УДК: 347.722
DOI: 10.51965/20767919_2022_1_2_67
Гафуров Р.Ф.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ РЕГИСТРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ
И ИХ ВИДЫ
Gafurov R.F.
UNIVERSAL TRADEMARK REGISTRATION SYSTEMS AND THEIR TYPES
Ключевые слова: товарный знак, государственная регистрация, регистрационная система, регистрация товарных знаков, процедура оппозиции, основания для отказа в регистрации, публичная регистрационная система, оппозиционная регистрационная система, смешанная регистрационная система, универсальные регистрационные системы.
Keywords: trademark, state registration, registration system, trademark registration, opposition procedure, grounds for refusal of registration, public registration system, opposition registration system, mixed registration system, universal registration systems.
Аннотация: в статье рассматривается важный теоретический и практический аспект регистрации товарных знаков - классификация регистрационных систем.
Целью настоящей статьи является определение критериев классификации национальных и региональных регистрационных систем, а также выявление на основании этих критериев универсальных видов регистрационных систем.
Методологической основной работы стал диалектический метод научного познания, системный анализ, а также методы дедукции и индукции.
В ходе изучения законодательства значительного количества государств в сфере регистрации товарных знаков были выявлены некоторые сходные черты и базовые отличия, которые были систематизированы в критерии, по которым каждую регистрационную систему можно отнести к одной из трех универсальных систем: публичной, оппозиционной или смешанной.
На основании найденных критериев в статье анализируются признаки, которые формируют ту или иную регистрационную систему, а также приведены примеры стран для иллюстрации применения методологии отнесения той или иной национальной или региональной регистрационной системы к одному из универсальных видов систем.
Таких критериев выделено два: 1) проводится ли публичным регистрационным органом экспертиза обозначения на наличие относительных оснований для отказа в регистрации, влечет ли такая экспертиза, при выявлении таких оснований, отказ в регистрации обозначения в качестве товарного знака; 2) присутствует ли в законодательстве государства четкий механизм подачи возражений третьих лиц против регистрации заявляемого обозначения на этапе его регистрации, является ли процедура подачи возражений третьими лицами обязательным этапом регистрации обозначения, наряду с экспертизой.
Теоретическая значимость работы заключается в доктринальном выделении видов универсальных регистрационных систем на основании определенных критериев. Практическая значимость заключается в том, что предложенные автором выводы могут быть использованы при выборе модели регистрационной системы.
Abstract: the article deals with an important theoretical and practical aspect of trademark registration - the classification of registration systems.
The purpose of this article is to determine the criteria for the classification of national and regional registration systems, as well as to identify universal types of registration systems based on these criteria.
The methodological basis of the work was the dialectical method of scientific knowledge, system analysis, as well as methods of deduction and induction.
In the course of studying the legislation of a significant number of States in the field of trademark registration, some similarities and basic differences were identified, which were systematized into criteria according to which each registration system can be attributed to one of three universal systems: public, opposition or mixed.
Based on the criteria found, the article analyzes the features that form a particular registration system, as well as provides examples of countries to illustrate the application of the methodology for assigning a particular national or regional registration system to one of the universal types of systems.
There are 2 such criteria: 1) whether the public registration authority conducts an examination of the designation for the presence of relative grounds for refusal of registration, whether such an examination, if such grounds are identified, entails a refusal to register the designation as a trademark; 2) whether there is a clear mechanism in the state legislation for filing third-party objections to the registration of the claimed designation at the stage of its registration, whether the procedure for filing objections by third parties is a mandatory stage of registration of the designation, along with the examination.
The theoretical significance of the work lies in the doctrinal identification of the types of universal registration systems based on certain criteria. The practical significance lies in the fact that the conclusions proposed by the author can be used when choosing a model of the registration system.
Регистрация товарных знаков имеет очень большое значение. В.А. Дозорцев, говоря о необходимости регистрации соответствующих объектов, подразделял все результаты интеллектуальной деятельности на те, основное значение которых содержится в форме и те, основное значение которых именно в содержании1.
