Научная статья на тему 'УНИВЕРСИТЕТ ОПРЕДЕЛИЛ МОЮ СУДЬБУ'

УНИВЕРСИТЕТ ОПРЕДЕЛИЛ МОЮ СУДЬБУ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
53
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УНИВЕРСИТЕТ ОПРЕДЕЛИЛ МОЮ СУДЬБУ»

Университет определил мою судьбу

Галина Николаевна Мотова

доктор педагогических наук, заместитель директора Национального центра профессионально-общественной аккредитации, выпускница историко-филологического факультета Марийского государственного университета 1992 года

Поступила в университет в 1978 году после ской АССР. Выбор вуза и специальности был окончания школы в городе Зеленодольске Татар- случайным.

Группа «Русская филология», 1981 год

Поскольку школу закончила с золотой медалью, то сдала только сочинение, и сразу была направлена на отделочные работы в новое девятиэтажное общежитие. Две недели августа - на стройке, а весь сентябрь мы, новоиспеченные первокурсники, провели в колхозах республики на уборке картофеля и льна.

Студенческие годы в любом случае вспоминаются с теплотой, во-первых, потому что мы были молоды, во-вторых, не с чем было сравнивать. Йошкар-Ола была сплошь застроена

панельными и деревянными домами. Сам факультет находился на главной площади города, там, где сейчас расположено отделение Сбербанка. Здание было в аварийном состоянии, деревянные балки перекрытий, деревянная лестница на второй этаж. В памяти осталось меню буфета: эклеры и томатный сок. Удивительно, но это не напрягало. Не напрягали даже условия проживания в общежитии, в комнате на 4 человека с общим туалетом и кухней в конце коридора.

© Мотова Г. Н., 2022

1981 год

Группа «Русская филология», 1980 год

В период перестройки было сложно, как и многим. С 1991 по 1999 год работала заместителем начальника Городского управления образованием, директором Городского методического центра. Задерживали зарплату в течение 2-3-х месяцев, причем сотрудникам ГУНО ее выдавали только после того, как выплатят зарплату учителям школ. Защита кандидатской диссертации (в Московском педагогическом государственном университете) пришлась на самый дефолт - в начале сентября 1998 года.

Преподаватели были разные, отличались характером, привычками, отношением к предмету и студентам. Татьяна Антоновна Грамзина преподавала литературу начала XIX века, была очень требовательной и исключительно справедливой. Семен Яковлевич Черных отличался искренней увлеченностью предметом - зарубежной литературой. Гурий Иванович Лаврентьев преподавал старославянский язык, сдав который, считалось, что можно выходить замуж. Яркий след оставил приглашенный из Нижегородского

Г. Н. Мотова

Проект «Университетские люди»:

годы становления Марийского государственного университета в воспоминаниях выпускников

госуниверситета преподаватель философии, он отчитал весь курс в течение месяца, но так ярко, что мы приходили заранее и занимали места в аудитории на первых партах. А увлечение философскими вопросами осталось на всю жизнь. Из учебных предметов любимым был, как ни странно, английский язык, который преподавала Татьяна Петровна Останкова. С теплотой вспоминается куратор нашей «девичьей» группы Георгий Николаевич Валитов, молодой

преподаватель. Кажется, мы у него были первыми подопечными. С Алевтиной Гурьевной Лаврентьевой училась в одной группе. Тему дипломной работы выбрала на эмоциях, в тот период очень популярен был мюзикл «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», заинтересовало творчество автора. Тема диплома - «Сонетная лирика Пабло Неруды», с этой темой выступала в Нижнем Новгороде на студенческой конференции.

Заведующая кафедрой русского языка и литературы Татьяна Антоновна Грамзина, 1981 год

Преподавательница английского языка

Я активно принимала участие в студенческой жизни университета. На первом курсе - в творческом конкурсе «Голос юности» и каждый год - в «Студенческой весне». У меня была неплохая хореографическая подготовка, и я сама ставила эстрадные танцы для таких конкурсов.

Татьяна Петровна Останкова, 1979 год

Очень благодарна своим сокурсницам (например, Алевтине Гурьевне) за поддержку таких инициатив. Также предложила в большую перемену использовать радиовещательное оборудование в корпусе для студенческого радио и сама вела передачи.

Перед отъездом в колхоз, 1978 год

К сожалению, после окончания университета судьба нас разметала. В то время еще существовала практика распределения. Меня направили учителем русского языка и литературы в среднюю школу № 27. В нашем потоке было пять выпускниц с красным дипломом, а мест в городских школах - только два, остальные - в сельской местности. Вместе с тем, студенческая жизнь подарила мне двух близких подруг, с которыми мы дружны до сих пор. Еще с двумя сокурсницами пересекались по работе. Что касается моих подруг, полученная специальность им не пригодилась, одна работает в книжном магазине, другая - в казначействе. Мне же полученная специальность пригодилась: восемь лет работала учителем литературы в старших классах и завучем в школе, затем на управленческих должностях в системе среднего и высшего образования, и сейчас в журналистской деятельности как главный редактор журнала.

Поступила в заочную аспирантуру в 1996 году, то есть спустя тринадцать лет после окончания университета. В этот период в республике были начаты несколько интересных проектов под руководством заместителя министра Виталия Ивановича Петухова. Проект по дифференцированной оплате труда руководящих и педа-

гогических работников школ в зависимости от результатов оценки и присвоения категории (от первой до четвертой категории), проект по созданию Единого экзамена для выпускников школ, проект по аттестации общеобразовательных школ. Все три проекта были новыми для российской системы образования. Можно сказать, что именно в нашей республике впервые разработаны и апробированы процедуры аттестации педагогических кадров общеобразовательных и дошкольных учреждений. В нашей республике прошел первый эксперимент по проведению единых выпускных школьных и вступительных вузовских экзаменов еще до введения в России централизованного тестирования и Единого государственного экзамена. И именно в нашей республике была разработана система государственной аккредитации для вузов, учреждений СПО и школ. Будучи директором Городского методического центра я непосредственно с самого начала участвовала в этих проектах. Еще до поступления в аспирантуру было собрано много эмпирического материала, сданы два из трех кандидатских экзамена, поэтому уже через два года вышла на защиту кандидатской диссертации в Московском педагогическом государственном университете.

Г. Н. Мотова

Проект «Университетские люди»:

годы становления Марийского государственного университета в воспоминаниях выпускников

Через шесть лет, в 2004 году там же защитила докторскую. В должности заместителя директора Росаккредагентства появилось больше

возможностей для расширения исследования, теперь уже в сфере высшего образования в России и за рубежом.

Перемена, Т. Холина и А. Лаврентьева, 1979 год

Я до сих пор занимаюсь научными исследованиями, пишу научные статьи, выступаю на российских и международных конференциях, оппонирую диссертации, пишу рецензии. Круг моих интересов не изменился: это аккредитация в сфере образования, системы оценки качества образования, экспертная и оценочная деятельность в сфере образования, управление образованием, сравнительные исследования систем аккредита-

ции и оценки качества за рубежом, система гарантии качества в Болонском процессе. По этой же тематике у меня защитились три аспирантки, одна - в Казанском (Приволжском) федеральном университете, две - в Российском государственном педагогическом университете им. Герцена. Научно-исследовательская деятельность для меня - это не столько работа, сколько хобби, помогает поддерживать интерес к жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.