Научная статья на тему 'Университет султаната Бруней и социально-экономическое развитие государства'

Университет султаната Бруней и социально-экономическое развитие государства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1145
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CУЛТАНАТ БРУНЕЙ / УНИВЕРСИТЕТ БРУНЕЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / BRUNEI DARUSSALAM / UNIVERSITY OF BRUNEI / HIGHER EDUCATION / THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкунов Владимир Николаевич

Султанат Бруней принадлежит к числу богатейших государств мира. Здесь действуют высочайшие социальные стандарты. Гордостью султаната является университет ведущее образовательное учреждение. Султан и правительство Брунея прилагают значительные усилия к развитию национальной системы высшего профессионального образования. Автор статьи делится своими впечатлениями от увиденного в Брунее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

University of Brunei Darussalam and the socio-economic development of the state

The Sultanate of Brunei is one of the richest States in the world. Here are the highest social standards. The pride of the Sultanate is University the leading educational institution. The Sultan of Brunei and his Government has made great efforts to develop the national system of higher education. The author shares his impressions of what he saw in Brunei.

Текст научной работы на тему «Университет султаната Бруней и социально-экономическое развитие государства»

дущих учителей имеют только факультеты образования университетов. Научно-методическая поддержка развития высшего в целом и профессионального педагогического образования в частности осуществляется под руководством Австралийского совета деканов факультетов образования. В системе профессионального педагогического образования Австралии выделяют три модели подготовки учителей: а] параллельную, которая предусматривает обучение по двум специальностям одного образовательно-квалификационного уровня: бакалавра образования и бакалавра искусств или бакалавра образования и бакалавра наук; б] последовательную, предназначенную для студентов, у которых уже есть степень бакалавра наук или искусств, но которые хотят получить еще и педагогическое образование; в] модель

подготовки учителей дошкольного и начального образования. Перспективным направлением дальнейших исследований является изучение особенностей функционирования института непрерывного образования в Австралии.

1. All about your ATAR. Universities admission centre//Prepared by UAC.—Pty Ltd., 2012.—22 p.—URL: http://www.uac.edu.au/documents/atar/All-About-Your-ATAR.pdf.

2. Postgraduate course work research. — - URL:

http://sydney.edu.au/education_social_work/future_ students/postgraduate/med/index.shtml.

3. Tognini R. A. Survey of pre-service education for language teachers//Babel. — 2006.—Vol. 40. — Issue 3. — P. 31-38.

4. Undergraduate programs. — URL:

http://sydney.edu.au/education_social_work/future_ students/undergraduate/index.shtml.

5. Year 12 students. — URL: http://sydney.edu.

au/scholarships/prospective/hsc_ib.shtml.

УДК / uDC 378(592.6) В. Н. Шкунов

V. Shkunov

УНИВЕРСИТЕТ СУЛТАНАТА БРУНЕЙ и социально-экономическое развитие государства university of Brunei darussalam AND THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE STATE

Султанат Бруней принадлежит к числу богатейших государств мира. Здесь действуют высочайшие социальные стандарты. Гордостью султаната является университет — ведущее образовательное учреждение. Султан и правительство Брунея прилагают значительные усилия к развитию национальной системы высшего профессионального образования. Автор статьи делится своими впечатлениями от увиденного в Брунее.

The Sultanate of Brunei is one of the richest States in the world. Here are the highest social standards. The pride of the Sultanate is University— the leading educational institution. The Sultan of Brunei and his Government has made great efforts to develop the national system of higher education. The author shares his impressions of what he saw in Brunei.

Ключевые слова: cултанат Бруней, Университет Брунея, высшее образование, социально-экономическое развитие.

Keywords: Brunei Darussalam, University of Brunei, higher education, the socio-economic development.

О султанате Бруней в мире заговорили сравнительно недавно. Связано это было с тем, что в мировых рейтингах малоизвестное государство стало стремительно подниматься вверх, опережая многие благополучные государства. Особо впечатляющей оказалась социальная политика султана Хоссанала Болкиа-ха (на троне с 1968 г.]. Получивший блестящее образование сначала в институте «Виктория» (г. Куала-Лумпур, Малайзия], а затем в Королевской военной академии в Сандхерсте (Великобритания] молодой монарх после достижения Брунеем независимости в 1984 г. приложил немалые усилия к модернизации своего султаната. За четверть века ему удалось то, что оказалось не под силу многим государствам. Сейчас в стране отсутствуют налоги с физических лиц, коммунальные платежи носят чисто символический характер при очень высокой даже по европейским меркам зарплате. Кроме того, в стране все взрослое население имеет личный транспорт при стоимости бензина в 0,16 доллара США за литр.

