Научная статья на тему 'Университетское сообщество между глобальностью и локальностью: вызовы и ответы'

Университетское сообщество между глобальностью и локальностью: вызовы и ответы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
132
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Политическая наука
ВАК
RSCI
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ / ЛОКАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА / ГЛОБАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ / UNIVERSITY / LOCAL COMMUNITY / GLOBAL EDUCATIONAL SPACE / THE MODEL OF SOCIAL FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Борисова Надежда Владимировна, Сулимов Константин Андреевич

Современные университеты находятся под серьезным глобализационным давлением и вынуждены самоопределяться в глобальном научном и образовательном пространстве. Параллельно имеет место движение в сторону «локального» местных, городских сообществ. Локальный тренд называется по-разному «социальная роль», «социальная функция», «третья роль» и, соответственно, по-разному осмысливается. Взаимосвязь этих трендов рассматривается на материале Католического университета Лёвена (Бельгия), Гёттингенского университета (Германия) и Пермского государственного национального исследовательского университета (Россия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Борисова Надежда Владимировна, Сулимов Константин Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

University community between global and local: Challenges and responses

Globalization and its effects in education and science are serious challenges for modern universities that are forced to define ourselves in global academic and educational space. At the same time, universities are moving to local urban communities. This movement has different names («social role», «social mission» or «third role») and different interpretations and meanings. The interconnection of these trends is discussed for cases of the Catholic university of Leuven (Belgium), the university of Göttingen (Germany) and Perm state university (Russia).

Текст научной работы на тему «Университетское сообщество между глобальностью и локальностью: вызовы и ответы»

Н.В. БОРИСОВА, К.А. СУЛИМОВ

УНИВЕРСИТЕТСКОЕ СООБЩЕСТВО МЕЖДУ ГЛОБАЛЬНОСТЬЮ И ЛОКАЛЬНОСТЬЮ: ВЫЗОВЫ И ОТВЕТЫ1

Процессы глобализации экономики и образования, информатизации обществ являются серьезным вызовом для университета как традиционного социального института и одновременно профессионального сообщества ученых и преподавателей. Болонский процесс в странах ЕС и за его пределами, реформа высшего образования и академической науки в России проявляются в изменении структуры и правил жизни университетов как научных и образовательных центров, с одной стороны, а также влияют на стратегии взаимодействия университетов с сообществами (локальным, прежде всего) - с другой. Университеты (прежде всего в лице администраций) отказыватся от роли «автономного соседа» и примеряют новую для них роль «партнера» по отношению к городскому сообществу, поскольку в территориальном измерении именно города являются традиционно местом жизни университетов. Движение университетов в сторону локального не вызывает сомнений. Вопрос, однако, состоит в том, чем вызвано, в чем конкретно проявляется и как непосредственно реализуется изменение стратегии взаимодействия с сообществом в контексте глобализационных вызовов. Или, иначе говоря, как сочетается в институциональных трансформациях

1 Статья выполнена при финансовой поддержке РГНФ в рамках реализации исследовательского проекта РГНФ № 14-03-00501 «Европейские университеты в меняющемся мире: институциональная трансформация и стратегии взаимодействия с сообществами».

университетов глобальное и локальное. При этом именно локальное, реализуемое во взаимодействии с местными сообществами, является уникальным для каждого конкретного случая, а значит, чрезвычайно изменчивым по всей совокупности в противовес глобальному.

