Научная статья на тему 'УНИВЕРСИТЕТ КАК ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ: ФИЛОСОФИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МИГЕЛЯ ДЕ УНАМУНО-И-ХУГО'

УНИВЕРСИТЕТ КАК ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ: ФИЛОСОФИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МИГЕЛЯ ДЕ УНАМУНО-И-ХУГО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Мигель де Унамуно-и-Хуго / история высшего образования / философия высшего образования / университет / Miguel de Unamuno y Hugo / History of Higher education / Philosophy of Higher Education / University

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пичугина В. К., Овсепян А. С.

Вопросы о том, что такое идеальный университет и что мешает каждому университету стать идеальным, ставил Мигель де Унамуно-и Хуго (1864–1936) — писатель, философ, филолог, драматург, общественный деятель и педагог с яркими и уникальными для своего времени идеями. Унамуно был одним из крупнейших мыслителей Испании конца XIX — начала XX века, пытавшимся указать соотечественникам на важность баланса между образовательными возможностями и потребностями страны, города и семьи. Его педагогическое наследие, объединяющее как произведения разных жанров, так и доклады, речи и лекции, до сих пор не стало предметом специального исследования. В статье осуществлен анализ концептуальных особенностей идей Мигеля де Унамуно-и-Хуго о высшем образовании, которые отражены в его главном педагогическом сочинении «О высшем образовании в Испании» (1899), докладе «Университетское образование» (1905), лекциях «Каким должен быть ректор в Испании» (1914) и «Преподавательская автономия» (1917), а также эссе «Кое-что об университетской автономии» (1919). Все эти работы до сих пор не переведены на русский язык и относятся к раннему творчеству Унамуно, охватывающему период его активной преподавательской и управленческой деятельности в Университете Саламанки. В основе его концепции развития высшего образования в Испании лежала идея о том, что университет является живым организмом, где каждый элемент («клетка») работает внутри большого целого. Современные ему проблемы высшего образования были тем, что мешало университету работать и развиваться не просто как живому, но и как здоровому организму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITY AS A LIVING ORGANISM: THE PHILOSOPHY OF HIGHER EDUCATION BY MIGUEL DE UNAMUNO Y HUGO

The questions about what an ideal university is and what prevents each university from becoming ideal were posed by Miguel de Unamuno y Hugo (1864–1936), a writer, philosopher, philologist, playwright, public figure and teacher with bright and unique ideas for his time. Unamuno was one of the greatest philosophers of Spain at the end of the XIX — beginning of the XX century, who tried to point out to his compatriots the importance of a balance between educational opportunities and the needs of the country, the city and the family. His pedagogical heritage, combining works of different genres, as well as reports, speeches and lectures, has not yet become the subject of special research. This article analyzes the conceptual features of Miguel de Unamuno y Hugo's ideas about higher education. The article analyzes the conceptual features of Miguel de Unamuno y Hugo's ideas about higher education, which are reflected in his main pedagogical essay “About Higher Education in Spain” (1899), the report “University Education” (1905), lectures “How should be the rector in Spain” (1914) and “Teaching autonomy” (1917), as well as the essay “Something about University Autonomy” (1919). All these works have not yet been translated into Russian and belong to the early work of Unamuno, covering the period of his active teaching and management activities at the University of Salamanca. His concept of the development of higher education in Spain was based on the idea that the university was a living organism, where each element (cell) works within a large whole. Contemporary problems of higher education were what prevented the university from working and developing not just as a living, but also as a healthy organism.

Текст научной работы на тему «УНИВЕРСИТЕТ КАК ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ: ФИЛОСОФИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МИГЕЛЯ ДЕ УНАМУНО-И-ХУГО»

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

. К. Пичугина

Отечественная и зарубежная педагогика. 2024. Т. 1, № 1 (97). С. 134-149. Domestic and foreign pedagogy. 2024. Vol. 1, no. 1 (97). P. 134-149.

Научная статья УДК 37.01

doi: 10.24412/2224-0772-2024-97-134-149

УНИВЕРСИТЕТ КАК ЖИВОИ ОРГАНИЗМ: ФИЛОСОФИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МИГЕЛЯ ДЕ УНАМУНО-И-ХУГО

А. С. Овсепян

Виктория Константиновна Пичугина1, Астине Сейрановна Овсепян2

1 Институт образования НИУ ВШЭ, Москва, Россия

2 Школа № 1252 имени Сервантеса, Москва, Россия

1 Pichugina_V@mail.ru

2 asya1998@mail.ru

Аннотация. Вопросы о том, что такое идеальный университет и что мешает каждому университету стать идеальным, ставил Мигель де Унамуно-и-Хуго (1864-1936) — писатель, философ, филолог, драматург, общественный деятель и педагог с яркими и уникальными для своего времени идеями. Унамуно был одним из крупнейших мыслителей Испании конца XIX — начала XX века, пытавшимся указать соотечественникам на важность баланса между образовательными возможностями и потребностями страны, города и семьи. Его педагогическое наследие, объединяющее как произведения разных жанров, так и доклады, речи и лекции, до сих пор не стало предметом специального исследования. В статье осуществлен анализ концептуальных особенностей идей Мигеля де Унамуно-и-Хуго о высшем образовании, которые отражены в его главном педагогическом сочинении «О высшем образовании в Испании» (1899), докладе «Университетское образование» (1905), лекциях «Каким должен быть ректор в Испании» (1914) и «Преподавательская автономия» (1917), а также эссе «Кое-что об универ-

© Пичугина В. К., Овсепян А. С., 2024

ситетской автономии» (1919). Все эти работы до сих пор не переведены на русский язык и относятся к раннему творчеству Унамуно, охватывающему период его активной преподавательской и управленческой деятельности в Университете Саламанки. В основе его концепции развития высшего образования в Испании лежала идея о том, что университет является живым организмом, где каждый элемент («клетка») работает внутри большого целого. Современные ему проблемы высшего образования были тем, что мешало университету работать и развиваться не просто как живому, но и как здоровому организму.

