Научная статья на тему 'Университетские сады в европейской культуре: история и перспективы развития'

Университетские сады в европейской культуре: история и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1433
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Университетские сады в европейской культуре: история и перспективы развития»

Интерес к восточной культуре демонстрирует и квартира в Нью-Йорке (арх. Энрико Бонетти, Доминик Козерски, 2007 г.)94 - пентхаус с открытой планировкой с единственной изолированной комнатой - спальней хозяйки. Часть пространства выделена под буддийский центр для медитаций, здесь - статуэтка Будды. Вместо мебели по всему периметру квартиры проходит подиум из травертина; в столовой он служит сиденьем, в спальне - низкой полкой, а выходя на террасу, - становится мощением. Редкие предметы мебели выполнены из массива тика, его специально нагревали и старили.

В оформлении одной из петербургских квартир тоже заметно влечение к Востоку (дизайнер Светлана Андреева, 2004 г.)95, которое соединяется со спокойной «современной классикой». В «восточных» комнатах минимум мебели, даже кровать спрятана за зеркальными фасадами шкафа, вместо дивана - циновки с декоративными подушками, а на окнах вместо привычных для европейца занавесок - японские раздвижные панели.

Итак, на основе исследования публикаций в изданиях, посвященных жилым интерьерам начала XXI века, можно сделать вывод о том, что искусство проектирования интерьера продолжает развивать сегодня идеи конца XX столетия. Прием цитирования знаменитых памятников прошлого с условием узнаваемости художественного прототипа легко допускает использование форм разнообразных исторических и художественных эпох в рамках одного проекта и в равных условиях сосуществования. «Цитатное мышление» нашего современника - архитектора, художника, дизайнера - определяет умение метко цитировать прошлое, зачастую вырывая «мысль» из контекста, и оперировать образами-цитатами как символами в новой предложенной игровой ситуации.

Е. М. Коляда

Университетские сады в европейской культуре: история и перспективы развития

Европейское садово-парковое искусство имеет широкую типологию. История формирования и развития некоторых парковых типов уходит своими корнями вглубь тысячелетий. К таким садам и паркам относятся университетские, возникновение которых являет собой целую страницу в

94 Талбот А. Полный дзен // Самые красивые дома мира. 2008. №3, март. С. 190-197.

95 Морар А. Три желания // Жилая среда. 2004. №9 (13), ноябрь. С. 36-42.

истории ландшафтной архитектуры и имеет значительные перспективы в культуре XXI столетия.

Возникновение садов, в той или иной степени связанных с процессом обучения и воспитания восходит еще к древности. Вероятно, что уже сады древнего Египта и древней Передней Азии могли служить местом размышлений и ученых разговоров. Однако, отдельного садово-паркового типа, отвечавшего задачам учебно-воспитательного процесса, в этих древних государствах создано не было.

Начало развитию типов парков, связанных с организацией учебных заведений разной направленности было положено древнегреческими архитекторами. В литературе хорошо описаны сады гимнасиев, в которых сначала занимались лишь физическими упражнениями, а потом стали вести и философские беседы. Известен небольшой сад гимнасия города Коринфа, устроенный близ источника и обширные парки афинских гим-насиев96. Со временем в Греции возникли так называемые философские сады97. Вероятно, они имели свободную планировку и в их пространстве имели место как плодовые, так и декоративные растения. В тени деревьев таких садов велись ученые беседы и проводились занятия. В той или иной степени сады для философских бесед и размышлений существовали и в других античных государствах.

Возникновение университетских садов, являющихся предметом размышлений в данной статье, относится к временам европейского средневековья, точнее к позднему средневековью и связано с открытием первых университетов в Париже, Оксфорде и других европейских городах. Территории университетских садов были небольшими и имели регулярную планировку, что было обусловлено их расположением во внутренних двориках университетских зданий. Растительный состав сначала, вероятно, не отличался большим разнообразием, да и большой эстетической роли такие сады пока еще не имели. Подобное решение парковых композиций университетских садов какое-то время оставалось неизменным.

