Научная статья на тему 'УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ'

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
814
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ / COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS IN THE RUSSIAN FEDERATION / FEDERAL SCIENTIFIC CENTER FOR HUMAN RIGHTS / GOVERNMENT AGENCIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Седых Валентина Николаевна

Для эффективной защиты прав человека Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации необходимо научно - исследовательское и экспертно-аналитическое сопровождение его деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS IN THE RUSSIAN FEDERATION -PUBLIC DEFENDER

For effective protection of human rights, the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation needs scientific research and expert analytical support of his activities.

Текст научной работы на тему «УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ»

ЕЯ

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОРГАНАМИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS IN THE RUSSIAN FEDERATION -

PUBLIC DEFENDER

УДК-34

Седых Валентина Николаевна, аспирант кафедры конституционного права им. Н.В. Витрука, Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования, Российский

государственный университет правосудия

Sedykh Valentina Nikolaevna, post-graduate student of the Department of constitutional law named after N. V. Vitruk, Federal state budgetary educational institution of higher education, Russian state University of justice. sedyh.val@mail.ru

Аннотация

Для эффективной защиты прав человека Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации необходимо научно - исследовательское и экспертно-аналититическое сопровождение его деятельности.

Annotation

For effective protection of human rights, the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation needs scientific research and expert analytical support of his activities.

Ключевые слова: Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Федаральный научный центр по правам человека, государственные органы.

Key words: Commissioner for Human Rights in the Russian Federation, Federal Scientific Center for Human Rights, government agencies.

«Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра»

Л. Н. Толстой

В соответствии с Конституцией России в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами в Российской Федерации учреждена должность Уполномоченного по правам человека.

Федеральный конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» официально опубликован и вступил в силу 4 марта 1997 года.1

Государственная Дума первого созыва в связи с отсутствием специального закона, на основании положения о прямом действии норм Конституции ( ст. 15), 17 января 1994 года назначила первого Уполномоченного по правам человека в РФ С.А. Ковалева, одновременного возглавлявшего Комиссию по правам человека при Президенте РФ ( с сентября 1993 по январь 1996 года) .

В мае 1998года, первым Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, назначенным в соответствии с конституционным законом, стал известный специалист в области конституционного права, доктор юридических наук, профессор О.О. Миронов.

С 2004г по 2014 год должность Уполномоченного замещал В.П.Лукин, доктор исторических наук, бывший Чрезвычайный и Полномочный Посол России в США.

18 марта 2014 года на должность Уполномоченного назначена Э.А. Памфилова.

1 Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". "Собрание законодательства РФ", 03.03.1997, N 9, ст. 1011.

С 22 апреля 2016 года должность уполномоченного по правам человека в Российской Федерации замещает Т.Н. Москалькова — доктор юридических законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права; развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты. философских наук, профессор, заслуженный юрист РФ, генерал-майор МВД в отставке.

Институт Уполномоченного по правам человека в России дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина, способствует восстановлению нарушенных прав; совершенствованию Основным полномочием является рассмотрение жалоб заявителей, исправление несправедливостей, допущенных государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами. За более, чем 20 летний период деятельности Института Уполномоченного по правам человека, практическим путем разработан порядок реализации функций по защите прав личности, закрепленный в Федеральном конституционном законе «Об Уполномоченного по правам человека, в Российской Федерации». Уполномоченным сформирован огромный практический опыт по восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина. Как информирует Уполномоченный в своем ежегодном докладе за 2019 год, с 1998 года к Уполномоченному в общей сложности поступило свыше миллиона обращений. В них боль и страдание людей по поводу несправедливостей и беззакония в жизни, надежда на восстановление нарушенных прав и свобод. Только за 2018 год в тесном взаимодействии с

государственными и общественными правозащитными институтами оказана помощь в реализации прав 184 797 гражданам1.

Ежегодные доклады Уполномоченного - это «отчёт - информация » о состоянии прав и свобод человека и гражданина в России и путях совершенствования их защиты, представляемые обществу, Президенту России, Федеральному собранию, Правительству России, Конституционному и Верховному Судам России, Генеральному прокурору России, Председателю Следственного комитета России. Ежегодные доклады публикуются в "Российской газете".

Для обеспечения деятельности Уполномоченного по защите, восстановлению нарушенных прав и свобод человека, надзору и контролю за их обеспечением, в том числе и в процессе рассмотрения жалоб, создается рабочий аппарат, деятельность которого регламентирована главой 4 (ст. 3741) закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и Распоряжением Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации от 23 октября 2017г №93 «Об утверждении Положения о рабочем аппарате Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации»2.

Взаимодействие Уполномоченного с органами государственной власти осуществляется при исполнении им обязанности направить органам и должностным лицам в решениях, действиях (бездействии) которых он усматривает нарушения прав и свобод граждан, свое заключение, содержащие рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления нарушенных прав и свобод. Срок рассмотрения заключения Уполномоченного и принятия по нему мер составляет месяц.

