Научная статья на тему 'УНИВЕРСАЛЬНАЯ (ТИПОВАЯ) ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ'

УНИВЕРСАЛЬНАЯ (ТИПОВАЯ) ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
152
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПРЕСТУПНОСТЬ / КРИМИНОЛОГИЯ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА / ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грибанов Евгений Викторович

Предложена универсальная (типовая) технология предупреждения преступлений, которая способна нивелировать проблемы антикриминальной превентивной практики и восполнить пробелы криминологической теории в данной области. Подробно представлено содержание такой технологии: определение и постановка конкретной правоохранительной проблемы, определение объекта воздействия, подготовка предупредительной деятельности, реализация предупредительной деятельности и ее освещение, анализ качества и эффективности предупредительной деятельности, внесение корректив в предупредительную деятельность. Показаны перспективы использования универсальной (типовой) технологии предупреждения преступлений в правоохранительной практике и научно-исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSAL (STANDARD) CRIME PREVENTION TECHNOLOGY

A universal (standard) crime prevention technology is proposed, which is able to level the problems of anti-criminal preventive practice and fill in the gaps of criminological theory in this area. The content of such technology is presented in detail: the definition and formulation of a specific law enforcement problem, the definition of the object of influence, the preparation of preventive activities, the implementation of preventive activities and its coverage, the analysis of the quality and effectiveness of preventive activities, making adjustments to preventive activities. The prospects of using universal (standard) crime prevention technology in law enforcement practice and research activities are shown.

Текст научной работы на тему «УНИВЕРСАЛЬНАЯ (ТИПОВАЯ) ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»

Грибанов Евгений Викторович

Универсальная (типовая) технология предупреждения преступлений

Предложена универсальная (типовая) технология предупреждения преступлений, которая способна нивелировать проблемы антикриминальной превентивной практики и восполнить пробелы криминологической теории в данной области. Подробно представлено содержание такой технологии: определение и постановка конкретной правоохранительной проблемы, определение объекта воздействия, подготовка предупредительной деятельности, реализация предупредительной деятельности и ее освещение, анализ качества и эффективности предупредительной деятельности, внесение корректив в предупредительную деятельность. Показаны перспективы использования универсальной (типовой) технологии предупреждения преступлений в правоохранительной практике и научно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: технологии предупреждения преступлений, преступность, криминология, профилактика преступлений, правоохранительная практика, предупредительная деятельность.

Universal (standard) crime prevention technology

A universal (standard) crime prevention technology is proposed, which is able to level the problems of anti-criminal preventive practice and fill in the gaps of criminological theory in this area. The content of such technology is presented in detail: the definition and formulation of a specific law enforcement problem, the definition of the object of influence, the preparation of preventive activities, the implementation of preventive activities and its coverage, the analysis of the quality and effectiveness of preventive activities, making adjustments to preventive activities. The prospects of using universal (standard) crime prevention technology in law enforcement practice and research activities are shown.

Keywords: crime prevention technologies, crime, criminology, crime prevention, law enforcement practice, preventive activities.

Предупреждение преступлений является центральным компонентом предмета криминологической науки. Именно через его развитие происходит реализация практически-преобразовательной функции криминологии, накопленные наукой знания транслируются в практику с целью минимизации преступности, сокращения ее негативных последствий. Эта область криминологической материи получила достаточно глубокую фундаментальную разработку благодаря трудам выдающихся отечественных и зарубежных криминологов разных лет.

Вместе с тем в российской правоохранительной практике превентивная составляющая не получила качественного развития, а предупредительная деятельность находится на самой периферии правоохранительной системы, вытеснена карательной практикой и все более утопает в формализме и бюрократизации. Сложившаяся правоохранительная практика слабо восприимчива к новациям превентивного толка в силу высокого консерватизма и ориентации на формальные показатели, неразвитости организационных механизмов предупредитель-

ной деятельности, отсутствия специализации кадров в этой области и их подготовки.

Развитие предупредительной деятельности требует от правоохранительной практики во многом ломки устоявшихся десятилетиями ориентиров правоохранительной деятельности, принципиально нового мышления и целепола-гания. Если такие виды правоохранительной деятельности, как административная, уголовно-процессуальная, уголовно-исполнительная, оперативно-розыскная, судебно-экспертная, имеют четкие правовые, кадровые и организационные основы, то предупредительная деятельность (профилактика правонарушений) этого лишена и выступает, к сожалению, в виде некого периферийного межотраслевого сегмента.

