Научная статья на тему 'УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ МЕТОДА "СЕСТРИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ" В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ И УНИВЕРСИТЕТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО"'

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ МЕТОДА "СЕСТРИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ" В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ И УНИВЕРСИТЕТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО" Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
128
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шарочева Марина Анатольевна

Актуальность научно-исследовательской работы заключается в том, что в обучении студентов по направлению сестринское дело нужен универсальный метод, который подходит для преподавания в колледжах, университетах и на факультетах ДПО по направлению «Сестринское дело». Взяв за единицу медицинских сестер мы имеем ввиду 35 специальностей среднего медицинского персонала. Обучение в медицинских университетах профессиональному медицинскому уходу на других факультетах. Обучение, в соответствии с профессиональным стандартом, младшего медицинского персонала. Цель научно-исследовательской деятельности актуализация программ обучения по направлению сестринское дело Материалы и методы Исследования, которые проводились нами можно назвать «Исследования длинною в жизнь». Впервые понятие технология были описаны в дипломном проекте выпускника ДВГМУ город Хабаровск в 2004 году. Тема дипломной работы была «Организация индивидуального ухода и сервисного обслуживания в родильном доме путем внедрения новых технологий».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шарочева Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ МЕТОДА "СЕСТРИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ" В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ И УНИВЕРСИТЕТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО"»

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ МЕТОДА «СЕСТРИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ» В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ И УНИВЕРСИТЕТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

«СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»

Шарочева Марина Анатольевна,

старший преподаватель, кафедра «Сестринское дело», медицинский факультет, Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» старший преподаватель Федеральное государственное автономное образовательное учреждение Высшего образования РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ Медицинский институт

Кафедра «Управление сестринской деятельностью» научный редактор по направлению «Сестринское дело» ООО ИГ "ГЭОТАР-Медиа"

Р01: Ш.31618Л^.2413-5291.2022.3.85.669

Актуальность научно-исследовательской работы заключается в том, что в обучении студентов по направлению сестринское дело нужен универсальный метод, который подходит для преподавания в колледжах, университетах и на факультетах ДПО по направлению «Сестринское дело». Взяв за единицу медицинских сестер мы имеем ввиду 35 специальностей среднего медицинского персонала. Обучение в медицинских университетах

профессиональному медицинскому уходу на других факультетах. Обучение, в соответствии с профессиональным стандартом, младшего медицинского персонала.

Цель научно-исследовательской

деятельности актуализация программ обучения по направлению сестринское дело

Материалы и методы

Исследования, которые проводились нами можно назвать «Исследования длинною в жизнь». Впервые понятие технология были описаны в дипломном проекте выпускника ДВГМУ город Хабаровск в 2004 году. Тема дипломной работы была «Организация индивидуального ухода и сервисного обслуживания в родильном доме путем внедрения новых технологий».

С 1991 года в РФ активно внедряли «Сестринский процесс». Специалисты новой формации «ВСОшники», так их называли, были очень мотивированы внедрить метод «Сестринский процесс» в своих медицинских организациях. В колледжах и университетах студентов методу «Сестринский процесс» обучали только преподаватели- врачи. Они обучала строго по шаблону, который был взят и переведен из опыта зарубежных специалистов. В 2009 году на 3 съезде средних медицинских работников в Екатеринбурге был поднят очень важный вопрос терминологии в сестринском деле. В.А. Лапотников, В.А. Михеева, Г. А. Чувакова в своей статье «Процессный подход к управлению качеством сестринской помощи» сказали следующее: «Не случайно 95% специалистов медицинских организаций и фондов ОМС, участвующих в оценке качества медицинской помощи в разработке мероприятий, направленных на его улучшение, не имеют четкого представления о предмете своей работы. Становление сестринского дела как самостоятельной профессии, утверждение новой

специальности «Управление сестринской деятельностью» определяют актуальность, точность профессиональной терминологии при оценке качества сестринской помощи. При создании Системы управления качеством сестринской помощи необходимо выделить, прежде всего, тот процесс или объект, на который должно быть направлено управление для получения ожидаемого результата».

Они так же подчеркивали «Что касается сестринской помощи, то основным технологическим процессом, на который должно быть направлено управление качеством является сестринский процесс, как научно обоснованная методология профессиональной деятельности среднего медицинского работника. В основе сестринского процесса, как и врачебного, лежат принципы научного исследования, его этапы тождественны этапам принятия управленческих решений. Процессный подход к управлению качеством сестринской помощи позволяет:

• разработать научно-обоснованные, реально действующие протоколы, стандарты сестринской помощи (а не только манипуляций) на всех ее этапах,

• объективно оценить работу средних медицинских работников,

• планировать ресурсы,

• стоимость сестринской помощи,

• объективно оценить уровень профессионализма среднего медицинского работника,

• дефекты ее подготовки

• проводить научные исследования

• создать систему управления деятельностью среднего медицинского работника, основанную на стандартизации, принципах доказательной медицины и экономической целесообразности».