Ключевые слова: Мигель де Унамуно-и-Хуго, история высшего образования, философия высшего образования, университет

Для цитирования: Пичугина В. К., Овсепян А. С. Университет как живой организм: философия высшего образования Мигеля де Унамуно-и-Хуго // Отечественная и зарубежная педагогика. 2024. Т. 1, № 1 (97). С. 134-149. doi: 10.24412/2224-0772-2024-97-134-149

Original article

UNIVERSITY AS A LIVING ORGANISM: THE PHILOSOPHY OF HIGHER EDUCATION BY MIGUEL DE UNAMUNO Y HUGO

Victoria K. Pichugina1, Astine S. Ovsepian2

1 Institute of Education of HSE University, Moscow, Russia

2 School № 1252 named after Cervantes, Moscow, Russia

1 Pichugina_V@mail.ru

2 asya1998@mail.ru

Abstract. The questions about what an ideal university is and what prevents each university from becoming ideal were posed by Miguel de Unamuno y Hugo (1864-1936), a writer, philosopher, philologist, playwright, public figure and teacher with bright and unique ideas for his time. Unamuno was one of the greatest philosophers of Spain at the end of the XIX — beginning of the XX century, who tried to point out to his compatriots the importance of a balance between educational opportunities and the needs of the country, the city and the family. His pedagogical heritage, combining works of different genres, as well as reports, speeches and lectures, has not yet become the subject of special research. This article analyzes the conceptual features of Miguel de Unamuno y Hugo's ideas about higher education. The article analyzes the conceptual features of Miguel de Unamuno y Hugo's ideas about higher education, which are reflected in his main pedagogical essay "About Higher Education in Spain" (1899), the report "University Education" (1905), lectures "How should be the rector in Spain" (1914) and "Teaching autonomy" (1917), as well as the essay

"Something about University Autonomy" (1919). All these works have not yet been translated into Russian and belong to the early work of Unamuno, covering the period of his active teaching and management activities at the University of Salamanca. His concept of the development of higher education in Spain was based on the idea that the university was a living organism, where each element (cell) works within a large whole. Contemporary problems of higher education were what prevented the university from working and developing not just as a living, but also as a healthy organism.

Keywords: Miguel de Unamuno y Hugo, History of Higher education, Philosophy of Higher Education, University

For citation: Pichugina V. K., Ovsepian A. S. University as a living organism: the philosophy of higher education by Miguel de Unamuno y Hugo. Domestic and Foreign Pedagogy. 2024;1(1):134-149. (In Russ.). doi: 10.24412/2224-0772-2024-97-134-149

Вопросы о том, какие трансформации переживает современное университетское образование и какие стратегии развития университетов стоит считать наиболее перспективными, особенно остро поставлены в работах исследователей последних десятилетий [6; 15]. Это не столько новые, сколько вновь вынесенные на повестку дня вопросы, которые обращают к истокам университетского образования и тем проблемам, которые существуют в академическом пространстве университета и имеют многовековую историю.

В современном мире построение идеального университета уже не только один из самых значимых вызовов для каждой страны, но и некий проект — прообраз будущего, который определяет баланс между образовательными возможностями и потребностями страны, города и семьи. На сложность установления такого баланса в испанском образовании указывал Мигель де Унамуно-и-Хуго [10] (1864-1936) — один из крупнейших мыслителей Испании конца XIX — начала XX века, знаковая фигура «поколения 98 года». Мигель де Унамуно известен не только как писатель, но и как философ, филолог, публицист, драматург, общественный деятель и педагог с яркими и уникальными для своего времени идеями. Можно сказать, что Унамуно был подобен мифическому Протею, обладающему необыкновенной способностью одновременно представать во множестве разных обличий, которые становятся «видны» в его текстах разных жанров.

Цель статьи. Педагогическое наследие Унамуно, объединившее как произведения разных жанров, так и доклады, речи и лекции, в кото-

рых он высказывал оригинальные идеи и обсуждал современные ему образовательные реалии, до сих пор не стало предметом специального исследования. Его концепция развития высшего образования в Испании до сих пор осталась вне исследовательского внимания. Вместе с тем неутихающие дискуссии о связи политических изменений и изменений в сфере университетского образования и о том, что было шагом назад, а что шагом вперед на пути диктатуры к демократии в Испании в прошлом веке и как отозвалось в веке нынешнем [35], не обходятся без упоминаний об Университете Саламанки, в котором и работал Унамуно. В рамках статьи будет осуществлен анализ концептуальных особенностей идей Мигеля де Унамуно-и-Хуго о высшем образовании, содержащихся в работах раннего периода его творчества.

Методология и методы исследования. Теоретико-методологическими основами исследования выступили антропологический, герменевтический и историко-текстологический подходы к изучению истории развития образования и педагогической мысли, а также работы, в которых рассматривались особенности биографии и наследия Мигеля де Унамуно-и-Хуго. Отметим, что большинство исследователей, как отечественных, так и зарубежных, изучали и изучают художественное [2; 7; 8; 16; 22] или философское [1; 3; 4; 9; 12] наследие Унамуно, и лишь немногие акцентируют внимание на его педагогических идеях [10; 11; 18-20]. Идеи Унамуно о высшем образовании изучали Мароко дос Сантос [24] и Хемма Гордо Пиньяр [20], акцентируя внимание на отношении Унамуно к методам и стилям преподавания, а также испанский исследователь Эрнеста де Гевара Лопес де Арбина в работе «Педагогическая мысль Мигеля де Унамуно», посвященной изучению представлений Унамуно о роли государства и университета в получении образования [18]. Основными методами исследования выступили концептуализация, методы семантико-терминологического и герменевтического анализа, дискурс-анализ, контент-анализ, а также методы исторической реконструкции и историко-педагогической интерпретации.