Социальная политика султана направлена на высочайший уровень защиты собственных подданных. Не случайно образование на всех уровнях в государстве бесплатное. Более того, если молодой брунеец выбирает для учебы иностранный вуз, его учеба будет полностью оплачена за государственный счет. Такой же подход существует и в сфере здравоохранения. Больницы султаната имеют прекрасное, современное оборудование, в которых предоставляется самый широкий спектр бесплатных медицинских услуг. Если же подданному султана потребуется дорогостоящее лечение за рубежом, оно также будет оплачено за счет казны. За счет государственного бюджета в султанате строится комфортабельное жилье, которое предоставляется подданным бесплатно, с правом наследования, но без права продажи. Если к этому добавить четырехдневную рабочую неделю при высокой зарплате, целый комплекс других социальных льгот и преференций, то станет понятно, что султанат Бруней относится к мировым странам-лидерам в сфере социальной политики.

Важнейшим направлением социальной политики султана Хоссанала Болкиаха стала модернизация национальной системы профессионального образования. Светская система образования стала формироваться в Брунее с 1912 г. с основания первой школы в столице. Учитывая, что подавляющее большинство брунейцев являются мусульманами-суннитами, обучение счету и письму здесь традиционно начиналось с раннего детства. Поэтому почти все жители султаната еще в начале ХХ века были грамотными. В 1941 т. в Брунее уже действовало 32 светские школы с преподаванием на малайском, английском и китайском языках. Современная брунейская школа включает несколько уровней образования по схеме: 1-6-3-2-2. Современные школы в султанате имеют прекрасное оборудование, укомплектованы профессиональными педагогическими кадрами (в основном местные жители]. В беседах с местными преподавателями выяснилось, что средняя зарплата школьного учителя составляет 4-5 тыс. долларов Брунея (примерно 25,5 руб. за 1 доллар. — В. Ш.). Брунейская школьная система практически полностью адаптирована к британской модели. Все школы в султанате бесплатные. И даже в частных школах (их в стране 80] государство полностью компенсирует все затраты родителей.

Сложнее обстояло дело со сферой профессионального образования. Динамично раз-

вивавшаяся брунейская экономика требовала значительного количества специалистов. Однако готовить их на родине не представлялось возможным, поэтому немало молодых брунейцев в конце ХХ — начале XXI вв. получали высшее профессиональное образование за рубежом в вузах Великобритании, Австралии, Малайзии, Сингапура и других стран мира. Поэтому не случайно в начале XXI в. в султанате получили развитие самые разные учреждения профессионального образования: от центров и школ профессионального и технического образования до университета. В конце 90-х гг. еще были основаны два колледжа, которые модернизированы в начале нынешнего столетия: Технический колледж имени султана Сайфула Риджала и Инженерный колледж имени принца Джефри Болкиаха.

Университет Бруней-Даруссалама расположен в живописном месте на берегу ЮжноКитайского моря и располагает значительным земельным участком. Вся инфраструктура вуза продумана до мелочей и очень удобна как для студентов, так и для преподавателей. Практически все структурные подразделения имеют собственные корпуса с современной архитектурой, сочетающей мотивы традиционной малайской культуры. Здесь удобные парковки, зоны отдыха, спортивный центр и площадки для занятия физической культурой. Это настоящий городок-кампус, где есть все необходимое для комфортной учебы и жизни.

В настоящее время в структуру Университета Бруней-Даруссалама входят следующие подразделения: педагогический институт, медицинский институт, институт изучения Азии, институт лидерства, инноваций и улучшения, институт политических наук. Кроме этого в вузе действуют факультеты: искусства и социальных наук, бизнеса, экономики и политики и др. Университет располагает уникальным Инновационным центром электронного правительства, Лингвистическим центром, Центром изучения ислама и т. д.