Серьезные перспективы для развития университетских садов открыла эпоха Возрождения. Садово-парковое искусство Италии в эпоху Возрождения взяло на вооружение сады древней Греции и древнего Рима. В пар-костроении этого периода значительное место занимало строительство загородных вилл. Сады вилл итальянской знати имели большое значение для развития многих наук и искусств. Так вилла Медичи во Фьезоле98

96 Ван Зюилен Г. Все сады мира. М., 2003. С. 18.

97 Школа Платона, посвященная герою Академу находилась в общественном саду Афин. Эпикур читал публичные лекции в собственных садах, которые позже передал гражданам Афин.

98 Сокольская О. Б. История садово-паркового искусства. М., 2004. С. 45.

близ Флоренции была местом встреч и бесед многих известных гуманистов Возрождения. На вилле Кареджи Флорентийская академия собиралась вокруг неоплатониста Марсилио Фичино. Среди ведущих тем дискуссий была эстетика, и парки вилл, в которых отразились идеи синтеза разных областей знаний, создавали благоприятную атмосферу свободного научного поиска, способствовали дружескому обсуждению вопросов, которые вызывали общий интерес.

Высокое значение вилл в развитии культуры Возрождения обусловлено тем, что они являлись центрами общественной жизни за городом. Планировкой, составом растений, наполнением парковых интерьеров итальянские виллы сильно контрастировали с садами при университетах и монастырях, и это так же делало их привлекательными для посетителей.

Нельзя не упомянуть, что среди учебных заведений того времени выделяются университеты и академии. Существенным отличием академии от университета являлось то, что в первой не было привязанности лишь к учению Аристотеля, что способствовало широкому распространению гуманистических знаний. Помимо Платоновской Академии во Флоренции в XV в. возникли Римская и Неапольская Академии. Первую возглавлял гуманист Помпо Лето, вторая, находившаяся под патронажем короля, была связана с деятельностью поэта Джованни Понтано. Разница между взглядами академических ученых и университетских, безусловно, отражалась на отношении к организации садов. Университетские сады в большей степени походили на научные лаборатории и по размерам территории и разнообразию малых архитектурных форм и др. не могли сравниться с величественными садами и парками вилл, бывших местом средоточия академических знаний.

Развитие ботаники и садоводства как научных дисциплин стимулировало развитие ботанического паркостроения. Ботанические сады организовывались в крупных университетских центрах, что было связано с открытием новых факультетов. По сути - это были экспериментальные лаборатории под открытым небом, в которых могли работать как ученые, так и студенты. Растительный состав таких садов состоял преимущественно из лекарственных видов. Ученые наблюдали за их ростом, работали над классификацией и изучением свойств культивируемых растений, занимались акклиматизацией экзотических форм. Первый в Европе ботанический факультет был основан в университете Падуи, а первый ботанический сад был разбит в 1543 г. на территории Пизанского университета. Вскоре последовало открытие сада в Падуе (1545), затем и во Флоренции (1550). К сожалению, ботанический сад Пизанского университета за многие столетия своего существования претерпел множество изменений, и говорить о его первоначальной организации и специфике деятельности можно с определенной степенью условности.

Самым же старым из сохранившихся ботанических садов является сад университета Падуи99. В этом саду учащиеся изучали ботанические свойства растений и их возможное использование в лечебных целях. Планировка сада была основана на системе кругов и квадратов, разделявших территорию на шестнадцать частей, каждая из которых была засажена определенным видом растений. Такое решение садово-паркового пространства было удобным не только для выращивания растений, но и являлось отражением представлений об идеальных пропорциях. Посадки растений представляли собой довольно крупные ботанические группы, что облегчало студентам процесс идентификации растительных форм.

