Научная статья на тему 'УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ: ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ'

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ: ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Дарья Ивановна

Универсальные компетенции предполагают, что они присутствуют во всех модулях образовательной программы и в различных видах деятельности. Соответственно, приобрести универсальные компетенции можно не только в процессе учебной деятельности. Высоким потенциалом формирования универсальных компетенций обладает учебная и производственная практика, научно-исследовательская и воспитательная деятельность. В рамках данной статьи автором рассмотрена проблема формирования универсальных компетенций будущих классных руководителей в процессе воспитательной деятельности вуза. Изучение данной проблемы исследователь объясняет требованием высшего педагогического образования России по профессиональной подготовке специалистов, ориентированных на воспитание подрастающего поколения. Основная цель исследования - анализ программ воспитательной работы и выборка примерного перечня мероприятий, способствующих формированию универсальных педагогических компетенций будущих педагогов-воспитателей в процессе воспитательной деятельности вуза. В работе комплексно использовались методы теоретического анализа, синтеза, обобщения материалов статей крупных научных издательств, архивов препринтов, публикаций на сайтах университетов, научных обществ и других научных организаций, представленных в поисковой системе Google Scholar; изучение и контент-анализ нормативных документов, программ воспитательной работы вузов, сравнительный анализ. На основе смежного исследования, проведенного группой ученых ранее, автором определены основные направления воспитательной работы, необходимые для формирования универсальных педагогических компетенций будущих классных руководителей. В результате анализа программ воспитательной работы автором предложен примерный перечень мероприятий способствующих формированию универсальных педагогических компетенций будущих педагогов-воспитателей в процессе воспитательной деятельности вуза. В заключении автор делает вывод о возможной вариативности представленных мероприятий в зависимости от политики вуза, его воспитательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова Дарья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSAL COMPETENCIES OF THE FUTURE CLASSROOM TEACHER: THE EXPERIENCE OF EDUCATIONAL ACTIVITIES OF UNIVERSITIES

Universal competencies assume that they are present in all modules of the educational program and in various types of activities. Accordingly, it is possible to acquire universal competencies not only in the course of educational activities. Educational and industrial practice, research and educational activities have a high potential for the formation of universal competencies. Within the framework of this article, the author considers the problem of the formation of universal competencies of future teachers-educators in the process of educational activity of the university. The researcher explains the study of this problem by the requirement of higher pedagogical education in Russia for the professional training of specialists focused on the upbringing of the younger generation. The main purpose of the study is to analyze educational work programs and substantiate an approximate list of activities that contribute to the formation of universal pedagogical competencies of future teachers-educators in the process of educational activities of the university. The work comprehensively used methods of theoretical analysis, synthesis, generalization of materials of articles of major scientific publishers, archives of preprints, publications on the websites of universities, scientific societies and other scientific organizations presented in the Google Scholar search engine; study and content analysis of normative documents, educational work programs of universities, comparative analysis. On the basis of a related study conducted by a group of scientists earlier, the author identified the main directions of educational work necessary for the formation of universal pedagogical competencies of future educators. As a result of the analysis of educational work programs, the author offers an approximate list of activities that contribute to the formation of universal pedagogical competencies of future teachers-educators in the process of educational activities of the university. In conclusion, the author concludes about the possible variability of the presented activities depending on the policy of the university, its educational activities.

Текст научной работы на тему «УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ: ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ»

7. Лосева, Л.П. Качество подготовки специалиста в системе высшего профессионального образования как объект управления / Л.П. Лосева // Молодой ученый. - 2011. - №6. - Т.2. - С. 152-155

8. Мезенцева, О.И. Организационно-педагогические условия развития профессиональной компетентности современного педагога: автореферат дис.... канд. пед. Наук: 13.00.08 / Мезенцева Олеся Ивановна. - Новосибирск. -2014. - 23 с.