Под объектами, основное значение которых содержится в форме, при этом, понимаются, например, объекты авторского права, а под объектами, основное значение которых - содержание, например, понимаются объекты патентного права.
В обособлении результатов интеллектуальной деятельности, основанных на форме, особых трудностей не возникает, так как эмпирическим путем доказано, что создание тождественного по форме произведения независимо от предыдущего автора практически невозможно, поэтому не требуется и регистрация. Другой случай -обособление результата интеллектуальной деятельности, основанного на содержании. Такие результаты всегда имеют, в первую очередь, прикладной характер. Им правовая охрана может предоставляться только при условии предварительной проверки и госу-
1 Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей / Исслед. центр частного права. - М.: Статут, 2005. С. 14.
дарственной регистрации, потому что создание аналогичного по содержанию результата практически неизбежно, так как в этом есть экономическая рыночная необхо-димость2. К таким результатам приравниваются также и товарные знаки.
Таким образом, государственная регистрация товарных знаков представляет собой специальную процедуру, которая осуществляется уполномоченным публичным органом. Целью такой процедуры является признание государством факта возникновения, изменения и прекращения прав на товарные знаки. Результатом такой процедуры выступает решение о включении или об отказе включения соответствующего обозначения в качестве товарного знака в публичный реестр3.
Государственная регистрация товарных знаков выполняет ряд важнейших функций: во-первых, третьи лица узнают о наличии прав у конкретного правообладателя на конкретный товарный знак; во-вторых, упорядочивается информация об охраняемых обозначениях; в-третьих, рас-
2 Дозорцев В.А. Указ соч., С. 15-16.
3 Право интеллектуальной собственности учебник / Е.В. Бадулина, Д.А. Гаврилов, Е.С. Гринь и др.; под общ. ред. Л.А. Новоселовой. М.: Статут, 2017. Т. 1: Общие положения. С. 179.
крываются сведения о границах и пределах охраняемого права1.
Под регистрационной системой в целях настоящего исследования понимается совокупность норм, институтов, этапов, правил, процедур, так или иначе связанных с регистрацией обозначения в качестве товарного знака.
Под универсальными регистрационными системами в рамках настоящего исследования понимаются системы, к которым, посредством классификации по определенным критериям, можно отнести все национальные и региональные регистрационные системы. Под универсальностью в контексте настоящей статьи понимается такой признак регистрационной системы, как возможность охватить большое количество национальных или региональных регистрационных систем на основании определенных общих признаков. Три вида универсальных систем, выделенные в рамках настоящей статьи, позволяют охватить все существующие в мире национальные и региональные регистрационные системы, и именно в этом, по нашему мнению, состоит универсальность каждой из них по отдельности и абсолютная универсальность в их совокупности.
Первоочередную роль в классификации регистрационных систем и выявлении универсальных систем имеют абсолютные и относительные основания для отказа в регистрации, а также возможность подачи возражений третьими лицами в процессе регистрации обозначения в качестве товарного знака.
Именно по этим сущностным вопросам возможно провести сравнительный анализ, классифицируя все национальные и региональные регистрационные системы на три универсальных вида.
Абсолютные и относительные основания отказа в регистрации — это законодательные ограничения, рамки, не позволяющие зарегистрировать обозначение, которое противоречит частным или публичным интересам. При обращении к абсолютным ос-
1 Право интеллектуальной собственности учебник / Е.В. Бадулина, Д.А. Гаврилов, Е.С. Гринь и др.; под общ. ред. Л.А. Новоселовой. М.: Статут, 2017. Т. 1: Общие положения. С. 179.
нованиям акцент делается на недопустимых характеристиках самого заявляемого обозначения. Их проверка, в первую очередь, служит обеспечению публичных интере-сов2.