Из старинных французских ботанических садов большой интерес представлял «Королевский сад растений», устроенный в 1635 г. в окрестностях Парижа100. Это был регулярный сад небольшого размера разбитый на грядки. Он был предназначен в основном для ученых и студентов. За долгие столетия своего существования парк претерпел некоторые изменения, но его историческое ядро осталось неизменным.

Развитию ботаники способствовали не только произраставшие в парках растения, но и гербарии, которые бережно сохраняли в университетских библиотеках. Одним из известных старинных гербариев является ботаническая коллекция венецианского сенатора Антонио Микеле, хранящаяся в библиотеке Марсиана.

Сколь отличны друг от друга не были бы сады вилл и ботанические университетские сады, все они явились не только памятниками садовопаркового искусства эпохи Возрождения, но и стали залогом развития университетского паркостроения в последующие времена. Значение же ботанических садов для науки невозможно переоценить.

Нельзя не упомянуть и о «садах ученых» или «литературных садах» Китая, создававшихся для отдыха, размышлений и интеллектуальной работы101. Эти сады наряду с парками императора поражали воображение европейских путешественников, что оказало влияние на развитие европейского садово-паркового искусства в XVШ - начале XIX в.102

В России возникновение и развитие университетских садов восходит к так называемым аптекарским огородам, которые стали появляться в русском паркостроении в XVI - XVII столетии. Некоторые из них были

99 Ван Зюилен Г. Указ. соч. С. 56.

100 Сокольская О. Б. История садово-паркового искусства. М.: Инфра, 2004. С. 64.

101 Там же. С. 95.

102 Свирида И. И. Естественный парк: от Просвещения к Романтизму и би-дермейеру // Искусствознание. 2001. № 1. С. 244-262; Базилевская Н. А. Из истории декоративного садоводства и цветоводства в России // Тр. / Ин-т истории естествознания и техники. 1958. Т. 24. С. 107-150.

разбиты садоводами Западной Европы и вероятно планировкой и организацией парковых посадок походили на европейские ботанические сады. Свою технологию организации садиков с лекарственными и плодовыми растениями использовали и монахи русских монастырей. Наряду с монастырскими садами аптекарские огороды были «проводниками» ботанических знаний в России.

Позже в Москве и Санкт-Петербурге стали устраиваться ботанические сады при университетах. Многие из этих садов сохранили свою историческую планировку до сегодняшнего дня. Примером такого ботанического сада может служить сад Ботанического института Академии наук СССР в Санкт-Петербурге. Самая старая его часть - восточная, имеет регулярную планировку, а западная, относящаяся к концу XIX в. организована в свободном пейзажном стиле. Богатейшая в стране коллекция растений открытого и закрытого грунта является результатом научной и практической деятельности ученых института на протяжении многих столетий.

Следует сказать, что сады учебных заведений России можно разделить по назначению на ботанические, которые занимали важное место в образовательном процессе и прогулочные. Назначением определялось и решение пространственных задач, видовой состав и др. Поскольку многие учебно-воспитательные организации носили закрытый характер, университетские сады становились единственно возможными местами для прогулок воспитанников и педагогов на свежем воздухе. В зависимости от того, разбивался ли парк специально для учебного заведения или он доставался «в наследство» от прежних владельцев, размер территории, состав посадок и многое другое могли значительно отличаться. Большой интерес в вопросе развития парков, переданных учебному заведению от хозяев дворцовых зданий, могут служить сады Воспитательного дома в Санкт-Петербурге, ныне входящие в состав педагогического университета им. А. И. Герцена.

