Научная статья на тему 'УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КАМПУС ЧЕЛГУ: К ИСТОРИИ ВОПРОСА'

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КАМПУС ЧЕЛГУ: К ИСТОРИИ ВОПРОСА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРБАНИСТИКА / КАМПУС / УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ГОРОДОК / ПРОЕКТЫ / ЧЕЛГУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Криворучко Владислав Кириллович, Ткаченко Владислав

Статья подготовлена по итогам научно-исследовательского семинара в рамках магистерской программы «Историческая урбанистика». В статье рассматриваются проекты инфраструктурного развития территории Челябинского государственного университета с момента основания вуза в 1976 г. За основу берется понятие «кампус» - университетской городок. На основе анализа местной периодической печати и электронных исторических источников авторами были сделаны выводы о причинах появления и сворачивания ряда проектов в период с 1976 по 2017 гг. Также были определены условия, необходимые для успешной реализации проекта Межуниверситетского кампуса (2021-2030).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Криворучко Владислав Кириллович, Ткаченко Владислав

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CSU UNIVERSITY CAMPUS: TO THE HISTORY OF THE ISSUE

The article is based on the results of a research seminar within the framework of the Master’s Program “Historical Urban Studies”. The article discusses the projects of infrastructural development of the territory of Chelyabinsk State University since the foundation of the university in 1976. The concept of campus is taken as a key point. Based on the analysis of the local periodical press and electronic historical sources, the authors make conclusions about the reasons for the appearance and collapse of a number of projects in the period from 1976 to 2017. The work also determines the conditions necessary for the successful implementation of the Interuniversity Campus project (2021-2030).

Текст научной работы на тему «УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КАМПУС ЧЕЛГУ: К ИСТОРИИ ВОПРОСА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ДЕБЮТ

Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии.

2022. № 2. С. 22—31.

DOI 10.24411/2542-0275-2022-0204 Университетский кампус ЧелГУ: к истории вопроса

В. К. Криворучко, В. Ткаченко

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Статья подготовлена по итогам научно-исследовательского семинара в рамках магистерской программы «Историческая урбанистика». В статье рассматриваются проекты инфраструктурного развития территории Челябинского государственного университета с момента основания вуза в 1976 г. За основу берется понятие «кампус» — университетской городок. На основе анализа местной периодической печати и электронных исторических источников авторами были сделаны выводы о причинах появления и сворачивания ряда проектов в период с 1976 по 2017 гг. Также были определены условия, необходимые для успешной реализации проекта Межуниверситетского кампуса (2021—2030).

Ключевые слова: урбанистика, кампус, университетский городок, проекты, ЧелГУ.

Летом 2021 г. информационное пространство региона взорвала новость о решении построить в Челябинске межуниверситетский кампус международного уровня на территории двух ведущих вузов региона — Челябинского государственного университета (далее — ЧелГУ) и Южно-Уральского государственного университета (далее — ЮУрГУ). Вопрос о кампусе для ЧелГУ не теряет своей актуальности с момента основания университета в 1976 г. Выделенная под строительство учебных корпусов и общежитий обширная территория за более чем 45 лет существования университета была освоена лишь частично, значительная ее часть была передана под жилую застройку, а мечты первых поколений сотрудников вуза о большом студенческом городке так и не сбылись. В связи с этим многие из первых универсантов скептически относятся к новому проекту кампусной застройки.

Вместе с тем современный кампус — одно из важнейших конкурентных преимуществ образовательной организации. В университетской истории последних лет есть примеры, когда кампусная политика выводила университеты в число топовых национальных вузов (ДВФУ или ТюмГУ), которые в свою очередь становились драйверами для развития своего региона. Нам представляется, что межуниверситетский кампус может стать таким шансом для ЧелГУ, Челябинска и всего Южного Урала.

В статье мы попытаемся ретроспективно представить проекты инфраструктурного развития университета, а также проанализировать то, каким образом было организовано общественное обсуждение, в том числе через публикации в пе-

риодической печати, вопроса развития университетского пространства.

Понятие «кампус» является объектом исследовательского интереса в различных областях научного знания. Интегрируя различные подходы, в данной статье под кампусом мы будем понимать «территорию университета», «пространство для научного творчества с библиотечным фондом, лабораториями, опытно-производственными площадками, высоко-технологичным оборудованием, информационными и человеческими ресурсами», а также окружающую университет «среду», ориентированную на обеспечение комфортных научно-образовательных условий для студентов и профессуры1. При этом мы учитываем, что кампус включает в себя также общественно-рекреационные зоны и жилые объекты. Исследователи сходятся во мнении, что кампус как «особая комплексная пространственная организация территории, пространственная среда и уникальный архитектурно-пространственный облик»2 способствует достижению университетом лидерских позиций, в том числе и в глобальной экономике.

