нравственно-этической позиции в указанной ситуации (хорошо = достойно, правильно, нужно). Отсутствие словоформы со значением лица придает имплицированному носителю модально -психологического состояния обобщенный характер (автор и любые лица, которые могут находиться в названной предложением ситуации), что способствует формированию афористичного, сентенциозного предложения.
Интерпретация позиции слова на -о может быть спорной. Так, трудно согласиться с мнением авторов словаря, которые слово темно в пушкинском четверостишье Тому назад одно мгновенье В сем сердце билось вдохновенье, Вражда, надежда и любовь, Играла жизнь, кипела кровь, -Теперь, как в доме опустелом, Все в нем и тихо, и темно... слово темно определяют как безличное сказуемое. Наличие местоименного подлежащего исключает синкретизм на конструктивном уровне. С семантической же точки зрения темно действительно характеризует не только все чувства в сердце, но и выражает состояние метонимического лица (сердце - человек с этим сердцем): в нем (в сердце) темно. Отмеченная смысловая многозначность слова на -о обнаруживается, однако, в границах двусоставного предложения, в котором слово темно - составное именное сказуемое, выраженное кратким прилагательным.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Словарь современного русского литературного языка в 17 т. / под ред. В. И. Чернышёва. - М.-Л.: АН СССР, 1950-1965. -Т. 15. -С. 259-260
УДК: 81:39 ББК 81.43(англ)
Е. В. Полякова
УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКОЙ КОМПОНЕНТЫ В ЭТИЧЕСКИХ КОНЦЕПТАХ*
Аннотация. Данная статья посвящена исследованию формирования этических концептов в лингвистической метаэтике. Этический концепт понимается как ментальное образование, в котором хранится информация об отображаемом социально-психическом явлении в его преломлении общественным сознанием. В статье отмечается универсальность стратегической информации, посредством которой осуществляется социально-психическая рефлексия. В статье приводятся различия между социально-психическими феноменами и моралью, а также анализируется корреляция социально-психических феноменов и этических концептов.
Ключевые слова: Этический концепт, социальная психика, социальный ум, социально -психический феномен, мораль, социально-психическая рефлексия.
E. V. Polyakova
UNIVERSALITY OF SOCIO-PSYHIC COMPONENT IN ETHICAL CONCEPTS
Abstract. The article aims at the investigation of ethical concepts formation in linguistic metaeth-ics. An ethical concept is treated as a mental unit, which contains encyclopedic information about socio-psychic phenomenon in its reflection by social mind. The universality of strategic social information by means of which social reflection is achieved is pointed out. Distinction between socio-psychic phenomenon and morals and also the correlation between socio-psychic phenomenon and ethical concepts is drawn up.
Key words: Ethical concept, social psyche, social mind, socio-psychic phenomenon, morals, socio-psychic reflection.
Социальная психика входит в общую систему общественного сознания, в которой она выполняет специфические информационные, нормативно-оценочные и эмоционально побудительные функции, осуществляющие нормативную регуляцию действий человека в обществе. Нравственные понятия, нормы и оценки, проникая в массовое или групповое сознание, становятся обязательными для данного сообщества и образуют моральное сознание лингвокультурного сообщества. Для морального регулирования исключительно важную роль играют авторитет социальной
Финанисирование исследования выполнено при поддержке Министерства образования и науки Россифской Федерации в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педадгогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, соглашение 14.В37.21.0528 по теме «Особенности выражения констант духовной сферы Человека в идиоматике различных лингвокультурных сообществ».
группы, эталоны поведения, которые вырабатываются и длительно функционируют в данной среде. Нормы морали поддерживаются не только силой устоявшегося и общепринятого порядка, властью привычки и совокупного давления окружающих и их мнения на индивида, но получают выражение в общих фиксированных представлениях о том, как должно поступать. В моральных принципах и заповедях, укоренившихся в общественном мнении, отражается система воззрений на социальную жизнь, которая высвечивает идеалы, цели, ценностные ориентиры общества.
Наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, называется этикой. Выводя этику в отдельную дисциплину, Аристотель поместил ее между учением о душе (психологией) и учением о государстве (политикой), отметив, что базируясь на первом, она служит второму, поскольку ее целью является формирование добродетельного гражданина государства [8, 808], и предвосхитил, таким образом, социальную направленность этических учений.
Всякая моральная система нуждается не только в особых социально-психических механизмах, обеспечивающих влияние ее норм и оценок на индивидуальное поведение и их массовую поддержку, но и в способах закрепления этих моральных норм в различных знаковых системах, в том числе и в языке. Лингвистическая метаэтика обращается к анализу не просто единичных предложений, а целых семантических полей, в которых выражены этические ценности и оценки, закрепляющиеся в семантике этических концептов, амбивалентных по смыслу.
Этический концепт представляет собой ментальное образование, обладающее упорядоченной внутренней структурой, возникшее в результате когнитивной деятельности отдельного человека и общества в целом, в котором хранится энциклопедическая информация об отображаемом социально-психическом явлении, а также интерпретация данной информации общественным сознанием и отношение общественного сознания к данному социально-психическому явлению. Универсальность социально-психической рефлексии в парадоксальной форме высказана в одном из законов Мерфи «Не заботьтесь о том, что другие люди о вас подумают. Они слишком обеспокоены тем, что думаете вы о них» [5, 44].
Этические концепты образуют концептосферу, характеризующуюся определенными национально-культурными особенностями, выявляющими национальную специфику концептуализации сходных этических явлений сознанием разных народов, что позволяет рассматривать этические концепты как элементы национальных концептосфер, отражающих моральное сознание представителей различных лингвокультурных сообществ.
Моральная концептосфера включает как содержательное, концептуальное знание о правильном и неправильном, достойном и недостойном, так и совокупность ментальных стереотипов, определяющих понимание и интерпретацию поведения человека в обществе в зависимости от ограничений, накладываемых культурой.
Моральная концептосфера представляет собой совокупность концептов и стереотипов сознания, задаваемых культурой [7, 52]. Далеко не все содержание концептосферы находит выражение в концептах, имеющих языковое выражение, однако совершенно очевидно, что язык номинирует то, что обладает ценностью для жизнедеятельности социума. Та часть концептосферы, которая получает выражение в языковых знаках, формирует лингвистические когнитивные структуры [4, 67], образуя семантическое пространство языка [7, 62], объективирующееся в системе языковых знаков. Вслед за А. Вежбицкой мы полагаем, что способ интерпретации людьми своих собственных моральных качеств, принципов, поступков, эмоций зависит, «до некоторой степени, от лексической сетки координат, которую дает им их родной язык» ... и «в большой мере зависит от того, через призму какого языка эти эмоции интерпретируются», что ни в коем случае не доказывает, что отсутствие языковой номинации указывает на отсутствие концепта в том или ином языке, однако может свидетельствовать о значимости того или иного концепта в определенной культуре [1, 18].
Национальная этическая концептосфера обнаруживается в единообразии поведения народа в стереотипных ситуациях, в общих представлениях народа о действительности, в высказываниях и общих мнениях, в суждениях о действительности, пословицах, поговорках и афоризмах.
Проблема формирования морального сознания национально-культурного сообщества напрямую связана с социально-психической природой этических концептов. Этический концепт связан не прямо, а опосредованно с социально-психическими феноменами, которые можно представить как «квазиденотаты» этических концептов. Мы исходим из предположения, что нравственные нормы усваиваются посредством социальной психики, вырабатывающей нравственный образец, и выражаются в моральных нормах, овнешняемых в этических концептах. Овнешнения этических концептов обусловливаются такими факторами, как неопределенность значения (vagueness of meaning) и особенность значения (salience of meaning). Неопределенность значения проявляется в сложности четкого разграничения концептов (например, жадность/скупость; гнев/злость; ра-
дость/счастье и других). Особенность значения проявляется в его привычности и наличии некоторого числа языковых номинаций, его называющих [10, 23-29].