Воспитательный дом был организован на территории трех бывших дворцово-парковых ансамблей, имевших прекрасно распланированные парки и хорошую коллекцию растений. Наличие обширных зеленых территорий являлось важным аспектом воспитательного процесса. Но учебное заведение нуждалось в новых корпусах, и, к сожалению, из-за отсутствия свободных участков для застройки в XIX в. территории этих садов сильно сократились. В настоящее время это небольшие по размеру зеленые участки, сохранившиеся перед фасадами зданий, выходящих на Мойку и фрагмент парка дворца Разумовского со стороны Казанского собора. Внешне простая планировка этого парка, представленная пересечением небольшого числа продольных и поперечных аллей, обусловлена функциональной необходимостью, и в действительности дает множество разнообразных зрительных комбинаций. Перспективы аллей, направлен-

ных в разные стороны, эффектно замыкаются фрагментарно просматривающимися фасадами учебных корпусов.

Однако не все учебные заведения, которым в свое время сады достались как часть дворцово-паркого ансамбля, сумели сохранить этот дар до нашего времени. Справедливости ради нужно сказать, что были учебные заведения, при которых парки для прогулок и отдыха учащихся устраивались специально.

Во второй половине XIX столетия многие ботанические сады начали расширять сферу своей деятельности. Из закрытых научных лабораторий они стали превращаться в музеи. Спектр возможной деятельности таких садов расширился, что, в общем, сказалось положительно и на научной деятельности их сотрудников. Планировочные принципы, основанные на регулярном и пейзажном решении парковых территорий, позволили во многих случаях воспроизводить специфику ландшафтов тех или иных климатических зон, предоставляя зрителям возможность «путешествия» по разным уголкам мира. Многие ботанические сады превратились в экспозиции, посвященные растительности Земли, истории и эволюции растений, взаимоотношениям растений и человека. При этом каждый ботанический сад получил свою специфику103.

Следует упомянуть, что ботанические сады в зависимости от того относятся ли они к учебному заведению или входят в состав научноисследовательской организации будут располагать разными возможностями как в организации садово-парковых пространств, так и в работе с посетителями. Так музейная деятельность в большей степени возможна на территории научно-исследовательских институтов, академий и др., которые занимаются не только научной работой, но и ведут пропаганду среди широких масс зрителей. Ботанические сады, которые по роду своей деятельности являются учреждениями учебно-вспомогательными, в большей степени ориентированы на ученых и студентов. В таких ботанических садах имеются многочисленные учебно-опытные участки, на которых проводится повседневная воспитательная работа. Вход на их территорию широкой публики ограничен, хотя пропаганда растений подобными учебными заведениями так же ведется. Важным спектром деятельности университетских садов является устройство специальных темати-

103 Боговая И. О., Теодоронский В. С. Объекты ландшафтной архитектуры: учеб. пособие. М: МГУЛ. 2003. 275 с.; Коляда Е. М. Экономическое садоводство в Крыму и его роль в развитии паркостроении на полуострове // Вестн. Харьков. гос. акад. дизайна и искусств. Харьков, 2004. Вып. 4. С. 132; Вергунов А. П., Горохов В.

А. Русские сады и парки. М.: Наука, 1988. 412 с.; Вергунов А. П., Горохов В. А. Вертоград. М.: Культура, 1996. 432 с.; Володина Т. И. Русские сады и парки. М., 2000; Залесская Л. С. Курс ландшафтной архитектуры. М., 1964. С. 154.

ческих выставок и экспозиций, например, с показом различных приемов

104

озеленения, методов выращивания растений и т. д.

Некоторые университетские ботанические сады в своем составе имеют преимущественно лекарственные растения, продолжая тем самым старинные традиции средневековых аптекарских садов. К таким садам, в России, следует отнести организованный в Москве в 1946 г. ботанический сад лекарственных растений Московского фармацевтического института. В Европе такого плана селекционная работа ведется в ботаническом саду фармацевтического факультета Парижского университета. Естественно, что доступ посетителей на территорию таких садов ограничен.

Помимо научного ботанического и рекреационного назначения, университетские сады могут нести функцию экспозиционную, но не в смысле представления ботанических видов, а в качестве открытых пространств, предназначенных для размещения произведений искусства. Одним из интересных примеров решения паркового пространства как музея под открытым небом может быть двор Санкт-Петербургского университета, в котором установлена скульптурная группа «Гефсиманский сад: Жертва. Любовь. Единение» работы Арсена Аветисяна.

