А.В. ЛЮБАВЦЕВ
старший преподаватель Московского государственного университета приборостроения и информатики Е-mail: yand-man@yandex.ru Тел. 8 910 74 7 63 40
УНИВЕРСИТЕТ КАК СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОНЯТИЕ МОБИЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТСКИХ СТРУКТУР
В статье рассмотрено понятие университетских мобильных структур как специфического способа организации учебной и научно-инновационной деятельности университета. Проведен сравнительный анализ и показаны отличия от научно-производственных комплексов и корпоративных университетов.
Ключевые слова: университет, корпоративный университет, научно-производственный комплекс, учебная, научная и инновационная деятельность.
Одним из ключевых моментов стандартов третьего поколения, внедряемых в настоящее время в высшей школе, является стимулирование интеграционных процессов между образовательными и бизнес-структурами.
Данная задача формулировалась неоднократно, и в настоящее время можно констатировать два подхода к ее решению. Они различаются по виду инициирующей структуры. В одном случае в качестве системообразующего начала выступают образовательные структуры, а в другом - корпоративные образования. Оба подхода, на наш взгляд, обладают существенными недостатками, преодолеть которые позволили бы новые подходы к организационному строительству интегрированных структур в системе высшего образования. Развитие сетевых подходов к организационному строительству - характерная черта департаментизации во второй половине XX века. Сетевые и сетеподобные структуры более гибко реагируют на изменения внешней среды и позволяют быстрее реагировать, разрабатывая адекватные адаптационные стратегии.
Рассмотрим наиболее характерные примеры.
В качестве инициатора интеграции, системообразующего центра, может выступать один вуз. Так, Орловский государственный технический университет [2] является одним из первых вузов России, разработавшим и реализовавшим концепцию глубокой интеграции образования, науки и производства в форме учебно-научно-производственного комплекса, ставшего основой развития образования, экономики и социальной сферы региона. Этот статус был официально закреплен 25 ноября 2010 г., когда ОрелГТУ был переименован в федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс».
В качестве инициатора интеграции может вы© А.В. Любавцев
ступать группа вузов и органы государственного регулирования. В Томской области образована интеграционная некоммерческая организация - Томская ассоциация научно-образовательных учреждений «Межведомственный научно-образовательный
центр» (МНОЦ) [3]. Учредителями ассоциации стали все вузы, научно-исследовательские институты и Администрация Томской области. Главным органом управления МНОЦ является Совет МНОЦ, состоящий из руководителей учреждений учредителей ассоциации. Текущее управление осуществляется дирекцией МНОЦ. Уставными целями МНОЦ являются:
- разработка и апробация оптимальных механизмов экономического, правового и организационного взаимодействия науки, образования и производства для сохранения, развития и эффективного использования интеллектуального потенциала в интересах экономики и социальной сферы Российской Федерации и Томской области;
- представление и защита общих интересов участников Центра в федеральных и региональных органах государственной власти и управления;
- обеспечение реализации федеральной, межрегиональной и региональной научнообразовательной и научно-технической политики на основе согласования своей деятельности с федеральными министерствами и ведомствами и Администрацией Томской области.
Альтернативный подход - это инициатива со стороны предпринимательских структур. Существует два базовых подхода к созданию корпоративного университета - альянс с традиционными учебными заведениями или специализированными сервисными фирмами (чаще всего консалтинговыми) либо формирование самостоятельной структуры.
В России в качестве корпоративных университетов можно рассматривать образовательную
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
- основные образовательные программы;
Образовательные программы
Договорные
отношения
- дополнительные программы подготовки и переподготовки кадров
Товары,
услуг
- научные исследования и разработки;
Работы, услуги
- гранты
- инициативные разработки
- процессы в аутсорсинге
%
Структурные
подразделения
осуществляющие
образовательную
деятельность
кафедры;
факультеты;
Обслуживающие
УНИВЕРСИТЕТ подразделения
(инфраструктура)
Структурные
подразделения,
осуществляющие
научную
деятельность
Университет как юридическое лицо
Акционерные
отношения
Трудовой
.договор
Физические лица и
временные
творческие
коллективы
Договор возмездног о оказания услуг
1 1 1 - производственные;
1 1 Малые
1 1 1 инновационные
1 1 1 - научно-исследовательские;
1 1 і V \ - технико-внедренческие;
Товары,
услуг
нО
Н
X
и
<
Университет как сетевая структура
Рис. 1. Университет как сетевая организация и понятие мобильных университетских структур.
деятельность в рамках Северстали, Газпрома и некоторых других достаточно крупных компаний.
Причины их формирования [1].