Относительные основания свидетельствуют о невозможности регистрации обозначения в связи с наличием прав интеллектуальных и/или личных неимущественных прав иного лица на сходное или тождественное заявленному обозначению.
На основе проведенного исследования и анализа норм о регистрации товарных знаков различных государств возможно сделать вывод, что все национальные и региональные регистрационные системы в мире можно классифицировать с учетом двух критериев:
1) проводится ли публичным регистрационным органом экспертиза обозначения на наличие относительных оснований для отказа в регистрации, влечет ли такая экспертиза, при выявлении таких оснований, отказ в регистрации обозначения в качестве товарного знака;
2) присутствует ли в законодательстве государства четкий механизм подачи возражений третьих лиц против регистрации заявляемого обозначения на этапе его регистрации, является ли процедура подачи возражений третьими лицами обязательным этапом регистрации обозначения, наряду с экспертизой.
По указанным критериям все национальные и региональные регистрационные системы можно разделить на три универсальных вида, условно поименованные нами как «публичная регистрационная система», «оппозиционная регистрационная система» и «смешанная регистрационная система».
Признаками, по которым национальную или региональную регистрационную систему можно отнести к публичной системе, являются следующие:
- уполномоченный регистрационный орган проверяет относительные основания для отказа в регистрации обозначения на
2 Право интеллектуальной собственности: учебник / А.С. Ворожевич, О.С. Гринь, В.А. Корнеев и др.; под общ. ред. Л.А. Новоселовой. М.: Статут, 2018. Т. 3: Средства индивидуализации. С. 58.
этапе его экспертизы, при этом проверяться могут не все основания в целях экономии времени и сложности проверки некоторых оснований, однако проверка на схожесть до степени смешения с зарегистрированными товарными знаками обязательна;
- в законодательстве не закрепляется подробное описание механизма обращения третьих лиц с возражениями против регистрации заявляемого обозначения на этапе его регистрации, однако сама возможность такого обращения может быть предусмотрена; этап подачи третьими лицами возражений против регистрации товарного знака не является обязательным этапом регистрации, в отличии от экспертизы обозначения.
Публичная регистрационная система представлена, например, такими странами, как Россия и Беларусь1.'
Мы не будем подробно останавливаться на процедуре регистрации товарных знаков в отечественном правопорядке, так как она хорошо известна и подробно прописана в Гражданском кодексе РФ.
Отметим лишь, что для регистрации необходима подача заявки, после чего Роспатент осуществляет формальную экспертизу - экспертизу поступивших документов для определения их соответствия требованиям по формальным основаниям, а далее приступает к проверке обозначения или экспертизе по существу.
В ходе проведения экспертизы обозначения, Роспатент проверяет все абсолютные основания для отказа в регистрации, перечисленные в п.п. 1-5 ст. 1483 ГК РФ. Также Роспатент проверяет и некоторые из относительных оснований, а именно, основания, предусмотренные п.п. 6-7, пп. 3 п. 9, п. 10 ст. 1483 ГК РФ.
Таким образом, отечественная регистрационная система предполагает исследование Роспатентом относительных оснований для отказа в регистрации, что подтверждает ее отнесение к публичной регистрационной системе по первому критерию.
1 Закон Республики Беларусь от 05.02.1993 г. № 2181-XII «О товарных знаках и знаках обслуживания». [Электронный ресурс] // URL: http://www.wi-po.int/wipolex/ru/text.jsp?file_id=209793 (дата обращения 31.03.2021).
Отечественная система регистрации не содержит такого понятия, как оппозиция или процедура оппозиции. Существует лишь ст. 1493 ГК РФ, которая позволяет любому лицу подать возражения против государственной регистрации товарного знака на стадии экспертизы, и такие возражения будут учитываться в том числе в отношении оснований, не проверяемых Роспатентом самостоятельно, то есть этап подачи третьими лицами возражений против регистрации товарного знака не является обязательным этапом регистрации, в отличии от экспертизы обозначения, поэтому и по второму критерию отечественная регистрационная система относится к публичной регистрационной системе.