В последние годы интерес исследователей к вузовской инфраструктуре и кампусной политике значительно вырос. Все исследования, посвященные этой проблеме, можно условно разделить на три тематических блока.

1 Сергеев С. В., Дианова Ю. А. Кампус: сущность понятия и классификация типов // PEDAGOGICAL SCIENCES. Modern high technologies. 2021. № 6. С. 186—190.

2 Пучков М. В. Университетский кампус. Принципы создания пространства современных университетских комплексов // Вестник ТГСАУ 2011. № 3. С. 81.

В первый блок вошли работы, посвященные трактовке понятия «кампус», а также существующим классификациям университетских кампусов. В уже упоминаемой статье С. В. Сергеева и Ю. А. Диановой1, помимо анализа самого понятия «кампус», определяются его ключевые элементы и приводится классификация кампусов с точки зрения их пространственной организации, информационного обеспечения и педагогической деятельности. На территориальной составляющей кампусов ведущих университетов мира, включенных в рейтинг QS за 2016—2017 гг., сосредоточились А. В. Берестова и В. А. Ларионова2. В статье А. В. Попова и О. В. Сыровой3 особое внимание уделяется особенностям расположения университетских кампусов относительно поселений и их пространственно-планировочной организации, включая дальнейшее их совершенствование с учетом требований времени. В работе О. А. Пасько4 исследуются пространственные модели университетских кампусов, анализируются преимущества и недостатки конкретных моделей. Большая часть работ апеллирует к идеям М. В. Пучкова5, который проанализировал три основных типа пространственного расположения кампусов: городские комплексы распределенного типа, городские локальные комплексы интегрированного (или «кампусного») типа и загородные (или пригородные) университетские кампусы. Он приходит к выводу, что классической моделью является второй тип организации университетского пространства, позволяющий «собрать» всю университетскую инфраструктуру в одном месте и обеспечить шаговую доступность ее объектов.

Второй блок исследований включает публикации, посвященные истории становления кампусов и их роли в городских пространствах. В работе О. А. Озерова6 рассматриваются особенности

1 Сергеев С. В., Дианова Ю. А. Кампус: сущность понятия и классификация типов...

2 Берестова А. В., Ларионова В. А. Выбор пространственной организации современного кампуса. Часть 1. Анализ пространства кампусов мировых университетов // Академический вестник РААСН. 2017. № 3. С. 66—70.

3 Попова А. В., Сырова О. В. Вопросы архитектурно-градостроительной типологии кампусов вузов // Инновации и инвестиции. 2021. № 1. С. 157—161.

4 Пасько О. А. Особенности землеустройства и тенденции развития кампусов // Записки горного института 2013. Т. 204. С. 147—153.

5 Пучков М. В. Университетский кампус. Принципы создания пространства современных университетских комплексов.

6 Озеров О. А. Исторические аспекты формирования

университетских кампусов // Архитектоника регио-

архитектурно-планировочной модели первых университетов, выявляются основные предпосылки образования университетов, а также факторы, влияющие на их функциональную структуру. В статье С. А. Смирнова7 рассматривается город с точки зрения его образовательного потенциала, т. е., по сути, поднимается проблема влияния университета на городскую среду. По мнению автора, богатство городского пространства зависит от взаимодействия образовательных узлов-институций в нем. «Город-кампус» формируется в результате влияния храма, школы, музея, библиотеки, городской площади, университета и университетского кампуса на процесс развития человека. Совокупно перечисленные институции демонстрируют взаимный потенциал, дефицитность и потребность друг в друге. Автор пытается определить место каждой институции в пространстве города. С. А. Смирнов считает, что принцип открытости, при котором границы между институциями постепенно размываются, обеспечивает условия для выстраивания разных жизненных, в том числе образовательных, траекторий в пределах городской среды. Особое внимание уделяется университетскому кампусу как локусу, где этот принцип реализуется в полной мере.

В третий блок вошли статьи, посвященные особенностям сочетания архитектурной композиции университета с ландшафтом города. Так М. В. Пучков, проанализировав особенности архитектурно-пространственной организации современных университетских кампусов, сформулировал основные требования к созданию комфортной образовательной среды и к градостроительной стратегии развития территорий. Вопросы планировки отражены в статье Ю. В. Моторина и Н. А. Москвина8, возможные проектные решения представлены в статье М. А. Соколова9.

