Научная статья на тему 'УНИВЕРСИТЕТ ХОККАЙДО: АМБИЦИИ И ЦЕЛИ'

УНИВЕРСИТЕТ ХОККАЙДО: АМБИЦИИ И ЦЕЛИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / УНИВЕРСИТЕТ ХОККАЙДО / ЯПОНИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / РЕФОРМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акимова Валентина Семеновна, Атласова Саргылана Серафимовна, Ершова Ксения Евгеньевна

Япония - успешно развивающаяся страна, но и ей в XXI веке трудно сохранить лидерство. Почти при полном отсутствии природно-сырьевой базы правительство Японии понимает, что конкурентоспособность страны зависит от образования. Система высшего образования Японии должна стать востребованной в мире. Представлен обзор истории развития Университета Хоккайдо, одного из старейших высших учебных заведений страны, находящегося в настоящее время в состоянии модернизации. Отмечается, что администрацией университета разработаны и приняты различные среднесрочные и долгосрочные планы по развитию. Университет проводит и принимает участие в мероприятиях, направленных на повышение рейтинга учебного заведения на международном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOKKAIDO UNIVERSITY: AMBITIONS AND GOALS

Japan is a developing country but is getting difficult to hold in leadership 21st century. The domestic lack of raw materials fosters the government to count on competitive power of science and the higher education system. Japanese system of higher education must become demanded in the world. The history of Hokkaido University, the oldest institution in the country and is being modernized at present, is reviewed. It is noted that various mid-term and long-term measures have been developed and implemented. The university partakes in different activities to raise the university international rating.

Текст научной работы на тему «УНИВЕРСИТЕТ ХОККАЙДО: АМБИЦИИ И ЦЕЛИ»

DOI 10.7442/2071-9620-2021-13-4-118-124

УДК 378.1 ББК 74.48

В.С. Акимова, С.С. Атласова, К.Е. Ершова (Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия)

УНИВЕРСИТЕТ ХОККАЙДО: АМБИЦИИ И ЦЕЛИ

Япония - успешно развивающаяся страна, но и ей в XXI веке трудно сохранить лидерство. Почти при полном отсутствии природно-сырьевой базы правительство Японии понимает, что конкурентоспособность страны зависит от образования. Система высшего образования Японии должна стать востребованной в мире. Представлен обзор истории развития Университета Хоккайдо, одного из старейших высших учебных заведений страны, находящегося в настоящее время в состоянии модернизации. Отмечается, что администрацией университета разработаны и приняты различные среднесрочные и долгосрочные планы по развитию. Университет проводит и принимает участие в мероприятиях, направленных на повышение рейтинга учебного заведения на международном уровне.

Ключевые слова: высшее образование, университет, Университет Хоккайдо, Япония, глобализация, реформа.

V.S. Akimova, S.S. Atlasova, K.E. Ershova (M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia)

HOKKAIDO UNIVERSITY: AMBITIONS AND GOALS

Japan is a developing country but is getting difficult to hold in leadership 21st century. The domestic lack of raw materials fosters the government to count on competitive power of science and the higher education system. Japanese system of higher education must become demanded in the world. The history of Hokkaido University, the oldest institution in the country and is being modernized at present, is reviewed. It is noted that various mid-term and long-term measures have been developed and implemented. The university partakes in different activities to raise the university international rating.

Keywords: higher education, university, Hokkaido University, Japan, globalization, reform.

В XXI веке система высшего образования Японии ставит перед собой цель соответствовать высоким общемировым стандартам. В стране считается, что данный век должен стать эрой «знания», поэтому реформа образования - очень важный вопрос, это вклад в прогресс человечества. Все высшие образовательные учреждения страны стремятся провести у себя модернизацию, чтобы быть эффективными и востребованными в современном мире.

Университет Хоккайдо как одно из старейших высших учебных заведений также устремлен сохранить и укрепить свои позиции не только Японии, но и в мире. Университет, располагающийся в г. Саппоро интересен для изучения и в связи с тем, что он имеет ряд договоров с образовательными учреждениями России, открыл свое представительство в Москве. С 1876 г. девизом университета является фраза «Ребята, будьте амбициозными!» [8, с. 72]. Данное изречение Уильяма Кларка, основателя Сельскохозяйственного колледжа, а ныне Университета Хоккайдо, считается не просто обращением к студентам, а идеей всей образовательной системы Японии. Это отчетливо видно сейчас, когда университеты Японии стремятся доказать свое превосходство в сфере высшего образования. В настоящее время в институтах и факультетах университета Хоккайдо обучаются почти двадцать тысяч студентов из разных префектур Японии и других государств, в том числе из РФ.

