Научная статья на тему 'Университетский дискурс: сбор корпуса (на материале романа Д. Тартт «Тайная история»)'

Университетский дискурс: сбор корпуса (на материале романа Д. Тартт «Тайная история») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
956
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ДИСКУРС / ТЕКСТ / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД / КОГНИТИВНЫЙ / СОЦИАЛЬНЫЙ / КУЛЬТУРНЫЙ И ЯЗЫКОВОЙ СЕКТОРЫ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЯ / ЖАНР / УНИВЕРСИТЕТСКИЙ РОМАН / UNIVERSITY DISCOURSE / TEXT / INTEGRAL APPROACH / COGNITIVE / SOCIAL / CULTURAL AND LANGUAGE QUDRANTS / INTEGRAL TYPOLOGY / GENRE / UNIVERSITY NOVEL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Парулина Ирина Юрьевна

Обосновывается актуальность изучения университетского дискурса с лингвистических позиций. Приведены теоретические положения интегрального подхода Т.Н. Хомутовой к языку и тексту и доказана целесообразность его применения к исследованию университетского дискурса. В работе проанализированы основные подходы к определению понятий «дискурс» и «текст». Даются определения университетского дискурса и университетского романа с позиций интегрального подхода. Выявлены основные дискурсообразующие характеристики университетского романа. Представлена классификация и анализ корпуса дискурсов персонажей из университетского романа Д. Тартт «Тайная история» в рамках интегральной типологии дискурса. Делается вывод о целесообразности изучения художественного университетского дискурса на материале речи автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITY DISCOURSE: CORPUS COMPILATION A CASE STUDY OF THE SECRET HISTORY BY DONNA TARTT)

The article is devoted to the study of the university discourse from the linguistic point of view. The theoretical basis of the integral approach of T. Khomutova to language and text is given and it is proven to be a reasonable approach to the study of university discourse. Different approaches to defining of discourse and text are given. The terms university novel and university discourse are defined from the point of view of integral approach. The discourse corpus from the novel The Secret History by Donna Tartt is classified according to the integral classification of the discourse and analyzed. The conclusion of reasonability of studying university discourse on the material of the author’s speech id drawn.

Текст научной работы на тему «Университетский дискурс: сбор корпуса (на материале романа Д. Тартт «Тайная история»)»

Зеленые страницы

УДК 81-42 DOI: 10.14529/Ппд160213

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ДИСКУРС: СБОР КОРПУСА

(НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА Д. ТАРТТ «ТАЙНАЯ ИСТОРИЯ»)

И.Ю. Парулина

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Обосновывается актуальность изучения университетского дискурса с лингвистических позиций. Приведены теоретические положения интегрального подхода Т.Н. Хомутовой к языку и тексту и доказана целесообразность его применения к исследованию университетского дискурса. В работе проанализированы основные подходы к определению понятий «дискурс» и «текст». Даются определения университетского дискурса и университетского романа с позиций интегрального подхода. Выявлены основные дискурсообразующие характеристики университетского романа. Представлена классификация и анализ корпуса дискурсов персонажей из университетского романа Д. Тартт «Тайная история» в рамках интегральной типологии дискурса. Делается вывод о целесообразности изучения художественного университетского дискурса на материале речи автора.

Ключевые слова: университетский дискурс, текст, интегральный подход, когнитивный, социальный, культурный и языковой секторы, интегральная типология, жанр, университетский роман.

Актуальность исследования объясняется неослабевающим интересом ученых к проблемам дискурса вообще и к университетскому дискурсу в частности. Недостаточная изученность университетского дискурса с лингвистической точки зрения вызывает необходимость восполнить этот пробел с помощью современных методов исследования. Для лингвистического освещения университетского дискурса нами был выбран интегральный подход Т.Н. Хомутовой к языку и тексту как наиболее оптимальный [4]. В основу исследования положена следующая гипотеза: изучение университетского дискурса на материале речи персонажей университетских романов позволит исследовать особенности общения членов академического сообщества. Объектом настоящей статьи является университетский дискурс, предметом - корпус текстов из американского университетского романа Д. Тартт «Тайная история» [2]. Целью исследования является сбор корпуса дискурсов из романа «Тайная история». Цель предполагает решение следующих задач:

• дать определение университетского романа с позиций интегрального подхода;

• дать определение университетского дискурса;

• создать и проанализировать корпус университетских дискурсов персонажей из романа Д. Тартт «Тайная история».