Многочисленные проекты организации университетского пространства ЧелГУ, анализируемые в данной статье, позволяют сделать вывод

нальной культуры : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Курск, 2019. С. 61—64.

7 Смирнов С. А. Город-кампус, или Образовательное пространство города. Методологический конструкт // Высшее образование в России. 2019. № 4. С. 44—59.

8 Моторин Ю. В., Москвин Н. А. Формирование пространства университетских кампусов с целью создания благоприятных условий с учетом современных требований и развития в структуре города // Вестник РУДН, серия Агрономия и животноводство. 2013. № 5. С. 76—85.

9 Соколов М. А. Формирование образовательных пространств при проектировании университетских кампусов // Дизайн архитектурной среды. 2018. № 4. С. 377—401.

о том, какими идеями и принципами руководствовались их разработчики на различных этапах планирования.

В основе исследования лежат материалы региональной («Челябинский рабочий») и локальной (корпоративной) («Челябинский университет», «Университетская набережная») периодической печати, а также сами проекты по развитию университетского пространства, отложившиеся в основном в сетевых документах (интернет-блог — ЖЖ; интернет-СМИ — obl.ru, 74.ru).

В 1976 г. Челябинск стал городом-миллионни-ком, и в этом же году был открыт Челябинский государственный университет. Первые факультеты разместились в скромном школьном здании. Предполагалось, что за несколько лет в Челябинске вырастет четыре учебно-лабораторных корпуса, большой спортивный комплекс, ботанический сад, студенческий Дворец культуры, семь высотных зданий общежития, а сам университет станет одним из ведущих вузов области1. Областное руководство обещало создать специальный трест для строительства студенческого городка2. Шефство над открывающимся университетом взяли свыше 30 предприятий города и области (ММК, ЧМЗ, Объединение «Челябмебель» и др.)3.

В том же 1976 г. были сданы в эксплуатацию новый учебный корпус и два девятиэтажных здания студенческого общежития по ул. Молодогвардейцев. Между первым и вторым зданием общежития находилась небольшая пристройка: студенческая столовая4. В 1979 г. в общежитии разместился профилакторий, который функционирует до сих пор5.

На протяжении 1980-х гг. закрепленная за университетом территория оставалась неосвоенной. Лишь в 1984 г. началось строительство главного корпуса Челябинского государственного университета, которое растянулось на 6 лет6. Одновременно силами самого университета строился хозяйственный блок (ныне 4-й корпус университета), где разместились лаборатории, гаражи и другие вспомогательные службы. Объект был сдан в эксплуатацию в 1985 г.

1 Челябинский государственный университет открыт! !! // Челябинский рабочий. 1976. № 234. С. 3.

2 Форстман Г. В. Первый университет на Южном Урале. Челябинск, 2011. С. 67.

3 Форстман Г. В. Указ. соч. С. 21.

4 Здесь твой дом // Челябинский университет. 1985. № 28-29. С. 3.

5 Если хочешь быть здоров... // Университетская набережная. 2009. № 46. С. 2.

6 С новосельем // Челябинский университет. 1990.

№ 4. С. 1.

Затянувшиеся темпы строительства университетского городка привели к росту недовольства со стороны сотрудников, периодически выливавшемуся в публичную сферу. В частности, в 1988 г. доцент кафедры русского языка В. П. Тимофеев направил в газету «Правда» письмо, в котором писал о многих проблемах вуза, в том числе о срыве сроков строительства главного корпуса7. Это вызвало определённый общественный резонанс.

Параллельно институт «Челябгражданпроект» начал проектирование спорткомплекса с бассейном, ботанического сада, общежития на 550 мест, столовой на 310 мест. Предполагалось, что строительство объектов начнется в 1990—1991 гг.8

Таким образом, в 1970—1980-е гг. проект строительства университета был реализован лишь частично. Идея университетского городка фактически не была воплощена. К этому времени у университета было четыре корпуса, рассредоточенных по всему городу.

На протяжении переходных для государства и высшего образования 1990-х гг. создавались единичные проекты инфраструктурного развития университета. В 1992 г. архитекторами Н. Усти-новичем, Д. Ульяницкой, О. Чернышевич специально для пособия СНиП 2.08.02-98 «Проектирование высших учебных заведений и институтов повышения квалификации» был разработан проект студгородка ЧелГУ. План представлял идеальную модель пространственной организации учебных корпусов и инфраструктурных объектов ЧелГУ, в основе которой лежала идея компактности и шаговой доступности. Подчеркнем, что практического воплощения проекта не предусматривалось (рис. 1)9.

