Научная статья на тему 'УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КАК БАЗОВЫЕ НАВЫКИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА: СПОСОБЫ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КАК БАЗОВЫЕ НАВЫКИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА: СПОСОБЫ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ / РЕГУЛЯТИВНЫЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES / GENERAL EDUCATIONAL SKILLS / REGULATORY / COGNITIVE / COMMUNICATIVE / PERSONAL UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бармина В.Я., Онучина А.В.

В статье раскрываются вопросы взаимосвязи понятий «общеучебные умения/действия» и «универсальные учебные действия». Рассмотрены группы УУД в концепции ФГОС ООО. Охарактеризованы оптимальные педагогические условия и приведены несколько моделей формирования универсальных учебных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES AS BASIC SKILLS OF A MODERN PERSON: METHODS AND PROBLEMS OF FORMATION IN A GENERAL EDUCATION SCHOOL

The article discusses the link between the concepts of «general education skills / activities» and «universal learning activities». It studies universal educational activities in the context of the Federal State Educational Standart. The article characterizes optimal pedagogical conditions and gives several models of the formation of universal educational activities.

Текст научной работы на тему «УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КАК БАЗОВЫЕ НАВЫКИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА: СПОСОБЫ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

( J Слово докторанту

и аспиранту

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КАК БАЗОВЫЕ НАВЫКИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА: СПОСОБЫ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В. Я. БАРМИНА,

старший преподаватель кафедры теории и методики обучения технологии и экономике НИРО vebarmina@yandex.ru

А. В. ОНУЧИНА,

педагог-психолог

МОУ СОШ с УИОП № 1

(Советск, Кировская область)

anastasiya.onuchina@yandex.ru

В статье раскрываются вопросы взаимосвязи понятий «общеучебные умения/действия» и «универсальные учебные действия». Рассмотрены группы УУД в концепции ФГОС ООО. Охарактеризованы оптимальные педагогические условия и приведены несколько моделей формирования универсальных учебных действий.

The article discusses the link between the concepts of «general education skills / activities» and «universal learning activities». It studies universal educational activities in the context of the Federal State Educational Standart. The article characterizes optimal pedagogical conditions and gives several models of the formation of universal educational activities.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, общеучебные умения, регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные универсальные учебные действия

Key words: universal learning activities, general educational skills, regulatory, cognitive, communicative, personal universal learning activities

Уверенность человека в завтрашнем дне во многом зависит от внутреннего интеллектуального ресурса, приобретаемого в процессе систематической и целенаправленной работы над собой, постоянного обучения, самосовершенствования, самоорганизации. Ядром такого процесса для каждого человека является школа как институт, обеспечивающий для каждого члена общества базовую гарантированную обязательную образовательную компоненту, которая, меняясь в соответствии с запросами социума, отражает тенденции, проблемы, перспективы его развития.

Современная российская школа находится в процессе реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО), определяющих его целью личностное, общекультурное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. В связи с этим стандарт впервые ввел в систему планируемых образовательных результатов наряду с предметными метапредметные, и в их составе — группы универсальных учебных действий (УУД).

Отметим, что универсальные учебные действия в составе ожидаемых образовательных результатов не являются новой составляющей целевых ориентиров российского образования. В отечественной педагогике наиболее близким по значению понятию «универсальные учебные действия» является понятие «общеучебные умения (действия)». Для отечественной школы на протяжении нескольких десятилетий была актуальной проблема формирования таких действий, обеспечивающих ученику возможности для решения широкого круга задач и проблем, организации собственной деятельности и управления ею не только в рамках школьных предметов, но и в разнообразных реальных практических ситуациях.

Роль общеучебных умений и способов действий как базовой основы разви-

тия ученика — субъекта собственной деятельности —рассматривалась через призму системно-деятельностного подхода в исследованиях Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина. В контексте идей развивающего обучения Д. Б. Эль-кониным, В. В. Давыдовым, В. В. Репкиным, Л. Е. Журовой, Г. А. Цу-керман и другими учеными была разработана программа формирования общеучебных умений и навыков учащихся. Вклад в разрешение данного вопроса внесли и другие известные исследователи проблем педагогики и психологии: Ю. К. Бабанский, С. Г. Воровщиков, Е. Н. Кабанова-Меллер, Т. А. Лошкаре-ва, Д. В. Татьянченко, А. В. Усова, Л. Ф. Фридман и др.

