Научная статья на тему 'Университет Арктики и его роль в развитии международного Арктического сотрудничества'

Университет Арктики и его роль в развитии международного Арктического сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / УНИВЕРСИТЕТ АРКТИКИ / "СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН 2020" / САФУ / ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавель Валерий Петрович

В статье рассматриваются структура и основные направления деятельно-сти Университета Арктики, созданного Арктическим советом. Университет Арктики корпоративная сеть, объединяющая 188 университетов, колледжей, исследовательских ин-ститутов и других организаций в 16 странах мира, чья образовательная и научная деятель-ность связана с Арктическим регионом. В статье анализируется значение «Стратегическо-го плана 2020», принятого в 2013 г. Университетом Арктики для развития международного арктического сотрудничества. Особое внимание уделяется деятельности Университета в России и характеристике его тематических сетей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журавель Валерий Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Университет Арктики и его роль в развитии международного Арктического сотрудничества»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5

УДК 342

Валерий ЖУРАВЕЛЬ

УНИВЕРСИТЕТ АРКТИКИ И ЕГО РОЛЬ

В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНОГО АРКТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Аннотация. В статье рассматриваются структура и основные направления деятельности Университета Арктики, созданного Арктическим советом. Университет Арктики -корпоративная сеть, объединяющая 188 университетов, колледжей, исследовательских институтов и других организаций в 16 странах мира, чья образовательная и научная деятельность связана с Арктическим регионом. В статье анализируется значение «Стратегического плана 2020», принятого в 2013 г. Университетом Арктики для развития международного арктического сотрудничества. Особое внимание уделяется деятельности Университета в России и характеристике его тематических сетей.

Ключевые слова: Россия, Университет Арктики, «Стратегический план 2020», САФУ, тематические сети.

Общая характеристика Университета Арктики

Университет Арктики (УА, Университет) был создан Арктическим советом, закрепившим это решение в Икалуитской декларации 1998 г. Официально он начал работать в 2001 г. в финляндском городе Рованиеми. В 2002 г. Университет получает официальный статус наблюдателя в Арктическом совете, а его директором (позже - президентом) назначается Ларс Куллеруд.

В настоящее время Университет включает в свою сеть 188 университетов, колледжей, исследовательских институтов и других организаций в 16 странах мира, чья образовательная и научная деятельность связана с Арктическим регионом.

Управление Университетом осуществляется двумя руководящими органами: Правлением и Советом Университета. Совет, в котором представлен каждый член УА, осуществляет общее руководство программами Университета и его стратегическим развитием. Он также выступает в качестве площадки для сотрудничества и взаимодействия между всеми его членами, проводит Форум ректоров, на которам главы учебных учреждений обмениваются идеями стратегического сотрудничества.

Ежедневная деятельность контролируется президентом и 7 вице-президентами, которые имеют многолетний и результативный опыт научной и образовательной деятельности. Они курируют вопросы: коренных народов; финансирования, развития и взаимодействия; межрегионального сотрудничества; мобильности; академического развития; координации взаимодействия между организациями и исследовательской деятельности.

Университет Арктики - это децентрализованная организация. Его офисы размещаются на базе организаций-членов. УА ежегодно издаёт журнал «Shared Voices», где освещает свою деятельность, а также актуальные вопросы Циркумполярного мира.

© Журавель Валерий Петрович - кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, руководитель Центра арктических исследований ИЕ РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail. zhvalery@ mail.ru.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran52018173179

«Стратегический план 2020»

Основными планирующими документами Университета Арктики являются стратегические планы. В 2005 г. Университет Арктики публикует свой первый «Стратегический план 2005-2010», в котором сделан акцент на тематические сети как на ключевую деятельность университета. В 2009 г. принимается Стратегический план на 2009-2014 гг. В 2013 г. был принят ныне действующий «Стратегический план 2020»11 Его цель «Сильный Север - общими усилиями». Он предполагает, что все народы Севера должны иметь полное право принимать решения, касающиеся их собственного будущего и будущего региона в целом. Для этого им предоставляется уникальная возможность образования и исследований на платформе его партнёрской сети.

В данном документе отмечается, что Университет Арктики содействует продвижению Севера в глобализирующемся мире, отражая общие ценности и интересы восьми арктических государств и населяющих их северных народов и культур. Он содействует культурному разнообразию, в том числе языковому и гендерному равенству, а также партнёрству между коренными народами Севера и другими северянами. Университет способствует формированию доверительных отношений, построенных на принципах равенства между северянами и их партнёрами за пределами Севера, выступает за сочетание традиционных и академических знаний, а также за междисциплинарный подход, объединяющий искусства, социальные и естественные науки.