Признаками, по которым национальную или региональную регистрационную систему можно отнести к оппозиционной системе, являются следующие:
- уполномоченный регистрационный орган не проверяет относительные основания для отказа в регистрации обозначения на этапе его экспертизы, возможно проведение проверки, носящей лишь информационный характер, результаты которой носят рекомендательный, а не обязательный характер, и не могут являться основанием для отказа в регистрации;
- в законодательстве закрепляется подробное описание механизма обращения третьих лиц с возражениями против регистрации заявляемого обозначения на этапе его регистрации (процедура оппозиции), причем этап подачи таких возражений третьими лицами является обязательным этапом регистрации обозначения в качестве товарного знака, наряду с экспертизой обозначения.
Оппозиционная регистрационная система представлена, например, региональной регистрационной системой Европейского союза2.
Следует обратиться к законодательству Европейского союза в сфере регистрации товарных знаков для анализа критериев
2 Regulation (EU) 2017/1001 of the European Parliament and of the Council of 14 June 2017 on the European Union trade mark. [Электронный ресурс] // URL: https://wipolex.wipo.int/en/legislation/details/18298 (дата обращения 31.03.2021).
и поиска признаков оппозиционной регистрационной системы.
Товарный знак Европейского союза (далее - товарный знак ЕС) представляет собой обозначение, которое имеет единый правовой режим на территории всех стран Европейского союза. Товарный знак ЕС может быть зарегистрирован, отчужден, его правовая охрана может быть прекращена только на территории всего Европейского Союза, как следует из п. 2 ч. 1 гл. 1 Council Regulation of 14 June 2017.
Процедура регистрации товарного знака ЕС начинается, как и в отечественном законодательстве, с подачи заявки в публичный орган, занимающийся регистрацией заявляемых обозначений, в том числе их экспертизой.
На момент подачи заявки устанавливается приоритет товарного знака ЕС. Кроме тех видов приоритета, которые существуют и в отечественном законодательстве, ст. 39 Council Regulation of 14 June 2017 предусматривает также установление приоритета по дате приоритета товарного знака, зарегистрированного в одной из стран-участниц Европейского союза.
При условии соблюдения формальных требований к заявке, EUIPO осуществляет экспертизу обозначения, проверяя лишь абсолютные основания для отказа в регистрации (ст. 7 Council Regulation of 14 June 2017). EUIPO вправе вновь открывать экспертизу по абсолютным основаниям вплоть до окончания регистрации обозначения (п. 3 ст. 45 Council Regulation of 14 June 2017). При наличии абсолютных оснований для отказа, принимается решение об отказе в регистрации товарного знака ЕС, при их отсутствии, наступает следующий этап.
До указанного момента процедура регистрации, в целом, совпадет с аналогичной процедурой по российскому праву. Однако дальше выявлены различия.
Заявитель вправе при подаче заявки на товарный знак ЕС на основании ст. 43 Council Regulation of 14 June 2017 запросить у регистрирующего органа проведение информационного поиска о наличии зарегистрированных товарных знаков ЕС или поданных заявок с более ранним приоритетом, которые могли бы быть основанием для от-
каза в регистрации в соответствии со ст. 8 Council Regulation of 14 June 2017. Также заявитель может запросить провести аналогичный поиск по базам интересующих его национальных реестров стран-участниц Европейского союза.
Данный поиск необходим для предотвращения возможных споров о возможности смешения с уже зарегистрированными товарными знаками ЕС и с национальными товарными знаков третьих лиц или для формирования стратегии по защите от возможных притязаний.
Результат такого поиска оформляется в виде отчета по базе товарных знаков ЕС, а в случае особого запроса, и по национальным базам, и направляется заявителю, а также правообладателям товарных знаков, с которыми, по мнению ведомства, может возникнуть угроза смешения заявляемого обозначения.
