Научная статья на тему 'УНИВЕРСИТЕТ И ГОРОД: ПРОСТРАНСТВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ОТЧУЖДЕНИЯ'

УНИВЕРСИТЕТ И ГОРОД: ПРОСТРАНСТВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ОТЧУЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
20
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мария Пильгун

Изучение влияния университетов на городскую инфраструктуру имеет разноаспектную и длительную научную традицию. Так, в многочисленных исследованиях, посвященных студенческой жизни, раскрыты пространственные, экономические и социальные последствия, связанные с увеличением числа студентов в городах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Мария Пильгун

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УНИВЕРСИТЕТ И ГОРОД: ПРОСТРАНСТВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ОТЧУЖДЕНИЯ»

УНИВЕРСИТЕТ И ГОРОД: ПРОСТРАНСТВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ОТЧУЖДЕНИЯ

Мария ПИЛЬГУН,

доктор филологических наук,

профессор Института языкознания Российской академии наук

Изучение влияния университетов на городскую инфраструктуру имеет разно-аспектную и длительную научную традицию. Так, в многочисленных исследованиях, посвященных студенческой жизни, раскрыты пространственные, экономические и социальные последствия, связанные с увеличением числа студентов в городах.

Darren P Smith ввел в научный оборот термин «студенческая идентификация», который определяет функции студенчества в развитии территорий, влияющие на окружающую среду, включая жилищные условия, досуг и рекреации. Влияние студенческой идентификации на социопространственные отношения, а также на проблемы сегрегации и динамики центра и периферии описаны в ряде работ зарубежных авторов.

Известно, что увеличение числа студентов кардинально меняет экономический, физический, социальный и культурный ландшафт территорий. Между тем исследователи отмечают, что учащиеся могут вызывать городские изменения, сдвиги на субрынках жилья и развлечений в районе, что часто порождает недовольство местных принимающих сообществ.

Говорят специалисты и про противоречивость влияния студенчества на социальную среду, доказывая, что, с одной стороны, приток студентов и молодых интеллектуалов увеличивает социокультурное разнообразие района, способствует признанию разнообразия в постсоциалистическом контексте, а также воспитывает терпимость и принятие различных культур и стилей жизни. С другой стороны, перманентная смена населения препятствует установлению прочных социальных связей на уровне соседей и городских сообществ, что приводит к конфликтам.

Детальные исследования посвящены монетизации, коммерциализации студенческого образа жизни, возможности для капиталовложений и получения прибыли при социально-пространственной сегрегации городов на различные субрынки.

Традиционно считается, что академические учреждения являются гордостью городов, составляют значительную часть их символического капитала. Однако результаты некоторых исследований доказывают, что пространственное, экономическое и социальное влияние университетов на непосредственное окружение неоднозначно. Репрезентация городского пространства с использованием образа университета не всегда имеет позитивный результат.

Так, показательный анализ представлен в работе Nufar Avni и Nurit Alfasi, посвященной Университету Бен-Гуриона в Негеве (Беэр-Шева). Авторы выдвигают концепцию ип^егШу, которая представляет кампус как неотъемлемую часть города Беэр-Шева, причем исследователи определяют современные отношения между кампусом и городом как невыгодные для всех. В статье доказывается тезис, что студенчество города следует воспринимать как периферийное явление.

Университет Бен-Гуриона, несмотря на центральное расположение и активное участие в возрождении региона, окружен маргинальными районами, превратившимися в «студенческий пузырь» (рис. 1). Более того, сегрегация между кампусом и городом является результатом существования порочного круга, который воспроизводит негативный имидж города и подрывает попытки университета продвинуть город и регион.

Таким образом, проблема репрезентации университета в современном городском пространстве является сложной, неоднозначной и еще далека от окончательного решения.

Поскольку взаимодействие современных горожан, как и другие типы коммуникации, сегодня в значительном объеме переместилось в виртуальную среду, процессы, происходящие в городе, отражаются в сетевом пространстве и могут исследоваться с помощью текстового анализа, анализа социальных медиа, психолингвистических методик.

□ «Студенческий пузырь» (student bubble) территория высокой концентрации студентов. Термин также означает отстраненность района от других частей города.