И этого следует. Что Современная модель, управления качеством основана на принципах модели Реш1^:

• процессный подход

• непрерывность повышения качества

• участие в управлении качеством всего персонала

• самоконтроль ключевых этапов процессов

Для достижения наилучших результатов необходимо сосредоточить усилия не на проверке индивидуального выполнения, а на управлении процессами, выявлении отклонений и анализа их причин.

В Учебнике «Сестринское дело» 1998 года, глава «Теоретические основы сестринского дела» авторы профессор С.И. Двойников, профессор В.А. Лапотников дали следующее понятие «Сестринскому процессу». «Сестринский процесс - это метод научно-обоснованных и осуществляемых на практике медицинской сестрой своих обязанностей по оказанию помощи пациентам». Средний медицинский персонал насчитывает 35 специальностей. В медицинских университетах обучают профессиоанльному медицинскому уходу на всех факультетах. ДПО непрерывно повышает квалификацию

практических специалистов. Младший

медицинский персонал так же получает свидетельство рабочего.

Какой же универсальный метод должен быть для специалистов здравоохранения?

В этом направления и мы продолжали дальнейшие исследования. Период сбора информации были 2013 -2018 года. Отложив раннее заявленную диссертационную тему «Научное обоснование системы повышения качества и эффективности труда средних медицинских работников», мы стали активно заниматься научно -исследовательской работой в совершенствовании метода «Сестринский процесс». Были изучены различные понятия «Сестринского процесса». Исследовательский материал авторов, которые так же, как и мы пытались внедрить его в практическое здравоохранение. Эффективным периодом в модернизации «Сестринского процесса» стал 2015 год, когда вышел в свет Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52623.3-2015 "Технологии выполнения простых медицинских услуг. Манипуляции сестринского ухода". Он был введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации от 31 марта 2015 г. N 199-ст. Настоящий стандарт был разработан в соответствии с ГОСТ Р 52623.0 (в дальнейшем национальный стандарт) и обеспечивает решение следующих задач при выполнении технологий простых медицинских услуг манипуляций сестринских услуг:

• установление единых требований к технологиям и структурирование методик их выполнения;

• унификация расчета затрат на выполнение простых медицинских услуг;

• установление единых требований к формированию навыков выполнения простых медицинских услуг на додипломном и последипломном уровнях профессионального медицинского образования;

• оценка качества выполнения простой медицинской услуги.

Технологии выполнения простых

медицинских услуг, приведенные в настоящем

стандарте, учитывают результаты научных исследований в соответствии с принципами медицины, основанной на доказательствах.

Благодаря ФГОС ПМ04 МДК 04.03 (в дальнейшем ФГОС) и национальному стандарту мы разработали метод «Сестринская технология». Мы не исключили этапность и последовательность метода «Сестринский процесс», но адаптировали его к ФГОСу и принятому термину в соответствии с национальным стандартом «Сестринские технологии».

Понятие «Сестринская технология» это совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач.

Метод «Сестринская технология» состоит из следующих этапов :

• название сестринской технологии

• задача

• термины, понятия и таблица

• кто выполняет технологию

• план действий

• выполнение плана

• оценка действий

Результаты

Итогами научно-исследовательской работы за 2019-2022 года было:

• издание учебного пособия "Технологии выполнения простых медицинских услуг. Манипуляции сестринского ухода";

• участие в 2019, 2020 годах в конкурсе журнала «Главная медицинская сестра» с проектами "Внедрение метода "Сестринские технологии " в образовательные учреждения и медицинские организации для формирования системы повышения качества и эффективности труда средних и младших медицинских работников на примере ФГБПОУ "Медицинский колледж" и АО "ГК "Медси" 2019 г. и «Современные принципы общения в работе среднего и младшего медицинского персонала на примере Совета управления сестринской деятельностью АО «ГК «Медси»2020 г.

• Проект 2020 года был удостоен номинации «Лучший образовательный и 1Т проект кампании «Актион Медиа».

В своей статье мы приводим в пример два занятия, которые выполнили студенты.

Первый пример выполнен студенткой СПО по специальности 34.02.01 «Сестринское дело»

Второй пример выполнен студентом ВПО по специальности 31.05.01 «Лечебное дело» (Смотреть приложение 1 и 2)

Выводы

В настоящее время обучение с применением метода «Сестринская технология» активно внедряется в процессе обучения дисциплин, связанных с деятельностью среднего медицинского персонала на медицинских факультетах в Негосударственном образовательном частном учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет

«Синергия» и высшего образования Российском университете дружбы народов.

В практическом здравоохранении для фельдшеров ФАПов вышло руководство «Тактика фельдшера», где группа авторов признали метод «Сестринская технология» и включили его в каждую тактику.

Мы ищем единомышленников и у нас большая мечта создать учебные пособия для практических занятий по всем специальностям, где метод «Сестринская технология» будет основой для выработки клинического мышления у студентов и медицинского персонала.

Предлагаем этапы нового проекта

1.Создание команды единомышленников и получение заказа от Министерства науки и высшего образования при согласовании с МЗ РФ.

2. Утвержденный план мероприятий

3. Отчет о результатах выполнения плана Надеемся, что наш опыт и результат услышат

и мы продолжим научно-исследовательскую деятельность в данном направлении. Приложение 1 .Работа студентки СПО 2. Работа студента ВПО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.