В связи продолжающейся модернизацией высшего образования в России опыт зарубежных стран вызывает особый интерес. Диссертация Э.Г. Зинуровой «Основные тенденции реформирования системы образования в Японии (конец XX - начало XXI в.)» посвящена проблемам повышения качества среднего и высшего образования и ситуации, сложившейся к началу XXI века [3]. Э.В. Молодякова является автором работ о непрерывном обновлении образовательной системы. В частности, её авторству принадлежит

статья «Система образования в Японии, и ее перманентное реформирование» [5]. О роли образования в качестве локомотива социально-экономического развития написана статья «Система образования Японии: что ведет страну к успеху?» авторства И.А. Петиненко и А.А. Ткач [9]. Интеграции университетов и инновационных кластеров в ходе реформирования высшего образования в Японии посвящена статья В.С. Просаловой [11]. Тенденции, связанные с интернационализацией высшего образования Японии, в частности с упором на текущий крупномасштабный инвестиционный проект «Ведущий мировой университет», раскрыты в публикации А.Р.Нурутдиновой [7]. Несколько противоречивые утверждения о влиянии глобализации на систему высшего образования представлены в монографии Т. Кария «Образовательная реформа и социальный класс в Японии» [14]. Автор, используя эмпирические методы исследования, показала растущее образовательное неравенство в современной Японии. Интересна статья Д.Б. Павлова об Университете Хоккайдо с иллюстрациями в «Российском японоведческом журнале» от 2010 г. [8]. Из данной статьи можно узнать историю университета и особенности кам-пусной жизни.

Многое можно узнать на сайте Университета Хоккайдо, который насыщен разной информацией, интересной абитуриенту, студенту, работнику и всем заинтересованным лицам [12]. Известно, что на данный момент правление университета состоит из Административного совета директоров во главе с президентом, вице-президентом, директорами и приглашенными менеджерами. Данная управленческая структура соответствует российскому Административному совету в высших учебных заведениях с ректором и проректорами. В состав административного совета Университета Хоккайдо входят директор по исполнению целей устойчивого развития университета, директор по финансам, директор

<u

s ю s го

о

о

X

0 ф

ш

S

1

>

го m о Э

Ш

LlJ

<0 Ш О О ГО

с;

О

О

го" ш о

<

О □□

по связям с общественностью, директор по цифровой трансформации университета, директор по управлению активами, директор по управлению трудовыми ресурсами.

В настоящее время Президентом Университета Хоккайдо является Кие-хиро Хоукин, который был назначен на пост в 2020 г. На сайте университета приводятся его слова, что «университет обладает достаточной силой от «регенерации» до «развития» и имеет высокий потенциал, чтобы противостоять сложным процедурам и достичь большого развития» [12]. Оригинально написано о проводимых в университете реформах: «Я сам одновременно и целитель, и пациент. Я очень хочу разделить боль лечения с преподавателями и студентами, а также поделиться радостью «выздоровления»...» [12]. Киехиро Хоукин долгие годы был главным врачом больницы Университет Хоккайдо. На сайте университета есть сведения, что помимо президента и совета директоров членами правления на территории кампуса являются руководители высшей школы права, инженерно-исследовательского института, больницы, научно-исследовательского института электроники.

В 2014 году были внесены поправки в Закон о Национальной университетской корпорации [2]. Эти изменения укрепили власть президентов/ректоров университетов. В структуре управления президенты теперь выполняют функции топ-менеджеров, и ожидается укрепление вертикали власти с целью ускорения процесса принятия решений. Президенту предоставляются полномочия приглашать на работу директоров, принимать бюджет и штатное расписание университета. Президенту подчиняются институты, факультеты, аспирантура, административный отдел.