Даже если заявитель не запрашивал у EUIPO проведения такого поиска, ведомство, после публикации заявки, в любом случае уведомляет правообладателей товарных знаков, но только по базе товарных знаков ЕС, с которыми, по мнению ведомства, может возникнуть угроза смешения, о публикации заявки.
Подчеркнем, что этот отчет не может являться экспертизой по относительным основаниям, так как: а) отчет представляет собой информационную справку, без возможности заявителя оспорить представленную информацию или дать свои пояснения, б) ее результаты не являются основанием для отказа в регистрации товарного знака в любом случае.
После публикации заявки на регистрацию товарного знака ЕС для ознакомления с ней всех третьих лиц, начинается процедура оппозиции по правилам ст. 45 и ст. 46 Council Regulation of 14 June 2017, которая представляет собой подачу возражений от третьих лиц в EUIPO против регистрации заявляемого обозначения.
Процедура оппозиции Европейского союза предусматривает 2 возможных случая подачи возражений: 1) товарный знак не соответствует абсолютным основаниям для отказа в регистрации, 2) товарный знак не
соответствует относительным основаниям для отказа в регистрации.
В первом случае, любое лицо (производители, потребители, продавцы товаров и услуг и т.д.) вправе подавать возражение против регистрации соответствующего заявляемого обозначения в течение срока действия этапа оппозиции.
Во втором случае подавать возражения могут только заинтересованные лица -обладатели прав на объекты, перечисленные в ст. 8 Council Regulation of 14 June 2017, с ранним приоритетом. У таких лиц есть 3 месяца с даты публикации заявки на подачу возражений против регистрации заявляемого обозначения. Оппозиция должна быть подготовлена в письменной форме и направлена с приложением соответствующих доказательств.
После этого осуществляется проверка подданных возражений согласно ст. 47 Council Regulation of 14 June 2017. Ведомство уведомляет заявителя о поступивших возражениях, после чего у заявителя обозначения есть два месяца на предоставление аргументов и доказательств заявителю возражения о том, что товарный знак соответствует требованиям ст. 81.
Заявитель обозначения вправе затребовать у заявителя возражения доказательств фактического использования противопоставленного товарного знака в течение пятилетнего периода, предшествующего подаче возражения. Если соответствующие доказательства не представляются, EUIPO отклоняет возражения. Если представляются доказательства использования лишь части товаров и услуг, для которых заявляемое обозначение подается на регистрацию, противопоставленный товарный знак рассматривается только в пределах таких товаров и услуг.
После получения аргументов, у заявителя возражения, в свою очередь, есть срок на предоставление аргументов заявителю обозначения в защиту своей позиции. У заявителя обозначения также есть возможность представить контраргументы. Обычно
1 Процедура регистрации товарных знаков в Европейском союзе. [Электронный ресурс] // URL: https://euipo.europa.eu/ohimportal/registration-process (дата обращения 31.03.2021).
на этом данная процедура заканчивается, однако регистрирующий орган вправе дать возможность сторонам продолжить дискуссию.
После анализа аргументов заявителя обозначения и заявителя возражения, регистрирующий орган принимает одно из следующих решений: 1) заявляемое обозначение соответствует требованиям ст. 8 Council Regulation of 14 June 2017 и подлежит регистрации, в этих обстоятельствах заявитель возражения возмещает расходы, вызванные процедурой оппозиции, заявителю обозначения; 2) заявляемое обозначение не соответствует требованиям ст. 8 Council Regulation of 14 June 2017 и не подлежит регистрации, при таких условиях заявитель обозначения выплачивает понесенные заявителем возражения расходы; 3) обозначение способно вызвать сходство до степени смешения только в отношении части товаров, для которых оно заявляется на регистрацию, в этом случае обозначение должно быть зарегистрировано в части тех товаров, использование в отношении которых не способно вызвать смешения, все издержки по оппозиции стороны делят пополам.