Для целого ряда европейских университетов характерна традиция «Town & Gown» как практика сосуществования и соседства университетского и городского сообществ в университетских городах. Эта традиция восходит, прежде всего, к Оксфордскому и Кембриджскому университетам, студенчество и профессура которых на протяжении длительного времени, живя в городе, не были частью городского сообщества. Напротив, они нередко оказывались в состоянии конфликта с горожанами: «Конфликт был неизбежен в средневековых университетских городах, где два автономных управляемых различными структурами сообщества существовали на единой территории» [Дыба, 2013]. И хотя в ХХ в. традиция противостояния потеряла свою остроту (современных носителей мантии - студентов и преподавателей - никто уже не изгоняет из города за шумные пирушки, как это было в истории с Оксфордом и образованием Кембриджа), однако проблема отношений университета и города осталась. Более того, в современных условиях гло -бальной академической мобильности она получает новое звучание. Социальная роль современных университетов в городах оказывается амбивалентной. С одной стороны, университетское сообщество (студенты и преподаватели) нередко оказываются «чужеродны» городу, поскольку их жизнь в нем ограничена временем учебы или преподавательским контрактом. С другой стороны, университеты в университетских городах нередко выступают крупнейшими работодателями в широком смысле этого слова. В таких условиях аренами взаимодействия университета с городом становятся не только образование и академическая наука, но и те сферы жизнедеятельности сообщества, которые до этого не рассматривались ни университетами, ни самими сообществами как сферы, возможные для приложения ресурсов и интересов университетов: городская инфраструктура, политика мультикультурализма, политика по обеспечению устойчивого развития сообщества в условиях культурного разнообразия, гендерная политика, экологическая политика и др.

Включение университетов в это взаимодействие сопровождается определением новых стратегических целей развития уни-

верситетов, пересмотром миссии университетов, а также созданием внутри университетов новых структур, деятельность которых направлена на обеспечение устойчивого развития университетов в системе взаимодействия с городскими сообществами, городскими властями. Происходит институциональное изменение и даже трансформация университетов, которые если и не теряют статус «башни из слоновой кости», то в значительной мере его дополняют новыми социальными ролями. Эти роли могут быть разными по своему содержанию и значимости в контексте взаимодействия университетов и городских сообществ. Университет может выполнять ресурсную, распределительную, экспертную роли, роль медиатора в решении конфликтных ситуаций. Кроме того, университет может выступать и как субъект, и как пространство (место) взаимодействия. Исходным посылом исследования является ожидание, что разные университеты могут по-разному реагировать на вызовы глобальности и локальности. Поэтому в данной работе использованы три примера: Католический университет г. Левена (Бельгия), Университет г. Геттингена (Германия) и Пермский государственный национальный исследовательский университет (Россия).

Использование концепции институционального изоморфизма П.Дж. Димаджио и УВ. Пауэлла [Димаджио, Пауэлл, 2010] позволяет зафиксировать и понять сущностные характеристики амбивалентности и даже множественности ролей и функций современных университетов на примере реализации университетами своей социальной роли в отношении местных сообществ в условиях глобализации. Авторы этой концепции указывают на то, что акторы, пытаясь изменить собственные организации, делают их все более и более похожими друг на друга. Это возможно в результате трех изоморфных процессов:

1) принудительного изоморфизма (когда институциональное изменение организации происходит принудительным образом, в результате внешнего давления);

2) нормативного изоморфизма (когда изменение и институциональное сближение обусловлены действием общих стандартов, правил, моделей поведения);

3) подражательного изоморфизма (когда институциональное изменение происходит в результате стандартных реакций на институциональную неопределенность) [Димаджио, Пауэлл, 2010, с. 35].

Каждый из этих процессов понимается П.Дж. Димаджио и У В. Пауэллом как три механизма институциональных изменений.

Применительно к настоящему исследованию институциональные изменения в современном университете возможны в этих трех вариантах. Во-первых, как следствие формального и / или неформального давления со стороны других субъектов (правительства, других образовательных организаций, бизнеса) на университет. Во-вторых, в результате присутствия и включенности университета в общее профессиональное поле и усвоения университетом общих стандартов, норм и моделей поведения. Используя традицию П. Бурдье, можно говорить о том, что происходит распространение и проникновение легитимных и социально одобряемых институциональных практик в организационное поле университетской жизни. Наконец, в-третьих, университет в условиях даже минимальной институциональной неопределенности (как следствия реформы, вызовов глобализации, Болонского процесса и т.п.) вынужден заимствовать те стандарты и практики, которые транслируются и воспринимаются в организационном поле жизни университета как успешные.