1 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2019 г. С.8 . Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации» доступ https://ombudsmanrf.org/upload/files/docs/lib/doclad_2018. pdf ( дата обращения 03.09.2020).

2 Распоряжение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации от 23 октября 2017г №93 «Об утверждении Положения о рабочем аппарате Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации», Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации» ( дата обращения 03.09.2019).

Но, рассмотрение заключения Уполномоченного, не означает согласия с рекомендациями в нём изложенными, необязательное его удовлетворение. Даже в случае согласия с мнением Уполномоченного, государственные органы не обязаны согласиться с предлагаемыми мерами восстановления нарушенных прав и свобод, они могут предложить свой вариант их восстановления.

В случае получения отрицательного ответа, Уполномоченный может с ним согласиться.

В случае неполучения ответа в установленный срок, действия государственного органа могут быть квалифицированы как неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных Законом об Уполномоченном (ст.36) и воспрепятствование деятельности Уполномоченного, за которое предусмотрена ответственность по статье 17.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

С органами государственной власти Уполномоченный осуществляет сотрудничество, основной организационной формой которого, являются Соглашения ( меморандумы) о сотрудничестве в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.

На официальном сайте Уполномоченного, по состоянию на 15 августа 2020 года,1 указаны Соглашения (меморандумы), заключенные между Уполномоченным по правам человека в РФ и федеральными органами власти: с министерством внутренних дел РФ в области соблюдения и восстановления прав и свобод человека; с генеральной прокуратурой о взаимодействии в вопросах защиты прав и свобод человека и гражданина; с министерством обороны РФ о взаимодействии в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также персонала Вооруженных Сил Российской Федерации; Центральной избирательной комиссией РФ и другими.

1 Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации». Раздел соглашения .доступ

https://ombudsmanrf.org/ombudsman/document/soglashenija ( дата обращения 03.09.2020).

Формы сотрудничества:

1) взаимный обмен информацией;

2) совместное проведение различных мероприятий: конференций, семинаров, рабочих встреч, «круглых столов»;

3) участие в работе коллегиальных органов - коллегий, координационных советов;

4) совместное проведение проверок соблюдения прав человека и гражданина, посещение, в том числе, учреждений мест принудительного содержания Уполномоченным и сотрудниками его аппарата.

Целью соглашений ( меморандумов) о сотрудничестве является защита и восстановление нарушенных прав граждан; совместное участие в проведении расследований по фактам нарушения прав, за исключением расследования в рамках уголовного и административного законодательства, совершенствование законодательства; обеспечение взаимодействия органов и подразделений внутренних дел с Аппаратом Уполномоченного; изучения причин массового нарушения прав, в том числе с выездом на места массовых нарушений прав и свобод; подготовка совместных заключений о нарушениях прав, в которых указываются меры необходимые к принятию для восстановления и защиты прав, а также для профилактики подобных нарушений; совместная разработка законопроектов о дополнениях или изменениях законов в сфере защиты прав граждан; организация и обеспечение участия сотрудников Аппарата Уполномоченного в правовом просвещении сотрудников органов внутренних дел РФ.

Для организации дополнительного правового просвещения сотрудников органов внутренних дел РФ, в научно-образовательном центре по правам человека федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» созданном 1 февраля 2019 г, разработана и утверждена программа повышения квалификации «Актуальные

вопросы защиты прав человека сотрудниками правоохранительных органов» (72 часа).1

Уполномоченный обратилась к президенту страны с инициативой создания Федарального научного центра по правам человека. Президент РФ Владимир Владимирович Путин одобрил инициативу Уполномоченного о создании Федерального научного образовательного центра по правам человека..

28 января 2019 года Уполномоченный Татьяна Николаевна Москалькова приняла участие в заседании Ученого совета Московского государственного юридического университета имени О.Е Кутафина (МГЮА), посвященном созданию в структуре университета уникальной научно-правозащитной площадки - Федерального научного образовательного центра по правам человека в Российской Федерации. Выступая на заседании Ученого совета, она сказала о том, что для эффективной защиты прав человека необходимы специальные знания. Потребность в теоретическом обосновании процессов связанных с соблюдением, защитой и восстановлением нарушенных прав в современной России стоит особенно остро.

Главные задачи центра:

1. Научно - исследовательское и экспертно-аналититическое сопровождение деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ.

Россия нуждается в обоснованных рекомендациях по укреплению гарантий прав и свобод человека, с учетом в первую очередь, изучения российского исторического, политического и социального опыта, понимания и адекватной имплементации международных соглашений в сфере прав человека, в которых мы участвуем. Проведение научно-обоснованной политики в этой ключевой сфере. Необходима современная национальная доктрина и стратегия правореализации в сфере прав человека.

2. Реализация образовательных программ для повышения квалифиации:

1 Официальный сайт Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина ( МГЮА), https://www.msal.ru/content/ob-universitete/struktura/tsentry/nots-po-pravam-cheloveka/ ( дата обращения 15.08.2020).