Сам же университет в 1990-е гг. в связи со сложившейся политической и экономической обстановкой полностью отказался от разработки и реализации долгосрочных инфраструктурных проектов.

В 2000-е гг. руководство ЧелГУ вернулось к идее создания студгородка. К 2004 г. архитектурным бюро Т. Башкаева «Инком-недвижимость» совместно с руководством университета был разработан проект «Университетский городок». Он предусматривал создание жилого микрорайона,

7 Когда построят университет // Челябинский университет. 1988. № 34-35 (471-472). С. 1.

8 Новые задачи // Челябинский университет. 1988. № 34-35 (471-472). С. 3.

9 Проектирование высших учебных заведений и институтов повышения квалификации : справ. пособие к СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения» / под рук. Г. Н. Цытовича. URL: https://files. stroyinf.ru/Data1/7/7092/ (дата обращения 07.06.2022).

Рис. 1. Проект студенческого городка ЧелГУ (1992 г.). Архитекторы: Н. Устинович, Д. Ульяницкий, О. Чернышев и др. Элементы городка: 1 — физико-математический факультет; 2 — экономический факультет; 3 — историко-филологический факультет;

4 — химико-биологический факультет; 5 — ректорат; 6 — библиотека; 7 — вычислительный центр; 8 — аудиторный блок; 9 — спортивный корпус; 10 — столовая; 11 — НИИ физики; 12 — научно-исследовательский корпус; 13 — хозяйственный корпус; 14 — ботанический сад; 15 — оранжерея; 16 — общественный центр; 17 — дворец культуры; 18 — планетарий;

19 — дом политпросвещения; 20 — общежитие студентов; 21 — блок обслуживания; 22 — спортивный манеж; 23 — спорт ядро; 24 — спортплощадки

композиционным ядром которого должен был стать комплекс зданий ЧелГУ. Под микрорайон отводилась участок в 113 га, образуемый пересечением улиц Братьев Кашириных, Молодогвардейцев, Чичерина и реки Миасс. Предполагалось, что после реализации проекта ЧелГУ встанет в один ряд с ведущими университетами Европы. А сам микрорайон превратится в деловой центр города1.

Развитие ЧелГУ предусматривало несколько очередей строительства, рассчитанного сроком на 5—7 лет. По проекту планировалось довести общую площадь университета до 120 тыс. м2. Первая очередь включала в себя спортивный комплекс, библиотечно-ресурсный центр, учебные корпуса общей площадью 30 тыс. м2. Отдельные корпуса должны были расходиться лучами от дугообразного учебно-рекреационного корпуса и связываться с ним переходом таким образом, что возводить их можно было по мере необходимости без нарушения общей композиции комплекса.

Основу жилой застройки должны были составить дома различных типов: секционные, башенные и дома террасного типа (рис. 2).

Общая сумма инвестиций, которую была готова вложить компания «Инком-недвижимость», оценивалась в 150—200 млн долларов. Из них

12,5 млн приходилось на ЧелГУ. Взамен университет должен был предоставить инвестору 70 га «своей» земли. Строительство планировалось начать летом — осенью 2004 г.

В 2004 г. ректором университета стал А. Ю. Шатин, который притормозил реализацию проекта из-за нарушений в оформлении соглашения о передаче земли. По мнению нового руководства университета, условия соглашения нарушали права ЧелГУ. Университет не мог контролировать смету по освоению переданной инвестору территории. Также возникли дополнительные сложности с оформлением земли, которая находилась в федеральной собственности. На этих основаниях договор между «Инком-недвижимость» и Чел-ГУ был расторгнут по решению суда2.

При этом университет не отказался от планов по благоустройству прилегающей территории. В 2005 г. агентством «Энергосбыт» совместно с ЧелГУ и Министерством промышленности и природных ресурсов Челябинской области был разработан третий проект3. На территории в 70 га, принадлежавшей университету, предполагалось строительство жилого комплекса с ниспадающей этажностью зданий и студгородка (рис. 3).

Учитывая неудачный опыт взаимоотношений с «Инком-недвижимость», руководство ЧелГУ

1 Чужие // 74.RU. URL: https://74.ru/text/ business/2004/05/26/58304221 /.

2 Там же.

3 «Универ-сити»: стройка по расчету. URL: https://74. ru/text/business/2005/04/11/58306351/.

Рис. 2. Университетский городок (2004 г.). Архитекторы: Д. В. Шитов, О. В. Сергеева, М. Ю. Шван, Т. И. Башкаев.

