Научная статья на тему 'УНИВЕРСАЛЬНЫЕ НАВЫКИ РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ'

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ НАВЫКИ РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / АНАЛИЗ / СРАВНЕНИЕ / СОПОСТАВЛЕНИЕ / ВЫБОР ИНФОРМАЦИИ / ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ / META-SUBJECT SKILLS / INTEGRATION / ANALYSIS / COMPARISON / CHOICE OF INFORMATION / SUPPORTIVE NOTES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Татьяна Владимировна

Данная статья посвящена вопросам формирования метапредметных умений на уроках биологии. Рассматривает механизмы развития прочных универсальных навыков, позволяющих повысить качество усвоения материала кадетами, а также повышает мотивацию кадет к изучению предмета. Статья предназначена для преподавателей естественно-научных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSAL SKILLS DEVELOPMENT OF META-SUBJECT SKILLS AT BIOLOGY CLASSES

Thе article is devoted to the formation of meta-subject skills at Biology classes. The mechanisms of developing strong universal skills to improve the quality of knowledge acquisition by cadets and increasing learning motivation of cadets are considered. The article is intended for teachers of natural sciences.

Текст научной работы на тему «УНИВЕРСАЛЬНЫЕ НАВЫКИ РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Т.В. МАРКОВА

T.V. MARKOVA

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

UNIVERSAL SKILLS

РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ DEVELOPMENT OF META-SUBJECT SKILLS AT BIOLOGY CLASSES

Cведения об авторе. Маркова Татьяна Владимировна - преподаватель отдельной дисциплины (биология) ФГКОУ «Петрозаводское президентское кадетское училище» (г. Петрозаводск. E-mail: tatianamrkv@mail. ru).

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам формирования метапредметных умений на уроках биологии. Рассматривает механизмы развития прочных универсальных навыков, позволяющих повысить качество усвоения материала кадетами, а также повышает мотивацию кадет к изучению предмета. Статья предназначена для преподавателей естественно-научных дисциплин.

Ключевые слова: метапредметные умения, интеграция, анализ, сравнение, сопоставление, выбор информации, опорные конспекты.

Information about the author. Tatyana Markova - the teacher of Biology, Petrozavodsk presidential cadet school (Petrozavodsk. E-mail: tatianamrkv@mail. ru).

Summary. Thе article is devoted to the formation of meta-subject skills at Biology classes. The mechanisms of developing strong universal skills to improve the quality of knowledge acquisition by cadets and increasing learning motivation of cadets are considered. The article is intended for teachers of natural sciences.

Keywords: meta-subject skills, integration, analysis, comparison, comparison, choice of information, supportive notes.

В современном мире учебно-воспитательный процесс должен способствовать развитию интеллекта и таких универсальных способностей учащихся, которые интегрируют содержание образования и направлены на устранение разобщенности знаний школьника, разделенных по отдельным предметам, и получение ими представлений о целостной картине мира. Реализовать данную цель невозможно без внедрения в процесс преподавания метапредметности образовательной формы, которая основывается на мыследеятельностном типе интеграции учебного материала и выстраивается поверх традиционных школьных дисциплин.

Использование технологии метапредметного анализа, которое отличает проблемный подход, творческое отношение обучающегося к процессу обучения, системная работа над изучением теории и практики позволяют сформировать и прочные знания, и умения, развить познавательные способности и создавать условия для самореализации личности учащегося.

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к мета-деятельности. Для постоянного формирования метадеятельности необходимо в системе выявлять

межпредметные связи биологии -с физикой, биологии - с химией, математикой, историей и даже -литературой.

Например, при изучении в 9 классе КЛЕТОЧНОГО УРОВНЯ организации живой природы необходимо вводить понятия из физики, химии, математики: осмос, тургор, плотность, активный и пассивный мембранный транспорт, белок-переносчик, калий-натриевый насос, катализаторы, ингибиторы и многое другое.

При работе с информацией в рамках темы 7 класса «Многоклеточные животные. Хордовые» надо интегрировать биологию животных такими понятиями, как: акустика, гидродинамика, архи-

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Рассмотри рисунки, какие положения клеточной теории они иллюстрируют, запиши в правой колонке

я

ггйаб Л (1^0 J

• А*

Рис. 1

Рис. 2

медова сила, оптика, кинематика, терморегуляция и др.

