С.А. Андреев
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ И ПРИНЦИПЫ АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНЫХ УЧЕБНО-ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ
Статья посвящена анализу архитектурно-пространственной организации молодежных учебно-трудовых процессов
Ключевые слова: принципы, молодёжь, архитектурно-пространственная организация молодежных учебно-трудовых процессов, универсальная модель трудовых профессий.
Учебно-трудовые пространства в отечественной практике ведут свое начало с первых десятилетий ХХ века; в период формирования советского общества были образованы: деткружки, учебно-производственные комбинаты, мастерские, пионерские лагеря, предмет труда в школе, и др. Инициатива советского общества распространяла повсеместный труд и поощряла молодежь в её малых начинаниях, благодаря учебно-трудовой архитектуре выросли многие поколения высококвалифицированных рабочих. [1]
В настоящее время учебно-трудовое обучение вытесняется из школьной образовательной программы, общественной инициативы, студенческих программ и других учебных практик. Это сказывается на технической подготовке кадров, эрудиции молодежи, ее готовности к современным реалиям, взрослой жизни, к выбору будущей профессии. [2]
Проведенный анализ существующих исследований, современного зарубежного и отечественного опыта архитектурной организации трудовых процессов для молодежи, позволил выявить принципы архитектурно-пространственной организации трудовых процессов [3]:
1.Принцип исторической преемственности учебно-трудовых пространств выражается в заимствование опыта предыдущих поколений, реализацию его в современном проектировании молодежных учебно-трудовых центров и помещений. Особенности принципа в неразрывности образовательного процесса иучебно-трудовой практики, имевшей первостепенную значимость.
2.Принцип дополнительности складывается из основных учебно-трудовых пространств и второстепенных, разделение происходит по степени значимости. Особенность принципа выражается при использовании дополнительных межшкольных учебно-трудовых комбинатов для основных уроков труда.
3.Принцип полифункциональности учебно-трудового пространства заключается в вариативности использования трудовой деятельности, а именно в взаимодополняемости производственно-учебных цехов или классов, возможная трансформация лекционных помещений в производственно-просветительные «воркшопы» и практические занятия. Особенности данного принципа можно раскрыть в проектировании инновационного центра технического творчества молодежи.
4.Принцип универсальности учебно-трудового пространства выражается в возможности использования групп помещений под различные функции трудовой деятельности, а именно под: мастер классы, практические занятия, воркшопы, лекции. Универсальность в подходах к проектированию учебно-производственных помещений, позволяет избегать монофункциональность среды и способствовать к дальнейшему развитию данной структуры.
5.Принцип открытости к развитию учебно-трудового пространства заключается в дополняемой среде производства, в совершенствовании системы, оснащением современным оборудованием и обучением. Данный принцип взаимосвязан с принципом универсальности, при взаимодействии данных принципов возможность усовершенствования учебно-трудовых пространств будет обеспечиваться на длительном промежутке времени.
6.Принцип инновационности учебно-трудового проектирования заключается в современном подходе решения задач, а именно в выявлении основных функциональных особенностей обеспечивающих качественно-новую среду с передовым оборудованием и оснащением, таким как: интерактивное, технологическое, универсальное. Результатом данного принципа можно считать современную архитектурную модель учебно-трудовой деятельности инновационного молодежного центра трудовых профессий.
В результате аналитически выявленных принципов архитектурно-пространственной организации трудовых процессов, были разработаны универсальные модели: для сельских и городских школ на основе
© С.А. Андреев, 2022.
типовых проектов советского периода; для городских школ учебно-трудовые центры в условиях реновации при использовании заброшенных промышленных зданий; для повышения технической подготовки молодежи - инновационный молодежный центр технического творчества молодежи.
Рис. 1. Универсальная модель сельской школы (иллюстрация автора)
Анализ взаимодействия универсальных модулей с пространством модели сельской и городской школы, выявил обобщенные модули учебно-трудовых пространств, такие как: Столярный, слесарно-тех-нический, кулинарный, швейно-прядильный; так и различающиеся модули: агротехнический и животноводческий, машиностроительный-роботизированный. [4]
Рис. 2. Универсальная модель городской школы (иллюстрация автора)
Используя принцип полифункциональности, универсальности и инновационности, был проведен опыт моделирования, в результате которого разработана модель инновационного центра технического творчества молодежи, которая позволит раскрывать творческий потенциал молодёжи с помощью современного подхода к учебно-трудовому обучению.
Ток; Лаборат
практич. рно техническая
1атория
Роботизированная мастерская
Столярная лаборатория
Машиностроительная лаборатория
Рис. 3. Универсальная модель инновационного центра технического творчества молодежи
(иллюстрация автора)
Универсальная модель состоит из большого кол-ва учебно-трудовых пространств, как практического типа, так и теоретического. Все помещения скомпонованы вокруг одного ядра или горизонтальной структуры коридора, ячейки с преобладающими крупными модулями, такими как слесарно-технический, столярный, машиностроительный-роботизированный, практических занятий и др., должны быть обеспеченны достаточным кол-вом коммуникаций и архитектурно-пространственной организации. [5]
Таким образом, принципы архитектурно-пространственной организации молодежных учебно -трудовых процессов формируют современный подход к проектированию учебно-трудовой архитектуры. Полученный результат позволил создать универсальные модели школ и инновационного центра с учебно -трудовой специализацией, благодаря которым в последующей архитектурной практике молодежь обретет профессиональное пространство для получения опыта и новых знаний в учебно-трудовой области.
1. Крупская Н. К. Трудовое воспитание и политехническое образование. М.: Академия педагогических наук РСФСР институт теории и истории педагогики АПН РСФСР, 1959. 197 с.
2. Макарин А.И., Ветвицкая С .М. МОЛОДЕЖЬ В РОССИИ СЕГОДНЯ: ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ И ПРОБЛЕМЫ // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 6.
3. КарлосСманьотто Коста, Хоана СолипаБатиста, Инесальмейда, МарлусиМенесес. Изучение пространственных практик и потребностей подростков в свете новых коммуникационных технологий. Города Том 98, март 2020, 102574 https://doi.Org/10.1016/j.cities.2019.102574
4. Тенденции развития типологии и конструкций учебно-воспитательных зданий. Сборник научных трудов. Цытович Г.Н. (ред.). 1988. 236 с.
5. С.В. Ильвицкая, А.П. Зайцева. Трансформация концепции молодежного пространства в современной городской среде; Журнал Architecture and Modem Information Technologies; DOI: 10.24411/1998-4839-2020-15310
АНДРЕЕВ СЕРГЕЙ АНДРЕЕВИЧ - магистрант, (КГАСУ) Казанский государственный архитектурно строительный университет, Россия.
Библиографический список