Элементы «Университетского городка»: 1. Спортивно-молодежный центр — 15 тыс. кв. м. 2. Библиотечно-ресурсный центр — 12 тыс. кв. м. 3. Корпус гуманитарных факультетов — 15 тыс. кв. м. 4. Корпус математики, механики и информатики — 12 тыс. кв. м. 5. Корпус биологии, химии и экологии — 12 тыс. кв. м. 6. Корпус непрерывного образования — 10 тыс. кв. м. 7. Гостиница-общежитие для иностранных студентов и преподавателей — 3 тыс. кв. м. 8. Общежитие-гостиница для студентов и аспирантов — 6 тыс. кв. м. 9. Административный корпус (блок) — 2 тыс. кв. м. 10. Ботаническая оранжерея-лаборатория — 1 тыс. кв. м. 11. Ботанические скверы № 1, 2, 3, 4, 5. 12. Астрономическая обсерватория — 0,6 тыс. кв. м.

13. Школа-интернат — 3 тыс. кв. м. 14. Детский сад — 1 тыс. кв. м. 15. Хозяйственный блок — 2 тыс. кв. м. 16. Часовня1

Рис. 3. Проект «Универ-сити» (2005 г.)2 Элементы «Универ-сити»: учебные корпуса, конгресс-центр, библиотеки, общежития, бизнес-центр, технико-внедренческие зоны, центр реабилитации инвалидов, торгово-развлекательный комплекс, театр, аквапарк, жилой квартал

1 Виртуальная история. Ч. 1 // ЖЖ Челябинск. URL: https://chelchel-ru.livejournal.com/419057.html

2 Там же.

чать в 2007 году. Вероятной причиной сворачивания проекта стало банкротство «Энергоинвеста»1.

В середине 2000-х гг. Челябинск стал испытывать острую нехватку площадей для строительства жилья. Городские власти были заинтересованы в том, чтобы часть неосвоенной земли (50 из 70 га), закрепленной за ЧелГУ, перешла в собственность города. Впоследствии администрация планировала передать эти земли строительным компаниям и тем самым увеличить приток денежных средств в городской бюджет2. С этого момента городские власти стали создавать препятствия для реализации различных проектов на территории ЧелГУ и в судебном порядке оспаривали статус земли, закрепленной за вузом.

Ещё один проект был разработан в 2006 г. Уральским институтом урбанистики. Согласно этому проекту территория ЧелГУ получала название «Новый центр». В случае его реализации должен был заметно измениться облик города, его пространственная ориентация на Северо-Запад. «Новый центр» должен был стать культурным ядром Челябинска3. Проект был масштабным, и никто не решался взять его на реализацию (рис. 4).

Рис. 4. Проект «Новый Центр» (2006 г.) Разработчик: Уральский институт урбанистики. Элементы «Нового Центра»: аквапарк, спортивно-досуговый комплекс с яхт-клубом, жилой комплекс (для студентов, аспирантов, преподавателей), новые учебные корпуса, научно-исследовательские площадки, «дом Коммуна» (вкл. школу, детский сад, магазины, поликлинику, салоны красоты и т. д.), «Гардарики» — выставочный комплекс представительств различных стран, городов, крупных кампаний и производителей4

1 Виртуальная история. Ч. 1...

2 Проекту «Универ-Сити» грозит сокращение. URL: https://74.ru/text/house/2005/10/20/58266191/; Город претендует на землю ЧелГУ URL: https://74.ru/text/house/2006/08/14/58268201/; Челябинскому жилью не хватает места. URL: https://74. ru/text/house/2006/12/21/58269101/

3 Виртуальная история. Ч. 2 // ЖЖ Челябинск. URL: https://chelchel-ru.livejournal.com/419170.html

4 Там же.

серьезно подошло к выбору нового агента и составлению соглашения. По итогам открытого конкурса соглашение было заключено с компанией «Энергосбыт». Она должна была представлять интересы университета на всех этапах освоения земельного участка. Право на единоличное распоряжение землей ЧелГУ сохранял за собой. Агент не имел никаких имущественных прав на землю и получал всего лишь вознаграждение от заказчика. Сам подход к строительству объектов ЧелГУ не изменился: их финансирование предполагалось в том числе и за счёт прибылей от коммерческой застройки. Количество земли, выделяемой под застройку, было минимальным. Основные средства инвесторов должны были направляться в первую очередь на строительство объектов университета. Также по просьбе университета проект был взят под контроль Управления делами Президента РФ.

