УНИВЕРСИТЕТЫ КАЗАХСТАНА в рейтингах приверженности устойчивому развитию
Сабина Мусина, Игорь Владимиров, Рената Гасанова
АННОТАЦИЯ
На протяжении последних лет республика Казахстан в своей образовательной политике придерживается глобально признанных целей устойчивого развития (ЦУР), о чем свидетельствует включение этих целей в Национальную стратегию развития «Казахстан 2050», План нации «100 шагов по достижению пяти институциональных реформ», Государственную программу «Нурлы Жол» (2020-2025). ЦУР также включены в стратегии развития ведущих университетов страны. С учетом национальных приоритетов устойчивое развитие в области образования является ключевым направлением совершенствования системы высшего образования в Казахстане. Для лучшего понимания динамики университетов республики в парадигме устойчивого развития авторами рассмотрены результаты международных рейтингов UI GreenMetric и QS Sustainability World University Rankings. Вузы Казахстана сравниваются с вузами других стран Средней Азии. Согласно рейтингу UI GreenMetric-2023, в топ-500 включены 4 вуза Казахстана, 7 вузов Узбекистана, 2 вуза Туркменистана. Согласно рейтингу QS Sustainability University Rankings-2023, в топ-500 из всех вузов Средней Азии включен лишь один университет Казахстана. В статье сделан вывод о том, что университеты Казахстана на международной арене демонстрируют скромные позиции в приверженности ЦУР, однако в то же время занимают лидирующие позиции в рейтингах экологического развития среди университетов стран Средней Азии.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
устойчивое развитие, университет, Казахстан, UI GreenMetric, QS Sustainability World University Rankings 19 10.22394/2078-838X-2024-3-96-104
378.1
ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ
Мусина С. К., Владимиров И. В., Гасанова Р. Р. Университеты Казахстана в рейтингах приверженности устойчивому развитию. Образовательная политика, (2024), 3(99), 96-104. DOI:10.22394/2078-838X-2024-3-96-104
Поступила: 06.2024 Принята: 06.2024 Дата публикации: 10.2024
Введение
В настоящее время высшие учебные заведения во всем мире уделяют все больше внимания тематике устойчивого развития. Принятие ООН целей устойчивого развития на 2015-2030 гг. побудило университеты пересмотреть свое развитие в соответствии с этими целями. Это делается не только для решения актуальных национальных и глобальных проблем, но и для того, чтобы подчеркнуть неравнодушное отношение к глобальной повестке, что представляет университеты в позитивном свете в ходе маркетинговых кампаний.
В условиях нарастающей конкуренции и коммерциализации современного высшего образования любые стратегии повышения узнаваемости университетов могут принести свои плоды. Именно поэтому многие университеты стремятся попасть не только в рейтинги качества образовательных услуг, но и в рейтинги, показывающие их приверженность современным экологическим трендам или глобальной повестке (например, ЦУР).
В Казахстане все более укрепляется понимание того, что высшее образование играет ключевую роль в достижении целей развития государства и глобальных
Сабина Кайратовна МУСИНА
аспирантка кафедры управления образовательными системами факультета педагогического образования МГУ им. М. В. Ломоносова
(119234, РФ, Москва, ул. Ленинские горы, 1, стр. 52). IstinaResearcherID (IRID): 402744674; ResearcherID: XMB-1126-2023; Scopus Author ID: 57221647244; ORCID: 0000-0003-2837-7566. E-mail: [email protected]
Игорь Викторович ВЛАДИМИРОВ
аспирант кафедры управления образовательными системами факультета педагогического образования МГУ им. М. В. Ломоносова
(119234, РФ, Москва, ул. Ленинские горы, 1, стр. 52). IstinaResearcherID (IRID): 345457650; ResearcherID: JEO-9713-2023; ORCID: 00000003-4880-5863. E-mail: [email protected]
Рената Рауфовна ГАСАНОВА
к. псих. н., старший преподаватель кафедры управления образовательными системами факультета педагогического образования МГУ им. М. В. Ломоносова
(119234, РФ, Москва, ул. Ленинские горы, 1, стр. 52). IstinaResearcherID (IRID): 50292732; ORCID: 0000-0002-4641-0019; ResearcherID: AAM-9027-2020. E-mail: renata [email protected]
целей устойчивого развития. Тренд подтверждается интеграцией ЦУР № 4 «Качественное образование» в Национальную стратегию развития «Казахстан 2050», План нации «100 шагов по достижению пяти институциональных реформ», Государственную программу «Нурлы Жол (2020-2025)» (Хаджиев, Омир, 2020; Yelubayeva, Tashkyn, Berkinbayeva, 2023; Преобразование нашего мира..., 2015).
