Научная статья на тему 'Университетская автономия в Российской империи: анализ устава 1804 года'

Университетская автономия в Российской империи: анализ устава 1804 года Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2162
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / УСТАВ 1804 ГОДА / МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ПОПЕЧИТЕЛЬ / РЕКТОР / ПРОФЕССОР / СУД / ГЛАВНОЕ УЧИЛИЩ ПРАВЛЕНИЕ / Russian empire / charter of 1804 / Moscow university / trustee / rector / professor / court / Main school board

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тарасова Наталья Олеговна

В статье автор рассматривает зарождение в Российской империи такого феномена, как «университетская автономия», анализирует фактически первый общеуниверситетский устав 1804 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inthearticletheauthor considers the origin of such phenomenon as “University autonomy” in the Russian empire, analyzes thetext of the fi rst General university charter of 1804.

Текст научной работы на тему «Университетская автономия в Российской империи: анализ устава 1804 года»

МОЛОДАЯ НАУКА

УДК 94(47) ЦОК 94(47)

Б01 10.25797МНР.2018.11.2.004

УНИВЕРСИТЕТСКАЯ АВТОНОМИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ: АНАЛИЗ УСТАВА 1804 ГОДА

Аннотация: Ключевые слова:

В статье автор рассматривает зарожде- Российская империя, устав 1804 г.,

ние в Российской империи такого фено- Московский университет, попечитель,

мена, как «университетская автономия», ректор, профессор, суд, Главное училищ

анализирует текст первого общеунивер- правление. ситетского устава 1804 г.

F.I. TYUTCHEV IN THE VISUAL SOURCES

Abstract: Keywords:

Inthearticletheauthor considers the Russian empire, charter of 1804, Moscow

origin of such phenomenon as "University university, trustee, rector, professor, court,

autonomy" in the Russian empire, analyzes Main school board. thetext of the first General university charter of 1804.

Университеты с момента их возникновения обычно становились центрами общественной жизни. Не стала исключением в этом плане и Российская империя. Университеты в нашей стране стали ядром для формирования элиты — и политической, и научной, и общественной. В этом отношении Россия следовала за Европой и с некоторым опозданием, но внедряла присущие ей социальные институты. Реформа университетского образования к началу XIX в. назрела, и молодой царь Александр I, следуя своим либеральным воззрениям, принял решение создать

в стране сеть университетов и предоставить им автономию.

Идея университетской автономии возникла еще в XII в., когда император Фридрих I Барбаросса даровал Болонскому университету хартию Authentica Habita (Никольский 2008). Данный акт впервые обозначил автономию университета от местной власти. В России впервые университету автономию предоставили в 1804 г., когда был принят устав Московского университета, основой для формирования нормативных актов других учебных заведений страны.

Российские университеты — ныне признанные центры формирования общественной, научной и политической элиты России. Библиография и историография заявленной темы бесконечно широки и сами по себе отражают как постоянный (на протяжении уже более полутора столетий) интерес к этой теме академического сообщества, так и социальную востребованность таких исследований. Это вполне объяснимо: на каждом этапе трансформации университетского образования в России и нового прочтения «университетской идеи» важно обращение к историческому опыту, осмысление той роли, которую играли университеты в формировании национальной элиты. Тем более что университетская история XIX в. в Российской империи является уникальной, так как в условиях абсолютной монархии в начале столетия впервые университетам была предоставлена автономия. Неважно, что большинство прав декларировалось, а автономия постепенно ужималась: сам факт того, что при абсолютной монархии в стране возможна какая-то автономия, какая-то научная жизнь, более или менее защищенная от государственной цензуры, является уникальным.

Особенно интенсивно исследуется тема развития высшей школы в в России в последние два десятилетия. Среди новейших исследований по университетской политике российского правительства позапрошлого столетия следует отметить труды В.И. Жукова (Жуков 2000), В.А. Змеева (Змеев 1998), А.И. Авруса (Аврус 2005). Исследовательский интерес представляют работы В.С. Никольского (Никольский 2008), Е.А. Вишлен-ковой и Р.Х. Галиуллиной (Вишленкова,

Галиуллина 2011), Т.Н. Жуковской (Жуковская 2011), В.А. Копылова (Копылов 2011), В.М. Максимовой (Максимова 2014), Н.А. Ольшанниковой (Ольшанни-кова 2017), В.Ф. Головановой (Голованова 2014), В.В. Захарова (Захаров 2013), Д.Л. Сапрыкина (Сапрыкин 2009), Е.А. Князева (Князев 2014), Е.А. Ростовцева (Ростовцев 2016), С.М. Никифорова

(Никифоров 2016), других ученых.