В своей деятельности Университет Арктики обращает особое внимание на создание офисов и проведение массовых мероприятий. В 2003 г. начал работу офис в Университете Саскачеван (Канада), в 2004 г. создан Центр студенческого обмена в Университетском колледже Финнмарка (Норвегия). В настоящее время он входит в состав Арктического университета Норвегии. В 2005 г. образован офис тематических сетей в Институте Туле Университета Оулу (Финляндия). В 2007 г. в Дартмут-колледже (США) состоялся первый Форум ректоров УА, Университет Арктики принимал активное участие в Международном полярном годе 2007-2008. В следующем году новый офис создаётся на базе Арктического университета Норвегии для развития каталога образовательных программ. В 2009 г. создана программа GoNorth для совместного маркетинга и продвижения членов Университета Арктики с целью привлечения студентов. В 2011 г. первые неарктические организации присоединяются к УА. В 2014 г. запускается новая версия сайта Университета Арктики на английском и русском языках, в том числе нового студенческого портала (education.uarctic.org), где размещён каталог его программ.

В Стратегическом плане определены задачи Университета на современном этапе. Они включают поддержку жителей Севера посредством подготовки кадров через высшее образование; устранение барьеров на пути к высшему образованию для создания возможностей для северян; развитие инициативы по социальному партнёрству, особенно отвечающее интересам коренных народов; создание общих знаний и обеспечение обсуждения современных про-

1 Стратегический план 2020. URL: https://ru.uarctic.org/media/900451/strategicheskii-plan-2020.pdf (дата обращения 11.10.2018).

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5

блем, связанных с циркумполярным Севером1; формирование общего регионального самосознания при сохранении разнообразия отдельного региона; усиление роли циркумполярного Севера в мире, распространение знания об Арктике.

Университет Арктики и Россия

Университет Арктики в своей деятельности стремится уделять внимание России. На территории нашей страны действуют два административных офиса. В 2006 г. для координации русскоязычной версии сайта и перевода новостных статей с английского на русский язык создан Информационный центр УА в Северо-Восточном федеральном университете (Якутск). С 2011 г. помимо перевода новостей, главной целью офиса является информирование организаций и университетов-партнёров о событиях и мероприятиях, проводимых Университетом Арктики. Это позволило существенно расширить его партнёрскую сеть. Сегодня ведётся активная работа над совместными образовательными и научными программами и проектами с МГУ им. М.В. Ломоносова, университетами Франции - Сержи Понтуаз и Перпиньян-Виа Домитьа, с Кембриджским и Килским университетами Великобритании и др. 2

В 2010 г. в Архангельске на базе Северного (Арктического) федерального университета (САФУ) образован Исследовательский офис Университета Арктики. Совместно с другими административными офисами, расположенными в Финляндии, Норвегии, Канаде и США (Аляска), Исследовательский офис осуществляет поддержку международного сотрудничества в рамках тематических сетей, крупных сетевых проектов и других инициатив Университета3. Как показывает проведённый анализ, ключевыми сферами деятельности офиса являются: поддержка исследований (привлечение российских участников к деятельности тематических сетей, консультации и налаживание связей с зарубежными партнёрами, помощь в написании заявок на международные гранты); продвижение российских образовательных организаций и исследовательских центров на сайте Университета Арктики; выпуск газеты «Вестник Университета Арктики» на русском языке; новостная рассылка о возможностях международного сотрудничества: грантах, конкурсах, значимых международных мероприятиях и научных публикациях.

Важно отметить, что САФУ с 2008 г. ежегодно организует вместе с Росгидрометом при партнёрстве Русского географического общества научно-образовательную экспедицию «Арктический плавучий университет»4, с 2011 г. издаёт журнал «Арктика и Север», в 2017 г. подготовил 2 тома «Арктической энциклопедии». 30 марта 2017 г. в САФУ в рамках междуна-

1 Ставрук М.А. Расширение спектра образовательных услуг для коренных народов Север посредством программ Университета Арктики. Северный регион: наука, образование, культура, №1(29), 2014. С. 69-74.

2 Афанасьева Е.Л. Северо-Восточный федеральный университет - центр инновационно-технологического и социального развития северо-востока России и Арктики. Третья миссия университета: федеральные университеты как центры инновационного развития регионов. Под ред. Ю.В. Кудряшова. Архангельск, 2018. С. 160-161.

3 Кудряшова Е.В. Потенциал сетевого сотрудничества ведущих российских вузов и учреждений РАН для научно-образовательного обеспечения стратегических интересов России в Арктике. Комплексные научные исследования и сотрудничество в Арктике: взаимодействие вузов с академическими и отраслевыми научными организациями Материалы Всероссийской конференции с международным участием. 2015. С. 3-11.