Л. М. Фридман трактовал общеучебные умения как умения, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни [14]. В педагогических исследованиях Н. А. Лошкаревой общеучебные умения определены как умения, основанные на знаниях о способах действий в рамках, свойственных процессу изучения нескольких учебных дисциплин [8]. В. В. Краевский и А. В. Хуторской характеризовали общеучебные умения, навыки, способы деятельности как дея-тельностное воплощение изучаемых объектов и осваиваемых знаний, элементы общего механизма взаимодействия учащегося с социальным опытом человечества [7].

В психолого-педагогической литературе приводится несколько классификаций общеучебных умений и навыков. Ю. К. Ба-банский выделяет три группы общеучебных умений:

В отечественной педагогике наиболее близким по значению понятию «универсальные учебные действия» является понятие «общеучебные умения (действия)». Для отечественной школы на протяжении нескольких десятилетий была актуальной проблема формирования таких действий.

3 учебно-организационные (постановка задач деятельности, планирование, создание благоприятных условий для деятельности);

3 учебно-информационные (например, умения работать с книгой);

3 учебно-интеллектуальные (например, умение логически осмыслять учебный материал) [1].

В соответствии с этапами формирования учебной деятельности Г. К. Селев-ко определяет пять групп общеучебных умений:

3 планирования;

3 организации своей учебной деятельности;

3 восприятия информации;

3 мыслительной деятельности;

3 оценки и осмысливания результатов [11].

Н. А. Лошкаревой представлена иная классификация, включающая в себя учебно-организационные (организация рабочего места, выполнение правил гигиены учебного труда, принятие учебной цели и др.), учебно-интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-коммуникативные умения и навыки [8].

На основе логики самоуправления учебно-познавательной деятельностью учащегося Д. В. Татьянченко и С. Г. Во-ровщиков выделили три группы общеучебных умений:

3 учебно-управленческие (планирование, организация, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности школьниками);

3 учебно-информационные; 3 учебно-логические [4]. А. В. Усова обосновывает четыре группы общеучебных умений: 3 познавательные; 3 практические;

3 организационные (умения планировать свою работу и правильно организо-

Среди компонентов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

вать рабочее место во время занятий и при выполнении лабораторных работ);

3 самоконтроля и оценки [13].

Понятие «универсальное учебное действие» введено относительно недавно — в концепции ФГОС общего образования группа ученых под руководством А. Г. Ас-молова определили УУД как «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся как в различных предметных областях, так и в построении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик». [5]. При этом важно отметить, что с позиции реализации системно-деятельност-ного подхода одним из ключевых в рассматриваемом контексте становится вопрос активности самого субъекта. По словам А. М. Новикова, важно понять, кто определяет цели: если человек сам ставит цели своей деятельности, то она имеет активный, творческий характер, а если цель задается человеку кем-то другим, то это исполнительская деятельность [10].

Среди компонентов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

Ценностно-смысловая ориентация обучающихся лежит в основе личностных УУД и в соответствии с ФГОС включает: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование как установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; нравственно-этическую ориентацию. Организацию своей учебной деятельности обеспечивают обучающимся регулятивные универсальные учебные действия: целепола-гание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. В группу познавательных УУД входят общеучебные, логические, знаково-символические действия и действия по постановке и решению проблем. Социальную компетентность, учет позиции

других людей, умение слушать и вести диалог; способность интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие с окружающими обеспечивают коммуникативные универсальные учебные действия.

Моделирование процесса формирования универсальных учебных действий в образовательной организации начинается на этапе разработки основной образовательной программы школы, в которую вносятся перечень УУД, планируемые уровни их сформированности по классам, основные подходы к их оценке. При этом в рабочих программах по предметам определяются способы формирования УУД средствами конкретного предмета.