В случае развертывания университетами новой стратегии взаимодействия с локальными сообществами следует учитывать тот факт, что сама современная мода на то, что часто называют «третьей ролью» как часть стратегии развития университета в кон -тексте его взаимодействия с сообществом, оказывается, с одной стороны, привнесенной извне, а с другой - вынужденным ответом на вызовы глобализации. Так, первыми системный подход к новой социальной роли университетов осуществили финские вузы. С 1960-х годов в Финляндии на университеты были возложены функции формирования и консолидации местных сообществ в идеологии развития непрерывного образования, основанного на тесном сотрудничестве городских школ и университетов. Именно последнее и стало стимулом к развитию их социальной роли. В конце ХХ в. скандинавские вузы подобно тому, как это делает бизнес, пошли по пути разработки этики «корпоративной социальной ответственности», включающей достижение экономического благополучия сообщества, обеспечения «благоприятной среды» и создание новых рабочих мест, повышение человеческого потенциала и т.д. [Система образования Финляндии, 2005, с. 11]. Пример

финских университетов отсылает нас к так называемому подражательному изоморфизму: опыт социально ответственного бизнеса был привнесен и заимствован образовательными учреждениями, следствием чего стало формирование идеологии «третьей роли» университетов. Институциональное закрепление идеологии «третьей роли» произошло в 2004 г., когда на национальном уровне был принят Акт об университетах, который законодательно закрепил их «третью роль». В текстах программ стратегического развития университетов последние стали пониматься не только как образовательные институты, но как субъекты социального взаимодействия и равноправные участники регионального (городского) развития, определяющие, наряду с властью и бизнесом, региональную повестку дня и стратегии регионального развития.

Скандинавский опыт реализации «третьей роли» стал «заразительным» и для университетов других стран, где инициаторами и субъектами реализации «третьей роли», как правило, выступают университетские администраторы. И в этом случае успешная практика других вузов заимствуется университетом. Так, например, было с Пермским государственным национальным исследовательским университетом, когда в процессе разработки Стратегии развития ПГНИУ [Стратегия... 2012; Университет и региональные... 2013, с. 107] обсуждение стратегических направлений развития университета происходило при изучении успешных практик и институциональных решений, найденных за пределами России - в Европе, в том числе в скандинавских странах. Однако было бы неправильным сводить реализацию университетами «третьей роли» только к эффектам подражательного изоморфизма. Пермский случай свидетельствует о том, что решение о формулировании и содержательном наполнении стратегии и миссии университета принималось его руководством как под внешним, так и под внутренним влиянием. Получив в 2010 г. статус национального исследовательского университета, ПГНИУ вынужден был отвечать требованиям и целевым показателям программы развития национального исследовательского университета (НИУ), которая утверждалась Министерством образования РФ. Политическое решение государства относительно выбора, финансовой и институциональной поддержки приоритетных академических направлений, способствующих повышению конкурентности отечественной науки в современном

глобализирующемся мире, в случае с ПГНИУ фактически «разделило» университет на НИУ и остальных. В НИУ вошли факультеты естественно-научного и экономического профиля, в то время как гуманитарные факультеты оказались «за бортом» - вне поддержки и дополнительного финансирования науки, в условиях постоянного сокращения бюджетных мест и т.п. Эти решения спровоцировали внутренний раскол и, как следствие, протест представителей гуманитарных факультетов против такой дискриминации: университетские филологи и политологи - члены Ученого совета университета -публично оспорили подход к формированию стратегии развития университета исключительно как образовательного и академического учреждения, предложив актуализировать гуманитарную и социальную функции университета с точки зрения его роли и встроенности в городское и региональное сообщества. Идея «третьей роли» как успешной западной практики была предложена гуманитариями и стала способом преодоления наметившегося внутреннего институционального раскола.

Университет как субъект «третьей роли» внутренне не един. Как это уже отмечалось выше, субъектом решения о реализации «социальной миссии» является администрация вуза. Даже в пермском случае важным условием включения в стратегические направления развития ПГНИУ стала поддержка со стороны проректора по стратегическому развитию, экономике и правовым вопросам -профессора историко-политологического факультета. Чаще всего, как показывает наше исследование, «третья роль» оказывается политико-административным стремлением вузовской администрации, которая наталкивается на непонимание и отсутствие поддержки со стороны сотрудников. Профессура и преподаватели воспринимают функционал, связанный с реализацией «третьей роли», как дополнительный к уже существующей традиционной нагрузке - преподаванию и исследованиям.