***

К началу правления Александра I система образования в России представляли собой жалкое зрелище: если в Европе профессиональная школа развивалась на базе университетов, то в России, напротив, университеты (в Петербурге при Академии наук и Московский) сами возникли на базе профессиональных школ и не имели опоры в виде системы среднего образования. Таковая попросту отсутствовала. Главенствующим сословием в Российской империи было дворянство, а оно, будучи сословием служилым, отдавать своих детей на учебу в университеты не желало, довольствуясь образованием домашним. Между тем государству требовались образованные чиновники, армии и обществу — врачи, промышленности и той же армии — инженеры.

Но, создавая университеты и предоставляя им государственное обеспечение, власть не желала терять над ними контроль и предоставлять широкую автономию — подобно Западной Европе, где университеты были свободны от органов власти в вопросах своей жизнедеятельности (Андреев 2003).

Одной из либеральных реформ, в частности, стало учреждение в сентябре

1802 г. министерств, которые заменили устаревшие коллегии, введенные еще при Петре I. Всего министерств на тот момент было учреждено восемь, одним из них стало министерство народного просвещения. Министр, согласно манифесту императора, имел в своем распоряжении Главное училищное правление, Академию наук, Российскую академию, университеты, училища, кроме тех, которые были предоставлены попечению императрицы Марии Федоровны (Гришин, Гришин 2014). В манифесте определяется состав комиссии, ведающей верхними и нижними училищами. Создаются отделения комиссии, под управлением каждого ее члена. Главной целью отделений было провозглашено создание новых университетов. Всего за время правления Александра I в Российской империи возникли четыре университета — в 1802 г. Дерпт-ский, в 1804 г. — Казанский и Харьковский и в 1819 г. — Петербургский университет (Вольникова, Ильин 2014).

Таким образом, в России возрастает количество классических университетов, тем самым создается новая общественная прослойка — университетское ученое сословие. И задача правительства состояла в том, чтобы интегрировать эту прослойку в общественную структуру Российской империи той поры. Государство решило эту проблему достаточно просто: ученые степени университетов правительство внесло в Табели о рангах, а сами университеты были включены в систему государственных образовательных учреждений. Университет стал именно высшим учебным заведением в системе образовательных заведений империи, ему подчинялись гимназии, уездные и приходские

училища. Институт кураторов, существовавший в России в XVIII в., был заменен на институт попечителей, которые назначались на свои должности государством.

24 января 1803 г. впервые в России были назначены попечители учебных округов. Московский округ опекать был назначен товарищ министра народного просвещения Н.М. Муравьев, Петербургский округ — действительный камергер Н.Н. Новосильцев, Казанский округ — тайный советник граф А.А. Мантейфель (впоследствии отказался от должности и на его место назначили астронома академика С.Я. Румовского), Виленский округ — товарищ министра иностранных дел князь А.А. Чарторыйский, Дерптский округ — генерал-майор Ф.И. Клингер Харьковский округ — тайный советник, граф С.О. Потоцкий.

Правительство имели очень серьезные намерения относительно университетов в Российской империи. Данное утверждение подтверждает, например, тот факт, что на счета Московского, Казанского, Харьковского и Дерптского университетов государство планировало перечислять ежегодно по 130 тыс. руб. Кроме того, малороссийское дворянство для Харьковского университета собрало еще некоторую сумму. Все это привело к тому, что университетские профессора стали самыми высокооплачиваемыми чиновниками в Российской империи (О примерном исчислении сумм... 1803). Финансовая зависимость от государства, безусловно, привела к фактическому ущемлению автономии российских университетов.

С созданием новых университетов появляется и новая локальная нормативная база этих учреждений. Так, первый уни-

верситетский устав в России появился в 1804 г. — устав Московского университета. С одной стороны, этот устав можно отнести к локальным нормативным актам, так как он регулировал правоотношения внутри одной организации — университета, но, с другой стороны, устав Московского университета 1804 года стал общеуниверситетским уставом, так как остальные учебные заведения в основу своих уставов положили устав Московского университета.

