Научная статья на тему 'Университетский ресурсный центр как элемент социального развития региона'

Университетский ресурсный центр как элемент социального развития региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
389
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР / МОДЕЛЬ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА / РАЗВИТИЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА И НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ / УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мялкина Елена Васильевна, Седых Екатерина Павловна, Житкова Валерия Александровна, Васькина Альбина Васильевна, Исайков Олег Игоревич

Введение: университетские ресурсные центры являются одной из форм реализации государственной политики по развитию институтов гражданского общества. Будучи ориентированными на социально-экономическое развитие региона и страны в целом, они обеспечивают вовлеченность различных категорий граждан в общественную и социально-экономическую деятельность, интегрируют усилия организаций региона для решения определенной группы проблем, способствуют повышению уровня образования и культуры. Такая форма организации деятельности становится все более актуальной для вузов, поскольку именно организации высшего образования являются в регионах источниками инновационных преобразований и формирования образовательной среды. Реализуя собственные проекты, университеты получают через ресурсный центр обратную связь с потребителем услуг, осуществляют экспериментальную проверку теоретических предположений, внедряют в практику новые разработки. Открытость и доступность университетских центров при этом позволяет вовлекать в деятельность широкие слои населения, создавать событийную активность, привлекать внимание абитуриентов к образовательным программам университета, проводить публичные мероприятия, создающие образовательный и культурный климат региона. Материалы и методы: в статье представлена характеристика ресурсного центра как элемента социально-экономического развития региона, проанализированы сферы деятельности, исследованы функции и принципы деятельности, представлена модель ресурсного центра развития декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Мининского университета, показаны основные направления реализации модели и возможные эффекты ее внедрения. Результаты исследования: работа демонстрирует эффекты деятельности университетского ресурсного центра на примере ресурсного центра развития декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Нижегородской области в Мининском университете, показывает, каким образом внедрение модели позволит укрепить и расширить коммуникации организаций образования и культуры, заинтересованных в сохранении и передаче традиций народных промыслов Нижегородской области, населения различных возрастов региона, производственных организаций и мастеров народных промыслов, а также повысить качество подготовки студентов вуза, поддержать студенческие инициативы и творческую активность студентов университета в области дизайна, развития народных промыслов, декоративно-прикладного искусства, привлечь внимание к туристическому потенциалу области посредством привлечения внимания к народным промыслам области жителей других регионов. Обсуждение и заключения: университетские ресурсные центры играют важную роль в социально-экономическом развитии региона. Интегрируя ресурсы из различных источников, они формируют новые подходы к научным исследованиям, делая их результаты открытыми и доступными для широкого круга лиц. Вовлечение в деятельность ресурсного центра широкого круга потребителей и большой спектр реализуемых проектов создает значимый социальный эффект его деятельности и меняет образовательное и культурное пространство, стимулируя социально-экономическое развитие региона и страны в целом. Использование образовательных, технологических и коммуникативных возможностей вуза делает проекты ресурсного центра более значимыми и доступными к взаимодействию для исследователей в данной сфере как в нашей стране, так и за ее пределами, способствуя тем самым расширению партнерских связей и появлению значимых практических результатов, в данном случае продвижению и популяризации народных промыслов Нижегородской области за пределами региона, развитию единого социокультурного пространства России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мялкина Елена Васильевна, Седых Екатерина Павловна, Житкова Валерия Александровна, Васькина Альбина Васильевна, Исайков Олег Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITY RESOURCE CENTER AS AN ELEMENT OF SOCIAL DEVELOPMENT OF THE REGION

Introduction: university resource centers are one of the forms of implementing state policy on the development of civil society institutions. Being oriented to the socio-economic development of the region and the country as a whole, they ensure the involvement of various categories of citizens in social and socio-economic activities, integrate the efforts of the organizations of the region to solve a certain group of problems, contribute to raising the level of education and culture. This form of organization of activities is becoming increasingly relevant for universities, since it is the higher education institutions that are the sources of innovative transformations and the formation of an educational environment in the regions. Realizing their own projects, universities receive feedback through the resource center with the consumer of services, carry out experimental testing of theoretical assumptions, introduce new developments into practice. Openness and accessibility of university centers, at the same time, allows engaging broad segments of the population, creating event activity, attracting entrants' attention to the university's educational programs, and holding public events that create the educational and cultural climate of the region. Materials and Methods: the article describes the resource center as an element of the region's socio-economic development, analyzes the areas of activity, explores the functions and principles of activity, presents the resource center for the development of decorative and applied arts and folk crafts at the Minin University, shows the main directions for implementing the model and possible effects of its implementation. Results of research: the work demonstrates the effects of the activities of the university resource center on the example of the resource center for the development of decorative and applied arts and folk crafts of the Nizhny Novgorod Region at the Minin University, showing how the introduction of the model will strengthen and expand the communication of education and culture organizations interested in preserving and transferring the traditions of folk crafts in the Nizhny Novgorod region, the population of different ages of the region, production organizations and craftsmen, also improve the quality of training of students of high school to support student initiatives and creativity of university students in the field of design, development of folk crafts, decorative and applied arts, draw attention to the tourist potential of the region by drawing attention to the field of traditional crafts people from other regions. Discussion and Conclusions: university resource centers play a significant role in the socio-economic development of the region. By integrating resources from various sources, they form new approaches to scientific research, making their results public and accessible to a wide range of people. Involving a wide range of consumers in the activities of the resource center and a wide range of implemented projects creates a significant social effect of its activities and changes the educational and cultural space, stimulating the socio-economic development of the region and the country as a whole. The use of the educational, technological and communication capabilities of the university makes resource center projects more meaningful and accessible to researchers for research in this field, both in our country and abroad, thus contributing to the expansion of partnerships and the emergence of significant practical results in this the promotion and popularization of folk crafts of the Nizhny Novgorod region outside the region, contributes to the development of a unified socio-cultural space in Russia.

Текст научной работы на тему «Университетский ресурсный центр как элемент социального развития региона»

Управление образованием Статья/Article

УДК 378.1

DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-1

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Е. В. Мялкина1*, Е. П. Седых2*, В. А. Житкова3*, А. В. Васькина4*, О. И. Исайков5*

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

*e-mail: mylkina_e@mail.ru Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

*e-mail: kettt@JisLru

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

*e-mail: valeria_zh@mail.ru 4Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

*e-mail: fdiimt@,yandex. ru 5Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

*e-mail: ngpu52@mail.ru

АННОТАЦИЯ

Введение: университетские ресурсные центры являются одной из форм реализации государственной политики по развитию институтов гражданского общества. Будучи ориентированными на социально-экономическое развитие региона и страны в целом, они обеспечивают вовлеченность различных категорий граждан в общественную и социально-экономическую деятельность, интегрируют усилия организаций региона для решения определенной группы проблем, способствуют повышению уровня образования и культуры. Такая форма организации деятельности становится все более актуальной для вузов, поскольку именно организации высшего образования являются в регионах источниками инновационных преобразований и формирования образовательной среды. Реализуя собственные проекты, университеты получают через ресурсный центр обратную связь с потребителем услуг, осуществляют экспериментальную проверку теоретических предположений, внедряют в практику новые разработки. Открытость и доступность университетских центров при этом позволяет вовлекать в деятельность широкие слои населения, создавать событийную активность, привлекать внимание абитуриентов к образовательным программам университета, проводить публичные мероприятия, создающие образовательный и культурный климат региона.