Существование общества невозможно без передачи социального опыта. Каждый член лингвокультурного сообщества обладает так называемым «социальным умом» (social mind), в котором содержится та стратегическая информация, посредством которой он способен давать оценку другому члену сообщества, а также оценивать и регулировать саму ситуацию, в которой происходит социальное взаимодействие.
«We use strategic information to judge other people, to read social situations, and to gauge our own appropriate responses. In a cooperative environment, the information we project is as important as the information we acquire» [12, 114].
Социально-психические явления реализуются посредством когнитивной социальной способности, поскольку каждое взаимодействие с другими людьми вовлекает большой набор ментальных процессов, направленных на выявление реакций, возникающих во время социального вхождения в контакт. Стратегическая информация, которой обладает человек, вступающий в контакт, и информация, которой, по его мнению, обладает партнер по взаимодействию, создает непосредственную модель поведения.
Тод Тремлинг сравнивает человеческое общение с игрой в покер:
«We are frequently poker players trading in gaffs rather then chips. ... As a result, we spend a lot of time limning the boundaries of other people's knowledge" [12, 114].
С точки зрения общего механизма социального регулирования и мораль, и социальная психика направлены на овладение социальным опытом, который позволяет корректировать индивидуальное поведение относительно установок и требований определенной социальной общности, следуя общим традициям, обычаям и стереотипам поведения.
Различные социально-психические явления возникают в совместной деятельности с другими людьми и оказывают сильное влияние на индивидуальное поведение, благодаря чему нравственные нормы и оценки неразрывно связаны с особенностями группового или коллективного сознания. Духовная жизнь общества, совокупность представлений и идей, а также общественных настроений и чувств в данном обществе в данный отрезок времени закрепляются в общественном сознании. Общественное сознание отнюдь не представляет собой совокупность индивидуальных сознаний членов общества, а является целостным духовным явлением, и обладает определенной внутренней структурой, включающей различные уровни (теоретическое и обыденное сознание, идеология и общественная психология) и формы сознания [8, 448].
В когнитивной социолингвистике отмечается взаимозависимость трех основных составляющих человеческого общения, таких, как структура языка, когниция и социально- психическое воздействие слов на поведение [11, 5]. Социальная психика наиболее тесно связана с третьим аспектом коммуникации - взаимовлиянием человека на человека.
Выдвинутая Л. С. Выготским идея о знаковой опосредованности человеческой психики, имеет важное значение для понимания природы социально-психологического воздействия. Согласно этой теории с помощью знаков языка как «социальных сил» человек овладевает своим поведением, направляет и регулирует свое мышление, внимание, память [3, 168].
Люди оказывают влияние на поведение друг друга, в основном пользуясь принципами коллективного подражания и приспособления, а в некоторых случаях, в результате противодействия и желания выделиться. Отмечая подсознательно, что делают другие люди, образуется психическое отображение коллективных тенденций поведения в обществе. Человек ведет себя согласно этим коллективным тенденциям, тем самым укрепляя и воспроизводя их.
«People influence each other's behavior, basically by co-operative imitation and adaptation, and in some cases by opposition and a desire for distinctiveness. Paying attention to what others do, however subconsciously, thus creates a mental representation of the collective tendencies in the behavior of the community; adapting one's own behavior to those tendencies, reaffirms and recreates the tendencies»[11, 5].
Таким образом, социально-психическое общение можно определить как универсальный источник непосредственно побудительной информации, которая оказывает прямое воздействие на поведенческие действия, поскольку является рефлексией на одобрение или неодобрение со стороны источника информации, коллективного приятия или неприятия определенного действия и доверия или недоверия со стороны субъекта - адресата или потребителя информации. Характерная особенность этой информации заключается в том обстоятельстве, что социальная психика воздействует непосредственно на поведение, приводит его в соответствие с требованиями данной общности людей и участвует тем самым в стереотипизации поведения, которое закрепляется в этических концептах.