Процесс подготовки университетского устава начался уже 18 октября 1802 г. с его обсуждения в Комиссии об училищах. В этом учреждении обсуждали «Предначертания устава об общественном воспитании», предложенные Василием Назаровичем Каразиным — ученым и инженером, в будущем основателем Харьковского университета (который ныне носит его имя). На этом заседании обсуждению подверглись статьи, посвященные положению университетов в системе образования Российской империи (Голованова 2014). Рассматривался также проект устава Московского университета, разработанный Особым комитетом. 7 февраля 1803 г. Главное правление училищ приступило к разработке общеуниверситетского устава. В число разработчиков этого документа вошли сербский и российский педагог Федор Иванович Янкович (де Мириево), русский естествоиспытатель Николай Яковлевич Озерецковский, математик швейцарского происхождения Николай Иванович Фусс, русский генерал, немецкий поэт и драматург Федор Иванович Клингер (Фридрих Максимилиан фон Клингер). Для ускорения работы подготовка уставов отдельных университетов

и общеуниверситетского устава велась параллельно. Это длилось больше года, в результате чего каждый университет получил свой нормативный документ, но все они немногим отличались от устава Московского университета. Поэтому в отечественной историографии его принято считать первым общеуниверситетским уставом в России. При составлении устава Комиссия и Главное правление училищ широко пользовались сведениями о германских университетах. Очевидно, что, противоборство между французским и германским направлениями университетской реформы в правительстве выиграло германское направление — Александр I в начале своего правления выбрал путь автономии для российских университетов. Автономность университетов заключалась в том, что и ректор, и деканы факультетов, и инспектор выбирались, причем срок их полномочий был достаточно невелик — 1 год. Органы управления университета также состояли из выборных членов (Волосникова, Чеботарев 2007). Но годовой срок показывал ограниченность предоставляемой автономии: слишком самостоятельного ректоров и деканов при такой системе не составляло труда быстро «переизбрать» и поставить вместо них более послушных.

Одной из главных целей создания сети университетов являлось взаимодействие их с системой среднего образования и подготовки преподавателей. Для этого при каждом университете создавались педагогические институты.

Несмотря на схожесть с германскими университетами, российские имели свои особенности. Так, например, студенты в России не могли свободно выбирать пред-

меты, которые они будут изучать, так как в стране была не развита система общего образования, и это могло привести к пробелам в знаниях студентов.

Разработка устава Московского университета была поручена императором попечителю университета, бывшему преподавателю царя и его супруги Михаилу Никитичу Муравьеву, а также профессору Московского университета, юристу, историку права Федору Григорьевичу Баузе (ставшему впоследствии деканом юридического факультета Московского университета, а также ректором университета) (Максимова 2014).

Устав дает представление о жизнедеятельности университета, его органах управления, порядке избрания на должности, порядке поступления в учебное заведение студентов.

Нормативный документ состоит из 16 глав, 187 параграфов. Первая глава «Об университете вообще» повествует о целях создания Московского университета, его структуре. В структуру университета входят совет (его образуют профессора всех отделений и адъюнкты под председательством ректора), именуемый также общим собранием университета, правление (которое занимается хозяйственными делами университета, а также разрешением тяжб между сотрудниками университета) (Капралова, Голованова 2011).

Таким образом, первая глава устава 1804 года содержала общие правила, которыми руководствовались университеты в своей жизнедеятельности. В этой главе определялся порядок управления университетом, вертикаль власти между руководящими органами учебных заведений, определялось, что университет имеет

собственную цензуру, то есть имеет право выбирать, какую литературу ему заказывать из-за рубежа и издавать самостоятельно. Эти пункты стали важным шагом к становлению университетской автономии, установленной немецкой моделью развития университетов.

Вторая глава «О ректоре» содержит сведения о руководителе университета — ректоре, порядке его избрания, правах и обязанностях. Ректор Московского университета, согласно уставу 1804 г., избирался ежегодно из числа ординарных профессоров1, представляется через министра Главным училищ правлением императору на утверждение. Ректора следовало избирать за два месяца до окончания курсов. Ежемесячно ректор обязан был докладывать попечителю о состоянии дел в университете и училищах. Для обеспечения порядка в университете ректор имел право обращаться за помощью как к гражданским, так и военным властям. В случае болезни или отсутствия ректора его обязанности исполняет проректор или один из профессоров, которого изберет совет.