Университетский роман - жанр, возникший в XX веке и ставший очень популярным как у писателей, особенно Великобритании и США, так и у читателей конца XX - начала XXI веков. Английский литературовед Крис Болдик так определяет

университетский роман: «Это роман, в котором действие происходит в стенах университета или другого учебного заведения, всесторонне изображающий университетскую жизнь» [1].

И в Британии, и в Америке университетское образование получило широкое распространение после Второй мировой войны. Обучение в университете стало доступно разным слоям населения. Социальное расслоение в университетах нашло отражение в романах многих авторов. Старые университеты расширялись, возникали новые. Появились новые вакансии, привлекательные для начинающих писателей, особенно в Америке. Поскольку романисты склонны черпать вдохновение в среде, в которой они обитают, неудивительно, что в США расцвет академического образования спровоцировал такой поток университетских романов.

Тон университетского романа в основном весьма остроумный, интеллектуальный. Это проявляется не только в речи преподавателей университета, но также и большом количестве аллюзий на англоязычную и мировую литературную классику. Качественный университетский роман иллюстрирует систему образования, играет с разными жанрами художественной литературы, затрагивает современные актуальные вопросы, и высмеивает профессиональные стереотипы.

Анализ различных англоязычных и русскоязычных работ о университетском романе позволяет сделать вывод, что университетский роман изучался только с литературоведческой точки зрения, тем самым отказывая жанру в изучении с лингвистической точки зрения. Это подтверждают определения уни-

Парулина И.Ю.

Университетский дискурс: сбор корпуса (на материале романа Д. Тартт «Тайная история»)

верситетского романа (К. Болдик, Э. Шоуолтер, М. Проктор, А. М. Люксембург и др.), не отражающие лингвистической сущности этого жанра. В литературоведческих исследованиях уделялось внимание социальному и коммуникативному аспектам университетского романа, а языковой, культурный и когнитивный аспекты не изучались. Неисследованные аспекты университетского романа диктуют необходимость его лингвистического изучения с интегральных позиций. Такую возможность дает интегральный подход Т.Н. Хомутовой [4].

Сущность интегрального подхода состоит в том, что в нем объединяются различные точки зрения на один и тот же объект исследования в целях его целостного, разностороннего, объемного представления. При этом все составные части интегрального подхода являются не простой совокупностью, а объединяются общей идеей, позволяющей определять их взаимосвязь и взаимозависимость при описании и объяснении объекта исследования. Интегральный подход к исследованию языка и текста позволяет теоретически обосновать их специфику как интегральных рассредоточенных объектов.

Теоретической основой интегрального подхода является «всесекторная, всеуровневая» модель. Принцип анализа исследуемых объектов в соответствии с этой моделью заключается в том, что каждое событие имеет четыре измерения: субъективное, объективное, интерсубъективное и интеробъективное. Их принято называть секторами. По отношению к языку как рассредоточенному объекту четыре сектора интегральной модели в данной трактовке представляют соответственно знание в субъективном секторе, язык как предмет в объективном секторе, культуру в культурном секторе и социальное пространство в социальном секторе. В модели Т.Н. Хомутовой секторы именуются следующим образом: когнитивный, языковой, культурный и социальный соответственно.

Т.Н. Хомутова в своей статье «Типология жанра: от теории к практике» характеризует жанр как «совокупность/тип текстов, имеющие сходные, регулярно повторяющиеся формальные и семантические характеристики и отражающие сходные социальные действия в регулярно повторяющихся социальных контекстах» [5]. На основе этого определения можно вывести рабочее определение университетского романа. Университетский роман - это тип текстов, объединенных особыми формальными и семантическими чертами, свойственными текстам, отражающим социальную действительность в контексте университета.

Кроме того, университетские романы представляют собой определенный набор дискурсов. Эти дискурсы составляют своеобразный слепок университетской жизни, следовательно, представляют интерес для изучения с точки зрения интегральной лингвистики текста.

В Лингвистическом энциклопедическом сло-

варе (1990) Н.Д. Арутюнова определяет дискурс так: «Дискурс - связный текст в совокупности с экстралингвистическими - прагматическими, социокультурными, психологическими и др. факторами; текст, взятый в событийном аспекте... Дискурс - это речь, «погруженная в жизнь»» [3].