9. Митряшкина, Н.В. Система наставничества в повышении квалификации молодых специалистов по вопросам профилактики кибербуллинга среди детей и подростков / Н.В. Митряшкина // Образование и глобальные вызовы современности: научно-педагогический контекст: Сборник материалов II Международной интернет-конференции / под ред. Л.В. Халяпиной. - Ставрополь: Изд-во СКФУ. - 2020. - С. 60-65

10. Митряшкина, Н.В. О некоторых вопросах подготовки работников социальной сферы для профилактики кибербуллинга и употребления ПАВ среди детей, подростков и молодежи / Н.В. Митряшкина, Т.В. Орден // Образование и глобальные вызовы современности: научно-педагогический контекст: Сборник материалов III Международной Интернет-конференции / под ред. Л.В. Халяпиной, Т.Н.Тарановой, И.В. Мищериной. - Ставрополь: Изд-во СКФУ. - 2021. -С. 217-224

11. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. / В.С. Мухина. - Москва: Издательский центр «Академия». - 1998. - С. 368.

12. Солдатова, Г.У. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность / Г.У. Солдатова, Е.И Рассказова, Т.А. Нестик. - Москва: Смысл. - 2017. - 375 с.

13. Темербекова, А.А. Формирование информационной компетентности учителя в региональной системе дополнительного профессионального образования: автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Темербекова Альбина Алексеевна. - Москва. - 2009. - 40 с.

14. Чусавитина, Г.Н. Компетенции будущих учителей в области безопасного применения цифровых образовательных ресурсов / Г.Н. Чусавитина // В сборнике: Наука. Информатизация. Технологии. Образование. Материалы XIII международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 578-587

15. Чусавитина, Г.Н. Анализ современного состояния проблемы исследований безопасного применения цифровых ресурсов в образовании / Г.Н. Чусавитина // Современные достижения университетских научных школ: сб. докл. нац. науч. школы-конф. / под ред. О.С. Логуновой. - Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова. - 2018. -С. 92-97

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Михайлова Дарья Ивановна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород)

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ: ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ

Аннотация. Универсальные компетенции предполагают, что они присутствуют во всех модулях образовательной программы и в различных видах деятельности. Соответственно, приобрести универсальные компетенции можно не только в процессе учебной деятельности. Высоким потенциалом формирования универсальных компетенций обладает учебная и производственная практика, научно-исследовательская и воспитательная деятельность. В рамках данной статьи автором рассмотрена проблема формирования универсальных компетенций будущих классных руководителей в процессе воспитательной деятельности вуза. Изучение данной проблемы исследователь объясняет требованием высшего педагогического образования России по профессиональной подготовке специалистов, ориентированных на воспитание подрастающего поколения. Основная цель исследования - анализ программ воспитательной работы и выборка примерного перечня мероприятий, способствующих формированию универсальных педагогических компетенций будущих педагогов-воспитателей в процессе воспитательной деятельности вуза. В работе комплексно использовались методы теоретического анализа, синтеза, обобщения материалов статей крупных научных издательств, архивов препринтов, публикаций на сайтах университетов, научных обществ и других научных организаций, представленных в поисковой системе Google Scholar; изучение и контент-анализ нормативных документов, программ воспитательной работы вузов, сравнительный анализ. На основе смежного исследования, проведенного группой ученых ранее, автором определены основные направления воспитательной работы, необходимые для формирования универсальных педагогических компетенций будущих классных руководителей. В результате анализа программ воспитательной работы автором предложен примерный перечень мероприятий способствующих формированию универсальных педагогических компетенций будущих педагогов-воспитателей в процессе воспитательной деятельности вуза. В заключении автор делает вывод о возможной вариативности представленных мероприятий в зависимости от политики вуза, его воспитательной деятельности.

Ключевые слова: воспитание, компетенции, универсальные педагогические компетенции; классный руководитель, воспитательная деятельность.

Annotation. Universal competencies assume that they are present in all modules of the educational program and in various types of activities. Accordingly, it is possible to acquire universal competencies not only in the course of educational activities. Educational and industrial practice, research and educational activities have a high potential for the formation of universal competencies. Within the framework of this article, the author considers the problem of the formation of universal competencies of future teachers-educators in the process of educational activity of the university. The researcher explains the study of this problem by the requirement of higher pedagogical education in Russia for the professional training of specialists focused on the upbringing of the younger generation. The main purpose of the study is to analyze educational work programs and substantiate an approximate list of activities that contribute to the formation of universal pedagogical competencies of future teachers-educators in the process of educational activities of the university. The work comprehensively used methods of theoretical analysis, synthesis, generalization of materials of articles of major scientific publishers, archives of preprints, publications on the websites of universities, scientific societies and other scientific organizations presented in the Google Scholar search engine; study and content analysis of normative documents, educational work programs of universities, comparative analysis. On the basis of a related study conducted by a group of scientists earlier, the author identified the main directions of educational work necessary for the formation of universal pedagogical competencies of future educators. As a result of the analysis of educational work programs, the author offers an approximate list of activities that contribute to the formation of universal pedagogical competencies of future teachers-educators in the process of

educational activities of the university. In conclusion, the author concludes about the possible variability of the presented activities depending on the policy of the university, its educational activities.