Университет как живой организм: что такое «клетки»

Академический и педагогический пути Мигеля де Унамуно начались в Университете Саламанки — старейшем действующем университете Испании. В 1899 году он прибыл из родного города Бильбао в Саламанку, где начал преподавать греческий язык и античную литературу. Уже через

два года он был назначен ректором Университета Саламанки. Ректорское правление Унамуно закончилось неожиданно: в 1914 году он был отстранен министром общественного просвещения от должности за критику правительства страны. Новость о его отставке нашла отклик среди испанской интеллигенции, и снятие Унамуно с поста приобрело статус вопроса международного масштаба. В 1921 году Унамуно был назначен проректором, но после снова отстранен за критику существующего политического режима. В 1924 году за выступления против диктатуры Примо де Риверы Унамуно был сослан на Канарские острова, а затем отправился в добровольное изгнание во Францию, из которого вернулся только в 1930 году, когда пала диктатура. Педагог вновь смог вернуться на родину и в университет. В 1934 году Унамуно ушел в отставку и стал пожизненным ректором Университета Саламанки и человеком, в честь кого была создана кафедра.

Тридцать пять лет, которые Мигель де Унамуно проработал в университете, стали значимой частью истории Университета Саламанки. Об Унамуно как о преподавателе Университета писал его ученик — испанский исследователь Мануэль Гарсия Бланко. В работе «Дон Мигель и университет» он анализирует некоторые идеи Унамуно об устройстве университета и делится воспоминаниями об Унамуно-педагоге: «Что касается Ваших уроков по истории испанского языка, на которых мне посчастливилось быть Вашим учеником... они проходили, как и занятие греческого, в просторном и солнечном классе на верхнем этаже этого здания. сегодня преобразованного в деканат» [19, с. 32]. Не менее важным являются исследования Эмануэля Хосе Мароко дос Сантоса, выпускника Университета Саламанки. Им описаны идеи Унамуно о миссии преподавателя, которая заключается в демонстрации философских, политических, лингвистических, социальных, этических и религиозных проблем. В статье «Унамуно: университет и университетская автономия» Мароко дос Сантос пишет: «Знать, способны ли мы, преподаватели и студенты, вдохновленные словами Унамуно, сделать университет более справедливым и адаптированным к академическим, социальным, политическим и экономическим реалиям каждой страны,— это задача, которая лежит на всех нас» [23, с. 463].

В первый год работы в университете Унамуно написал свое главное педагогическое сочинение «О высшем образовании в Испании» (1899), а также доклад «Университетское образование», представленный на

II Университетской ассамблее, проходившей в Барселоне с 2 по 7 января 1905 года. Далее его идеи развития высшего образования в Испании были представлены также в прочитанных в Мадриде лекциях: «Каким должен быть ректор в Испании» (1914), «Преподавательская автономия» (1917), а также в эссе «Кое-что об университетской автономии» (1919). Указанные работы до сих пор не переведены на русский язык и относятся к раннему творчеству Унамуно, охватывающему период его активной преподавательской и управленческой деятельности. Сосредоточившись на них, мы выделим маркеры идеального университета и укажем причины его неидеальности, обозначенные у Унамуно. Следует отметить, что о проблемах высшего образования Унамуно говорил не только в начале своей карьеры, но и в последние десятилетия жизни, когда обозначал актуальные проблемы испанского образования и роль «идеального университета» в их решении.

В сочинении «О высшем образовании в Испании» Мигель де Унамуно выражал свое беспокойство и даже недовольство положением дел в высшем образовании, которое было, по его мнению, «неидеальным» и заставляло Испанию отставать от остальных стран Европы. Унамуно так писал о современной ему системе высшего образования, ставя слово «университет» с большой буквы: «И прибывая в наш испанский Университет, храм рутины и разгула, мы увидим одно из многих проявлений нашего духа. В нем преобладает потребительское (ЬепеАаапа) или богадельническое (Ьо8р1аапа) представление о государстве, которое мы сформировали, и наше укоренившееся догматическое сектантство. Это приют для сектантов-преподавателей» (перевод наш.—А. О.) [28, с. 13]. Очевидно, что Унамуно многое не устраивало в работе испанских университетов, поэтому неудивительно, что он посвятил этому не одну работу, как будто «собирая» для самого себя недостающие элементы для строительства совершенного университета. Деятельность преподавателей напоминала ему сектантство, где все подчинено давно устаревшим догмам. В этой и других работах Унамуно, которые будут рассмотрены ниже, были заложены основы методологии, в основе которой — идея о «разноуровневой ментальности университета как города/государства», оформившаяся у У. Кларка и примененная им для изучения особенностей развития старейших европейских университетов [13, с. 86].

Главы сочинения «О высшем образовании в Испании» были посвящены функционированию университетов: существующей системе экза-

менов, отношениям преподавателя и студента, работе педагогического коллектива и т.д. Именно в этом сочинении были заданы контуры его понимания университета, который он сравнивал с живым организмом, где каждый элемент работает внутри большого целого. Эта идея существует в современном образовании, находящемся в поиске новых методологических ориентиров для объяснения становления и развития «образовательных экосистем» разных уровней [14, с. 262].

