Научная статья на тему 'Упакованный холодный чай (Ice#Tea) как перспективный продукт для российского рынка'

Упакованный холодный чай (Ice#Tea) как перспективный продукт для российского рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
543
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Упакованный холодный чай (Ice#Tea) как перспективный продукт для российского рынка»

ПРОДУКТЫ

XXI

ВЕКА

Упакованный холодный чай (Ice-Tea)

Т.Е.Лейн

ООО «КПФ «Милорада»

как перспективным продукт для российского рынка

Мировой рынок безалкогольных напитков многие годы остается достаточно динамичным сегментом пищевого рынка. В 2001 г. его объем составил 412 млрд л, или 67,5 л на человека, а уже в 2003 г. - 75 л. И это притом, что другие сегменты пищевого рынка показывают более скромные показатели (рынок горячих напитков растет на 1 % в год, молока - на 2, алкоголя - на 3 %). Ожидается, что к 2007 г. объем рынка безалкогольных напитков составит около 560 млрд л.

Среди безалкогольных напитков выделяются различные группы: напитки нового поколения (напитки на основе трав, соков, обогащенные витаминами и минералами, напитки-нутри-цевтики, а также холодный чай и холодный кофе), соки, энергетические и спортивные напитки, газированные напитки и питьевая вода бутилирован-ная (разделение в соответствии с European Soft Drinks Outlook to 2006, Reuters).

Вместе напитки нового поколения, энергетические напитки и спортивные называют функциональными. Считается, что родина функциональных напитков - Япония. Японские бизнесмены традиционно пили так называемые медицинские напитки из маленьких стеклянных бутылочек.

В группе напитков нового поколения несколько особняком стоят холодный чай и холодный кофе - эти напитки по своей сути являются традиционными, однако упаковка в тару ставит их в один ряд с напитками нового поколения.

Коммерческое распространение холодного чая началось в США в начале ХХ века по воле случая. На Всемирной ярмарке в городе Сент-Луис свой товар представлял один английский продавец чая. Из-за жары посетители не обращали внимания на его горячий напиток, и тогда он догадался кинуть в чай кубики льда. Слух о новом напитке тут же облетел всю выставку, и толпы страждущих потянулись за прохладительным чаем. Напиток сразу приобрел исключительную популярность и стал продаваться упакованным.

Сегодня мировой рынок холодного чая и примыкающий к нему рынок холодного кофе оценивается в 20-

23 млрд евро. Во Франции на одного потребителя приходится 3,2 л этого напитка (65 % роста с 1997 г.). В Германии этот показатель вырос на 33 %, до 6,5 л. Но этот прорыв в потреблении ничтожен по сравнению с 60 л, приходящимися на потребителя холодного чая и холодного кофе в Японии. Данные исследований дают основания ожидать продолжения роста сегмента упакованных холодного чая и кофе. Правда, по холодному кофе динамика ожидается несколько меньшая, чем по чаю.

Остановимся подробнее на упакованном холодном чае. Этот продукт на российском рынке появился достаточно давно, однако до 2003 г. представленный в магазинах упакованный холодный чай был только импортным. С 2003 г. на рынок запустили свои холодные чаи сразу три производителя: ЭКЗ «Лебедянский» (холодный чай под маркой «Фрустайл»), «Вимм-Билль-Данн» (линия «Найс-ти», в которой представлены как традиционный холодный чай с лимоном, так и интересная освежающая вариация с суданской розой) и «Пепси» (совместный с «Юнилевер» проект - «Липтон Айс Ти», производство которого налажено на заводе «Пепси» в Подмосковье). В апреле 2004 г. ООО «Кока-кола ЭйчБиСи Евразия» объявило о начале производства в России холодного чая Nestea с ароматами лимона, персика и лесных ягод.

Российский рынок холодных упакованных чаев представляется очень привлекательным сегментом. В прошлом году закрепился спрос на эту группу напитков, и летом 2004 г. можно ожидать рост рынка и увеличение разнообразия видов холодного чая.

Продуктовая линия и вкусоаро-матическая композиция холодного чая могут быть чрезвычайно разнообразны. Традиционно холодному чаю придают аромат лимона или персика, но в последнее время рынку предлагаются также ягодные букеты, гибискус и др. Новым направлением в холодных чаях стало придание напитку дополнительных полезных свойств, с помощью внесения экстрактов таких растений, как гинкго билоба или матэ. Матэ, на-

пример, традиционно использовался как тонизирующий напиток, ободряющий и снимающий стресс.

На сегодня наша фирма может предложить следующие ингредиенты для производства упакованных холодных чаев:

• В первую очередь это экстракты. Традиционные экстракты черного и зеленого чая можно дополнить экстрактами матэ, гибискуса, чая ройбуш, уникальной смесью экстрактов «фруктовый чай». Эти экстракты на 100 % натуральные и изготовлены в соответствии с европейскими стандартами качества и жестким контролем уровня пестицидов. Они специально предназначены для использования в прозрачных средах и не дают мутности напитку. Ингредиенты растворимы как в нейтральной, так и в кислой средах.

• Расширить ассортиментный ряд чаев, сделать их не только вкусными и полезными, но и ароматными позволят натуральные ароматизаторы и ароматизаторы FTNF. Для напитков холодного чая можно порекомендовать ароматы лимона, бергамота, абрикоса, персика, яблока, черники, лесных ягод, черной смородины, а также перспективное цветочное направление, придающее напитку нежность и изысканность.

• Придать холодному чаю изысканный вкус позволят концентраты соков. Ряд мировых производителей уже активно вносит в холодные чаи концентраты соков (например, компания «Раух» использует клубничный, персиковый, лимонный соки, сок киви и самбука).

• Регуляторы кислотности.

• Натуральные красители.

• Пищевые волокна для придания напитку дополнительной пищевой ценности.

Конечно, в статье невозможно рассказать обо всех возможных комбинациях ингредиентов для создания ассортиментного ряда упакованных холодных чаев. Вы можете также обогатить этот напиток витаминами и витаминными смесями. Поэтому обращайтесь за помощью в подборе композиции ингредиентов к нашим технологам.

14

ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ 5/2004

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.