Наиболее оптимальными педагогическими условиями организации процесса формирования универсальных учебных действий являются:

3 обеспечение преемственности между начальной и основной школами в освоении учащимися таких действий, а также между педагогами, реализующими данный процесс в одном классе;

3 педагогическая компетентность учителя, дающая возможность формирования УУД на основе содержания предметов и учебных курсов школьной программы, выбора методов и форм обучения;

3 создание особой образовательной среды на уроке, где знания не передаются в готовом виде, а добываются самими школьниками и процесс обучения строится на основе их активной работы с учителем и одноклассниками;

3 разработка универсального набора учебных заданий метапредметного характера для использования в рамках каждой предметной области, выполнение которых обеспечит формирование заданных свойств универсальных действий;

3 организация поэтапной отработки УУД, обеспечивающей переход к высшим уровням выполнения (от материализованной к речевой и умственной формам действия);

3 подготовка контрольно-измерительных диагностических материалов, позволяющих контролировать динамику освоения обучающимися системы УУД и вносить, при необходимости, коррективы в образовательный процесс и др.

Следует отметить, что в отечественной науке и практике уже накоплен обширный опыт создания моделей организации образовательного процесса, направленного на формирование УУД обучающихся:

3 технология работы учащегося основной школы с заданиями на контрольно-оценочном занятии по формированию универсальных учебных действий, характерными признаками которой являются:

— предоставление ученику права выбирать темп, объем, сложность, вид и способ работы с диагностикой и заданиями;

— участие школьника в оценочной деятельности;

— способность обучающегося к рефлексии собственной деятельности;

— диалоговый, партнерский характер взаимоотношения участников данного процесса [6];

3 проектно-дифференцированное обучение, основанное на сочетании проектного обучения и дифференцированного подхода к образовательным результатам, обеспечивает поэтапное формирование регулятивных универсальных учебных действий с использованием проектных заданий и памяток-алгоритмов таких действий [2];

3 интегративный подход, обеспечивающий взаимосвязь между группами УУД как структурных компонентов учебной деятельности [9];

3 для эффективного формирования комплекса универсальных учебных действий использование в качестве деятель-ностной проектной технологии — развива-

Моделирование процесса формирования универсальных учебных действий в образовательной организации начинается на этапе разработки основной образовательной программы школы, в которую вносится перечень УУД.

ющей состоящей из инвариантных (над-предметных) и вариативных (предметных, частнодидактических) частей [12];

3 дидактическая модель формирования УУД на основе математического моделирования экономических процессов и явлений с применением графического калькулятора [3] и др.

Важной составляющей системной работы образовательной организации по формированию универсальных учебных действий является разработка механизма промежуточной и итоговой диагностики уровня сформированности УУД, необходимого для управления образовательным процессом. Выводы об уровне сформированности таких действий могут быть сделаны на основе:

3 образовательных продуктов обучающихся (выполненных заданий, сочинений, материальных объектов и т. д.);

3 самой деятельности учащегося (под наблюдением оценивающего его учителя);

3 видеозаписей;

3 аудиозаписей;

ЛИТЕРАТУРА _

3 ответов на письменные/устные вопросы;

3 портфолио школьника, демонстрирующего индивидуальное развитие конкретного ребенка за определенный отрезок времени;

3 индивидуального итогового проекта, выполненного обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов, и др.

ФГОС ООО реализуется в школах уже несколько лет, однако проблемы, связанные с организацией процесса формирования универсальных учебных действий, еще встречаются в практике образовательных организаций. К ним можно отнести отсутствие управляемой системной работы, слабую преемственность между разными ступенями образования, отсутствие диагностических методик, позволяющих контролировать данный процесс, недостаточное понимание педагогами значимости формирования универсальных учебных действий для достижения образовательных результатов в современной школе и т. д.

1. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / сост. Ю. К. Бабанский. — М. : Педагогика, 1989. — 328 с.

