Научная статья на тему 'Университеты Северо-Западного федерального округа в российско-шведском и российско-финском научном сотрудничестве'

Университеты Северо-Западного федерального округа в российско-шведском и российско-финском научном сотрудничестве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
621
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Балтийский регион
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / РОССИЯ / ШВЕЦИЯ / ФИНЛЯНДИЯ / СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / INNOVATIONS / RUSSIA / SWEDEN / FINLAND / NORTHWESTERN FEDERAL DISTRICT / UNIVERSITIES / COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябиченко Аркадий Валерьевич, Кузнецова Татьяна Юрьевна

Рассматривается сотрудничество высших учебных заведений Северо-Западного федерального округа РФ, Швеции и Финляндии: интенсивность и территориальная дифференциация. Анализ выполнялся на основе общедоступной информации о международной деятельности университетов, находящейся на их официальных сайтах. Уточнены основные направления и определены ведущие центры такого сотрудничества. Университеты СЗФО имеют больший опыт сотрудничества с высшими учебными заведениями Финляндии. В меньшей степени развита кооперация с университетами Швеции. При этом в сотрудничество вовлечены около 50 высших школ округа, причем 29 из них расположены в Санкт-Петербурге, большинство же вузов СЗФО не включены в международное сотрудничество с анализируемыми странами. Столь низкая степень кооперации в сфере образования серьезный лимитирующий фактор его развития и снижает конкурентоспособность на современном рынке образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рябиченко Аркадий Валерьевич, Кузнецова Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Universities of the Northwestern federal district in Russian-Finnish research cooperation

This article focuses on the cooperation between universities of the Northwestern federal district (NWFD) of the Russian Federation, Sweden, and Finland, its intensity and territorial differentiation. The analysis was conducted on the basis of public domain information on the international activity of universities available on their official websites. The authors identify the principle areas and leading centres of such cooperation. The NWFD universities have significant experience in cooperation with Finnish universities. Cooperation with Swedish universities is proved to be less developed. Approximately 50 NFWD universities, 29 of which are located in Saint Petersburg, are involved in cooperation; most NWFD universities do not cooperate with the mentioned countries. Such low degree of cooperation in the field of education is a serious inhibiting factor, which reduces competitiveness on the modern market of educational services.

Текст научной работы на тему «Университеты Северо-Западного федерального округа в российско-шведском и российско-финском научном сотрудничестве»

УНИВЕРСИТЕТЫ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В РОССИЙСКО-ШВЕДСКОМ И РОССИЙСКО-ФИНСКОМ НАУЧНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ

А. В. Рябиченко,

Т. Ю. Кузнецова

'Балтийский федеральный университет им. И. Канта.

236041, Россия, Калининград, ул. А. Невского, 14.

Поступила в редакцию 18.05.2012 г.

Рассматривается сотрудничество высших учебных заведений Северо-Западного федерального округа РФ, Швеции и Финляндии: интенсивность и территориальная дифференциация. Анализ выполнялся на основе общедоступной информации

о международной деятельности университетов, находящейся на их официальных сайтах. Уточнены основные направления и определены ведущие центры такого сотрудничества. Университеты СЗФО имеют больший опыт сотрудничества с высшими учебными заведениями Финляндии. В меньшей степени развита кооперация с университетами Швеции. При этом в сотрудничество вовлечены около 50 высших школ округа, причем 29 из них расположены в Санкт-Петербурге, большинство же вузов СЗФО не включены в международное сотрудничество с анализируемыми странами. Столь низкая степень кооперации в сфере образования — серьезный лимитирующий фактор его развития и снижает конкурентоспособность на современном рынке образовательных услуг.

Ключевые слова: инновации, Россия, Швеция, Финляндия, Северо-Западный федеральный округ, высшие учебные заведения, сотрудничество.

Высшие учебные заведения традиционно выступают в качестве «локомотивов инновационного развития», при этом интернационализация высшей школы — важнейший вектор развития современного образования, и ее преимущества очевидны: это объединение ресурсов, в особенности, когда они труднодоступны, как сейчас; избежание дублирования и ненужного копирования тем исследования; лучшая идентификация проектов и растущая уверенность в их целесообразности в условиях коллективного надзора [1]. В Балтийском регионе активно

реализуются совместные научно-исследовательские проекты в сфере науки и образования. Большинство партнерских отношений в этой области в регионе развивается в рамках трансграничного и приграничного сотрудничества.

Цель данной статьи — анализ интенсивности и территориальной дифференциации международного сотрудничества между Швецией, Финляндией и СЗФО в сфере науки и образования.

