Научная статья на тему 'Универсальные характеристики магнитных потерь в тяговых электрических машинах'

Универсальные характеристики магнитных потерь в тяговых электрических машинах Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
246
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНіВЕРСАЛЬНА ХАРАКТЕРИСТИКА / МАГНіТНі ВТРАТИ / ТЯГОВА ЕЛЕКТРИЧНА МАШИНА / УНИВЕРСАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / МАГНИТНЫЕ ПОТЕРИ / ТЯГОВАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА / UNIVERSAL CHARACTERISTIC / MAGNETIC LOSSES / ELECTRIC TRACTION MACHINES

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Афанасов А. М.

Приведен анализ зависимости магнитных потерь в тяговых электродвигателях от частоты перемагничивания якоря. Предложена универсальная характеристика магнитных потерь, приведенных к частоте перемагничивания 50 Гц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Афанасов А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSAL CHARACTERISTICS OF MAGNETIC LOSSES IN ELECTRIC TRACTION MACHINES

The analysis of dependence of the magnetic losses in hauling electric motors on the frequency of armature remagnetization is presented. A universal characteristics of the magnetic losses reduced to the frequency of remagnetization of 50 Hertz is offered.

Текст научной работы на тему «Универсальные характеристики магнитных потерь в тяговых электрических машинах»

УДК 621.313.001.4

А. М. АФАНАСОВ (ДИИТ)

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАГНИТНЫХ ПОТЕРЬ В ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИНАХ

Наведено аналiз залежносп магнггних втрат у тягових електродвигунах ввд частоти перемагнiчування якоря. Запропоновано унiверсальну характеристику магнiтних втрат, приведених до частоти перемагшчу-вання 50 Гц.

Приведен анализ зависимости магнитных потерь в тяговых электродвигателях от частоты перемагничи-вания якоря. Предложена универсальная характеристика магнитных потерь, приведенных к частоте пере-магничивания 50 Гц.

The analysis of dependence of the magnetic losses in hauling electric motors on the frequency of armature re-magnetization is presented. A universal characteristics of the magnetic losses reduced to the frequency of remag-netization of 50 Hertz is offered.

К магнитным потерям в тяговых электрических машинах (ТЭД) относятся потери в ярме и зубцах сердечника якоря, а также потери в стали полюсных наконечников главных полюсов, обусловленные зубчатым строением якоря и самого полюсного наконечника.

Наиболее широко известна формула для определения магнитных потерь в виде [1]:

А^м = (2,4 * 2,7)(т ар а + т гр г), (1)

где та, т г - массы стали ярма и зубцов якоря, соответственно;

Ра, Р г - удельные потери в стали ярма и зубцов якоря, соответственно.

Удельные потери в каждом из элементов могут быть определены по формулам:

Ра = Раг + Р ав I

Pz = Ргг + Pzв ,

(2) (3)

Раг = 0,044/ • B2; Рг =0,044/ • BZ;

/

Рав=5,61 i0o1 • ва;

(4)

(5)

(6)

Рв = 5,6|f | • B ' 100 1

2

Z '

(7)

где / - частота перемагничивания стали якоря;

В а, В г - индукции в ярме и зубцах якоря, соответственно.

Объединив формулы (1)-(7), после преобразований получим

АРм =(2,4 * 2,7)(0,044/ + 0,00056/2) х

х( таВ1+ тгВ] ). (8)

Индукции в рассматриваемых элементах могут быть определены как:

Ba =

Ф

где р аг, р гг - удельные потери от гистерезиса в ярме и зубцах якоря, соответственно;

Р ав, Р гв - удельные потери от вихревых токов в ярме и зубцах якоря, соответственно.

Определяются перечисленные составляющие удельных магнитных потерь следующим образом:

Bz =

Ф

SZ'

(9)

(10)

где Ф - магнитный поток тягового электродвигателя;

8 а , 8 г - площади поперечного сечения соответствующих элементов.

Магнитный поток может быть найден из формулы для э.д.с.

Е = сФ ю

(11)

где с - конструктивная постоянная электромашины;

ю - угловая скорость вращения якоря. Конструктивная постоянная определяется как _

© Афанасов А. М., 2010

рЫ 2 п а

где р и а - число пар полюсов и параллельных ветвей электромашины, соответственно;

N - число активных проводников якоря.