Многогранная повестка ЦУР хорошо подходит для решения проблем, с которыми Казахстан сталкивается в своем стремлении «добиться качественного и устойчивого подъема экономики, ведущего к повышению благосостояния населения на уровень стран ОЭСР и основывающегося на повышении конкурентоспособности бизнеса и человеческого капитала, технологической модернизации, совершенствовании институциональной среды, а также минимизации негативного влияния человека на природу»1.
Согласно рамочной программе сотрудничества с ООН (2020), к 2025 г. ожидаются следующие результаты в области образования: «Все население Казахстана, особенно наиболее уязвимые группы, приобретут знания и навыки, которые позволят в равной степени вносить вклад в устойчивое развитие страны. Путем интеграции вопросов устойчивого развития в учебные программы дошкольного, начального, среднего и высшего образования мы намерены взаимодействовать с теми, кого непосредственно коснется реализация ЦУР на протяжении всей их жизни,— детьми, подростками и молодежью». Основные отмеченные университеты-партнеры реализации рамочной программы сотрудничества с ООН: Казахский национальный педагогический университет им. Абая, Казахский национальный женский педагогический университет, Университет Нархоз, Южно-Казахстанский Государственный университет им. М. Ауэзова (Там же).
1 Рамочная программа сотрудничества в целях устойчивого развития Казахстана, 2021-2025. (12 августа 2020). Веб-архив ООН. https://kazakhstan.un.org/en/resources (дата обращения 05.03.2024).
Стоит отметить, что Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Казахстана разработало национальную платформу отчетности по ЦУР, которая доступна по адресу https://kazstat.github.io. Информацию о процессе имплементации и реализации Целей устойчивого развития в Казахстане, работе Координационного Совета и пяти Межведомственных рабочих групп по вопросам ЦУР можно также отслеживать онлайн: https://economy.kz.
Материалы и методы
Для анализа рейтингов приверженности казахстанских университетов парадигме
устойчивого развития были рассмотрены результаты международных рейтингов UI GreenMetric
и QS Sustainability World University Rankings. Из каждого рейтинга выделены 10 наиболее успешных университетов, их показатели приведены ниже, в таблицах. Из двух указанных рейтингов выделены данные об университетах стран Средней Азии (Казахстан, Туркменистан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан): количество вузов, включенных в топ-100, в топ-500, в топ-1000. Данные в таблицах дополнены информацией о населении этих стран и их местом в рейтинге Democracy index, 2023. На основе сравнительного анализа таблиц был сделан вывод о перспективах развития университетов Казахстана и других стран Средней Азии как базиса для реализации парадигмы «образование в целях устойчивого развития» (ОУР). При анализе таблиц использовались теоретические общелогические методы (сопоставительный анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция).
в Казахстане все более укрепляется понимание того, что высшее образование играет ключевую роль в достижении целей развития государства и глобальных целей устойчивого развития
Результаты и их обсуждение
Процесс трансформации высшего образования Казахстана в интересах устойчивого развития основан на ЦУР, которые органично интегрированы в стратегии развития университетов в согласии с лучшими мировыми практиками (Гаврильева, Сугимото и др., 2018; Мазуров, Банчева, 2021). Мировые практики устойчивого развития в сфере высшего образования выделяют следующие основные факторы успеха:
• участие широкого круга сторон: студентов, представителей государственной власти
и бизнес-элиты и др.;
• эффективное взаимодействие между прямыми и непрямыми участниками образовательного процесса: преподавателями, студентами, сотрудниками администрации;
• определение целей с учетом реальных потребностей
населения; ясные критерии достижения результатов;
• понимание важности достижения целей устойчивого развития и активное участие всех сторон в этом процессе;
• хорошо продуманная система материальной и нематериальной мотивации со стороны руководства университета;
• формирование экологического сознания через базовое и дополнительное образование на всех уровнях;
• открытие новых образовательных программ экологической направленности (промышленная экология, управление природными ресурсами, природоохранная политика, экономика природопользования и другие).