Идеальный университет для Унамуно должен был отличаться органичностью отношений между факультетами и кафедрами, которые напоминали бы клетки организма [27; 29]. Если этого нет, то, по мнению Унамуно, университет не мог в полной мере обеспечить обучение и воспитание молодого испанского поколения и превращался в «фабрику выпускников и докторов наук» [27]. Об этом он пишет в статье «Университет двадцать лет назад» (1933), которая относится к более позднему периоду его творчества. Дона Мигеля возмущала «легкодо-ступность» процедуры получения дипломов, которые можно было даже купить. Он сравнивал их с магическими, волшебными бумагами, некими академическими индульгенциями, которые желающие могли легко купить. Не имея нужных знаний, можно было получить привилегии, чем часто и пользовались состоятельные родители для своих детей. Крайнее недовольство этим Унамуно выражает в своей привычной форме — в иронии. Дон Мигель писал: «Обучение сводится к симонии; вы должны приобрести, как Симон Маг хотел это сделать с помощью чудодейственной силы, научную тауматургию, бумаги, которые придают зрению магическую силу» (перевод наш.—А. О.) [28, с. 29]. Здесь университет не просто превращается в «фабрику выпускников и докторов наук», но и отстает во времени, функционируя по старой церковной модели, где знания измерялись числом бумаг.

Поднимая один из самых значимых для страны вопросов, касающийся высшего образования, Унамуно отдельными пунктами выделял проблемы университетских факультетов: он был против их упрощения и превращения в школы юристов, фармацевтов и преподавателей. Факультеты, по его мнению, «должны быть прежде всего образовательными и культурными центрами, а также центрами обучения философии, наукам, литературе и искусству» (перевод наш.—А. О.) [33, с. 144]. Кроме этого, он выступал за реформы в высшем образовании и большую финансовую поддержку университетов. То же самое говорит Унамуно и на мадридской

конференции, где снова сопротивляется превращению университетов в «фабрику выпускников юридических, медицинских и фармацевтических специальностей» [31, с. 1597-1600].

Для Унамуно «клетками» университета были не только факультеты и кафедры, но и преподаватели и читаемые ими дисциплины. Унамуно указывал на проблемы в работе университетского коллектива: «Каждый преподаватель приходил к себе в кабинет, на свою кафедру и проводил свое занятие, не особо заботясь о том, что сделают его коллеги» [27, с. 1195]. Во времена Унамуно причинами, побуждающими преподавателей собраться вместе, были только голосования за университетский сенат и иногда присутствие на выступлениях коллег. Среди преподавателей не было той сплоченности, которую так хотел видеть Унамуно. По его мнению, если преподаватель не обращается к коллективу, а действует сам, то он разрушает святость кафедры и превращает ее «в досье» (expediente), а университет — в государственное учреждение с соответствующим дидактическим досье (expediente didáctico) [28, с. 13]. В дальнейшем идею переустройства работы университетского педагогического состава изучал испанский исследователь, выпускник Университета Саламанки Эмануэль Хосе Мароко дос Сантос. В его работе «Университет, рассматриваемый Унамуно: функции ректора и педсоветов» зафиксировано то, что «механическая реальность должна перерасти в органическую, давая университету возможность развивать свою педагогическую миссию» [25, с. 240]. Это стало развитием идеи Унамуно об университете как живом организме, где только органичность отношений могла обеспечить расширение образовательных функций университетов и его факультетов [25, с. 240].

Что касается читаемых преподавателями дисциплин, Унамуно указывал на необходимость глубоких связей между ними, без которых студенты получат лишь отрывочные знания. Дисциплины, по его мнению, должны были быть не независимыми, а объединенными «минимальным общим знаменателем: человеческими знаниями» [25, с. 240]. Способы передачи студенту необходимых знаний и их оценки также его беспокоили. Испанская исследовательница Гордо Пиньяр подчеркивает, что Унамуно критиковал любые методы обучения, считая, что нет универсального способа преподавать, у каждого преподавателя должен развиваться свой собственный стиль [20]. Важными для Унамуно были не технологии, способы и методики, а общие установки на то, что

преподаватель никогда не должен отдаляться от студента (равно как и наоборот). Преподаватель и студент должны были взаимодействовать, и другого способа преподавания не существует. Об этом Унамуно писал: «Пусть заставят всех тех, кто идет в преподаватели, смешиваться с другими студентами, не образовывать отдельную касту и не верить в эту мерзость педагогики, ужасный ящик всевозможных отходов, которые делают педанты. Я против этой педагогической схоластики, учености и техники» (перевод наш.—А. О.) [26, с. 318].

Унамуно не нравилась существующая система экзаменов, вокруг которых «крутилась плохая университетская жизнь» [27, с. 1195]. Его удручало то, что испанская молодежь шла в университеты не для получения знаний, а для получения дипломов. Сдача экзаменов ничего не прибавляла к знаниям, а лишь позволяла им успешно пройти курс обучения или даже просто купить «бумагу» и получить степень. Для Унамуно экзамены считались горечью, где студенты просто запоминали и повторяли учебник. Он верил, что миссия университета состояла в создании интеллектуального единства среди испанского народа, а не в постоянном выпуске «ненастоящих» ученых.

Университет как здоровый организм: что мешает «клеткам» жить

Для Унамуно современный ему университет должен был воскреснуть и функционировать не просто как живой организм, а как здоровый организм. Для этого было необходимо изменить положение дел относительно трех вопросов: автономии университетов, свободы и демократизации университетского образования, а также географического расположения университетов.