2. Бармина, В. Я. Организационно-деятельностная модель проектно-дифференцированно-го обучения школьников / В. Я. Бармина, В. В. Николина // Нижегородское образование. — 2016. — № 3. — С. 135—141.

3. Будахина, Н. Л. Формирование универсальных учебных действий учащихся профильных классов в обучении математике с использованием графического калькулятора : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. Л. Будахина. — Ярославль, 2013. — 24 с.

4. Воровщиков, С. Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции / С. Г. Воровщиков // Эйдос. — 2007. — 30 сентября. — URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-9.htm.

5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2011. — 152 с.

6. Котряхов, Н. В. Процессуально-деятельностный этап технологии формирования универсальных учебных действий / Н. В. Котряхов, А. В. Онучина // Вестник Марийского государственного университета. — 2017. — Т. 11. — № 1 (25). — С. 29—34.

7. Краевский, В. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах / В. В. Краевский, А. В. Хуторской // Педагогика. — 2003. — № 2. — С. 3—10.

8. Лошкарева, Н. А. Общеучебные умения, формируемые у учащихся 5-х классов / Н. А. Лошкарева. — М. : Педагогика, 1984. — 114 с.

9. Моисеева, И. Г. Психолого-педагогическая модель формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников : автореф. дис. ... канд. психол. наук / И. Г. Моисеева. — Самара, 2017. — 23 с.

10. Новиков, А. М. Методология образования / А. М. Новиков. — М. : Эгвес, 2006. — 488 с.

11. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учебное пособие / Г. К. Селевко. — М. : Народное образование, 1998. — 256 с.

12. Теплоухова, Л. А. Формирование универсальных учебных действий учащихся основной школы средствами проектной технологии : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. А. Теплоухова. — Ижевск, 2012. — 26 с.

13. Усова, А. В. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики / А. В. Усова, А. А. Бобров. — М. : Просвещение, 1988. — 112 с.

14. Фридман, Л. М. Психологическая наука — учителю / Л. М. Фридман. — М. : Педагогика, 1991. — 371 с.

С \

Информация для авторов журнала «Практика школьного воспитания»

Журнал издается с 1995 года Нижегородским институтом развития образования при поддержке Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области. Издание выходит четыре раза в год. Редакция журнала ждет актуальные материалы от руководителей образовательных организаций и методических служб, педагогов-практиков, классных руководителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов, педагогов-организаторов и других специалистов по работе с детьми. Вам предоставляется возможность поделиться своим опытом и интересными педагогическими находками на страницах журнала.

Перечень представляемых авторами материалов:

1. Текст статьи.

2. Фотография автора.

3. Фотографии к содержанию статьи — не менее 7.

4. Контактная информация об авторе(ах): рабочий телефон (с обязательным указанием кода города) и мобильный телефон для связи.

Подробную информацию смотрите на сайте Нижегородского института развития образования шшш.тго. nnov.ru, перейдя по ссылке «Издательская деятельность», далее «Периодические издания», «Журнал "Практика школьного воспитания"». Дополнительная информация по телефону (831) 468-08-03.

Ч__)

С \

Газета «Школа» приглашает к сотрудничеству

Нижегородским институтом развития образования при поддержке Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области с 1994 года издается газета «Школа». Выходит один раз в месяц. Целевая аудитория газеты — педагоги и руководящие работники системы образования Нижегородской области.

Основная цель издания — популяризация в педагогической среде региона современных научных достижений и представление лучших образцов передового педагогического опыта Нижегородской области. Концепция газеты предусматривает подбор тематического материала в каждый номер, включающего как научно-популярные статьи, интервью с учеными-педагогами российского и регионального уровней по ведущим направлениям развития российского образования, так и материалы учителей-практиков и руководителей ОО, обобщающие их опыт.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Темы и требования к статьям размещены на сайте Нижегородского института развития образования www. niro. nnov.ru в разделе «Периодические издания», в подразделе «Газета "Школа"». Дополнительную информацию можно получить по телефону (831) 468-08-03.

Ч_J

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.