В связи с этим интересными представляются данные, полученные в ходе полевых исследований (интервью и анкетирование) в Лёвенском и Гёттингенском университетах. Так, Лёвенский университет начиная со второй половины 2000-х годов активно реализует специальные программы, направленные на решение проблем городского сообщества, а также включенности университета в жизнь города. Несколько лет назад в структуре университета поя-

вился специальный департамент, отвечающий за это направление деятельности: доступная городская и университетская среда, программы по поддержанию городской среды (чистота, общественный порядок), адаптация и социализация мигрантов и детей из семей мигрантов (преимущественно из стран Африки), программы по включению мигрантов в образовательное пространство Лёвена, профориентационная работа со школьниками, совместные мероприятия университетской администрации с местной полицией и др. Это направление деятельности курирует проректор по политике в области культурного разнообразия и устойчивого развития Католического университета Лёвена, в функционал которого входит взаимодействие с местными и региональными властями.

Особенностью Католического университета Лёвена является то, что сам по себе город обязан университету своим существованием. Если в городе спросить: «Где университет?», - в 100% случаев вам ответят: «Университет везде». Действительно, в нашей выборке этот университет лидирует по количеству студентов относительно общего числа горожан и составляет порядка 44,44%. Университет является крупнейшим работодателем в городе. Однако интегрированность студентов (как граждан Бельгии, так и иностранных студентов) в городскую среду, по мнению всех экспертов, остается крайне низкой. Они не являются жителями Лёвена и не участвуют в местных выборах, платят налоги, на выходные студенты-бельгийцы предпочитают уезжать домой к родителям за пределы Лёвена. Без студентов город пустеет: пустынны улицы, места общественного пользования и досуга, полупустой транспорт и мало велосипедистов. Связь города и университета симбиотична, но при этом внутренне конфликтна: лёвенцы не любят шумные вечеринки студентов (особенно в ночь с четверга на пятницу), нарушающих ПДД студентов-велосипедистов; местным депутатам и мэру от внимания к проблемам студентов нет никакой электоральной выгоды (последние не голосуют на местных выборах). Но проблемы студентов (жилье, досуг, транспорт, общественный порядок) оказываются в зоне внимания и ответственности именно местных властей.

В условиях тенденции интернационализации образовательных программ и роста числа иностранных студентов (по данным интервью, каждый третий студент характеризуется как Cultural

diversity student, т.е. отличается признаками инаковости в широком смысле этого слова), лёвенское студенчество в количественном отношении значительно выросло. Эти объективные факторы заставляют администрацию университета и местные власти выстраивать диалог и институционализировать сотрудничество в области решения проблем взаимодействия «университета и городского сообщества». В 2011 г. университет разработал и ввел в действие так называемый План по продвижению политики разнообразия (Diversity policy plan), включающий программы и конкретные мероприятия для сотрудников и студентов университета, а также местного сообщества.

Исследование в Гёттингенском университете позволило выделить актуальные конфликтные ситуации в разрезе взаимодействия «университет - городское сообщество». Во-первых, это конфликт относительно размещения студентов: в последние годы отмечается постояннй рост численности студентов, при этом у университета нет возможности предоставить всем желающим общежитие. Более того, традиционно студенты европейских вузов арендуют жилье. Однако возможности города оказались ограничены: в 2014 г. значительное число студентов не смогли арендовать жилье по приемлемой цене, что вызвало конфликт как внутри университета, так и за его пределами. Второй конфликтогенной проблемой является организация работы общественного городского транспорта: распределение остановок, расписание в позднее вечернее и ночное время и т.п. Третья достаточно значимая проблема, отмечаемая респондентами, касается межкультурных конфликтов, возникающих, прежде всего, на этнической почве и являющихся следствием политики мультикультурализма и программ по интернационализации образования, академического обмена и мобильности. Эти проблемы коррелируют с проблемами, выявленными в Лёвене.