Данные факторы играют важную роль в преодолении вызовов современности,
Табл. 1. Топ-10 университетов Казахстана в рейтинге UI GreenMetric-2023. Источник: Рейтинг UI Green Metric World University Rankings. (n. d.). Центр ILRC Университета Индонезии. https://greenmetric.ui.ac.id (дата обращения 05.03.2024). Tab. 1. Top 10 Universities in Kazakhstan in the UI GreenMetric Ranking 2023. Source: UI Green Metric World University Rankings. (n. d.). ILRC Center, University of Indonesia. https://greenmetric.ui.ac.id (accessed March 5, 2024).
№ Рейтинг Наименование университета Общий балл
1. 100 Восточно-Казахстанский технический университет имени Д. Серикбаева 8350
2. 253 Южно-Казахстанский университет имени М. Ауэзова 7525
3. 457 Казахский национальный университет имени аль-Фараби 6540
4. 468 Алматинский университет энергетики и связи имени Г Даукеева 6505
5. 521 Каспийский государственный университет технологий и инжиниринга имени Ш. Есенова 6315
6. 570 Атырауский университет имени Х. Досмухамедова 6125
7. 639 Казахский национальный аграрный исследовательский университет 5850
8. 730 Университет Нархоз 5335
9. 712 Государственный университет имени Шакарима 4870
10. 822 Казахский национальный педагогический университет имени Абая 4820
в достижении национальных ЦУР, а также фокусируют внимание на эффективных моделях корпоративного управления и обеспечения устойчивого развития самих университетов2. Признание высших учебных заведений главными драйверами в продвижении общества к экономически сбалансированному, социально справедливому и экологически ответственному будущему привело к необходимости разработки нескольких рейтингов университетов в области устойчивого развития. Такие рейтинги предназначены для оценки репутации университетов и их эффективной трансформации в целях решения экологических и социальных проблем, таких как улучшение состояния окружающей среды на территории кампусов, включение курсов по устойчивому развитию в учебные программы и развитие студенческих экологических волонтерских движений (Cotton, Winter, et al., 2018).
Стоит отметить, что феномен ранжирования университетов на основе их параметров
2 Программа развития Казахского национального университета имени аль-Фараби на 2022-2026 гг. (2022). Официальный сайт Университета аль-Фараби.
https://www.kaznu.kz/ru/14960/page (дата обращения 05.03.2024).
экологичности и приверженности ЦУР представляет собой новое явление, подогреваемое глобальным трендом на устойчивое развитие. Два таких рейтинга, известные на сегодня: UI GreenMetric и QS World University Rankings: Sustainability. По аналогии с различными национальными и мировыми рейтингами университетов, можно предположить, что в скором времени мы увидим появление и других рейтингов, описывающих экологичность вузов и их приверженность ЦУР.
Всемирный рейтинг университетов UI GreenMetric — это рейтинг зеленых кампусов и экологической устойчивости, впервые составленный лабораторно-исследовательским центром ILRC Университета Индонезии в 2010 г. На основе шести критериев (инфраструктура кампуса, энергетика и изменения климата, обращение с отходами, обращение с водными ресурсами, транспорт, образование и наука) аналитики ILRC ранжируют университеты по их экологическим обязательствам и инициативам. Проведем обзор казахстанских высших учебных заведений в данном рейтинге (табл. 1).
В 2023 г. был составлен рейтинг UI GreenMetric-2023, в котором проранжированы
Страна (население) Democracy index, 2023 (Sachs, Lafortune et al., 2023) Кол-во вузов в топ-100 Кол-во вузов в топ-500 Кол-во вузов в топ-1000
Казахстан (20 млн) 3,08 1 4 15
Туркменистан (7 млн) 1,66 0 2 5
Кыргызстан (7 млн) 3,70 0 0 1
Узбекистан (36 млн) 2,12 0 7 28
Таджикистан (10 млн) 1,94 0 0 0
Табл. 2. Университеты Средней Азии в рейтинге UI GreenMetric-2023. Источник: Рейтинг UI Green Metric World University Rankings. (n. d.). Центр ILRC Университета Индонезии. https://greenmetric.ui.ac.id (дата обращения 05.03.2024). Tab. 2. Universities of Central Asia in the UI GreenMetric Ranking 2023. Source: UI Green Metric World University Rankings. (n. d.). ILRC Center, University of Indonesia. https://greenmetric.ui.ac.id (accessed March 5, 2024).
