Научная статья на тему 'Университетская Наука как основа инновационного и технологического развития периферийных регионов'

Университетская Наука как основа инновационного и технологического развития периферийных регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регион / социально-экономическое развитие / инновационная экономика / университеты.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Университетская Наука как основа инновационного и технологического развития периферийных регионов»

Беломестное В.Г.

д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономики, организации и управления производством,

Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ

b_v_g02@list.ru

Сандакова Н.Ю.

к.э.н., доцент, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ

УНИВЕРСИТЕТСКАЯ НАУКА КАК ОСНОВА ИННОВАЦИОННОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПЕРИФЕРИЙНЫХ РЕГИОНОВ

Ключевые слова: регион, социально-экономическое развитие, инновационная экономика, университеты.

Социально-экономическое развитие регионов России на современном этапе основано на использовании определенных преимуществ природно-ресурсной и производственной базы, сформированной как территориальными преференциями и историческими трендами, так и инновационной активностью предпринимательства.

На текущее состояние и перспективы развития регионов оказывают влияние динамично меняющиеся процессы и факторы, вносящие поправки в сложившиеся тенденции развития. Их воздействие проявляется в ограничениях и угрозах, а также в предпосылках и возможностях для развития, меняющих процессы, механизмы и инструменты управления региональным развитием.

Спецификой периферийных регионов является в первую очередь продолжающаяся тенденция оттока всех ресурсов из них и их концентрация в центрах развития, роль которых выполняют, прежде всего, Москва, а также другие города с миллионным населением. Эта тенденция проявляется как в финансовых, так и в кадровых ресурсах. Особенно тревожно, что исчерпывается интеллектуальный потенциал периферийных регионов, накоплению которого способствовала существовавшая в советское время система образования и науки.

В вузах и в научных учреждениях периферийных регионов работали представители крупных научных школ. В последнее время эта традиция сходит на нет. Особенно этому способствует политика сокращения кадров в научных и образовательных учреждениях периферийных регионов, или даже закрытия многих государственных учреждений. Не отрицая необходимость экономии бюджетных средств, хотелось бы отметить, что эта порочная политика может привести к полному уничтожению российской инновационной системы без создания эффективно действующей новой. Концентрация высшего образования и науки в центральных городах неизбежно приведет к кадровому голоду в периферийных регионах, к невозврату большей части молодежи с высокой квалификацией и, соответственно, к невозможности развивать интеллектуалоемкое производство и решать специфические региональные научные проблемы.

Существенной проблемой социально-экономического развития является сравнительно низкий уровень инновационной активности в периферийных регионах1. Это ставит экономику таких регионов в неконкурентоспособную позицию, уменьшает стабильность и устойчивость развития. Технологическая отсталость и потребность в инновациях требуют формирования опережающего высокого уровня интеллектуального потенциала региона для решения задач модернизации экономики региона. Интеллектуальный потенциал региона определяется возможностями субъектов использовать в своем развитии экономические, социальные и экологически ресурсы и информацию таким образом, чтобы обеспечить высокую конкурентоспособность и адаптацию к происходящим изменениям. Интеллектуальный потенциал населения как ресурс развития и интеллектуальные ресурсы производства (рыночные преимущества и нематериальные интеллектуальные активы) позволяют обеспечить экономическую безопасность и являются важнейшим фактором, определяющим позицию региона и его конкурентные преимущества.

В регионах должна развиваться система проблемно-ориентированной разработки инноваций и практико-ориентированного обучения специалистов с использованием региональной научно-образовательной системы, учитывающей его специфику.

Так, в Республике Бурятия, основными проблемами, требующими научного решения, являются проблемы освоения экономического пространства и формирования эколого-ориентированной экономики.

Социально-экономическое развитие России основано на вкладе каждого региона в общий результат. В числе прочих регионов выделяют те регионы, которые требуют опережающего развития для снижения социально-экономической дифференциации. К таким регионам относится Байкальский регион, который характеризуются высоким вкладом в ВВП за счет использования минерально-сырьевого и промышленного потенциала. Спецификой Байкальского региона являются большие территории потенциального экономического освоения. Экономический потенциал этого

1 Беломестнов В.Г., Хардаев К.П. К вопросу о формировании региональной стратегии социально-экономического развития в условиях становления новой экономической политики (на примере Республики Бурятия) // Проблемы современной экономики. 2017. - № 1 (61). - С. 120-125

региона, в особенности туристический и минерально-сырьевой, может быть реализован только при наличии инновационных транспортных систем, развивающих существующую транспортную инфраструктуру.

В Восточно-Сибирском государственном университете технологий и управления совместно с предприятиями промышленности проводятся научные исследования в области обеспечения периферийных перевозок на большие расстояния с низкой периодичностью и загрузкой инновационными транспортными системами, в том числе экранопла-нами, не требующими больших капитальных вложений и обеспечивающими достаточную экономичность эксплуатации. Здесь же проводятся научные исследования в области формирования эколого-ориентированных производств.

Модернизация социально-экономической системы региона к процессу и формирование региональной инновационной экономики должна осуществляться как на основе внедрения достижений новых технологических укладов через разработку и трансфер инноваций, так и на основе повышения эффективности использования накопленных экономических ресурсов региона. В современных условиях возрастает роль интеллектуальных, экологических, предпринимательских, социальных (прежде всего гуманитарных) ресурсов.