В лекции «Преподавательская автономия» (1917) и эссе «Кое-что об университетской автономии» (1919) мыслителем подчеркивалось отсутствие в Испании университетской автономии: ее просто никогда не существовало в истории высшего образования и истории страны, которая была к ней не готова. Мароко дос Сантос в статье «Унамуно: Университет и университетская автономия» выделил ряд причин, ссылаясь на которые Унамуно делал вывод о том, что такая автономия никогда не была реализована в его время [23]. Первая причина была экономическая: у университетов не было собственных доходов, а экономика страны не могла позволить всецело обеспечивать университеты. Поскольку деятельность преподавателей, деканов и ректоров оплачивалась государством,

им же и устанавливались правила регулирования университетской жизни, а значит, перейти к автономии была крайне сложно. Вторая причина была связана с тем, что высшие учебные заведения функционировали как «подготовительные академии для экзаменов» [31, с. 1598] Автономия могла бы привести к гибели бескорыстных исследований, которые совершались настоящими преподавателями-исследователями, и росту числа нечестных, корыстных преподавателей, которые науке предпочитали экзамены.

Являясь человеком, интересующимся и принимающим участие в социально-политической жизни общества, Унамуно поднимал также и вопросы свободы и демократизации в высшем образовании. Он пропагандировал культуру свободы, призывая студентов заселять испанский интеллектуальный мир разными взглядами и идеологиями. По его мнению, однородность, которой жила Испания, приводила образование к духовной смерти, поэтому Дон Мигель отчаянно боролся за культурное и интеллектуальное разнообразие. Он был сторонником свободы образования (и высшего в том числе) от церкви. Испания начала XX века не могла позволить себе следовать старым догмам, во времена постоянной смены государственного строя религия отходила на второй план, и даже для Унамуно — человека, всю жизнь испытывающего религиозный кризис, церковные установки в высшем учреждении считались лишними.

Важной проблемой являлось и географическое расположение университетов. Испанское образование на тот момент регулировалось Законом Мойано — первым законом, согласно которому государство закрепляло за собой роль регулятора образовательных программ, действовавшим вплоть до появления Второй Испанской Республики. Этот закон гласил, что государственное управление должно быть административно разделено на центральное и местное. Общая администрация должна управляться министром развития (статья 243), в то время как местная администрация, распределенная по десяти образовательным округам, соответствующим десяти испанским университетам (статья 259), должна находиться под опекой их ректоров (статья 260). Мигель де Унамуно анализировал и уделял особое внимание преимуществам и недостаткам университетов, расположенных как в малых, так и в крупных городских центрах. Он поддерживал малые города, поскольку они влияли на культурную среду академических центров [29, с. 1276-1277]. Что касается крупных городов, то Унамуно приводил в пример Мадридский универ-

ситет и подчеркивал, что он предлагал лучшие условия для проведения исследований: есть лаборатории, музеи, библиотеки, однако вместо того, чтобы усилить этих «энергичных личностей», университет «законсервировал» их в «индивидуализме смерти» из-за отсутствия общения в коллективе [29, с. 1276-1277].

В сочинениях разных лет Унамуно часто проводит сравнение испанских университетов с немецкими, которые, по его мнению, превосходили первые. Он считал, что кафедры в университетах следовало бы реформировать по немецкому образцу, то есть превратить их в лаборатории и научно-исследовательские центры, а внутри кафедр предоставить преподавателям научную свободу, мотивировав на исследовательскую деятельность. Одной из значимых проблем испанского университета Унамуно считал небольшое количество (или даже полное отсутствие) у преподавателей публикаций, что отражало их малую заинтересованность в реальных исследованиях. Преподаватели должны были не просто учить, но и изучать. Унамуно часто приводил в пример английские университеты, считая, что в испанских могла бы процветать университетская жизнь, подобно Оксфордскому и Кембриджскому университетам.

Деятельность преподавателя, по мнению Унамуно, не заканчивалась на преподавании дисциплин: он должен был развиваться в науке сам и «заражать» наукой студентов. О необходимости для преподавателей публиковать научные работы Унамуно упоминал в своем докладе: «Если мы хотим, чтобы наши университеты пользовались престижем, необходимым для того, чтобы они стали центрами отечественной культуры, и если мы хотим, чтобы нас считали настоящими учителями образованной молодежи, сегодня в Испании необходимо, чтобы профессор был публицистом» [33, с. 138-144]. Рубио Латорре отмечает, что Унамуно испытывал разочарование больше из-за ненаучности преподавания, чем из-за педагогических недостатков в нем [21, с. 36].

В этом же докладе Мигель де Унамуно говорил следующее: «Университет должен быть центром высокой культуры, и в этом отношении можно и нужно утверждать, что без ущерба для своих докторских обязанностей профессор должен быть гражданином, который есть у государства и которого оно защищает, чтобы он исследовал, изучал и разрабатывал доктрины, которые без такой защиты и поддержки не могут быть приняты; и оставленный на произвол судьбы, он не смог бы ни исследовать, ни устанавливать» (перевод наш.—А.О.) [33, с. 138-144].

В конце своего главного педагогического сочинения «О высшем образовании в Испании» Унамуно с искренностью описывает цель его написания: «Я избегал вдаваться в подробности, потому что моя цель заключалась не в том, чтобы придумать новый план, а в том, чтобы расшевелить дух. Я стремился быть наводящим на размышления, а не поучать, провоцировать, а не предлагать решения» (перевод наш.—А. О.)

