Health Statistics 2013. WHO: 2014
http://www.who.int/gho/publications/world_health_statistics/2013/ru/
5. Nemcov, A. V., and K. V. Shelygin. "Potreblenie alkogolya v Rossii: 1956-2012 gg. [Consumption of alcohol in Russia: 1956-2012.]." Voprosy narkologii, no. 5 (2014): 3-12.
6. Popovich, M.V., I.S. Glazunov, R.A. Potemkina, A.D. Deev, M.L. Starovojtov, L.A. Sokolova and L.A. Lukicheva. Potreblenie alkogolya v Rossii [Alcohol Consumption in Russia]. Demoskop Weekly 2004; (143-144). http://demoscope.ru/weekly/2004/0143/analit02.php
7. Roshchina, Y. M. "Dinamika i struktura potrebleniya alkogolya v sovremennoj Rossii [Dynamics and structure of alcohol consumption in modern Russia]." In Vestnik Rossijskogo monitoringa ehkonomicheskogo polozheniya i zdorovya naseleniya NIU VSE, 238-57. Moscow: NIU «Vysshaya shkola ehkonomiki», 2012.
8. Tapilina, V. S. "Skolko p'et Rossiya? Obem, dinamika i differenciaciya potrebleniya alkogolya [How much does Russia drink? Volume, dynamics and differentiation of alcohol consumption]." Sociologicheskie issledovaniya, no. 2 (2006): 85-94.
9. Torgovlya v Rossii 2015. Statisticheskij sbornik [Trade in Russia 2015. Statistical compilation]. Moscow: Rosstat, 2015.
10. Global status report on alcohol and health - 2014. World Health Organization 2014.
11. The Lipid Research Clinics. Population Studies Data Book. Volume III. The USSR First Prevalence Study. NIH Publication No. 87-2727, 1986; (3): 47.