Материалы и методы: в статье представлена характеристика ресурсного центра как элемента социально-экономического развития региона, проанализированы сферы деятельности, исследованы функции и принципы деятельности, представлена модель ресурсного центра развития декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

Мининского университета, показаны основные направления реализации модели и возможные эффекты ее внедрения.

Результаты исследования: работа демонстрирует эффекты деятельности университетского ресурсного центра на примере ресурсного центра развития декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Нижегородской области в Мининском университете, показывает, каким образом внедрение модели позволит укрепить и расширить коммуникации организаций образования и культуры, заинтересованных в сохранении и передаче традиций народных промыслов Нижегородской области, населения различных возрастов региона, производственных организаций и мастеров народных промыслов, а также повысить качество подготовки студентов вуза, поддержать студенческие инициативы и творческую активность студентов университета в области дизайна, развития народных промыслов, декоративно-прикладного искусства, привлечь внимание к туристическому потенциалу области посредством привлечения внимания к народным промыслам области жителей других регионов.

Обсуждение и заключения: университетские ресурсные центры играют важную роль в социально-экономическом развитии региона. Интегрируя ресурсы из различных источников, они формируют новые подходы к научным исследованиям, делая их результаты открытыми и доступными для широкого круга лиц. Вовлечение в деятельность ресурсного центра широкого круга потребителей и большой спектр реализуемых проектов создает значимый социальный эффект его деятельности и меняет образовательное и культурное пространство, стимулируя социально-экономическое развитие региона и страны в целом. Использование образовательных, технологических и коммуникативных возможностей вуза делает проекты ресурсного центра более значимыми и доступными к взаимодействию для исследователей в данной сфере как в нашей стране, так и за ее пределами, способствуя тем самым расширению партнерских связей и появлению значимых практических результатов, в данном случае продвижению и популяризации народных промыслов Нижегородской области за пределами региона, развитию единого социокультурного пространства России.

Ключевые слова: ресурсный центр, модель ресурсного центра, развитие декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Нижегородской области, университетский центр социального развития.

Благодарности: авторы выражают благодарность руководству Мининского университета за поддержку проведения исследований, связанных с созданием модели ресурсного центра развития декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Нижегородской области, а также за конструктивные критические замечания.

Для цитирования: Мялкина Е.В., Седых Е.П., Житкова В.А., Васькина А.В., Исайков О.И. Университетский ресурсный центр как элемент социального развития региона // Вестник Мининского университета. 2018. Т.6, №3. С.1 DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-1

UNIVERSITY RESOURCE CENTER AS AN ELEMENT OF SOCIAL DEVELOPMENT

OF THE REGION

E. V. Myalkina1*, E. P. Sedhyh2*, V. A. Zhitkova3*, V. A. Vaskina4*, O. I. Isaykov5*

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation *e-mail: mylkina_e@mail.ru Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation *e-mail: kettt@,list.ru

о

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation *e-mail: valeria_zh@mail.ru 4Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation *e-mail: fdiimtayandex. ru 5Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation *e-mail: ngpu52@mail.ru

ABSTRACT

Introduction: university resource centers are one of the forms of implementing state policy on the development of civil society institutions. Being oriented to the socio-economic development of the region and the country as a whole, they ensure the involvement of various categories of citizens in social and socio-economic activities, integrate the efforts of the organizations of the region to solve a certain group of problems, contribute to raising the level of education and culture. This form of organization of activities is becoming increasingly relevant for universities, since it is the higher education institutions that are the sources of innovative transformations and the formation of an educational environment in the regions. Realizing their own projects, universities receive feedback through the resource center with the consumer of services, carry out experimental testing of theoretical assumptions, introduce new developments into practice. Openness and accessibility of university centers, at the same time, allows engaging broad segments of the population, creating event activity, attracting entrants' attention to the university's educational programs, and holding public events that create the educational and cultural climate of the region.

Materials and Methods: the article describes the resource center as an element of the region's socio-economic development, analyzes the areas of activity, explores the functions and principles of activity, presents the resource center for the development of decorative and applied arts and folk crafts at the Minin University, shows the main directions for implementing the model and possible effects of its implementation.

Results of research: the work demonstrates the effects of the activities of the university resource center on the example of the resource center for the development of decorative and applied arts and folk crafts of the Nizhny Novgorod Region at the Minin University, showing how the introduction of the model will strengthen and expand the communication of education and culture organizations

interested in preserving and transferring the traditions of folk crafts in the Nizhny Novgorod region, the population of different ages of the region, production organizations and craftsmen, also improve the quality of training of students of high school to support student initiatives and creativity of university students in the field of design, development of folk crafts, decorative and applied arts, draw attention to the tourist potential of the region by drawing attention to the field of traditional crafts people from other regions.

Discussion and Conclusions: university resource centers play a significant role in the socioeconomic development of the region. By integrating resources from various sources, they form new approaches to scientific research, making their results public and accessible to a wide range of people. Involving a wide range of consumers in the activities of the resource center and a wide range of implemented projects creates a significant social effect of its activities and changes the educational and cultural space, stimulating the socio-economic development of the region and the country as a whole. The use of the educational, technological and communication capabilities of the university makes resource center projects more meaningful and accessible to researchers for research in this field, both in our country and abroad, thus contributing to the expansion of partnerships and the emergence of significant practical results in this the promotion and popularization of folk crafts of the Nizhny Novgorod region outside the region, contributes to the development of a unified socio-cultural space in Russia.

Keywords: resource center, model resource center, the development of decorative and applied arts and folk crafts of the Nizhny Novgorod region, the university center of social development.

Acknowledgements: the authors express their gratitude to the leadership of the Minin University for supporting the research related to the creation of a model of the resource center for the development of decorative and applied arts and folk crafts of the Nizhny Novgorod region, as well as for constructive criticism.

For citation: Myalkina E.V., Sedhyh E.P., Zhitkova V.A., Vaskina V.A., Isaykov O.I. University resource center as an element of social development of the region // Vestnik of Minin University. 2018. Vol. 6, no. 3. Р. 1. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-1

Введение

Социально-экономическое развитие регионов является важнейшим приоритетом государственной политики Российской Федерации. Это многофакторный процесс, включающий в себя работу по различным направлениям, в том числе и по развитию различных институтов гражданского общества [20]. Ресурсные центры разных масштабов, направлений и форм выступают в этом случае как значимый элемент развития региональной инфраструктуры, способствующий улучшению социально-экономической ситуации и социально-экономическому развитию региона. Важным результатом деятельности ресурсных центров является активизация процессов развития некоммерческого сектора экономики и распространения новых технологий и лучших практик работы в социальной сфере [10].

Понятие «ресурсный центр» используется как в широком, так и в узком смыслах. В широком смысле - это форма объединения, интеграции и концентрации ресурсов, в узком

смысле - организационная структура в виде структурного подразделения. В соответствии с определениями экспертов ресурсный центр - это «имущественный комплекс, включающий информационные, программные средства, кадровые, научно-методические ресурсы, а также современное оборудование и иные виды ресурсов для курирования процесса развития сообщества. Ресурсные центры имеют не только собственную материально-техническую базу, но и профильных, высококвалифицированных специалистов», это «форма объединения, интеграции и концентрации ресурсов от различных собственников» [4, 6, 7, 8, 21].

Один из подходов рассматривает ресурсные центры с точки зрения необходимости повышения эффективности и концентрации использования информационных ресурсов при сетевом партнерстве и определяет их как информационно-ресурсные центры, обеспечивающие решение важных для участников сетевого партнерства проблем, которые не могут быть разрешены ими самостоятельно [9].