4 Кудряшова Е.В., Зайков К.С., Бызова Н.М. Экспедиционная деятельность Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова. Арктика: экология и экономика, №2, 2015. С. 45-51.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5

родного арктического форума «Арктика - территория диалога» подписан меморандум о взаимопонимании между Национальным арктическим научно-образовательным консорциумом (НАНОК) и Университетом Арктики1, который представил его президент Ларс Кулле-руд. Со стороны НАНОК2 документ подписала Елена Кудряшова, ректор САФУ и руководитель консорциума.

Тематические сети Университета Арктики

Университет Арктики свою деятельность осуществляет через тематические сети, которых насчитывается свыше сорока. Они представляют собой междисциплинарные объединения учёных и специалистов для совместной исследовательской работы и/или разработки сетевых образовательных программ. Каждая сеть является международной и предоставляет своим участникам возможности проведения совместных исследований с использованием лучших практик каждой из сторон.

Они охватывают самые различные вопросы. Среди них проблемы науки и образования (вечной мерзлоты, языкознания, внедрения научных исследований и технологий для Севера, дистанционного образования и электронного обучения, научной дипломатии, управления арктическими исследованиями, экологического обучения и образования, управления на Севере, коммерциализации научно-технических разработок, сестринского образования на Севере); коренных народов (местного и регионального развития, прибрежных общин и их устойчивого развития, образа коренных народов в мире, социальной работы); арктической экономики (геологии, добывающих отраслей, телекоммуникации и связи, рыболовства, энергетики, оценки экологических рисков в промышленных районах, здравоохранения, производства натуральных продуктов в Арктике, экологического туризма).

Важное место в деятельности УА занимает тематическая сеть «Безопасность в Арктике». Она создана с целью улучшить понимание проблем безопасности и повысить готовность к их решению со стороны правительств, местных общин и коммерческих предприятий. Она призвана содействовать проведению совместных междисциплинарных исследований, организации мероприятий для обмена знаниями и инновационными разработками в сфере безопасности в Арктике. Сеть возглавляет Северный университет (Nord University) в г. Будё (Норвегия), подгруппу «Безопасность туризма» курирует Лапландский университет прикладных наук (Lapland University of Applied Sciences) из Финляндии, другую подгруппу - «Готовность к чрезвычайным ситуациям» - Университетский центр на Шпицбергене (University Centre in Svalbard). Участниками этой являются и российские вузы: Северный (Арктический) федеральный университет, Мурманский государственный технический университет и Мурманский арктический государственный университет.

1 Президент Университета Арктики Ларс Куллеруд: Я рад многообещающему сотрудничеству с Арктическим консорциумом. 30.03.2017. URL: https://narfu.ru/life/news/university/287399/ (дата обращения 12.10.2018).

2 Национальный арктический научно-образовательный консорциум был создан в 2016 г. по инициативе САФУ. В состав объединения входят российские высшие учебные заведения (в т.ч. 5 федеральных университетов), научные центры, институты, национальные парки, работодатели и предприятия, чья деятельность связана с зоной высоких широт. Цель создания НАНОК - сотрудничество в изучении Арктики и подготовке кадров для этого региона.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5

В фокусе внимания данной тематической сети находятся вопросы безопасности и управления чрезвычайными ситуациями; оценки рисков и подходов к кризисному управлению; повышения квалификации и возможностей реагирования на происшествия и намеренные насильственные действия, представляющие угрозу для жизни и здоровья людей; развития партнёрства между спасателями, военными и гражданскими лицами при управлении чрезвычайными ситуациями1.

Участники данной тематической сети в области научных исследований успешно осуществляют межведомственную координацию масштабных спасательных операций в сложных условиях, разработку картографии морского судоходства и сопутствующей инфраструктуры в Арктике, принимают участие в разработке инновационной платформы Арктического агентства по чрезвычайным ситуациям. Они также взаимодействуют с Форумом береговых охран Арктики2.

За годы своего существования Университет Арктики внёс значительный вклад в укрепление международного арктического сотрудничества. Его деятельность увеличивает возможности сотрудничества государств и их вузов в повышении качества обучения и образования, проведении исследований с учётом интересов коренных народов северных территорий.

Заключение

Анализ деятельности Университета Арктики показывает, что устойчивое будущее Севера и его жителей возможно через повышение компетентности населения, создание серьёзной научной базы, а также партнёрства с неарктическими странами. Положительно, что к его деятельности в последние годы подключилась Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

За прошедшие годы сложилось устойчивое взаимодействие с российскими вузами, работающими на арктическом направлении. Ведущее место среди них занимают Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова и Северо-Восточный федеральный университет.

Расширение сотрудничества учреждений РАН с Университетом Арктики, на наш взгляд, позволит более глубоко осмыслить процессы, происходящие в российской Арктике, обогатить программы по учёбе представителей коренных малочисленных народов Севера.

