Научная статья на тему 'Уплата экологических платежей: проблемы, перспективы'

Уплата экологических платежей: проблемы, перспективы Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
631
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТЕЖИ / НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ВЫБРОС / СБРОС РАЗМЕЩЕНИЕ / БАЗОВЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ / ПОВЫШАЮЩИЙ КОЭФФИЦИЕНТ / ENVIRONMENTAL PAYMENTS / NEGATIVE IMPACT / ENVIRONMENT / EMISSION / BASIC AND TECHNICAL STANDARDS / DISCHARGEPLACEMENT / RAISING FACTOR

Аннотация научной статьи по экологическим биотехнологиям, автор научной работы — Алиев Б. Х., Эльдарушева М. Д.

Негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Законом об охране окружающей среды является платным. При этом Законодательство РФ четко выделяет три категории воздействия, которые предусматривают обязанность природопользователей по уплате платежей (сбросы и размещение, выбросы). Однако, несмотря на изобилие нормативных актов в данной сфере, реализация их положений на практике (в частности исчисление и уплата платежей за негативное воздействие на окружающую среду) зачастую вызывает вопросы. Не застрахованы от них и ИП, поскольку в силу закона они являются такими плательщиками, если их деятельность связана с природопользованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PAYMENT OF ENVIRONMENTAL PAYMENTS: PROBLEMS, PROSPECTS

The subject of the research are economic payments, their normative regulation, problems and perspectives. The aim of the research is to study and analyze the problems of ecological charges calculation and payment.

Текст научной работы на тему «Уплата экологических платежей: проблемы, перспективы»

УДК 502

УПЛАТА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАТЕЖЕЙ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

PAYMENT OF ENVIRONMENTAL PAYMENTS: PROBLEMS, PROSPECTS

Б.Х. Алиев, М.Д. Эльдарушева B.H. Aliyev, M.D. Eldarusheva

Дагестанский государственный университет, ул. М. Гаджиева, 43а, Махачкала, Республика Дагестан 367002 Россия

Dagestan State University, M. Gadzhiev str., 43a, Makhachkala, Republic of Dagestan 367002 Russia

Резюме. Негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Законом об охране окружающей среды является платным. При этом Законодательство РФ четко выделяет три категории воздействия, которые предусматривают обязанность природопользователей по уплате платежей (сбросы и размещение, выбросы). Однако, несмотря на изобилие нормативных актов в данной сфере, реализация их положений на практике (в частности исчисление и уплата платежей за негативное воздействие на окружающую среду) зачастую вызывает вопросы. Не застрахованы от них и ИП, поскольку в силу закона они являются такими плательщиками, если их деятельность связана с природопользованием.

Abstract. Aim.The subject of the research are economic payments, their normative regulation, problems and perspectives. The aim of the research is to study and analyze the problems of ecological charges calculation and payment.

Methods.The following scientific methods were used in this research:

1. Heuristic: collective notepad method, brainstorming, synectics method, case method.

2. Traditional: method of comparison; method of relative and comparative values; graphic method; group method.

3. Method of deterministic factors: the method of chain production; the method of absolute differences; the method of relative differences.

4. Methods of stochastic factor analysis: correlation and regression analysis; analysis of variance; analysis of comp-nents; multidimensional analysis.

5.Methods of optimized indicators: economic and mathematical methods; programming; the theory of mass examination; game theory; operations research.

Innovative approaches. Data mining term is used to indicate the aggregate methods of information detection necessary to make decisions in different spheres of the economy; and it is also the software which allows to optimize and simplify the analysis procedure. The most widespread of them are: Vortex, SPSS, Statistica.

Results.The terms of ecological charges are considered and generalized, the estimation of waste negative impact on the environment is given, the ecological legislation is analyzed, recommendations on basic and technical norms are given.The area of research results application may be the ecological legislation and its economic aspects.

Main conclusions.The general order of payment calculation for the negative influence on the environment is used if users of natural resources beside the waste of business activity affect the Environment the other way: polluting stuff emission into the atmosphere or water objects.

Ключевые слова: экологические платежи, негативное воздействие, окружающая среда, выброс, сброс размещение, базовые и технические нормативы, повышающий коэффициент.