Особое внимание власти султаната уделяют педагогическому образованию. Профессия учителя в этой стране пользуется традиционно заслуженным уважением и почетом. Национальная система педагогического образования стала формироваться в султанате с 1956 г., когда был основан педагогический колледж МакЁаЬ Регдигиап. За более чем полувековой период колледж подготовил сотни квалифицированных учителей. В 2009 г. это учебное заведение было реорганизовано пу-

тем включения в состав Университета Бруней-Даруссалама в статусе Педагогического института имени Хассанала Болкиаха. Обучение в нем сейчас осуществляется по программам «Masters» и «Dortorate». Также институт стал ведущим центром педагогических исследований в султанате. Он поддерживает тесные научные связи с профильными вузами зарубежных стран, прежде всего Юго-Восточной Азии: Сингапура, Малайзии, Индонезии, — а также Австралии, Новой Зеландии, Японии, Китайской Народной Республики и т. д. Педагогические исследования брунейских ученых учитывают нравственно-этические нормы местного общества, его историко-культурные и этнокон-фессиональные традиции. Особенно активно исследования в области педагогики и психологии стали осуществляться в Брунее со второй половины 90-х гг. ХХ в. [3].

Большие надежды власти султаната возлагают на выпускников факультета наук. В настоящее время здесь можно получить образование по программам бакалавриата, магистратуры и уровня PhD по следующим направлениям: биология, химия, компьютерные науки, геология, прикладная физика и математика. Факультет располагает впечатляющей научно-лабораторной базой, а будущие биологи имеют возможность проводить полевые исследования не только на острове Борнео, но и в других уголках планеты. В сердце султаната, в районах с нетронутыми джунглями, сохранилась удивительная флора и фауна — настоящий рай для биологов, экологов, других специалистов, студентов. Обычно полевая практика студентов-биологов университета проходит в Национальном парке Улу-Тебуронг, расположенном в восточном дистрикте султаната Тембуронг. Здесь находится Центр полевых исследований «Белалонг».

Из личных бесед с преподавателями Университета Бруней-Даруссалама (автор статьи находился в командировке в султанате в октябре 2012 г. — В. Ш.) известно, что самое пристальное внимание университету уделяют султан и члены правящей династии. Они являются частыми гостями вузов и непременными участниками всех крупных мероприятий: от вручения дипломов выпускникам до спортивных соревнований студентов и этнографических фестивалей. Султан вникает во все проблемы университета, оказывает финансовую и иную помощь. Особая сфера забот монарха — комфортные условия проживания студентов и преподавателей. Все иностранные граждане, приглашенные на работу в университет Брунея, получают

очень высокую зарплату (средняя зарплата кандидата наук — 8-10 тыс. брунейских долларов, доктора наук — 15-20 тыс. брунейских долларов в месяц. — В. Ш.). Государство полностью финансирует все расходы, связанные с наймом жилья для иностранных преподавателей, включая коммунальные услуги. Налоги с зарплаты не удерживаются, что, в конечном счете, создает совершенно уникальные условия для преподавательской деятельности. Отметим еще одну особенность: многие иностранные преподаватели, работающие в Университете Бруней-Даруссалама, имеют возможность путешествовать по всему миру. Моя коллега с Украины, работающая в вузе уже несколько лет, рассказывала, с какой легкостью в течение одного дня она открыла визу в США в местном посольстве в столице султаната Бандар-Сери-Бегаван. За три года она побывала на разных континентах, в более двух десятках стран мира, где имела возможность участвовать в международных научных конференциях.

Кто впервые бывает в университете, приятно удивляется совершенно уникальной научноисследовательской базе вуза: преподаватели и студенты имеют новейшее оборудование, позволяющее осуществлять научные исследования в самых разных отраслях медицины, экологии, физики, химии, нанотехнологий и т. д. Правительство султаната, а также руководство вуза не жалеют средств для закупки такого оборудования по всему миру. В настоящее время определены 5 приоритетных сфер научных исследований: экономика, социальные проблемы, медицина, карьера и образование, предпринимательство. Все исследования осуществляются в рамках 10 исследовательских кластеров [2].

С каждым годом расширяется география стран, студенты из которых выбирают для обучения Университет Бруней-Даруссалама. Сейчас в вузе обучаются студенты из Малайзии, Пакистана, Бангладеш, Ганы, США, Мальдивской Республики, Индонезии и др. Кстати, здесь можно сейчас встретить граждан СНГ, в частности, Узбекистана и др. Особенно популярным у иностранцев является факультет бизнеса, экономики и политических наук, где обучаются студенты из 26 стран мира. Студенты независимо от национальности и вероисповедания очень активно взаимодействуют в рамках Международного клуба Университета. Ежемесячно участники клуба проводят мероприятия, посвященные культуре и истории своих стран, совершают увлекательные путешествия по острову Борнео,

в том числе в труднодоступные и заповедные места. В выходные дни у них есть возможность посетить соседние Сингапур, Малайзию и Индонезию. В то же время студенты, выбравшие для себя Бруней Даруссалам для получения высшего профессионального образования, призваны учитывать жесткие требования местного законодательства и этические правила поведения, установленные в этой мусульманской стране. В Брунее запрещено употребление алкоголя и курение; существуют определенные правила ношения одежды, поведения в общественных местах. Со всеми местными традициями и законами иностранцам приходится считаться. Но, на наш взгляд, это нисколько не смущает студентов, и они очень быстро адаптируются к общепринятым правилам.