Ресурсные центры нашли свое широкое применение в сфере образования. В качестве специфики при этом можно выделить то, что ресурсы появляются в рамках реализации сетевых образовательных программ, предоставляющих обучающимся возможность освоения и использования ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости ресурсов иных организаций [18, 27]. Такие ресурсные центры определяются как образовательные учреждения, концентрирующие, аккумулирующие, оптимизирующие и создающие информационные, технические, программные, кадровые, методические и иные ресурсы для качественной реализации образовательных программ [1].

Ресурсные центры могут отличаться по масштабам деятельности и могут иметь различные форматы: работающие уже давно и созданные совсем недавно; межрегиональные и местные; созданные по инициативе органов власти, органов местного самоуправления и рожденные с помощью «низовой инициативы», исходя из насущных социальных потребностей; имеющие широкий спектр действия и узкопрофильные; реальные и виртуальные (в виде интернет-ресурсов); поддерживающие неограниченный круг обратившихся к ним и направленные на поддержку одной единственной уникальной целевой группы [2].

Таким образом, ресурсные центры являются значимой частью социально-экономического развития региона, позволяющей гибко реагировать на проблемы и находить их решение на основе аккумуляции ресурсов заинтересованных сторон. Университетские ресурсные центры при этом обладают не только ресурсным, но и значимым научным потенциалом, позволяющим рационально осуществлять социально-преобразовательную деятельность и способствовать развитию и преобразованию социальной сферы конкретного региона и страны в целом.

Обзор литературы

Проблемы концентрации и перераспределения ресурсной базы посредством ресурсных центров с целью более эффективного ее использования для решения различных социальных проблем рассматриваются в работах К.О. Битюкова, А.Н. Буйловой, М.В. Данилова, И.Н. Закатовой, В.В. Землянского, Е.А. Кузнецовой, А.В. Лебедева, С.П. Митюковой, А.В. Просветовой, Л.Ф. Чайниковой, Н.И. Элиасберг и др. [1, 4, 6, 8, 15, 19, 21, 31].

К настоящему времени в России накоплен достаточный опыт сотрудничества различных групп общества, организаций и объединений, государственных и

негосударственных структур в формате ресурсных центров, позволяющий произвести типологию ресурсных центров в соответствии с масштабами деятельности и специализацией, уровнем и спецификой региональной и отраслевой инфраструктуры, а также определить основные принципы концентрации ресурсов [19]:

- отраслевой - концентрация материальной базы несколькими крупными промышленными предприятиями на одной площадке;

- технологический - создание условий коллективного пользования ресурсами для освоения новых технологий на межотраслевой и межтерриториальной основе;

- профессиональный - создание условий коллективного пользования ресурсами для воспроизводства традиционных профессий;

- социальный - создание условий для укрепления и диверсификации социальных связей в интересах формирования гражданского общества.

Изучением опыта и решением проблем с помощью ресурсных центров в разных странах занимались Дж. Аарон, Д. Говендер, М.В. Певная, Д.Ф. Телепаева, Дж. Эканем и др. [14, 16, 33, 40, 42, 48].

Нами был проведен анализ данных исследований, позволивший определить основные сферы деятельности ресурсных центров. Будучи, по сути, социально ориентированными организациями, свою деятельность они реализуют в следующих сферах:

- предоставление социального обслуживания на дому;

- содействие в вопросах трудоустройства;

- реабилитация и социальная адаптация инвалидов и детей-инвалидов;

- социальная помощь и социальное сопровождение детей, инвалидов, граждан пожилого возраста, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- профилактика социального сиротства и социального сопровождения семей для предотвращения отказа от новорожденного ребенка, сокращения случаев лишения родительских прав и профилактики отказа родителей от воспитания своих детей;

- организация отдыха и оздоровления детей;

- дошкольное и общее образование, дополнительное образование детей;

- дополнительное образование граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе услуги обучения навыкам компьютерной грамотности;

- профилактика социально значимых заболеваний, курения, алкоголизма, наркомании;

- социальное сопровождение лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями, и лиц, нуждающихся в медицинской паллиативной помощи;

- физическая культура и массовый спорт [17, 35, 36, 38, 39, 44, 45, 47].

Обращение к опыту деятельности ресурсных центров в различных странах показало, что

в США, Канаде, Гонконге, Австралии, странах Европейского союза основной вектор деятельности ресурсных центров и их взаимодействия с государственными структурами направлен на активизацию локальных институтов гражданского общества, местных некоммерческих организаций и их взаимодействия с учреждениями здравоохранения и социального обеспечения [14, 16, 38, 49, 37, 39, 43]. Особенно широко в формате ресурсных центров развивается направление волонтерской деятельности, организуемое и поддерживаемое как с помощью государственных и муниципальных программ (США, Великобритания), так и с помощью некоммерческих организаций (Австралия, Ирландия). Под эгидой ОБСЕ развивается

деятельность женских ресурсных центров (помощь в кризисных ситуациях, образовательные программы, медицинские программы) [17]. При содействии ЮНЕСКО и других общественных организаций формируются ресурсные центры, реализующие деятельность в сфере профилактики заболеваний, ухода за детьми, информационно-консультационных и образовательных услуг, сопровождения семьи и др. [32, 33, 49, 38, 39].

В качестве целевой аудитории таких ресурсных центров выступают практически все слои населения, а деятельность ресурсных центров реализуется посредством проведения разнообразных мероприятий (семинары, мастер-классы, культурно-событийные и обзорные выездные мероприятия), исследовательской и публикационной активности, проведения экспертиз, консультаций, информационно-методического и сервисного сопровождения.

Нами были выделены основные функции ресурсных центров:

- оказание информационной, консультационной, методической, организационной, технической, экспертно-аналитической поддержки организациям и гражданам;

- развитие взаимодействия между гражданами, организациями, органами исполнительной власти и местного самоуправления и бизнесом;

- привлечение бюджетных и внебюджетных средств для реализации социальных инициатив и социального развития;

- проведение аналитических работ по изучению, прогнозированию, мониторингу по вопросам взаимодействия социально ориентированных организаций, активных граждан, органов власти и представителей бизнеса [10].

Ресурсные центры могут реализовать свою деятельность в различных формах, а именно:

- изучение научно-методической литературы, интернет-ресурсов;

- экспериментальная работа;

- разработка методических, нормативных и других материалов;

- публикация материалов (методических разработок, тезисов, статей);

- просветительская деятельность в средствах массовой информации;

- мониторинговые исследования;

- организация выставок, конференций, семинаров и других публичных мероприятий по курируемым направлениям деятельности.

Наиболее часто ресурсные центры выполняют задачи комплексного сопровождения и ресурсной поддержки в нескольких направлениях: материальном и организационном (предоставление помещений, материальных ресурсов, оргтехники, мебели, средств связи, интернет-ресурсов); содержательном (создание условий в продвижении гражданских инициатив, помощь в их реализации, правовая и методическая поддержка, создание диалоговых площадок) [22].