Приглашенными членами органов управления университета являются директор Бюро экономики, торговли и промышленности Хоккайдо, консультант из компании «Ниппон Лайт Метал

Холдинге», профессор Высшей школы исследований Киотского университета, генеральный директор «Оцука Холдинге», президент компании «Мэйдзия», глава фирмы «Хоккайдо Электрик Пауэр», редактор газеты «Асахи Симбун», президент фирмы «Аркс», председатель и генеральный директор фирмы «Ролс». Как видно, в состав членов правления входят специалисты из частных фирм, обладающие опытом в управлении бизнесом. Приглашение данных представителей в члены правления университета рассматривается как партнерство и консультационная поддержка в области эффективного менеджмента. Университет Хоккайдо является образовательным центром в своем регионе. Кроме этого, социальными партнерами университета являются известные японские фирмы, такие как «Хитачи», «Мицубиси» и другие, которые оказывают ему финансовую поддержку. По причине экономической стагнации государство стремится сократить долю государственного финансирования университетов.

Все структуры Университета Хоккайдо нацелены на проведение модернизации в образовательном учреждении. По документам университета видно, что реформа в университете направлена на открытие востребованных мировым сообществом образовательных программ и проведение прорывных научных исследований, решающих глобальные проблемы.

В университете Хоккайдо используется Система оценки устойчивости кампуса ASSC (Assessment System for Sustainable Campus), которую разработали в 2013 году в Токийском университете [12]. ASSC - система оценки, состоящая в общей сложности из 170 критериев, определяющая задачи, необходимые для достижения качества жизни в студенческом городке.

Для улучшения жизни в кампусе с 2010 г. работает Студенческий совет по развитию Университета Хоккайдо, организующий различные семинары, акции,

образовательные мероприятия. Например, «Ночь свечей» проводится в день летнего солнцестояния с целью объяснения современных проблем с энергетикой. Университет Хоккайдо стремится создать «зеленый» кампус, который позволит снизить нагрузку на окружающую среду.

Студенты активно внедряются в решение насущных проблем, например, принимая участие в международном конкурсе Hult Prize, конкурсе идей среди студентов [13]. Каждый год фонд Hult Prize определяет связанные с ЦУР ООН темы, и победившая команда получает один миллион долларов финансирования. В 2021 году объявлена тема: «ЕДА навсегда: пища как средство решения проблем». По данной теме участник турнира должен предложить идею создания более экологически безопасной модели повторного использования пищевых ресурсов после переработки, а также ответить на вопрос, каким образом можно рационально и эффективно использовать пищевые ресурсы. На данный момент итоги конкурса 2021 не подведены из-за внутренних проблем в фонде.

Университетская наука должна участвовать в решении глобальных проблем, с которыми столкнулось мировое сообщество в последнее время, включая изменение климата, проблему бедности, пандемии, войны и т.д. В университете Хоккайдо для этого создаются условия по коллаборации. Особое внимание уделяется тому, чтобы студенты развили у себя компетенции для решения реальных проблем. Студенты университета Хоккайдо имеют возможность обучения в 41 стране мира в 215 университетах [12]. В университете открыт Междисциплинарный обучающий центр, созданный для просвещения в области устойчивого развития. Центр выдает сертификаты по окончании обучения с целью привлечь еще больше обучающихся в университет. К 2020 г. планировалось увеличить количество студентов из-за рубежа. Однако новая коронавирусная инфекция внесла

коррективы в этот план. Из-за пандемии коронавируса не только в Университете Хоккайдо, но и по всей стране закрылись корпуса и студенческие общежития, иностранные студенты были переведены на онлайн-обучение.

Известны работы ученых Университета Хоккайдо по гляциологии, в области рыболовства, этнической истории айнов, ветеринарии, химии и т.д. В 2021 году Беньямин Лист, главный исследователь и преподаватель Института исследования химических реакций университета, стал Нобелевский лауреатом за развитие асимметричного органокатализа [12]. Всего Нобелевскими лауреатами являются 28 японцев [6]. Много делает Институт низких температур, который изучает температуры в высоких слоях атмосферы, в морских глубинах. Институт совместно с российскими учеными ведет обследование Охотского моря. Давно налажена работа российских научных учреждений с Центром славянских исследований, входящим в состав Юридического факультета университета. На факультете естественных наук создан контент под названием «Введение в ЦУР, изучаемых на факультете естественных наук». Преподаватели и студенты данного подразделения плотно сотрудничают с ВУЗами Дальнего Востока по вопросу изменения климата.

Университет Хоккайдо планируется увеличение количества научных работ на английском языке до 25% к 2026 году и до 40% - в долгосрочной перспективе [12]. Достижение такой цели должно помочь университету войти в рейтинг 100 лучших университетов мира.