В свою очередь, криминологическая наука, помимо низкого качества эмпирической базы проводимых исследований, размытости и зачастую неприменимости предлагаемых рекомендаций для практики и прочих проблем [1], имеет пробелы в теории предупреждения преступлений, что не способствует развитию превентивной правоохранительной практики.

26

Традиционная теория предупреждения преступлений способна ответить на многие вопросы, которые ставит перед ней практика (о правовых и организационных основах предупреждения преступлений, о системе, субъектах и объектах, методах и формах предупреждения преступлений и пр.), но не может в полной мере дать ответ только на один ключевой вопрос: как предупреждать преступления? Ни один источник специальной литературы не отвечает на него полно и однозначно.

Вместе с тем в криминологической науке заложены необходимые фундаментальные основы для развития данной области криминологического познания. Особое место в этом ряду занимают труды А.Э. Жалинского, посвященные методике профилактического процесса [2], которые до сих пор так и не получили соответствующего осмысления, теоретического развития и практического применения.

Развитие разработанных выдающимися отечественными криминологами фундаментальных положений теории предупреждения преступлений мы видим в разработке технологий предупреждения преступлений, что позволит технологизировать процесс предупреждения преступлений и создать дополнительные предпосылки для совершенствования правоохранительной практики, наполнения ее превентивным содержанием.

Технологии предупреждения преступлений следует понимать как последовательность действий, совокупность приемов, методов и решений, применяемых для достижения прогнозируемого результата по недопущению совершения преступлений путем выявления, устранения или минимизации криминогенных факторов, оказания профилактического воздействия на личность человека на индивидуальном, групповом и массовом уровнях, устранения последствий преступности. Другими словами, это строгое научное проектирование и точное воспроизведение системы научно обоснованных приемов и способов антикриминальной деятельности, гарантирующие предупредительный правоохранительный эффект.

Предупредительная деятельность, безусловно, имеет творческий характер и не может быть сведена к единой жесткой схеме. Вместе с тем субъекты предупреждения преступлений способны овладеть соответствующими технологиями, как это происходит во всех иных профессиональных сферах, поскольку «...возможность технологизировать любой социальный процесс заложена в структуре человеческой деятельности и в самой природе человека» [3,

с. 35]. Это в полной мере относится и к предупреждению преступлений. Как справедливо отмечал А.Э. Жалинский, «любой элемент профилактической деятельности может и должен осуществляться с помощью заранее разработанных, научно обоснованных и экспериментально проверенных приемов, которые конкретизируются применительно к статусу участника профилактики, целям профилактического труда и обстановке его существования» [2, с. 320321].

Здесь уместна аналогия с близкой криминологии криминалистической наукой. Несмотря на то, что профессиональная деятельность следователя имеет творческий характер, криминалистическая наука последовательно формирует методики расследования преступлений различных видов, фактически вооружая следователей соответствующими технологиями.Следовательно,ипроцесспреду-преждения преступлений можно технологизировать, но до определенных пределов, которые очерчены свойствами объектов и субъектов предупредительной деятельности.

Отправной точкой для технологизации процесса предупреждения преступлений и обучения ему соответствующих субъектов должна стать разработка универсальной (типовой) технологии предупреждения преступлений, которая могла бы быть положена в основу формирования технологий предупреждения отдельных видов и групп преступлений. Проведенные в течение 2015-2021 гг. эмпирические исследования профилактической деятельности различных субъектов предупреждения преступлений, выявленные недостатки и положительный опыт позволяют представить следующую структуру универсальной (типовой) технологии предупреждения преступлений.

1. Этап диагностики и аналитики. На данном этапе осуществляются определение и постановка конкретной правоохранительной проблемы. На основе источников информации о преступности на конкретной территории, ее причинах и условиях, оценки оперативной и криминогенной обстановки, результатов криминологических исследований субъект предупреждения преступлений должен четко обозначить круг наиболее приоритетных правоохранительных проблем, которые необходимо разрешить либо остроту которых необходимо минимизировать. В зависимости от охвата территории (страна в целом, регион, муниципальное образование, микрорайон, улица, многоквартирный дом, иной объект) постановка правоохранительной проблемы должна иметь соответствующую

27

степень конкретизации. Такими проблемами могут быть: обеспечение личной и имущественной безопасности граждан от преступных посягательств; профилактика правонаруша-ющего поведения отдельных категорий граждан; профилактика негативных социальных явлений, связанных с преступностью; ситуативное и постоянное участие граждан в правоохранительной деятельности; иные задачи, ориентированные на решение правоохранительных задач, стоящих перед субъектами профилактики правонарушений. Например, на общегосударственном уровне это может быть проблема вовлечения молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность, а на местном - проблема обеспечения безопасности школьного пространства конкретной общеобразовательной организации.