уполномоченных по правам человека и уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ и сотрудников их рабочих аппаратов, руководителей и членов общественных наблюдательных комиссий, председателей и членов правозащитных организаций, сотрудников правохранительных органов 3. Редакционно-издательская деятельность в целях правового просвещения по

вопрсам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты. Количество публикаций в этой области недостаточно, уровень этих публикаций, качество, оставляют желать лучшего, много чистой компеляции, некритичного заимствования, в основном фонд правозащитной литературы в настоящее время опирается на зарубежные переводы и Россия, по сравнению с СССР, утратила инициативу в этой области. Очено важна издательская деятельность и координация соответствующей издательской инициативы. Формы работы центра:

1.разработка актуальной проблематики в сфере прав человека.

В настоящее время никакой кординации в этой сфере нет, что подрывает позиции России на международной арене.

2. проведение научно-исследовательских работ, подготовка аналитических материалов, проведение крупных национальных и международных форумов по правам человека

З.осуществление профессиональной подготовки и повышения

профессиональной квалификации лиц, осуществляющих деятельность в сфере защиты прав и свобод.

Организационно-правовой статус центра: научный центр по правам человека создается в структуре МГЮА, общую координацию деятельности центра будет осуществлять Уполномоченный по правам человека в Российсой Федерации, должность руководителя будет замещена по взаимному согласию УПЧ и университета, финансирование центра будет осуществляться из различных источников, в зависимости от характера работ, это госзадание минобрнауки, федеральные гранты и привлеченные средства.

Научный образовательный центр по правам человека - модель интеллектуальной, организационной, профессионально обучающей

площадки в сфере прав человека в России, создана вместе с конституционной структурой УПЧ. В стране создается новая научная образовательная площадка, которая позволит вывести правозащитную деятельность на новый уровень защиты прав и свобод человека и гражданина.

Большую поддержку Уполномоченному в его инициативах оказывает Совет Федерации Федерального собрания России. 20 июня 2018 года было принято Постановление N 212-СФ1 « О докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2017г», отмечена эффективность деятельности Уполномоченного, даны поручения Комитетам проанализировать доклад для подготовки предложений по внесению изменений в законодательство РФ, продолжить анализ практики применения законодательства РФ в сфере защиты прав человека , предложено руководителям органов государственной власти субъектов проанализировать доклад в целях устранения обозначенных в указанном докладе проблем. Обязал Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период весенней сессии 2019 года.

Таким образом, Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, возглавляемый депутатом Государственной Думы V и VI созыва, доктором юридических философских наук, профессором, заслуженным юристом РФ, генерал-майором МВД в отставке Москальковой Т.Н. за период с 2016г становится площадкой для взаимодействия гражданского общества и государства, мощным инструментом защиты прав граждан. Итоги работы и предложения, сформулированные в ежегодных

1 Постановление СФ ФС РФ от 20.06.2018 N 212-СФ "О докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2017 год"."Собрание законодательства РФ", 02.07.2018, N 27, ст. 3980

докладах, являются значительным информационным фактором для общества

и государства.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). опубликована на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.

2. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". "Собрание законодательства РФ", 03.03.1997, N 9, ст. 1011.

3. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2019 г. С.8 . Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации». доступ https://ombudsmanrf.org/upload/files/docs/lib/doclad_2018. pdf (дата обращения 03.09.2020).

4. Распоряжение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации от 23 октября 2017г №93 «Об утверждении Положения о рабочем аппарате Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации», Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации» ( дата обращения 03.09.2019).

5. Официальный сайт Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина ( МГЮА), https://www.msal.ru/content/ob-universitete/struktura/tsentry/nots-po-pravam-cheloveka/ ( дата обращения 15.08.2020).

6. Постановление СФ ФС РФ от 20.06.2018 N 212-СФ "О докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2017 год". "Собрание законодательства РФ", 02.07.2018, N 27, ст. 3980.

Literature:

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020). published on the Official Internet portal of legal information http:// www.pravo.gov.ru, 04.07.

2. Federal Constitutional Law of 26.02.1997 N 1-FKZ (as amended on 31.01.2016) "On the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation". "Collected Legislation of the Russian Federation", 03.03.1997, N 9, Art. 1011.

3. Report on the activities of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation in 2019 C.8. Official website of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation. " access https://ombudsmanrf.org/upload/files/docs/lib/doclad_2018. pdf (date of treatment 09/03/2020).

4. Order of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation dated October 23, 2017 No. 93 "On Approval of the Regulations on the Office of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation", Official website of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation "(date of appeal 03.09.2019).

5. The official site of the Moscow State Law University named after O.E. Kutafina (Moscow State Law Academy), https://www.msal.ru/content/ob-universitete/struktura/tsentry/nots-po-pravam-cheloveka/ (date of treatment 08/15/2020).

6. Resolution of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation of 20.06.2018 N 212-SF "On the report on the activities of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation for 2017". "Collection of laws of the Russian Federation", 02.07.2018, N 27, art. 3980.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.