За вклад в борьбу с изменением климата, гендерное равенство, здоровье и благосостояние в 2020 году Университет Хоккайдо занял 76 место в рейтинге «The University Impact Ranking» британского журнала о высшем образовании «Times Higher Education (THE)», в котором принимали участие 857 вузов со всего мира [4]. Университет достиг высоких показателей по трем из семнадцати целей:

ф

j

s ю s го

о

о

X

0

Ci ф

m s

1

>

го m о Э

Ш

LlJ

<0 Ш О О ГО

с;

О

О

го" ш о

<

О □□

«Индустриализация, инновация, инфраструктура», «Ликвидация голода» и «Здоровье и благополучие».

По итогам прошедшего 16 сентября 2021 года IX Форума ректоров российских и японских университетов и III заседания Генеральной Ассамблеи Ассоциации вузов России и Японии было принято итоговое коммюнике, в котором стороны выразили намерение дальнейшего развития сотрудничества в сфере высшего образования [1]. В онлайн форуме были представлены 27 университетов Японии и 22 российских вуза. Представители Университета Хоккайдо были самыми активными участниками встречи. В своих выступлениях они отметили, что нужно поощрять совместные исследовательские проекты и контакты между университетами.

В 2026 году Университет Хоккайдо отмечает 150-летие и планы к этой дате очень амбициозны. Цель Университет Хоккайдо к юбилейной дате - создать университет глобального уровня. Система высшего образования Японии должна стать еще качественней и более востребованной в мире. При почти полном отсутствии природно-сырьевой базы правительство Японии рассчитывает, что конкурентоспособность страны будет зависеть от образования и от создания «Общества 5.0». Правительство планирует, что 13 вузов Японии войдут в рейтинг 100 лучших университетов мира, в настоящее время в списке 100 лучших вузов находятся Токийский и Киотский университеты [10]. Экономическое состояние Японии, спрос на высшее образование вынуждают Университет Хоккайдо искать все возможные конкурентоспособные пути развития. Япония - успешно развивающаяся страна, но и ей трудно сохранить лидерство в современных условиях. Библиографический список: 1. Ассоциация вузов России и Японии [Электронный ресурс] // Официальный сайт. - Режим доступа: КИ;р://гш-japan.rsr-online.ru/

2. Закон о Национальной университетской корпорации [Электронный ресурс] // Юридический поиск. - Режим доступа: https://elaws.e-gov.go.jp/ document?lawid=415AC0000000112

3. Зинурова Э.Г. Основные тенденции реформирования системы образования в Японии (конец XX-начало XXI в.) [Электронный ресурс] // дис. канд. пед. наук. - Казань, 2004. - 180 с. -Режим доступа: https://www.dissercat. com/content/osnovnye-tendentsii-reformirovaniya-sistemy-obrazovaniya-v-yaponii-konets-xx-nachalo-xxi-v

4. Международный рейтинг университетов «THE University Impact Ranking» британского журнала о высшем образовании «Times Higher Education» [Электронный ресурс] // Официальный сайт. - Режим доступа: https://www.timeshighereducation. com/world-university-rankings

5. Молодякова Э.В. Система образования в Японии и ее перманентное реформирование // Ежегодник российского образовательного законодательства. - 2006. - Т. 1. С. 156-187.

6. Нобелевская премия [Электронный ресурс] // Официальный сайт. -Режим доступа: https://www.nobelp-rize.org/

7. Нурутдинова А.Р. Траектория интернационализации университетского образования Японии: анализ программы «Ведущий мировой университет» // Вестник ТИСБИ. - 2018. -№ 1. С. 59-73.

8. Павлов Д.Б. Университет Хоккайдо («Boys, be ambitious!») // Российский японоведческий журнал. - М.: Межрегиональная общественная организация «Ассоциация японоведов». -2010. - №1. С. 70- 86.

9. Петиненко И.А., Ткач А.А. Система образования Японии: что ведет эту страну к успеху? // Вестник Томского государственного университета. -2012. - 2(№18). С. 174-178.

10. Проект поддержки создания университетов глобального уровня. Ми-

нистерство образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии [Электронный ресурс] // Официальный сайт. - Режим доступа: https:// www.mext.go.jp/a_menu/koutou/ kaikaku/sekaitenkai/1360288.htm 11. Просалова В.С. Анализ взаимодействия университетов и инновационных кластеров в Японии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 8.- № 4 (29). С. 173-176.