Полученные результаты позволяют обозначить модель взаимодействия университета с локальным (городским) сообществом. Гёттингенский и Лёвенский университеты (большой университет в небольшом городе) оказываются доминирующими субъектами и вынуждают других субъектов приспосабливаться к себе. В случае с Гёттингеном это отчетливо проявляется в обозначенных конфликтных сферах: жилье для студентов и транспорт для них же. Столкнувшись с дефицитом жилья по приемлемой цене, университет

прибег к помощи городских властей, предоставивших городскую школу под временное общежитие. Город также изменил расписание и маршрутную сеть общественного транспорта под нужды студентов, что вызвало недовольство, по крайней мере, части горожан (жители в интервью рассказывали, что прежнее расписание и сеть действовали в неизменном виде чуть ли не 16 лет, а тут были изменены, при этом - что вызывало особенное возмущение -без консультаций с горожанами). Действия университета и последующие действия города по помощи университету вызваны борьбой в университете между его внутренними группами: студентами и администрацией. Студенты провели несколько довольно массовых акций протеста по поводу нехватки жилья по приемлемой цене и организовали палаточный лагерь, в том числе как средство давления, а некоторые важные решения в сфере транспорта были инициированы студенческим парламентом университета. Но, разумеется, решение проблемы с жильем стало собственным интересом и для администрации вуза, потому что оно выступает необходимым условием реализации стратегии университета по включению в глобальное образовательное пространство, связанное с увеличением количества студентов вообще и иностранных студентов прежде всего. То есть в данном случае мы имеем дело с ситуацией нормативного изоморфизма, когда университет воспроизводит общепринятые университетские практики. Но их успешная реализация возможна лишь при выполнении некоторых условий (в данном случае - наличие достаточного жилого фонда - собственного или городского, но по приемлемой для студентов цене). Собственных ресурсов для решения этой проблемы университету недостаточно (несмотря на то что общий бюджет университета, например, в 2012 г. был больше 1 млрд евро), поэтому он вынужден взаимодействовать с городскими властями, которые, безусловно, сами крайне заинтересованы в данном взаимодействии. Городской девиз гласит: «Гёттинген - это город, который творит / создает знания». Превращенную немецкую конструкцию этого девиза можно перевести на русский как «наукоград». При этом город получает очень значимые символические бонусы от статуса университетского города: в 2014 г. Нобелевскую премию по химии получил директор одного из институтов общества Макса Планка, расположенного в Гёттин-гене: горожане говорили «мы» получили, «нам» дали.

Реализация социальной роли влечет за собой включение университета в разнообразные арены взаимодействия, представляющие собой разные уровни социальной реальности: от локального до глобального. В контексте современных процессов эти уровни сложно - неиерархически, гетерархически - взаимодействуют между собой и неодинаково влияют на деятельность университета. Аккумуляция, приращение и производство интеллектуальных, морально-этических, организационно-институциональных и финансовых ресурсов позволяют университету быть активным субъектом институциональных изменений в окружающей среде на различных уровнях социальной реальности. Университет является одновременно и коллективным актором, и месторасположением борьбы между внутренними акторами с различными интересами, ресурсами и программами: студенчество vs университетская администрация; студенчество как часть университета vs горожане; гуманитарии vs естественники; преподаватели vs университетская администрация. Эти противостояния накладываются друг на друга, усложняют конфликт интересов.

В крупных городах, таких как Пермь, университет стремится занять свою нишу в городской публичной жизни через реализацию «третьей роли». При этом следование глобальному тренду моды на «третью роль» в российском случае региональным университетом рассматривается, в том числе, как способ преодоления локальности. Пермский университет, как и большинство региональных российских вузов, работает на нужды регионального рынка труда. Но эта локальность испытывает влияние глобальных вызовов - интернационализации науки, требования повышения конкурентоспособности образовательных программ и исследовательских направлений, реализуемых университетами.