Срок реализации проекта был рассчитан на 10 лет. Очередность строительства объектов должен был определять ученый совет университета. Составление проектной документации началось в 2006 г., а работы на участке планировалось на-

Отметим, что в проектах освоения университетского пространства 2004—2006 гг. превалировала идея микрорайона, структурным ядром которого должен был стать ЧелГУ. Строительство жилых зданий рассматривалось как более значимая цель, в то время как объекты, предназначенные университету, зачастую являлись лишь приложением к проекту городской застройки. В проектах конца 1990 — начала 2000-х гг. идея создания кампуса не артикулировалась.

В 2009 г. земля, занимаемая ЧелГУ, перешла из федеральной собственности в собственность Челябинской области. Согласно ст. 284 ГК РФ,

если земля в течение длительного времени не используется по назначению, то ее можно изымать1. Участок ЧелГУ в 70 га пустовал на протяжении трех лет. Большая часть земли (до 50 га) могла быть передана городу под жилую застройку.

Для того чтобы обосновать сохранение всей площади в 70 га ЧелГУ совместно с компанией «Астра» разработал очередной проект благоустройства территории университета (рис. 5.1, 5.2). Впервые был принят принцип «кампуса», а вместе с ним идея компактности и шаговой доступности. Этот проект также остался нереализованным.

Рис. 5.1. Проект «Кампус» (2009 г.)2

Рис. 5.2. Проект Кампус (2009 г.) Разработчик: компания «Астра». Элементы кампуса: учебные корпуса, комплекс общежитий для студентов и аспирантов, спортивный комплекс с бассейном и тиром, ботанический сад, бизнес-парк для инновационных исследований, внедренческий комплекс, жильё высшей категории для профессорского состава (сблокированные коттеджи), жильё сотрудников, довузовский комплекс с детским садом и лицеем3

1 ГК РФ. Статья 284. Изъятие земельного участка, который не используется по целевому назначению // Кон-сультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/f4bf6ab2a5e056db1deed5ea5653352 79b6c3be1/m/419057.html

2 Там же.

3 Там же.

Отсутствие четких целей, поддержки со стороны региональных и федеральных властей, заключение контрактов с сомнительными агентами, спорный статус земли, закрепленной за вузом, особенности политики городских властей, привели к тому, что в 2000-е гг. ни один из проектов так и не был реализован.

Конфликт между городской администрацией и руководством ЧелГУ по вопросам освоения территория вуза достиг своего пика в 2012 г.: ЧелГУ лишился 50 га своей земли1. После этого вуз приступил к освоению оставшихся территорий. В 2014 г. ЧелГУ начал в судебном порядке оспаривать статус своих земель, самовольно занятых частными пред-принимателями2. В результате университет сформировал материальную базу для дальнейшего развития. В это же время обсуждался проект кампуса ЧелГУ. Данный вопрос выносился на обсуждение между руководством вуза и губернатором Челябинской области3. Однако проект не получил дальнейшего развития из-за проблем с финансированием4. В связи с этим руководство ЧелГУ отказалось от

реализации масштабных идей, и сосредоточилось на строительстве отдельных объектов, в частности физкультурно-оздоровительного комплекса5.

В настоящий момент реализуется федеральный проект «Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров». В рамках которого предусматривается строительство университетских кампусов на основании концессионных соглашений, заключенных между вузом, частными инвесторами, региональными и федеральными властями. Инициаторами проектов по созданию кампусов должны выступать регионы вместе с вузами. Их проекты отбираются межведомственной рабочей группой, сформированной Министерством образования и науки. Претенденты на господдержку должны подтвердить возможность реализации своих проектов по модели государственно-частного партнерства, а также продемонстрировать научный и образовательный потенциал региона6.

В рамках этой программы был разработан новый проект кампуса ЧелГУ, который получил одобрение Правительства РФ.

Рис. 6. Межуниверситетский кампус (2021 г.) Элементы кампуса: учебные аудитории, исследовательские лаборатории, супер- или нейрокомпьютер, технопарк, бизнес-инкубатор, конференц-залы, амфитеатр, спортивные залы и спортивные площадки, общежитие, апарт-отель, офисы и исследовательские подразделения, а также коворкинг для подразделений индустриальных компаний7

1 Жилье возле ЧелГУ будет строить ООО «Гринфлайт» // 74.ru. URL: https://74.ru/text/house/2012/03/21/59104461/

2 ЧелГУ начал возвращать земли, занятые коммерческими организациями // 74.ru. URL: https://74.ru/ text/gorod/2014/10/14/59640141/; Ботаническому саду устроили автомойку // 74.ru. URL: https://74.ru/text/ business/2015/07/07/59772791 /