[28, с. 58]. Эти фразы определяют цели написания и других сочинений, касающихся проблем и перспектив современного Унамуно высшего образования. Мигель де Унамуно не относится к тем, кто предлагал готовые способы решения; он был агитатором и мыслителем, который хочет взбудоражить дух испанской интеллигенции. Он так оценивал свою миссию: «То, что прежде всего необходимо, так это то, чтобы широкая публика — та, которая читает газеты и болтает в кафе, а также играет в бильярд в кафе,—проявляла интерес к вопросам преподавания. <.. .> Не с помощью лекарств или терапевтических препаратов, не с помощью хирургических операций — хотя некоторые из них необходимы — устраняются пороки нашего общественного образования, а с помощью гигиены; не с помощью жалких планов, а с помощью веры тех, кто учит» (перевод наш.—А. О.) [28, с. 58].

Заключение

Преодолев множество трудностей на пути к статусу пожизненного ректора Университета Саламанки и знаковой фигуре испанской интеллигенции, Унамуно внес существенный вклад в формирование новых представлений о роли и миссии испанского университета. Философия высшего образования Унамуно не являлась только теоретической разработкой; это был продукт его нелегкого пути в качестве преподавателя и управленца. На знаменитый вопрос «Зачем нужны университеты?» [6] Унамуно отвечал, что их миссия заключается в приобщении к высокой культуре, а не просто в передаче знаний и раздаче степеней. Он хотел, чтобы высшее образование было доступно представителям всех слоев общества, а не только избранным, потому что сильные университеты смогли бы дать толчок в развитии не просто отдельным людям, но и всей стране.

Его метафорическое представление об идеальном университете как живом организме, состоящем из сложно взаимодействующих клеток, открывает возможность для нового направления исследований, из-

учающих историю высшего образования как историю университета, балансирующего на грани между идеальной нормой (университет как «фабрика выпускников и докторов наук») и реальной практикой (университет и его «надоедливые дела»). Это направление предполагает изучение концептуальных особенностей самых ярких идей о высшем образовании разных эпох и их (не)интегрированность во времени — своем или нашем. Все, что было названо Унамуно мешающим университету функционировать как здоровому живому организму, и сейчас является значимыми проблемами современного высшего образования.

Список источников

1. Гусева Т. К. К вопросу об экзистенциализме: Мигель де Унамуно // Вестник БГУ 2011. № 6. С. 53-58.

2. Еремина Е. А. Мигель де Унамуно и его трагическое чувство жизни // Litera. 2014. № 1. С. 50-67.

3. Еремина Е. А. Нарратологические особенности «ниволы» Мигеля де Унамуно «Туман» // Филология и литературоведение. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://philology.snauka. ru/2014/02/695 (дата обращения: 16.10.2023).

4. Измоденова А. С. Своеобразие художественного конфликта в философской лирике Мигеля де Унамуно: концепция Агониста и Странника // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017. Т. 22, № 3. С. 501-508.

5. Кларк У Академическая харизма и истоки исследовательского университета / пер. с англ. М. Рудакова. М.: Изд-во ВШЭ, 2017. 734 с.

6. Коллини С. Зачем нужны университеты? / пер. с англ. Д. Кралечкина; под науч. ред. А. Смирнова. М.: Изд. дом ВШЭ, 2016. 264 с.

7. Корконосенко К. С. Мигель де Унамуно и русская культура. СПб.: Европейский Дом, 2002. 400 с.

8. Корконосенко К. С. Полифонический роман Достоевского и агонический «руман» Унамуно // Русская литература. 1999. № 4. С. 114-122.

9. Нестерова В. Н. Проблема подлинного существования в философии Мигеля де Унамуно: дис. ... канд. филос. наук. Екатеринбург, 2003. 164 с.

10. Овсепян А. С. Педагогика страны, города и семьи в романе Мигеля де Унамуно «Мир среди войны» // Теория и практика современного образования в пространстве историко-педагогиче-ского процесса: монография / под ред. Г. Б. Корнетова. М.: АСОУ, 2023. С. 107-111.

11. Овсепян А. С. Проблемы высшего образования в трудах Мигеля де Унамуно // Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: Актуализация историко-педагогического наследия в первой четверти XXI века: материалы XVIII международной научной конференции, Москва, 10 ноября 2022 года. М.: АСОУ 2022. С. 258-263.

12. ОрешкинА. С. Кихотизм — трагедия бессмертия // Litera. 2012. № 1. С. 128-162.

13. Пичугина В. К., Лурье З.А. Город-университет и государство-университет: методологический инструментарий Уильяма Кларка // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 5. С. 85-101.

14. Прикот О. Г. Генезис концепта «продуктивное образование» // Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: объяснение историей как способ познания педагогического настоящего: материалы XIX международной научной конференции. Москва, 16 ноября 2023 года. М.: АСОУ, 2023. С. 262-265.

15. Ридингс Б. Университет в руинах / пер. с англ. А. М. Корбута. 2-е изд. М.: Изд. дом ВШЭ, 2021. 304 с.

16. Степанов Г. В. Разнообразие поэтических проекций (Унамуно, Валье-Инклан, Бароха):

художественно-философские искания Мигеля де Унамуно / Язык. Литература. Поэтика. М.: Наука, 1988. С. 282-291.

17. Тейтельбаум Е. С. Испанская и португальская философия конца XIX — первой трети XX века: философствование в пространстве литературы и формы этого философствования в творчестве М. Унамуно, А. Мачадо и Ф. Пессоа: дис. ... канд. филос. наук. Екатеринбург, 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://vak.minobmauki.gov.ru/advert/100005916 (дата обращения: 16.10.2023).

18. De Guevara López de Arbina E. L. El pensamiento pedagógico de Miguel de Unamuno // Revista Española de Pedagogía. 2001. Vol. 59, no. 220. P. 403-419.