Фактически речь идет об аналитической деятельности, итогом которой становится определение круга правоохранительных проблем, формирующих угрозы безопасности населения от преступных посягательств на конкретной территории или объекте. Далее из перечня правоохранительных проблем вычленяется та, на решение которой и будут направлены усилия субъекта предупреждения преступлений в первую очередь.

Данный этап предупредительной деятельности наиболее сложный, он требует тщательного сбора необходимой информации и существенных аналитических усилий. От его качества будет зависеть успех всей предупредительной деятельности. Ошибки на данном этапе приведут к людским и материальным затратам, которые не будут иметь должного правоохранительного эффекта. Важно также и то, чтобы выявленная правоохранительная проблема, формирующая причинный комплекс преступности, потенциально поддавалась решению или минимизации за счет применения предупредительных мер на соответствующем уровне.

На практике зачастую этот этап предупреждения преступлений игнорируется, а разрешаемые правоохранительные проблемы формируются по наитию или только на основе личного опыта должностного лица либо в силу складывающейся конъюнктуры. Отсюда вне правоохранительной реакции остаются различные сферы обеспечения безопасности населения.

2. Этап определения объекта предупредительного воздействия. Объектом воздействия может выступать неограниченный круг лиц, малая социальная группа, конкретный индивид или его микросреда. Соответственно,

формируется три уровня предупредительного воздействия: массовый, групповой и индивидуальный. На данном этапе субъекту профилактики следует определить, на каком уровне будет возможно достичь максимального правоохранительного результата с наименьшими затратами.

Массовый уровень предполагает использование для осуществления предупредительного воздействия доступных средств массовых коммуникаций: ресурсов сети Интернет (официальные сайты, социальные сети, мессен-джеры, их компоненты, электронная почта и т.д.); наглядной агитации (листовки, памятки, плакаты, объявления, билборды и т.д.); телевидения; радио; печатной продукции (газеты, журналы).

Развитие современных технологий многократно повысило роль средств массовых коммуникаций в воздействии на сознание и поведение человека. Сознание и стереотипы поведения людей во многом формируются контентом, который транслируется через средства массовых коммуникаций. Указанные обстоятельства существенно актуализируют вопросы использования современных технологий для осуществления предупреждения преступлений. Целевой аудиторией здесь может выступать неопределенный круг лиц, восприятию которых может быть доступна информация в представленной форме. Например, несовершеннолетние, студенты, пенсионеры.

Преимуществами использования средств массовых коммуникаций в предупреждении преступлений являются относительно низкие затраты, высокая степень влияния на объект профилактики, охват широкой аудитории, оперативность доведения профилактической информации.

Групповой уровень предполагает оказание предупредительного воздействия на малую социальную группу. Под малыми социальными группами следует понимать относительно немногочисленные по составу социальные группы, члены которых объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов [4, с. 63]. Малой называют небольшую группу людей, которые достаточно хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют между собой (школьный класс, спортивная команда, семья, производственный, служебный коллектив). Именно эти особенности выделяют малые социальные группы в самостоятельный

28

и специфичный объект профилактического воздействия.

К признакам таких социальных групп относятся: ограниченность и немногочисленность состава (для целей предупреждения преступлений интерес представляют группы численностью от 4-5 до 30-40 человек); общая социальная деятельность и личное общение -совместное (групповое) обучение, работа, служба, отдых и досуг, отбывание наказания, совместное проживание, лечение и пр.; пространственно-территориальная и организационная обособленность; схожесть ряда свойств личности; относительная стабильность состава малой социальной группы.

Основными видами малых групп, которые могут выступать в качестве целевых для работы по предупреждению преступлений, следует назвать: коллектив дошкольников (группа детского сада), школьный коллектив (класс), родители школьников (родительское собрание конкретного класса), коллективы педагогов образовательных организаций, студенческие группы, трудовой или служебный коллектив, жильцы многоквартирного дома, члены ТСЖ, воспитанники специализированных учреждений для несовершеннолетних (группа, отряд).

Этот перечень объектов профилактического воздействия в разрезе малых социальных групп не является исчерпывающим и может включать иные малые группы, работа с которыми позволит субъектам профилактики достичь правоохранительных целей (члены общественной или иной некоммерческой организации, сельский сход, неформальные группы и пр.).