Отметим, что устав 1804 г. наделял ректора широкими полномочиями. Так, при решении задач, которые должны решаться без промедления, ректор мог принимать решения, не согласовывая их с органами управления университета, но впоследствии он должен их ввести в курс дела.

В третьей главе «О профессорах и их должностях» обозначены институциональные особенности Московского университета, права и обязанности профес-

1 Преподавательская должность, которая была введена еще в 1755 г. при создании Московского университета для обозначения профессора, занимающего кафедру.

сорского состава, старейшин или деканов факультетов, порядок учебного процесса. В частности, устав устанавливает, что университет состоит из четырех отделений (или факультетов), а именно: отделение нравственных и политических наук, отделение физических и математических наук, отделение врачебных или медицинских наук и отделение словесных наук.

Третья глава содержит достаточно подробные нормы, содержащие права и обязанности профессоров, которые можно назвать в определенном смысле должностной инструкцией профессора. В частности, профессор обязан был «соединять теорию с практикой» (Устав 1804), делиться со студентами своими открытиями, достижениями науки в других странах, присутствовать на заседаниях органов управления университета, помогать адъюнктам совершенствовать свои знания и умения (Карманова 2016).

Четвертая глава «Об адъюнктах и их должностях» повествует о правах и обязанностях адъюнктов, а также о порядке их перевода в «екстраординарные профессора». Адъюнкт в случае болезни профессора имеет право заменить его на лекции, обязан преподавать в педагогическом институте университета, а четырех из 12 адъюнктов за особые заслуги могут перевести в экстраординарные профессора2.

Таким образом, главы II—IV четко определяют должностные обязанности сотрудников университета. Отметим, что в уставе декларировалась возможность профессора выбирать учебные пособия, по которым он будет преподавать курс, но в уставе от-

2 Профессор без должности, не заведовавший кафедрой и не являющийся членом совета факультета.

мечалось, что он должен согласовать свой выбор с советом. Исходя из этого, можно сделать вывод, что российский профессор, в отличие от немецкого, не был самостоятельной фигурой в процессе обучения.

Пятая глава «О почетных членах» регламентирует порядок присвоения звания почетного члена Московского университета, права почетных членов, условия назначения иностранцев почетными членами университета. В соответствии с утвержденным порядком университет удостаивает этого звания «мужей, прославившихся учением и дарованиями», причем как отечественных ученых, так и зарубежных. Почетные члены университета имели право присутствовать на заседаниях органов управления.

В шестой главе устава «Об университетском совете и собраниях» определен порядок формирования университетского совета и собраний, права и обязанности его членов, круг полномочий, которые рассматривают указанные органы управления. Высшим органом управления Московским университетом, согласно Уставу 1804 года, являлось общее собрание или университетский совет, председателем которого был ректор. В состав общего собрания входили ординарные и заслуженные профессора. Отметим, что совет был высшим органом не только в сфере образования, но и высшим судебным органом Московского университета по делам, касающимся его жизнедеятельности, а также ревизионным органом, так как ежегодно проверял счета кассира и бухгалтера, а затем предоставлял их попечителю. Совет собирался ежемесячно, каждые полгода члены совета отчитывались перед попечителем.

Седьмая глава «О секретарях собраний» содержит нормы, определяющие права и обязанности секретарей собраний.

В восьмой главе «Об учебных пособиях и институтах» определен порядок формирования университетской библиотеки, других лабораторий и кабинетов. Отметим, что библиотекарь избирался общим собранием из ординарных профессоров. У библиотекаря был также и помощник, который избирался из адъюнктов и магистров. Также библиотекарю полагался писец из числа воспитанников (Устав 1804).

Девятая глава устава «Об испытаниях и производстве в университетские должности» содержит нормы, определяющие порядок прохождения конкурсных испытаний на замещение университетских должностей. Экзамены претендент сдает комиссии под председательством декана того факультета, на котором претендент собирается работать.

В десятой главе «О студентах вообще» регламентируется порядок поступления в учреждение. Примечательно, что лицо, желающее стать студентом Московского университета, должно было представить правлению университета «свидетельство о своем состоянии», а также свидетельство директора гимназии об успехах кандидата в учебе и о прилежном поведении. Если претендент не обучался в гимназии, то он должен сдать экзамены в специальном комитете, который назначает ректор и явиться в университет со свидетельством об успешном прохождении испытания. Юноши должны были прослушать обязательный курс лекции, и после этого только они могли перейти к изучению отдельных отраслей науки (Карманова 2016).