По признаку направления деятельности ресурсные центры можно сгруппировать следующим образом: образовательные (дополнительное образование, развивающее образование, образовательные акции), социальные (социализация и ресоциализация особых групп населения, в т.ч. инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, поддержка волонтерства, донорства), научно-технологические (научные исследования и технико-технологическая поддержка), информационно-консультационные, гуманитарно-просветительские, патриотические, экологические, молодежные, культурно-досуговые, сервисные (оказание различных услуг), экспертно-аналитические, организационно-методические. Результаты работы ресурсных центров оцениваются в соответствии с

критериями удовлетворенности целевой аудитории качеством и объемом предоставляемых ресурсов и услуг, соответствия кадрового обеспечения выбранному направлению деятельности, системности в работе (наличие планов, отчетов о деятельности, систематическое привлечение финансовых средств, наличие регламента работы офиса, регулярного внутреннего мониторинга собственной деятельности), открытости (взаимодействие с целевой аудиторией, социальными медиа, представителями власти и бизнеса, наличие доступного офиса и информации в средствах массовой информации) [2, 22].

Таким образом, ресурсный центр как особый формат организационной деятельности с учетом совместно используемой имущественной базы, финансов, информационно-методической базы и других ресурсов является на современном этапе достаточно эффективной формой сетевого взаимодействия, предусматривающей вовлечение широких социальных слоев общества для социально-экономического развития региона.

Очевидно, что такая форма становится все более актуальной для вузов, поскольку именно организации высшего образования являются в регионах источниками инновационных преобразований и формирования образовательной среды. Реализуя собственные проекты, университеты получают через ресурсный центр обратную связь с потребителем услуг, осуществляют экспериментальную проверку теоретических предположений, внедряют в практику новые разработки. Открытость и доступность университетских центров при этом позволяет вовлекать в деятельность широкие слои населения, создавать событийную активность, привлекать внимание абитуриентов к образовательным программам университета, проводить публичные мероприятия, создающие образовательный и культурный климат региона.

Материалы и методы

Мининский университет является одним из ведущих педагогических вузов, осуществляющим свою деятельность в Нижегородском регионе. Реализуя программы подготовки педагогических кадров, вуз имеет заметное влияние на большинство социальных процессов, активно участвуя в процессе социально-экономического развития Нижегородской области, является университетским центром социального развития региона. В числе реализуемых проектов вуз имеет ресурсный центр развития декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Нижегородской области.

Данный проект реализуется на базе факультета дизайна, изобразительных искусств и медиа-технологий Мининского университета и в своей основе содержит модель, позволяющую получить доступ к информационно-образовательным ресурсам в сфере декоративно-прикладного искусства и народных промыслов каждому жителю региона) (рисунок 1).

Университетский ресурсный центр обеспечивает продвижение и популяризацию народных промыслов и декоративно-прикладного искусства региона в региональном социокультурном пространстве и за его пределами путем коллаборации вуза с предприятиями, образовательными организациями, мастерами народных промыслов.

В основе модели - проектный, деятельностный и личностно ориентированный подходы, рассматривающие деятельность как симбиоз духовного и материального производства, направленного на личностное развитие и воспринимающего личность как активное творческое начало.

Рисунок 1 - Модель «Ресурсный центр развития декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Нижегородской области» / Figure 1 - Model «Resource center for the development of decorative and applied

arts and folk crafts of Nizhny Novgorod region»

Интегрируя научные основы, модель в своей деятельности реализует принципы профессиональной ориентации, учета региональной специфики, социальной значимости, технологичности. Это обеспечивает разнообразие представления продуктов декоративно-прикладного искусства и народных промыслов региона, делает ресурс интересным для различных групп потребителей.

В едином системном содержании ресурсный центр объединяет организации, работающие в сфере художественных промыслов, мастеров народных промыслов, образовательные организации, осуществляющие обучение специалистов в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, любителей промыслов и прикладного искусства, школьников, абитуриентов, студентов региона и другие заинтересованные стороны. Университет предоставляет материально-техническое, кадровое, учебно-методическое, организационно-управленческое и финансово-экономическое обеспечение деятельности ресурсной площадки посредством организации взаимодействия всех заинтересованных сторон, фиксации событий и систематизации базы знаний в сфере народных промыслов региона, консультационной и экспертной деятельности, включения студентов и преподавателей вуза в работу по вовлечению широких слоев населения в совместную деятельность в сфере прикладного искусства.

Потребителей ресурсного центра можно разделить на следующие условные категории:

— образовательные организации, реализующие программы сетевого взаимодействия и сотрудничающие в пространстве ресурсного центра по проблемам сохранения традиций и народных промыслов региона;

— студенты вузов, получающие образование в области дизайна. Ресурсный центр позволит им более эффективно формировать свои компетенции, обеспечивая взаимодействием с потенциальными работодателями, возможностями реализовывать собственные проекты;

— школьники, абитуриенты - ресурсный центр реализует широкий спектр образовательных и профориентационных мероприятий, позволяющих определить круг своих интересов и образовательных потребностей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— профессионалы в сфере дизайна и народных промыслов - ресурсный центр предоставляет возможности информационной поддержки, повышения квалификации и профессиональных коммуникаций по проблемам сохранения и развития народных промыслов.

Процесс внедрения модели рассчитан на три года. На подготовительном этапе проведена работа по разработке дизайн-проекта и запуску электронного ресурса, на основе которого осуществляется информационное взаимодействие всех заинтересованных сторон в регионе и за его пределами.

В рамках проведения организационных мероприятий заключены соглашения с ведущими организациями и общественными объединениями Нижегородской области, осуществляющими производственную и образовательную деятельность в сфере художественных промыслов.

Внедрение модели позволит укрепить и расширить коммуникации организаций образования и культуры, заинтересованных в сохранении и передаче традиций народных промыслов Нижегородской области, населения различных возрастов региона, производственных организаций и мастеров народных промыслов, а также повысить качество

подготовки студентов вуза, поддержать студенческие инициативы и творческую активность студентов университета в области дизайна, развития народных промыслов, декоративно-прикладного искусства, привлечь внимание к туристическому потенциалу области посредством привлечения внимания к народным промыслам области жителей других регионов России.

Результаты исследования

Внедрение модели «Ресурсный центр развития декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Нижегородской области» станет важным элементом социально-экономического развития Нижегородской области и обеспечит возникновение следующих эффектов:

- полномасштабное функционирование электронного ресурса «Нижний Новгород -центр народных промыслов», объединяющего информацию о деятельности мастеров Нижегородской области, профильных образовательных организаций профессионального образования, предоставляющего информацию о состоянии и развитии декоративно-прикладного искусства и народных промыслов региона;

- вовлечение различных групп населения региона, организаций и общественных объединений через публичную деятельность экспериментальной образовательной площадки Мининского университета в сфере декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;

- формирование системы научно-практических мероприятий и научных исследований в сфере сохранения и развития художественных промыслов в регионе;

- деятельность клинической базы практики для студентов Мининского университета, обучающихся по профильным направлениям декоративно-прикладного искусства и дизайна, а также расширение спектра предприятий-партнеров для организации всех видов практик студентов вуза в сфере декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в Нижегородской области;

- комплекс мероприятий повышения квалификации профессиональных кадров по направлению декоративно-прикладное искусство, осуществляющих деятельность в регионе;

- активизацию социально-культурной жизни в регионе посредством вовлечения широких слоев населения в мероприятия, посвященные художественным промыслам.