Профилактическая работа с малыми группами имеет ряд преимуществ по сравнению с воздействием на неопределенный круг лиц и индивидуальной работой. Предупредительное воздействие, в отличие от использования средств массовых коммуникаций, оказывается значительно более акцентированным и целевым, поскольку при этом присутствует необходимая обратная связь с аудиторией. В отличие от индивидуальной работы одним мероприятием здесь можно охватить до нескольких десятков человек.

Субъекту предупреждения преступлений необходимо оценить возможность минимизации правоохранительной проблемы за счет работы с конкретной целевой аудиторией, а также учесть заинтересованность ее представителей в решении этой проблемы. Для определения аудитории следует сопоставить правоохранительную проблему и характеристики лиц, которые определяют ее содержание. При этом

саму правоохранительную проблему следует максимально сузить. Например, проблема детского дорожно-транспортного травматизма может быть минимизирована посредством организации работы с малыми группами несовершеннолетних (группы детских садов, классы общеобразовательных школ, иные организованные коллективы несовершеннолетних) и их родителей (родительские собрания в образовательных организациях).

3. Подготовительный этап. На данном этапе происходит разработка подробного плана предупредительной деятельности, программы, социального проекта, материала, мероприятия, сценария, контента. Например, план мероприятия включает в себя информацию о времени, месте и основных этапах его проведения, об использовании технических средств и иных ресурсов, финансировании и т.п. Сценарий мероприятия предполагает подробное изложение его хода, распределение ролей между участниками, использование раздаточного материала, технических средств и пр. Сценарий должен представлять собой полностью продуманную программу, которая включает в себя необходимое количество пунктов, подробно отражающих весь ход мероприятия.

Субъекты профилактики, отталкиваясь от поставленной правоохранительной проблемы, характеристик целевой аудитории, тематики мероприятия и собственных профессиональных возможностей, избирают форму работы, с помощью которой можно оказать максимально эффективное предупредительное воздействие. Например, на групповом уровне это может быть лекция, беседа, игра (квест, викторина), тренинг, мастер-класс, творческий конкурс, демонстрация и обсуждение видеоматериала, урок, экскурсия, использование общественных ресурсов, разработка проекта, метод кейсов и иные формы (акции, флешмобы, брифинг, вебинары).

Здесь же проводится необходимая организационная работа по согласованию мероприятия с заинтересованными лицами, получение необходимых разрешений. Порядок согласования и утверждения материалов, необходимых для использования в предупредительной деятельности, не урегулирован нормативными правовыми актами. Отталкиваясь от общего смысла норм, регламентирующих деятельность в области профилактики правонарушений, отметим, что планы, сценарии, специализированный контент для осуществления предупредительной деятельности должны быть утверждены руководителем подразделения, ответственным

29

за соответствующее направление деятельности, органа профилактики. Указанные документы должны быть согласованы с руководителями организаций, на базе которых планируется проведение мероприятий. Специалисту следует оценить возможность проведения соответствующих мероприятий на обслуживаемой им территории, установить необходимые контакты с руководителями соответствующих организаций, согласовать возможность проведения мероприятий, определить время и место их проведения.

При использовании средств массовых коммуникаций субъект предупредительной деятельности осуществляет разработку необходимого контента. Специализированный контент разрабатывается специалистом в области предупреждения преступлений во взаимодействии со специалистами в области рекламы. Сотрудник правоохранительных органов разрабатывает содержание такого материала, а специалисты в области рекламы придают ему необходимую форму. Далее определяются средства массовых коммуникаций, в которых будет размещен контент. Здесь важно определить именно те средства массовых коммуникаций, которые обеспечат доведение необходимой информации до конкретной целевой аудитории.

В случае подготовки мероприятия для малых социальных групп субъект профилактики разрабатывает план и подробный сценарий мероприятия, согласовывает использование конкретной аудитории, необходимых технических средств, раздаточного материала.

В рамках индивидуальной профилактической работы специалисты изучают сведения о лице, нуждающемся в профилактическом воздействии, и о его микросреде.

На данном этапе необходимо решить вопрос и о привлечении к профилактической работе третьих лиц: представителей иных субъектов профилактики, некоммерческих организаций, граждан, средств массовой информации.

4. Основной этап. Здесь обеспечиваются непосредственная реализация предупредительной деятельности и ее освещение. Ответственный специалист на данном этапе в зависимости от избранного уровня предупредительной деятельности обеспечивает размещение специализированного контента в средствах массовых коммуникаций, проводит профилактическое мероприятие с малой социальной группой, осуществляет индивидуальную профилактическую беседу. Если размещение специализированного правоохранительного контента

в средствах массовых коммуникаций носит во многом технический характер, то работа с малой социальной группой и индивидуальная профилактическая работа требуют самого непосредственного участия субъекта предупреждения преступлений. Этот этап предупредительной деятельности менее всего поддается технологизации и во многом носит творческий характер. Вместе с тем формирование компетенций эффективной работы с аудиторией и отдельными гражданами возможно в рамках профессионального обучения [5, с. 13-19].