В ходе исследования обработан информационный материал об имеющихся партнерских отношениях между вузами СЗФО, с одной стороны, и Швеции и Финляндии — с другой1. В большинстве случаев кооперация закреплена документально, однако часто сотрудничество выстраивается на уровне отдельных подразделений; важную роль при этом играют личные контакты исследователей. Двадцать восемь высших учебных заведений Северо-Западного федерального округа РФ сотрудничают со шведскими партнерами; у сорока одного университета СЗФО налажены связи с вузами Финляндии. Наибольшую активность в сотрудничестве с академической средой Швеции и Финляндии проявляют Санкт-Петербург, Петрозаводск, Мурманск и Калининград.

В настоящее время в Швеции действуют около 50 высших учебных заведений, 6 из них входят в рейтинг «Таймс» [4; 5]. Сотрудничество с высшими учебными заведениями СЗФО осуществляет 21 университет. В этом им помогают программы ЕС («Эразмус Мундус», «Коларктик»), Шведского института, Шведского агентства по международному развитию (СИДА), Шведского исследовательского совета. Российские ученые могут получить стипендию Шведского института, фонда Сверкера Острёма [2; 3] и др. В основе университетского сотрудничества лежат двусторонние договоры, а также проекты ЕС и Совета министров Северных стран.

Сотрудничество с высшими учебными заведениями СЗФО осуществляет 21 шведский университет, в том числе занимающие лидерские позиции Каролинский институт, Лундский университет, Стокгольмский университет, Уппсальский университет, Королевский институт технологий, Гётеборгский университет и Университет Умео. При этом Институт Скёвде и Высшая школа Сёдерторна вообще не имеют партнеров в РФ.

Связи университетских городов СЗФО РФ и Швеции отражены на рисунке 1. Наиболее тесные связи со Швецией у Санкт-Петербурга: с вузами Северной столицы сотрудничают 17 университетов Швеции. Наибольшие успехи достигнуты в налаживании партнерских отношений с университетами Центральной Швеции (города Стокгольм и Уп-псала). При этом, как видно из рисунка, основное направление сотрудничества между российскими и шведскими вузами проходит по линии «Санкт-Петербург — Стокгольм». Менее интенсивны партнерские связи с университетами юга (в первую очередь Университет Мальмё) и северной части Швеции (города Харносанд и Умео).

1 Вся информация о сотрудничестве между высшими учебными заведениями СЗФО РФ, Швеции и Финляндии, использованная при подготовке сообщения, была взята с официальных сайтов университетов.

Источник: составлено на основе информации официальных сайтов высших учебных заведений СЗФО РФ и Швеции.

Рис. 1. Партнерские связи университетов Швеции и Северо-Западного федерального округа Российской Федерации

По числу партнерских вузов, сотрудничающих со Швецией, за Санкт-Петербургом следуют Сыктывкар и Калининград. При этом наибольшее число связей со шведскими университетами у Санкт-Петербургского государственного университета и Санкт-Петербургского государственного политехнического университета (семь и пять партнеров соответственно). Среди вузов, расположенных в регионах, лидирующие позиции занимают федеральные университеты — Балтийский (Калининград) и Северный (Арктический), а также Петрозаводский государственный университет, имеющие по четыре университета-партнера в Швеции.

Сотрудничество университетов Швеции и СЗФО проходит в разных направлениях. Крепки связи Каролинского института с медицинским факультетом СПбГУ и Санкт-Петербургским государственным медицинским университетом им. академика И. П. Павлова. В рамках Программы сотрудничества Королевской технической школы с Петрозаводским государственным университетом российские студенты получили возможность пройти стажировку в Школе информационных и коммуникационных тех-

нологий при КТШ. Университет Умео участвует в программе междисциплинарных исследований Арктики «пог^пойЬ», включающей в себя студенческий обмен с университетами Севера России. Технологический университет Лулео принимает активное участие в реализации международных научно-исследовательских и научно-образовательных проектов совместно с Институтом лазерных и сварочных технологий Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. В рамках научных и студенческих проектов и обменов Уппсальский университет сотрудничает с факультетом компьютерных технологий и управления Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (НИУ ИТМО). Институт Даларна имеет двустороннее соглашение о студенческом обмене с Национальным государственным университетом физкультуры, спорта и здоровья им. Лесгаф-та (Санкт-Петербург).

Среди наиболее заметных примеров сотрудничества — международная программа бакалавриата по специальности «Международная социальная работа», которую Институт Ёвле реализует с 2008 г. Большая часть студентов из России (первый выпуск состоялся в 2011 г.) вернулась домой, однако некоторые из них остались в Швеции. Тем самым программа может рассматриваться как достаточно эффективный инструмент стимулирования трудовой миграции. В рамках проекта осуществляется сотрудничество Института Ёвле с университетами СЗФО — Петрозаводским государственным университетом, Мурманским государственным техническим университетом и Мурманским государственным гуманитарным университетом.

