Научная статья на тему 'Университет как сетевая организация и понятие мобильных университетских структур'

Университет как сетевая организация и понятие мобильных университетских структур Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

71
26
Поделиться
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ / КОРПОРАТИВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / УЧЕБНАЯ / НАУЧНАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Любавцев А. В.

В статье рассмотрено понятие университетских мобильных структур как специфического способа организации учебной и научно-инновационной деятельности университета. Проведен сравнительный анализ и показаны отличия от научно-производственных комплексов и корпоративных университетов.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Любавцев А.В.,

UNIVERSITY AS A NETWORK ORGANIZATION AND THE CONCEPT OF MOBILE UNIVERSITY STRUCTURES

The paper considers the concept of university mobile structures, as a specifi c way of organizing teaching and research and innovation activities of the university. A comparative analysis and shows differences from the research and production facilities and corporate universities.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Университет как сетевая организация и понятие мобильных университетских структур»

А.В. ЛЮБАВЦЕВ

старший преподаватель Московского государственного университета приборостроения и информатики Е-mail: yand-man@yandex.ru Тел. 8 910 74 7 63 40

УНИВЕРСИТЕТ КАК СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОНЯТИЕ МОБИЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТСКИХ СТРУКТУР

В статье рассмотрено понятие университетских мобильных структур как специфического способа организации учебной и научно-инновационной деятельности университета. Проведен сравнительный анализ и показаны отличия от научно-производственных комплексов и корпоративных университетов.

Ключевые слова: университет, корпоративный университет, научно-производственный комплекс, учебная, научная и инновационная деятельность.

Одним из ключевых моментов стандартов третьего поколения, внедряемых в настоящее время в высшей школе, является стимулирование интеграционных процессов между образовательными и бизнес-структурами.

Данная задача формулировалась неоднократно, и в настоящее время можно констатировать два подхода к ее решению. Они различаются по виду инициирующей структуры. В одном случае в качестве системообразующего начала выступают образовательные структуры, а в другом - корпоративные образования. Оба подхода, на наш взгляд, обладают существенными недостатками, преодолеть которые позволили бы новые подходы к организационному строительству интегрированных структур в системе высшего образования. Развитие сетевых подходов к организационному строительству - характерная черта департаментизации во второй половине XX века. Сетевые и сетеподобные структуры более гибко реагируют на изменения внешней среды и позволяют быстрее реагировать, разрабатывая адекватные адаптационные стратегии.

Рассмотрим наиболее характерные примеры.

В качестве инициатора интеграции, системообразующего центра, может выступать один вуз. Так, Орловский государственный технический университет [2] является одним из первых вузов России, разработавшим и реализовавшим концепцию глубокой интеграции образования, науки и производства в форме учебно-научно-производственного комплекса, ставшего основой развития образования, экономики и социальной сферы региона. Этот статус был официально закреплен 25 ноября 2010 г., когда ОрелГТУ был переименован в федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс».

В качестве инициатора интеграции может вы© А.В. Любавцев

ступать группа вузов и органы государственного регулирования. В Томской области образована интеграционная некоммерческая организация - Томская ассоциация научно-образовательных учреждений «Межведомственный научно-образовательный

центр» (МНОЦ) [3]. Учредителями ассоциации стали все вузы, научно-исследовательские институты и Администрация Томской области. Главным органом управления МНОЦ является Совет МНОЦ, состоящий из руководителей учреждений учредителей ассоциации. Текущее управление осуществляется дирекцией МНОЦ. Уставными целями МНОЦ являются:

- разработка и апробация оптимальных механизмов экономического, правового и организационного взаимодействия науки, образования и производства для сохранения, развития и эффективного использования интеллектуального потенциала в интересах экономики и социальной сферы Российской Федерации и Томской области;

- представление и защита общих интересов участников Центра в федеральных и региональных органах государственной власти и управления;

- обеспечение реализации федеральной, межрегиональной и региональной научнообразовательной и научно-технической политики на основе согласования своей деятельности с федеральными министерствами и ведомствами и Администрацией Томской области.

Альтернативный подход - это инициатива со стороны предпринимательских структур. Существует два базовых подхода к созданию корпоративного университета - альянс с традиционными учебными заведениями или специализированными сервисными фирмами (чаще всего консалтинговыми) либо формирование самостоятельной структуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В России в качестве корпоративных университетов можно рассматривать образовательную

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

- основные образовательные программы;

Образовательные программы

Договорные

отношения

- дополнительные программы подготовки и переподготовки кадров

Товары,

услуг

- научные исследования и разработки;

Работы, услуги

- гранты

- инициативные разработки

- процессы в аутсорсинге

%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Структурные

подразделения

осуществляющие

образовательную

деятельность

кафедры;

факультеты;

Обслуживающие

УНИВЕРСИТЕТ подразделения

(инфраструктура)

Структурные

подразделения,

осуществляющие

научную

деятельность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Университет как юридическое лицо

Акционерные

отношения

Трудовой

.договор

Физические лица и

временные

творческие

коллективы

Договор возмездног о оказания услуг

1 1 1 - производственные;

1 1 Малые

1 1 1 инновационные

1 1 1 - научно-исследовательские;

1 1 і V \ - технико-внедренческие;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Товары,

услуг

нО

Н

X

и

<

Университет как сетевая структура

Рис. 1. Университет как сетевая организация и понятие мобильных университетских структур.