Если студенты в крупных городах «растворяются» в городской среде, то в случае университетских городов они осваивают городскую среду, продолжая традицию «town & gown» (надо видеть, как в рамках того, что в России принято называть «посвящением», студенты в Гёттингене совершают почти средневековые вылазки в город и возвращаются обратно с «трофеями»!). В исследуемых европейских случаях - Лёвене и Гёттингене - эта традиция освоения студентами локуса и конфликтного сосуществования городского и университетского сообществ в условиях глобализации

высшего образования запускает и стимулирует реализацию «третьей роли». При этом логика «освоения» города здесь очевидно другая -университеты в этих небольших городах используют город как ресурс для решения своих вполне «традиционных» задач. Можно даже говорить о том, что освоение и умелое использование локуса является фактором успеха в глобальном измерении. С этим связаны два важных момента. Во-первых, город сам по себе все-таки не является приоритетной целью. А во-вторых, такие университеты обладают в некотором роде монополией на использование города как ресурса, в отличие от крупных городов, где университеты существуют в конкурентной ситуации. При этом необходимо отметить, что сам термин «третья роль» здесь не используется. Это косвенно указывает на то, что речь не идет о добавлении к двум традиционным ролям - научные исследования и преподавание -рядоположенной и столь же значимой третьей роли.

Но во всех случаях ключевым агентом «социальной миссии» университета выступает администрация, которая имеет очевидно разнонаправленные стратегические интересы. С одной стороны, руководство не только российских, но и европейских университетов исходит из интересов коммерциализации науки, увеличения финансирования за счет привлечения иностранных студентов, повышения рейтинга вуза, в том числе через высокие показатели публикационной активности сотрудников. С другой стороны, университетские администраторы вынуждены учитывать фактор локальности и отвечать на вызовы локализации. Это означает, что рассмотрение практики взаимоотношения университетов и городских сообществ, а также реализации современными университетами «третьей роли» невозможно вне глобального контекста и вызовов глобализации в отношении университетов. Кроме того, интересы университетских администраторов очень часто не совпадают с интересами преподавателей, на которых ложится бремя реализации «третьей роли»: именно так, как показывают интервью, последние воспринимают этот новый функционал. Однако такое восприятие очень часто оказывается поверхностным и эмоционально окрашенным: в ходе интервью респонденты, описывая свою работу и социальную активность, приводили примеры того, как они, их коллеги, студенты включены во взаимодействие с городским сообществом в контексте решения актуальных для обеих сторон вопросов.

Причем эта их активность воспринимается ими как самодостаточная, добровольная и автономная относительно интенций университетской администрации. В связи с этим актуальным оказывается вопрос: а возможно ли обеспечить совпадение (ценностное и содержательное) стимулов и стратегий администраций университетов и сотрудников и будет ли оно способствовать консолидации университетского сообщества, с одной стороны, и эффективности его взаимодействия с городским сообществом - с другой?

Список литературы

ДимаджиоП.Дж., Пауэлл У.В. Новый взгляд на «железную клетку»: институциональный изоморфизм и коллективная рациональность в организационных полях // Экономическая социология. - М., 2010. - № 11(1). - С. 34-56.

Дыба Е. Университет и город: история противостояния. - 2013. - Режим доступа: http://urban.hse.ru/urb.stud.townandgown_3 (Дата посещения: 12.12.2014.)

Система образования Финляндии: успехи школьного обучения и «третья роль» университетов // Актуальные вопросы развития образования в странах ОЭСР / Отв. ред. М.В. Ларионова. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. - С. 8-12.

Стратегия развития Пермского государственного национального исследовательского университета на 2012-2016 гг. и на период до 2020 г. - Пермь, 2012. -26 с. - Режим доступа: http://www.psu.ru/files/docs/normativnaya_baza/base_nd/ strategy_pgniu_.pdf (Дата посещения: 24.05.2015.)

Университет и региональные (городские) сообщества: модели сосуществования и управленческие механизмы интеграции (российский и европейский опыт) / Го -лубев С., Пунина К., Смирнов В., Фадеева Л. // Ars administrandi (Искусство управления). - Пермь, 2013. - № 4. - С. 102-116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.