Угловая скорость вращения якоря может быть выражена через частоту перемагничива-ния якоря / как

2 п _ ю =--/.

Р

(13)

Ф

N • /

(14)

(

т,

т.

V 1

— + 0,0127 /

* J

Выполнив замену

К м =(0,106 * 0,119))

та

V 2

Ч ° а

т.

получим более простое выражение:

1

АРм = Км -I —+0,0127 I-Е \

м м I ^ 7 I

(15)

(16)

(17)

электромашины. Таким образом, магнитные потери в тяговой электромашине вне зависимости от вида её возбуждения пропорциональны

квадрату э.д.с. и выражению ^ — + 0,0127^ , где / измеряется в герцах:

А Р..

0,0127 I-Е

(18)

Объединив формулы (11)-(13), после преобразований получим выражение для магнитного потока электромашины в виде зависимости от э.д.с. и частоты перемагничивания:

а • Е

Объединив формулы (8)-(10) и (14), после преобразований получим выражение для определения магнитных потерь в виде

А Рм =(0,106 * 0,119)) х

Для большинства тяговых электромашин э.д.с. с приемлемой для данного анализа степенью допущений можно считать приблизительно равной напряжению на якоре V . При этом ошибка для режимов работы электромашины, близких к номинальному, не будет превышать 4 %:

Е « V .

Тогда магнитные потери в тяговой электромашине будут пропорциональны квадрату напряжения:

А Рм

1 + 0,0127 V''

(19)

Выражение (19), полученное в данном анализе, даёт возможность построить универсальную зависимость магнитных потерь в тяговых электродвигателях в относительных единицах от частоты перемагничивания якоря в герцах.

Магнитные потери в относительных единицах могут быть определены по формуле:

Ар м = у + 0,0127.

(20)

Результаты расчета зависимости А р м (/) по формуле (20) приведены в табл. 1.

Заметим, что К м - постоянная для данной

Таблица 1

/, Гц 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ар м > о-е- 0,113 0,063 0,046 0,038 0,033 0,029 0,027 0,025 0,024 0,023

Учитывая, что значения А р м получены в относительных единицах, и для удобства пользования зависимостью есть смысл привести относительные потери А р м к частоте пере-магничивания / = 50 Гц . Это частота приблизительно соответствует часовому режиму рабо-

ты многих современных шестиполюсных тяговых электродвигателей электровозов.

После преобразований получим новые, более удобные, значения А р м/50 в относительных единицах, которые приведены в табл. 2.

График полученной зависимости приведен на рис. 1.

Таблица 2

/, Гц 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

А р м/50. о-е- 3,45 1,92 1,41 1,15 1 0,898 0,825 0,77 0,728 0,694

ДРм/м \

\

1

Эта же формула может быть преобразована к виду, удобному для проведения расчетов магнитных потерь тяговых электродвигателей через частоту вращения в об/мин

60

п = -

/.

(22)

10 20 30

40 50 Рис. 1

60 70 80 90 Гц

Для шестиполюсных тяговых двигателей при р = 3

Отметим, что полученная универсальная зависимость А р м /50( /) является общей для всех тяговых электромашин постоянного тока вне зависимости от способа их возбуждения (последовательное, параллельное, смешанное). Она может использоваться как для двигательного, так и для генераторного режима работы электромашин.

Формула для определения относительных магнитных потерь, приведенных к частоте пе-ремагничивания, равной 50 Гц (табл. 2), будет иметь вид:

п = 20/ .

(23)

Подставив (23) в (21), получим формулу для относительных магнитных потерь, приведенных к частоте вращения якоря п = 1000 об / мин в виде:

А р

615

м /50

0,385.

(24)

Результаты расчета по формуле (24) приведены в табл. 3, а графически эта же зависимость представлена на рис. 2.

А р

30,

м /50

/

0,385.

(21)

Таблица 3

п , об/мин 200 400 600 800 1000 1200 1400 1600 1800 2000

Ар м/50 > о-е- 3,45 1,92 1,41 1,15 1 0,898 0,825 0,77 0,728 0,694

о.е. 3

Лрн,5с

п

0 200 400 600 800 1000 1200 1400 1600 об/мин Рис. 2

Для проверки адекватности полученной характеристики произведем по ней расчет зависимости магнитных потерь двигателя ДТК-820 от частоты вращения его якоря при номинальном напряжении, равном 1000 В. В качестве исходных данных будем использовать значения магнитных потерь, полученные для часовой частоты вращения якоря при проведении ква-

лификационных испытаний данного тягового электродвигателя.