Обсуждение и заключения

Университетские ресурсные центры играют важную роль в социально-экономическом развитии региона. Интегрируя ресурсы из различных источников, они формируют новые подходы к научным исследованиям, делая их результаты открытыми и доступными для широкого круга лиц. Вовлечение в деятельность ресурсного центра широкого круга потребителей и большой спектр реализуемых проектов создает значимый социальный эффект его деятельности и меняет образовательное и культурное пространство, стимулируя социально-экономическое развитие региона и страны в целом. Использование образовательных, технологических и коммуникативных возможностей вуза делает проекты ресурсного центра более значимыми и доступными к взаимодействию для исследователей в данной сфере как в нашей стране, так и за ее пределами, способствуя тем самым

расширению партнерских связей и появлению значимых практических результатов, в данном случае продвижению и популяризации народных промыслов Нижегородской области за пределами региона, развитию единого социокультурного пространства России.

Реализуя деятельность в рамках ресурсного центра развития декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Нижегородской области, Мининский университет становится региональным центром предоставления информационно-консультационных, учебно-методических, организационных, экспертно-аналитических, кадровых, материально-технических ресурсов по направлению декоративно-прикладного искусства и народных промыслов региона, что обеспечит улучшение социально-культурного климата в регионе, активизацию населения и профессионального сообщества мастеров и предприятий художественных промыслов в регионе, формирование системы информационного сопровождения по проблемам развития художественных промыслов, повышение туристического потенциала Нижегородской области, а также обеспечит популяризацию декоративно-прикладного искусства и народных промыслов как в регионе, так и за его пределами.

Список использованных источников

1 Буйлова Л.Н., Павлов А.В. Сетевой ресурсный центр: стратегия научно-методического сопровождения дополнительного образования детей // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Международной научной конференции. Уфа: Лайм, 2013. С. 124-129. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4424 (дата обращения: 21.06.2018).

2 Добро пожаловать в ресурсный центр! Ресурсные центры как механизмы развития гражданской активности. Новосибирск: Межрегиональный общественный фонд «Сибирский центр поддержки общественных инициатив», 2015. 32 с. URL: http://scisc.ru/wp-content/uploads/2015/06/Broshyura-RTS.pdf (дата обращения: 21.06.2018).

3 Житкова В.А. Проблемы повышения качества подготовки и востребованности выпускников ВУЗов в условиях модернизации экономики // Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов XV Международной научно-практической конференции. Новосибирск: Издательство НГТУ, 2012. С. 257-231.

4 Закатова И.Н., Митюкова С.П. Региональный ресурсный центр содействия семейному устройству. Ярославль: «Ярославская школа-интернат №6», 2015. 106 с. URL: http://интернат6.рф/wp-content/uploads/2016/07/ (дата обращения: 21.06.2018).

5 Запесоцкая Н.А. Проектная культура как фактор профессиональной успешности специалиста социально-коммуникативной направленности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. М.: Изд-во МГУКИ. 2006. №3. С. 124-127.

6 Землянский В.В., Денисов М.В., Канакин Я.В. Региональный ресурсный центр как форма организации профессиональной подготовки кадров // Вопросы современной науки и практики. Университет имени В.И. Вернадского. 2010. №4(35). С. 132-136. URL: http://vernadsky.tstu.ru/pdf/2011/04/19.pdf (дата обращения: 19.06.2018).

7 Концепция ресурсного центра социальной сферы. URL: https://umc38.ru/resursnyj-tsentr/kontseptsiya-resursnogo-tsentra-2/ (дата обращения: 21.06.2018).

8 Кузнецова Е.А. Организационно-педагогические условия подготовки рабочих кадров для индустрии гостеприимства в ресурсном центре // Среднее профессиональное образование. 2011. №1. С. 6-10.

9 Лебедев А.В. Информационные ресурсы как ресурсы управления // Музей будущего: информационный менеджмент: сборник статей. М., 2001. С. 17-25. URL: http://www.future.museum.ru/lmp/books/archive/IM.pdf (дата обращения: 19.06.2018).

10 Методические материалы по вопросам доступа негосударственных организаций к оказанию услуг в социальной сфере: сборник / под общ. ред. А.Е. Шадрина, Г.Ю. Ветрова, Е.А. Иваницкой. М.: ИП Лядов К.В., 2017. 200 с. URL: http://turcentrrf.ru/d/358156/d/mm_dostupa_ngo_k_okazaniyu_uslug_v_sots_sfere.pdf (дата обращения: 20.06.2018).

11 Мялкина Е.В., Седых Е.П., Житкова В.А. Система управления профессиональным развитием научно-педагогических работников в вузе // Современные наукоемкие технологии. 2016. №11-1. С. 143-147.

12. Мялкина Е.В. Система оценки деятельности факультетов в условиях реализации стратегии развития вуза // Современные наукоемкие технологии. 2017. №1. С. 135-139.

13 Мялкина Е.В. Формирование конкурентоспособного специалиста экономического профиля в вузе: монография. Н. Новгород: Изд-во НГПУ им. К. Минина, 2011. 128с.

14 Обзор зарубежного и российского опыта по теме «Деятельность волонтерского ресурсного центра». М.: 2017. URL: ht:tps://mosvolonter.ru/biblioteka/Деятепьность%20зарубе>кных%20ресурсных%20центров.pdf (дата обращения: 22.06.2018).

15 Опыт работы городских ресурсных центров по гражданско-правовому образованию в школе / сост. Н.И. Элиасберг, К.О. Битюков. СПб.: Перспектива, 2010. 331 с. URL: http://www.ifap.ru/library/book484.pdf (дата обращения: 19.06.2018).

16 Певная М.В., Телепаева Д.Ф. Ресурсные центры Екатеринбурга и Загреба в направлении общественной активности студенчества. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/61309/1/978-5-7741-0327-0 105.pdf (дата обращения: 22.06.2018).

17 Постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2016 г. №1096. «Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания». URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102414124&intelsearch=27.10.2016+N+1096 (дата обращения: 20.06.2018).

18 Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. №1642. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»». URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения: 19.06.2018).

19 Просветова А.В. Типология ресурсных центров профессионального образования столичного региона. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-resursnyh-tsentrov-professionalnogo-obrazovaniya-stolichnogo-regiona.pdf (дата обращения: 22.06.2018).

20 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. №1662-р. «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». URL:

http://www.consultant.ru/cons/cgi/onlinecgi?req=doc&base=LAW&n=212832&fld=134&dst=100007.0&md=0.82 75113385585775#021553971924175563 (дата обращения: 21.06.2018).

21 Резинкина Л.В. Ресурсный центр как обучающая организация в системе повышения квалификации педагогических кадров. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/resursnyy-tsentr-kak-obuchayuschaya-organizatsiya-v-sisteme-povysheniya-kvalifikatsii-pedagogicheskih-kadrov (дата обращения: 19.06.2018).

22 Сборник информационно-методических материалов социально-ориентированных некоммерческих организаций красноярского края: методическое пособие. Красноярск, 2016. 676 c. URL: http://gokrk.ru/upload/files/mm/metodicheskie-materialy-SONKO.pdf (дата обращения: 20.06.2018).

23 Седых Е.П. Логико-структурный подход к управлению образовательными проектами // Вестник Мининского университета. 2017. №2(19). С. 6.

24 Седых Е.П. Организация системы управления развитием персонала вуза на основе показателей KPI // Современные наукоемкие технологии. 2016. №2-3. С. 566-569.

25 Седых Е.П. Ретроспективный анализ ведущих идей развития социально-педагогических систем // Вестник Мининского университета. 2015. №4(12). С. 22.

26 Седых Е.П., Мялкина Е.В., Житкова В.А. Управление эффективностью персонала в условиях проектного вуза: монография. М: ФЛИНТА; Нижний Новгород: Мининский университет, 2017. 136 с.