1183 университетов из 85 стран, в том числе 18 высших учебных заведений из Казахстана.
В данном «зеленом» рейтинге главным образом отмечены усилия высших учебных заведений по охране окружающей среды. Восточно-Казахстанский технический университет имени Д. Серикбаева занимает в этом рейтинге лидирующую позицию - 100 место, Южно-Казахстанский университет имени М. Ауэзова находится на 253 позиции, а Казахский национальный университет имени аль-Фараби - на 457 месте.
Для сравнения позиции университетов Казахстана среди вузов других стран Средней Азии представляется интересным проанализировать их
конкурентные позиции в этом же рейтинге (табл. 2). У всех стран данного региона имеются примерно одинаковые культурно-исторические условия для развития высшего образования, однако они имеют разные политические режимы, разные человеческие ресурсы и разный экономический потенциал для реализации ЦУР № 4. Также немаловажно
феномен ранжирования университетов на основе их параметров экологичности и приверженности ЦУР представляет собой новое явление, подогреваемое глобальным трендом на устойчивое развитие
непосредственное понимание и стремление страны к реализации ЦУР № 4, что, как правило, в условиях нелиберальных политических укладов отходит на второй план в списке национальных интересов.
Так, наиболее уверенно в рейтинге UI GreenMetric-2023 представлены университеты Узбекистана (28 вузов в топ-1000
и 7 вузов в топ-500) и университеты Казахстана (15 вузов в топ-1000 и 4 вуза в топ-500). На первый взгляд, это может быть объяснено большим количеством населения и большего запроса общества на качественное высшее образование. Однако такой запрос опять-таки появляется только в случае либерализации образовательной политики.
Результаты данного рейтинга довольно неоднозначны, и к ним возникает масса вопросов. Сложно сказать, почему Кыргызстан представлен всего лишь одним университетом в топ-1000, а Туркменистан - пятью. Такой же вопрос возникает и в отношении вузов Таджикистана. Возможно, что при составлении рейтинга у аналитиков ILRC возникли
серьезные трудности в сборе информации о некоторых странах.
В 2023 г. был впервые опубликован рейтинг QS World University Rankings: Sustainability, в котором представлены 700 учебных заведений, отражающих результаты их деятельности по двум основным направлениям: воздействие на окружающую среду и социальное воздействие. Данный рейтинг оценивает обязательства университета по построению устойчивого мира за пределами кампуса, то есть степень влияния университета на достижение ЦУР через его инициативы на национальном и международном уровне. Наиболее заметно в рейтинге представлены следующие страны: США (134 вуза), Соединенное Королевство (67), КНР (39), Германия (36), Австралия (34), Италия (32).
Категория «Воздействие на окружающую среду» включает в себя три показателя эффективности: устойчивые институты, устойчивое образование и устойчивые исследования. В категории «<Социальное воздействие» рассматриваются пять показателей: равенство, обмен знаниями,
влияние образования, занятость и возможности, а также качество жизни.
Показатели данного рейтинга говорят о росте международного признания вклада университетов Казахстана в достижение целей устойчивого развития. Открывает данный список Казахский национальный университет имени аль-Фараби. В рейтинге данный вуз упомянут не только как лучший в регионе, но и как входящий в топ-500 высших учебных заведений мира (табл. 3). С незначительным отставанием следует Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилева, занимающий 676 место. Далее в международном рейтинге представлены Казахский национальный исследовательский технический университет имени К. И. Сатпаева, Южно-Казахстанский университет имени М. Ауэзова и Казахский национальный аграрный исследовательский университет, находящиеся в топ-1000 лучших университетов рейтинга, что свидетельствует о растущем влиянии Казахстана на текущую повестку в области устойчивого развития.