Жилье, арендуемое студентами, доля от общего объема

До 30%

31-50%

51-70%

71-90%

Рис. 1. Карта Университета Бен-Гуриона и его окрестностей, Беэр-Шева, Израиль

Агентством социальных исследований «Столица» совместно с кафедрой политологии Томского государственного университета в сетевом пространстве Томска проводилось исследование процессов группообразования, взаимодействия и тематического наполнения молодежных пабликов и виртуальных групп в социальной сети «ВКонтакте».

Исходные данные исследования были проанализированы с использованием мультимодального подхода при помощи нейросетевых технологий, текстового анализа, контент-анализа, сентимент-анализа и анализа лексических ассоциаций.

Цель исследования - изучение репрезентации вузов Томска в городском киберпространстве через восприятие акторов цифровых сообществ. Сначала были выделены 400 сообществ и составлен их рейтинг в соответствии с аудиторией (рис. 2).

Рис. 2. Рейтинг молодежных групп Томска по аудитории

Группы, посвященные Томску, представлены 35 сообществами; именно данные группы являются самыми многочисленными, насчитывая 1 056 981 участника. Разумеется, 39 групп, обозначенных «Культурный досуг, события, развлечения» (120 747 участников), а также «Общественные объединения и инициативы» (358 443 участников) и др. тоже можно отнести к подобным сообществам, поскольку участники так или иначе освещают жизнь томичей. Между тем отбор контента групп о городе для анализа определялся тем, что в выбранных группах акторы целенаправленно обсуждают городские проблемы. Далее для анализа были выделены студенческие виртуальные группы (п 10). Таким образом, в исследовании представлен сопоставительный анализ двух типов киберсообществ Томска:

■ группы, посвященные жизни города (п 35, 814 435 токенов);

■ студенческие сообщества (п 10, 672 969 токенов).

Период сбора контента 15 декабря 2020 - 15 февраля 2021 года.

Рис. 3. Ядро семантической сети контента студенческих групп Томска

Студенческие сообщества Томска

Контент студенческих сообществ отражает тематику, которая актуальна для студентов томских вузов. Тематическая структура представляет актуальную имплицитную информацию, связанную с учебным процессом, бытом и досугом молодых людей. Семантическая сеть позволяет выделить смысловые акценты, которые являются наиболее важными для акторов. Ядро семантической сети, состоящее из номинаций с весом связей 98-100, выявляет имплицитную информацию, заложенную в высказывания акторов (рис. 3).

Восприятие пользователями тех или иных явлений и событий отражает ассоциативный поиск по базе данных, с помощью которого можно построить ассоциативную сеть и выявить отношение акторов к определенным объектам (рис. 4-6).

Городские сообщества Томска

В Томске на 598-тысячное население приходится пятнадцать научно-исследовательских институтов, шесть государственных вузов, два из которых имеют статус «национальный исследовательский университет». Следует отдать должное администрации города Томска, которая активно пытается использовать потенциал образовательного и научно-исследовательского символиче-

Ассоциативные сети на основе контента студенческих сообществ Томска

Стимул Томск

«Томск» (10/1359) СибГМУ,- ' Г 40\ 11 / г0\ Библиотека ТГУ

Подслушано \ \ 24 \2б\ В 29 ^^27/ 27^^ / ) ) Научный

Студент ^ Студенческий

ТГУ

Рис. 4. Ассоциативная сеть стимула «Томск»

Стимул

«университет»

(10/980)

Рис. 5. Ассоциативная сеть стимула «университет»

Стимул «студент»

(10/1178) Курс

ТГУ

Иностранные студенты Рис. 6. Ассоциативная сеть стимула «студент»

Университет

Открытый университет

СибГМУ.

Подслушано1

Томский государственный университет

Студент

Научный

Томский политехнический

Студент

ского капитала города. В частности, в 2015 году был зарегистрирован товарный знак «Томск - студенческая столица России», обязательства по процедуре регистрации взяла на себя Томская торгово-промышленная палата, а правообладателем стала администрация города. Предполагалось, что использование данного товарного знака даст новый импульс развитию Томска как научно-образовательного центра с общероссийским и мировым признанием.

Между тем результаты саммари-зации и анализа тематической структуры контента городских сообществ показывают, что номинация «университет» там не представлена, встречается только на периферии с очень малыми весами связей.