Key words: environmental payments, negative impact, environment, emission, dischargeplacement, basic and technical standards, raising factor.

В ст. 22 Закона об охране окружающей среды под природопользователями понимаются юридические и физические лица. Приказом Госкомэкологии России от 11.02.1998 № 81 природопользователями признаются предприятия, организации, а также граждане РФ, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием.

Под термином «природопользование» понимается пользование природной средой (природой), которая включает совокупность компонентов природной среды (земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле), природных и природно-антропогенных объектов.

Законодательством об охране окружающей среды четко выделяются три вида негативного воздействия, в результате которого возникает обязанность природопользовате-ля по уплате платежей и по представлению отчетности. Это выброс в атмосферу загряз-

няющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов. Помимо этого, в Порядке № 632 названы и другие виды вредного воздействия - это шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т. п. Это подтверждают и контролирующие органы, которые считают, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой хозяйствующим субъектом деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера):

1) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (Письмо Росприроднадзора от 05.10.2010 № СМ-06-01-31/7167);

2) в результате размещения отходов (Письмо Ростехнадзора от 28.10.2008 № 1407/6011).

ИП, предметом деятельности которых является оказание услуг, торговля товарами и иные виды деятельности, негативно воздействующие на окружающую среду, должны исполнять обязанности плательщиков в полном объеме. Обязанность по внесению платы распространяется на ИП в случае оказания ими негативного воздействия на окружающую

При этом обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на хозяйствующие субъекты в том случае, когда в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные Законом об охране окружающей среды. Кроме того, за загрязнение атмосферного воздуха природопользователи платят в соответствии с положениями Закона об охране атмосферного воздуха, а за размещение отходов - в соответствии с положениями Закона об отходах.

Прежде чем приступить к исчислению и уплате этих платежей, необходимо пояснить следующие моменты.

1. Платежи за негативное воздействие на окружающую среду, обязанность по уплате которых предусмотрена Законом об охране окружающей среды, не являются налоговым сбором. Как указано в Определении Конституционного суда РФ от 10.12.2002 № 284-О, эти платежи по своей правовой природе являются не налоговыми платежами, а фискальным сбором. Об этом свидетельствуют и положения Бюджетного кодекса, в соответствии с которыми они отнесены в разряд неналоговых доходов.

Поэтому налоговые органы не осуществляют контроль за правильностью исчисления платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Данные платежи подлежат уплате вне зависимости от того, какой режим налогообложения применяет ИП, и на них не распространяются положения ст. 46 НК РФ, позволяющие взыскивать недоимку в бесспорном порядке.

2. Контроль за правильным исчислением и своевременной уплатой данных платежей, в соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 23.06.2010 № 780, возложен на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования. Эта структура и наделена полномочиями издавать нормативные документы и вести разъяснительную работу по применению законодательства об охране окружающей среды.

Однако в области законодательства об охране окружающей среды до сих пор применяются нормативные акты, принятые Ростехнадзором. Данное обстоятельство играет не последнюю роль в том, что действующее в настоящее время законодательство содержит большое количество нормативных актов, регулирующих сферу природопользования.

3. В нормативных актах об экологических платежах, принятых раньше Закона об охране окружающей среды и действующих сейчас (например в Порядке № 632), используется иная терминология: в них говорится о взимании платы за загрязнение окружающей природной среды. Впоследствии терминология изменилась. И, чтобы не искажать

среду.

смысл приводимых далее положений нормативных актов, будут использоваться оба термина.

Расчет платежей за негативное воздействие на окружающую среду (то есть за выбросы, сбросы и размещение) индивидуальный предприниматель должен производить самостоятельно или с привлечением специализированной лицензированной организации, исходя из объемов загрязнения, связанных с его деятельностью.

Утвержден порядок определения платы и ее предельные размеры за загрязнение окружающей природной среды, за размещение отходов и другие виды вредного воздействия.