3 Борис Дубровский поддержал строительство нового студгородка ЧелГУ // 1obl.ru. URL: https://www.1obl.ru/ news/politika/boris-dubrovskiy-podderzhal-stroitelstvo-novogo-studgorodka-chelgu/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Борис Дубровский попросил решить вопрос со строительством кампуса в ЧелГУ // АиФ.chel.ru. URL: https:// chel.aif.ru/edu/boris_dubrovskiy_poprosil_reshit_vopros_so_stroitelstvom_kampusa_v_chelgu

5 На Северо-Западе появится бассейн: челябинскому университету одобрили строительство спорткомплекса // 74.ru. URL: https://74.ru/text/education/2019/02/26/65996031/

6 Постановление Правительства РФ от 28 июля 2021 г № 1268. URL: http://government.ru/docs/42951/.

7 ЧелГУ представил проект межуниверситетского кампуса мирового уровня // Seldon news. URL: https://news. myseldon.com/ru/news/index/256474620

Он концептуально отличается от предыдущих, поскольку подразумевает создание межуниверситетского кампуса, в котором одновременно будут сочетаться принцип компактности и рас-средоточенности. Первый принцип проявляется в идее создания самостоятельных кварталов Чел-ГУ и ЮУрГУ, а второй в создании общеуниверситетского пространства со всей необходимой инфраструктурой, в том числе общего экспериментального корпуса. Площадь кампуса должна составить 126,1 тыс. м2, вместимость — более 5 тыс. человек.

Среди ожидаемых эффектов от запуска кампуса — улучшение качества городской среды Челябинска (со 170 баллов в 2010 году до 210 баллов в 2025 году), превращение города в успешный

экономический центр, центр развития науки и передовой инфраструктуры университетов; повышение привлекательности региона для ученых, студентов и абитуриентов. Запуск проекта был намечен на 2021 г., срок сдачи объекта в эксплуатацию — на 2023 г. А окончательно все работы завершатся в период с 2023 по 2030 г.1

Изучение исторического опыта ЧелГУ показало, что невозможно реализовать проект студ-городка (кампуса) с опорой на один источник финансирования. Для успешного воплощения идеи кампуса необходимо объединение усилий нескольких акторов: вуза, частных инвесторов, региональных и федеральных властей.

1 ЧелГУ представил проект межуниверситетского

кампуса мирового уровня.

Список литературы

1. Берестова, А. В. Выбор пространственной организации современного кампуса. Часть 1. Анализ пространства кампусов мировых университетов / А. В. Берестова, В. А. Ларионова // Академический вестник Урал НИИ Проект РААСН. — 2017. — № 3. — С. 66—70.

2. Моторин, Ю. В. Формирование пространства университетских кампусов с целью создания благоприятных условий с учетом современных требований и развития в структуре города / Ю. В. Моторин, Н. А. Москвин // Вестник РУДН. — 2013. — № 5. — С. 76—85.

3. Озеров, О. А. Исторические аспекты формирования университетских кампусов / О. А. Озеров // Архитектоника региональной культуры : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. — Курск, 2019. — С. 61—64.

4. Пасько, О. А. Особенности землеустройства и тенденции развития кампусов / О. А. Пасько // Записки горного института. — 2013. — Т. 204. — С. 147—153.

5. Попова, А. В. Вопросы архитектурно-градостроительной типологии кампусов вузов / А. В. Попова, О. В. Сырова // Инновации и инвестиции. — № 1. — 2021. — С. 157—161.

6. Пучков, М. В. Университетский кампус. Принципы создания пространства современных университетских комплексов / М. В. Пучков // Вестник ТГАСУ. — 2011. — № 3. — С. 79—88.

7. Сергеев, С. В. Кампус: сущность понятия и классификация типов / С. В. Сергеев, Ю. А. Дианова // PEDAGOGICAL SCIENCES. Modem high technologies. — 2021. — № 6. — С. 186—190.

8. Смирнов, С. А. Город-кампус, или Образовательное пространство города. Методологический конструкт // Высшее образование в России. — 2019. — № 4. — С. 44—59.

9. Соколов, М. А. Формирование образовательных пространств при проектировании университетских кампусов / М. А. Соколов // Дизайн архитектурной среды. — 2018. — № 4. — С. 377—401.

10. Форстман, Г. В. Первый университет на Южном Урале: очерки истории: [ЧелГУ в воспоминаниях современников] / Г. В. Форстман. — Челябинск : Челябинский гос. ун-т, 2011. — 262 с.