деятельность в рамках Северстали, Газпрома и некоторых других достаточно крупных компаний.

Причины их формирования [1].

Во-первых, необходимость реализации новой бизнес-инициативы - слияния, поглощения компаний, введения в портфель новых видов бизнеса, новых продуктов и т.д.

Во-вторых - ассимиляция новых менеджеров в компании и удержание ценных кадров. Этот подход характерен для компаний с проблемой текучести кадров. Таким образом система позволяет определять потребность в обучении каждого сотрудника (если поставленная перед подразделением/сотрудником цель не достигнута, причиной может быть недостаток конкретных знаний или навыков), а также индивидуальные достижения до и после обучения, то есть эффективность образовательных программ.

Третьей причиной создания корпоративного университета можно назвать сохранение культурного наследия, укрепление и развитие ослабевшей корпоративной культуры. Введение в обучающие программы предметов, связанных с общечеловеческой культурой, с историей становления компании, развития и поддержания корпоративности имеет в виду решение основной задачи — приведение в соответствие целей и принципов корпорации с целями и ценностями отдельной личности.

При этом обращает на себя внимание, что все интегрированные образовательные формирования (сформированные как по инициативе университетов, так и по инициативе предпринимательских структур) в России, в подавляющем большинстве,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- это крупные интегрированные, как правило, централизованные структуры, объединяющие в себе (обычно на основе перекрестного владения имуществом) всю совокупность звеньев инновационной цепочки, которые сформировались в наиболее трудный для учебных и научных организаций период постсоветской истории. Оживление экономики, возрастающий динамизм инновационных процессов ставит подобные образования перед сложной проблемой необходимости динамизации систем управления и формирования адекватной организационной структуры. Зарубежный опыт реформирования крупных многоуровневых интегрированных структур показывает, что одним из эффективных методов решения данных проблем является создание сетеподобных образований, взаимодействие которых осуществляется на договорной основе и мотивируется совпадением стратегических целей развития.

В качестве подобного сетеообразного организационного строения, существенно повышающего

адаптационные характеристики системы в целом, могут выступить университетские мобильные структуры. В наиболее общем виде университет как сетевая организация и понятие мобильных университетских структур, а также ключевые институты их формирования представлены на рисунке 1.

Университетские мобильные структуры - это такая форма управления образовательной и инновационной деятельностью вуза, при которой в процессе взаимодействия с крупными хозяйствующими субъектами, группами субъектов определенного типа (например, отрасли), государственными или саморегулирующимися организациями, создается специализированное структурное подразделение, обладающее определенной самостоятельностью в выборе и формировании образовательных программ, методах привлечения и использования средств, при условии соответствия уставным целям вуза и хозяйствующего субъекта, а также нормативным документам в сфере образования.

Подобный подход к организационному строительству потребует существенных преобразований как в системе управления финансовыми потоками ВУЗов, так и в отношении функционирования системы качества. Они, с одной стороны, должны быть едиными, дабы не разрушать общее инновационнообразовательное пространство, а с другой - предоставлять достаточно широкие возможности как в отношении распоряжения финансовыми средствами, так и в отношении постановки целей и формулирования критериев их достижения. Основой организационного строительства должно стать, наряду с перекрестным владением собственностью, широкое использование договорных отношений, юридически оформленных по типу стратегического альянса, где в качестве предмета договора выступает, в первую очередь, согласование и единство целей. При этом на системообразующий вуз возлагаются обязанности по разработке «правил игры», то есть регламентов и процедур, по которым осуществляется взаимодействие между участниками сетеподобной инновационно-образовательной структуры. Предлагаемое организационное строение обеспечивает формирование квази-конкурентной среды, что особенно актуально при переходе на новый порядок финансирования образовательных программ.

Таким образом, в статье рассмотрено понятие университетских мобильных структур как специфического способа организации учебной и научноинновационной деятельности вуза. Проведен сравнительный анализ и показаны отличия их от научно-производственных комплексов и корпоративных университетов.

———UT<I УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Библиографический список

1. Козак Н. Корпоративный университет. Управление компанией (Издается в Украине) (№12, 2001) http:// www.management.com.ua/hrm/hrm021.htm

2. http://gu-unpk.ru/

3. Зинченко В.И., РоговГ.М., ТюльковГ.И. и др. Межведомственная программа «Совершенствование и апробация механизмов развития научно-образовательной сферы в условиях реформирования экономики на примере Томской области». Томск. 2002. 88 с.

A.V. LUBAVCEV UNIVERSITY AS A NETWORK ORGANIZATION AND THE CONCEPT OF MOBILE UNIVERSITY STRUCTURES

The paper considers the concept of university mobile structures, as a specific way of organizing teaching and research and innovation activities of the university. A comparative analysis and shows differences from the research and production facilities and corporate universities.

Key words: university, corporate university, research and production complex, educational, scientific and innovation activity.