Научная статья на тему 'Универсальный стендовый редуктор для испытаний газотурбинных двигателей мощностью 16-35 МВт'

Универсальный стендовый редуктор для испытаний газотурбинных двигателей мощностью 16-35 МВт Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
172
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕДУКТОР / ЗУБЧАТЫЕ КОЛЕСА / МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ / ТОРСИОННЫЕ ВАЛЫ / ENGAGING/DISENGAGING MECHANISM / GEAR-BOX / GEARS / TORSION SHAFTS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Мироненко А. И., Гамза Е. А., Матвеевский Д. В., Дзятко С. А.

Представлена конструкция редуктора для испытаний ГТД c различными частотами вращения без изменения передаточного отношения и с изменением частоты вращения до оборотов загрузочного устройства. Оригинальность конструкции редуктора состоит в наличии механизмов переключения, позволяющих изменять направления потоков мощности в зависимости от типа испытуемого ГТД

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSAL BENCH GEAR-BOX FOR TESTING OF GAS TURBINE ENGINES RATED AT 16-35 MW

Design of gearbox for GTE tests without change in transmission ratio with speed reduction down to hydraulic dynamometer speed has been presented. The gearbox is two-stage, coaxial with the power flow splitting. The gearbox consists of housing, running gears, elements of lubrication system, parameters monitoring and protection electric system. Gearbox housing is made of steel, welded design. Running gears consists of herringbone nitride gears, sliding bearings, torsion shafts, sealing parts and disc elastic clutches of input and output shafts. Gearbox lubrication is circulation flood type from test bench electrically driven lube oil unit. Gearbox oil is drained to lubrication tank by gravity flow. Shaft cranking device is installed on gearbox for GTE-gearboxhydraulic dynamometer transmission turning. Design feature of presented gearbox is presence of engaging/ disengaging mechanisms allowing change in gearbox transmission ratio by means of torsion shafts shifting in driving and driven gearings’ inner cavities.

Текст научной работы на тему «Универсальный стендовый редуктор для испытаний газотурбинных двигателей мощностью 16-35 МВт»

Литература

1. Шевченко, В. І. Енергетика України: який шлях обрати, щоб вижити? [Текст]/ В. І. Шевченко, Л. З. Півень// Київ.- Видавничий центр «Просвіта». - 1999. - 186 с.

2. Спицын, В. Е. Высокоэффективная газотурбинная установка для ГПА [Текст]/В. Е. Спицын, А. Л. Боцула, В. Н. Чобенко, Д. Н. Соломонюк// Вестник Национального технического университета «ХПИ». - Харьков: НТУ ХПИ. - 2008. - № З5, -8-11 c.

3. Шлихтинг, Г. Теория пограничного слоя [Текст]/ Г. Шлихтинг// Издательство «Наука». - Москва.-1969.-742 с.

4. Жукаускас, А. Теплоотдача цилиндра в поперечном потоке жидкости/ А. Жукаускас, И. Жюгжда//Вильнюс: «Мокслас».-1979. - 240 с.

5. Коваленко, Г. В. Теплоотдача и гидравлическое сопротивление трубчатых поверхностей с цилиндрическими лунками при поперечном обтекании в однорядных пучках [Текст]/ Г. В. Коваленко// Промышленная теплотехника - 1998. -Т. 20, №3.- С. 65-70.

6. Kovalenko, G. V.Fluid Flow and Heat Transfer Features at a Cross-Flow of Dimpled Tubes in a Confined Space [Текст]/ G. V. Kovalenko, A. A. Khalatov// GT2002-38155 Proceeding of ASME Turbo Expo 2003 June 16-19 2003, 2003, Atlanta, Georgia, USA.

7. Халатов, А. А., Коваленко Г. В. Теплогидравлическая эффективность круговых цилиндров с выступами и углублениями при поперечном обтекании [Текст] / А. А. Халатов, Г. В. Коваленко// Промышленная теплотехника. - Т. 30 . № 1. - 2008. -10 - 15 С.