Литература

Афанасьева Е.Л. Северо-Восточный федеральный университет - центр инновационно-технологического и социального развития северо-востока России и Арктики. Третья миссия университета: федеральные университеты как центры инновационного развития регионов. Под ред. Ю.В. Кудряшова. Архангельск, 2018. С. 158-177.

1 Выступление Президента Университета Арктики Л. Куллеруда. VII международная конференция представителей государств - членов Арктического совета, государств - наблюдателей в Арктическом совете и зарубежной научной общественности. Сабетта. 29-30 августа 2017 г. М., 2018. С.200

2 Тодоров А.А. О работе Арктического форума береговых охран. Арктическое обозрение, №4, 2018. С. 58-61.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5

Выступление Президента Университета Арктики Л. Куллеруда. VII международная конференция представителей государств - членов Арктического совета, государств - наблюдателей в Арктическом совете и зарубежной научной общественности. Сабетта. 29-30 августа 2017 г. М., 2018. С.199-203.

Кудряшова Е.В., Зайков К.С., Бызова Н.М. Экспедиционная деятельность Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова. Арктика: экология и экономика, №2, 2015. С. 45-51.

Кудряшова Е.В. Потенциал сетевого сотрудничества ведущих российских вузов и учреждений РАН для научно-образовательного обеспечения стратегических интересов России в Арктике. Комплексные научные исследования и сотрудничество в Арктике: взаимодействие вузов с академическими и отраслевыми научными организациями. Материалы Всероссийской конференции с международным участием. 2015. С. 3-11.

Ставрук М.А. Расширение спектра образовательных услуг для коренных народов Север посредством программ Университета Арктики. Северный регион: наука, образование, культура, №1(29), 2014. С. 69-74.

Тодоров А.А. О работе Арктического форума береговых охран. Арктическое обозрение, №4, 2018. С. 58-61.

References

Afanaseva E.L. Severo-Vostochnyj federalnyj universitet - centr innovacionno-tekhnologiche-skogo i social'nogo razvitiya severo-vostoka Rossii i Arktiki. Tretya missiya universiteta: federal'-nye universitety kak centry innovacionnogo razvitiya regionov. Pod red. Yu.V. Kudryashova. Arhangelsk, 2018. S. 158-177.

Vystuplenie Prezidenta Universiteta Arktiki L. Kulleruda. VII mezhdunarodnaya konferenciya predstavitelej gosudarstv-chlenov Arkticheskogo soveta, gosudarstv-nablyudatelej v Arkticheskom sovete i zarubezhnoj nauchnoj obshchestvennosti. Sabetta. 29-30 avgusta 2017 g. M., 2018. S. 199203.

Kudryashova E.V., Zajkov K.S., Byzova N.M. Ekspedicionnaya deyatelnost' Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta im. M.V. Lomonosova. Arktika: ehkologiya i ehkonomika, №2, 2015. S. 45-51.

Kudryashova E.V. Potencial setevogo sotrudnichestva vedushchih rossijskih vuzov i uchrezhde-nij RAN dlya nauchno-obrazovatel'nogo obespecheniya strategicheskih interesov Rossii v Arkti-ke. Kompleksnye nauchnye issledovaniya i sotrudnichestvo v Arktike: vzaimodejstvie vuzov s akade-micheskimi i otraslevymi nauchnymi organizaciyami Materialy Vserossijskoj konferencii s mezh-dunarodnym uchastiem. 2015. S. 3-11.

Stavruk M.A. Rasshirenie spektra obrazovatelnyh uslug dlya korennyh narodov Sever posred-stvom programm Universiteta Arktiki. Severnyj region: nauka, obrazovanie, kul'tura, №1(29), 2014. S. 69-74.

Todorov A.A. O rabote Arkticheskogo foruma beregovyh ohran. Arkticheskoe obozrenie, №4, 2018. S. 58-61.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5

University of the Arctic and its role in the development of international cooperation in the Arctic

Author. Valery Zhuravel, PhD (Pedagogical Sciences), Leading Researcher, Head of the Centre for Arctic Studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: zhvalery@mail.ru.

Abstract. The article deals with the structure and main activities of the University of the Arctic established by the Arctic Council. The University of the Arctic is a corporate network of 188 universities, colleges, research institutes and other organizations in 16 countries of the world and their educational and scientific activities are related to the Arctic region. The article analyses the significance of the «Strategic Plan 2020» adopted in 2013 by the University of the Arctic for the development of international Arctic cooperation. Particular attention is paid to the activities of the University in Russia and the characteristics of its thematic networks.

Key words: Russia, University of the Arctic, «Strategic Plan 2020», NArFU, thematic networks.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran52018173179

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.