Пунктом 2 данного документа определены два вида базовых нормативов платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия:

- в пределах допустимых нормативов. Плата за загрязнение окружающей среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения;

- в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Базовые нормативы платы утверждены Правительством России в Постановлении № 344 по каждому виду загрязняющего вещества (отхода), уровню вредного воздействия с учетом степени их опасности для окружающей природной среды и здоровья населения.

За сверхлимитное загрязнение окружающей среды плата вносится в пятикратном размере от ставок в пределах установленных лимитов.

Помимо базовых нормативов для отдельных регионов и бассейнов рек дополнительно устанавливаются коэффициенты, учитывающие экологические факторы. Эти коэффициенты также указаны в Постановлении № 344. То есть дифференцированные ставки платы определяются путем умножения базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

В соответствии со ст. 18 Закона об отходах ИП разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Такие нормативы служат для определения ожидаемого количества образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг.

Разработанные нормативы утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения предпринимателем или юридическим лицом неизменности производственного процесса и используемого сырья и представляются в территориальные органы Росприроднадзора в виде технического отчета. Представить такой вид отчета необходимо в течение 10 рабочих дней с момента окончания очередного года с даты утверждения лимитов. Если он будет представлен позже указанного срока, расчет платы за размещение отходов с момента истечения этого срока (10 рабочих дней) до момента представления отчета производится как за сверхлимитное размещение (Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011 № КТ-08-03-36/6068).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду индексируется посредством применения индексирующих коэффициентов. Таких коэффициентов два, и устанавливаются они ежегодно. Иными словами, при применении индексирующих коэффициентов определяющим является год, в котором установлен тот или иной норматив платы.

Первый применяется при исчислении норматива платы за выбросы в атмосфер-

ный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, утвержденного в 2003 году Постановлением № 344. Второй - в отношении нормативов, скорректированных Постановлением Правительства РФ от 01.07.2005 № 410. Напомним, этим документом были изменены некоторые позиции порядка внесения платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными, а также передвижными источниками (для различных видов топлива).

Итак, первым шагом ИП при исчислении суммы платежа за негативное воздействие на окружающую среду является расчет и утверждение нормативов ожидаемого негативного воздействия. Наличие утвержденных в установленном порядке лимитов на размещение отходов обязательно. Если таковые отсутствуют, плата за размещение отходов взимается как за сверхлимитное загрязнение с учетом пятикратного повышающего коэффициента.

Далее при определении размера платы необходимо сравнить величины нормативов с фактическими данными. При этом фактический объем выбросов (сбросов) в атмосферу (от передвижных и стационарных источников) и водные объекты определяется в соответствии с методическими указаниями и инструкциями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды. Порядок учета в области обращения с отходами установлен Приказом Минприроды Российской Федерации от 01.09.2011 № 721. В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона об отходах ИП осуществляющие деятельность в области обращения с отходами обязаны вести учет использованных, образовавшихся, обезвреженных, полученных от других лиц или переданных другим лицам, а также размещенных отходов.

Для транспортных средств устанавливаются технические нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые зависят не от объема выброса загрязняющих веществ, а от вида и объема используемого топлива.

Согласно ст. 17 Закона об охране атмосферного воздуха при превышении технических нормативов выбросов запрещается эксплуатация таких транспортных средств. Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 28.11.2002 № 847.

Отчетным периодом для платы за негативное воздействие на окружающую среду признается квартал. ИП обязаны отчитываться ежеквартально не позднее 20-го числа, следующего за истекшим отчетным кварталом, представляя в территориальный орган Росприроднадзора по контролю за внесением платежей за негативное воздействие на окружающую среду расчет по утвержденной форме.

Исчисление и внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду плательщиком производится отдельно по месту нахождения производственных территорий и объектов размещения отходов. По передвижным объектам (транспортным средствам), зарегистрированным на территории муниципального образования, плата также вносится отдельно.

Осуществлять платежи в бюджет также нужно не позднее 20-го числа, следующего за истекшим отчетным кварталом.

Обобщая сказанное, отметим, что рассмотрен выше общий порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду. Он применяется в том случае, если природопользователь помимо размещения отходов в связи с осуществлением предпринимательской деятельности оказывает еще другой вид негативного воздействия на окружающую среду: выбросы в атмосферу загрязняющих веществ или сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.