8. Fage, A. The Effects of Turbulence and Surface Roughness on the Drag of Circular Cylinders [Текст]/ A. Fage, J. H. Warsap// ARC RM1283.- 1930.- 36- 47 P.

9. Bearman, P. W. Control of Circular Cylinder Flow by the Use of Dimples [Текст]/ P. W. Bearman, J. K. Harvey//AIAA JOURNAL . - Vol. 31, No. 10. - 1993.- 1753-1756 Pp. .

10. Халатов, А.А. Аналогия переноса теплоты и количества движения в каналах с поверхностными генераторами вихрей [Текст]/ А.А. Халатов, В.Н. Онищенко, И. И. Борисов//Киев: Доклады НАН Украины. - 2007. - № 6. - С. 70 - 75.

11. Анисин, А. А. Повышение энергетической эффективности пучков гладких труб и профилированных каналов для газожидкостных теплообменных аппаратов энергетических установок. Автореферат диссертации на соискание ученой степени д. т. н. Санкт-Петербург. - 2009. - 42 с.

12. Юдин, В. Ф. Теплообмен поперечно-оребренных труб [Текст]/ В. Ф. Юдин//Ленинград: «Машиностроение». - 1982.- 189 с.

-----------------□ □-------------------

Представлено конструкцію редуктора для випробувань ГТД з різними частотами обертання без зміни передаточного відношення та зі зміною частоти обертання до обертань навантажувального пристрою. Оригінальність конструкції редуктору полягає в присутності механізмів переключення, які дозволяють змінювати напрямки потоків потужності відносно від типу випробувального ГТД

Ключові слова: редуктор, зубчасті колеса, механізм переключення, торсіонні вали

□-------------------------------□

Представлена конструкция редуктора для испытаний ГТД c различными частотами вращения без изменения передаточного отношения и с изменением частоты вращения до оборотов загрузочного устройства. Оригинальность конструкции редуктора состоит в наличии механизмов переключения, позволяющих изменять направления потоков мощности в зависимости от типа испытуемого ГТД Ключевые слова: редуктор, зубчатые колеса, механизм переключения, торсионные валы

-----------------□ □-------------------

бо|....................................

УДК 621.833

универсальный стендовый редуктор для испытаний газотурбинных двигателей мощностью 16-35 МВТ

А. И. Мироненко

Начальник отдела редукторов* Е. А. Г а м з а

Ведущий инженер-конструктор — руководитель группы*

Д. В. Матвеевский

Ведущий инженер-конструктор — руководитель группы*

С. А. Дзятко

Ведущий инженер-конструктор — руководитель группы E-mail: [email protected] Государственное предприятие Научно-производственный комплекс газотурбостроения «Зоря»-«Машпроект» пр. Октябрьский, 42а, г. Николаев, Украина, 54018

© H. И. MupuHeHKu. Е. н. Гамза, Д. В. Матвеевсшй, С. н. Дзяткю, 201S

1. Введение

Испытания энергетических ГТД и ГТД, используемых в качестве механического привода с различными частотами вращения проводятся на специальных стендах, где в качестве загрузочных устройств (ЗУ) используются гидротормоза или электрогенераторы. В случае совпадения частот вращения ГТД и ЗУ их соединение выполняется рессорой без использования редуктора. При этом, если запасы по критической частоте вращения являются недостаточными, то в трансмиссию ГТД-ЗУ необходимо дополнительно устанавливать промежуточную опору. Однако, если частоты вращения выходного вала ГТД и загрузочного устройства не совпадают, то в состав испытательного стенда дополнительно вводится редуктор. Испытания ГТД на таком стенде имеют следующие отрицательные моменты:

- наличие отдельных дорогостоящих элементов трансмиссии: промежуточной опоры и редуктора;

- необходимость в переукомплектации стенда (замены промежуточной опоры на редуктор и наоборот) при установке на испытания ГТД с различными частотами вращения выходных валов.