В случае, если принято положительное решение для заявителя обозначения по оппозиции или если никаких возражений в течение срока оппозиции не поступило, обозначение регистрируется в реестре товарных знаков ЕС, заявителю выдается соответствующее свидетельство, согласно ст. 51 Council Regulation of 14 June 2017.
Таким образом, регистрационное ведомство Европейского союза не проводит экспертизу по относительным основаниям для отказа в регистрации товарных знаков, а проводимый ведомством информационный поиск не является основанием для отказа в регистрации. В связи с чем, регистрационная система Европейского союза по первому критерию относится к оппозиционной регистрационной системе.
В тоже время предоставление возможности подачи возражений третьим лицам после публикации заявки является обязательным этапом регистрации обозначения в качестве товарного знака, наряду с экспертизой обозначения, что свидетельствует о том, что регистрационная система Европей-
ского союза и по второму критерию относится к оппозиционной регистрационной системе.
Признаками, по которым национальную или региональную регистрационную систему можно отнести к смешанной системе, являются следующие:
- уполномоченный регистрационный орган проверяет относительные основания для отказа в регистрации обозначения на этапе его экспертизы, при этом проверяться могут не все основания в целях экономии времени и сложности проверки некоторых оснований, однако проверка на схожесть до степени смешения с зарегистрированными товарными знаками обязательна;
- в законодательстве закрепляется подробное описание механизма обращения третьих лиц с возражениями против регистрации заявляемого обозначения на этапе его регистрации (процедура оппозиции), причем этап подачи таких возражений третьими лицами является обязательным этапом регистрации обозначения в качестве товарного знака, наряду с экспертизой обозначения.
Смешанная регистрационная система представлена, например, регистрационными системами Соединенных Штатов Америки1.
Следует обратиться к законодательству США в сфере регистрации товарных знаков для анализа критериев и поиска признаков.
Изначально заявитель выбирает основание для регистрации товарного знака. Существует два базовых основания: фактическое использование и намерение такого использования.
Если выбирается первый вариант, товарный знак на момент подачи должен использоваться на территории США в отношении тех же товаров и услуг, в отношении которых будет проводиться регистрация, в связи с чем заявитель должен представить соответствующие доказательства. Некоторые исключения предусмотрены для товар-
1 U.S. Trademark Law: Trademark Act; 15 U.S.C. §§ 1051 et seq. & Patents Act; 35 U.S.C. Part 1 (Consolidated Trademark Law as of December 28, 2009). [Электронный ресурс] // URL: http://www.wipo. int/wipolex/ en/text.jsp?file_id=191404 (дата обращения 31.03.2021).
ных знаков, происходящих из стран-участниц Парижской конвенции и процедуре регистрации по Мадридской системе, на которых мы подробно останавливаться не будем.
Если заявитель выбирает второй вариант, заявитель должен осуществить использование товарного знака в течение 6 месяцев после регистрации товарного знака, согласно пар. 1, п. d(1) Trademark Act. Для подтверждения использования товарного знака в этот период подается декларация, которая подтверждает начало использования товарного знака в отношении тех товаров или услуг, которые маркируются товарным знаком.
После чего заявитель формирует заявку с приложением соответствующих документов и подает ее в регистрирующий орган. При этом, с 15 февраля 2020 года подача практически всех заявок должна происходить в электронной форме2.
После подачи наступает период формальной экспертизы обозначения. После того как экспертиза пройдена, заявке присваивается серийный номер.
Далее наступает этап экспертизы обозначения по существу. На данном этапе эксперт проверяет обозначение на абсолютные и относительные основания для отказа в регистрации.
Если эксперт не выявил таких оснований, заявка публикуется. Однако если эксперт выявил какие-либо основания для отказа в регистрации, он направляет заявителю соответствующее уведомление. В течение шести месяцев заявитель вправе направить свой ответ, изменить заявку или оспорить доводы эксперта. Если в шестимесячный срок никакого ответа не последовало, заявка отклоняется, как указано в пар. 12 Trademark Act.