Магнитные потери при нормальном поле в часовом режиме АРмч = 9060 Вт .

Часовая частота вращения якоря электродвигателя п ч = 920 об / мин .

Частота перемагничивания якоря в часовом режиме /ч = 46 Гц.

Значения Ар м/50, соответствующие частоте 46 Гц, Ар мч = 1,06 о.е.

Результаты расчета зависимости АРм = = / (п) для тягового электродвигателя ДТК-820 приведены в табл. 4.

Графически эта зависимость представлена на рис. 3 в виде непрерывной кривой. Отдельными маркерами на этом же рисунке показаны значения магнитных потерь, полученные в ре-

зультате квалификационных испытаний этого ния на тяговом двигателе и соответствуют трем же электродвигателя. Приведенные данные по- различным режимам ослабления поля: лучены для номинального значения напряже- р нп = 0,98; р оп1 = 0,74; р оп2 = 0,57.

Таблица 4

п , об/мин 200 400 600 800 1000 1200 1400 1600 1800 2000

АР , Вт м " 29460 16390 12030 9850 8550 7680 7050 6580 6220 5930

Вт 25000

20000

15000

10000

5000

\ \ • - нор 1 1 1 1 мальное поле (Рнг)= 0,98)

\ \ ■ А -ОСП - осл айле абле иное иное юле юле 1 |1=п,= Ропг"" U,/4J D,57)

\ \

\ N А.

-ж* UP

п

0 200 400 600 800 1000 1200 1400 1600 об/мин Рис. 3

Как видно из рис. 3, магнитные потери при постоянном напряжении практически не зависят от степени ослабления поля тягового двигателя. Совпадение данных эксперимента с результатами расчетов в диапазоне частот от 800 об/мин и выше практически полное. Плохое совпадение теоретических результатов и данных эксперимента наблюдается при частотах вращения, близких к 800 об/мин. Здесь необходимо отметить, что этим частотам при номинальном напряжении, для которого приведены данные, соответствуют значения тока якоря, намного превышающие часовой ток тягового двигателя. Участок кривой зависимости А Рм (п), соответствующий частотам вращения менее 800 об/мин, для номинального напряжения является фиктивным именно по причине нереально больших значений тока якоря. На рис. 3 этот участок показан пунктирной линией. При напряжениях, меньших номинального значения, этот участок универсальной характеристики будет реальным и может использоваться в расчетах магнитных потерь в тяговых электромашинах.

Проведенный анализ позволяет сделать выводы о том, что при постоянном напряжении на зажимах тягового электродвигателя потери от вихревых токов не зависят от частоты вращения якоря, а потери от гистерезиса - обратно

пропорциональны частоте его вращения. При этом потери на вихревые токи пропорциональны квадрату напряжения и не зависят от частоты вращения якоря, а потери на гистерезис пропорциональны квадрату напряжения при фиксированной частоте вращения якоря.

Данные выводы справедливые как для двигательного, так и для генераторного режима работы тяговых электромашин при любом режиме их возбуждения.

Результаты проведенного анализа могут быть использованы для определения магнитных потерь в тяговых электрических машинах при любых режимах их эксплуатации или испытаний.

Независимость величины магнитных потерь в тяговых электромашинах от способа их возбуждения обеспечивает адекватность результатов их тепловых испытаний на стендах взаимной нагрузки с использованием регуляторов ослабления поля [2]. Использование таких регуляторов, в свою очередь, позволяет при взаимной нагрузке испытуемых электромашин применять всего один источник электрической или механической мощности. Такие схемы имеют меньшую себестоимость и позволяют снизить расходы электроэнергии на испытания по сравнению с традиционными вариантами стендов взаимной нагрузки с использованием двух источников мощности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Проектирование тяговых электрических машин [Текст] / под ред. М. Д. Находкина. - М.: Транспорт, 1976. - 624 с.

2. Жерве, Г. К. Промышленные испытания электрических машин [Текст] / Г. К. Жерве. - Л.: Энергоатомиздат, 1984. - 408 с.

Поступила в редколлегию 15.01.2010.

Принята к печати 19.01.2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.