Интересно также сравнить позиции казахских университетов среди вузов других стран
№ Рейтинг Наименование университета Общий балл
1. 447 Казахский национальный университет имени аль-Фараби 55,0
2. 676 Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилева 43,9
3. 881-900 Казахский национальный исследовательский технический университет имени К. И. Сатпаева 43,3
4. 981-1000 Казахский Национальный аграрный исследовательский университет 38,3
5. 981-1000 Южно-Казахстанский университет имени М. Ауэзова 35,6
6. 1051-1100 Казахский агротехнический университет имени С. Сейфуллина 31,1
7. 1101-1150 Казахский национальный педагогический университет имени Абая 24,7
8. 1151-1200 Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмета Ясави 27,2
9. 1201 + Казахстанско-Британский технический университет 30,2
10. 1201 + Восточно-Казахстанский технический университет имени Д. Серикбаева 27,4
Табл. 3. Топ-10 университетов Казахстана в рейтинге QS Sustainability University Rankings 2023.
Источник: Рейтинг QS Sustainability University Rankings 2024. (n. d.). Quacquarelli Symonds. https://www.topuniversities.com (дата обращения 05.03.2024).
Tab. 3. Top 10 Universities in Kazakhstan in the QS Sustainability University Rankings 2023. Source: QS Sustainability University Rankings 2024. (n. d.). Quacquarelli Symonds. https://www.topuniversities.com (accessed March 5, 2024).
Страна Население Democracy index, 2023 (Sachs, Lafortune et al., 2023) Кол-во вузов в топ-500 Кол-во вузов в топ-1000
Казахстан 20 млн 3,08 1 5
Туркменистан 7 млн 1,66 Нет данных Нет данных
Кыргызстан 7 млн 3,70 Нет данных Нет данных
Узбекистан 36 млн 2,12 0 1
Таджикистан 10 млн 1,94 Нет данных Нет данных
Табл. 4. Университеты Центральной Азии в QS Sustainability University Rankings. Источник: Рейтинг QS Sustainability University Rankings 2024. (n. d.). Quacquarelli Symonds. https://www.topuniversities.com (дата обращения 05.03.2024). Tab. 4. Top-10 Universities in Kazakhstan in QS Sustainability University Rankings 2023. Source: QS Sustainability University Rankings 2024. (n. d.). Quacquarelli Symonds. https://www.topuniversities.com (accessed March 5, 2024).
Средней Азии в рейтинге QS Sustainability University Rankings 2023 (табл. 4). Результаты опять-таки весьма неоднозначны. Как видно из таблицы, специалисты QS Ltd. не включили в свой рейтинг университеты Туркменистана, Кыргызстана и Таджикистана. Такое решение, вероятно, было принято по причине отсутствия данных, которые вузы предоставляют рейтинговым агентствам. Это может говорить о безразличии университетов этих стран как к рейтингам в целом, так и к рейтингам устойчивого развития в частности. Кроме этого, отсутствие данных может быть следствием нежелания предоставлять информацию международным организациям (на уровне государства). И наоборот, можно сказать, что страны, которые предоставили данные о своих университетах, стремятся заявить о себе в международном пространстве в хорошем качестве. К таким странам можно отнести Казахстан и Узбекистан.
Очевидно, что сфера образования в Средней Азии сложно поддается международным исследованиям. Это можно видеть и в результатах исследований TIMSS (2019), PIRLS (2021) и PISA (2022), в которых из года в год принимают участие только Узбекистан
и Казахстан. В связи с этими сложностями Туркменистан, Кыргызстан и Таджикистан вполне оправданно показаны слабо или вовсе не показаны в анализируемых рейтингах. И такое положение дел вполне справедливо, ведь открытость данных и прозрачность управленческих решений является основой для устойчивого развития организаций, в том
числе и университетов.
Интересно отметить также, что показатели населения и индекс демократии (в отличие от рейтинга UI GreenMetric) не показывают заметного влияния на представленность страны в рейтинге QS Sustainability. Это косвенно подтверждает факт, что два анализируемых рейтинга используют разные методики ранжирования для выявления подхода университетов к устойчивому развитию.