Если в шестимесячный срок поступил ответ, в течение месяца эксперт снова проверяет заявку, после чего заявка либо публикуется, либо эксперт снова направляет уведомление о несоответствии регистрации.
2 USPTO делает электронную регистрацию обязательной для подачи заявок на товарные знаки [Электронный ресурс] // URL: https://www.uspto.gov/trade mark/lawsregulations/mandatory-electronic-filing (дата обращения 31.03.2021).
Такая процедура направления ответов и уведомлений может повториться 3 раза, однако после третьего раза эксперт либо публикует заявку, либо заявка отклоняется1.
После официальной публикации обозначения в официальном бюллетене USPTO начинается процедура оппозиции по правилам пар. 13 п. a и b Trademark act.
В течение 30 дней любое лицо после оплаты пошлины может обратиться в регистрирующее ведомство с возражением против регистрации знака, в случае если регистрация заявляемого обозначения может нарушить его права, в том числе, если регистрация может привести к смешению обозначения с товарным знаком заявителя возражения.
Возражение рассматривается в квазисудебном заседании административного подразделения USPTO, где принимается решение либо об отказе в регистрации товарного знака, либо о его регистрации, либо о регистрации лишь в части товаров и услуг (пар. 18 Trademark act).
Если возражения не поступили или все возражения отклонены, начинается завершающий этап регистрации обозначения.
В случае, если заявление подавалось на основании фактического использования обозначения, товарный знак регистрируется в реестре, выдается свидетельство о регистрации (пар. 13, п. b (1).
В случае если заявление подавалось на основании намерения о коммерческом использовании товарного знака, заявителю выдается только уведомление о разрешении использования. Указанное уведомление не является государственной регистрацией, оно означает, что заявитель прошел экспертизу обозначения и процедуру оппозиции.
1 Процедура регистрации товарного знака в США. [Электронный ресурс] // URL: https://www.uspto.gov/ trademark/trademark-timelines/section-1a-timeline-application-based-use-commerce (дата обращения 31.03.2021).
После того как заявитель подтвердит начало использование товарного знака в течение шести месяцев с момента выдачи уведомления, уполномоченный орган регистрирует обозначение и выдает свидетельство о регистрации товарного знака. В противном случае заявка на регистрацию отклоняется.
В соответствии с параграфом 8, п. a и п. b Trademark act, для подтверждения использования товарного знака после его регистрации, между пятым и шестым годом правообладатель должен представить документ, доказывающий использование товарного знака.
Следует подчеркнуть, что Закон о товарных знаках США не содержит подробностей в отношении проведения экспертизы. Большое значение при регистрации товарного знака в США имеют разъяснения уполномоченного органа по регистрации товарных знаков, например, U.S. Trademark Law: Rules of Practice in Trademark Cases2.
Таким образом, уполномоченный регистрационный орган США проверяет относительные основания для отказа в регистрации обозначения на этапе его экспертизы, что позволяет говорить об отнесении регистрационной системы США к публичной или смешанной регистрационной системе по первому критерию.
Также процедура регистрации товарных знаков в США предусматривает наличие обязательной процедуры оппозиции, являющейся самостоятельным этапом регистрации обозначения, что в совокупности с первым критерием позволяет отнести регистрационную систему США к смешанной системе.
2 U.S. Trademark Law: Rules of Practice in Trademark Cases, 37 C.F.R. 2 et seq. & Federal Statues; Trademark Act, 15 U.S.C. §§ 1051 et seq. & Patent Act, 35 U.S.C. Part 1 (Consolidated Trademark Law and Regulation as of July 11, 2015). [Электронный ресурс] // URL: https://wipolex.wipo.int/en/legislation/details/ 15729 (дата обращения 31.03.2021).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 30.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.01.2021) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 31.03.2021).
