Научная статья на тему 'Университетская лекция: традиции и инновации'

Университетская лекция: традиции и инновации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
412
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОНЦЕПТУАЛЬНО-ИНТЕРПРЕТИРУЮЩАЯ ЗАДАЧА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / CONCEPTUAL AND INTERPRETIVE TASK OF THE LECTURE COURSE / FORMATION OF COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыскулова Марина Николаевна

В статье рассматриваются новые подходы к организации университетской лекции на этапе реформирования отечественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыскулова Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

University lecture: traditions and innovations

The article deals with new approaches to construction of university lecture courses as the key form of learning process.

Текст научной работы на тему «Университетская лекция: традиции и инновации»

Редакционная почта

143

развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии». Другие бакалавры этой компетенцией обладать не обязаны. У них подобное знание обычно направлено на саморазвитие.

Можно продолжать цитировать эти непродуманные, плохо сформулированные тексты. Можно показать, что те, кто составлял стандарт для теологов, позаимствовал формулировки у физиков, только у физиков это компетенция №19, а у теологов - №5, и т.д. Но это бессмысленно. Понятно, что количество общекультурных компетенций должно быть одинаково, на то они и общекультурные. Что их формулировки должны совпадать. Что они должны быть сформулированы просто, без фраз вроде «способности выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования ».

Спрашивается: какие эмоции должны вызывать эти стандарты, если они так составлены? А значение их, без преувеличения, огромно. Статья 11 нынешней версии

проекта «Закона об образовании » устанавливает их в качестве обязательных для основной массы университетов. Но, как это хорошо видно, компетентность самих составителей стандартов (по крайней мере, в отношении стандартов общекультурных) оставляет желать лучшего. При этом искомый «коммуникативный подход» реализовался только в том, что составители переписывали друг у друга формулировки, в остальном действуя вполне в духе инструментальных установок.

В подобной ситуации любые нововведения, идущие сверху, принимаются без всякого энтузиазма. Проф. Е.Н. Ивахненко прав: судьба этих нововведений - «не столько их реализация, сколько имитация большинства критически важных пунктов провозглашенных задач реформирования вузовского образования» (с. 45).

Да, имитационной «компетенции» такая ситуация учит очень хорошо. Сейчас имитируются инструментальные установки. Если реформа повернется в направлении коммуникативных установок, их сымитируют не хуже.

М.Н. РЫСКУЛОВА, доцент Университетская

Нижегородский государственный лекЦИЯ* ТОЭЛИЦИИ

архитектурно-строительный ^ ^

университет И ИННОВаЦИИ

В статье рассматриваются новые подходы к организации университетской лекции на этапе реформирования отечественного образования.

Ключевые слова: инновационные образовательные технологии, концептуально-ин-терпретирующая задача лекционного курса, формирование компетенций.

В настоящее время главной задачей для ется описывать с помощью компетенций,

вузов России является проведение всех не- которые, в отличие от традиционных для

обходимых организационно-правовых и российского образования «ЗУНов» (зна-

учебно-методических мероприятий для ний, умений и навыков), имеют комплекс-

полного перехода на ФГОС ВПО, в кото- ный характер. Кроме знаниевой компонен-

рых акценты с содержания образования пе- ты компетенции включают поведенческий

ренесены на результаты обучения (компе- аспект, то есть систему социальных, нрав-

тенции). Результаты обучения предполага- ственных и профессиональных ориентиров,

144 Высшее образование в России • № 12, 2011

позволяющих выпускнику разумно, рационально, результативно вести себя в различных ситуациях - профессиональных и внепрофессиональных [1].

Решающую роль при реализации ком-петентностного подхода играет переход от традиционных форм передачи знаний к инновационным образовательным технологиям. Но это не означает отказ от классических форм. Лекции всегда выступали ключевой и организующей формой обучения в вузе. Слово «лекция» в дословном переводе с латинского означает «чтение ». Лекция посвящается принципиально важным вопросам учебной программы. В зависимости от дидактических целей лекции могут быть вводными, проблемными, обзорными, обобщающими. Это - классика. Однако стремительное нарастание информации, быстрое устаревание данных, многообразие концепций и идей - все это неизбежно диктует изменение подходов к организации лекций. В связи с публикацией А.С. Роботовой [2] нам бы хотелось более внимательно рассмотреть эти новые подходы.