27 Седых Е.П., Фёдоров А.А. Тренажер «дополненной педагогической реальности»: теоретическое обоснование // Вестник Мининского университета. 2017. №2(19). С. 1.

28 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 19.12.2012 г. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 19.06.2018).

29 Фёдоров А.А. Новое педагогическое образование от поддержки и сопровождения жизненного цикла профессии «учитель» к конвенции поколений // Аккредитация в образовании. 2016. №8(92). С. 18-21.

30 Фёдоров А.А. Управляя будущим, или как выжить в мире образовательных корпораций с помощью педагогического образования // Аккредитация в образовании. 2015. №5(81). С. 12-14.

31 Чайникова Л.Ф. Городские ресурсные центры как эффективная форма работы по удовлетворению спроса населения на дополнительные образовательные услуги. URL: https://www.irorb.ru/files/magazineIR0/2015august/17.pdf (дата обращения: 20.06.2018).

32 A Study of New York State's Family Resource Center Network. Albany, New York, 2006. 49 p. Available at: https://www.albany.edu/chsr/Publications/FRCreport 2006.pdf (accessed: 25.06.2018).

33 Aaron J., Friedenberg L. Family Resource Centers: Linking Schools and Communities. Available at: https://keycenter.unca.edu/sites/default/files/Family_Resource_Centers_Linking_Schools_and_ Communities.pdf (accessed: 25.06.2018).

34 Aboimova I., Kulagina A., Trofimov V., Shcherbakova M., Yakovleva S. A pedagogical support model for creativity promotion in design students // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol. 20, no. 3. Available at: https://www.abacademies.org/articles/A-pedagogical-support-model-for-creativity-promotion-1528-2651-20-3-123.pdf (accessed: 25.06.2018).

35 Ahmad S.B. The role of the school resource centre in technology integration in teaching and learning in selected secondary schools. Available at: http://repository.um.edu.my/208/1/The%20role%20of%20the%20school%20resource%20centr e%20in%20technology%20integration%20in%20teaching.pdf (accessed: 25.06.2018).

36 Communities In Schools. 2009-2010 Results from the Communities In Schools Network. 2011. Available at: https://www.communitiesinschools.org/media/uploads/attachments/Network Results 2009-2010.pdf (accessed: 25.06.2018).

37 Rod Davis. Best practices for military and veterans support and services. Available at: http://assets.system.tamus.edu/files/veterans/pdf/VSO-BestPractices.pdf (accessed: 25.06.2018).

38 Doktor J.E., Poertner J. Kentucky's Family Resource Centers // Remedial & Special Education. 1996. Vol. 17, no. 5. Pp. 293-302. Available at: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.872.2410&rep=rep1&type=pdf (accessed: 25.06.2018).

39 Dunst Carl J. Family-Centered Practices: Birth Through High School // The journal of special education. 2002. Vol. 36, no. 3. Pp. 139-147. Available at: http://cehs01.unl.edu/ECSE/960/DunstHS.pdf (accessed: 25.06.2018).

40 Ekanem J.E. Problems and Prospects of Education Resource Centres in Nigeria // Journal of Education and Practice. 2015. Vol. 6, no. 30. Pp. 66-70. Available at: https://www.iiste.org/Journals/index.php/JEP/article/view/26715/27365 (accessed: 25.06.2018).

41 Fedorov A.A., Paputkova G.A., Ilaltdinova E.Y., Filchenkova I.F., Solovev M.Y. Model for employer-sponsored education of teachers: Opportunities and challenges // Man in India. 2017. Vol. 97, no. 11. Pp. 101-114.

42 Govender D. The status and role of resource centres in exHouse of Delegates (ExHOD) schools under post apartheid // International Journal of Whole Schooling. 2006. Vol. 2, no. 1. Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ847469.pdf (accessed: 25.06.2018).

43 Guidelines for New York State Family Resource Centers. Available at: https://ocfs.ny.gov/main/publications/Pub5071.pdf (accessed: 25.06.2018).

44 Kimport K., Dockray J., Dodson S. What women seek from a pregnancy resource center. Available at: http://nationaldiaperbanknetwork. org/advocacy/wp-content/uploads/2017/03/What-women-seek-from-a-pregnancy-resource-center_2016.pdf (accessed: 25.06.2018).

45 Mansor Y., Nor N.M. Use of the School Resource Centre among Malaysian High School Teachers. Available at: http://digitalcommons.unl.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1619&context=libphilprac (accessed: 25.06.2018).

46 Markova S.M., Sedykh E.P., Tsyplakova S.A., Polunin V.Y. Perspective trends of development of professional pedagogics as a science // Popkova E.G. (ed.) The Impact of Information on Modern Humans. Springer, 2018. Vol. 622, pp. 129-135. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_17.

47 Mosha M.A. The Role of Teachers' Resource Centres in Teachers' Professional Development and Enhancing Primary Education in Zanzibar // Journal of Education and Practice. 2015. Vol. 6, no. 8. Pp. 44-62. Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1082728.pdf (accessed: 25.06.2018).

48 Resource centre manual. How to set up and manage a resource centre. Available at: http://librarypdf.catie.ca/PDF/P2/21192.pdf (accessed: 25.06.2018).)

49 Waddell B., Shannon M., Durr R. Using Family Resource Centers to Support California's Young Children and Their Families. Los Angeles, CA: UCLA Center for Healthier Children, Families and Communities, 2001. 42 р. Available at: http://www.frcnca.org/wp-content/uploads/2016/07/Using-Family-Resources-0801.pdf (accessed: 25.06.2018).

References

1. Bujlova L.N., Pavlov A.V. Network resource center: strategy of scientific and methodological support of additional education of children. Aktual'nye voprosy sovremennoj pedagogiki: materialy IV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Ufa, Lime Publ., 2013, pp. 124-129. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4424 (accessed 21.06.2018). (In Russ.).

2. Welcome to the resource center! Resource centers as mechanisms for the development of civic engagement. Novosibirsk, Mezhregional'nyj obshchestvennyj fond «Sibirskij centr podderzhki obshchestvennyh iniciativ» Publ., 2015. 32 p. Available at: http://scisc.ru/wp-content/uploads/2015/06/Broshyura-RTS.pdf (accessed 21.06.2018). (In Russ.).

3. ZHitkova V.A. Problems of improving the quality of training and demand for graduates of universities in the context of the modernization of the economy. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya v Rossii: sbornik materialov XV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk, NGTU Publ., 2012. p. 257-231. (In Russ.).

4. Zakatova I.N., Mityukova S.P. Regional Resource Center for Family Device Assistance. Yaroslavl, : «YAroslavskaya shkola-internat №6» Publ., 2015. 106 p. Available at: http://uHTepHaT6.pfo/wp-content/uploads/2016/07/ (accessed 21.06.2018). (In Russ.).

5. Zapesockaya N.A. Project culture as a factor of professional success of a social and communicative specialist. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. Moscow, MGUKI Publ., 2006, no. 3, pp. 124-127. (In Russ.).

6. Zemlyanskij V.V., Denisov M.V., Kanakin YA.V. Regional resource center as a form of organization of professional training. Voprosy sovremennoj nauki i praktiki. Universitet imeni V.I. Vernadskogo, 2010, vol. 4, no. 35, pp. 132-136. Available at: http://vernadsky.tstu.ru/pdf/2011/04/19.pdf (accessed 19.06.2018). (In Russ.).

7. The concept of the resource center of the social sphere. Available at: https://umc38.ru/resursnyj-tsentr/kontseptsiya-resursnogo-tsentra-2 (accessed 21.06.2018). (In Russ.).