19. García Blanco M. Don Miguel y la universidad. Cuadernos de la Cátedra Miguel de Unamuno. 1963. No. 13. P. 12-32.

20. Gordo Piñar G. El pensamiento educativo de Miguel de Unamuno // Humanistyka i Przyrodoznawstwo. 2012. No. 18. P. 168-182.

21. LatorreR. R. Unamuno, Educador // Catedra Miguel de Unamuno. Cuadernos. 1973. Vol. 23. P. 27-47.

22. Marías J. Miguel De Unamuno. Madrid: Madrid Espasa, 1997. 225 p.

23. Maroco dos Santos E. J. Unamuno: la universidad y la autonomía universitaria // Educaçâo e Filosofia, 2016. Vol. 30, no. 59. Р. 447-466.

24. Maroco dos Santos E. J. La Crítica de Unamuno hacia la Pedagogía en cuanto Ciencia Independiente // Educaçâo & Realidade. 2018. Vol. 43, no. 3. P. 1095-1114.

25. Maroco dos Santos E. J. La universidad vista por Unamuno: las funciones del rector y de los claustros // Ideas y Valores. 2018. Vol. 67, no. 166. Р. 233-242.

26. Unamuno M. (en adelante U.) Epistolario inédito I (1894—1914) / edición de L. Robles, Colección Austral, Espasa-Calpe, Madrid: Espasa Calpe. 1991. 369 p.

27. Unamuno M. La universidad hace veinte años. Obras completas. Vol. VIII, Madrid: Escelicer.

1970. P. 1195-1198.

28. Unamuno M. De la enseñanza superior en España. Obras completas de Miguel de Unamuno; edición y prólogo de Ricardo Senabre // Biblioteca Castro, Turner. 1995. Vol. 8. Р. 3-58.

29. Unamuno M. Obras Completas. Vol. VII. Madrid: Escelicer. 1969. 1547 p.

30. Unamuno M. Obras completas. Vol. VIII. Madrid: Escelicer. 1970. 1270 p.

31. Unamuno M. Algo sobre autonomía universitaria // Obras Completas IX. Madrid: Escelicer.

1971. Р. 1597-1600.

32. Unamuno M. Autonomía docente. Conferencia pronunciada en la sección pública de 3 de enero de 1917, en la Real Academia de Jurisprudencia y Legislación, de Madrid // Obras Completas IX. Madrid: Escelicer. 1971. Р. 340-354.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33. Unamuno M. La enseñanza universitaria. Ponencia presentada a la II Asamblea Universitaria, celebrada en Barcelona del 2 al 7 de enero de 1905 // Obras Completas IX. Madrid: Escelicer. 1971. Р. 138-144.

34. Unamuno M. Lo que ha de ser un rector en España. Conferencia leída en el ateneo de Madrid, el 25 de noviembre de 1914 // Obras Completas IX. Madrid: Escelicer. 1971. Р. 267-316.

35. ViñaoA. From dictatorship to democracy: history of education in Spain // Pedagógica Histórica. 2014. Vol. 50, no. 6. P. 830-843.

References

1. Guseva T. K. K voprosu ob jekzistencializme: Migel' de Unamuno // Vestnik BGU. 2011. № 6. S. 53-58. [In Rus].

2. Eremina E. A. Migel' de Unamuno i ego tragicheskoe chuvstvo zhizni // Litera. 2014. № 1. S. 50-67. [In Rus].

3. Eremina E. A. Narratologicheskie osobennosti «nivoly» Migelja de Unamuno «Tuman» // Filologija i literaturovedenie. 2014. № 2 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://philology.snauka.ru/2014/02/695 (data obrashhenija: 16.10.2023). [In Rus].

4. Izmodenova A. S. Svoeobrazie hudozhestvennogo konflikta v filosofskoj lirike Migelja de Unamuno: koncepcija Agonista i Strannika // Vestnik RUDN. Serija: Literaturovedenie. Zhurnalistika. 2017. T. 22, № 3. S. 501-508. [In Rus].

5. Klark U. Akademicheskaja harizma i istoki issledovatel'skogo universiteta I per. s angl. M. Rudakova. M.: Izd-vo VShJe, 2017. 734 s. [In Rus].

6. Kollini S. Zachem nuzhny universitety? I per. s angl. D. Kralechkina; pod nauch. red. A. Smirnova. M.: Izd. dom VShJe, 2016. 264 s. [In Rus].

7. Korkonosenko K. S. Migel' de Unamuno i russkaja kul'tura. SPb.: Evropejskij Dom, 2002. 400 s. [In Rus].

8. Korkonosenko K. S. Polifonicheskij roman Dostoevskogo i agonicheskij «ruman» Unamuno II Russkaja literatura. 1999. № 4. S. 114-122. [In Rus].

9. Nesterova V. N. Problema podlinnogo sushhestvovanija v filosofii Migelja de Unamuno: dis. ... kand. filos. nauk. Ekaterinburg, 2003. 164 s. [In Rus].

10. Ovsepjan A. S. Pedagogika strany, goroda i sem'i v romane Migelja de Unamuno «Mir sredi vojny» II Teorija i praktika sovremennogo obrazovanija v prostranstve istoriko-pedagogicheskogo processa: monografija I pod red. G. B. Kornetova. M.: ASOU, 2023. S. 107-111. [In Rus].

11. Ovsepjan A. S. Problemy vysshego obrazovanija v trudah Migelja de Unamuno II Istoriko-pedagogicheskoe znanie v nachale III tysjacheletija: Aktualizacija istoriko-pedagogicheskogo nasledi-ja v pervoj chetverti XXI veka: materialy XVIII mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, Moskva,

10 nojabrja 2022 goda. M.: ASOU, 2022. S. 258-263. [In Rus].