Прежде всего отметим, что лекция как метод преподавания всегда несла и должна нести черты «аргументированного дискурса», быть «средством научной коммуникации», выполнять «ориентирующую функцию, помогая студенту осуществить селекцию информации» [2]. Но ориентация на максимальную информативность лекций уходит в прошлое. Сегодня инновационные методы и технологии обучения направлены на стимулирование творческой активности и инициативы студентов, ориентированы не на знаниевый, а на деятельностный подход [3]. И здесь уместно ещё раз вспомнить известные слова немецкого педагога Адольфа Дистверга: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учитель учит её находить».

В современной специальной литературе среди активных инновационных методов обучения выделяются и рекомендуются

следующие нетрадиционные формы лекции: проблемная лекция, лекция-визуализация, «лекция вдвоём», лекция-провокация, лекция - пресс-конференция, лекция-консультация,лекция-дискуссия [4].

Бесспорно, нетрадиционные лекции позволяют повысить творческий поведенческий потенциал аудитории. Вместе с тем на лекции с большим количеством слушателей не представляется возможным учитывать восприятие любого обучающегося, при том что у каждого человека оно сугубо индивидуально.

В Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете потоки слушателей, обучающихся по направлению 270800 «Строительство», формируются из четырёх академических групп по 23-28 человек, т.е. в общей сложности в аудитории на лекции одновременно находится около 100 человек. При таких условиях сложно организовать обратную связь, на основе которой преподаватель может сделать вывод о степени усвоения учебного материала отдельным студентом в данный момент времени. Проблематично и проведение лекций - пресс-конференций, лекций-консультаций и лекций-дискуссий. «Лекция вдвоем », при бесспорной эффективности и результативности, к сожалению, не получила должного распространения в высшей школе, поскольку возможна лишь при наличии увлечённых своим делом педагогов-новаторов и чётком согласовании нормативов трудоёмкости по отдельным видам работ.

Мы считаем, что при большом количестве слушателей стержнем нетрадиционной лекции должны быть принципы проблем-ности и наглядности, которые позволяют творчески подходить к её реализации. Конечно, нельзя забывать и о педагогических принципах построения лекции: научности, системности и доказательности представления материала, сочетания логики изложения с творческой импровизацией преподавателя.

Редакционная почта

145

Трудно переоценить роль наглядных методов в обучении. Ещё Л.В. Занков подробно проанализировал и обобщил разные способы сочетания слова и наглядности в процессе активизации познавательной деятельности учащихся [5]. С развитием информационных технологий принцип наглядности в лекционном курсе получает новое звучание. В университетских лекциях прочное место завоёвывает использование презентаций, которые позволяют студентам за небольшой отрезок времени проследить рассматриваемый предмет в развитии и взаимосвязи с другими явлениями. Преподаватели, убеждаясь в эффективности и результативности данного метода, самостоятельно осваивают премудрости компьютерных технологий. И это ещё один неисследованный пласт педагогического творчества.

Немаловажен следующий факт. В настоящее время в условиях, когда методические материалы (учебники, пособия, справочная литература) многообразны и легкодоступны, а лекционные курсы тиражируются на электронных носителях и выдаются обучаемым по их первому требованию, конспектирование лекций как классическая дидактическая задача теряет свою актуальность. В такой ситуации важнейшей целью преподавателя становится не передача сведений, а обучение студента умению ориентироваться в большом разнородном материале, т.е. в новых условиях задача лекции базового курса - концептуально-интерпретирующая.

Что же обязательно должно быть в лекционном курсе? Мы считаем, что это следующие позиции:

а) структура и задачи конкретной научной дисциплины;

б) базовые термины, теоретические понятия данной дисциплины, принцип их работы;

в) выделение различных концептуальных подходов в трактовке базовых позиций в данной области знаний (при принци-

пиальном отказе от выделения единственно верного);

г) анализ и обсуждение проблем в данной области знания, недостатков и преимуществ альтернативных концепций.