Мораль, которая опирается на побудительную силу социальной психики, дает человеку информацию о смысле, о ценности вещей и о необходимости действовать или воздержаться от действия во имя определенных нравственных идеалов. Социально-психическая общность тех или
иных социальных групп, а следовательно, их религиозные, политические, эстетические и т.п. установки, стереотипы, вкусы и т.д. всегда опосредованы системой определенных моральных норм, преломляющихся в типичные черты группового сознания, в специфические типы общения и поведения. Отношения между моралью и социальной психикой - это не отношения между частью и целым, а отношения определенной функциональной зависимости. По отношению к морали социальная психика представляет собой один из факторов реализации норм, одно из важнейших средств актуализации механизма нравственного регулирования. А по отношению к социальной психике мораль можно определить как своеобразную нормативно-оценочную «матрицу», которая накладывает свой отпечаток на динамичное социально-психическое «поле» [2, 152-153].
В этической литературе по праву полагают, что не все, что совершает человек, может быть квалифицированно с точки зрения морали. Мораль характеризует поступки личности, выражающие главным образом нравственное содержание деятельности, а также дает социальную характеристику личности, поскольку основное в поведении, реализующееся через поступки личности - это отношение человека к другим людям. Поступки личности получают нравственную оценку в отношении их соответствия норме и, входя в моральное сознание, получают наименование в этических концептах.
Положительное эмоциональное состояние (удовлетворение) возникает только в тех случаях, когда обратная информация о результатах действия совпадает с ожиданиями, с предвидениями, и, наоборот, отрицательные эмоции (беспокойство, неудовлетворенность) возникают тогда, когда цели действия не совпадают с результатами. Различия между моралью и социальной психикой представлены в таблице 1:
Таблица 1
Социальная психика Мораль
регулирует поведение через убеждения масс, стимулирующие поведение людей регулирует поведение в форме оценки по отношению к норме
способ актуализации и реализации человеческой кооперативной деятельности способ формирования нравственных идеалов
переводит моральные ценности из потенциального состояния нравственных норм в поведенческие нормативно-оценочная матрица поведения
Итак, мораль и социальная психика, обладая сходными в некоторых аспектах характеристиками, различны по содержанию и функциям, реализующимся в управлении поведением человека. Моральное сознание представителя определенного лингвокультурного сообщества напрямую зависит от социально-психических феноменов, регулирующих поведение человека в различных контекстах межличностного взаимодействия. Нравственные нормы, усваивающиеся посредством социальной психики, вырабатывают нравственный образец, который выражается в этических концептах.
Существование этических норм и ценностей обусловливается психическими структурами общественного человека. Фундаментальная предрасположенность человеческого мозга к моральным суждениям коренится в его способности создавать психические структуры, участвующие в оценке «себя как другого» [6, 53-54]. Тод Тремлинг также подчеркивает главенствующую роль мозга в организации и интерпретации моральной информации:
«The recognition that the brain lies at the center of the human world - as organizer and interpreter of incoming information, as constructor and communicator of outgoing ideas - is revolutionizing the humanities and social sciences» [12, 114].
Поскольку моральные суждения часто в явном виде соотносятся с испытываемыми эмоциями, можно утверждать, что в основе этических ценностей лежат базовые эмоции. Человеческий мозг способен создавать психические структуры, которые являются репрезентациями природного и социального мира, испытывать моральные чувства, «складировать» социальные конвенции и этические нормы, рассуждать в пределах сознательного пространства и выбирать согласующиеся с нравственными ценностями планы действия. В силу этого человеческий мозг «предрасположен» к этическим ценностям [6, 114]. Обладая стратегической информацией, активизирующей систему «социального ума», люди наделены моральными структурами, регулирующими их поведение и отношения в рамках социума, в котором они живут. Именно это позволяет им определять, с кем строить отношения, дружить, кого следует опасаться и т.д., то есть производить оценку ситуации общения и партнеров по социальному взаимодействию. Исследователи отмечают, что «социальный ум» имеет биологическую природу и характеризуется моральными инстинктами, поведением и мышлением соотносимыми с требованиями общности, в которой человек живет. «Социальный ум» характерен для всего человечества, поскольку, с когнитивной точки зрения, все люди обладают мышлением биологического вида:
«Cognitivists studying the noncultural foundations of knowledge have found that human thought is neither as relative nor as diverse as culturalists assume. This shared psychology is the result of minds that operate according to biologically prescribed rules - rules that are not culture - but species-specific» [9, 54].