Размещенные в университетских садах произведения скульптуры и архитектуры малых форм позволяют вести со студентами разговор о некоторых аспектах художественного творчества, не выходя за пределы учебного заведения. На территории уже упоминавшегося Воспитательного дома (РГПУ им. А. И. Герцена) размещаются скульптурные памятники разных периодов развития русского искусства. Помимо скульптур старых мастеров парки университета постоянно пополняются творениями молодых авторов - выпускников факультета изобразительного искусства. Одним из таких памятников является скульптура «Конфуций». Тот факт, что учащиеся на территории вуза могут видеть творение своего собрата по недавнему учебному процессу, имеет большое образовательное и воспитательное значение. Кроме того, парки и садики РГПУ позволяют организовать пленэрную практику, т. е. рассматривать парковые территории можно как мастерские под открытым небом105.

104 Ожегов С. С. История ландшафтной архитектуры: учеб. для вузов: М.: Стройиздат, 2003. 232 с.

105 Коляда Е. М. Роль садов и парков Санкт-Петербурга в организации музейной практики студентов-дизайнеров // Психология, коммерция, дизайн: актуал. проблемы подготовки специалистов: сб. науч. тр. / НИУД ; под ред. А. Б. Трохи-мова. СПб., 2008. Вып. 1. С. 87; Коляда Е. М. Роль исторических садов и парков в обучении школьников изобразительному искусству // Современные проблемы художественно-педагогического образования: Болонский процесс и сохранение традиций в художественно-педагогическом образовании: сб. науч. тр. / под ред.

В. А. Кузмичева, Е. Н. Соколовой. СПб., 2008. Вып. 2. С. 57.

Стремление человека к природе и отсутствие возможностей реализовать это в открытом архитектурном пространстве учебных заведений заставило паркостроителей обратиться к теме зимнего сада. Зимние сады как один из типов, получивших новую жизнь в садово-парковом искусстве ХХ в. приобретают сейчас большое значение. В интерьере корпусов учебных заведений устройство зеленых пространств создает благоприятные экологические и психологические условия.

Как правило, зимний сад располагается в большом вестибюле здания и становится местом встреч и отдыха студентов. В зависимости от размеров сада и его расположения, будет мыслиться и характер его возможного использования. Например, сад может рассматриваться как учебная лаборатория для ботанических экспериментов или как помещение для проведения занятий по дисциплинам эстетического цикла и т. д.

Подводя итог вышесказанного, следует отметить, что организация парков на территории современных учебных заведений как высшей, так и средней школы не только возможна, но и весьма перспективна. За многие столетия садово-парковое искусство накопило такой значительный опыт, что независимо от размеров учебных корпусов и общей территории ВУЗа, материальных затрат и много другого, можно найти способы организации университетских садиков от небольших, располагающихся в рекреациях, до более крупных, устроенных во внутренних двориках, перед фасадами зданий и т. д. Создание этих садов и садиков благоприятно скажется на психофизическом состоянии учащихся и педагогов и возможно откроет новые перспективы для организации учебного процесса.

С. Н. Кондратьева

Via Crucis в XXI веке: современная изобразительная интерпретация

Традиция изображения Via Crucis - Крестного Пути Христа - складывалась в Европе со времен Позднего Средневековья и окончательно сформировалась к концу XVII столетия. Тема Via Crucis остается актуальной для христианского искусства и сегодня.

В данном докладе будет приведено несколько примеров изображения последовательности Via Crucis современными мастерами и сделана попытка проанализировать, насколько они следуют существующей традиции и как они интерпретируются художниками XXI века. Необходимо сделать оговорку о том, что для рассмотрения будут взяты памятники официального церковного искусства (речь идет о католической западноевропейской церкви), созданные для храмов, для литургических процес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.