Заключение
Участие высших учебных заведений в продвижении парадигмы ОУР и их вклад в преобразование общества с более устойчивым будущим становятся все более значимыми. Университеты объединяют усилия в нескольких
очевидно, что сфера образования в средней азии сложно поддается международным исследованиям
областях, включая образование, научные исследования и вовлечение сообщества. Главная задача заключается в том, чтобы университеты стали лидерами в этом процессе. Важно отметить, что университеты играют ключевую роль в реализации ЦУР, представляющих собой комплексный план действий по преодолению глобальных проблем, таких как бедность и климатические изменения.
Внедрение принципов ОУР в деятельность университетов Республики Казахстан все еще находится на начальном этапе развития. Университеты Казахстана начинают осознавать значимость ОУР и вносят соответствующие изменения в программы повышения квалификации своих научно-педагогических кадров3, в образовательные программы и стратегические программы развития: внедрение устойчивых практик в управлении университетом, разработку образовательных программ, связанных с устойчивым развитием, и проведение научных исследований в данной области4.
Стоит отметить, что включение повестки «устойчивого развития» в стратегические документы, программные документы и законодательные акты Казахстана говорит о несомненном прогрессе в этой области. Однако этого все еще недостаточно. Так, согласно докладу ООН по устойчивому развитию, в рейтинге «Индекс прогресса по Целям устойчивого развития — 2023» Казахстан занял 66 место из 193 стран. Казахстан улучшил свои показатели по балльной системе по сравнению с прошлым годом, но в текущем году спустился на одно место в рейтинге по сравнению с прошлым годом (2022 год — 65 место) ^сИб, Lafortune, е! al., 2023). Изменения метрик, входящих в оценку прогресса в отношении ЦУР № 4, отмечаются как стагнирующие или с незначительным улучшением уже второй год подряд. Но в целом по региону Центральная
3 Программа развития Казахского национального университета имени аль-Фараби на 2022-2026 гг. Официальный сайт Университета аль-Фараби. https://www.kaznu.kz/ru/14960/page (дата обращения 05.03.2024).
4 Программа развития Казахского национального университета имени аль-Фараби на 2022-2026 гг. (2022). Официальный сайт Университета аль-Фараби. https://www.kaznu.kz/ru/14960/page (дата обращения 05.03.2024).
Азия позиция Казахстана выглядит обнадеживающе: Кыргызстан (45 место), Узбекистан (69 место), Таджикистан (85 место), Туркменистан (91 место) (Sachs, Lafortune, et al., 2023).
Подводя итог, можно сказать, что представленные результаты международных рейтингов являются удобным сравнительным инструментом для оценки усилий Казахстана по внедрению принципов ОУР в университетах страны. Однако эти рейтинги не являются окончательным ответом на вопрос об истинной приверженности страны к выполнению обязательств, заявленных в стратегиях и конвенциях. Для более глубокого анализа имеет смысл изучить ценностное и смысловое содержание принятых стратегий развития университетов-лидеров, провести социологические опросы преподавателей и студентов, исследовать данные, косвенно указывающие на приверженность, провести наукометрические изыскания на предмет количества публикаций по указанной тематике и многое другое.
Список источников
Гаврильева, Т. Н., Сугимото, А., Фуджи, М. и др. (2018). Устойчивое развитие университетов: мировые и российские практики. Высшее образование в России, (7), 52-65. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-7-52-65.
Индекс демократии 2023 (Democracy index). (n. d.). Economist Intelligence. https://www.eiu.eom/n/campaigns/democracy-index-2023 (дата обращения 05.03.2024).
Мазуров, Ю. Л., Банчева, А. И. (2021). Высшее экологическое образование в Японии: социальная миссия и национальные особенности. Высшее образование в России, 30(5), 138-149. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-5-138-149.
Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. (2015). Резолюция № A/RES70/1. Генеральная Ассамблея ООН. Веб-архив UNCTAD. https://unctad.org (дата обращения 05.03.2023).
Программа развития Университета аль-Фараби 2022-2026. (2022). Официальный сайт Университета аль-Фараби. https://www.kaznu.kz/ ru/14960/page (дата обращения 05.03.2024).
Рамочная программа сотрудничества в целях устойчивого развития Казахстана, 2021-2025. (2020). ООН. Веб-архив ООН. https://kazakhstan. un.org/en/resources (дата обращения 05.03.2024).
Рейтинг UI Green Metric World University Rankings. (n. d.). Центр ILRC Университета Индонезии. https://greenmetric.ui.ac.id (дата обращения 05.03.2024).