Высшее образование в Финляндии можно получить в одном из двух параллельных секторов: институтов (профессиональная высшая школа, университеты прикладных наук) и университетов. Система высшего образования республики сейчас находится в процессе изменений, завершение реформ планируется к 2020 г. В результате уже проведенных реформ на сегодняшний день в Финляндии насчитывается 16 классических университетов, учеба в которых ориентирована на проведение научно-теоретических исследований [6]. Только одно финское высшее учебное заведение попало в рейтинг «Таймс» — это Хельсинский университет, занимающий 97 место [4].

Так же как и в Швеции, высшие учебные заведения Финляндии сотрудничают с российскими университетами в самых разных направлениях. Так, медицинский факультет Университета Тампере и медицинский факультет СПбГУ совместно работают над проектами в рамках направления «медицина и биотехнологии». В процессе реализации проекта «Норд-Балтика — NW — Русский проект» развивалось сотрудничество Университета Хельсинки с Санкт-Петербургской государственной академией ветеринарной медицины. Школа экономики Университета Аалто наладила связи с СПбГУ, а Университет Восточной Финляндии — с Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург). Развитие сотрудничества в сфере лесопользования обусловлено особенностями финской экономики. Так, действует совместная программа Университета

прикладных наук г. Рованием и Сыктывкарского лесного института и «Молодые профессионалы в лесном хозяйстве, деревянном домостроении и международном бизнесе в России и Финляндии».

На сайтах некоторых финских университетов размещены разделы на русском языке. Привлечение российских абитуриентов, как правило, ведется из Санкт-Петербурга: здесь, к примеру, расположен офис Университета прикладных наук Миккели.

Сотрудничество высших учебных заведений СЗФО РФ и Финляндии осуществляется в рамках программ «Эразмус Мундус», ФИРСТ, Баренц-Трансграничный университет, грантов Финского центра международной мобильности.

Связи между университетскими городами СЗФО РФ и Финляндии отражены на рисунке 2. Безусловный лидер здесь — Санкт-Петербург. Из 27 финских высших учебных заведений в кооперации с университетами Санкт-Петербурга и Ленинградской области участвуют 26 университетов. Неожиданно объемными оказались партнерские связи между высшими учебными заведениями Сыктывкара и Финляндии. Меньший объем связей у Петрозаводска и Мурманска. Основные партнеры российских вузов — это университеты городов Хельсинки, Тампере и Турку.

Источник: составлено на основе информации официальных сайтов высших учебных заведений СЗФО РФ и Финляндии.

Рис. 2. Партнерские связи университетов Финляндии и Северо-Западного федерального округа РФ

Главные направления сотрудничества высших учебных заведений СЗФО РФ, Швеции и Финляндии — это медицина и биотехнологии, лазерные и сварочные технологии, ИКТ, экология, лесопользование, междисциплинарные исследования Арктики, страноведение, социальная работа, педагогика, филология и лингвистика, журналистика, а также физическая культура и спорт, туризм, культура, музыка и дизайн, экономика, и логистика. Эти направления могут быть дополнены в процессе расширения партнерских связей. Следует выделить важность дальнейшего развития кооперации в таких отраслях, как медицина и биотехнологии, ИКТ, технические науки в целом.

Сотрудничество между высшими учебными заведениями РФ и Северной Европы позволяет российским ученым расширять свои компетенции, но вместе с тем существенно возрастающая академическая мобильность преподавателей, научных сотрудников и студентов создает опасность так называемой «утечки мозгов» (brain drain), представляющей собой обусловленную экономическими причинами миграцию высококвалифицированных специалистов.

Анализ связей университетов СЗФО РФ, Швеции и Финляндии показал: Финляндия (в первую очередь, в силу исторических причин и географического фактора) является нашим главным партнером. Если большинство университетов Финляндии выказывает желание расширять партнерство с Россией, то среди шведских университетов такое намерение демонстрирует менее половины вузов. При этом как в Швеции, так и в Финляндии четко прослеживается регионализация партнерских университетов. Российские вузы Северо-Запада с трудом включаются в процесс интернационализации высшей школы. Наиболее активны в этом направлении университеты крупнейшего города округа — Санкт-Петербурга и некоторые другие вузы регионов, имеющие длительный опыт международного сотрудничества (Калининград, Мурманск, Петрозаводск, Архангельск). Большинство функционирующих высших школ федерального округа не рассматривают расширение границ научно-образовательного пространства университета как фактор его успешного развития, что, безусловно, снижает их конкурентоспособность на современном рынке образовательных услуг.