Любого человека, посещающего султанат Бруней, удивляет трепетное отношение местных жителей к окружающей природе, к сохранению историко-культурного наследия и традиций ислама суннитского толка. Особенно впечатляют музеи столицы султаната, в которых выставлены уникальные экспонаты, отражающие различные исторические эпохи. Не случайно местные жители при поступлении в университет часто выбирают Академию изучения Брунея — структурное подразделение вуза. Это совершенно уникальное структурное подразделение университета. Здесь изучают местные языки, литературу, историю, ремесла, культуру, географию, рыболовство, экономику, материальную культуру, особенности малайской монархии, но все, естественно, прилагается к особенностям Брунея. Несмотря на компактную территорию султаната (примерно две территории Люксембурга. — В. Ш.], эта страна многонациональная. Кроме малайцев — титульной нации — здесь проживает немало китайцев, индийцев, а также малочисленных коренных народов этой части острова Борнео: тутонг, ибан, дусун, кедаян, баджо, мурут, бесая и др. Именно Академия изучения Брунея призвана готовить специалистов по культуре этих народов, что отвечает одной из важнейших задач правительства султаната — сохранению их историко-культурного наследия.

Студенты и преподаватели Университета Брунея проявляют живой интерес к России. Это, в частности, связано с нефтегазовой добычей, которая играет особую роль в национальных экономиках и нашей страны, и султаната. 29 января 2012 г. министр иностранных дел Российской Федерации С. В. Лавров, выступая в Университете Бруней-Даруссалам,

отметил: «Сегодня мы обсудили с министром Л. Дж. Сенгом необходимость увеличения контактов между российскими образовательными учреждениями и брунейскими студентами... Десятки тысяч иностранных студентов учатся в России. Безусловно, мы будем рады видеть среди них больше брунейцев. Будем также поощрять российских студентов приезжать на обучение в прекрасный Университет Брунея, где они смогут найти достойное окружение и великолепную природу» [1].

Еще ранее, 8 июня 2005 г., султан Брунея в ходе официального визита в Российскую Федерацию посетил МГИМО, где ему в торжественной обстановке был вручен диплом почетного доктора МГИМО. В это же время было достигнуто соглашение о развитии сотрудничества в сфере образовательной деятельности между МГИМО и Университетом Брунея. Этим соглашением, в частности, предполагалось обучение студентов из султаната в одном из лучших университетов России. В свою очередь российские граждане также проявляют активный интерес к Университету Брунея. Можно предположить, что в ближайшие годы список иностранных студентов этого вуза пополнится и российскими гражданами.

Таким образом, за сравнительно короткое время в султанате Бруней-Даруссалам сформировалась современная национальная система высшего профессионального образования, флагманом которой по праву стал Университет Брунея. Сейчас это один из лучших вузов стран АСЕАН, который все больше становится привлекательным для студентов с разных концов планеты. Имеющий современную научно-исследовательскую базу вуз одновременно стал и значимым научным центром, в работе которого принимают участие известные ученые из США и Европы, Австралии и Индии и других стран и континентов. Все это стало возможным благодаря приоритетному статусу высшей школы в социально-экономических программах брунейского руководства.

1. Выступление министра иностранных дел России С. В. Лаврова в Университете Бруней-Даруссалам, Бандар-Сери-Бегаван, 29 янв. 2012 г. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.mid.nu/bdomp/bnp_4.nsf/fa7 11a859c4b939643256999005bcbbc/6355c50f5b9 74822442579950025fd21! OpenDocument [дата обращения: 19.04.2013 г.].

2. University Brunei Darussalam. Intellectual Property Policy. — BSB: UBD, 2010. — 14 p.

3. Zin Sharifah Maimunah bt. Syed. Science education provision in secondary schools in Brunei Darussalam. — Paris: UNESCO, 1999. — 210 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.