С целью создания стенда, позволяющего проводить испытания ГТД с различными частотами вращения выходных валов без переукомплектации его оборудования в ГП НПКГ «Зоря»-«Машпроект» спроектирован универсальный редуктор РГ035, который с помощью специальных механизмов переключения может выполнять функции редуктора или промежуточной опоры. Указанный редуктор в настоящее время планируется установитьна стенд испытательной станции в ОАО «Газтурбосервис» (г.Тюмень, Россия) для испытаний ГТД типа ДГ90 и ДУ80 с п=5000 об/мин и ДН80 с п=3000 об/мин (а в перспективе ДУ32Л и ДА32Л). В качестве загрузочного устройства предусмотрен турбогенератор Т-32-2РВ3-ГВ (г. Лысьва, Россия).

2. Описание конструкции редуктора

Редуктор РГ035 предназначен для передачи крутящего момента от ГТД к загрузочному устройству. Редуктор позволяет изменять передаточное отношение для обеспечения испытаний ГТД с различной частотой вращения. Изменение передаточного отношения осуществляется при монтаже испытуемого ГТД на стенде с помощью механизмов переключения.

Конструкция редуктора и его основные параметры представлены на рис. 1 и табл. 1.

Редуктор переборного типа, соосный, двухступенчатый с раздвоением мощности. Редуктор состоит из корпуса, ходовой части, элементов системы смазки, электрической системы контроля параметров и защиты.

Корпус редуктора 10 (стальной, сварной) состоит из силового корпуса, крышки, поддона и крышек подшипников.

Ходовая часть состоит из шевронных азотированных зубчатых колёс, подшипников скольжения, торсионных валов, уплотнительных узлов и дисковых эластичных муфт входного и выходного валов.

2 12 7 10 4

Рис. 1. Конструкция редуктора со снятой крышкой: 1, 2, 3,

4, 5, 6 — зубчатые колёса; 7 — подшипники скольжения; 8, 9 — эластичные дисковые муфты; 10 — корпус; 11, 12, 13 — торсионные валы; 14, 15, 16 — механизмы переключения

Таблица 1

Наименование параметра Чис- ленное значение Загрузочное устройство

Передаваемая мощ- номинальная 32

ность, МВт максимальная 35

Частота вращения ДУ80Л, ДГ90, ДУ32Л 5000

входного вала при работе, об/мин ДН80Л,ДА32Л 3000 Турбогенера-

Передаточное ДУ80Л, ДГ90, ДУ32Л 1,667 тор Т-32-2РВ3-ГВ, п=3000 об/мин

отношение при работе, и ДН80, ДА32Л 1

Ресурс до капитального ремонта, час 25 000

Ресурс до списания,час 50 000

Срок службы до списания, лет 30

Масса редуктора, т 14

Габариты редуктора, ЬхВхН, м 2,6х2х1,2

На редукторе установлено валоповоротное устройство для проворачивания трансмиссии ГТД-редуктор-загрузочное устройство.

Для смазки и охлаждения зубчатых зацеплений и подшипников скольжения применяется масло Тп-22 ГОСТ 9972-74. Смазка редуктора циркуляционная под давлением от стендового электромаслоагрегата. Слив масла из редуктора свободный в маслобак.

Конструктивной особенностью представленного редуктора является наличие механизмов переключения 14, 15 и 16 (рис.1), с помощью которых выполняется изменение передаточного отношения редуктора

Е

путём установки (сдвига) торсионных валов 11, 12 и 13 во внутренних полостях ведущих (1, 2, 3) и ведомых (4,

5, 6) зубчатых колёс.

На рис. 2 представлена конструкция узла механизма переключения.