Целый раздел биологии ГЕНЕТИКА построен на анализе математических понятий, таких, как: двоичная система исчисления, статистический анализ данных, уравнение разложения квадрата двучлена, треугольник Паскаля и многое другое.

А формирование понятий ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ станет более понятным, если найти связи с историческими и экологическими аспектами, что еще раз доказывает особое положение биологии как предмета, способного консолидировать разнообразные сферы развития общества, науки и образования в целом.

Педагог и психолог Ю.В. Громыко в своих книгах выделяет следующие основные метапредме-ты: «Знание», «Знак», «Проблему» и «Задачу», которые способствуют формированию у обучающихся способности схематизации, уме-

ния через схемы выражать то, что они понимают, хотят сказать и сделать; развитию своего блока способностей, в частности, умения работать с понятиями, с системами знаний, умения организовывать и вести диалог; развитию способностей целеполагания, самоопределения; обучению навыкам решения задач разных типов из разных областей знания.

Считаю мою деятельность на уроках - создание условий для развития метапредметных умений «Знание», «Знак», «Проблема» и «Задача» очень своевременной и необходимой на данном этапе. Приведу несколько примеров из практики преподавания биологии в 6-9 классах.

На уроке изучения нового материала в 6 классе по теме «Цветок» (см. рис. 1) прошу кадет, поработав с текстом учебника и раздаточным материалом, сделать рисунок ЦВЕТКА в тетради,

самостоятельно наити и подписать органы цветка, а затем заполнить текст с пропусками с дальнейшей проверкой в парах.

Критерии: правильно поставленные в текст термины - органы цветка.

На уроке «Становление клеточной теории» в 9 классе (см. рис. 2) для закрепления темы предлагаю кадетам задание, заставляющее анализировать графическую информацию, находить существенные признаки, объединяющие живые объекты, и, зная положения клеточной теории, расставить их в таблице.

Критерии: правильно выбранные положения клеточной теории.

На итоговом уроке «Пищеварительная система» в 8 классе (см. рис. 3) предлагаю кадетам проанализировать информацию в каждой строчке, самостоятельно найти критерий, по которому три объекта в каждой строке имеют сходное происхождение, или фи-

Кто лишний? Почему?

1,Печень, пищевод, глотка, кишечник

2.Яйца, рыба, хлеб, курица

3.Поджелудочная, рот, кишечные, слюнные

4,Шейка, коронка, корень, пульпа

5.Амилаза, мальтаза, пепсин, лактаза

6,Слизь, соляная кислота, амилаза, пепсин

Рис. 3

Расшифруй пищеварительную криптограмм

1. Воищпде

2. Нечьеп

3. Кинойт никшечки

4. Орт

5. Локудеж

6.Лыйтотс икничшек

7. Калтог

Расположи в правильной последовательности

Рис. 4

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Сопоставить объекты и признаки

1 .Кожа су^ая, ротовой покров 2.Имеют потовые, сальные и др. железы

3.Зародыш развивается в яйце

4 .Температура = 43 ° С

5 .Кора переднего мозга с извилинами

б-Дыхание альвеолярными легкими 7.Внутриутробное развитие

Рис. 5

Рис. 6

зиологию, или функцию, а один -лишний.

Критерии: установление причинно-следственных связей между объектами и правильный выбор «лишнего».

На уроке «Строение пищеварительной системы» в 8 классе (см. рис. 4): прошу кадет выполнить расшифровку названий главных органов желудочно-кишечного тракта, проанализировать, а затем расставить эти названия в правильном порядке - так, как они расположены в пищеварительной системе человека. Критерии: правильно расшифрованные и расставленные названия органов.

На уроке «Общая характеристика млекопитающих» в 7 классе (см. рис. 5) даю кадетам задание, которое заставляет анализировать и использовать информацию, делать множественный выбор из имеющихся вариантов, устанавливать правильные соответствия.

Критерии: правильно отобранные признаки птиц и млекопитающих.

На уроке «Строение сердца» в 8 классе (см. рис. 6) прошу кадет поработать с текстом учебника, картинками, дидактическим материалом. На предложенном шаблоне сердца человека найти и подписать детали строения, кратко дать ответы на вопросы (в них заложены компетенции сравнения).

Критерии: правильные и краткие ответы на детальные вопросы по сердцу и кровообращению.

