Научная статья на тему 'Универсальная модель управления ценой для принятия эффективных управленческих решений в СХПК «Усольский свинокомплекс» Усольского района Иркутской области'

Универсальная модель управления ценой для принятия эффективных управленческих решений в СХПК «Усольский свинокомплекс» Усольского района Иркутской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНА / ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕМ / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕНОЙ / ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЦЕНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Врублевская В. В.

В статье рассматривается модель управления ценой, она помогает руководителям предприятий эффективно управлять ценообразованием, планировать и прогнозировать дальнейшее изменение цены, учитывать компенсирующий объем продаж при изменении цены, а также и других факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Универсальная модель управления ценой для принятия эффективных управленческих решений в СХПК «Усольский свинокомплекс» Усольского района Иркутской области»

5. Андерсен Бьёрн. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования / Пер. с англ. С.В. Ариничева / Науч. ред. Ю.П. Адлер. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2003. - 272 с.

6. www.up-pro.ru/library/production_management/lean/lean-russia-usa.html.

7. Луйстер Т., Теппинг Д. Бережливое производство: от слов к делу. -М.: РИА «Стандарты и качество», 2008. - 132 с.

8. Клочков Ю.П. Давыдова Н.С. Модель управления внедрением системы «Бережливое производство» на предприятии // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». - 2012. - Выпуск 4.

9. Эми Осоно, Норихико Симидзу, Хиротака Такеути. Экспериментальная Toyota: Парадоксы успеха японского менеджмента. - М.: Альпина Паб-лишерз: Издательство Юрайт, 2011. - 286 с.

10. Ребрин Ю.И. Управление качеством: учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ 2004. - 174 с.

11. Ротер Майк. Тойота Ката. Лидерство, менеджмент и развитие сотрудников для достижения выдающихся результатов. - СПб.: Питер Пресс, 2014. - 304 с.

УНИВЕРСАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

ЦЕНОЙ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СХПК «УСОЛЬСКИЙ СВИНОКОМПЛЕКС» УСОЛЬСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

© Врублевская В.В.*

Иркутская государственная сельскохозяйственная академия, г. Иркутск

В статье рассматривается модель управления ценой, она помогает руководителям предприятий эффективно управлять ценообразованием, планировать и прогнозировать дальнейшее изменение цены, учитывать компенсирующий объем продаж при изменении цены, а также и других факторов.

Ключевые слова: цена, эффективное управление ценообразованием, модель управления ценой, планирование и прогнозирование цены.

Построения универсальной модели зависимости от изменения анализируемых факторов основывается на показателях эффекта операционного рычага по данным факторам (см. табл. 1). С помощью показателей операционного рычага по анализируемым факторам можно определить воздействие факторов на финансовый результат.

* Кафедра Финансов и анализа.

Таблица 1

Показатели эффекта операционного рычага по анализируемым факторам в СХПК «Усольский свинокомплекс» за 2011-2013 гг.

Показатели 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2013 г. в % к 2011 г.

Выручка, млн. руб. 2554,2 2946,6 3166,3 123,96

Постоянные затраты, млн. руб. 500,1 516,1 717,2 143,41

Переменные затраты, млн. руб. 1445,8 1672,8 1650,5 114,16

Валовая прибыль, млн. руб. 608,3 757,7 798,6 131,28

Эффект операционного рычага (объем продукции) 1,82 1,68 1,90 104,40

Эффект операционного рычага (цена реализации) 4,20 3,89 3,96 94,29

Эффект операционного рычага (постоянные затраты) 0,82 0,68 0,90 109,76

Эффект операционного рычага (переменные затраты) 2,38 2,21 2,07 86,97

Наибольшее влияние на прибыль оказывает цена продукции (см. рис. 1), за представленный период эффект операционного рычага по цене уменьшился на 5,71 % и на конец периода составил 3,96, в случаи увеличения цены на 10 % увеличение прибыли составит 39,6 %. Наибольшее уменьшение произошло по эффекту операционного рычага рассчитанного по переменным затратам, он уменьшился на 13,03 % и в 2013 г. составил 2,07 таким образом при увеличении переменных затрат на 10 % приведет к уменьшению прибыли на 20,7 %, так как между этими показателями существует обратная связь.