Проведенное мероприятие массового и группового характера требует оперативного освещения в СМИ в целях популяризации предупредительной деятельности и повышения имиджа субъектов предупреждения преступлений.

5. Этап оценки и корректировки. Реализацией профилактических мер предупредительная деятельность не оканчивается. Важно дать профессиональную оценку проделанной работе, выявить ее положительные результаты и недостатки. Такая работа позволит отказаться от предупредительных мероприятий, которые не имеют должной эффективности, и аккумулировать ресурсы на тех из них, которые, напротив, демонстрируют высокую эффективность. Субъект предупреждения преступлений может скорректировать и свою деятельность на предыдущих этапах, устранить проявившиеся в ходе реализации предупредительной деятельности проблемы и недостатки.

Проанализировать предупредительную деятельность можно путем изучения завершенного мероприятия, реализованных мер, проведения специальных социологических исследований, изучения отзывов граждан, статистической информации, мониторинга оперативной и криминогенной обстановки, использования прочих методов. Например, эффективность мероприятия можно оценить путем короткого опроса аудитории как в устной, так и в письменной анонимной форме.

Игнорирование субъектами предупреждения преступлений данного этапа предупредительной деятельности приведет к развитию нерезультативных ее направлений, нерациональному использованию сил и средств.

Выявленные в ходе анализа качества и эффективности предупредительной деятельности недостатки могут быть устранены путем отказа от реализации конкретной предупредительной меры, изменения содержания и характеристик профилактической деятельности на различных этапах ее осуществления. В случае

30

если предупредительная деятельность в той или иной форме признана эффективной, полученный опыт следует распространять шире, расширять целевую аудиторию.

Овладение субъектами предупреждения преступлений соответствующими технологиями возможно в рамках профессионального обучения. Речь идет о необходимости формирования у них способностей к организации предупреждения преступлений, диагностированию криминальных и маргинальных явлений в социальной сфере, дифференциации их по степени возможной опасности для общества и граждан; профессиональному, творческому обеспечению процесса разработки и принятия профилактиче-

1. Квашис В.Е. Настоящее и будущее криминологии (пессимистичные заметки оптимиста) // Общество и право. 2019. № 3(69). С. 16-22.

2. Жалинский А.Э. Избранные труды: в 4 т. Т. 1. Криминология / отв. ред. О.Л. Дубовик. М, 2014.

3. Дятченко Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. М.; Белгород, 1993.

4. Полушкина Т.М., Коваленко Е.Г., Якимова О.Ю. Социология управления: учеб. пособие. М., 2013.

5. Симоненко А.В., Грибанов Е.В. Криминологическая концепция и образовательная модель формирования профессиональных компетенций сотрудников полиции по правовому воспитанию и просвещению населения // Общество и право. 2021. № 2. С. 13-19.

ских решений, организации их исполнения; осуществлению теоретической, организационной и технической подготовки предупредительной деятельности; оценке эффективности принятых мер по предупреждению преступлений.

Представленная универсальная (типовая) технология предупреждения преступлений не претендует на исключительность, требует дальнейшей разработки и наполнения. Вместе с тем ее положения могут быть использованы для осуществления предупредительной деятельности на практике, а также при разработке технологий более частного порядка, в том числе технологий предупреждения отдельных видов и групп преступлений.

1. Kvashis V.E. Present and future of criminology (pessimistic notes of an optimist) // Society and law. 2019. № 3(69). P. 16-22.

2. Zhalinsky A.E. Selected works: in 4 vols. Vol. 1. Criminology / resp. ed. O.L. Dubovik. Moscow, 2014.

3. Dyatchenko L.Ya. Social technologies in the management of social processes. Moscow; Belgorod, 1993.

4. Polushkina T.M., Kovalenko E.G., Yakimova O.Yu. Sociology of management: study aid. Moscow, 2013.

5. SimonenkoA.V., GribanovE.V. Criminological concept and educational model of the formation of professional competencies of police officers in legal education and legal training // Society and law. 2021. № 2. P. 13-19.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Грибанов Евгений Викторович, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права и криминологии Краснодарского университета МВД России; e-mail: egribanov@ yandex.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR

E.V. Gribanov, Candidate of Law, Associate Professor, Professor of the Department of Criminal Law and Criminology, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: egribanov@ yandex.ru

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.