На уроке «Общая характеристика насекомых» в 7 классе (см. рис. 7) предлагаю кадетам задание на умение классифицировать и сравнивать объекты живой природы. Учащиеся должны, работая по плану, сверять свои действия с целью - найти сходства и отличия, и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Критерии: правильное описание объектов по заданному плану,

определение признаков сходства и отличия.

На лабораторной работе «Клеточное строение» в 9 классе (см. рис. 8) предлагаю кадетам сначала отработать навык установления последовательности действий при выполнении лабораторной работы, для этого: внимательно прочитать описания действий, проанализировать и расположить в установленном порядке.

Критерии: правильно расположенные действия при выполнении любой лабораторной работы.

Обобщая тему «Обмен веществ» в 8 классе (см. рис. 9), прошу кадет решить задачу, в которой нужно: посчитать калории спортсмена, исходя из его затрат на тренировку; выбрать меню для данного человека, соблюдая рекомендации тренера; сделать необходимые вычисления общей калорийности приема пищи и количества белков (жи-

Рис. 7

Расположите в правильной последовательности: А С нижней части чешуи снимите небольшой кусочек и поместите о каплю воды

Б, Зарисуйте препарат в тетради В Накройте препарат покровным стеклом

Г. Пипеткой капните на предметное стекло раствор воды с йодом Д. Сделайте выводе строении растительной клетки Е. Рассмотрите объект под микроскопом, найдите клеточную оболочку, ядро, цитоплазму

Рис. 8

Задачи (энергетический обмен)

Ольга, мастер спорта по большому теннису, каждый день в течение двух часов активно тренируется. После тренировки девушка решила пообедать в ресторане быстрого питаний. Используя данные таблиц 1 и 2, предложите Ольге оптимальное по калорийности и соотношению белков меню из перечня блюд и напитков для того, чтобы компенсировать энергозатраты тренировки. Учтите, что Ольга обязательно закажет мороженое с шоколадным наполнителем, а также сладкий напиток. Однако тренер просил Ольгу потреблять блюда с наибольшим содержанием белка.

В ответе укажите энергозатраты утренней тренировки, рекомендуемые блюда, калорийность обеда и количество белков в нем.

Рис. 9

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Нолыунсь габлицем н знаниями биологии, ответьте »а вопросы:

1 ,В каком органе кровоток при физической нагрузке уменьшается и почему?

2,Почему кровоток в коже при нагрузке увеличивается?

3.Какая часть вегетагнвкои нервной слсгемы активизируется при нагрузке?

Объем кровотока

Орган В покое [мл/мин] При физической нагрузке [мл/мин]

Гоповной мозг 500 500

Мышцы 500 2000

Тонкий кишечник 200 90

Кожа 500 1000

Рис. 10

ров, углеводов) в ней. Критерии: правильно произведенный расчет энергетической стоимости меню (см. рис. 9).

На уроке «Кровообращение» в 8 классе (см. рис. 10) прошу кадет внимательно изучить схему кровотока в разных органах и при разных условиях, построить логическое рассуждение, установить причинно-следственные связи и ответить на вопросы. Критерии: правильное понимание процессов кровообращения в организме и установление связей между ними.

Для формирования и закрепления прочных теоретических знаний и навыков, умения применять их в практической деятельности регулярно предлагаю кадетам элементы опорных конспектов и схем, по которым организую работу в классе и дома

(см. рис. 11). В теме «Пищеварительная система» в 8 классе прошу внимательно изучить конспект и выписать в табличный вариант название желез ЖКТ и ферменты, которые они производят. Критерии: правильно оформленная таблица, в которой выписаны железы пищеварительного тракта, ферменты, а также указано, на какие вещества эти ферменты действуют.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подобные задания на уроках позволяют формировать у кадет универсальные учебные действия:

• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, искать самостоятельно средства достижения цели;

• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

• анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;

• строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи;

• создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

• преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу);

• выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от условий;

• анализировать и использовать предоставленную графическую информацию для решения поставленных задач;

• делать множественный выбор из всех имеющихся вариантов;

• устанавливать правильные соответствия;

• устанавливать последовательность действий на основе их связи;

• строить речевые высказывания в устной форме, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать свою точку зрения.

Приобретенные метапредмет-ные умения будут использоваться учащимися на уроках, на проверочных работах, на экзаменах, повседневной и будущей профессиональной жизни.

Рис. 11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.