Во-первых, необходимость реализации новой бизнес-инициативы - слияния, поглощения компаний, введения в портфель новых видов бизнеса, новых продуктов и т.д.
Во-вторых - ассимиляция новых менеджеров в компании и удержание ценных кадров. Этот подход характерен для компаний с проблемой текучести кадров. Таким образом система позволяет определять потребность в обучении каждого сотрудника (если поставленная перед подразделением/сотрудником цель не достигнута, причиной может быть недостаток конкретных знаний или навыков), а также индивидуальные достижения до и после обучения, то есть эффективность образовательных программ.
Третьей причиной создания корпоративного университета можно назвать сохранение культурного наследия, укрепление и развитие ослабевшей корпоративной культуры. Введение в обучающие программы предметов, связанных с общечеловеческой культурой, с историей становления компании, развития и поддержания корпоративности имеет в виду решение основной задачи — приведение в соответствие целей и принципов корпорации с целями и ценностями отдельной личности.
При этом обращает на себя внимание, что все интегрированные образовательные формирования (сформированные как по инициативе университетов, так и по инициативе предпринимательских структур) в России, в подавляющем большинстве,
- это крупные интегрированные, как правило, централизованные структуры, объединяющие в себе (обычно на основе перекрестного владения имуществом) всю совокупность звеньев инновационной цепочки, которые сформировались в наиболее трудный для учебных и научных организаций период постсоветской истории. Оживление экономики, возрастающий динамизм инновационных процессов ставит подобные образования перед сложной проблемой необходимости динамизации систем управления и формирования адекватной организационной структуры. Зарубежный опыт реформирования крупных многоуровневых интегрированных структур показывает, что одним из эффективных методов решения данных проблем является создание сетеподобных образований, взаимодействие которых осуществляется на договорной основе и мотивируется совпадением стратегических целей развития.
В качестве подобного сетеообразного организационного строения, существенно повышающего
адаптационные характеристики системы в целом, могут выступить университетские мобильные структуры. В наиболее общем виде университет как сетевая организация и понятие мобильных университетских структур, а также ключевые институты их формирования представлены на рисунке 1.
Университетские мобильные структуры - это такая форма управления образовательной и инновационной деятельностью вуза, при которой в процессе взаимодействия с крупными хозяйствующими субъектами, группами субъектов определенного типа (например, отрасли), государственными или саморегулирующимися организациями, создается специализированное структурное подразделение, обладающее определенной самостоятельностью в выборе и формировании образовательных программ, методах привлечения и использования средств, при условии соответствия уставным целям вуза и хозяйствующего субъекта, а также нормативным документам в сфере образования.
Подобный подход к организационному строительству потребует существенных преобразований как в системе управления финансовыми потоками ВУЗов, так и в отношении функционирования системы качества. Они, с одной стороны, должны быть едиными, дабы не разрушать общее инновационнообразовательное пространство, а с другой - предоставлять достаточно широкие возможности как в отношении распоряжения финансовыми средствами, так и в отношении постановки целей и формулирования критериев их достижения. Основой организационного строительства должно стать, наряду с перекрестным владением собственностью, широкое использование договорных отношений, юридически оформленных по типу стратегического альянса, где в качестве предмета договора выступает, в первую очередь, согласование и единство целей. При этом на системообразующий вуз возлагаются обязанности по разработке «правил игры», то есть регламентов и процедур, по которым осуществляется взаимодействие между участниками сетеподобной инновационно-образовательной структуры. Предлагаемое организационное строение обеспечивает формирование квази-конкурентной среды, что особенно актуально при переходе на новый порядок финансирования образовательных программ.
Таким образом, в статье рассмотрено понятие университетских мобильных структур как специфического способа организации учебной и научноинновационной деятельности вуза. Проведен сравнительный анализ и показаны отличия их от научно-производственных комплексов и корпоративных университетов.
———UT<I УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
Библиографический список
1. Козак Н. Корпоративный университет. Управление компанией (Издается в Украине) (№12, 2001) http:// www.management.com.ua/hrm/hrm021.htm
2. http://gu-unpk.ru/
3. Зинченко В.И., РоговГ.М., ТюльковГ.И. и др. Межведомственная программа «Совершенствование и апробация механизмов развития научно-образовательной сферы в условиях реформирования экономики на примере Томской области». Томск. 2002. 88 с.
A.V. LUBAVCEV UNIVERSITY AS A NETWORK ORGANIZATION AND THE CONCEPT OF MOBILE UNIVERSITY STRUCTURES
The paper considers the concept of university mobile structures, as a specific way of organizing teaching and research and innovation activities of the university. A comparative analysis and shows differences from the research and production facilities and corporate universities.
Key words: university, corporate university, research and production complex, educational, scientific and innovation activity.