Одиннадцатая глава «Об инспекторе и казанных студентах» определяет порядок избрания и прохождения службы инспектором, порядок поступления «казенных студентов», состоящих на иждивении университета (говоря современным языком, получающим стипендию), прохождения испытаний в ходе обучения этими студентами и т.д. Параграф 115, в частности, гласит, что инспектор казенных студентов избирается из ординарных профессоров общим собранием. Основной задачей инспектора являлось наблюдение за казенными студентами, за их поведением и успехами в учебе.

Двенадцатая глава «О педагогическом институте» регламентирует порядок деятельности педагогического института при Московском университете.

Тринадцатая глава «О правлении университета» определяет нормы, которые устанавливают порядок формирования одного из органов управления университета, права и обязанности его членов.

В четырнадцатой главе «О суде университетском» определен порядок разбирательства вопросов, возникающих из жизнедеятельности университета. Первой инстанцией в решении данных вопросов выступает ректор, рассматривающий незначительные дела, а именно: по жалобам в денежной сумме, не превышающей 15 рублей, а также по поступкам и оскорблениям, за которые университетские законы предполагают в качестве наказания выговор или заключение под стражу на срок, не превышающий трое суток. Решения ректора по таким вопросам не подлежат обжалованию. Ректор может принимать решения и по более важным вопросам, но «ежели старание его будет

безуспешно, тогда проситель подает прошение в правление и дело производится законным порядком» (Устав 1804). Если дела ведутся в отношении чиновников университета, профессоров, адъюнктов, то их рассматривает правление. Если у правления возникают сомнения, то они разрешаются путем приглашения на заседание профессоров права. Жалобы на ректора рассматривают также в правлении, но если они находятся несправедливыми, то на заявителя может быть наложен штраф до 25 рублей. Если жалоба на ректора считается обоснованной, то правление передает ее на рассмотрение попечителю.

Пятнадцатая глава «Об управлении и надзирании училищ» содержит нормы, определяющие порядок формирования органов управления училищ и гимназий университетом. Так, избирая губернского директора училищ, администрация университета обязана согласовать кандидатуру на эту должность с министром через Главное училищ правление. А смотрителей для уездных и окружных училищ, а также учителей для гимназий университет избирает самостоятельно, либо по представлению директоров губернских училищ (Устав 1804).

В шестнадцатой главе «О типографии и Цензуре книг» содержатся нормы, регламентирующие деятельность типографии университета и порядок цензуры книг, поступающих в библиотеку. Однако в параграфе 182 определено, что цензуре не подлежит то, что печатается по определению университетского совета или совета и книги, предоставленные рассмотрению духовного начальства (Петров 2004).

Университетский устав 1804 года является ценным историческим источни-

ком по истории высшего образования в России. Анализ устава позволяет сделать выводы о том, что университетская система Российской империи в начале XIX в. имела общие черты с образовательной системой Германии. Но немецкие университеты все же имели большую автономию, нежели российские. Так, как уже отмечалось выше, из-за нехватки профессоров и недоверия студентов в российских университетах, в отличие от германских, не были введены свобода преподавания и свобода слушания соответственно. А эта концепция лежала в основе автономии классического университета в Германии. Разработал ее ученый и дипломат Вильгельм фон Гумбольдт. Согласно этой идее, профессорам предоставлено право свободного научного исследования и чтения собственных лекций по той дисциплине, в рамках которой ведется исследование. По концепции Гумбольдта, отсутствовал единый учебный план, расписание, обязательные учебные дисциплины. Системообразующим, по Гумбольдту, является принцип единства преподавания и исследования. Таким образом, немецкий ученый ставил научные исследования профессоров выше их преподавательской деятельности. Поэтому классические университеты, по мнению Гумбольдта, должны в первую очередь быть научными центрами, основной целью которых является исследование той или иной проблемы (Андреев 2003).

Устав 1804 г. изначально затрагивал лишь профессорскую корпорацию, не меняя принципы образовательного процесса для студентов: он оставался лекционным. Однако сословные ограничения при приеме в студенты были отменены, высшее

образование формально стало доступно для всех подданных Российской империи.