Акторы групп, посвященных жизни Томска, обсуждают широкий спектр тем: пандемию ковида, работу больниц и поликлиник, перспективы вакцинации, возвращение к нормальной жизни после карантинных мер, данные смертности и рождаемости, действия правоохранительных органов, рост цен, возобновление массовых мероприятий, работу ночных клубов, ресторанов в ночное время, уборку улиц, штрафы за нарушения правил дорожного движения, акции протеста, противоправные действия, которые совершают томичи, ДТП, работу общественного транспорта, размер пенсий, погоду, спорт, эффективность действий властей (рис. 7).

Университетская тема в контенте групп, посвященных проблемам города, не представлена. В семантической сети - тем более. В семантическом ядре университетская тема также не присутствует.

Среди 400 выделенных цифровых сообществ Томска самыми многочисленными оказались группы, посвященные жизни города (п 35), что свидетельствует о высокой степени заинтересованности томичей. Сравнительный анализ контента данных сообществ и студенческих групп позволил выяснить, что репрезентация вузов Томска в городском киберпространстве в соответствии с восприятием акторов разных типов виртуальных сообществ значительно различается.

Анализ студенческого контента показал, что среди восьми вузов города в восприятии студенческой молодежи особое место занимает Национальный исследовательский Томский государственный университет, а также выделяются Сибирский государственный медицинский университет и Национальный исследовательский Томский политехнический университет.

Контент студенческих сообществ посвящен главным образом вопросам образовательного процесса (сессия, экзамены, написание курсовых и ди-

Ассоциативные сети на основе контента городских сообществ Томска

Стимул Томск 100-7-..

«Томск» Дума Томска ^^ 80_-| ^^Регион

(10/1044) 60^

Администрация/ / / 40^ 2Н \ \ \Область

5(oJ ■\ 13 I

5 6 У121 7 /

Население^ ч. /Ковид

МэрТомска Мэрия

Рис. 8. Ассоциативная сеть стимула «Томск»

Рис. 9. Ассоциативная сеть стимула «университет»

Стимул Студенты

«студент» (10/74) Томичи^ -дВуз

ÍJ0 ¿Д

Очно/ 13 (o 23 ) \ ч3 1 23 ^^ , \Иностранные /студенты

Аудитория^ Томск

Университет

Рис. 10. Ассоциативная сеть стимула «студент»

пломных работ, особенности онлайн-форм обучения, изучение английского и немецкого языков), проблемам проживания (общежитие, комната, места хранения, дом), обсуждению досуга и общения (клубы, концерты).

Статус отдельного университетского субъекта получила Научная библиотека ТГУ, которая представлена в тематической структуре, результатах саммаризации, семантическом ядре и даже в ядре ассоциативной сети со стимулом «Томск» в студенческом контенте. Кроме того, выделяются Английский разговорный клуб Сибирского государственного медицинского университета и Открытый университет Томского государственного университета, также широко представленные в медиапро-странстве и привлекающие внимание студентов.

Между тем анализ контента цифровых сообществ томичей, посвященных проблемам города, показал, что университетская тема в нем практически не представлена. В тематической структуре, результатах саммаризации, семантической сети, тем более в семантическом ядре тема университета не фиксируется.

В ядре ассоциативной сети стимула «университет» представлена реакция «Томск» с незначительным индексом - 494 (в студенческом контенте - 980).

Стимул «студент» в контенте городских сообществ вообще имеет индекс 74 (в студенческом контенте - 1178). В ассоциативной сети стимула «студент» в контенте городских сообществ появляется номинация «иностранные студенты», соответствующая, очевидно, административным приоритетам (рис. 8-10).

Следует заключить, что анализ контента виртуальных сообществ Томска показал: образ университета занимает значимые позиции только в восприятии студентов, жителями же Томска университетская тема не воспринимается как актуальная, влияющая на жизнь города. Таким образом, репрезентация университета в городском киберпространстве нуждается в расширении, коммуникативный научно-образовательный потенциал вузов не получил еще достаточного развития в медиапространстве.

Представляется целесообразным использовать как базу для корректировки и активизации информационных кампаний студенческие сообщества, цифровой символический капитал Научной библиотеки и Открытого университета Томского государственного университета, а также Английского разговорного клуба Сибирского государственного медицинского университета.

Результаты

исследования

позволяют

сделать вывод:

репрезентация

университета

в городском

киберпространстве

нуждается

в расширении,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

коммуникативный

научно-

образовательный потенциал вузов не получил еще достаточного развития в медиа-пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.