Существует несколько подходов к определению соотношения понятий дискурс и текст [4]:

• дискурс и текст рассматриваются как полные синонимы и употребляются взаимозаменяемо;

• дискурс и текст трактуются как различные понятия: текст - как абстрактная единица языка, дискурс - как реализация этой единицы в речи;

• текст рассматривается как часть или аспект дискурса: письменный (text and talk) или языковой; а дискурс как совокупность текстов, основанных на общности некоторых признаков;

• текст и дискурс представляют собой различные аспекты одного и того же явления, которое называют коммуникацией, дискурс-текстом, совокупностью коммуникативных речевых актов. Дискурс в такой трактовке - речевая деятельность, процесс; текст - продукт этой деятельности и средство коммуникации. В таком понимании дискурс фактически обозначает текст в неразрывной связи с ситуативным контекстом коммуникативного процесса. Т.Н. Хомутова придерживается точки зрения, согласно которой текст и дискурс являются различными аспектами коммуникации, при этом дискурс, вслед за Е.В. Сидоровым, понимается как отдельный акт речевой коммуникации, в процессе которого в социокультурном контексте порождается текст, а текст - как знаковая модель сопряженных коммуникативных деятельностей общающихся, как необходимое звено и произведение акта речевой коммуникации в единстве его языковых, деятельностных и прочих свойств. Иными словами, текст - это и часть дискурса, и предметно-знаковый аспект коммуникации, а дискурс - это деятельностный аспект коммуникации.

Согласно интегральному подходу Т. Н. Хому-товой, в котором дискурс понимается как процесс генерации текста в социальном контексте, а текст - как результат, модель этого процесса, жанр - это совокупность/тип дискурсов (сходных текстов в сходных социальных контекстах), отражающих сходные социальные действия.

Таким образом, с точки зрения дискурсивной лингвистики, можно уточнить определение университетского романа - это тип дискурсов, отражающих социальную действительность в рамках университета.

Согласно типологии Т.Н. Хомутовой [6], дискурс классифицируется по следующим основаниям в каждом из его секторов: 1. Когнитивный сектор 1.1. Декларативное знание • По предметной (тематической) области знания

Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». 2016. Т. 13, № 2. С. 70-74

Зеленые страницы

• По типу знания («свое - чужое») 1.2. Процедурное знание

• По способу получения знания

• По дискурсивным стратегиям

2. Социальный сектор

2.1. По участникам коммуникации

• По количеству участников коммуникации

• По социальным параметрам участников коммуникации

• По географической принадлежности коммуникантов

• По этнической принадлежности коммуникантов

2.2. По отношениям между участниками коммуникации

• По ролевым отношениям

• По целевой аудитории и соответствующей прагматической функции

• По сфере (цели) общения

3. Языковой сектор

• По языку

• По форме представления (каналу связи)

• По грамматической структуре

• По степени стереотипизации

• По жанровой принадлежности

4. Культурный сектор

• По принадлежности к той или иной культуре и культурным ценностям

В основе отнесения дискурса к университетскому лежит социальная действительность, сфера деятельности представителей академического сообщества, т.е. тематический аспект дискурса, который выражается с помощью лексических средств, имеющих в своем значении компонент, связанный с университетом. В рамках рассматриваемой типологии дискурса в настоящей работе мы будем классифицировать университетский дискурс по следующим критериям: по способу получения знания и по типу знания в когнитивном секторе, по участникам коммуникации и отношениям между ними в социальном секторе, по языку и форме представления в языковом секторе и по принадлежности к той или иной культуре и культурным ценностям в культурном секторе.

Для сбора и исследования корпуса нами был выбран роман американской писательницы Донны Тартт «Тайная история» [2], так как жанр университетского романа с присущей ему документальностью достоверно иллюстрирует современную университетскую действительность. И, принимая во внимание то, что Донна Тартт изучала те же дисциплины, что и персонажи ее романа, мы можем предположить, что «Тайная история» является достоверным слепком американской университетской жизни.

Действие романа происходит в колледже Хэмпден в Вермонте. Прототипом этого учебного заведения стал колледж Беннингтона, который в 1986 году закончила Донна Тартт.

Рассказчик, Ричард Пэйпен, в прологе романа вспоминает события, произошедшие с ним и груп-

пой студентов девять лет назад в первый год его учебы в колледже. Он попадает в избранную группу студентов, с восторгом изучающих античную культуру и греческий язык под руководством великолепного знатока античности профессора Джулиана Морроу. Впоследствии студенты оказываются связаны общей тайной преступления, в сущности спровоцированного их профессором. Один из них становится угрозой для остальных, так как он не в силах выдержать давления этой тайны, и от него решают избавиться. Эти события роковым образом повлияли на жизнь персонажей романа.