Широкая автономия российского университета также была невозможна по причине того, что они создавались государством, а не возникали самостоятельно, под эгидой церкви, как в Западной Европе. Тем более что даже в Московском университете не хватало профессоров, что являлось причиной отсутствия корпораций этих профессоров, а наличие их являлось главным признаком самостоятельности университетов. Характеризуя университет времен Александра I, Н.И. Пирогов, занимавший пост попечителя Киевского учебного округа в 1858—1861 гг., отмечал, что университет «есть учреждение правительственное и учебное, со значительным бюрократическим оттенком и с некоторой примесью корпоративного, воспитательного и филантропического характера» (Пирогов 1985: 322). Говоря об автономии университета, известный хирург и педагог, писал, что университет имеет

право на «свое лицо», свой устав, бюджет, не зависящий от государства. По мнению Н.И. Пирогова, «автономия и чиновничество нейдут вместе» (Пирогов 1985: 338).

Однако даже декларирование принципов автономии университетов и принятие устава 1804 г. стало важным шагом в реформировании образовательной системы империи и формирования университетской истории России. Среди наиболее значимых достижений, которых удалось добиться именно благодаря введению устава 1804 г., можно назвать развитие отечественной научной школы и преподавание на русском языке.

Таким образом, короткий путь либеральных реформ в начале XIX столетия заложил основы для развития классического университета в России, но не мог гарантировать свободное их развитие. Уже в 1820-е гг. реформы начали сворачиваться, а министр народного просвещения А.С. Шишков вновь ввел сословный принцип обучения в университете.

Литература:

Аврус 2005 — Аврус А.И. История российских университетов: курс лекций. Саратов, 2005.

Андреев 2003 — Андреев А.Ю. Гумбольдтовская модель классического немецкого университета // Новая и новейшая история. 2003. № 3.

Вишленкова 2011 — Вишленкова Е.А., Галиуллина Р.Х. Профессора и бюрократы: парадоксы университетской автономии в России первой половины XIX века. М., 2011.

Волосникова, Чеботарев 2007 — Волосникова Л.М., Чеботарев Г.Н. Правовой статус университета: история и современность. М., 2007.

Вольникова 2014 — Вольникова Е.А., Ильин И.В. История высшего образования в России // Язык как основа современного межкультурного взаимодействия. Пенза, 2014.

Голованова 2014 — Голованова В.Ф. Становление высшего образования в Российской империи в начале XIX века: правовой аспект // Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. 2014. № 3(2).

Гришин, Гришин 2014 — Гришин А.В., Гришин В.А. Политика в области народного просвещения Российской империи первой четверти XIX века // Вестник Брянского государственного университета. 2014. № 1.

Жуков 2000 — Жуков В.И. Высшая школа России: исторические и современные сюжеты. М., 2000.

Жуковская 2011 — Жуковская Т.Н. Университеты и университетские традиции в России. Петрозаводск, 2011.

Захаров 2013 — Захаров В.В. Основные этапы эволюции правового статуса университета в России (историко-юридический очерк) // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 1(25). URL: http://www.scientific-notes.ru/index. php?page=6&new=29 (дата обращения — 20.06.2018).

Змеев 1998 — Змеев В.А. Эволюция высшей школы Российской империи. М., 1998.

Капралова, Голованова 2011 — Капралова Е.В., Голованова В.Ф. Политико-правовое регулирование высших учебных заведений в дореволюционной России // Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. 2011. № 4.

Карманова 2016 — Карманова Е.Д. Университетский устав 1804 года как исторический источник // Наука сегодня: проблемы и перспективы развития. Вологда, 2016.

Копылов 2011 — Копылов В.А. Университеты и власть: ретроспективная рефлексия отечественного опыта формирования университетской автономии // Гумаштарний часопис. 2011. № 3.

Князев 2014 — Князев Е.А. Автономия университетов: персоналистско-аксиологический подход // Universum: Психология и образование: электронный научный журнал. 2014. № 5—6 (6). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/category/5-66 (дата обращения — 20.06.2018).

Максимова 2014 — Максимова В.М. К истории утверждения уставов Московского университета и развитие системы управления университетом // Вестник Московского университета. Серия 21. 2014. № 2.

Никифоров 2016 — Никифоров С.М. Правовой статус университетов в Российской империи // Правовая информатика. 2016. № 3.

Никольский 2008 — Никольский В.С. Университетская автономия и академическая свобода (критический взгляд на взаимосвязь традиционных ценностей) // Высшее образование в России. 2008. № 6.

Ольшанникова 2017 — Ольшанникова Н.А. Идея развития российского университета // Идеи и идеалы. 2017. № 4(34). Т. 1.

