Научная статья на тему 'УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ И ПРИНЦИПЫ АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНЫХ УЧЕБНО-ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ'

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ И ПРИНЦИПЫ АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНЫХ УЧЕБНО-ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
принципы / молодёжь / архитектурно-пространственная организация молодежных учебно-трудовых процессов / универсальная модель трудовых профессий.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — С.А. Андреев

Статья посвящена анализу архитектурно-пространственной организации молодежных учебно-трудовых процессов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ И ПРИНЦИПЫ АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНЫХ УЧЕБНО-ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ»

С.А. Андреев

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ И ПРИНЦИПЫ АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНЫХ УЧЕБНО-ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ

Статья посвящена анализу архитектурно-пространственной организации молодежных учебно-трудовых процессов

Ключевые слова: принципы, молодёжь, архитектурно-пространственная организация молодежных учебно-трудовых процессов, универсальная модель трудовых профессий.

Учебно-трудовые пространства в отечественной практике ведут свое начало с первых десятилетий ХХ века; в период формирования советского общества были образованы: деткружки, учебно-производственные комбинаты, мастерские, пионерские лагеря, предмет труда в школе, и др. Инициатива советского общества распространяла повсеместный труд и поощряла молодежь в её малых начинаниях, благодаря учебно-трудовой архитектуре выросли многие поколения высококвалифицированных рабочих. [1]

В настоящее время учебно-трудовое обучение вытесняется из школьной образовательной программы, общественной инициативы, студенческих программ и других учебных практик. Это сказывается на технической подготовке кадров, эрудиции молодежи, ее готовности к современным реалиям, взрослой жизни, к выбору будущей профессии. [2]

Проведенный анализ существующих исследований, современного зарубежного и отечественного опыта архитектурной организации трудовых процессов для молодежи, позволил выявить принципы архитектурно-пространственной организации трудовых процессов [3]:

1.Принцип исторической преемственности учебно-трудовых пространств выражается в заимствование опыта предыдущих поколений, реализацию его в современном проектировании молодежных учебно-трудовых центров и помещений. Особенности принципа в неразрывности образовательного процесса иучебно-трудовой практики, имевшей первостепенную значимость.

2.Принцип дополнительности складывается из основных учебно-трудовых пространств и второстепенных, разделение происходит по степени значимости. Особенность принципа выражается при использовании дополнительных межшкольных учебно-трудовых комбинатов для основных уроков труда.

3.Принцип полифункциональности учебно-трудового пространства заключается в вариативности использования трудовой деятельности, а именно в взаимодополняемости производственно-учебных цехов или классов, возможная трансформация лекционных помещений в производственно-просветительные «воркшопы» и практические занятия. Особенности данного принципа можно раскрыть в проектировании инновационного центра технического творчества молодежи.

4.Принцип универсальности учебно-трудового пространства выражается в возможности использования групп помещений под различные функции трудовой деятельности, а именно под: мастер классы, практические занятия, воркшопы, лекции. Универсальность в подходах к проектированию учебно-производственных помещений, позволяет избегать монофункциональность среды и способствовать к дальнейшему развитию данной структуры.

5.Принцип открытости к развитию учебно-трудового пространства заключается в дополняемой среде производства, в совершенствовании системы, оснащением современным оборудованием и обучением. Данный принцип взаимосвязан с принципом универсальности, при взаимодействии данных принципов возможность усовершенствования учебно-трудовых пространств будет обеспечиваться на длительном промежутке времени.

6.Принцип инновационности учебно-трудового проектирования заключается в современном подходе решения задач, а именно в выявлении основных функциональных особенностей обеспечивающих качественно-новую среду с передовым оборудованием и оснащением, таким как: интерактивное, технологическое, универсальное. Результатом данного принципа можно считать современную архитектурную модель учебно-трудовой деятельности инновационного молодежного центра трудовых профессий.

В результате аналитически выявленных принципов архитектурно-пространственной организации трудовых процессов, были разработаны универсальные модели: для сельских и городских школ на основе

© С.А. Андреев, 2022.

типовых проектов советского периода; для городских школ учебно-трудовые центры в условиях реновации при использовании заброшенных промышленных зданий; для повышения технической подготовки молодежи - инновационный молодежный центр технического творчества молодежи.

Рис. 1. Универсальная модель сельской школы (иллюстрация автора)

Анализ взаимодействия универсальных модулей с пространством модели сельской и городской школы, выявил обобщенные модули учебно-трудовых пространств, такие как: Столярный, слесарно-тех-нический, кулинарный, швейно-прядильный; так и различающиеся модули: агротехнический и животноводческий, машиностроительный-роботизированный. [4]

Рис. 2. Универсальная модель городской школы (иллюстрация автора)

Используя принцип полифункциональности, универсальности и инновационности, был проведен опыт моделирования, в результате которого разработана модель инновационного центра технического творчества молодежи, которая позволит раскрывать творческий потенциал молодёжи с помощью современного подхода к учебно-трудовому обучению.

Ток; Лаборат

практич. рно техническая

1атория

Роботизированная мастерская

Столярная лаборатория

Машиностроительная лаборатория

Рис. 3. Универсальная модель инновационного центра технического творчества молодежи

(иллюстрация автора)

Универсальная модель состоит из большого кол-ва учебно-трудовых пространств, как практического типа, так и теоретического. Все помещения скомпонованы вокруг одного ядра или горизонтальной структуры коридора, ячейки с преобладающими крупными модулями, такими как слесарно-технический, столярный, машиностроительный-роботизированный, практических занятий и др., должны быть обеспеченны достаточным кол-вом коммуникаций и архитектурно-пространственной организации. [5]

Таким образом, принципы архитектурно-пространственной организации молодежных учебно -трудовых процессов формируют современный подход к проектированию учебно-трудовой архитектуры. Полученный результат позволил создать универсальные модели школ и инновационного центра с учебно -трудовой специализацией, благодаря которым в последующей архитектурной практике молодежь обретет профессиональное пространство для получения опыта и новых знаний в учебно-трудовой области.

1. Крупская Н. К. Трудовое воспитание и политехническое образование. М.: Академия педагогических наук РСФСР институт теории и истории педагогики АПН РСФСР, 1959. 197 с.

2. Макарин А.И., Ветвицкая С .М. МОЛОДЕЖЬ В РОССИИ СЕГОДНЯ: ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ И ПРОБЛЕМЫ // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 6.

3. КарлосСманьотто Коста, Хоана СолипаБатиста, Инесальмейда, МарлусиМенесес. Изучение пространственных практик и потребностей подростков в свете новых коммуникационных технологий. Города Том 98, март 2020, 102574 https://doi.Org/10.1016/j.cities.2019.102574

4. Тенденции развития типологии и конструкций учебно-воспитательных зданий. Сборник научных трудов. Цытович Г.Н. (ред.). 1988. 236 с.

5. С.В. Ильвицкая, А.П. Зайцева. Трансформация концепции молодежного пространства в современной городской среде; Журнал Architecture and Modem Information Technologies; DOI: 10.24411/1998-4839-2020-15310

АНДРЕЕВ СЕРГЕЙ АНДРЕЕВИЧ - магистрант, (КГАСУ) Казанский государственный архитектурно строительный университет, Россия.

Библиографический список

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.