Key words : education, competencies, universal pedagogical competencies; teacher-educator, educational activity.

*Исследование выполнено в рамках Государственного задания НИУ «БелГУ» на 2020-2022 гг. № 0624-2020-0012 «Обоснование интегративной методологии профессионального воспитания в вузе: доминанты формирования универсальных компетенций, просоциальныхустановок и полисубъектности будущего педагога»

Введение. Вопрос профессионального воспитания будущих специалистов самых разных направлений подготовки активно обсуждается современными исследователями. Особый интерес вызывают традиции высшего педагогического образования России, где заложена не только ориентация на профессиональную подготовку специалистов, но и реализация важнейшей социальной функции - воспитание человека, профессионала. Данный факт подтверждается нормативными документами последних лет (указ Президента РФ от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1]; Федеральный закон от 31.07.2020 №304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [2] и др.). Изучение представленных документов позволяет констатировать, что одна из основных целей развития системы образования - это воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций [1, 2]. Отсюда следует, что деятельность будущего классного руководителя становится особенно актуальной. Ведь именно он является ключевой фигурой воспитательного процесса.

Изложение основного материала статьи. Анализ нормативной базы в области реализации профессиональной подготовки и профессионального воспитания студентов показал, что на сегодняшний день недостаточно изучен опыт взаимосвязи востребованных направлений профессионального воспитания будущих педагогов, классных руководителей и формирование у них универсальных педагогических компетенций.

Соответственно, цель статьи - анализ программ воспитательной работы, представленных направлений воспитательной работы в вузе, а также выборка примерного перечня мероприятий, по основным направлениям воспитательной работы вуза, способствующих формированию универсальных педагогических компетенций будущих педагогов-воспитателей. В работе комплексно использовались методы теоретического анализа, синтеза, обобщения материалов статей крупных научных издательств, архивов препринтов, публикаций на сайтах университетов, научных обществ и других научных организаций, представленных в поисковой системе Google Scholar; изучение и контент-анализ нормативных документов, программ воспитательной работы вузов, сравнительный анализ.

Так, контент-анализ информационных источников, представленных в Google Scholar за последние 5 лет, позволил определить организации, регионы, Федеральные округа (ФО), в которых вопросам профессионального воспитания уделяется особое внимание. Полученная информация способствовала оценке документов-регламентов воспитательной работы отдельных вузов, в структуру которых входит педагогический институт, что позволило сделать вывод об уровне подготовки будущих классных руководителей.

В процессе работы над проблемой удалось выяснить, что вопросам профессионального воспитания всегда уделялось особое внимание со стороны ученых в целом. Изучение разнообразных направлений исследований доказывает, что сущность профессионального воспитания состоит в приобщении обучающихся не только к будущей профессиональной деятельности, но и связанным с нею социальным функциям.

Так, чрезвычайно важными сегодня являются такие способности как: способность поиска, критического анализа и синтеза информации, способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде, способность осуществлять деловую коммуникацию, способность воспринимать межкультурное разнообразие общества и т.д. [3, С. 12]. Согласно ФГОС 3++ перечисленные способности входят в структуру универсальных компетенций.

Очевидно, что для формирования универсальных компетенций должны быть созданы мероприятия, которые побуждали бы обучающихся к целенаправленному формированию компонентов компетенций и их совершенствованию. Решение данной задачи нам представляется возможной в процессе воспитательной деятельности вуза. Действительно, воспитательная деятельность вуза представляет из себя поле для самореализации студентов в целом, и будущих педагогов-воспитателей, в частности. Например, в ходе организации внеучебной деятельности у будущих классных руководителей формируются такие профессиональные навыки: поиск и применение информации, навыки проектной и презентационной деятельности, умение работать в команде, конкурентоспособность будущего специалиста, коммуникативные навыки, целеполагание, организация процесса и оценка, самоорганизация, самоконтроль самоанализ результатов своей деятельности [3, C. 86]. Вуз также создает условия для формирования личностных качеств лидера и членов команды: ответственность, решительность, коммуникативность и др. Заметим, что представленные качества особенно необходимы будущему классному руководителю как основному организатору воспитательного процесса.