Увеличение темпов научно-технического прогресса в настоящее время ставит задачу ускоренной разработки и трансфера инноваций в экономику региона. Инновационными центрами в большинстве регионов являются высшие учебные заведения. Через создание учебно-научно-производственных комплексов осуществляется связь процесса обучения специалистов, разработки и внедрения научных инноваций, переподготовка действующего производственного персонала. В условиях развития экономики знаний и компетенций предстоит обеспечить условия для формирования национальной инновационной системы, в рамках которой должна быть осуществлена интеграция образования, науки и экономики. Роль образовательных учреждений в процессе построения инновационной экономики региона заключается в ускоренном развитии и воспроизводстве инновационных разработок, знаний и компетенций, которые смогут обеспечить высокие темпы роста экономики.

Вузовской науке в регионах необходимо не просто разрабатывать и производить конкретные товары в малых инновационных предприятиях, но и:

- выявлять направления научно-технического прогресса и инновационного развития отраслей;

- оценивать конъюнктуру и стратегический спрос на продукцию и услуги;

- оценивать потенциал региона;

- осуществлять инновационные разработки с возможностью их коммерциализации или трансфера инноваций;

- участвовать в реализации инновационных проектов.

Именно университетам под силу генерировать региональные технологические платформы - коммерциализированные инновационные разработки, подкрепленные проектами их технологической, производственной и рыночной (экономической) реализации.

Университеты способны обеспечить подготовку кадров для собственной инновационной деятельности или для внедрения инноваций, полученных по трансферту.

В университетах могут быть сформированы механизмы посредничества в трансфере инноваций, которые включает в себя следующие процессы:

- формирование партнерства субъектов социально-экономической системы;

- бизнес-аудит процессов и ресурсов субъектов экономики;

- формирование и согласование программы инновационного развития;

- формирование источников инвестиций (инвестиционных партнерств);

- организация, реализация, контроль и корректировка инновационного процесса.

В качестве примера рассмотрим конкретный опыт использования потенциала университетов для социально-экономического развития Республики Бурятия.

Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления (ВСГУТУ) является ведущим вузом Республики Бурятия. Университет ориентируется на целевую подготовку кадров, направленную на потребности региона. ВСГУТУ обеспечивает кадровыми и научно-инновационными ресурсами все отрасли доминантной группы экономики Республики Бурятия.

ВСГУТУ по направлениям подготовки инженерных кадров охватывает все регионы от Урала до Дальнего Востока. Более 70 тысяч его выпускников работают во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства, в бизнесе и в государственных и муниципальных органах управления страны.

Ближайшие конкуренты Университета расположены в Иркутске, Ангарске и Братске, но они ориентированы на потребности Иркутской области.

Исследования, проводимые ВСГУТУ, соответствуют 7 приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации. ВСГУТУ является системообразующим центром технологического развития региона в области цифровой интеллектуальной экономики, экологически чистой и ресурсосберегающей энергетики, зеленой агроэкономики, высокотехнологичной медицины, формирования взаимоотношений между человеком, природой и обществом, безопасности жизнедеятельности и готовности к новым вызовам.

Исследования ВСГУТУ включают в себя:

- математическое и информационное моделирование систем и процессов;

- разработка новых композиционных материалов и покрытий, корпускулярных, плазменных и лучевых источников;

- рациональное природопользование и устойчивое развитие региона;

- повышение энергоэффективности и разработка энергосберегающих технологий;

- разработка биомедицинских технологий;

- исследование фундаментальных основ сельскохозяйственных наук.

Технологии и продукты, разрабатываемые учеными ВСГУТУ, охватывают большинство из ключевых направлений Национальной технологической инициативы:

- воздушный транспорт;

- автомобильный транспорт;

- энергетика;

- пища;

- медицина.

Начиная с 2012 года Университет зарегистрировал 220 патентов по направлениям Национальной технологической инициативы.

Для успешного выполнения научно-исследовательских задач, содействия развитию инновационной деятельности, для создания условий эффективного взаимодействия вуза с промышленностью, коммерциализации НИР, обеспечения трансфера результатов научно-исследовательской деятельности посредством создания технологических компаний на базе университетских технологий в университете создана и успешно развивается инновационная инфраструктура: Инновационный центр, Отдел интеллектуальной собственности, Межвузовский студенческий бизнес-инкубатор, Центр коллективного пользования, «инновационный пояс университета из 11 учебно-научно-производственных комплексов и 9-ти малых инновационных предприятий, студенческих конструкторских бюро, Центра молодежного инновационного творчества и др.

При Университете открыт центр молодежного инновационного творчества, основными задачами которого являются:

- подготовка проектных команд молодых исследователей;

- вовлечение молодежи в научно-техническую деятельность и технологическое предпринимательство;

- сотрудничество с предприятиями региона в разработке инновационных технологических проектов.

Стратегия развития Республики Бурятия в условиях построения инновационной экономики должна быть основана на развитии и использовании научно-образовательного потенциала региона. Необходимо развивать систему технологического аудита потребностей в модернизации всех секторов экономики республики, систему коммерциализации инноваций и их трансфера во все сектора экономики региона, систему подготовки технических и экономических кадров для реализации стратегии регионального развития.

В результате реализации программы своего развития ВСГУТУ должен стать системообразующим центром технологического и инновационного развития региона, формирующим инженерную элиту и определяющим потенциал развития и качество жизни в регионе. Связь образования, науки и производства позволяет ВСГУТУ занять место лидера в процессах технологического развития инновационной эколого-ориентированной экономики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.