2. Гафуров, Р.Ф. Модернизация российской системы регистрации товарных знаков:
свой путь vs процедура оппозиции // Право будущего: Интеллектуальная собственность, инновации, Интернет: Ежегодник. Вып. 1 // РАН. ИНИОН. Центр. социал. науч. -информ. исслед. Отд. правоведения; каф. предпринимательского права МГУ им. М.В. Ломоносова; Отв. ред. Афанасьева Е.Г. - М., 2018. - 207 с.
3. Городов, О.А. Право на средства индивидуализации: товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования, коммерческие обозначения. М.: Волтерс Клувер. 2006. - 448 с.
4. Гульбин, Ю.Т. Исключительные права на средства индивидуализации товаров — товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров: Гражданско-правовой аспект. М.: Статут, 2007. - 284 с.
5. Дозорцев, В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей / Исслед. центр частного права. - М.: Статут, 2005. - 416 с.
6. Закон Республики Беларусь от 05.02.1993 г. № 2181-XII «О товарных знаках и знаках обслуживания». [Электронный ресурс] // URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/ text.jsp?file_id=209793 (дата обращения 31.03.2021).
7. Кондратьева, Е.А. Объекты интеллектуальных прав: особенности правовой охраны. М.: Статут, 2014. - 160 с.
8. Никулина, В.С. Правовая защита товарного знака и борьба с недобросовестной конкуренцией. М.: Статут, 2015. - 189 с.
9. Право интеллектуальной собственности учебник / Е.В. Бадулина, Д.А. Гаврилов, Е.С. Гринь и др.; под общ. ред. Л.А. Новоселовой. М.: Статут, 2017. Т. 1: Общие положения. - 512 с.
10. Право интеллектуальной собственности: учебник / А.С. Ворожевич, О.С. Гринь, В.А. Корнеев и др.; под общ. ред. Л.А. Новоселовой. М.: Статут, 2018. Т. 3: Средства индивидуализации. - 432 с.
11. Процедура регистрации товарного знака в США. [Электронный ресурс] // URL: https://www.uspto.gov/trademark/trademark-timelines/section-1a-timeline-application-based-use-commerce (дата обращения 31.03.2021).
12. Процедура регистрации товарных знаков в Европейском союзе. [Электронный ресурс] // URL: https://euipo.europa.eu/ohimportal/registration-process (дата обращения 31.03.2021).
13. Товарный знак: Постатейный комментарий статей 1477-1515 Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. П. В. Крашенинникова. М.: Статут, 2010. - 226 с.
14. Regulation (EU) 2017/1001 of the European Parliament and of the Council of 14 June 2017 on the European Union trade mark. [Электронный ресурс] // URL: https://wipolex.wipo. int/en/legislation/details/18298 (дата обращения 31.03.2021).
15. U.S. Trademark Law: Rules of Practice in Trademark Cases, 37 C.F.R. 2 et seq. & Federal Statues; Trademark Act, 15 U.S.C. §§ 1051 et seq. & Patent Act, 35 U.S.C. Part 1 (Consolidated Trademark Law and Regulation as of July 11, 2015). [Электронный ресурс] // URL: https://wipolex.wipo.int/en/legislation/details/15729 (дата обращения 31.03.2021).
16. U.S. Trademark Law: Trademark Act; 15 U.S.C. §§ 1051 et seq. & Patents Act; 35 U.S.C. Part 1 (Consolidated Trademark Law as of December 28, 2009). [Электронный ресурс] // URL: http://www.wipo.int/wipolex/en/textjsp?file_id=191404 (дата обращения 31.03.2021).
17. USPTO делает электронную регистрацию обязательной для подачи заявок на товарные знаки. [Электронный ресурс] // URL: https://www.uspto.gov/trademark/laws-regulations/mandatory-electronic-filing (дата обращения 31.03.2021).
Дата поступления: 05.04.2021