Таким образом, в результате проведенного сравнительного анализа публикаций на сайтах университетов стало ясно, что: 1) воспитательная работа, проводимая педагогическими институтами/вузами, охватывает лишь некоторые из воспитательных направлений (в основном, традиционные), что не позволяет сформировать у обучающихся все необходимые компетенции; 2) в большинстве педагогических вузов реализуется лишь ограниченный набор мероприятий воспитательной работы, причем, далеко не по всем направлениям [4, С. 5].

Таким образом, полученные выводы позволили автору предложить возможное решение проблемы по формированию универсальных компетенций будущего педагога-воспитателя в процессе воспитательной деятельности вуза. Особое внимание автор уделяет основным категориям универсальных компетенций в соответствии с ФГОС 3++, выделению возможных направлений воспитательной деятельности, а также определению мероприятий, направленных на достижение максимального воспитательного эффекта. Представим сказанное выше в виде таблицы 1.

Таблица 1

Наименование категории (группы) универсальных компетенций Основные направления воспитательной работы Примерные мероприятия

Системное и критическое мышление. Ценностно-смысловое, познавательное направление. 1. Участие в интеллектуально-патриотической викторине на тему: «Связь поколений. Голос правды», посвященная Всемирному дню науки для обучающихся университета и др. 2. Участие в мероприятиях вуза/института/факультета, направленные на формирование профессионально-познавательных интересов студентов.

Разработка и реализация проектов. Общекультурное по видам социальной активности (гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, культурно-творческое, социальное, трудовое, научно-исследовательское и др. направления). 1. Участие в разработке и реализации областных, региональных проектах по проблемам каждого направления. 2. Реализация героикопатриотического проекта «Герои Великой Отечественной войны», Реализация проекта «Создание альбома памятных дат «Университетский календарь», проект «Культура на каждый день» и др.). 3. Участие в научных конференциях, участие в научно-исследовательских проектах и конкурсах, клубе знатоков.

Командная работа и лидерство. Студенческое самоуправление, соуправление, коллективообразование, развитие карьеры (личностный рост), общекультурное по видам социальной активности, педагогическое волонтерство. 1. Презентация программ для участия студентов («Студенческий лидер» организация и проведение школы лидерства для старост «Рулевой», подготовка и организация мероприятий по видам социальной активности). 2. Проведение мероприятий на коллективообразование, командообразование, направленных на сплочение коллектива, создание благоприятной психологической атмосферы в группе и на факультете (конкурс проф. мастерства: «Лучшая академическая группа (поток)», «Лучший творческий коллектив» и др.). 3. Проведение круглых столов, викторин, участие в мероприятиях (по видам социальной активности).

Коммуникация. Профессионально-ориентирующее, общекультурное по видам социальной активности. 1. Участие в программах, конкурсах и мероприятиях города и РФ (по видам социальной активности). 2. Участие в мероприятиях факультета, педагогического института, конкурсах, научно-практических конференциях; педагогических олимпиадах, слетах вожатых и т.д. 3. Учебные занятия на базах практики, работа проблемных групп, конференции по педагогической практике, прикладные проекты, экскурсии.

Межкультурное взаимодействие. Поликультурное, общекультурное по видам социальной активности. 1. Организация и проведение культурных, образовательных, научных, спортивных и других мероприятий, концертов, фестивалей, кинопоказов, конференций, круглых столов, форумов, семинаров, дебатов и т.д. на русском и иностранных языках. 2. Участие в акциях и форумах, посвященных Международному Дню мира; участие в мероприятиях, посвященных Международному Дню толерантности; участие в концерте, посвященном Международному дню студентов. 3. Организация научно-методических конференций, семинаров, социально-психологических тренингов институтом тьюторов вуза, необходимая для успешной адаптации иностранных студентов в учебной и внеучебной деятельности.

Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение). Инновационное (предпринимательское, бизнес-ориентирующее), педагогическое волонтерство, профессионально-ориентирующее, развитие карьеры (личностный рост). 1. Участие в мероприятиях центров совместно с предприятиями области, России и зарубежными партнерами. 2. Проведение диагностических ролевых игр и тренингов с учащимися. 3. Организация программ для учащихся «Воспитай себя сам», «Самовоспитание личности». Создание спортивных объединений.

Безопасность жизнедеятельности. Общекультурное по видам социальной активности, спортивное и здоровьесберегающее направление. 1. Участие в празднично-спортивных мероприятиях, Региональных соревнованиях среди образовательных организаций ВО. 2. Участие в спортивных мероприятиях университета (спартакиады, организация сдач нормативов ГТО,

турниры, участие в универсиаде и др.). 3. Проведение информационно-просветительной работы по темам («За здоровый образ жизни»; «Бросаю курить!», «Борьба со СПИДом!»).

Инклюзивная компетентность. Общекультурное по видам социальной активности. 1. Участие и организация круглых столах, беседах, направленных на психологическое сопровождение обучающихся с инвалидностью; мероприятия для социокультурной адаптации обучающихся с особенностями. 2. Реализация программ по адаптации образовательного процесса, социально-бытовой сферы, спортивной и культурной среды, информационного пространства к возможностям студентов-инвалидов. 3. Проведение консультаций по оформлению резюме и предоставлению информации о вакансиях и работодателях; информирование о вакансиях с помощью веб-ресурсов.

Экономическая культура, в том числе финансовая грамотность. Инновационное (предпринимательское) направление. 1. Участие в мероприятиях, направленных на формирование у студентов определенных деловых и моральных качеств, необходимых для их будущей профессиональной деятельности. 2. Проведение тематических кураторских часов, встреч с учеными и специалистами в области права и экономики. 3. Организация и проведение Дней правовых и экономических знаний в институтах, колледжах, факультетах, академических группах и потоках.

Гражданская позиция. Ценностно-смысловое; гражданско-патриотическое направление. 1. Участие и организация мероприятий, посвященных Дню защитника Отечества: кураторские часы, беседы, круглые столы, открытие лекции, встречи, викторины, просмотры кинофильмов, посвященные Дню защитника Отечества. 2. Участие в мероприятиях по повышению гражданской и электоральной активности обучающихся. 3. Участие в акциях «Бессмертный полк, «Ветеран живет рядом» совместно с Советом ветеранов войны и труда вуза; участие обучающихся во Всероссийских и региональных героико-патриотических акциях: «Георгиевская ленточка», «Волна памяти», «Сирень Победы», «Письма Победы», «Самый длинный день в году» и др.

Таким образом, анализ представленного материала позволил нам предложить примерный перечень мероприятий, способствующих формированию универсальных педагогических компетенций будущего классного руководителя по основным направлениям воспитательной работы. Кроме этого, заметим, что в рамках ОПОП рекомендуется предусмотреть максимально вариативное наполнение внеучебной деятельности формами и методами работы, направленными на формирование универсальных компетенций.

Выводы. Становится очевидным, что перейти к новой, интегративной модели организации профессионального воспитания в вузе и осуществить системную перестройку воспитательной работы в педагогических вузах на практике -сложная задача. Одно ясно, что выявление и обоснование новых возможностей и востребованных направлений профессионального воспитания в вузе, направленных на формирование универсальных компетенций выпускников, выбор мероприятий, способствующих формированию универсальных педагогических компетенций - это реалии и необходимость современного.

Литература:

1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: [принят 7 мая 2018 №204: ред. от 21.07.2020] // КонсультантПлюс: справочная правовая система: [официальный сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения: 05.02.2022).

2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон РФ: [принят 29 дек. 2012 № 273-Ф3: ред. от 30.12.2021] // КонсультантПлюс: справочная правовая система: [официальный сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 05.02.2022).

3. Измерение и оценка сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ бакалавриата, магистратуры, специалитета: коллективная монография / под науч. ред. И.Ю. Тархановой. Ярославль: РИО ЯГПУ. - 2018. - 383 с.

4. Михайлова Д.И. Остапенко С.И., Анохина С.В. Профессиональное воспитание и формирование универсальных компетенций будущего педагога: интеграция деятельности / Михайлова Д.И., Остапенко С.И., Анохина С.В. // Научный результат. Педагогика и психология образования. - 2022. - Т.8. №1. - С. 24-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.