О примерном исчислении сумм... 1803 — О примерном исчислении сумм на ежегодное содержание университетов, гимназий и уездных училищ в России (17 марта 1803 года) // Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. СПб., 1864. Т. 1. № 45. Стб. 30—36.

Петров 2004 — Петров Ф.А. Университетский устав 1804 г. и становление системы университетского образования в России // Вестник Московского университета. Серия 8. 2004. № 2.

Пирогов 1985 — Пирогов Н.И. Университетский вопрос // Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1985.

Ростовцев 2016 — Ростовцев Е.А. Санкт-Петербургский университет в контексте социально-политической истории России (1884—1917): Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. СПб., 2016.

Сапрыкин 2009 — Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской империи. М., 2009.

Устав 1804 — Устав Московского университета от 5 ноября 1804 года // URL: http://letopis. msu.ru/documents/327 (Дата обращения: 26.04.2018 г.).

References:

Avrus 2005 — Avrus A.I. Istoriya rossijskih universitetov: kurs lekcij [History of Russian universities]. Saratov, 2005 [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Andreev 2003 — Andreev A.Yu. Gumbol'dtovskaya model' klassicheskogo nemeckogo universiteta [Humboldt's model of the classical German University]. Novaya i novejshaya istoriya [New and contemporary history], 2003, № 3 [in Russian].

Vishlenkova 2011 — Vishlenkova E.A., Galiullina R.H. Professora i byurokraty: paradoksy universitetskoj avtonomii v Rossii pervoj poloviny XIX veka [Professors and bureaucrats: paradoxes of University autonomy in Russia in the first half of the XIX century]. Moscow, 2011 [in Russian].

Volosnikova, Chebotaryov 2007 — Volosnikova L.M., Chebotaryov G.N. Pravovoj status universiteta: istoriya i sovremennost' [Legal status of the University: history and modernity]. Moscow, 2007 [in Russian].

Vol'nikova 2014 — Vol'nikova E.A., Il'in I.V. Istoriya vysshego obrazovaniya v Rossii [History of higher education in Russia]. Yazyk kak osnova sovremennogo mezhkul'turnogo vzaimodejstviya [Language as a basis of modern international coordination]. Penza, 2014 [in Russian].

Golovanova 2014 — Golovanova V.F. Stanovlenie vysshego obrazovaniya v Rossijskoj imperii v nachale XIX veka: pravovoj aspect [Formation of higher education in the Russian empire in the early XIX century: the legal aspect]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta imeni N.I. Lobachevskogo [Herald of N.I. Lobachevsky's Nizhny Novgorod university], 2014, no.3 (2) [in Russian].

Grishin, Grishin 2014 — Grishin A.V., Grishin V.A. Politika v oblasti narodnogo prosveshcheniya Rossijskoj imperii pervoj chetverti XIX veka [Policy in the field of public education of the Russian empire of the first quarter of the XIX century]. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta [Herald of Bryansk state university], 2014, no. 1 [in Russian]..

Kapralova, Golovanova 2011 — Kapralova E.V., Golovanova V.F. Politiko-pravovoe regulirovanie vysshih uchebnyh zavedenij v dorevolyucionnoj Rossii [The political and legal regulation of higher education in pre-revolutionary Russia]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta imeni N.I. Lobachevskogo, 2011, no. 4 [in Russian].

Karmanova 2016 — Karmanova E.D. Universitetskij ustav 1804 goda kak istoricheskij istochnik [The University Charter of 1804 as a historical source]. Nauka segodnya: problemy i perspektivy razvitiya [Modern science: problems and perspectives of development]. Vologda, 2016 [in Russian].

Kopylov 2011 — Kopylov V.A. Universitety i vlast': retrospektivnaya refleksiya otechestvennogo opyta formirovaniya universitetskoj avtonomii [Universities and power: a retrospective reflection of the domestic experience of the formation of university autonomy]. Gumanitarnij chasopis [Humanitarian record], 2011, no. 3 [in Russian].

Knyazev 2014—Knyazev E.A. Avtonomiya universitetov: personalistsko-aksiologicheskij podhod [The autonomy of the universities: a personalistic-axiological approach]. Universum: Psihologiya i obrazovanie: ehlektronnyj nauchnyj zhurnal [Universum: psychology and education], 2014, no. 5—6(6). Available at: http://7universum.com/ru/psy/archive/category/5-66. Accessed: 20.06.2018 [in Russian].