Культурные различия, по их мнению, в основном, затрагивают не когнитивные, а социально-психические характеристики морального взаимодействия, в которых проявляется актуализация этой моральной информации. Однако, как нам представляется, поведение нельзя объяснить какими-то вечными влечениями, инстинктами, заложенными в человеке природой. Все попытки в этом отношении потерпели неудачу, потому что основные биологические потребности, которые буквально можно перечислить по пальцам, не раскрывают необозримое богатство мотивов побуждений человека. Над врожденным репертуаром поведения под воздействием общественных отношений и культуры надстраиваются вторичные, социальные влечения и потребности, число которых теоретически бесконечно, как бесконечен сам процесс приобретения знаний и опыта.
Человек обладает присущей ему интеллектуальной системой, позволяющей планировать свою деятельность и принимать решения в пользу будущих интересов. Применительно к человеку это означает, что интеллектуальная система включает планировщика, позволяющего адаптироваться в динамике внешней социальной и природной среды. Поскольку человек выступает системообразующим фактором социальных и культурных систем, постольку правомерно считать, что на любом уровне сложной иерархической системы большого общества возможно существование своего этического планировщика. В этике эксплицируются те правила, без которых невозможно взаимодействие и выживание людей. В этическом планировщике выделяются пассивная, неизменная часть, в которой закодированы цели, алгоритмы поведения людей, взаимоотношения человека и общества, и активная часть, адаптирующая систему цивилизации к изменяющимся социокультурным условиям. Специфика этической системы состоит в том, что в ней формулируются идеи о должном, о добре и зле в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения. Таким образом, «этический планировщик создавал посредством идеалов, моральных принципов и норм поведения совершенную модель межчеловеческих отношений, чтобы осуществить целевую функцию, которая заключается в снятии отчуждения между индивидом и родом, что влечет за собой совпадение счастья и добра» [6, 65]. Этический планировщик содержит в себе программу, определяющую поведение народа, и способен создавать такой менталитет, который помогает цивилизации адаптироваться к любым изменениям. Однако этические знания сами по себе, не воплощенные в реальные, социально значимые действия и вербальные воплощения, не являются нравственной ценностью. Передача социального опыта - универсальное явление в жизни общества. Мышление, поведение и знания у людей каждого поколения формируются на основе общественно-исторического опыта, закрепленного в культуре, в моральных нормах, в традициях и т.п. С точки зрения общего механизма социального регулирования и мораль и социальная психика содействуют приведению индивидуального поведения в соответствие с требованиями определенной социальной общности, в соответствие с ее интересами и целями, установками и стереотипами, традициями и обычаями.
Поскольку обыденное сознание есть совокупность житейских суждений и представлений, оно характеризуется определенным способом отражения, основанным только на реальных и осязаемых фактах, на узком кругозоре и ограниченном социальном опыте людей, в языковом воплощении, приобретающем форму этических концептов, структурирующих моральное сознание ЛКС.
Этические концепты являются, несомненно, концептами культурными, составляющими ценностную систему норм, характеризующих своеобразие той или иной лингвокультуры. В этических концептах закреплены стереотипные представления о коллективном опыте социума, основанные на социально-психическом восприятии и конструировании действительности.