Цена 3,96

Объем реализации 1,90

2,07 Переменные затраты

0,90 Постоянные затраты

Рис. 1. Шкала степени влияния факторов на прибыль

Для построения модели, описывающей влияние различных факторов на прибыль предприятия, проанализируем влияния на прибыль предприятия изменения рассматриваемых факторов на + 15 % (с шагом в 5 %) (см. табл. 2). Учитывая, что увеличение затрат оказывает отрицательное воздействие на изменение прибыли, то для построения модели эффект операционного рычага по данным факторам используется со знаком минус. Данные, приведенные в табл. 2, используем для построения графика эластичности прибыли (см. рис. 2).

Таким образом, наибольшее снижение прибыли произойдет при снижении цены на 15 %, она уменьшится на 59,47 %, соответственно при увеличении цены на 15 % прибыль увеличится на 59,47 %.

На рис. 2 наглядно видно, что цена оказывает наибольшее влияние на прибыль, чем больше угол наклона прямой, характеризуемой воздействие конкретного фактора, тем больше его влияние на прибыль, т.е. при увеличении цены на 10 % прибыль увеличиться примерно на 40 %, что видно из графика.

Таблица 2

Универсальная модель зависимости прибыли от изменения анализируемых факторов

Анализируемые факторы Эффект операционного рычага Процентное изменение прибыли при изменении фактора на:

-15 % -10 % -5 % 5 % 10 % 15 %

Цена 3,96 -59,47 -39,65 -19,82 19,82 39,65 59,47

Переменные затраты" -2,07 -31,00 -20,67 -10,33 10,33 20,67 31,00

Постоянные затраты" -0,90 -13,47 -8,98 -4,49 4,49 8,98 13,47

Объем продаж 1,90 -28,47 -18,98 -9,49 9,49 18,98 28,47

Примечание: для построения модели операционный рычаг используется со знаком минус.

Рис. 2. График эластичности прибыли предприятия к изменению различных факторов

С помощью представленной модели можно оперативно осуществлять контроль изменения прибыли при изменении различных факторов. Между тем в практических целях чаще необходимо решать обратную задачу, а именно: задаваясь желательным результатом, определять, что нужно сделать, чтобы добиться этого результата. В этом случаи необходимо определение компенсирующего объема продаж.

Определение компенсирующего объема продаж от реализации мясо и мясопродукции СХПК «Усольский свинокомплекс» при изменении анализируемых факторов, т.е. цены, постоянных и переменных затрат (см. табл. 3). Другими словами, на какой процент необходимо изменить объем продаж для сохранения прибыли на заданном уровне при изменении различных факторов. Заданным уровнем прибыли будем считаться прибыль, полученная в 2013 г. от реализации мясо и мясопродукции, т.е. 798 565 тыс. руб.

Экономический смысл полученных результатов заключается в том, что предприятие при увеличении цены скажем на 10 %, может допустить снижения объема продаж на 17,3 %. В результате снижения объема реализации менее чем на 17,3 % предприятие получит дополнительную прибыль в результате повышения цены. Если же объем продаж снизиться более чем на 17,3 %, то предприятие лишится части запланированной прибыли. На осно-

вании таблицы 3 построим график (см. рис. 3) зависимости компенсирующих объемов продаж от изменения факторов.

Таблица 3

Компенсирующие объемы реализации при изменении анализируемых факторов

Анализируемые факторы Эффект Компенсирующее изменение объема продаж

операционного при изменении фактора на:

рычага -15 % -10 % -5 % 5 % 10 % 15 %

Цена 3,96 45,6 26,4 11,7 -9,5 -17,3 -23,9

Переменные затраты* -2,07 -14,0 -9,8 -5,2 5,8 12,2 19,5

Постоянные затраты* -0,90 -7,1 -4,7 -2,4 2,4 4,7 7,1

Примечание: * для построения модели операционный рычаг используется со знаком минус.

На графике кривые играют роль, так называемых кривых безразличия: любая точка на этих кривых соответствует таким возможным значениям факторов, которые не приводят к изменению прибыли, достигнутой в исходном состоянии предприятия. Таким образом, кривые безразличия являются границей, выше которой располагаются области, благоприятные для предприятия в целом [2].

Любые события, которые изменят анализируемые факторы так, что предприятие окажется в такой области, принесут ему операционную прибыль. И наоборот: области, лежащие ниже кривых безразличия, являются неблагоприятными, и переход в них лишает предприятия части запланированной прибыли.