Maksimova 2014 — Maksimova V.M. K istorii utverzhdeniya ustavov Moskovskogo universiteta i razvitie sistemy upravleniya universitetom [On the history of the approval of the statutes of the Moscow university and the development of the university management system]. Vestnik Moskovskogo universiteta [MSU Vestnik], series 21, 2014, no. 2 [in Russian].

Nikiforov 2016 — Nikiforov S.M. Pravovoj status universitetov v Rossijskoj imperii [Legal status of universities in the Russian empire]. Pravovaya informatika [Legal informatics], 2016, no. 3 [in Russian].

Nikol'skij 2008 — Nikol'skij V.S. Universitetskaya avtonomiya i akademicheskaya svoboda (kriticheskij vzglyad na vzaimosvyaz' tradicionnyh cennostej) [University autonomy and academic freedom]. Vysshee obrazovanie vRossii [Higher education in Russia], 2008, no. 6 [in Russian].

Ol'shannikova 2017 — Ol'shannikova N.A. Ideya razvitiya rossijskogo universiteta [The idea of development of the Russian university]. Idei i idealy [Ideas and ideals], 2017, no. 4(34), v. 1 [in Russian].

O primernom ischislenii summ... 1803 — O primernom ischislenii summ na ezhegodnoe soderzhanie universitetov, gimnazij i uezdnyh uchilishch v Rossii (17 marta 1803 goda) [About approximate

calculation of amounts for annual maintenance of universities, gymnasiums and district schools in Russia (March 17, 1803)]. Sbornik postanovlenij po Ministerstvu narodnogo prosveshcheniya [A collection of decrees of the Ministry people's education]. St. Petersburg, 1864, v. 1, no. 45, col. 30—36 [in Russian].

Petrov 2004 — Petrov F.A. Universitetskij ustav 1804 g. i stanovlenie sistemy universitetskogo obrazovaniya v Rossii [The University Charter of 1804 and the formation of the university education system in Russia]. VestnikMoskovskogo universiteta, series 8, 2004, no. 2 [in Russian].

Pirogov 1985 — Pirogov N.I. Universitetskij vopros [University question]. PirogovN.I. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Selected pedagogical works]. Moscow, 1985 [in Russian].

Rostovcev 2016 — Rostovcev E.A. Sankt-Peterburgskij universitet v kontekste social'no-politicheskoj istorii Rossii (1884-1917) [St. Petersburg university in the context of social and political history of Russia (1884-1917)]: Dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni doktora istoricheskih nauk [thesis]. St. Petersburg, 2016 [in Russian].

Saprykin 2009 — Saprykin D.L. Obrazovatel'nyj potencial Rossijskoj imperii [Educational potential of the Russian empire]. Moscow, 2009 [in Russian].

Ustav 1804 — Ustav Moskovskogo universiteta ot 5 noyabrya 1804 goda [The Charter of the Moscow university, 1804, November 5]. Available at: http://letopis.msu.ru/documents/327. Accessed: 26.04.2018) [in Russian].

Zaharov 2013 — Zaharov V. V. Osnovnye ehtapy ehvolyucii pravovogo statusa YgñtShíhe v Rossii (istoriko-yuridicheskij ocherk) [The main stages of the evolution of the legal status of the university in Russia (historical and legal essay)]. Uchenye zapiski: ehlektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta [Memoir of Kursk state university], 2013, no. 1 (25). Available at: http://www.scientific-notes.ru/index.php?page=6&new=29. Accessed: 20.06.2018 [in Russian].

Zhukov 2000 — Zhukov V.I. Vysshaya shkola Rossii: istoricheskie i sovremennye syuzhety [Higher school of Russia: historical and modern subjects]. Moscow, 2000 [in Russian].

Zhukovskaya 2011 — Zhukovskaya T.N. Universitety i universitetskie tradicii v Rossii [Universities and university traditions in Russia]. Petrozavodsk, 2011 [in Russian].

Zmeev 1998 — Zmeev V.A. Evolyuciya vysshej shkoly Rossijskoj imperii [Evolution of higher school of the Russian empire]. Moscow, 1998 [in Russian].

Тарасова Наталья Олеговна

Магистр истории, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского.

E-mail: natulya.natochka@mail.ru.

Tarasova Natalya Olegovna

Master of history, Bryansk State University. E-mail: natulya.natochka@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.