Научная статья на тему 'Упаковка: новые технологии'

Упаковка: новые технологии Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
619
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Все о мясе
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Упаковка: новые технологии»

0

ОПЫТ ПРОИЗВОДСТВА/Упаковочные материалы

Упаковка:

новые технологии

А.К.Климанов, руководитель отдела упаковки компании АГРО-3

^ Увеличение сроков реализации, долговременное сохранение потребительских свойств продуктов питания, их санитарно-гигиеническая безопасность - эти важнейшие вопросы производства и сбыта по-прежнему решаются с помощью упаковки!

И хотя экологи всего мира бьют тревогу в связи с засорением окружающей среды отходами упаковки, в современном мире с транснациональными корпорациями, крупным промышленным производством и огромными расстояниями между производителями и потребителями без упаковки не

обойтись. Вопрос состоит в том, чтобы свести к минимуму вредные последствия ее использования. Именно в этом направлении сегодня и ведутся изыскания, разрабатываются новые технические и технологические упаковочные решения.

Для России дополнительным аспектом развития индустрии упаковки стал потребительский бум на рынке готовых блюд и, соответственно, необходимость в новых видах упаковки данной продукции.

И, хотя за последние несколько лет революции в упаковочной технике не произошло, но есть новые подходы к комплектации машин и линий, новые упаковочные материалы и новые технологии.

Так, например, российские производители уже давно освоили и широко применяют вакуумирование. Практически на каждом мясоперерабатывающем предприятии функционирует не одна камерная вакуумная упаковочная машина, позволяющая герметично под вакуумом упаковывать продукцию и обеспечивать длительные сроки реализации.

Но данный тип упаковки применим далеко не ко всем изделиям. Для упаковки охлажденных рубленых полуфабрикатов, например, котлет или фарша, вакуумная упаковка непригодна полностью, т.к. в буквальном смысле «размазывает» весь продукт по пакету. Нецелесообразно вакуу-мировать нарезанные овощи, а также продукты полужидкой и жидкой консистенции, поскольку при вакуумировании жидкость закипает и в упаковке остаются пузырьки воздуха.

Для упаковки жидких, горячих продуктов и некоторых других изделий (супов, соусов, мясных и овощных пюре и т.п.) сегодня применяется новая технология - так называемое, псевдовакуумирование. Оно подразумевает предварительное удаление из упаковки воздуха не вакуумом, а паром. Перед укладкой продукта упаковка промывается «острым» паром (пар высокого давления и температуры), а после запечатывания, резко охлаждается, влага при этом конденсируется в жидких продуктах без изменения их потребительских свойств. Для увеличения сроков хранения после запечатывания можно проводить также пастеризацию или стерилизацию уже готовых упаковок.

Дополнительные защитные свойства обеспечивает технология газации, то есть создания в упаковке модифицированной газовой среды. Данный процесс заключается в удалении из упаковки воздуха с замещением его модифицированной атмосферой. Газы и газовые смеси, используемые при этом, являются обычными составляющими воздуха, меняется только их соотношение. Применение модифицированной газовой среды подавляет рост микроорганизмов на поверхности продуктов, поддерживая их микрофлору на необходимом уровне, сохраняет первоначальные пищевкусовые, ароматические и другие свойства в течение определенного времени, регулирует выделение кислорода из продукта и проникновение кислорода в упаковку, а также значительно увеличивает сроки хранения без изменения качества продукта. Технология газации широко применяется для упаковки изделий из мяса, птицы, рыбы и готовых блюд.

Определенные возможности для производителей создает и технология скин. Скин-упаковка представляет собой подложку с продуктом, упакованным под вакуумом в плотно прилегающую специальную пленку. Она привлекает внимание покупателей натуральным рельефом изделия, создавая иллюзию открытого (неупакованного) продукта. Эта технология может применяться для охлажденных и замо-

30

Всё о МЯСЕ № 3 июнь 2012

Упаковочные материалы / ОПЫТ ПРОИЗВОДСТВА

0

роженных изделий, для полуфабрикатов и готовых блюд, в том числе с гарнирами и заливками.

Широчайший спектр упаковочных материалов позволяет реализовать перечисленные технологии упаковки с максимальной эффективностью. Многослойные и комбинированные пленки на основе полиэтилена, полипропилена, полиамида, поливинилхлорида, полиэтилентерефта-лата, а также их сочетания в различных пропорциях с добавлением других материалов, обеспечивают комплекс свойств, необходимых для решения той или иной задачи.