Список литературы

1. Вербицкая Л. А. Глобализация и интернационализация в образовании и важность изучения иностранных языков // Мир русского слова. 2001. № 2. C. 15—18.

2. Фонд Сверкера Острёма [Сайт]. URL: http://www.sverkerastromfoundation. se/sverker_astroms_stiftelse_russian/sverker_astroms_stiftelse_m.asp (дата обращения: 18.04.2012).

3. Svenska Institutet. [Сайт]. URL: http://si.se/Svenska/ (дата обращения: 18.04.2012).

4. The World University Rankings 2011—2012. [Сайт]. URL: http://www. timeshighereducation. co. uk/world-university-rankings/2011—2012/top-400.html (дата обращения: 18.04.2012).

5. Universitet och högskolor // Högskoleverket. [Сайт]. URL: http://www. hsv. se/densvenskahogskolan/universitetochhogskolor.4.539a949110f3d5914ec80005714

5.html (дата обращения: 01.04.2012)

6. Universiteten // Opetushaalitus Utbildningsstyrelsen. [Сайт]. URL: http://www. utbildningsstyrelsen.fi/utbildning_och_examina/hogskolor_och_universitet/universiteten (дата обращения: 18.04.2012).

Об авторах

Рябиченко Аркадий Валерьевич, младший научный сотрудник, руководитель группы исследований стран Северной Европы НОЦ «Балтийский регион» Института Балтийских исследований, Балтийский федеральный университет им. И. Канта.

E-mail: [email protected]

Кузнецова Татьяна Юрьевна, кандидат географических наук, доцент кафедры социально-экономической географии и геополитики, Балтийский федеральный университет им. И. Канта.

E-mail: [email protected]

UNIVERSITIES OF THE NORTHWESTERN FEDERAL DISTRICT IN RUSSIAN-FINNISH RESEARCH COOPERATION

A. V. Ryabichenko, T. Yu. Kuznetsova

Immanuel Kant Baltic Federal University 14 A. Nevski St., Kaliningrad, 236041, Russia

Received on May 18, 2012.

This article focuses on the cooperation between universities of the Northwestern federal district (NWFD) of the Russian Federation, Sweden, and Finland, its intensity and territorial differentiation. The analysis was conducted on the basis of public domain information on the international activity of universities available on their official websites. The authors identify the principle areas and leading centres of such cooperation. The NWFD universities have significant experience in cooperation with Finnish universities. Cooperation with Swedish universities is proved to be less developed. Approximately 50 NFWD universities, 29 of which are located in Saint Petersburg, are involved in cooperation; most NWFD universities do not cooperate with the mentioned countries. Such low degree of cooperation in the field of education is a serious inhibiting factor, which reduces competitiveness on the modern market of educational services.

Key words: innovations, Russia, Sweden, Finland, Northwestern federal district, universities, cooperation.

References

1. Verbitskaya, L. A. 2001, Globalizacija i internacionalizacija v obrazovanii i vazhnost' izuchenija inostrannyh jazykov [Globalization and internationalization in education and the importance of learning foreign languages], Mir russkogo slova [The world of the Russian word], no. 2, p. 15—18.

2. Fond Sverkera Ostrjoma [The Sverker Astrom Foundation], available at: http://www.sverkerastromfoundation. se/sverker_astroms_stiftelse_russian/sverker_ astroms_stiftelse_ru. asp (accessed 18 April 2012).

3. Svenska Institutet, available at:URL: http://si. se/Svenska/ (accessed 18 April 2012).

4. The World University Rankings 2011—2012, available at:URL: http://www. timeshighereducation. co. uk/world-university-rankings/2011—2012/top-400.html (accessed 18 April 2012).

5. Universitet och hogskolor, Hogskoleverket, available at:http://www.hsv. se/densvenskahogskolan/universitetochhogskolor.4.539a949110f3 d5914ec80005714 5.html (accessed 01 April 2012)

6. Opetushaalitus Utbildningsstyrelsen, Universiteten, available at: URL: http://www.utbildningsstyrelsen.fi/utbildning_och_examina/hogskolor_och_universitet/ universiteten (accessed 18 April 2012).

About authors

Arkady V. Ryabichenko, Junior Research Fellow, Head of the North Europe Study Group, «The Baltic Region» education and research centre, Baltic Studies Institute, Immanuel Kant Baltic Federal University.

E-mail: [email protected]

Dr Tatyana Yu. Kuznetsova, Associate Professor, Department of Socioeconomic Geography and Geopolitics, Immanuel Kant Baltic Federal University.

Email: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.