Сведения об авторах

Криворучко Владислав Кириллович — магистрант 2-го курса Челябинского государственного университета, учитель истории МАОУ «ОЦ № 5 г. Челябинска», Челябинск, Россия. vladislav. krivoruchkol999@mail ru

Ткаченко Владислав — магистрант 2-го курса, Челябинский государственный университет, сотрудник лаборатории цифровых гуманитарных исследований Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. Wlad-97kz@mail.ru

Magistra Vitae: online journal of historical sciences and archeology. 2022. No. 2. P. 22—31.

CSU University Campus: to the History of the Issue V.K. Krivoruchko

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. vladislav.krivoruchko1999@mail.ru

V. Tkachenko

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. Wlad-97kz@mail.ru

The article is based on the results of a research seminar within the framework of the Master's Program "Historical Urban Studies". The article discusses the projects of infrastructural development of the territory of Chelyabinsk State University since the foundation of the university in 1976. The concept of campus is taken as a key point. Based on the analysis of the local periodical press and electronic historical sources, the authors make conclusions about the reasons for the appearance and collapse of a number of projects in the period from 1976 to 2017. The work also determines the conditions necessary for the successful implementation of the Interuniversity Campus project (2021—2030).

Keywords: urban studies, campus, university campus, projects, CSU.

References

1. Berestova A.V., Larionova V.A. Vybor prostranstvennoi organizatsii sovremennogo kampusa. Chast' 1. Analiz prostranstva kampusov mirovykh universitetov [The Choice of the Spatial Organization of a Modern Campus 1. Part 1. Analysis of the Space of the Campuses of World Universities]. Akademicheskiy vestnik Ural NII Proyekt RAASN [Academic Bulletin of the Ural Research Institute Project RAASN], 2017, no. 3. pp. 66—70. (In Russ.)

2. Motorin Yu.V., Moskvin N.A. Formirovanieprostranstva universitetskikh kampusov s tsel'yu sozdaniya blagopriyatnykh uslovii s uchetom sovremennykh trebovanii i razvitiya v strukture goroda [Formation of the Space of University Campuses In Order To Create Favorable Conditions Taking into Account Modern Requirements and Development in the Structure of the City]. Vestnik RUDN, seriya Agronomiya i zhivotnovodstvo [Bulletin of RUDN University], 2013, no. 5, pp. 76—85. (In Russ.).

3. Ozerov O.A. Formirovanie prostranstva universitetskikh kampusov s tsel'yu sozdaniya blagopriyatnykh uslovii s uchetom sovremennykh trebovanii i razvitiya v strukture goroda [Historical Aspects of the Formation of University Campuses]. Arkhitektonika regional'noy kul'tury [Architectonics of regional culture]. Kursk, 2019. Pp. 61—64. (In Russ.).

4. Pasko O.A. Osobennosti zemleustroistva i tendentsii razvitiya kampusov [Features of Land Management and Trends in the Development of Campuses]. Zapiski gornogo instituta [Notes of the Mining Institute], 2013, no. 204, pp. 147—153. (In Russ.).

5. Popova A.V., Syrova O.V. Voprosy arkhitekturno-gradostroitel'noi tipologii kampusov vuzov [Issues of Architectural And Urban Typology of University Campuses]. Innovatsii i investitsii [Innovations and investments], 2021, no. 1, pp. 157—161. (In Russ.).

6. Puchkov M.V. Universitetskii kampus. Printsipy sozdaniya prostranstva sovremennykh universitetskikh kompleksov [University Campus. Principles of Creating the Space of Modern University Complexes]. Vestnik TGASU [Bulletin of TSASU], 2011, no. 3, pp. 79—88. (In Russ.).

7. Sergeev S.V., Dianova Yu.A. Kampus: sushchnost'ponyatiya i klassifikatsiya tipov [Campus: the Essence of the Concept And Classification of Types]. PEDAGOGICAL SCIENCES. Modern high technologies, 2021, no. 6, pp. 186—190. (In Russ.).

8. Smirnov S.A. Gorod-kampus, ili Obrazovatelnoe prostranstvo goroda. Metodologicheskii konstrukt [The City-Campus, or the Educational Space of the City. Methodological Construct]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii [Higher education in Russia], 2019, no. 4, pp. 44—59. (In Russ.).

9. Sokolov M.A. Formation of educational spaces in the design of university campuses [Formation of Educational Spaces in the Design of University Campuses]. Dizayn arkhitekturnoy sredy [Design of architectural environment], 2018, no. 4, pp. 377—401. (In Russ.).

10. Forstman G.V. (2011) Pervyi universitet na Yuzhnom Urale [The First University in the Southern Urals]: essays on history: [ChelSU in the memoirs of contemporaries]. Chelyabinsk, Chelyabinsk State University, 2011. 262 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.