Наиболее очевидным основанием для классификации дискурса в данном романе является тип знания (первичные дискурсы противопоставляются вторичным). Первичный дискурс в романе представлен речью автора, вторичный - речью персонажей. Но не автор, а именно персонажи романа «Тайная история» - студенты и преподаватели - являются представителями академического сообщества, поэтому для анализа нами были выбраны устные монологи, диалоги и полилоги персонажей, отражающие академическую действительность.

В романе Д. Тартт «Тайная история» методом сплошной выборки мы выявили 150 дискурсов персонажей (монологов, диалогов и полилогов), которые мы классифицируем по наиболее релевантным критериям согласно типологии дискурса Т.Н. Хомутовой в каждом его секторе:

1. Когнитивный сектор

• По способу получения знания:

о Научные (филологические) - 3 дискурса. о Ненаучные - 147 дискурсов.

2. Социальный сектор

2.1. По участникам коммуникации

• По количеству участников

о Монологи - 4 дискурсов о Диалоги - 57 дискурсов о Полилоги - 89 дискурсов

• По социальным параметрам

о Гендерные Мужские - 79 дискурсов Женские - 1 дискурс Смешанные - 70 дискурсов о Возрастные Студенческие - 116 дискурсов Смешанные - 34 дискурса

2.2. По отношениям между участниками коммуникации

• По целевой аудитории

о Учебные - 3 дискурса о Неспециальные - 147 дискурсов

• По сфере общения

о Научные (филологические) - 3 дискурса о Бытовые - 141 дискурс о Административные - 6 дискурсов.

3. Языковой сектор

• По языку

о Вербальные - 150 дискурсов

Парулина И.Ю.

Университетский дискурс: сбор корпуса (на материале романа Д. Тартт «Тайная история»)

Англоязычные - 134 дискурса Полиязычные (английский + греческий, английский + французский, английский + латынь) - 16 дискурсов. о Невербальные - 0 дискурсов

• По форме представления

о Письменные (виртуальные) - 3 дискурса о Устные (актуальные) - 144 о Смешанные (мультимедийные) - 3 дискурса

4. Культурный сектор

• По принадлежности к той или иной культуре

о Универсальные - 150 о Культурно-специфические - 0

Преобладание ненаучных дискурсов над научными в когнитивном секторе в случае «Тайной истории» объясняется тем, что роман представляет собой сплав различных жанровых модификаций, помимо университетского романа, таких как детектив, роман воспитания, роман-испытание и др. В большинстве случаев темой для разговора персонажей выступают ненаучные концепты, такие как любовь, дружба, убийство, смерть, а также различные бытовые темы. Главной темой научных дискурсов в романе «Тайная история» является греческий язык и античная философия, что подтверждается большим количеством аллюзий на античную литературную классику и использованием персонажами в своей речи древнегреческого языка.

В социальном секторе прослеживается крайне малое количество женских дискурсов по сравнению с мужскими и смешанными, что объясняется сюжетом романа, который сконцентрирован на группе, состоящей из 5 студентов-мужчин и всего одной девушке. Также большинство основных событий романа происходит внутри этой группы, что объясняет преобладание студенческих дискурсов над смешанными.

Наряду с научными и бытовыми нами было выявлено 6 административных дискурсов, это диалоги и полилоги, в которых одним или несколькими участниками являются представители университета - ректор, куратор, комендант, и речь в них идет о функционировании университета как организации (переводе из одной учебной группы в другую, формирование расписания, работа с документами, замещение отсутствующего преподавателя и др.), или представители закона: полицейские и следователь (в этом случае речь идет о расследовании убийства, совершенного персонажами).

В языковом секторе следует отметить 16 полиязычных дискурсов. Это объясняется профессиональной деятельностью персонажей-филологов. В ряде случаев студенты используют иностранные языки, чтобы скрыть свою тайну от окружающих, не владеющих этими языками.

Наконец, в культурном секторе все дискурсы являются универсальными, поскольку основные персонажи романа - представители одной культуры.

Итак, с применением интегрального подхода Т.Н. Хомутовой мы вывели определение университетского романа с лингвистических позиций и определение университетского дискурса. Нами был отобран и проанализирован корпус текстов из американского университетского романа «Тайная история».