Безусловно, принципы чтения лекционных курсов варьируются в зависимости от направления и профиля подготовки, места курса в общей структуре учебного плана. Однако неизменно главное: преподаватель в ходе лекции должен не столько сообщать информацию, сколько ставить проблемы, обозначать дискуссионные моменты и ориентировать студентов в том, где именно можно получить сведения по тому или иному вопросу. Лекционный курс призван внушить студенту, что истина относительна, но при этом разнообразные концепции, в том числе и созданные самим студентом, имеют право на существование лишь после освоения им уже накопленной тем или иным научным сообществом информации и как результат её аргументированной критики.

Если одной из целей лекционного курса является активизация познавательной деятельности студентов, то можно рекомендовать создавать условия для самостоятельного формулирования основных понятий и идей по теме. При этом в лекции полезно представлять противоположные точки зрения, выказывать сомнения в достоверности выводов, обращать внимание на условия для проверки гипотезы, привлекать слушателей к активному поиску собственных примеров. Большую роль здесь играет выделение отдельных разделов дисциплины для самостоятельной проработки, поскольку самостоятельная работа студентов должна стать важнейшей составляющей образовательного процесса. По итогам исследовательской работы студентов в рамках тематики лекционного курса необходимо организовать проверку, обсуждение и закрепление учебного материала на семинарах и практических занятиях.

Для лектора очень важны убеждённость, искренность, чувство времени и на-

146 Высшее образование в России • № 12, 2011

личие своей авторской позиции по отношению к тому, что он излагает. В лекции нужно правильно расставлять акценты, выделять ключевые понятия и идеи. Особое внимание следует уделять формированию у студентов таких компетенций, как способность демонстрировать понимание общей структуры дисциплины и ее связи с другими дисциплинами, способность понимать и использовать методы критического анализа, оценивать в данной предметной области качество исследований, интерпретировать результаты экспериментальных способов проверки научных гипотез и т.п. [3, 4].

Следует подчеркнуть, что каждая компетенция формируется не отдельной дисциплиной или практикумом, но некоторой их совокупностью. Как правило, компетенции вырабатываются благодаря сочетанию различных форм и технологий обучения, когда услышанное на лекции анализируется на семинарских занятиях, отрабатывается на практике, проверяется в процессе текущего контроля успеваемости и т.п. В полной мере они могут быть оценены лишь после завершения всех видов учебной работы. Несомненно, огромное значение для формирования компетенций имеет образовательное пространство вуза в целом, которое, в свою очередь, зависит от профессионально-культурного уровня

педагогического коллектива. При должной организации лекция как общеаудиторная форма обучения остаётся эффективной и результативной формой обучения в высшей школе.

Литература

1. Переход российских вузов на уровневую

систему подготовки кадров в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: нормативнометодические аспекты / В.А. Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун и др. М.: Университетская книга, 2010. 249 с.

2. Роботова А.С. Университетская лекция:

прошлое, настоящее, будущее // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 127-133.

3. Афанасьева Т.П., Караваева Е.В., Кануко-

ева А.Ш., Лазарев В.С., Немова Т.В. Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятельностно-компетентностного подхода образовательных программ ВПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения. М.: Изд-во МГУ, 2007. 96 с.

4. Компетентностный подход. Инновацион-

ные методы и технологии обучения: Учеб.-метод. пособие / Сост. Н.В. Соловова, С.В. Николаева. Самара: Универс-групп, 2009.

5. Занков Л.В. Наглядность и активизация уча-

щихся в обучении. М.: Учпедгиз, 1960. 311 с.

RYSKULOVA M. UNIVERSITY LECTURE: TRADITIONS AND INNOVATIONS The article deals with new approaches to construction of university lecture courses as the key form of learning process.

Key words: innovative educational technologies, conceptual and interpretive task of the lecture course, formation of competencies.

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.