Рис. 2. Механизм переключения редуктора: 1 — фланец шлицевой; 2 — втулка шлицевая с многозаходной резьбой; 3 — обечайка с многозаходной резьбой; 4 — торсионный вал; 5 — фланец фиксирующий; 6 — упорное кольцо; 7 — цапфа зубчатого колеса

Для установки торсионного вала 4 в нужное положение (включение или отключение) специальным накидным кличем проворачивается шлицевой фланец

1. Далее вращение передаётся шлицевой втулке 2, которая в свою очередь при помощи многозаходной резьбы перемещает в осевом направлении обечайку 3 с торсионным валом 4. Для фиксации втулки 2 в осевом направлении предназначены фиксирующий фланец 5 и упорное кольцо 6.

Таким образом, при помощи механизма переключения выполняется соединение или разведение шлицевых концов торсионных валов 11, 12 и 13 соответственно со шлицами зубчатых колёс 4, 5 и 6 (Рис.1).

Оригинальность механизма переключения также заключается в том, что:

его конструкция является достаточно простой и абсолютно одинаковой для всех торсионных валов редуктора;

для выполнения операции включения (выключения) применяется единый унифицированный ключ;

обеспечен свободный доступ к зоне обслуживания механизма переключения;

применение многозаходной резьбы позволяет включать (выключать) механизм переключения «вручную» без применения специальных приспособлений и оснасток.

3. Работа редуктора

Ниже приведены возможные варианты работы редуктора РГ035 при испытаниях различных ГТД.

3.1. Испытания ДГ90, ДУ80Л и ДУ32Л

Редуктор уменьшает частоту вращения с пгтд = =5000 об/мин до пген =3000 об/мин (и=1,667). На этих испытаниях крутящий момент от входной муфты 8 передаётся через ведущее зубчатое колесо 1 двум ведомым зубчатым колёсам 2 и 3, от которых через торсионные валы 12 и 13 и зубчатые колёса 4 и 5 силовой поток передаётся ведомому зубчатому колесу 6 и далее выходной муфте 9. В этом варианте работы редуктора механизмы переключения 15 и 16 соединяют торсионные валы 12 и 13 с зубчатыми колёсами 4 и 5, а механизм переключения 14 разъединяет торсионный вал 10 с ведомым зубчатым колесом 6, т.е. торсионный вал 11 вращается в холостую.

3.2. Испытания ДН80Л и ДА32Л

На этих испытаниях редуктор не изменяет частоту вращения ГТД (и=1). Крутящий момент от входной муфты 8 через хвостовик ведущего зубчатого колеса 1 передаётся торсионному валу 11 и далее на хвостовик ведомого зубчатого колеса 6 и выходную муфту 9. При этом механизм переключения 14 соединяет торсионный вал 11 с зубчатым колесом 6, а механизмы переключения 15 и 16 разъединяют торсионные валы 12 и 13 с зубчатыми колёсами 4 и 5, т.е. торсионные валы 12 и 13 свободно вращаются.

4. Заключение

1. Спроектирован универсальный стендовый редуктор РГ035 с оригинальным методом изменения передаточного отношения для испытаний ГТД с различными частотами вращения выходных валов.

2. Предложенный способ изменения передаточного отношения позволяет редуктору РГ035 выполнять функции как редуктора, так и промежуточной опоры. Механизм переключения является простым по конструкции (а значит надёжным) и нетрудоёмким процессом (ориентировочное время перенастройки передаточного отношения редуктора составит ~ 30 мин, которое совмещается с монтажными работами на стенд очередного испытуемого ГТД).

3. Применение предлагаемого универсального редуктора даст определённый экономический эффект вследствие исключения:

- изготовления относительно трудоёмкой промежуточной опоры трансмиссии ГТД-ЗУ;

- потери времени на переукомплектацию оборудования испытательного стенда.

Литература

1. Решетов, Д.Н. Машины и стенды для испытания деталей

[Текст] / Д.Н. Решетов. - М.: Машиностроение, 1979.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.