12. Университета Хоккайдо [Электронный ресурс] // Официальный сайт. -Режим доступа: https://www.hokudai. ac.j p/introduction/gov/

13. Hult Prize Hokkaido University [Электронный ресурс] // Официальный сайт. - Режим доступа: http://www. hultprizeat.com/hokudai

14. Kariya T. Education reform and social class in Japan. - New York: Routledge, 2012. - p. 240.

Поступила 03.12.2021

Об авторах:

Акимова Валентина Семеновна, доцент Исторического факультета, СевероВосточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (Якутск, Россия), кандидат исторических наук, [email protected]

Атласова Саргылана Серафимовна, доцент Исторического факультета, СевероВосточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (Якутск, Россия), кандидат исторических наук, [email protected]

Ершова Ксения Евгеньевна, магистрант Исторического факультета, СевероВосточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (Якутск, Россия), [email protected]

Для цитирования: Акимова В.С., Атласова С.С., Ершова К.Е. Университет Хоккайдо: амбиции и цели // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2021. -Т. 13. - № 4. С. 118-124. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-4-118-124

References:

1. Association oa Russian and Japanese universities [Electronic resource]. - Available at: http://rus-japan.rsr-online.ru/ [in Russian]

2. Law of national university corporation [Electronic resouce] // Yuridicheskij poisk. -Available at: https://elaws.e-gov.gojp/document?lawid=415AC0000000112 [in Russian]

3. Zinurova E.G. Main tendencies of reforming higher education system in Japan (late 20th -early 21st centuries). Diss... kand. ped. nauk. - Kazan, 2004. - 180 s. [Electronic resource] // Available at: https://www.dissercat.com/content/osnovnye-tendentsii-reformirovaniya-sistemy-obrazovaniya-v-yaponii-konets-xx-nachalo-xxi-v [in Russian]

4. The University Impact Ranking. «Times Higher Education» [Electronic resource]. -Available at: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings [in Russian]

5. Molodyakova E.V. Sistem of education in Japan and its permanent reforming // Ezhegodnik rossijskogo obrazovatelnogo zakonodatelstva. - 2006. - Vol. 1. P. 156-187. [in Russian]

6. Nobel prize [Electronic resource]. - Available at: https://www.nobelprize.org/ [in Russian]

7. Nurutdinova A.R. Trajectory of internatiolization of university education in Japan: analysis of «Leading global university» program. Vestnik TISBI.2018. № 1. P. 59-73. [in Russian]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Pavlov D.B. Hokkaido University («Boys, be ambitious!») // Rossijskij yaponovedcheskij zhurnal. - 2010. - №1. P. 70-86. [in Russian]

9. Petinenko I.A. Tkach A.A. Eduaction system in Japan: what leads the country to success? // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2012(№18). P. 174-178. [in Russian]

10. Project of supporting the creation of global level universities. Ministry of Education, Culture, Sports, Science and Technologies of Japan [Electronic resource]. -

Available at: https://www.mext.go.jp/a_menu/koutou/kaikaku/sekaitenkai/1360288.htm [in Russian]

11. Prosalova V.S. Analysis of the interactions between the universities and innovative clusters in Japan // Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. - 2019. - Vol. 8. -№ 4 (29). P. 173-176. [in Russian]

12. Hokkaido University [Electronic resource]. - Available at: https://www.hokudai.ac.jp/ introduction/gov/

13. Hult Prize Hokkaido University [Elektronic resouce]. - Available at: http://www.hultprizeat.com/hokudai

14. Kariya T. Education reform and social class in Japan. - New York: Routledge, 2012. -p. 240.

About the authors:

Akimova Valentina Semenovna, Candidate of History, Associate Professor, Faculty of History, North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia, Email: [email protected]

Atlasova Sargypana Serafimovna, Candidate of History, Associate Professor, Faculty of History, North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia, Email: [email protected]

Ershova Kseniya Evgenievna, Master student, Faculty of History, North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia, Email: [email protected]

For citation: Akimova V.S., Atlasova S.S., Ershova K.E. Hokkaido University: ambitions and goals // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2021. - Vol. 13. -No. 4. P. 118-124. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-4-118-124

ro m о Э

Ш

UU

о о го с;

О

О

го ш о

<

О m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.