Рис. 3. График зависимости компенсирующих объемов реализации от изменения анализируемых факторов

При изучении операционного анализа и его показателей, было принято решение усовершенствовать данную модель, сопоставить изменения факторов на цену (см. табл. 4 и рис. 4). С помощью данной методики выявлен метод планирования цены на будущий период, а также определен вид связей между ценой и анализируемыми факторами.

Таблица 4

Компенсирующее изменение цены реализации при изменении факторов

Анализируемые факторы Эффект операционного рычага Компенсирующее изменение цены реализации при изменении фактора на:

-15 % -10 % -5 % 5 % 10 % 15 %

Объем продаж 1,90 8,45 5,32 2,52 -2,28 -4,35 -6,24

Постоянные затраты" -0,90 -3,40 -2,27 -1,13 1,13 2,27 3,40

Переменные затраты" -2,07 -7,82 -5,21 -2,61 2,61 5,21 7,82

Примечание: " для построения модели операционный рычаг используется со знаком минус.

Если предприятию поставщики сырья к примеру кормов, увеличат цену и тем самым переменные затраты возрастут например на 5 %, то следует увеличить цену на 2,61 %, если этого не произойдет то, предприятие потеряет часть прибыли. Также возможен вариант, что при покупке кормов в больших объемах поставщики предоставят скидку и переменные затраты снизятся на 10 % в этом случае есть резерв снижения цены на 5,21 % при отказе предприятия снизить цену оно получит дополнительную прибыль.

Объем продаж —*- Постоянные затраты )( Переменные затраты

Рис. 4. Компенсирующее изменение цены реализации

Точки, отмеченные на этих кривых, не приносят изменения достигнутого уровня прибыли, все, что выше данных кривых принесет предприятию дополнительный уровень прибыли. Соответственно все, что ниже кривых по определенному фактору, в данном случае предприятия не достигнет своего уровня прибыли.

С помощью операционного анализа мы рассчитывали точку безубыточности, т.е. объем, при котором прибыль равна нулю по сути это минимальный объем который должно продать предприятие. Теперь с помощью операционного анализа мы рассчитаем минимальную цену, при которой прибыль равна нулю (см. табл. 5).

Критическое значение цены 13 031 руб./ц если предприятие при данном объеме будет реализовывать при цене, ниже, то получит убыток. Максимальную скидку, которую они могут дать это 25,2 % или 4395 руб./ц.

Таблица 5

Критические значения факторов

Фактор Эффект операционного рычага Факт 2013 г. Критическое значение фактора Прибыль в критическом значении фактора

Цена реализации руб./ц 3,96 17 426 13 031 0,00

Объем реализации, ц 1,90 181 700 85 973 0,00

Удельные переменные затраты руб./ц 2,07 9084 13 479 0,00

Постоянные затраты, тыс. руб. 0,90 717 195 1 515 760 0,00

Данная модель укомплектована и полностью пригодна для управления ценообразованием на предприятии. С помощью нее мы можем устанавливать минимальную цену, определять максимальную скидку При изменении анализируемых факторов, под влиянием внешних и внутренних условий среды функционирования предприятия, мы можем ориентироваться в каком направлении необходимо управление ценой: либо это ее увеличение, при этом мы знаем на какую величину, это необходимо сделать; либо мы можем ее снизить, не допустив при этом уменьшения достигнутого уровня прибыли.

Список литературы:

1. Врублевская В.В. Цена, как инструмент рыночной экономики / В.В. Врублевская, М.Ф. Тяпкина // Научные исследования студентов в решении актуальных проблем АПК: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием, посвященной 80-летию ФГБОУ ВПО ИрГСХА (19-20 марта 2014 г., г. Иркутск). Часть II. - Иркутск: Издательство ИрГСХА, 2014. - С. 60-65.

2. Гаврилова А.Н. Финансы организаций (предприятий): учебное пособие / А.Н. Гаврилова, А.А. Попов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2007. - 608 с.

АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДОЛГОСРОЧНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕСТРУКТУРИЗАЦИЮ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

© Голицынская Ю.Д.*

Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет, г. Владивосток

This article contains an analysis of long-term investment in the fishing industry of Primorsky Krai. It also describes a state program that contributes the investment in the restructuring of the fishing industry of the region.

* Студент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.