Как мы выяснили, основной дискурсообра-зующей характеристикой университетского дискурса является декларативное знание, тема, связанная с университетом. В рассмотренном нами корпусе текстов из романа «Тайная история» данная тема, как правило, отсутствует. Это свидетельствует о том, что именно автор романа, Донна Тартт, дает читателю свое понимание университетской жизни. В данном случае, персонажи-члены академического сообщества являются фоном для идей автора. Следовательно, наша гипотеза о том, что изучение университетского дискурса на материале устных дискурсов персонажей университетских романов позволит исследовать особенности общения членов академического сообщества, не нашла подтверждения.

Таким образом, можно сделать вывод, что университетский дискурс в художественном произведении, где повествование ведется от автора, должен изучаться на материале речи автора. В качестве перспективного направления в изучении университетского дискурса можно считать изучение речи авторов, а также медиатекстов университетских сайтов, изучение деловой корреспонденции и т. д., где автором является представитель академического сообщества и дискурс характеризуется соответствующей тематикой.

Литература

1. The Concise Oxford Dictionary of Literary Terms /Baldick C. - Oxford: Oxford UP, 1990. - 246p.

2. Tartt, D. The Secret History / D. Tartt. -NY.: Alfred A. Knopf, 1992.

3. Арутюнова, Н.Д. Дискурс / Н.Д. Арутюнова //Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. -М.: Сов. энциклопедия, 1990.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Хомутова, Т.Н. Научный текст: интегральный подход / Т.Н. Хомутова. - Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2010. - 333 с.

5. Хомутова, Т.Н. Типология жанра: от теории к практике / Т.Н. Хомутова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». - 2006. - № 6.

6. Хомутова, Т.Н. Типология дискурса: интегральный подход / Т.Н. Хомутова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». - 2014. - Т. 11, № 2. - С. 14-20.

Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». 2016. Т. 13, № 2. С. 70-74

Зеленые страницы

Парулина Ирина Юрьевна, аспирант кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), [email protected]

Поступила в редакцию 6 апреля 2016 г.

DOI: 10.14529/ling160213

UNIVERSITY DISCOURSE: CORPUS COMPILATION

(A CASE STUDY OF THE SECRET HISTORY BY DONNA TARTT)

I.I. Parulina, [email protected]

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

The article is devoted to the study of the university discourse from the linguistic point of view. The theoretical basis of the integral approach of T. Khomutova to language and text is given and it is proven to be a reasonable approach to the study of university discourse. Different approaches to defining of discourse and text are given. The terms university novel and university discourse are defined from the point of view of integral approach. The discourse corpus from the novel The Secret History by Donna Tartt is classified according to the integral classification of the discourse and analyzed. The conclusion of reasonability of studying university discourse on the material of the author's speech id drawn.

Keywords: university discourse, text, integral approach, cognitive, social, cultural and language qudrants, integral typology, genre, university novel.

References

1. The Concise Oxford Dictionary of Literary Terms. Oxford, Oxford UP, 1990, 246 p.

2. Tartt D. The Secret History. NY, Alfred A. Knopf, 1992.

3. Arutuinova N.D. [Discourse]. Lingvisticheskii entziclopedicheskii slovar [The Linguistic Encyclopedic Dictionary]. Moscow, 1990.

4. Khomutova T.N. Nauchnyj tekst: integral'nyj podhod [Research Text: an Integral Approach]. Chelyabinsk, South Ural St. Univ. publ., 2010, 333 p.

5. Khomutova T.N. [The Typology of Genre: from the Theory to Practice]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Linguistics, 2006, no. 6.

6. Khomutova T.N. [The Typology of the Discourse: an Integral Approach]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Linguistics, 2014, vol. 11, no. 2, pp. 14-20.

Irina I. Parulina, post-graduate student, Chair of Linguistics and Cross-Cultural Communication, South Ural State University (Chelyabinsk), [email protected]

Received 6 April 2016

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Парулина, И.И. Университетский дискурс: сбор корпуса (на материале романа Д. Тартт «Тайная история») / И.И. Парулина // Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». - 2016. - Т. 13, № 2. - С. 70-74. DOI: 10.14529/1^160213

FOR CITATION

Parulina I.I. University Discourse: Corpus Compilation (A Case Study of the Secret History by Donna Tartt) . Bulletin of the South Ural State University. Ser. Linguistics. 2016, vol. 13, no. 2, pp. 70-74. (in Russ.). DOI: 10.14529/lingl60213

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.