Не останавливается в своем развитии и упаковочная техника. Расширяются ее возможности, растет уровень автоматизации, качество и функциональность в плане реализации технологических инноваций.

Так, для упаковки продуктов под вакуумом достаточно обычных камерных машин. Их модельный ряд (например, у известной немецкой фирмы Webomatic) насчитывает более 100 видов, начиная с настольных однопланочных и заканчивая промышленными двухкамерными и конвейерными машинами. На их базе возможно построение термоусадочных комплексов, включающих рольганговую или ленточную систему разгрузки продукта из вакуумной камеры.

Псевдовакуумирование чаще всего производится на термоформовочных линиях. Газацию упаковок можно осуществлять на всех видах вакуумной техники, включая камерные вакуумные машины, трейсилеры и термоформовочные линии. Скин-упаковка выполняется с помощью трейсилеров и термоформовочных линий.

Напомним, что в трейсилерах запечатываются пленкой уже готовые контейнеры, а термоформовочные линии полностью формируют упаковку из двух пленок. Выбор зависит от производителя (поскольку каждый способ имеет свои преимущества) и определяется набором необходимых производственных задач (включая технологии упаковки), требуемой производительностью и степенью автоматизации рабочего процесса.

К преимуществам термоформовочных линий можно отнести возможность работы на мягких пленках (что существенно снижает себестоимость упаковки), а также изменения глубины упаковки с дискретностью 5 мм. Это дает большую свободу производителю, не изменяя формы получить упаковки с различным весом. В случае работы на трейсилерах, во- первых, это будет несколько типоразмеров контейнеров, да и дискретность по высоте - 15-25 мм. Кроме того, несмотря на кажущееся разнообразие предлагаемых контейнеров на российском рынке, далеко не все подходят для запечатывания, вакуумирования и газации.

Термоформовочные линии позволяют также изготав-

ливать упаковки не только прямоугольной формы, но и круглые, овальные и более сложной конфигурации. Производство оригинальной упаковки необычной формы, цвета, с ребрами жесткости и логотипом производителя сводит на «нет» вероятность подделки и обеспечивает эффективную рекламу продукта.

Новой технической возможностью термоформовочных линий стало комбинирование технологий упаковки. Фирма Webomatic недавно представила на рынок инновационную разработку «two pack», которая заключается в совмещении двух технологий (газации и вакуумирования) в одной упаковке с распределением по зонам. То есть одна часть упаковки с определенным продуктом вакуумируется, а в другой части этой же упаковки создается модифицированная газовая среда.

Перспективным и экологичным направлением можно считать упаковку натуральных мясных полуфабрикатов в заливках и маринадах на термоформовочных линиях в мягких пленках. В отличие от пластиковых ведерок такая упаковка значительно меньше по объему и легко утилизируется, кроме того себестоимость ее производства намного ниже.

Есть определенные преимущества и у трейсилеров. На них, например, производятся упаковки с крышками, причем сами крышки могут быть как простыми, так и представлять собой упаковку с каким-либо дополнительным продуктом или приспособлением (ложкой, вилкой, ножом, игрушкой и т.д.). Крышки в автоматическом режиме одеваются на предварительно запечатанные упаковки с помощью устройства подачи и надевания крышки, которое встраивается в одну линию с трейсилером.

Более удобны трейсилеры и для производства потребительских и групповых упаковок нарезанных и сыпучих продуктов (салатов и др.). Кроме того, приобретение трей-силеров экономически более целесообразно для средних и малых предприятий или цехов с небольшой производительностью.

Подводя итог, можно сказать, что у производителя сегодня имеется широчайший выбор техники, материалов и технологий упаковки. Поэтому особое значение приобретает надежность и профессионализм компаний-поставщиков упаковочного оборудования, успешный опъп внедрения новых упаковочных технологий, их способность на высоком уровне осуществлять подбор, технологическое проектирование, комплектацию, монтажные и пуско-нала-дочные работы, гарантийное и постгарантийное обслуживание, быстро реагировать на запросы клиентов по всей территории страны. —Н

№ 3 июнь 2012 ВСЁ О МЯСЕ

31

-ф--

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.