8. Kuznecova E.A. Organizational and pedagogical conditions for the training of personnel for the hospitality industry in the resource center. Srednee professional'noe obrazovanie, 2011, no. 1, pp. 6-10. (In Russ.).

9. Lebedev A.V. Information resources as management resources. Muzej budushchego: informacionnyj menedzhment: sbornik statej. Moscow, 2001, pp. 17-25. Available at: http://www.future.museum.ru/lmp/books/archive/IM.pdf (accessed 19.06.2018). (In Russ.).

10. Methodological materials on the access of non-governmental organizations to the provision of services in the social sphere: compilation, eds. A.E. SHadrina, G.YU. Vetrova, E.A. Ivanickoj. Moscow, IP Lyadov K.V Publ., 2017. 200 p. Available at: http://turcentrrf.ru/d/358156/d/mm dostupa ngo k okazaniyu uslug v sots sfere.pdf (accessed 20.06.2018). (In Russ.).

11. Myalkina E.V., Sedyh E.P., ZHitkova V.A. The management system of professional development of scientific and pedagogical workers in high school. Sovremennye naukoemkie tekhnologii, 2016, vol. 11, no.1, pp. 143-147. (In Russ.).

12. Myalkina E.V. The system of assessing the activities of faculties in the context of the implementation of the university development strategy. Sovremennye naukoemkie tekhnologii, 2017, no. 1, pp. 135-139. (In Russ.).

13. Myalkina E.V. Formation of a competitive specialist in economics at the university: monograph. Nizhny Novgorod, NGPU im. K. Minina Publ., 2011. 128 p. (In Russ.).

14. Review of foreign and Russian experience on the topic "Activities of the volunteer resource center." Moscow, 2017. Available at: https://mosvolonter.ru/biblioteka/Деятельность%20зарубежных%20ресурсных%20центров. pdf (accessed 22.06.2018). (In Russ.).

15. Experience of urban resource centers for civil law education in school, comp. N.I.Eliasberg, K.O. Bityukov. St. Petersburg, Perspektiva Puvl., 2010. 331 p. Available at: http://www.ifap.ru/library/book484.pdf (accessed 19.06.2018). (In Russ.).

16. Pevnaya M.V., Telepaeva D.F. Resource centers of Yekaterinburg and Zagreb in the direction of public activity of students. Available at: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/61309/1/978-5-7741-0327-0 105.pdf (accessed 22.06.2018). (In Russ.).

17. Decree of the Government of the Russian Federation of October 27, 2016, no. 1096. "On approval of the list of socially useful services and criteria for assessing the quality of their provision". Available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102414124&intelsearch=27.10.2016+N+1096 (accessed 20.06.2018). (In Russ.).

18. Decree of the Government of the Russian Federation of December 26, 2017, no. 1642. "On approval of the state program of the Russian Federation" Development of Education". Available at: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (accessed 19.06.2018). (In Russ.).

19. Prosvetova A.V. Typology of resource centers for vocational education in the capital region. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-resursnyh-tsentrov-professionalnogo-obrazovaniya-stolichnogo-regiona.pdf (accessed 22.06.2018). (In Russ.).

20. Order of the Government of the Russian Federation of 17 November 2008, no. 1662-p. "On the Concept of the long-term social and economic development of the Russian Federation for the period up to 2020". Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=212832&fld=134&dst= 100007,0&rnd=0.8275113385585775#021553971924175563 (accessed 21.06.2018). (In Russ.).

21. Rezinkina L.V. Resource center as an educational organization in the system of advanced training of teachers. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/resursnyy-tsentr-kak-obuchayuschaya-organizatsiya-v-sisteme-povysheniya-kvalifikatsii-pedagogicheskih-kadrov (accessed 19.06.2018). (In Russ.).

22. Collection of information and methodological materials of socially-oriented non-profit organizations of the Krasnoyarsk Territory: a manual. Krasnoyarsk, 2016. 676 p. Available at: http://gokrk.ru/upload/files/mm/metodicheskie-materialy-SONKO.pdf (accessed 20.06.2018). (In Russ.).

23. Sedyh E.P. Logical and structural approach to the management of educational projects. Vestnik Mininskogo universiteta, 2017, vol. 2, no. 19, p.6. (In Russ.).

24. Sedyh E.P. Organization of the management system of the university staff development based on KPI indicators. Sovremennye naukoemkie tekhnologii, 2016, vol. 2, no. 3, pp. 566-569. (In Russ.).

25. Sedyh E.P. Retrospective analysis of the leading ideas of the development of socio-pedagogical systems. Vestnik Mininskogo universiteta, 2015, no. 4(12), p. 22. (In Russ.).

26. Sedyh E.P., Myalkina E.V., ZHitkova V.A. Personnel performance management in a project university: monograph. Moscow, FLINTA Publ.,2017. 136 p. (In Russ.).

27. Sedyh E.P., Fyodorov A.A. The simulator of "augmented pedagogical reality": a theoretical rationale. VestnikMininskogo universiteta, 2017, no. 2(19), p. 1. (In Russ.).

28. Federal Law "On Education in the Russian Federation" No. 273 of 19 December 2012. Available at: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (accessed 19.06.2018). (In Russ.).

29. Fyodorov A.A. New pedagogical education from the support and maintenance of the life cycle of the profession "teacher" to the convention of generations. Akkreditaciya v obrazovanii, 2016, no. 8(92), pp. 18-21. (In Russ.).

30. Fyodorov A.A. Controlling the future, or how to survive in the world of educational corporations with the help of pedagogical education. Akkreditaciya v obrazovanii, 2015, no.5(81), pp. 12-14. (In Russ.).

31. CHajnikova L.F. City resource centers as an effective form of work to meet the demand of the population for additional educational services. Available at: https://www.irorb.ru/files/magazineIR0/2015august/17.pdf (accessed 20.06.2018). (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32 A Study of New York State's Family Resource Center Network. Albany, New York, 2006, 49 p. Available at: https://www.albany.edu/chsr/Publications/FRCreport_2006.pdf (accessed 25.06.2018).

33 Aaron J., Friedenberg L. Family Resource Centers: Linking Schools and Communities. Available at: https://keycenter.unca.edu/sites/default/files/Family Resource Centers Linking Schools and Communities.pdf (accessed 25.06.2018).

34 Aboimova I., Kulagina A., Trofimov V., Shcherbakova M., Yakovleva S. A pedagogical support model for creativity promotion in design students. Journal of Entrepreneurship Education., 2017, vol. 20, no. 3. Available at: https://www.abacademies.org/articles/A-pedagogical-support-model-for-creativity-promotion-1528-2651-20-3-123.pdf (accessed 25.06.2018).

35 Ahmad S.B. The role of the school resource centre in technology integration in teaching and learning in selected secondary schools. Available at: http://repository.um.edu.my/208/1/The%20role%20of%20the%20school%20resource%20centr e%20in%20technology%20integration%20in%20teaching.pdf (accessed 25.06.2018).

36 Communities In Schools. 2009-2010 Results from the Communities In Schools Network, 2011. Available at: https://www.communitiesinschools.org/media/uploads/attachments/Network_Results_2009-2010.pdf (accessed 25.06.2018).

37 Rod Davis. Best practices for military and veterans support and services. Available at: http://assets.system.tamus.edu/files/veterans/pdf/VSO-BestPractices.pdf (accessed 25.06.2018).

