Научная статья на тему 'Универсальная сказка: существует ли она? (Проект МИШ 2022)'

Универсальная сказка: существует ли она? (Проект МИШ 2022) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экспресс-проекты / Международная исследовательская школа / Якутия / социокультурная антропология / express-projects / International Research School / Yakutia / sociocultural anthropology

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Никитина Дарья Владимировна, Козырева Марина Михайловна

Представлен краткий отчет по проекту, реализованному в гибридном формате в рамках 14-й Международной исследовательской школы (МИШ), прошедшей в Республике Саха (Якутия) на базе Малой академии наук в рамках II Международных исследовательских игр (МИИ). Данный проект был ориентирован на ребят, увлеченных социокультурной антропологией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Universal Fairy Tale: Does It Exist? (IRS Project 2022)

A brief report on the project, released in the mixed format within the framework of the 14th International Research School (IRS), held in the Sakha Republic (Yakutia) on the basis of the Minor Academy of Sciences within the framework of the 2nd International Research Games (IRG), is given. The following project was aimed at the young people engrossed in sociocultural anthropology.

Текст научной работы на тему «Универсальная сказка: существует ли она? (Проект МИШ 2022)»

Международная исследовательская школа

Проекты 14-й Международной исследовательской школы в Якутии и их результаты

Никитина

Дарья Владимировна,

старший преподаватель ИУРР ФММС РАНХиГС, г. Москва (Россия) e-mail:

pchelnikovad@mail.ru

Козырева

Марина Михайловна,

бакалавр географии (МГУ, 2020), магистр социологии (НИУ ВШЭ, 2022), аспирантка аграрно-технологиче-ского института РУДН по специальности «Зеленая инфраструктура и устойчивое развитие», учитель географии Школы № 1553 имени В. И. Вернадского, г. Москва (Россия) e-mail: marisolk@mail.ru

Универсальная сказка: существует ли она? (Проект МИШ 2022)

Universal Fairy Tale: Does It Exist? (IRS Project 2022)

Аннотация. Представлен краткий отчет по проекту, реализованному в гибридном формате в рамках 14-й Международной исследовательской школы (МИШ), прошедшей в Республике Саха (Якутия) на базе Малой академии наук в рамках II Международных исследовательских игр (МИИ). Данный проект был ориентирован на ребят, увлеченных социокультурной антропологией.

Ключевые слова: экспресс-проекты, Международная исследовательская школа, Якутия, социокультурная антропология

Abstract. A brief report on the project, released in the mixed format within the framework of the 14th International Research School (IRS), held in the Sakha Republic (Yakutia) on the basis of the Minor Academy of Sciences within the framework of the 2nd International Research Games (IRG), is given. The following project was aimed at the young people engrossed in sociocultural anthropology. Key words: express-projects, International Research School, Yakutia, sociocultural anthropology

Участники: Элен Амаирани Гарсия Морено (Мехико, Мексика), Париса Фахимкар Хеирандиш (г. Тегеран, Иран), Пармида Занд (г. Тегеран, Иран), Олег Фролов (г. Москва, Россия), Роман Чайкин (г. Москва,, Россия), Александра Коновалова (г. Москва, Россия), Никита Сальников (г. Москва, Россия), Анастасия Михалева (г. Москва, Россия), Артемий Синалеев (Якутия, Россия), Данил Ефимов (Якутия, Россия), Егор Аввакумов (Якутия, Россия)

О проекте

Сказки несут в себе тот важный культурный пласт, который способен объединять народы и расширять кругозор. Мы любим их вне зависимости от возраста, статуса, интересов, образа жизни. В чем же их притягательность? Участники проекта попытались ответить на этот вопрос.

Универсальная сказка: существует ли она?

I Никитина Дарья Владимировна, Козырева Марина Михайловна

Основной целью проекта по социокультурной антропологии стала проверка и последующее подтверждение гипотезы о том, что все волшебные сказки мира структурно очень близки, а также, что, основываясь на выявленной структуре, можно написать свою «волшебную» сказку.

В процессе реализации поставленной цели решались следующие задачи:

1) познакомиться с народными сказками разных стран, представители которых принимают участие в МИШ;

2) сделать их структурный анализ с обнаружением общих элементов;

3) попробовать создать свою «универсальную» сказку по мотивам волшебных сказок разных народов мира.

В качестве методов были использованы: структурный и сравнительный методы, метод сбора первичной информации (со слов опрашиваемых), анализ и систематизация полученных данных.

Знакомство участников происходило в виде нескольких коммуникативных активностей, а также беседы, где каждый делился потенциальными ожиданиями от проекта. В качестве теоретической базы исследования участники познакомились со структурализмом как научным методом и с различными школами. Основной фокус был сделан на структурный анализ волшебных сказок, разработанный Владимиром Яковлевичем Проппом. Участники анализировали любимые сказки в микро-группах, основываясь на данном анализе. Далее состоялся просмотр нескольких мультфильмов с одновременным анализом, где участникам предлагалось провести структурный анализ видеоряда.

При проведении полевого исследования участники проекта провели опрос представителей разных национальностей, принимающих участие в проекте, а именно: Мексика, Бразилия, Сербия, Иран, Армения, Грузия, Украина, Россия и ее регионы (Якутия, Бурятия). Были зафиксированы народные «волшебные» сказки. Затем была организована работа по анализу собранных материалов. Участники структурировали сказки и выделяли «культурные константы» (присущие всем сказкам).

Далее участники работали над творческой частью проекта — созданием собственной сказки. Участники опирались на культурные константы, которые они выявили в результате анализа полученных данных. Возможно ли написать единую сказку, которая соответствует традициям разных народов? Мы нашли ответ на этот вопрос — да, возможно! Ш

Daria

Nikitina,

Senior teacher of the Ranepa Institute of Management and Regional Development, Moscow (Russia)

Marina

Kozyreva,

Bachelor of Geography (Moscow State University 2020), Master of Sociology (HSE University, 2022), Postgraduate of RUDN University Agrarian-technological Institute majoring in Green Infrastructure and Sustainable Development, geography teacher of School №1553 named after V. I. Vernadsky, Moscow (Russia)

Международная исследовательская школа

Проекты 14-й Международной исследовательской школы в Якутии и их результаты

Личные впечатления

Дарья Никитина, тьютор: «Для меня цель данного проекта несколько шире заявленной, скорее она отражает общую цель МИШ — обучение межкультурной коммуникации, диалогу культур. Знакомясь со сказками народов мира, анализируя их, проводя полевое исследование, участники лучше осознают многообразие культурного наследия, а также начинают лучше понимать самих себя. Проект получился интересным и запоминающимся».

Марина Козырева, тьютор: «Быть тьютором на МИШ — невероятный опыт, который невозможно переоценить. Руководить проектом для меня было очень волнительно, однако, когда я смотрела на финальную защиту, я видела, что все вышло намного лучше, чем я ожидала. Для меня главное — зажечь интерес к исследованию у школьников, а самое ценное — видеть, как они открывают что-то новое, неожиданное. Атмосфера МИШ, охватывающая все пространство — от вечерних брифингов и мастер-классов до научных воркшо-пов и лекций — позволяет не только участникам, но и тьюторам взглянуть на свой предмет исследования по-новому, получить заряд вдохновения и пообщаться с исследователями из других сфер. Лично для меня участие в МИШ в качестве тьютора помогло осознать, что я действительно люблю академическую среду и хочу в ней развиваться».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.