Среди этических концептов выделяются как универсальные, не имеющие национально-культурной специфики, так и специфические национально-культурные концепты, которые подразделяются на специализированные этнокультурные концепты, в концентрированном виде выражающие особенности культуры, так и неспециализированные концепты, культурная специфика которых содержится в скрытых культурно-значимых ассоциациях. В большинстве своем этические концепты представляют собой регулятивные образования, в содержании которых главное место занимает аксиологический компонент, включающий ценности и нормы поведения. Соотношение социально-психических феноменов и этических концептов можно представить в следующем виде:
Раздел I Филология
Таблица 2
Социально-психические феномены Этические концепты
возникают в процессе совместной деятельности возникают в процессе типизации опыта
рекуррентны абстрактны
имплицитны эксплицитны, метафоричны
интуитивны, выражают интуитивное одобрение/ неодобрение обладают аксиологической и эмоциональной оценкой
участвуют в стереотипизации поведения используют стереотипные образы
конкретны, являются прямой реакцией на взаимодействие между людьми; не содержат образа амбивалентны, обладают диффузной семантикой
культурно-маркированы кумулируют и транслируют культуру
Итак, социально-психическая компонента является универсальной в образовании этических концептов, поскольку социальная психика пронизывает все ступени и формы общественного сознания. Социальная психика есть особое «отражение отражения» в процессе социального взаимодействия, в результате которого возникают новые духовные явления, выполняющие санкционирующие и волево-побудительные функции. Этические концепты построены на социально -психических феноменах, включающих переживание как основной фактор осмысления и оценивания поведения человека, и посредством означивания различных социально-психических явлений входят в моральное сознание представителей лингвокультурного сообщества.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Вежбицкая, А. Составление культур через посредство лексики и прагматики / А. Вежбицкая. - М.: Языки славянской культуры, 2001. - 272 с.
2. Вичев, В. Мораль и социальная психика / В. Вичев. - М.: Прогресс, 1978. - 357 с.
3. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. - М.: АПН РСФСР, 1960. - 484 с.
4. Красных, В. В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность / В. В. Красных. - М., Гнозис, 2003. - 375 с.
5. Питер, Л. Дж. Закон Мерфи: Мерфология - общая и частная; Принцип Питера, или почему дела всегда идут вкривь и вкось / Л. Дж. Питер. - Мн.: Попурри, 1999. - 352 с.
6. Поликарпов, В. С. Этика и технология в начале XXI века / В. С. Поликарпов, В. А. Поликарпова. - Ростов н/Д. ; Таганрог, 2003. - 118 с.
7. Попова, З. Д. Когнитивная лингвистика / З. Д. Попова, И. А. Стернин. - М.: АСТ : Восток-Запад, 2007. - 314 с.
8. Этика // Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 837 с.
9. Boer, P. Cognitive Constraints on Cultural Representations: Natural Ontologies and Religious Ideas // Mapping the Mind: Domain Specificity in Cognition and Culture. - Cambridge, 1994.
10. Geeraerts, D. Heterodox concept features and onomasiological heterogeneity in dialects / D. Geeraerts, D. Speelman // Advanced in Cognitive Sociolinguistcs. Cognitive Linguistics Research: 45. Berlin/New York, 2010. - P. 23 - 41.
11. Geeraerts, D. Introduction // Advanced in Cognitive Sociolinguistics. Cognitive Linguistics Research: 45. Berlin/New York, 2010. - P. 1 - 23.
12. Tremling, T. Minds & Gods / T. Tremling. Oxford University Press, 2006. - 221 p.
УДК 159.9.072.432 ББК 81.411.2
И. В. Пономаренко
СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТА СТУДЕНТОВ (из описания фрагментов коллективного речевого портрета современного студента)
Аннотация. Вуз способствует созданию сложной и разнообразной речевой среды, включающей речь преподавателей, язык различной учебной литературы. Развитие коммуникативных умений происходит особенно наглядно в тексте. На основе текстовых умений устной и письменной речи студентов нами была предпринята попытка создания фрагмента коллективного речевого портрета студентов.
Ключевые слова: речь, речевой портрет, языковая личность, студент, текст, фрагмент коллективного речевого портрета.