38 Doktor J.E., Poertner J. Kentucky's Family Resource Centers. Remedial & Special Education, 1996, vol. 17, no. 5, pp. 293-302. Available at: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.872.2410&rep=rep1&type=pdf (accessed 25.06.2018).

39 Dunst Carl J. Family-Centered Practices: Birth Through High School. The journal of special education, 2002, vol. 36, no. 3, pp. 139-147. Available at: http://cehs01.unl.edu/ECSE/960/DunstHS.pdf (accessed 25.06.2018).

40 Ekanem J.E. Problems and Prospects of Education Resource Centres in Nigeria. Journal of Education and Practice, 2015, vol. 6, no. 30, pp. 66-70. Available at: https://www.iiste.org/Journals/index.php/JEP/article/view/26715/27365 (accessed 25.06.2018).

41 Fedorov A.A., Paputkova G.A., Ilaltdinova E.Y., Filchenkova I.F., Solovev M.Y. Model for employer-sponsored education of teachers: Opportunities and challenges. Man in India, 2017, vol. 97, no. 11, pp. 101-114.

42 Govender D. The status and role of resource centres in exHouse of Delegates (ExHOD) schools under post apartheid. International Journal of Whole Schooling, 2006, vol. 2, no.1. Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ847469.pdf (accessed 25.06.2018).

43 Guidelines for New York State Family Resource Centers. Available at: https://ocfs.ny.gov/main/publications/Pub5071.pdf (accessed 25.06.2018).

44 Kimport K., Dockray J., Dodson S. What women seek from a pregnancy resource center. Available at: http://nationaldiaperbanknetwork. org/advocacy/wp -content/uploads/2017/03/What-women-seek-from-a-pregnancy-resource-center 2016.pdf (accessed 25.06.2018).

45 Mansor Y., Nor N.M. Use of the School Resource Centre among Malaysian High School Teachers. Available at: http://digitalcommons.unl.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1619&context=libphilprac (accessed 25.06.2018).

46 Markova S.M., Sedykh E.P., Tsyplakova S.A., Polunin V.Y. Perspective trends of development of professional pedagogics as a science, eds. E.G. Popkova. The Impact of Information on Modern Humans. Springer, 2018, vol. 622, pp. 129-135. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_17

47 Mosha M.A. The Role of Teachers' Resource Centres in Teachers' Professional Development and Enhancing Primary Education in Zanzibar. Journal of Education and Practice, 2015, vol. 6, no. 8, pp. 44-62. Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1082728.pdf (accessed 25.06.2018).

48 Resource centre manual. How to set up and manage a resource centre. Available at: http://librarypdf.catie.ca/PDF/P2/21192.pdf (accessed 25.06.2018).

49 Waddell B., Shannon M., Durr R. Using Family Resource Centers to Support California's Young Children and Their Families. Los Angeles, CA, UCLA Center for Healthier Children, Families and Communities, 2001. 42 р. Available at: http://www.frcnca.org/wp-content/uploads/2016/07/Using-Family-Resources-0801.pdf (accessed 25.06.2018).

© Мялкина П.А., Седых Е.П., Житкова В.А., Васькина А.В., Исайков О.И., 2018

Информация об авторах Мялкина Елена Васильевна - проректор по экономике и развитию, кандидат педагогических наук, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, ORCID/ResearcherID - 0000-0002-4558-2417/Q-5789-2018, e-mail: mylkina e@mail.ru Седых Екатерина Павловна - директор центра менеджмента качества образования, кандидат педагогических наук, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, ORCID/Researcher ID 0000-0001-9612-9519/G-5955-2015, e-mail: kettt@list.ru

Житкова Валерия Александровна - директор центра стратегического планирования, кандидат экономических наук, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород,

Российская Федерация, ORCID/ResearcherID 0000-0002-3473-7065/Q-5784-2018, e-mail: valeria_zh@mail.ru

Васькина Альбина Васильевна - декан факультета дизайна, изящных искусств и медиа-технологий, кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: fdiimt@yandex.ru

Исайков Олег Игоревич - заместитель директора центра стратегического планирования, кандидат педагогических наук, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: ngpu52@mail.ru

Information about the authors Mialkina Elena Vasilievna - pro-rector for economics and development, candidate of pedagogical sciences, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, ORCID/Researcher ID - 0000-0002-4558-2417/Q-5789-2018, email: mylkina_e@mail.ru

Sedykh Ekaterina Pavlovna - director of the center for quality management of education, candidate of pedagogical sciences, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, ORCID -/Researcher ID - 0000-0001-96129519 / G-5955-2015, e-mail: kettt@list.ru

Zhitkova Valeria Alexandrovna - director of the center for strategic planning, сandidate of economic sciences, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, ORCID/ResearcherID - 0000-0002-3473-7065 / Q-5784-2018, e-mail: valeria_zh@mail.ru

Vaskina Albina Vasilievna - deccan of the faculty of design, fine arts and media technologies, candidate of pedagogical sciences, docent, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: fdiimt@yandex.ru Isaykov Oleg Igorevich - deputy director of the center for strategic planning, candidate of pedagogical Sciences, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: ngpu52@mail.ru

Вклад соавторов

Мялкина Елена Васильевна - внесла вклад в идею формирования, презентации и продвижения концепции и реализации проекта в целом и электронного сервиса проекта в частности; осуществила критический пересмотр статьи на предмет интеллектуального содержания; одобрила окончательную версию статьи перед ее подачей для публикации. Седых Екатерина Павловна - внесла существенный вклад в концепцию исследования, анализ результатов исследования, осуществила доработку статьи по результатам критической оценки интеллектуального содержания; одобрила окончательную версию статьи перед ее подачей для публикации.

Житкова Валерия Александровна - внесла существенный вклад в концепцию и дизайн исследования, в формирование справочной информации и анализ результатов; осуществила написание первой версии статьи и ее переработку по результатам критического пересмотра; одобрила окончательную версию статьи перед ее подачей для публикации.

Васькина Альбина Васильевна - внесла основной вклад в формирование концепции исследования, содержательное наполнение исследования; осуществила критический анализ статьи;одобрила окончательную версию статьи перед ее подачей для публикации. Исайков Олег Игоревич - внес существенный вклад в дизайн исследования, в формирование справочной информации и элементов модели проекта; осуществил критический анализ содержания статьи; одобрил окончательную версию статьи перед ее подачей для публикации.

Contribution of Contributors Mylkina Elena Vasilievna - contributed to the idea of formation, presentation and promotion of the concept and implementation of the project in General and the electronic service of the project in particular; carried out a critical review of the article for intellectual content; approved the final version of the article before its submission for publication.

Sedykh Ekaterina Pavlovna - made a significant contribution to the concept of research, analysis of the results of the study, carried out the finalization of the article based on the results of a critical assessment of intellectual content; approved the final version of the article before it was submitted for publication.

Zhitkova Valeria Alexandrovna - made a significant contribution to the concept and design of the study, to the formation of reference information and analysis of the results; carried out the writing of the first version of the article and its processing according to the results of the critical revision; approved the final version of the article before it was submitted for publication. Vaskina Albina Vasilievna - made the main contribution to the formation of the concept of the study, the content of the study; carried out a critical analysis of the article; approved the final version of the article before its submission for publication.

Isaykov Oleg Igorevich - made a significant contribution to the design of the study, to the formation of background information and elements of the project model; carried out a critical analysis of the content of the article; approved the final version of the article before submitting it for publication.

Поступила в редакцию: 15.08.2018 Принята к публикации: 25.09.2018 Опубликована: 30.09.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.