12. Oreshkin A. S. Kihotizm — tragedija bessmertija II Litera. 2012. № 1. S. 128-162. [In Rus].

13. Pichugina V. K., Lure Z. A. Gorod-universitet i gosudarstvo-universitet: metodologicheskij instru-mentarij Uil'jama Klarka Il Vysshee obrazovanie v Rossii. 2022. T. 31, № 5. S. 85-101. [In Rus].

14. Prikot O. G. Genezis koncepta «produktivnoe obrazovanie» II Istoriko-pedagogicheskoe znanie v nachale III tysjacheletija: ob#jasnenie istoriej kak sposob poznanija pedagogicheskogo nastojashhego: materialy XIX mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Moskva, 16 nojabrja 2023 goda. M.: ASOU, 2023. S. 262-265. [In Rus].

15. Ridings B. Universitet v ruinah I per. s angl. A. M. Korbuta. 2-e izd. M.: Izd. dom VShJe, 2021. 304 s. [In Rus].

16. Stepanov G. V. Raznoobrazie pojeticheskih proekcij (Unamuno, Val'e-Inklan, Baroha): hudozhest-venno-filosofskie iskanija Migelja de Unamuno I Jazyk. Literatura. Pojetika. M.: Nauka, 1988. S. 282-291. [In Rus].

17. Tejtel'baum E. S. Ispanskaja i portugal'skaja filosofija konca XIX — pervoj treti XX veka: filosof-stvovanie v prostranstve literatury i formy jetogo filosofstvovanija v tvorchestve M. Unamuno, A. Machado i F. Pessoa: dis. ... kand. filos. nauk. Ekaterinburg, 2016 [Jelektronnyj resurs]. URL: https:IIvak.minobrnauki.gov.ruIadvertI100005916 (data obrashhenija: 16.10.2023). [In Rus].

18. De Guevara López de Arbina E. L. El pensamiento pedagógico de Miguel de Unamuno II Revista Española de Pedagogía. 2001. Vol. 59, no. 220. P. 403-419.

19. García Blanco M. Don Miguel y la universidad. Cuadernos de la Cátedra Miguel de Unamuno. 1963. No. 13. P. 12-32.

20. Gordo Piñar G. El pensamiento educativo de Miguel de Unamuno II Humanistyka i Przyrodoznawstwo. 2012. No. 18. P. 168-182.

21. Latorre R. R. Unamuno, Educador II Catedra Miguel de Unamuno. Cuadernos. 1973. Vol. 23. P. 27-47.

22. Marías J. Miguel De Unamuno. Madrid: Madrid Espasa, 1997. 225 p.

23. Maroco dos Santos E. J. Unamuno: la universidad y la autonomía universitaria Il Educaçao e Filosofia, 2016. Vol. 30, no. 59. P. 447-466.

24. Maroco dos Santos E. J. La Crítica de Unamuno hacia la Pedagogía en cuanto Ciencia Independiente

11 Educaçao & Realidade. 2018. Vol. 43, no. 3. P. 1095-1114.

25. Maroco dos Santos E. J. La universidad vista por Unamuno: las funciones del rector y de los claustros II Ideas y Valores. 2018. Vol. 67, no. 166. P. 233-242.

26. Unamuno M. (en adelante U.) Epistolario inédito I (1894-1914) I edición de L. Robles, Colección Austral, Espasa-Calpe, Madrid: Espasa Calpe. 1991. 369 p.

27. Unamuno M. La universidad hace veinte años. Obras completas. Vol. VIII, Madrid: Escelicer. 1970. P. 1195-1198.

28. Unamuno M. De la enseñanza superior en España. Obras completas de Miguel de Unamuno; edición y prólogo de Ricardo Senabre II Biblioteca Castro, Turner. 1995. Vol. 8. P. 3-58.

29. Unamuno M. Obras Completas. Vol. VII. Madrid: Escelicer. 1969. 1547 p.

30. Unamuno M. Obras completas. Vol. VIII. Madrid: Escelicer. 1970. 1270 p.

31. Unamuno M. Algo sobre autonomía universitaria // Obras Completas IX. Madrid: Escelicer. 1971. Р. 1597-1600.

32. Unamuno M. Autonomía docente. Conferencia pronunciada en la sección pública de 3 de enero de 1917, en la Real Academia de Jurisprudencia y Legislación, de Madrid // Obras Completas IX. Madrid: Escelicer. 1971. Р. 340-354.

33. Unamuno M. La enseñanza universitaria. Ponencia presentada a la II Asamblea Universitaria, celebrada en Barcelona del 2 al 7 de enero de 1905 // Obras Completas IX. Madrid: Escelicer. 1971. Р. 138-144.

34. Unamuno M. Lo que ha de ser un rector en España. Conferencia leída en el ateneo de Madrid, el 25 de noviembre de 1914 // Obras Completas IX. Madrid: Escelicer. 1971. Р. 267-316.

35. Viñao A. From dictatorship to democracy: history of education in Spain // Pedagógica Histórica. 2014. Vol. 50, no. 6. P. 830-843.

Информация об авторах

В. К. Пичугина — профессор

А. С. Овсепян — учитель испанского языка

Information about the authors

V. K. Pichugina — Professor A. S. Ovsepian — Spanish teacher

Статья поступила в редакцию 23.10.2023; одобрена после рецензирования 17.11.2023; принята к публикации 16.01.2024. The article was submitted 23.10.2023; approved after reviewing 17.11.2023; accepted for publication 16.01.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.