Рейтинг QS Sustainability University Rankings 2024. (n. d.). Quacquarelli Symonds. https://www.topuniversities.com (дата обращения 05.03.2024).
Хаджиева, Г, Омир, А. (2020). Проблемы социально-экономического развития регионов Казахстана в условиях адаптации к устойчивому развитию. Economics: the strategy and practice, 15(2), 175-186. https://doi.org/10.51176/JESP/issue_2_T15.
Cotton, D. R., Winter, J., et al. (2018). Is students' energy literacy related to their university's position in a sustainability ranking? Environmental Education
Research, 24(11), 1611-1626. https://doi.org/10.1080/13504622.2017.1395394.
Sachs, J. D., Lafortune, G., et al. (2023). Implementing the SDG Stimulus. Sustainable Development Report 2023. Dublin: Dublin University Press. https://doi.org/10.25546/102924.
Yelubayeva, P., Tashkyn, E., Berkinbayeva, G. (2023). Addressing challenges in Kazakh education for sustainable development. Sustainability, 75(19), 1-18. https://doi.org/10.3390/su151914311.
Kazakhstan universities in rankings of commitment to sustainable development
Sabina K. MUSSINA,
PhD student at the Department of Educational Systems Management, Faculty of Teacher Education, Lomonosov Moscow State University. 1/52, Leninskie Gory Str., 119234, Moscow, Russian Federation. IstinaResearcherID (IRID): 402744674; ResearcherID: XMB-1126-2023; Scopus Author ID: 57221647244; ORCID: 0000-0003-2837-7566. E-mail: [email protected]
Igor V. VLADIMIROV,
PhD student at the Department of Educational Systems Management, Faculty of Teacher Education, Lomonosov Moscow State University. 1/52, Leninskie Gory Str., 119234, Moscow, Russian Federation. IstinaResearcherID (IRID): 345457650; ResearcherID: JEO-9713-2023; ORCID: 0000-0003-4880-5863. E-mail: [email protected]
Renata R. GASANOVA,
PhD in Psychology, Senior Lecturer at the Department of Educational Systems Management, Faculty of Teacher Education, Lomonosov Moscow State University. 1/52, Leninskie Gory Str., 119234, Moscow, Russian Federation. IstinaResearcherID (IRID): 50292732; ORCID: 0000-0002-4641-0019; ResearcherID: AAM-9027-2020. E-mail: [email protected]
Over the past years, the Republic of Kazakhstan has been adhering to the globally recognized Sustainable Development Goals (SDGs) in its educational policy, as evidenced by the inclusion of these goals in the national development strategy «Kazakhstan 2050,» the National Plan 100 Steps to Achieve Five Institutional Reforms, and the State Program «Nurly Zhol (2020-2025). SDGs are also included in the development strategies of leading universities. Sustainable development, considering national priorities in the field of education, is a key direction for improving the higher education system in Kazakhstan. To better understand the development of universities in Kazakhstan within the paradigm of sustainable development, the authors reviewed the results of the international rankings UI GreenMetric and QS Sustainability World University Rankings. The article also compares universities in Kazakhstan with universities in other Central Asian countries. According to the UI GreenMetric 2023 ranking, the TOP 500 includes 4 universities from Kazakhstan, 7 universities from Uzbekistan, and 2 universities from Turkmenistan. According to the QS Sustainability University Rankings 2023, only one university from Kazakhstan is included in the TOP 500 of all universities in Central Asia. The article concludes that universities in Kazakhstan demonstrate modest positions internationally in their commitment to the SDGs, while at the same time, they take leading positions in terms of ecological development compared to universities in other Central Asian countries.
ABSTRACT
sustainable development, university, Kazakhstan, UI GreenMetric, QS Sustainability World University Rankings
KEY WORDS
THE CITATION REFERENCE
Mussina S. K., Vladimirov I. V., Gasanova R. R. Kazakhstan universities in rankings of commitment to sustainable development. Educational Policy, (2024), 3(99), 96-104. D0I:10.22394/2078-838X-2024-3-96-104
Received: 06.2024 Accepted: 06.2024 Date of publication: 10.2024
This is an open access article distributed under the terms of the Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 (CC BY-NC-ND 4.0).